Жанр и художественные особенности.

Глава первая

3 мая.
Выехал из Мюнхена 1 мая в 8 часов 35 минут вечера и прибыл в Вену рано утром на следующий день; должен был приехать в 6 часов 46 минут, но поезд опоздал на час. Будапешт, кажется, удивительно красивый город; по крайней мере, такое впечатление произвело на меня то, что я мельком видел из окна вагона, и небольшая прогулка по улицам. Я боялся отдаляться от вокзала. У меня было такое чувство, точно мы покинули запад и оказались на востоке, а самый западный из великолепных мостов через Дунай, который достигает здесь громадной ширины и глубины, напомнил мне о том, что мы находимся недалеко от Турции. Выехали мы своевременно и прибыли в Клаузенберг после полуночи. Я остановился на ночь в гостинице «Руаяль». К обеду или, вернее, к ужину подали цыпленка, приготовленного каким-то оригинальным способом с красным перцем - прекрасное оригинальное блюдо, но сильно возбуждающее жажду.
(Примечание: надо взять рецепт для Мины.)
Я пришел к заключению, что, как ни скудны мои познания в немецком языке, все же они оказали мне большую услугу. Право, не знаю, как бы я обошелся без них. Во время моего последнего пребывания в Лондоне я воспользовался свободным временем, чтобы посетить Британский музей, где рылся в книгах и атласах книжного отдела Трансильвании; мне казалось, что впоследствии, при моем сношении с магнатами этой страны, всякая мелочь может пригодиться. Я выяснил, что интересовавшая меня область лежит на крайнем востоке страны, как раз на границах трех областей: Трансильвании, Молдавии и Буковины, посреди Карпатских гор; я убедился, что это одна из самых диких и малоизвестных частей Европы и никакие географические карты и другие источники не могли мне помочь определить местоположение «Замка Дракулы», так как до сих пор нет подробной географической карты этой области. Но все же мне удалось узнать, что почтовый город Быстриц - упомянутый графом Дракулой - существует на самом деле. Здесь я внесу кое-какие примечания, дабы впоследствии, когда буду рассказывать Мине о своем путешествии и пребывании в этих краях, восстановить в памяти все виденное мною. Трансильвания населена четырьмя различными народностями: саксонцами - на севере, валахами - на юге, мадьярами - на западе и секлерами - на востоке и северо-востоке. Я нахожусь среди последних. Они утверждают, что происходят от Аттилы и гуннов. Возможно, что так оно и есть поскольку в XI веке, когда мадьяры завоевали страну, она была сплошь заселена гуннами.
Я где-то вычитал, что в недрах Карпатских гор зародились суеверные предания и легенды всего мира, как будто в них находится центр водоворота фантазии; если это так на самом деле, то мое пребывание здесь обещает быть очень интересным.
(Примечание: надо спросить об этом у графа.)
Я плохо спал, хотя кровать моя была довольно удобна; мне снились какие-то страшные сны. Какая-то собака всю ночь завывала под моим окном, что может быть и повлияло на эти сны, а может быть, «паприка» всему виною, так как, хотя я выпил весь графин воды, все же не мог утолить жажды. Под утро я, по-видимому, крепко заснул, так как, чтобы добудиться меня, пришлось с полчаса неистово стучать в дверь. К завтраку подали опять «паприку», затем особую похлебку из кукурузной муки, так называемую мамалыгу, и яйцеобразные питательные плоды - Демьянку, начиненные мелко нарубленным мясом - превосходное блюдо; называется оно «имплетата».
(Примечание: необходимо раздобыть этот рецепт тоже.)
Мне пришлось поторопиться с завтраком, так как поезд отходил за несколько минут до 8-ми; вернее, он должен был отойти в это время, но когда я, примчавшись на станцию в 7 часов 30 минут, сел в вагон, выяснилось, что ранее половины девятого поезд и не подумал трогаться.

  • В сцене изнасилования в саду во время того, как Мина уводит Люси, на её белой рубашке можно хорошо разглядеть тень от кинокамеры.
  • В сцене наказания мистера Ренфилда можно заметить, что он болтается на верёвках.
  • В постельной сцене Мины и Дракулы сквозь ночную рубашку Мины просвечивают современные трусики.
  • Финальную песню фильма, «Love Song for a Vampire» написала и исполнила Энни Леннокс.
  • Идея сделать очередную экранизацию «Дракулы» пришла в голову актрисе Вайноне Райдер, которая и предложила этот проект Френсису Форду Копполе. И именно её пожелания оказали большое влияние на выбор основного актёрского состава фильма.
  • В качестве крови использовалось смородиновое желе.
  • Когда актеры, играющие главные роли, впервые встретились на репетиции, Коппола заставил их читать вслух роман Стокера целиком. Если верить Хопкинсу, это заняло два дня.
  • Сцену с обезглавливанием Дракулы Копполе предложил его друг Джордж Лукас.
  • Первоначально предполагалось, что фильм поставит классик американского кино Дэвид Лин («Мост через реку Квай», «Лоуренс Аравийский», «Доктор Живаго»). Однако он был занят разработкой проекта новой экранизации романа Джозефа Конрада «Ностромо», который так и остался неосуществленным после смерти режиссера в 1991 году.
  • Большая часть актерского состава была собрана, исходя из пожеланий Вайноны Райдер - включая Энтони Хопкинса, Гэри Олдмана, Киану Ривза и Ричарда Э. Гранта.
  • Среди тех, кто пробовался на роль Дракулы, были такие звезды, как Энди Гарсия (у которого, кстати, во время проб возникли проблемы с сексуальными эпизодами), Гэбриел Бирн, Арманд Ассанте и даже Антонио Бандерас, а также тогда еще малоизвестный актер Вигго Мортенсен.
  • Полный же список возможных исполнителей роли Дракулы, составленный Фрэнсисом Фордом Копполой, включал в себя имена таких актеров, как Дэниел Дэй-Льюис, Алек Болдуин, Джейсон Патрик, Эйдан Куинн, Кристиан Слейтер, Николас Кейдж, Майкл Нури, Дермот Малруни, Костас Мэндилор, Ник Кассаветес, Эдриан Пасдар, Хью Грант, Руперт Эверетт, Рэй Лиотта, Стинг, Кайл МакЛоклен, Алан Рикман, Колин Фёрт и Харт Бокнер.
  • Фрэнсиc Форд Коппола открыто критиковал свой собственный выбор Киану Ривза на роль Джонатана Харкера. Коппола признавал, что выбрал Ривза, потому что на эту роль нужен был молодой, но уже звездный актер, а главное - чтобы он был сексуальный и хорошо сочетался в кадре с красавицами-моделями Моникой Беллуччи, Михаэлой Берку и Флориной Кендрик.
  • Первоначально роль Р.-М. Ренфилда должен был играть Стив Бушеми, но в итоге ему предпочли легендарного актера и музыканта, «последнего битника Америки» Тома Уэйтса.
  • Кроме того, в качестве кандидата на роль Ренфилда также рассматривался также британский актер и рок-певец Иэн Дьюри.
  • Первым выбором на роль Люси Вестенра была известная актриса Джульетт Льюис.
  • Каштановые волосы Сэди Фрост были выкрашены в ярко-рыжий цвет, чтобы Люси в фильме внешне сильнее отличалась от Мины.
  • Во время предпроизводства фильма Фрэнсис Форд Коппола придумал концепцию того, что в присутствии такого потустороннего существа, как вампир, законы физики перестают работать корректно. Вот почему тени в фильме порой действуют независимо от того, кто или что их отбрасывает, крысы бегут вверх ногами, а жидкость капает вверх.
  • Для съемок фильма линия волос Гари Олдмана была отодвинута назад. Это было сделано для удобства наложения пластического грима, а также для придания большего сходства с изображениями валашского князя Влада Цепеша - реального прототипа Дракулы.
  • Для того чтобы записать нечеловеческий крик князя Влада в прологе, после того как он вонзает меч в крест и впервые испивает крови, был приглашен Люкс Интерьор - лидер-вокалист панк-группы «Крэмпс». Именно его голос (а не Гари Олдмана) мы слышим в фильме в этот момент.
  • Когда фильм вышел на экраны, одним из самых спорных аспектов сюжета для поклонников оригинального романа стала любовная линия Дракулы, полностью отсутствующая в книге Брэма Стокера. После этого режиссер решил обратиться к своему 29-летнему сыну Роману Копполе, который и стал супервайзером спецэффектов. Ему удалось воплотить на экране все необходимые эффекты, используя только различные кинематографические трюки и комбинированные съемки.
  • Когда Джонатан Харкер едет в поезде в Трансильванию, мы видим крупный план открытого дневника Харкера, прямо над которым проезжает поезд - при этом тень от поезда и дыма из трубы ложится на страницы. Этот эффект был достигнут при помощи приема искаженной перспективы: на самом деле были использованы огромный макет дневника и миниатюрная модель поезда. Далее в поезде Джонатан Харкер смотрит на карту Трансильвании - и мы видим ее «отражение» на его лице. Этот эффект был достигнут путем простого проецирования изображения карты при помощи эпидиаскопа на лицо Киану Ривза прямо во время съемок.
  • В том же эпизоде чуть позже Джонатан Харкер читает письмо графа Дракулы - и мы видим, как глаза Дракулы таинственно появляются в небе за окном поезда и следят за Джонатоном. Этот эффект был достигнут путем простого оптического комбинирования трех различных кадров. Сначала был отснят кадр с изображением глаз Гари Олдмана, причем актер был загримирован так, чтобы при проецировании этого кадра на задник с изображением карпатского неба были видны только глаза. Затем был отснят кадр, в котором изображение глаз Олдмана проецировалось на задник декорации Карпатских гор. И наконец, был заснят Киану Ривз, сидящий в поезде, за окном которого был расположен экран, на который проецировались отснятые ранее кадры с глазами Дракулы на фоне неба над Карпатами.
  • В Трансильвании Джонатана Харкера встречает экипаж Дракулы, и таинственный кучер в черном (по сюжету, это сам граф Дракула, и играл его Гари Олдман) протягивает руку, так что она как будто удлиняется и мистическим образом помещает Харкера в карету. Этот эффект был достигнут вживую с помощью двух обычных технических приспособлений: крана камеры, на котором сидел Гари Олдман, и небольшой подъемной платформы, на которой стоял Киану Ривз. Когда Олдман протянул руку, кран плавно сдвинулся вправо, приблизив его к Киану Ривзу, при этом снимающая камера синхронно также сдвинулась вправо, оставляя в кадре только руку Гэри. Когда рука Олдмана достигла плеча Ривза, подъемная платформа приподнялась и передвинула Киану к карете параллельно с обратным движением крана и камеры.
  • Когда экипаж приближается к замку Дракулы, есть кадр, в левой нижней части которого мы видим мчащийся по узкой горной дороге экипаж, а правой верхней - возвышающийся на скале на заднем плане замок Дракулы. Этот эффект был достигнут путем обычной перспективной дорисовки: замок был нарисован на куске стекла, который был помещен перед камерой во время съемки экипажа, катящегося по декорациям в павильоне.
  • Чтобы добиться более зловещего ощущения от эпизода, когда Джонатан Харкер входит в замок Дракулы, был применен классический прием «обратного реверса», то есть этот эпизод был снят «наоборот»: Киану Ривз выходил из замка, пятясь, а для фильма отснятые кадры «развернули».
  • В фильме есть эпизод, в котором Джонатан Харкер бреется, глядя в зеркало, а сзади к его плечу тянется рука Дракулы - и при этом ни рука, ни сам Дракула не отражаются в зеркале. Этот эффект был достигнут при помощи классического трюка, столь же старого, как само кино. Джонатан, которого мы видим со спины - это на самом деле не Киану Ривз, а дублер. А зеркало - на самом деле отверстие в стене, за которым стоит уже сам Ривз, все движения которого точно совпадают с движениями дублера. Таким образом, когда к плечу дублера тянется рука, никакого отражения за спиной Ривза нет - просто потому, что нет никакого зеркала. Аналогичный трюк был использован, например, Романом Полански в фильме «Бал вампиров» (1967).
  • Когда Джонатан Харкер исследует замок Дракулы, есть кадр, в котором Харкер спускается по лестнице на заднем плане, а на переднем плане в это же время три крысы пробегают по какой-то металлической балке вверх ногами. Это эффект был достигнут при помощи классического приема двойной экспозиции - то есть кадр был отснят дважды. Сначала были засняты бегущие по балке крысы - при этом камера была перевернута, и вся верхняя часть кадра была закрыта черной маской. Затем пленку отмотали на начало эпизода, камеру вернули в правильное положение, а черной маской закрыли теперь другую часть кадра (ту, куда уже были засняты крысы) - и досняли спускающегося по лестнице Киану Ривза на оставшуюся часть кадра. Такой прием раньше применялся, например, во всех случаях, когда требовалось раздвоить актера или актрису на экране.
  • Первые кадры появления Дракулы на улицах Лондона выглядят как кадры из очень старого фильма, хотя они и цветные. Это также не было достигнуто при помощи какой-либо компьютерной или иной обработки изображения. Эти кадры действительно были сняты настоящей старой ручной кинокамерой фирмы «Пате», что придало им характерную для очень старых фильмов убыстренность, на старую пленку из запасников фирмы «Кодак», что придало им характерную зернистость.
  • Далее есть момент, когда Мина Мюррей, выйдя из аптеки, сталкивается с Дракулой и роняет флакон. Камера опускается вниз, мы видим руку Дракулы, которая ловит флакон невысоко от земли. Затем камера поднимается вверх, и мы тут же видим флакон в руке Дракулы, который даже не наклонялся. Этот эффект был достигнут при помощи дублера и двух одинаковых флаконов: во время съемок этого эпизода Гэри Олдман просто стоял, заранее держа в правой руке второй флакон, а рука, ловящая первый флакон, была рукой дублера.
  • В эпизодах, показывающих глазами бегущего Дракулы-оборотня то, что он видит, Фрэнсис Форд Коппола хотел добиться чего-то необычного. В итоге было решено прибегнуть к так называемому эффекту стаккато. Эти кадры были созданы с использованием раритетного и крайне редко используемого ныне в кино прибора - интервалометра. При съемке 24-х кадров в секунду интервалометр в случайном порядке препятствует экспонированию некоторых кадров, а у некоторых кадров обрезает концы. В результате создается тот эффект «нервного» изображения, который мы видим в фильме. И снова: всё это было достигнуто непосредственно при съемке камерой - без какой-либо последующей компьютерной или иной обработки.
  • У Фрэнсиса Форда Копполы была идея назвать фильм просто одной буквой - «Д», с тем чтобы название отличалось от предыдущих киноадаптаций романа «Дракула».
  • Первоначально Фрэнсис Форд Коппола предполагал снимать натурные эпизоды фильма в местах действия романа - в Трансильвании и Лондоне. Однако боссы студии «Коламбия» из соображений экономии бюджета настояли на том, чтобы натура была найдена в Лос-Анджелесе.
  • Первоначально Фрэнсис Форд Коппола хотел снять фильм в импрессионистских декорациях, используя в основном только свет и тени при минимуме собственно декораций. Сэкономив таким образом бюджет, режиссер хотел потратить больше средств на создание костюмов. Однако продюсеры студии «Коламбия» воспротивились этому и приказали создать полноценные декорации.
  • В американской версии фильма отсутствует кадр, в котором одна из невест Дракулы облизывает, а затем кусает сосок Джонатана Харкера.
  • Всего до выхода фильма прокат было сделано 38 различных сокращений.
  • Фрэнсис Форд Коппола и Гари Олдман впоследствии признавались, что, создавая для фильма образ графа Дракулы, они вдохновлялись образом Ивана Грозного, созданного Николаем Черкасовым в классических фильмах великого Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944) и "Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор" (1945, выпуск 1958).
  • Сцена в экипаже перед прибытием Джонатана Харкера в замок Дракулы (включая замедленно снятое появление кареты Дракулы) целиком взята из знаменитого черно-белого хоррора Марио Бавы «Маска дьявола» (Италия, 1960), снятого по мотивам повести Н. В. Гоголя «Вий».
  • Голубое пламя, которое пересекает экипаж с Харкером по пути в замок Дракулы, упоминается в оригинальном романе Брэма Стокера. В романе объясняется, что каждый год в одну особенную ночь голубое пламя указывает места, где зарыты сокровища.
  • Портрет графа Дракулы, висящий на стене в обеденной зале замке, - не что иное, как известный «Автопортрет в меховом пальто» знаменитого немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471 - 1528), снабженный лицом Гэри Олдмана.
  • Когда Мина вспоминает свою прошлую жизнь, в которой она была Элизабетой, она говорит, что помнит «страну, лежащую за великими лесами». «Страна (или земля), лежащая за великими лесами» - точный перевод названия Трансильвании.

Готический роман

«Дра́кула» (Dracula) - роман ирландского писателя Брэма Стокера , впервые опубликованный в 1897 году. Главный герой - вампир-аристократ граф Дракула. По воспоминаниям сына Брэма Стокера, отец во сне видел встающего из гроба Короля Вампиров, который послужил идеей к началу написания романа. Л.Вольф выпустил огромный том иллюстрированного «Дракулы» с подробнейшими примечаниями.

Сюжет

Лондонский юрист Джонатан Харкер отправляется в замок Дракулы, чтобы оформить документы на собственность в Лондоне, но попадает в ловушку, и ему начинает казаться, что он сходит с ума, настолько ужасно всё происходящее. Позже стечения обстоятельств приводят к тому, что что-то странное происходит и с Люси Вестенра, и объяснить это берется лишь доктор Абрахам Ван Хельсинг, потому что причина всех событий одна - древний род нежити, вампиры, в которых, казалось бы, никто уже не верит. Несмотря на все усилия, Люси, увы, спасти не удается, погибает и сумасшедший Ренфилд, как-то связанный с Дракулой… И теперь трое мужчин, любивших Люси, её лучшая подруга Мина с мужем Джонатаном Харкером и Ван Хельсинг, питающий ко всем отцовские чувства, должны отправиться в опаснейший путь, чтобы избавить Землю от тяжкой печати рода Дракулы и спасти его про́клятую душу…

Герои романа

  • Абрахам Ван Хельсинг (в некоторых переводах известен также как Ван Гельсинг) - доктор, философ-метафизик, специалист по оккультной магии. Насколько можно судить по характеристике, данной ему его учеником Сьюардом, глубоко верующий человек.
  • Джонатан Харкер - юрист, специалист по стенографическому письму. Жених, впоследствии - муж Вильгельмины Харкер. В начале романа, Джонатан приезжает в Трансильванию с целью оформления покупки графом Дракулой аббатства Карфакс. Впоследствии был пленен Дракулой, но выбрался. После этого занялся уничтожением Дракулы.
  • Вильгельмина Харкер (в девичестве Мюррей). Сначала невеста, а потом жена Джонатана Харкера. Сирота. Из контекста следует, что она по профессии школьная учительница. Лучшая подруга Люси Вестенра.
  • Доктор Джон Сьюард - врач-психиатр.
  • Люси Вестенра - лучшая подруга Мины Харкер, очевидно из состоятельной семьи. Жертва Дракулы.
  • Квинси Моррис - богатый путешественник из США, поклонник Люси. После ее смерти поклялся найти убийцу и отомстить. Погибает от ран в конце романа.
  • Ренфилд - пациент лечебницы для душевнобольных, главой которой является Джон Сьюард. Поклоняется Дракуле. Чрезвычайно умён.
  • Мистер Хокинс - глава юридической компании, в которой работает Джонатан Харкер.
  • Артур Холмвуд (позже лорд Годалминг) - жених Люси Вестенра.
  • Граф Дракула - вампир.

Жанр и художественные особенности

Роман причисляли к самым различным жанровым разновидностям, чаще всего - к так называемой «литературе ужаса» и готическому роману. С композиционной точки зрения «Дракула» является эпистолярным романом: повествование складывается из писем и записей в дневниках.

Стокер изобразил вампиризм как заболевание (заразная демоническая одержимость), с оттенками секса, крови и смерти, задев чувствительные струнки в Викторианской Британии, где сифилис и туберкулёз были обычным явлением.

Успех

Хотя Стокер не был первым писателем, сделавшим вампира героем своего произведения, роман оказал исключительное влияние на складывание и популяризацию «вампирского мифа» и стал наиболее полным описанием вампира в популярной литературе до XX столетия. Огромное количество посвященных вампирам книг и фильмов, появившихся в XX и XXI веке, обязано своим существованием «Дракуле».

Работа над романом

Стокер начал работать над романом в начале весны 1890 года, уже тогда были созданы некоторые герои романа: оживающий старик, девушка, которая, обняв любимого, тянется к его горлу. В первоначальном замысле романа главный герой (Дракула) уже был графом, однако самого имени Дракула ещё нет. Действие романа развивалось не в Трансильвании, а в Штирии.

Создание Дракулы

Однако летом этого же года замысел романа меняется - Стокер отдыхал в небольшом городке Уайтби (этот же город можно встретить в романе, этот город стал местом высадки Дракулы в образе гигантского пса на английскую землю), в библиотеке города Стокер постоянно брал книги по истории и фольклору Трансильвании, одна из которых была книга английского консула Уилкинсона о правителях Молдавии и Валахии. Он выписывает все сведения, касающиеся рода валашского князя Влада Дракулы. Многие исследователи связывают перемену в замысле романа со встречей Стокера с венгерским учёным-ориенталистом, путешественником и краеведом Арминием Вамбери, который рассказывал Стокеру о различных эпизодах истории Подунавья. Сюжет романа имеет отсылку на имя этого учёного - профессор Ван Хельсинг постоянно ссылается на сведения, полученные им от близкого друга профессора Арминия из Будапешта.

Имя «Граф Дракула» было заимствованно у реально жившего человека - Влада Цепеша. Цепеш был печально известным румынским князем в XV веке. Он также был известен под именем Влад III Дракул (то есть сын дракона). Но в отличие от исторического персонажа, граф Дракула разместился в замке неподалёку от Прохода Борго в Трансильвании, и Стокер приписал этому месту сверхъестественную атмосферу, которая до сих пор сохранилась в современных историях.

Скорее всего, Стокер черпал вдохновение в ирландских мифах о кровососущих существах. На него также повлияло произведение того века «Кармилла » Шеридана ле Фаню. Ле Фаню был редактором Стокера, когда тот был театральным критиком в Дублине (Ирландия). Как и Ле Фаню, Стокер создал неотразимых женских персонажей-вампиров, например, Люси Вестенра и Невест Дракулы.

Имя Дракулы на сегодня известно даже младенцу. Откуда такая популярность у короля вампиров сказать сложно, просто таков факт. И казалось бы, что о знаменитом романе Брэма Стокера «Граф Дракула » уже все сказано, однако было бы верхом неприличия не вспомнить о нем вновь в его юбилейный год. А 2012 год для графа Дракула оказался юбилейным со всех сторон. Прежде всего самому роману исполняется 115 лет. Он был издан в 1897 г. Во-вторых, 8 ноября 2012 года со дня рождения Брэма Стокера прошло 165 лет. Писатель родился 08.11.1847 г. в Ирландии. Но и на этом круглые даты не заканчиваются. 20 апреля 2012 года было 100 лет со дня смерти автора знаменитого романа (20.04.1912). Как видите, как не крути, а поговорить о графе Дракула сам Бог велел!

Итак, роман был написан в 1897 году. И хотя тема вампиризма была не новой для литературы, но громко она зазвучала именно после рождения романа Стокера «Граф Дракула» . Словом, Дракула действительно король вампиров. Конечно, вампирская новелла Джозефа Шеридана ле Фаню «Кармилла » была написана на 25 лет раньше (1872), к тому же именно это произведение навело Стокера на мысль написать роман о вампирах, но тем не менее, вампиры произвели фурор и получили настоящую популярность только после выхода в свет романа «Граф Дракула» . Можно сказать, что вампиры расправили свои крылья, благодаря их королю.

Писатель работал над произведением 8 лет. Это не просто плод богатого воображения, хотя и не без этого, а еще и огромнейший труд. Брэм Стокер опирался на легенды, историю и фольклор Трансильвании, он изучал работы ученых о правителях Молдавии и Валахии, он исследовал материалы рода валашского князя Влада Дракулы. Брэм Стокер лично встречался с венгерским учёным Арминием Вамбери, чтобы глубже погрузиться в историю Подунавья. Кстати, не случайно в романе профессор Ван Хельсинг ссылается на близкого друга некого профессора Арминия из Будапешта, который консультировал героя книги о вампирах. Так писатель выразил свою благодарность за оказанную помощь профессору Арминию.

Надо заметить, что граф Дракула далеко не вымышленное лицо, а вполне историческое. Кто же он? Некий правитель Валахии, что занимает большую часть современной Румынии. Звали его Влад III Цепеш, что был рожден в 1431 г. Он унаследовал не только власть, титул, земли и родовой замок, но еще и прозвище Дракула, т.е. сын Дракона. Конечно, Влад III Цепеш, или Влад Дракула, не был на самом деле вампиром в буквальном смысле этого слова. Однако, судя по истории его жизни, он мало чем отличался от чудовища. Он был жесток и изобретателен в пытках и казнях людей, иногда ни в чем не виновных. Самым любимым наказанием Влада III было насадить живого человека на кол. Причем кол не должен был быть очень острым. Именно в таком случае кровоизлияние жертвы было менее обильным, и тогда смерть наступала медленнее и мучительнее. Дракула любил протыкать свои жертвы различными способами: через задний проход, через горло, в самое сердце… Видимо, этот факт имел свое отражение в романе. Дракула замучил тысячи людей. Среди исторических документов были найдены распоряжения Влада III на уничтожения свыше 100 тыс. человек. Дракула был, наверное, самым известным садистом всех веков и народов. Само исчадие ада. И тут мы понимаем почему вампир Стокера назван в честь принца Валахии. Имя садиста увековечено.

Теперь предлагаю разобраться с землей, которую на протяжении всего романа граф Дракула перемещал, и которая имела для него огромное значение. Почему именно земля, вырытая из недр замка, была для вампира священной? Она питала его силой. Видимо, замок был построен на дьявольской земле. Оказывается, румынская легенда гласит, что глубоко в горах, под землей, Дьявол посвящал в таинства природы своих избранных учеников. Они изучали как управлять грозой, ветром, туманом, дождем. Изучали языки зверей. Такую школу румыны называли «Шоломанарией». Только отлично усвоив особые знания, что фиксировались в тетради, прилежные ученики-шоломонары могли покинуть логово Дьявола. Всего учеников было 10. Но из подземелья выходили на свет божий только девять. Десятый же оставался при Повелителе, воссев на дракона и выполнял все указания. Дьявол награждал ученика бессмертием. Однако за века, проведенные под землей, ученик терял все человеческое и превращался сам в подобие дракона.

Впрочем, искать фольклорные мотивы и румынские исторические корни в этом романе можно долго. Мне лишь хотелось показать, что Брэм Стокер провел серьезную работу и во многом основывался не только на своих фантазиях. Однако теперь я предлагаю поговорить непосредственно о самом романе.

Какова сюжетная линия романа «Граф Дракула» Стокера ? Произведение представлено в виде дневниковых записей главных героев. Все начинается с поездки молодого перспективного юриста Джонатана Гаркера в замок Дракулы. Там он должен был подготовить документы с целью продажи недвижимости, расположенной в Лондоне. Джонатан выполняет свой профессиональный долг. Но он так же понимает, что граф Дракула не человек, а страшное существо, которого следует остерегаться. Какое-то время Джонатан Гаркер находится в плену старого хозяина замка, он претерпевает мучительные страхи, видит ужасные вещи и начинает сомневаться в своем рассудке. Чудом Джонатан спасается бегством из замка, попадает в больницу и спустя несколько месяцев попадает наконец домой, где его ждет невеста Мина Мюррей. Тем временем граф Дракула начинает воплощать свой дьявольский план в жизнь. Отгруженные 50 ящиков с священной землей прибывают в один из британских городков. Судно пристало к пристани при весьма странных обстоятельствах — во время страшной бури. Мало того, на прибывшем корабле не нашли ни одного живого существа кроме огромного пса, который тут же сбежал, как только судно пристало. Из журнала капитана было понятно лишь то, что во время путешествия на корабле происходило что-то дьявольское и невозможное, чтобы можно было поверить в изложенное. События той ночи совпадают с внезапной болезней Люси Вестенра, близкой подругой Мины Мюррей. На помощь Люси приходят трое влюбленных в нее мужчин: доктор Джон Сиворд, он же хозяин больницы для душевнобольных, американец Квинсей Моррис, и лорд Артур Гольмвуд, он же жених Люси. С разрешения Артура Джон Сиворд приглашает своего учителя, профессора Абрахама ван Гельсинга, так как понимает, что сам он вряд ли сможет помочь Люси. Профессор тут же приезжает и понимает, что Люси превращается в вампира. К сожалению, спасти ее не удается. Она превращается в вампира и ее приходится уничтожить ужасным для всех способом — вбить кол в самое сердце и отсечь голову. Однако профессор понимает, что успокаиваться на этом не следует, так как тот, кто заразил Люси, находится на свободе. Поэтому он тщательно изучил все бумаги погибшей Люси и, таким образом, вышел на Мину Мюррей. Она за это время успевает выйти замуж за Джонатана Гаркера и стать Миной Гаркер. Из разговора с супругами ван Гельсинг понимает как напасть на след графа Дракула. Герои объединяются и начинают борьбу с графом. Мужчинам удается обнаружить и обезвредить 49 ящиков с землей из подземелья замка Дракулы. Но один ящик все-таки исчезает. Во время борьбы Мина попадает в руки графа, который не только успевает напиться ее кровью, но еще и заставить ее выпить немного его крови. Мина становится зараженной и связанной с графом. Это позволяет героям посредством гипноза Мины иметь связь с Дракулой — видеть и слышать все, что видит и слышит граф. В результате друзья понимают, что Дракула испуган, слабеет и направляется в последнем ящике с землей в Трансильванию в свой родовой замок. Они решили преследовать своего врага, чтобы очистить Землю от монстра. Несколько раз графу удается обмануть своих врагов. Но в конечном итоге граф не успевает добраться до замка. Прямо возле него преследователи перехватывают цыган, что взялись доставить ящик с Королем Вампиров. Начинается ожесточенная схватка, в ходе которой Квинсей Моррис погибает. Но и граф Дракула навсегда повержен после отсечения головы и вбитого в самое сердце кола.

Вот очень коротко о содержании романа «Граф Дракула» Стокера.

По мотивам данного романа было очень много снято фильмов, подготовлено множество инсценировок и театральных постановок, были созданы компьютерные игры, комиксы, мультфильмы и созданы литературные произведения-продолжения других авторов. Тема вампиров отличалась всегда особой таинственностью. Возможно именно в этом и заключается такая популярность вампиров в последнее время. Многие писатели романтизировали жестоких и кровожадных кровососов. Появилась некая философия вегетарианства вампиров. Например, эта тема хорошо развита в вампирской саге .

Многие выдающиеся личности последних столетий восхищались романом Брэма Стокера «Граф Дракула» . В заключении хотелось бы добавить, что в этом году был снят фильм «Дракула» в 3D режиссером Дарио Ардженто.

Увлекательного вам чтения!

Дракула Брэм Стокер

(Пока оценок нет)

Название: Дракула
Автор: Брэм Стокер
Год: 1895
Жанр: Ужасы и Мистика, Зарубежная классика, Зарубежное фэнтези, Литература 19 века, Книги про вампиров

О книге «Дракула» Брэм Стокер

«Дракула» — готический роман ирландского писателя Брэма Стокера, повествующий о бессмертном вампире-аристократе.

В центре сюжета «Дракулы» оказывается молодой юрист из Лондона Джонатан Харкер. Мужчина отправляется в Трансильванию, чтобы продать там заброшенное аббатство аристократу по имени Дракула. Параллельно с этими событиями Брэм Стокер описывает визит возлюбленной Джонатана Мины Мюррей к подруге Люси Вестенра в городке Уитсби. Люси нездоровится, она теряет много крови, и с каждым днем ее состояние только ухудшается.

Жених Люси Артур Холмвуд всячески пытается помочь любимой женщине и обращается за помощью к доктору Сьюарду. Он хороший друг Люси и по совместительству владелец клиники для душевнобольных. Доктор считает симптомы болезни Люси редкими и даже потусторонними. Одновременно с этим он вспоминает своего странного пациента Рэнфилда, который питается мухами и пауками и ждет прибытиями своего «хозяина».

Для лечения Люси Сьюард приглашает своего коллегу – профессора Ван Хельсинга, специализирующего на редких заболеваниях. Доктора переливают кровь женщине, а также расставляют в ее комнате цветы чеснока. Однако Люси все равно погибает. Позже выясняется, что Люси не умерла, а обратилась в вампира. Ван Хельсинг понимает, что за всем этим стоит некий граф Дракула, король всех вампиров. Компания из докторов, Артура, Мины и Джонатана отправляется на поиски Дракулы, чтобы отомстить за Люси и избавить человечество от этого монстра.

«Дракула» Брэма Стокера далеко не первое произведение, посвященное вампирам. Однако именно этот роман сделал тематику кровопийц популярной и востребованной. После этого в свет вышли десятки романов и кинофильмов о вампирах. Произведение Стокера считается классикой этого жанра. Стоит обратить внимание на форму «Дракулы», это эпистолярное произведение, что придает ему вид документального романа.

Идея написать роман о графе Дракуле пришла автору во сне. Ему приснился старик, поднимающийся из гроба. Это был король всех вампиров. Имя для своего персонажа Стокер позаимствовал от прославившегося своей жестокостью валахийского правителя Влада Цепеша, которого в народе называли Дракулой, то есть сыном дракона. Разумеется, Цепеш не был вампиром, но его жестокие наказания и пытки пролили на землю немало крови.

Выехали мы своевременно и к сумеркам прибыли в Клаузенбург. Здесь я остановился на ночь в гостинице «Отель Ройял». Мне подали к обеду, или, вернее, к ужину, цыпленка, приготовленного каким-то оригинальным способом с красным перцем – прекрасное блюдо, но возбуждающее сильную жажду. (Прим.: взять рецепт для Мины.) На мой вопрос официант ответил, что оно называется паприка гендл и что в Прикарпатье его можно получить, пожалуй, везде, поскольку это национальное блюдо. Я пришел к заключению, что, как ни скудны мои познания в немецком языке, все же они оказали мне большую услугу. Я, право, не знаю, как бы обходился без них…»

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Дракула» Брэм Стокер в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Дракула» Брэм Стокер

(Фрагмент)


В формате fb2 :
В формате rtf :
В формате epub :
В формате txt :