Жан вермеер. Работы, которые можно увидеть

Ян Вермеер - талантливый нидерландский художник, жизнь которого, как и творчество, окружены домыслами и предположениями. Дело в том, что при жизни Вермеера, а также некоторое время после его смерти, работы мастера не вызывали явного интереса, хотя и сразу раскупались. Многие полотна даже были утеряны. Однако спустя некоторое время внимание искусствоведов привлекли творения позабытого гения, и сейчас имя Яна Вермеера стоит в одном ряду с именами гениев живописи , .

Детство и юность

Загадки появляются непосредственно с начала биографии Яна Вермеера Дельфтского. Последнее прозвище художник получил по названию места предполагаемого рождения - города Делфта. Откуда точно родом Вермеер (а родился художник 31 октября 1632 года), доподлинно не известно, однако сохранилась информация, что в Делфте родители крестили маленького Яна. Мастер любил этот город, одна из его картин так и называется - «Вид Делфта». На полотне художнику удалось передать красоту и умиротворенность этого места.

Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.

Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.


Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.

Еще одно предположение, имеющее под собой веские основания, - это версия, что учителем и наставником Яна Вермеера стал Карел Фабрициус. Есть информация, что этот художник приехал в город Делфт как раз в то время, когда юный живописец предположительно проходил обучение. Также на стиль картин Вермеера (особенно ранних) оказало влияние творчество Питера де Хоха, чьи работы нравились Яну.

Живопись

Когда отец Яна умер, молодому человеку пришлось заняться делами трактира, оставшегося главным источником заработка семьи. Хотя Вермеер к тому времени уже занимал почетную должность в художественной гильдии Святого Луки (а по факту руководил ею), дохода это практически не приносило.


В то же время картины художника полюбились знатокам искусства и быстро находили покупателей. Вскоре Вермеер обрел постоянных покровителей-меценатов: Хендрика ван Буйтена, местного пекаря, и Якоба Диссиуса, владельца печатной мастерской.

В коллекциях этих людей, по разной информации, хранилось больше двух десятков работ художника. Однако так и осталось невыясненным, писал ли Вермеер на заказанные темы, или же просто предоставил ван Буйтену и Диссиусу право первыми приобретать новые творения.

Примечательно, что Ян Вермеер славился не только как талантливый художник, но и как эксперт и знаток предметов искусства. К нему обращались, чтобы выяснить или подтвердить подлинность тех или иных полотен. Однако собственный талант художник не передал никому - историки и искусствоведы сходятся на версии, что учеников у Вермеера никогда не было.

Отличительной чертой работ Яна Вермеера считаются тщательно прописанные интерьеры и детали городских пейзажей. А вот человеческие образы художник предпочитал прописывать только на портретах, если же фигура человека появлялась в пейзаже, то была, как правило, довольно незначительной.


Одним из ярких примеров «интерьерной» живописи принято считать картину «Мастерская художника», написанную мастером в 1666 году. Это поздняя работа, на которой Вермееру удалось передать атмосферу рабочего места мастера. Считается, что образ художника Ян Вермеер писал с себя. Также примером отлично переданной атмосферы интерьера считаются картины «Девушка, читающая письмо у окна» и «Молочница».

Кроме того, Вермеер был мастером так называемой «любовной» живописи. Это чувство стало основным мотивом многих картин художника. Простые бытовые сцены отлично передают умиротворенность и гармонию персонажей и обстановки. Часто моделью и музой для Яна Вермеера становилась его супруга, пример тому – картина «Офицер и смеющаяся девушка».


Рисовал художник и своих детей: предположительно картина «Девушка с жемчужной сережкой» - это портрет дочери художника. Также работа под названием «Портрет молодой девушки» считается еще одним изображением дочери Вермеера. Примечательно, что оба портрета (также исключительно по догадкам современных ученых) художник писал при помощи камеры-обскуры.

Личная жизнь

Семейная жизнь Яна Вермеера сложилась счастливо. В 1653-м художник женился на девушке по имени Катарина Болнес. Ситуацию осложняло только неприятие матерью невесты возлюбленного дочери. Дело в том, что семья Катарины придерживалась католичества, Вермеер же являлся протестантом.


Катарина Болнес на картине Яна Вермеера «Женщина с жемчужным ожерельем»

Но вскоре, видя отношение Яна Вермеера к дочери, женщина уступила и дала согласие на свадьбу. Тем не менее, до конца жизни Мария Болнес, теща Вермеера, так и не смирилась с выбором дочери, считая Яна слишком мягким и неделовым человеком. Катарина подарила супругу 15 детей. К сожалению, четверо умерли в младенчестве.

Смерть

Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.


О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.

Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.

Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.

Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись , .

Картины

  • Около 1653-1654 - «Диана со спутницами»
  • Около 1654-1656 - «Христос в доме Марфы и Марии»
  • 1656 - «Сводница»
  • Около 1656-1657 - «Спящая девушка»
  • Около 1657-1659 - «Девушка, читающая письмо у окна»
  • Около 1657 - «Офицер и смеющаяся девушка»
  • Около 1660 - «Молочница»
  • Около 1663-1664 - «Женщина, держащая весы»
  • Около 1665-1667 - «Девушка с жемчужной сережкой»
  • 1668 - «Астроном»

В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм “Девушка с жемчужной серёжкой”. Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как историю его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми, содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для 17 века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4-6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.


Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце 19 века его знаменитая “Девушка с жемчужной серёжкой” была куплена за 2,5 гульдена (в наше время – это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более, чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в 20 веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с , . Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры – зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр. В этом жанре работало немало художников в Голландии 17 века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Вот например, “Женщина с весами” Вермеера.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

А это “Женщина с весами” другого голландского художника Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.


Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664 г. Старая национальная галерея, Берлин

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно. Из небольшого окна у потолка. Расставляя тонкие акценты. Насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать “бытовым” жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.


Герард Терборх. Письмо. 1660-1662 гг. Королевская коллекция, Лондон

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения “Девушка с письмом” Вермеера.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно. Разбиваясь на мелкие мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Возможно, он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применяя чистейший ультрамарин и краплак. Став примером в смелости цветовых решений для многих художников 19-20 веков.

Взять хотя бы его знаменитую .


Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.


Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Девушка с жемчужной серёжкой


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665 г. Маурицхейс, Гаага

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера. “Девушке с жемчужной серёжкой”.

Вермеер написал обыкновенную для тех времён “трони”. Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.


Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665 г. Художественно-исторический музей в Женеве

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника. Который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера – это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того, чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества 17 века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии. Которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая – непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер очевидно девочку любил. Не приукрасив ее, но и написав с особой нежностью. Подчеркнув озорство в ее глазах.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине “Девушка, пишущая письмо”. Ее лицо как будто покрыто дымкой. Скорее всего, оно просто не попало в фокус.


Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665 г. Национальная галерея Вашингтона

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь камерой-обскурой, теми же зеркалами и красками, что и Вермеер, он создал копию картины мастера, “Урок музыки”.

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.


Тим Дженисон. Урок музыки. 2007 г.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95%, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое – тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А саму картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.


Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665 гг. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон

На мой взгляд, удалось. Но это не умоляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие художники. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника из 15 века Яна Ван Эйка.

Вконтакте

Девушка с жемчужной сережкой 1660-е, Маурицхейс, Гаага

Эта картина знаменитого голландского художника Яна Вермеера известна также под названием «Головка девочки». И это не случайно. Мастер не ставил перед собой цель написать портрет конкретного человека. Он создавал обобщённый образ девочки-подростка, которая вот-вот превратится в юную девушку. Тонкая, едва заметная черта только что отделила героиню Вермеера от беззаботного детства. И к любопытству ребёнка в больших сияющих глазах примешивается ещё неосознанное женское кокетство.
Вермеер старается привлечь внимание зрителя к лицу своей героини. Только оно интересовало художника при создании произведения. Жёлтая головная лента, скрывающая волосы, крупная жемчужная серьга, белый воротничок — всё это лишь детали, ничего не добавляющие к облику девушки. И замысел мастера удался: в течение трёх с лишним веков сама юность смотрит на зрителя с этой картины.

Девушка, примеряющая ожерелье, 1662-1664

Дама у вирджинала 1670-1672

Дама у спинета 1670-1672

Дама у вирджинала и кавалер, 1662-1665

Бокал вина 1661

Концерт 1665

Молодая женщина с гитарой, 1671-1672

Девушка с кувшином воды, 1662

Дама в голубом, читающая письмо, 1663

Кружевница 1669-1670

Любовное послание 1666

Женщина, занятая весами, 1663

Офицер и веселая девушка, 1657

Служанка с кувшином молока, 1660

Дама и два кавалера 1659

Девушка, пишущая письмо, 1665

Девушка, читающая письмо у окна, 1657

Уснувшая девушка, 1657 Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Jan Vermeer van Delft

"Сводница" ,1656 (деталь)

Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского (1632—1675). Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Женитьба

Сохранилась запись от 5 апреля 1653 года, в которой 21-летний Ян Вермеер высказывает свое намерение взять в жены Катарину Болнес, дочь Вильяма Болнеса, преуспевающего владельца кирпичной фабрики в Гауде. Ее мать, Мария Тинс, вначале противилась этому браку. Ей, жившей в полном достатке, казалось, что в связи со значительными долгами отца художника материальное положение ее дочери окажется непрочным. Собственная ее семейная жизнь сложилась неудачно, муж отличался буйным, неуживчивым характером, дело кончилось разводом в 1649 году. Возможно, Мария Тинс старалась уберечь свою младшую дочь от подобной судьбы.

Вермеер в исполнении Колина Ферта

Молодые поженились через 2 недели, 20 апреля, в небольшой церкви в пригороде Дельфта. Сначала они жили в «Мехелене», но в 1660 году переехали в дом тещи на Ауде Лангендейк, в так называемый «квартал папистов», где располагалась миссия иезуитов. Мастер в те годы имел высокий доход и мог без труда прокормить свое все увеличивавшееся семейство: Катарина родила 15 детей, четверо из которых умерли в очень раннем возрасте. Хотя следует отметить, что средства для безбедного существования предоставляла отнюдь не продажа картин (в год живописец писал едва ли более двух произведений). Вермера кормил все тот же «Мехелен». Подобного рола «побочная деятельность» не являлась редкостью в практике голландских мастеров. Это видно на примере Яна Стена, который в 1654 году арендовал в Делфте пивоварню «Де шланге» («У змеи»)

Отношения с тёщей постепенно улучшились. Мария Тинс к этому времени развелась с мужем Рейнером Болнесом, владельцем кирпичной фабрики, и располагала значительными доходами от недвижимости, ценностей и активов. Получив наследство своей сестры Корнелии, она с 1661 года стала владелицей земельных наделов, среди которых значились усадьбы близ Схонховена («Bon Repos»), сдаваемые в аренду. О богатстве Марии Тинс свидетельствует нотариально заверенный инвентарный список ее дома. Он включал огромный перечень мебели, платьев и домашней утвари, а также одиннадцать комнат, подвал и амбар.

Семья Вермера жила в нижних комнатах, на верхнем этаже у художника была мастерская с двумя мольбертами и тремя палитрами.

Фасад «Мехелен» с гравюры 1720 года

«…Мастерской была просторная квадратная комната, по длине чуть меньше нижнего коридора. Теперь, когда окна открыты, побеленные стены, белые и серые мраморные плиты на полу с узором из квадратных крестов как бы наполняли ее светом и воздухом. По низу стены, чтобы защитить побелку, выложен ряд делфтских изразцов с купидонами. Хотя комната и большая, мебели в ней очень мало: мольберт со стулом, установленный перед средним окном, и стол, придвинутый к окну в правом углу. Кроме того стула, на который я залезала, чтобы открыть окно, у стола стоял еще один кожаный стул, но без тиснения - просто обитый гвоздями с широкими шляпками и украшенный поверху резными львиными головами. У задней стены за мольбертом и стулом был небольшой комод. Его ящики были закрыты, а сверху лежали ромбовидный нож и чистые палитры. Рядом с комодом стоял письменный стол, заваленный бумагами, книгами и гравюрами. Еще два стула, украшенные львиными головами, стояли у стены рядом с дверью. Комната была очень опрятной. Она сильно отличалась от остальных комнат: можно было даже подумать, что находишься в совершенно другом доме. При закрытой двери в ней почти не было слышно детского шума, звона ключей Катарины, шуршания наших веников…» Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой»

Тяжелый дубовой стол, появляющийся на многих картинах Вермера, также стоял там, здесь же «обитали» часто воспроизводимые им обитые кожей стулья. Во владении Марии Тинс имелось несколько картин, которые Вермер использовал как «claves interpretandi» («ключи для понимания») для своих собственных творений.

«…У меня в памяти навсегда осталось первое впечатление, которое на меня произвела прихожая: какое множество картин! Я остановилась в дверях, вцепившись в свой узелок и изумленно вытаращив глаза. Картины мне приходилось видеть и раньше - но не в таком количестве и не в одной комнате. На самой большой картине были изображены двое почти обнаженных борющихся мужчин. Я не помнила такой истории в Библии и подумала, что это, наверное, католический сюжет. Другие картины были на более знакомые темы: натюрморты с фруктами, пейзажи, корабли на море, портреты. Казалось, что их написали разные художники. Которые же из них принадлежат кисти моего нового хозяина? Как-то я представляла его картины иначе. Впоследствии я узнала, что картины были написаны другими художниками - хозяин редко оставлял в доме законченные картины. Он был не только художником, но и торговцем картинами, и картины висели на стенах почти во всех комнатах, даже там, где спала я…» Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой»

Творчество

Вермер в исполнении Колина Ферта

Вероятно, Вермер мало писал для художественного рынка: большей частью он создавал свои произведения для покровителей и меценатов, особо ценивших его искусство. Этим можно объяснить небольшое количество созданных им работ.
Одним из его покровителей считался Хендрик ван Бейтен, булочник. Возможно, именно с ним встречался во время пребывания в Делфте в 1663 году французский дворянин Балтазар де Монкони. Он записал в своем дневнике: «В Делфте я видел живописца Вермера, который не имел ни одной своей работы. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего одну фигуру, - ценою, на мой взгляд, не более шести пистолей» («пистоль» соответствовал тогда десяти гульденам).
Другим покровителем Вермера стал делфтский владелец типографии Якоб Диссий, проживавший поблизости (на той же площади Марктфелд) в собственном доме. В изданном в 1682 году инвентаре его имущества упомянуты девятнадцать картин Вермера. Так же очень ощутимой была поддержка коллекционера — богатого делфтского купца ван Рюйвена, платившего за картины Вермера солидные суммы. В его собрании находилась 21 (!) работа Вермера.
Самые ранние произведения своим крупным форматом, широкой живописной манерой, интересом к определенным сюжетам выдают знакомство Вермера с творчеством амстердамских исторических живописцев и утрехтских последователей Караваджо. Но опять-таки можно только гадать — учился он в этих городах или видел произведения художников в родном Делфте.

Последние годы жизни. Смерть

В последние годы жизни великого голландца его финансовое положение резко ухудшилось. Он влез в долги и был вынужден брать ссуды. 5 июля 1675 года Вермер ездил в Амстердам, чтобы получить там кредит в 1000 гульденов.
Франко-голландская война, начавшаяся в 1672 году, во время которой французские войска стремительно продвинулись в северную часть Объединенных провинций, стала катастрофой для художника. После открытия плотин (крайняя мера, призванная остановить продвижение французского войска) огромные пространства страны оказались затопленными, среди них и земли близ Схонховена, сдававшиеся Марией Тинс в аренду. В результате перестала поступать арендная плата, составлявшая надежный источник доходов семейства Вермера. Начиная с 1672 года - года катастрофы, он уже не мог более торговать картинами.
Неизвестно, что произошло, но произошло это через неделю после дня Св. Николая. Была ли это инфекция, с которой не справился аптекарь? Простуда? Острая меланхолия, переросшая в депрессию? В последних картинах Вермеера появляется некоторая небрежность, нетвердость кисти. У Катарины был свой взгляд на произошедшее: «Из-за этой войны он, испытывавший большую ответственность перед детьми, для которых у него не было больше средств, впал в такую тоску и такое отчаянье, что за полтора дня лишился здоровья и умер». Вермера похоронили 15 декабря 1675 года в Старой церкви Делфта в фамильном склепе. Останки его ребенка, умершего двумя годами ранее, вынули и положили поверх гроба отца.

Вдова и дети

Catharina Bolnes Vermeer в исполнении Эсси Дейвис

Вермеер оставил после себя 11 детей, 8 из которых еще жили в родительском доме. Катарина Болнес не сумела рассчитаться с долгами. Она была вынуждена передать управление своими земельными наделами Высшему суду в Гааге, отказаться от права на наследство и уступить его кредиторам.
Через 3 месяца после похорон художника в дом пришли судебные приставы, описывать имущество за долги. Все, что было в доме, поделили на 2 части - имущество вдовы Вермеера могло быть продано полностью, а вещи, которыми Катарина владела вместе со своей матерью, не подлежали продаже, но за них нужно было выплатить половину стоимости. Благодаря этой сохранившейся описи (она была впервые опубликована в журнале "Старая Голландия в 2001 году), мы знаем, как выглядел дом и что находилось в каждой из комнат.

У Катарины в это время из работ мужа оставались «Мастерская художника» и «Дама, примеряющая жемчужное ожерелье». 24 февраля 1676 года в погашение долгов она отдала «Мастерскую художника» своей матери. Катарине было очень тяжело расставаться с картинами мужа, ведь она сама изображена на нескольких из них.
Хотя репутация Вермеера оставалась прочной среди коллекционеров и картины его ценились очень высоко, о семье Вермеера забыли сразу после его смерти. Выжить они смогли только благодаря поддержке Марии Тинс. За 22 года супружеской жизни у Вермееров родилось 15 детей. Никто из них не унаследовал талант отца и не сделал выдающейся карьеры.

Мария (1654-1713) в 20 лет вышла замуж за торговца шелком Джиллисона Крамера.

Янис (р.1663) на доходы от фермы своего дяди по материнской линии получил образование в католическом колледже на юге Нидерландов. В 1678 году он пострадал при взрыве порохового склада в Дельфте, но поправился и в дальнейшем стал юристом в Брюгге. Его сын (внук Вермеера), тоже Янис, воспитывался в Дельфте в доме своей тетки Марии, женился на местной девушке и переехал в Лейден, где у него родилось 5 детей (правнуков художника).

Фрациск (1666-1713?) стал хирургом в Чарлоисте, деревне к югу от Роттердама.

Остальные дочери замуж не вышли и, в основном, умерли в бедности.
Для Катарины 22 года жизни с Вермеером стали, возможно, самой счастливой порой в жизни. После смерти Вермеера несчастья не оставили ее. Катарина в основном была беременна все годы их семейной жизни, и после смерти мужа у нее на руках остались долги, небольшая армия несовершеннолетних детей и стареющая мать. Мария Тинс дожила до 87 лет, пережив зятя (ей было около 70, когда умер Вермеер). Сама Катарина пережила мужа на 12 лет. К сожалению, сохранились только отрывочные записи, по которым можно восстановить ее жизнь в этот период.
В основном это долговые расписки. В конце декабря 1687 года Катарина умерла. Похоронили ее 2 января. Похороны оплатила дочь Мария.

или тут (качество видео 720 HD)



Оригинал записи и комментарии на

Предположительно портрет художника Яна Вермеера

31 октября 1632 года в Делфте родился Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя - Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.)

Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.
Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество.
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок... Хотя есть одна - «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город."

Статью я написала, не о художнике, чья жизнь - это сплошная тайна, а о самом, пожалуй, загадочном портрете той эпохи. Я бы назвала эту девушку без имени, самой известной голландкой , которую мы знаем (хотя даже не можем предположить ее имя) по картине известного художника Яна Вермеера « Девушка с жемчужной сережкой » или «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка».

Такие портреты как, Мона Лиза у Леонардо да Винчи или Саския у Рембрандта , живущие своей особой жизнью, имеющие свою историю, завораживают своей таинственностью, своими предположениями и догадками. Да, именно, тайна привлекла меня к этому портрету, а еще одноименный фильм Питера Уэббера, поставленный им по роману Трейси Шевалье. Конечно, изумительна игра актеров, яркость образов, историческая достоверность улиц и интерьеров - возможно, это все придало популярности фильму и наложило свой отпечаток на личность девушки. Кто она и кем была художнику? Любовница, служанка, жена? Рассмотрим все версии, ведь это вам интересно?

Итак, версия первая - любовница.

Некоторые историки изучавшие жизнь художника склоняются к тому, что любовницы у Вермеера , скорее всего не было. В отличие от фильма, где образ жены не очень привлекателен, биографы делают заключение, что Ян Вермеер любил свою жену, имел 15 детей и их брак считался счастливым. Даже в 17 веке, для Голландии такое количество детей было большим, оказывается, голландцы уже в то время знали о мерах предохранения - контрацепции.

Версия вторая - дочь художника

Марии, на тот момент, когда создавалась работа, было лет 11-12. Возможно, что это была и дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру , а по возрасту, она была ровесницей Марии. Это предположение реально, но документально нигде не зафиксировано и остается только догадкой.

Версия третья - жена.

Действительно, жена, которая на самом деле была красавицей и «умницей», служила моделью для работ художника, причем неоднократно, и, в принципе, могла быть изображена на портрете. Но возраст ее к тому времени, когда писался портрет, был уже не столь юный, так что при всей привлекательности и реальности, эта гипотеза тоже отпадает.

Версия четвертая - служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт , но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.

"Девушка в тюрбане" Яна Вермеера

20 апреля 1653 года, Ян Вермеер Делфтский женится, художнику исполнился всего 21 год. Его избранницей стала Катарина Болнес, девушка из зажиточной семьи, отец последней был владельцем кирпичной фабрики в Гауде. Жизнь Катарины в своей семье была трудной и девушка была по-настоящему несчастной. Отец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей. В конце концов, мать Катарины развелась с мужем.

"Женщина в красной шляпе"

Годы замужества, считают эксперты, были для Катарины самыми счастливыми, хотя и была она постоянно беременной и кормящей матерью. Когда художнику исполняется 22 года, в семье родился первый ребенок - дочь Мария (1654 год), которая предположительно, изображена на портрете «Девушка с жемчужной сережкой ». В награду награду от тещи, Ян Вермеер получает 300 гульденов, плюс 200 - для Марии, которую назвали в честь матери жены.
В этот период он создает полотно «Диана со спутницами» и теряет друга - художник Карел Фабрициус погибает от взрыва на пороховом складе, который разрушил почти пол города Делфт и унес немало жизней

Картина "Диана со спутницами"

В 23 года он пишет еще три картины, две из которых утрачены. В 24 года, написанная художником картина «Сводница» позволяет ему оплатить свое членство в Гильдии Святого Луки. В 25 лет (1656 год) им начата картина «Спящая служанка» и закончена в 1657 году. В 1658 году у художника родилась дочь Элизабет и названа она была в честь сестры тещи.

"Спящая служанка"

Что интересно, ни одного своего ребенка Ян Вермеер не назовет именами своих родителей. В свои 26 лет художник создает еще две картины «Девушка, читающая письмо у окна», законченная лишь в 1659 году, и полотно «Маленькая улочка». Экспериментируя с камерой обскура, прообразотом фотоаппарата, художник, пишет еще две картины «Молочница» и «Офицер и смеющаяся девушка».

"Офицер и смеющаяся девушка"

Еще один ребенок рождается в семье художника 1660 году, но он вскоре умирает и имя его до нас не дошло. В том же году, Яном Вермеером созданы две работы - «Девушка с бокалом вина» и «Бокал вина». Художник живет со своей семьей в двухэтажном доме Марии Тинс, на втором этаже которого расположена его мастерская.
Свой первый пейзаж «Вид Делфта », Вермеер напишет в 1661 году, ему 29 лет, а в 30 появились на свет еще две картины «Молодая женщина с кувшином воды» и «Уроки музыки». Финансовое благополучие мастера достигает своего рассвета, помимо этого он становится самым молодым главой Гильдии Святого Луки.

Молодая женщина с кувшином воды

1663 год, Вермеер создает серию полотен, посвященных женщинам, которые поглощены своими делами, это «Дама с жемчужным ожерельем» и «Дама в голубом, читающая письмо». Этот год дарит художнику сына Янниса. Еще одна любопытная деталь, касающаяся художника, в его доме не было собственных картин, это известно по высказыванию французского дипломата, который посетил дом Яна Вермеера .
Единственную картину он нашел в доме булочника. Это говорит о востребованности художника при жизни, картины которого хорошо продавались и нередко писались на заказ. Так, в 1682 году, в коллекции хозяина печатной мастерской Якоба Диссиуса находилось 19 картин художника

«Дама в голубом, читающая письмо»

Известная нам картина «Девушка с жемчужной сережкой » написана в 1666 году и, если сверить факты, то получается, что его дочери Марии всего 12 лет и видимо, это лично мое мнение, на картине изображена не она. Как бы, не была молода девушка, изображенная на картине, она явно старше Марии. В этом же году были написана еще одна картина, «Концерт». Как художник Ян Вермеер достигает своей вершины. На следующий год семья художника хоронит еще одного ребенка и написана еще одна картина, а в 1668 году известная картина «Астроном».

Астроном

В 1669 году погибает еще один ребенок художника, и он вновь пишет две картины: «Географ» и «Кружевница». В этом же году умирает Рембрандт , в возрасте 63 лет. 13 февраля 1670 года уходит из жизни мать Вермеера , а немного позже и его сестра. В наследство художник получает гостиницу «Мехелен», где он прожил несколько лет после женитьбы, а его самого второй раз выбирают руководителем Гильдии Святого Луки.
В тот же год появляется на свет картина «Любовное письмо». Мастер заметно меняет свой стиль, его картины становятся элегантнее и утонченнее. Через год художник получает наследство от сестры и пишет картину «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой».

"Дама, пишущая письмо, со своей служанкой"

В последующие годы им написаны еще три картины, а в конце 1675 года, в возрасте 43 лет, художник скоропостижно скончался. Поговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела Вермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах. Вдове с 11 детьми помогала ее мать, которая дожила до 87 лет и содержала всю большую семью художника. Как известно старшая дочь Мария вышла замуж, сын Янис стал юристом, а Франциск - хирургом. Остальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности. Катарина, жена художника пережила его на 12 лет.

"Кружевница"

Перед вами прошли 43 года, которые были отведены художнику судьбой. Ян Вермеер Делфтский , знаменитый голландец «золотого века», чьи работы ставят на один уровень с мировыми шедеврами, не заслужил от современников даже поминального камня на могиле...

P.S. Все фотографии, для оформления статьи, взяты из интернета

Живопись – это ловушка для времени. Мгновение, которое навсегда могло потеряться в истории, в итоге обретает бессмертие, становится достоянием вечности. На первый взгляд кажется, что полотна Яна Вермеера абсолютно реалистичны. Но это не совсем так. Художник всегда стремился к скрытому символизму и достиг в этом удивительного мастерства.

Мы мало знаем о его жизни, пожалуй, даже слишком мало, но некоторые факты все же известны. В Нидерландах в XVII столетии отношение к живописи было совсем другое, нежели сейчас. Ни о каком минимализме в интерьере речи не шло. Чем богаче было семейство, тем больше картин должны были украшать стены родного гнезда. А какие полотна могли интересовать богатых купцов? Бытовые сцены, самые простые, понятные всем - именно такие картины лучше всего продавались. Художников было очень много, поэтому каждый боролся за клиентуру. В Делфте, родном городе Вермеера, войти в мастерскую живописца мог почти каждый, кто имел деньги. Студия напоминала торговую лавку, а не храм искусства. Странно, но именно из этого потребительского отношения к живописи родилась одна из лучших картин в истории мирового изобразительного искусства.

Однажды в мастерскую к художнику зашел французский посланник. Он попросил Вермеера предоставить примеры своих работ, но у мастера не оказалось на тот момент ни одной картины. Он написал адрес одного из своих покупателей, сказал, что примеры работ можно увидеть там... Заказчик не вернулся. Тогда художник и решил создать полотно, по которому каждый, кто пришел бы к нему в студию, мог понять, на что способен живописец. Так родилось «Искусство живописи».

Это полотно – удивительный текст. Одна из самых больших картин Вермеера, который всегда отдавал предпочтение малой форме. В эту картину был влюблен Адольф Гитлер, на время войны спрятавший ее в хранилище в соляной шахте недалеко от Мюнхена.

Мы видим модель, видим художника, сидящего за мольбертом спиной к зрителю. Вроде ничего необычного, все просто и понятно, но это не так. Поразительно не только мастерство Вермеера (в изображении света ему не было равных), интересна и символика картины.

Занавес поднят невидимой рукой зрителя. Как будто специально для нас в правом углу полотна стоит стул, приглашающий нас присесть и посмотреть на то, как творится история. Да, именно история, ведь модель в синем плаще, держащая в руках трубу и книгу, - не просто девушка. Она одна из муз, если говорить точнее, Клио - муза истории. Художник успел перенести на холст только лавровый венок с ее головы – символ славы. А модель уже в нетерпении. Еще бы, ведь ее стремятся поймать в ловушку, навечно оставить на холсте.

Наш взгляд скользит дальше, и на стене мы видим карту Нидерландов. Посередине нее трещина. Это тоже не случайно. Перед нами граница, которая разделила Соединенные Провинции Нидерландов, в которых после революции была провозглашена республика, и остальную территорию страны, оставшуюся под властью испанской короны. С историей связан и другой предмет на картине – люстра. Ее украшает двуглавый орел – герб рода Габсбургов, правителей Испании. Но свечей в люстре нет – их царствование уже в прошлом.

Но все это детали, мелочи. История меняется, она забывается, мгновение уходит бесследно. Она останется с нами, только если удастся поймать его в клетку. И живопись Вермеера, пожалуй, лучшая клетка, в которой могла оказаться история.

В конце жизни, погрязнув в долгах, Ян Вермеер все равно не хотел расставаться со своей картиной, которую по праву считал своим наивысшим достижением. После смерти мастера его семья безуспешно пыталась спасти ее от пристальных взглядов кредиторов. Не вышло. Картина исчезла в частных собраниях больше, чем на 100 лет, пока не была продана в 1813 году. Только вот имя мастера было изменено. Вермеера на тот момент все почти забыли, поэтому полотно приписали Питеру де Хоху, полотна которого ценились намного больше, даже подделали его подпись в углу. Не вышло. «Искусство живописи» в итоге вернулось к своему создателю.