Жанр романса. Романс - это вся история жизни в песне Романс какой жанр

Романс (испан. romance ) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, поэтический жанр: особо напевное лирическое стихотворение (а также стихотворение, предназначенное для музыки), а с другой - жанр вокальной музыки. Во Франции термин «романс» (romance ) применялся наряду с термином chanson в XVIII и начале XIX вв., затем его заменило понятие mélodie, введённое Г. Берлиозом как жанровое обозначение вокального произведения с сопровождением. В некоторых странах романс и обозначаются одним словом: нем. Lied , англ. song . В России название «романс» первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст (хотя бы и русским композитором). Романсы с текстом на русском языке назывались «российскими песнями».

В романсе мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихом, отражая не только общий его характер, тип строфы, поэтический размер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену, ритмический и интонационный рисунок отдельных фраз. Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное выразительное значение и зачастую является равноправным участником ансамбля. Романсы подразделяется на отдельные жанровые разновидности: баллады, элегии, баркаролы, романсы в танцевальных ритмах и т. д.

Непосредственными предшественниками романса в современном значении этого термина наряду с песенными жанрами явились вокальные подтекстовки танцевальных форм: менуэтов, сицилиан и т. п. (Сперонтес, «Муза, поющая на реке Плейсе» - „Singende Muse an der Pleiße”, 1736-45; Г. Н. Теплов, «Между делом безделье», 1759, и другие).

Развитие романса как синтетического, музыкально-поэтического жанра начинается во 2-й половине XVIII в. В творчестве композиторов берлинской школы (М. Агрикола, К. Ф. Э. Бах, Ф. Бенда и др.), Э. Н. Мегюля, А. М. Бертона и Н. Далейрака во Франции, А. М. Дубянского и О. А. Козловского в России можно найти примеры тонкого слияния музыки и стиха. В это же время начинается и теоретическое осмысление проблем соединения музыки и слова (в трудах К. Г. Краузе, А. Э. М. Гретри).

В XIX в., особенно в творчестве композиторов романтического направления, романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему, душевному миру человека и к сокровищам народного искусства. В творчестве крупнейших авторов романса XIX в. заметно тесное взаимодействие этих линий. Раньше всего новый тип романса сложился в австрийской музыке; создателем его по праву считается Ф. Шуберт, явившийся основоположником немецкой и австрийской школы романса этого типа (помимо Шуберта, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф и другие). Вскоре возникают и другие яркие национальные школы романса: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Наряду с камерно-вокальной классикой в XIX в. развивался и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей и стилистически близкий песне. Эти две области романса не были изолированными и постоянно взаимодействовали, особенно в России. Романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова, А. И. Дюбюка обладают несомненными художественными достоинствами и не утратили значения. Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории искусства тесно связаны имена Ф. Шуберта и И.-В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Майкова. Творчество Пушкина оказало сильнейшее воздействие на русский романс. Это проявилось не только в количестве произведений, написанных на его стихотворения, - во многих из этих романсов (особенно у Глинки и Римского-Корсакова) нашли отражение и эстетические, и стилистические принципы поэта.

Русские композиторы XIX в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский). Романс в их творчестве иногда приобретает черты театральной сценки, исполняемой конкретным персонажем (Даргомыжский - «Червяк», «Титулярный советник», Мусоргский – «Семинарист», «Светик Савишна», «Озорник» и другие). В творчестве Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием («День ли царит»). Этот тип романса характерен и для Рахманинова («Весенние воды»).

Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяют романсы в вокальный цикл, создавая относительно крупное и тематически богатое «сюитного» типа произведение, в котором, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое невозможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами само развитие поэтических образов и сюжета. Первый вокальный цикл принадлежит Л. Бетховену («К далёкой возлюбленной», 1816), вполне зрелые образцы этого жанра были созданы Ф. Шубертом («Прекрасная мельничиха», 1823, и «Зимний путь», 1827). В дальнейшем вокальные циклы писали Шуман, Брамс, Малер, Вольф и другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половинеXIX – начале XX вв. в области романса выдвигаются представители молодых национальных школ: чешской (Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Новак), польской (М. Карлович, К. Шимановский), финской (Я. Сибелиус), норвежской (X. Хьерульф, Э. Григ), внёсшие существенный вклад в развитие жанра.

Развитие романса в XX в. - уже в первые его десятилетия – представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции XIX в. композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведении индивидуальное её решение, вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения - «стихотворение с музыкой». Подобного рода сочинения есть у С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева («Пять стихотворений Ахматовой»), у французских композиторов (К. Дебюсси, „Cinq Poémes de Baudelaire” и другие). На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (Дебюсси - «Песни Билитис», Прокофьев - «Гадкий утёнок»), используют свободно интонируемый «музыкальный говор» (Sprechstimme, Sprechgesang). Первым и наиболее радикальным образцом Sprechgesang был цикл А. Шёнберга «Лунный Пьеро» (1912), в дальнейшем этот приём использовался главным образом как эпизодический. С другой стороны, в романсе XX в. интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепианная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре «романса-прелюдии» («Сирень» Рахманинова, многие романсы Дебюсси). Следует отметить также проникновение в романс элементов фольклора, главным образом народных музыкально-речевых жанров (И. Ф. Стравинский – «Прибаутки»), интерес к диалектным особенностям народной песни (М. Равель, М. де Фалья). Большое количество стилистических находок в романсе XX в. не могло, однако, компенсировать некоторой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра.

Советские композиторы в первых образцах романсов продолжают традицию предреволюционных десятилетий, затем находят собственный путь. В советском романсе осуществляется и творческое развитие классических камерно-вокальных жанров (Ан. А. Александров, H. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров), и обновление их путём усиления песенного начала (Г. В. Свиридов) или начала интонационно- характеристического (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович). В 60-70-е гг. очень расширяется круг исполнительских средств романса, появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вокальные циклы к кантатным и даже вокально-симфоническим произведениям. Вокально-инструментальные циклы получили распространение и в современной зарубежной музыке (П. Булез, Б. Бриттен).

Краткая история романса. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Кюи Ц. A., Русский романс, СПБ, 1896;

Pиндейзен Н., Русская художественная песня. (Романс), М.-Лейпциг, ;

Глебов И. (Асафьев Б. В.), Введение, в его книге: Русская поэзия в русской музыке (нотографический указатель), П., 1922;

его же , Важнейшие этапы развития русского романса, в книге: Русский романс, М.-Л., 1930;

его же , Русский романс XIX в., в его книге: Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, Л., 1968;

Левашева О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашин, в книге: Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1958;

Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956;

её же , Романтическая песня XIX века, М., 1966;

её же , Мастера советского романса, М., 1968;

её же , Камерная вокальная музыка, в книге: Музыка XX века. Очерки, часть 1, книга 1, М., 1976;

Гусев В. Е., Вступительная статья в сборнике: Песни и романсы русских поэтов, М.-Л., 1965;

Курышева Т. A., Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке, в сборнике: Вопросы музыкальной формы, выпуск 1, М., 1966;

Ручьевская Е., О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века, в сборнике: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966;

её же , О методах претворения и выразительном значении речевой интонации, в сборнике: Поэзия и музыка, М., 1973;

Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года), выпуск 1-2, М., 1966 – 69;

Mоsек H. J., Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1-2, B.-Z., , Tutzing, 1968;

Gоugelot H., La romance française sous la Révolution et l"Empire, pt. 1-2, Melun, 1938-43;

Bücken E., Das deutsche Lied, Hamb., 1939;

Nоske Fr., La mélodie française de Berlioz а Duparc, P., 1954;

Вeaufils M., Le lied romantique allemand, ;

Friedländer M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert, Bd 1-2, Stuttg., 1902, Hildesheim, 1962;

Kretzschmar H., Geschichte des neuen deutschen Liedes, Lpz., 1911, Hildesheim-Wiesbaden, 1966.

что такое романс?

  1. кем и чем исполняется, сколько частей, характер и пример
  2. Романс это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера.
  3. романс это музыкальое произведение
  4. Романс это и музыкальное, и литературное произведение искусства. Если говорить простыми словами, то романс это стихотворное произведение, которое размеренно декламируется либо под музыку, либо без нее. Романсы это излюбленный жанр поэтов XVIII-XIX века в России. Многие стихи, написанные в определенном ритме и чаще всего на любовную тематику, затем ложились на музыку, превращаясь уже в музыкальные романсы
  5. супер пупер
  6. вы сами ответили. Небольшое лирическое музыкально — поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
  7. Романс (фр. romance) многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространенном значении небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания
  8. нюпер
  9. Романс это музыкальное произведение
  10. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском (романском) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт. В начале XIX в. романс как лирический жанр, способный передать богатый и разнообразный внутренний мир человека, привлекал крупнейших композиторов. Первый цикл романсов принадлежит Бетховену (К далекой возлюбленной) . Большое внимание уделяли романсу композиторы-романтики: Вебер, Шуберт, Шуман. Позднее этот жанр развили Брамс, Вольф, Малер, Форе, Шарпантье, Дебюсси, Григ и др. В России предшественницей романса была российская песня 2-й полов. XVIII в. , представленная творчеством Ф. Дубянского и О. Козловского. В 1-й полов. XIX в. повсеместно распространился лирический бытовой романс детище городской культуры, впитавший достижения русской народные песни, а также некоторые черты украинской и цыганской песни. Вначале романс носил следы салонной сентиментальности, но вскоре в нем победили демократические элементы; в него включаются ритмы танцев вальса, мазурки, болеро; он тесно сближается с поэзией Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Пушкина. Создатели классического русского романса Глинка, а также его современники Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилев. В дальнейшем романсу уделяли большое внимание почти все русские композиторы.. .

    …С определнной долей условности можно отличить три основные стиля исполнения романсов: академический (оперно-классический) , эстрадный и цыганский. Исполнители чистого академического стиля (да простят мне отличные вокалисты мой комментарий) довольно часто используют замечательный жанр романса и его очаровательную музыку преимущественно для демонстрации своих превосходных голосовых данных. Исполнители эстрадного стиля уделяют больше внимания выражению лирико-драматических чувств, заключнных в поэтическом тексте и музыке романса. Исполнители цыганского стиля делают упор на вокальные примы цыганской манеры пения.. .

    …Городской или бытовой романс интимен, порой мелодраматичен, но не слащав, живое чувство любящей души бьется в нем, переживая эпохи, пристрастия вождей. Романс как жанр зародился в среде разночинцев, мелкого чиновничества, в нем сердце униженных и оскорбленных кем бы то или чем бы то ни было судьбой, разлюбившей женщиной, увядающей природой; в нем стремление быть верным любовной клятве, в нем та жизнь человека, которая невыразима ни в каком ином искусстве. Потому романс порой становится безысходной драмой, оставаясь преисполненным сентиментального чувства.

    Романс зарождался и развивался в ресторанах, кабаках, в квартирах композиторов, например, у знаменитого А. Дюбюка, автора популярного Не лукавьте, дружившего с драматургом А. Островским, братьями Рубинштейнами.. .

    …Если принять, что романс это не только текст и ноты, а именно то, что входит в наши уши и души, то соавторами романса являются исполнитель-вокалист и музыкальное сопровождение. В этом смысле разные исполнения создают разный конечный продукт. В упрощнной схеме потенциальное художественное и эмоциональное воздействие романса на слушателя определяется основными его компонентами в следующей пропорции:

    Музыка 30%
    Текст 20%
    Исполнение 35%
    Аккомпанемент 15% …

  11. блеать
  12. РОМАНС (ФР. romancelt;roman романский) -1)небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (на фортепьяно, гитаре и т. п.); романсом часто называют инструментальные музыкальные пьесы (для скрипки, виолончели, фортепьяно), отличающиеся преобладанием мелодического начала; 2)небольшое лирическое стихотворение песенного типа, чаще всего о любви.
  13. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском (романском) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт. В начале XIX в. романс как лирический жанр, способный передать богатый и разнообразный внутренний мир человека, привлекал крупнейших композиторов. Первый цикл романсов принадлежит Бетховену (К далекой возлюбленной) . Большое внимание уделяли романсу композиторы-романтики: Вебер, Шуберт, Шуман. Позднее этот жанр развили Брамс, Вольф, Малер, Форе, Шарпантье, Дебюсси, Григ и др. В России предшественницей романса была российская песня 2-й полов. XVIII в. , представленная творчеством Ф. Дубянского и О. Козловского. В 1-й полов. XIX в. повсеместно распространился лирический бытовой романс детище городской культуры, впитавший достижения русской народные песни, а также некоторые черты украинской и цыганской песни. Вначале романс носил следы салонной сентиментальности, но вскоре в нем победили демократические элементы; в него включаются ритмы танцев вальса, мазурки, болеро; он тесно сближается с поэзией Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Пушкина. Создатели классического русского романса Глинка, а также его современники Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилев. В дальнейшем романсу уделяли большое внимание почти все русские композиторы.. .

    …С определнной долей условности можно отличить три основные стиля исполнения романсов: академический (оперно-классический) , эстрадный и цыганский. Исполнители чистого академического стиля (да простят мне отличные вокалисты мой комментарий) довольно часто используют замечательный жанр романса и его очаровательную музыку преимущественно для демонстрации своих превосходных голосовых данных. Исполнители эстрадного стиля уделяют больше внимания выражению лирико-драматических чувств, заключнных в поэтическом тексте и музыке романса. Исполнители цыганского стиля делают упор на вокальные примы цыганской манеры пения.. .

    …Городской или бытовой романс интимен, порой мелодраматичен, но не слащав, живое чувство любящей души бьется в нем, переживая эпохи, пристрастия вождей. Романс как жанр зародился в среде разночинцев, мелкого чиновничества, в нем сердце униженных и оскорбленных кем бы то или чем бы то ни было судьбой, разлюбившей женщиной, увядающей природой; в нем стремление быть верным любовной клятве, в нем та жизнь человека, которая невыразима ни в каком ином искусстве. Потому романс порой становится безысходной драмой, оставаясь преисполненным сентиментального чувства.

    Романс зарождался и развивался в ресторанах, кабаках, в квартирах композиторов, например, у знаменитого А. Дюбюка, автора популярного Не лукавьте, дружившего с драматургом А. Островским, братьями Рубинштейнами.. .

    …Если принять, что романс это не только текст и ноты, а именно то, что входит в наши уши и души, то соавторами романса являются исполнитель-вокалист и музыкальное сопровождение. В этом смысле разные исполнения создают разный конечный продукт. В упрощнной схеме потенциальное художественное и эмоциональное воздействие романса на слушателя определяется основными его компонентами в следующей пропорции:

    Музыка 30%
    Текст 20%
    Исполнение 35%
    Аккомпанемент 15% …
    38 Нравится Пожаловаться
    11 ОТВЕТОВ
    Татьяна Трусова Просветленный (20642) 7 лет назадРоманс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском (романском) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сат
    Романс это жанр вокально-инструментальной музыки. Р

  14. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском (романском) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт. В начале XIX в. романс как лирический жанр, способный передать богатый и разнообразный внутренний мир человека, привлекал крупнейших композиторов. Первый цикл романсов принадлежит Бетховену (К далекой возлюбленной) . Большое внимание уделяли романсу композиторы-романтики: Вебер, Шуберт, Шуман. Позднее этот жанр развили Брамс, Вольф, Малер, Форе, Шарпантье, Дебюсси, Григ и др. В России предшественницей романса была российская песня 2-й полов. XVIII в. , представленная творчеством Ф. Дубянского и О. Козловского. В 1-й полов. XIX в. повсеместно распространился лирический бытовой романс детище городской культуры, впитавший достижения русской народные песни, а также некоторые черты украинской и цыганской песни. Вначале романс носил следы салонной сентиментальности, но вскоре в нем победили демократические элементы; в него включаются ритмы танцев вальса, мазурки, болеро; он тесно сближается с поэзией Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Пушкина. Создатели классического русского романса Глинка, а также его современники Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилев. В дальнейшем романсу уделяли большое внимание почти все русские композиторы.. .
  15. Романс (фр. romance) многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространенном значении небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания
  16. Романс это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. Романс это испанское слово, означающее по-испански, то есть исполняется, как в Испании. Термин этот появился в средние века. Он означал, что вокальное произведение исполняется испанским певцом в испанском стиле. Вскоре весь мир стал называть светскую песню романсом.

    Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: баллада, элегия и романс в танцевальных ритмах.

    В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.

    В России появился совершенно новый вид романса цыганский романс. Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.

    Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Серебрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин.

  17. романс появился раком

Романс - это и музыкальное, и литературное произведение искусства. Если говорить простыми словами, то романс - это стихотворное произведение, которое размеренно декламируется либо под музыку, либо без нее. Романсы - это излюбленный жанр поэтов XVIII-XIX века в России. Многие стихи, написанные в определенном ритме и чаще всего на любовную тематику, затем ложились на музыку, превращаясь уже в музыкальные романсы.

Сейчас многие знают, что такое романс, но мало кто помнит, откуда в русском языке вообще взялось это слово. На самом деле, оно пришло из испанского и в этой жаркой стране означало светскую песню. В европейских странах романс, каким мы его знаем сегодня, являлся видом обычных песен, которые пели и светские дамы под гитару или фортепиано, и обычные крестьянки. Большое влияние на европейские романсы оказывали поэты XVIII века: Гете, Гейне. Писали музыкальные романсы крупнейшие композиторы тех веков: Бетховен, Шуберт и Брамс создавали размеренные грустные мелодии под красивые стихотворные романсы.

Романсы в музыке

Что такое романс в музыке, знает каждый человек, который когда-нибудь смотрел старые советские фильмы. В наши края романс пришел в XIX веке, когда богатые поместья обеднели и страна готовилась к войне. На фоне всего этого обмельчавшего и обедневшего населения все еще бурлили нешуточные любовные страсти. Чем тяжелее было положение ранее богатых семей, тем сильнее накалялась обстановка: девушек старались выдавать замуж более выгодно, прерывали истинные любовные отношения и т. п. Поэтому большинство музыкальных русских романсов - это довольно тоскливые произведения. Их основные особенности - это неназойливое музыкальное сопровождение в виде гитары, скрипки или фортепиано, большое количество куплетов и почти полное отсутствие припевов. Романс, если так можно выразиться, - это затяжной крик души, когда в песне выражается вся боль и все переживания поющего.

Романс - это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего . Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.

Зарождение романса

Сам термин «романс» возник в в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

Итак, романс - это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Западноевропейский романс

С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.

Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.

Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.

Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.


Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения - салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза - Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.

Его основные характеристики и составляющие, а также история происхождения и развития старинного жанра. Роль Михаила Глинки в развитии русского романса.

Прекрасное лирическое исполнение в сопровождении живой музыки всегда затрагивало сердца слушателей и ценителей классики. Удивительно, как такое короткое музыкальное творение может затрагивать самые далекие струны нашей души. Романс - это удивительное сочетание поэзии и музыки, которое нашло множество почитателей. В мелодико-поэтическом жанре выделяют три разновидности: баркарола (ритмичная песня), элегия (песня-размышление), баллада (сюжетная песня).

Романс - это старинный жанр

История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился в средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен, обычно это были стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и передававшие глубокие переживания. К слову, на сегодняшний день слова “романс” и "песня" тождественны во многих языках.

Со временем этот приобрел такую популярность, что одиночные произведения стали объединять в целые вокальные циклы. Символично, что первый подобный цикл создал гений мировой музыки и отец классики — Бетховен. Его идею подхватили и продолжили не менее известные музыканты, такие как Брамс, Шуман и Шуберт.

Основные характеристики романса

Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже - дуэтом, и почти никогда - хором.

Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему. Романс - это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.

Немного о русском романсе

Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился и в русскую культуру. Возможно, это было навеяно духом романтизма, которым было пропитано все начало девятнадцатого столетия. Он пришелся весьма по вкусу требовательной публике, и его моментально подхватили такие композиторы, как Варламов ("На заре ты ее не буди") , Гурилёв ("Однозвучно звучит колокольчик"), Алябьев ("Соловей"). Некоторые из них посчитали нужным внести в русский романс дух свободы и жизнерадостности и в то же время позволяли исполнителю продемонстрировать свои вокальные данные. Аккомпанемент здесь - всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой.

Печально, но в советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая цензура считала, что идеология, пропагандируемая в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не приветствовались, их тематику посчитали "упаднической". В тренде были патриотические, народные и юмористические песни с незатейливой мелодией.

Тем не менее, романсы в некоторых своих видах, например, «городской», продолжали существовать, передаваемые из уст в уста простыми людьми. Именно благодаря им со временем и произошло долгожданное возрождение этого жанра, которое пришлось приблизительно на семидесятые годы.

Русский композитор Михаил Иванович Глинка

Неоценимый вклад в историю русского романса, внес Михаил Иванович Глинка. Как известно, он написал более восьмидесяти произведений разного направления. Романсы Глинки - это уникальные шедевры, создание которых под силу только таким талантливым и одаренным личностям, как Михаил Иванович. Его любимые романсы были положены на стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Он всегда ценил хорошую поэзию и осознавал, что настоящий романс без нее не может существовать.

Самое значимое произведение - опера "Руслан и Людмила" по мотивам одноименной поэмы Пушкина, которая не получила всеобщего признания, но раскрыла весь потенциал композитора. А известные романсы Глинки на стихи великого русского поэта - "Я помню чудное мгновенье", "Я здесь, Инезилья", "Заздравный кубок", "За здравие, Мери".

На сегодняшний день поклонников всемирно известного жанра насчитывается миллионы. Благодаря любви и поддержке публики он не стоит на месте, а с каждым днем развивается и двигается вперед. Безусловно, сколько бы времени ни прошло, романс останется одним из ведущих и важнейших направлений камерной музыки.

Все большее количество людей находят в нем, что-то близкое к себе, какую-то отдушину в своих переживаниях и проблемах. Утешительно знать, что романс не отошел со временем на задний план, он и дальше остается любимым жанром вокала.