Здание большого эрмитажа. Из чего состоит эрмитаж

Государственный Эрмитаж – один из ведущих музеев мира, его экспозиции расположены в пяти зданиях вдоль невской набережной. Зимний дворец начала строить императрица Елизавета Петровна в 1754 году, завершилась стройка только при Екатерине Великой (1762 год). Функции резиденции правящей династии и центра управления государством вскоре дополнились музейными, здесь размещались приобретаемые императрицей произведения искусства и исторические находки. Постоянный рост числа экспонатов потребовал новых площадей, были построены Малый, Большой (Старый) и Новый Эрмитаж.

Зимний дворец создал Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, сын итальянского скульптора Бартоломео Растрелли, работавший в России почти полвека.

Прием представителей иноземных держав осуществлялся российскими правителями именно в Зимнем дворце, поэтому парадную лестницу называли Посольской. Второе наименование — Иорданская связано с процедурой купания в день водосвятия, к проруби (иордани) на Неве направлялись члены царской семьи тоже по этой лестнице.

Красота оформления парадного входа поражает посетителей художественной отделкой. Мраморные балюстрады лестничных маршей с вазами на стыках перил, скульптуры и лепные украшения стен и оконных проемов очень эффектны.

На слайдере представлены запечатленные с близкого расстояния фрагменты декоративных элементов украшения Посольской лестницы. Выпуклые позолоченные изображения на белокаменном фоне образуют гармоничное сочетание, создающее обстановку торжественности и величия.

Особенно впечатляют ниши для античных статуй, обрамленные парными колоннами и портиками, венчаемыми скульптурными группами и вензелями. В таком окружении сами статуи становятся еще величественнее, предстающие перед зрителями из полумрака стенных ниш. Многоцветные росписи потолков контрастно выделяются на белом фоне стен.




Аванзал Зимнего дворца привлекает внимание необычным павильоном, похожим на парковую беседку. Использование малахита в сочетании с позолотой бронзовых деталей создает эффектное впечатление от подарочного изделия. Этот дар императорскому семейству уральского промышленника Акинфия Никитича Демидова, деятеля российской горной отрасли и металлургии.

Его отец Никита Демидович Антуфьев, тульский оружейник, по поручению Петра I завершил строительство уральских заводов, заложенных за казенный счет. Деньги бюджета закончились, и привлекли частника. За это промышленнику пожаловано дворянство под фамилией Демидов, его потомки прославились и развитием заводов, и благотворительностью.

Помещения Зимнего дворца и их использование

Многочисленные помещения императорской резиденции состояли из парадных залов и жилых комнат, соединенных галереями и коридорами. Их украшали произведения живописцев и скульпторов, образцы декоративно – прикладного искусства, использовались для демонстрации археологических находок. Здесь можно видеть исторические раритеты и древние украшения, оружие и другие экспонаты. Представлены изделия ткачества – европейские шпалеры, камнерезные изделия из поделочных минералов, часто немалых размеров из монолитных глыб ценных пород.




В царствование Николая I решено было увековечить еще раз память Петра Великого, и Эрмитаж получил Петровский зал. Проект выполнялся архитектором Монферраном, прославившимся позже авторством Александровской колонны и Исаакиевского собора. Сравнительно небольшой площади помещение было шикарно оформлено. Здесь проводились малые приемы и вручение рождественских подарков царствующему семейству.

Вторым названием зала было Малый тронный из-за главного его украшения – покрытого позолотой серебряного трона английского изготовления. Однако к великому императору это изделие отношения не имело, его выполнили в 1731 году для племянницы Петра – императрицы Анны Иоанновны. Нишу за троном украшает полотно Якопо Амигони, изображающее Петра с богиней мудрости Минервой.

В екатерининскую эпоху Зимний дворец имел обширный зал – Белую галерею, где проходили придворные балы, приемы и маскарады. Николай I счел целесообразным иначе использовать помещение, переделав для демонстрации величия империи. Проект изменений разработал отечественный архитектор Стасов, которому Эрмитаж обязан восстановлением многих залов после пожара 1837 года.

Гербовый зал украшали статуи древнерусских воинов со знаменами и гербами российских губерний на их полотнищах. Гербы можно видеть и на позолоченных люстрах, освещающих великолепный интерьер. Спаренные колонны, балюстрады балконов, рельефные орнаменты – все отделано позолотой.




Увековечению памяти о победе над Великой армией Наполеона посвящено в Зимнем дворце другое реконструированное помещение – Военная галерея. Архитектор зала – Карло Росси, большинство портретов генералов выполнил англичанин Джордж Доу. Конные изображения государей – союзников Александра I, короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III (художник Крюгер) и австрийского императора Франца I (Крафт) выполнены позднее.





Оставлены пустыми рамы, предназначенные для тех генералов, изображения которых не были найдены. Фамильная церковь Романовых и семейные покои.

После упразднения Петром Великим патриаршества в России монархи получили, кроме светской, и высшую духовную власть. Церковными делами управлял Святейший Правительствующий Синод, члены которого назначались монархом. Для отправления религиозных обрядов членами семьи правителей в Зимнем дворце предназначался собор Спаса Нерукотворного, встроенный в дворцовый комплекс при возведении царской резиденции.

Храмовое убранство вполне соответствует высокому статусу дворца. Алтарный иконостас словно возносит под купол распятого Христа, столь же великолепны и остальные ярусы. Иконами заполнены только некоторые оклады, для остальных продолжается поиск оригинальных икон, утраченных в период религиозного отрицания.

Многие помещения Зимнего дворца имели вполне определенные бытовые, чисто житейские функции. Гостиные и столовые, кабинеты и будуары служили своим царственным хозяевам, пока все здания Эрмитажа не стали музейными. Переоборудование помещений под выставочные проходило постепенно, и комнаты становились музейными залами.

Живописные полотна развешивались в соответствии с художественными школами той или иной страны и хронологией написания. Отдельным мастерам кисти, количество картин которых было значительным, посвящались персональные выставочные помещения.

Некоторые комнаты отводились под исторические экспозиции с археологическими экспонатами и историческими реликвиями, в других размещались изделия из драгоценных металлов.

Малый Эрмитаж – сокровищница искусства, техники и истории

Как Зимний дворец простирается вдоль русла Невы, так и Малый Эрмитаж довольно вытянут, но уже в перпендикулярном направлении. Центральная часть его комплекса занята Висячим садом, поэтому имеется много узких и длинных коридоров.




Практически на всем их протяжении на стенах развешены живописные произведения, а вдоль расставлены образцы мебели и другие экспонаты. Особенно интересны образцы старинной религиозной живописи, перекликающиеся с каноническими иконами, изделия камнерезного искусства. Наиболее многочисленны картины художников различных времен, от пейзажей до жанровых полотен.




Малый Эрмитаж в своем Северном павильоне, выходящем к Неве, содержит один из замечательнейших залов всего музейного комплекса. Павильонный зал конструктивно очень интересен: колоннада с арочным портиком нижнего яруса повторяется в уменьшенном масштабе на балконе, создавая впечатление воздушности и ажурности.

Два яруса оконных проемов и большие хрустальные люстры обеспечивают хорошую видимость достопримечательностей Павильонного зала. Диковинные часы Павлин, мозаичные столики и полы, копии бахчисарайского фонтана привлекают пристальное внимание посетителей.

Любопытные по устройству механические часы английского мастера Кокса внешне очень эффектны. Выполненные из тонких медных листов и позолоченные, они представляют фантастическую группу птиц и лесных жителей. На частично засохшем дереве восседает павлин, на обломке ствола – петух. За сучок зацеплена клетка с совой, внизу белка на пеньке, на земле ящерицы и грибы.

Особый интерес представляет срабатывание механизма часов, время завода даже не объявляется публике из-за опасения наплыва посетителей. При звуке курантов крутится клетка совы, звенят колокольчики, птица вращает головой и глазами, отбивает такт лапой. Стихнет музыка – сова успокоится, павлин с шорохом распускает пышный хвост, затем кукарекает и машет крыльями петух.

Техническая диковинка была куплена разобранной, однако ставший придворным механиком умелец-самоучка Кулибин собрал часы и запустил.

Мозаика украшает Эрмитаж

Малый Эрмитаж в Павильонном зале представляет выдающиеся мозаичные изделия. Уникальный пол скопирован российскими мастерами с итальянского оригинала, найденного археологами в римских банях вблизи столицы страны. В центре огороженного изображения – голова Горгоны Медузы, ленты национального греческого орнамента делят окружность по граням центрального многоугольника.





В секторах размещены сцены из мифов и легенд, венок из растительности, внизу еще одна серия сцен. На заднем плане просматриваются два из четырех фонтанов, копирующих бахчисарайские красочные вазы. Снимки слайдера позволяют детально рассмотреть некоторые фрагменты мозаичной композиции.

Мозаичные технологии применены и в отделке столешниц нескольких столиков, выставленных в Павильонном зале. Одно из изделий украшено точной копией только что рассмотренной мозаики на полу этого помещения. Другая столешница выполнена с малахитовым фоном, в который вставлены изображения выдающихся строений Италии.





Некоторые столики смотрятся как роспись по дереву или филигранная лаковая миниатюра. Тем не менее все они выполнены способами византийской либо римской мозаики, разница – в размерах частиц камня, древесины или других материалов.

Назад, к Большому тронному залу

Заблудившимся в зданиях и залах комплекса Эрмитаж следует знать, что Большой тронный зал доступен не только из Зимнего дворца. Хотя к нему помещение и относится, но попасть можно и из Малого Эрмитажа, миновав коридор и проходной зал Аполлона. На пути встретится много любопытных экспонатов, от старинной мебели до цветных витражей в окнах.

Внимание многих посетителей привлечет тканый гобелен и скульптурная группа под стеклянным укрытием. Такая предосторожность объяснима материалом, ведь это – изделие из фарфора. Многофигурная композиция Вакханалия воспроизводит сцену безудержного веселья компании мужчин, женщин и детей на старинной повозке.




Большой тронный зал называют еще Георгиевским в честь Святого Георгия, ибо освящение зала произошло в день почитаемого покровителя России. Громадное двухсветное помещение (то есть с окнами в двух противоположных стенах) классического стиля сооружено по проекту Кваренги в 1795 году, за год до кончины Екатерины Великой.

Назначением помещения было проведение торжественных церемоний и приемов государственного уровня. Со стороны Царского места виден вход в зал под балконом, покоящимся на восьми беломраморных колоннах. Балконы выполнены и вдоль стен, в простенках оконных проемов такие же парные колонны.

Рисунок паркета Георгиевского зала составлен из 16 пород древесины и до пожара 1837 года повторялся росписями потолка. Восстановленный облик помещения стал еще более величественным, для отделки применили наилучший каррарский мрамор. Потолок отделали позолоченной лепниной, а паркетные рисунки восстановили в прежнем виде. Варианты рисунка можно рассмотреть на слайдере.





Царское место вознесено на постамент со множеством ступеней, над ним воздвигнут величественный балдахин. Выше расположен крупный мраморный барельеф, изображающий победу святого рыцаря над враждебным драконом. Трон и подножная скамеечка были изготовлены в Англии по заказу императрицы.

Как и положено тронному залу, это было самое крупное по площади помещение императорской резиденции. Одна из функций Георгиевского зала – демонстрация величия Российской империи, по крайней мере в части великолепия и торжественности облика, выполнялась достойно.

Большой, или Старый Эрмитаж

Здание Большого Эрмитажа было заложено еще до полного окончания строительства Малого, столь быстро росли коллекции. Названия Малый и Большой объясняются значительной разницей в габаритах строений. Второе название для последнего на тот момент здания — Старый возникло, скорее всего, значительно позже. Скорее всего, это произошло при принятии решения строить еще один, Новый Эрмитаж. Большой Эрмитаж, кроме музейных функций, был и официальным местом заседаний Государственного Совета. Отсюда образовалось название лестницы, ведущей в помещения.




Советская лестница оформлена перилами с литыми чугунными решетками, украшенными позолоченными гербами. Ограждения проема на верхней площадке переходят в перила балкона, за которыми стоит большая малахитовая ваза. Возле оконных проемов выставлены копии древних скульптур, статуи размещены и между колоннами холла. На слайдере представлены две статуи, опознать которые посетителям не составит труда по пояснительным табличкам.

Парадная анфилада помещений открывается бывшей приемной, где размещена итальянская живопись XIII –XV веков. Убранство зала представлено каменным камином, обрамленным каменными подставками колонн, такие же – в углах помещения. на них водружены колонны с красочными капителями. Над дверями в узорных рамках – живописные миниатюры, так же оформлен потолок. Выше камина приметный экспонат – картина с традиционной мадонной одного из старых мастеров.

Последовательная череда помещений представляет экспозиции живописи различных временных периодов. Над дверными проемами помещены латунные таблички с указанием представленных столетий, что облегчает ориентировку среди множества полотен. Каждый посетитель без труда находит интересующий раздел и картины любимых мастеров. Нет надобности, да и возможности приводить описания всех картин, их слишком много. Однако есть мастера, которых невозможно не выделить.

Зал Леонардо да Винчи и Лоджии Рафаэля

Легендарный Леонардо представлен в персональном зале всего двумя картинами доказанной подлинности. Незаконнорожденный по происхождению, он с юности впитывал знания по самым разным направлениям, от рисования до точных наук. Разносторонность дарования привела к тому, что написал до полного завершения он лишь немногим более двух десятков картин, тем ценнее каждая из них.

Перечень изобретений и технических идей Леонардо да Винчи, пожалуй, длиннее списка картин. В их числе вертолет и парашют, шариковый подшипник и подъемный кран, металлургические печи и ткацкие станки, подводные лодки и танки. В области техники гений значительно опередил свою эпоху, что сказалось на его плодовитости как художника.

Небольшая по размерам картина – Мадонна Бенуа, или Мадонна с цветком, изображает умиленную реакцией ребенка любящую мать. Здесь ярко проявилось мастерство Леонардо в изображении выражения лица, зарождающейся улыбки.

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) была написана для правителя Милана, затем оказалась в семейной коллекции графа Литта. Предмет семейного поклонения в 1865 году был продан наследниками графа в Эрмитаж и стал его жемчужиной. Постоянное скопление посетителе в зале – яркое тому свидетельство.

При ближнем рассмотрении в этом полотне ярко просматривается любимый прием художника – легкий наклон головы, выражающий всю гамму материнских чувств. Знатоки подозревают участие в работе учеников Леонардо из-за не вполне естественной позы ребенка. Несколько полотен, приобретенных как авторские, впоследствии были признаны принадлежащими кисти учеников или подражателей.

Крупное полотно в одном из коридоров отличается повышенной эротичностью. Работа Джулио Романо – Любовная сцена весьма откровенна в изображении чувств, реализма добавляет изображение подглядывающей служанки или родственницы.



Украшают Большой Эрмитаж копии великолепных фресок на стенах и потолочных росписей великого Рафаэля Санти. За основу оформления взяты Лоджии и Библия Рафаэля из Ватиканского дворца в Риме. Несмотря на заимствованный характер, Лоджии Рафаэля несомненно являются выдающимся произведением искусства. Они прекрасно дополняют имеющиеся в коллекции музея произведения итальянского мастера.

Переходим в Новый Эрмитаж

При восстановительных работах в зданиях Эрмитажа после пожара 1837 года Николай I поддержал идею строительства особого музейного здания. Предполагался доступ к сокровищам искусства для всех желающих, как стали делать в Европе после падения Наполеона. Эскизный проект разработал немец фон Кленце, доработали и вели строительство Стасов и Ефимов.

Новый Эрмитаж органично вписался в ансамбль резиденции – музея, заняв площадь за Большим Эрмитажем и уравняв в плане эти два здания с Зимним дворцом. Новое здание внешними стенами образует квадрат, внутри корпуса образуют два дворика.

Нижний этаж используется для показа исторических коллекций и собраний скульптур, на верхнем – в основном живопись. Архитекторы сполна использовали возможности потолочного освещения в крупнейших залах, из-за этого названных Просветами.

Три таких зала – Большой и Малый итальянские и Малый испанский Просветы отведены искусству этих стран разных исторических периодов. Самое крупное помещение легко отличить по скульптуре Гибель Адониса работы Д. Маццуолы, показывающей сцену схватки юноши с диким кабаном – вепрем.

Отличие испанского зала – подставка каменной чаши в виде позолоченных грифонов.Вазы, столешницы и торшеры из ценных поделочных камней расставлены во всех Просветах по продольной оси помещений и позволяют разнообразить впечатления от живописных полотен.

Значительными размерами отличается Шатровый зал Нового Эрмитажа, отведенный под картины так называемых Малых голландцев. Так искусствоведы именуют группу художников фламандской и голландской школ живописи, не относимых к великим мастерам и писавших полотна небольших размеров. Малые голландцы писали свои картины не для дворцов и музеев, а для обычных городских и даже сельских жилищ.

Считается, что именно эти мастера кисти, часто работавшие над природными ландшафтами, сделали пейзаж самостоятельным жанром живописи. Название Шатровый дано этому помещению за форму крыши, образованную двумя сходящимися посередине зала скатами.





Новый Эрмитаж посвятил творчеству величайших мастеров живописи Голландии и Фландрии несколько персональных экспозиций в своих залах. Многие из посетителей, не говоря уж о знатоках изобразительного искусства, распознают по почерку художника картины Рембрандта и Рубенса. Собрания их произведений в Государственном Эрмитаже являются одними из крупнейших в мире, каждое включает более двух десятков значительных работ. Представлены также коллекции произведений таких известных художников, как Ван Дейк и Снейдерс – известные мастера жанровой живописи, портрета и натюрморта.

Работа Микеланджело и зал Майолик

Небольшая ниша, предваряющая зал Майолик, содержит настенные фрески школы Рафаэля. В центре расположена единственная работа великого Микеланджело, которой располагает Эрмитаж – Скорчившийся мальчик. Прекрасно передано строение тела, знание анатомии чувствуется отчетливо.

Поза юноши — атлета выражает состояние тяжелого переживания своей понуренной головой и опущенными плечами. Дело в том, что работа над статуей проходила в период утраты независимости Флорентийской республикой. Скульптура была приобретена по личному приказу Екатерины Великой.

Назван зал в честь экспонатов, расположенных в футлярах из небьющегося стекла на столиках с оригинальными ножками в виде крылатых львов. Бесценная майолика мастерских Микеланджело, Рафаэля и других художников, безусловно, достойна бережного отношения. На стене справа шпалера XVI века из Фландрии, сотканная из шерсти, шелка и золотых нитей.

На другой стене рисунок на картоне для шпалеры, выполненный учеником Рафаэля – Джулио Романо, Шествие с быками и слонами. Возле другой стены, не попавшей в кадр, на отдельных стендах выставлены работы самого Рафаэля (Святое семейство и Мадонна Конестабиле).

Скульптурная работа в центре зала приписывается искусствоведами ученику Рафаэля, скульптору Лоренцетти. Грустное название статуи – Мертвый мальчик на дельфине не соответствует внешнему облику изображаемого ваятелем эпизода. Ребенок кажется мирно спящим на спине морского животного, что вполне соответствует нашим представлениям о человеколюбии дельфинов.

Рыцарский зал

Созданием экспозиции доспехов и вооружения средневековых времен Эрмитаж обязан императору Александру I. Он был увлечен эпохой рыцарства, собрал обширную коллекцию оружия различных типов и доспехов XV — XVII веков. Императорское собрание послужило основой экспозиции Рыцарского зала.

Экспонаты выставлены в застекленных витринах и выложены в стендах, самые крупные – всадники на лошадях водружены на пьедесталы. Настенные росписи с воинской символикой выполнены в новогреческой манере, использованы и крупные шпалеры под стеклом соответствующего содержания.

Доспехи использовались и конными рыцарями, и пешими воинами. Витрины в простенках между окнами демонстрируют различные комплектации защитных средств. Здесь есть полные комплекты, предохраняющие от колющих и режущих ударов, ружейных и пистолетных пуль буквально все тело. Есть и полудоспехи, защищающие наиболее важные и уязвимые части организма, и отдельные шлемы и латы. Здесь же вооружение воинов – тяжелые двуручные мечи, элегантные шпаги и коварные кинжалы – стилеты и даги.


Самые эффектные экспонаты Рыцарского зала – группа подлинных лошадиных чучел, одетых в специальные конные доспехи различной комплектности. Восседающие на конях всадники одеты в рыцарские облачения, изготовленные различными мастерами. И латы, и оружие украшено гравированными рисунками с орнаментами и сценами боев и охотничьих эпизодов. Выставленные щиты рыцарей также разнообразны по рисункам, представляющим индивидуальность владельцев.

Скульптурные собрания Нового Эрмитажа

Несколько залов Нового Эрмитажа выделены под обширную коллекцию скульптуры. Первой осматриваем собрание произведений ваятелей Западной Европы XIX века. Выставлены скульптуры в длинной узкой галерее с чередой куполообразных сводов, разграниченных арками на выступающих пилонах. Стены помещения украшены картинами на античные сюжеты, выполненные художником Хильтеншпергером. Применена старинная технология письма восковыми красками на медных досках. Основу экспозиции составляют произведения Антонио Кановы и его учеников, самому мастеру принадлежат фигура Марии Магдалины с лежащим рядом черепом и известный сюжет с Амуром и Психеей.





Скульптуры сопровождают посетителей от лестницы перед спуском на нижний этаж Нового Эрмитажа. В коридоре среди статуй встречается мраморная копия Александровской колонны, названной Пушкиным столпом. Следующий дверной проем ведет в зал Августа, названный по имени римского императора, изображенного на нескольких работах в этом помещении. Увековечены в камне и другие правители Римской империи, боги и герои древних времен.





В центре зала Диониса красуется изображение пантеры с головой добычи под лапой, горделиво возлежащей перед зрителями.

Через зал Афины посетители попадают в зал Юпитера, названный в честь огромной статуи верховного бога древних римлян.




Раскрашенное изображение Юпитера привлекает пристальное внимание не только величиной, но и величественной позой, властными атрибутами в руках. Кроме многочисленных скульптур, в зале можно видеть древнеримский саркофаг для погребения безымянного вельможи и другие интересные экспонаты. Залы Двадцати колонн и Большой вазы

Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа разделен двумя рядами колонн на три пространства, подобно христианскому храму. Материалом для их изготовления послужил карельский гранит сердобольского месторождения, находившегося близ нынешнего города Сортавала (ранее – Сердоболь).

Исчерпанный полностью серый гранит применялся как для парадных зданий и помещений, так и в облицовочных работах, фундаментах зданий и постаментах памятников. Из него высечены скульптором Теребеневым фигуры атлантов на входе в Новый Эрмитаж.Зал используется для демонстрации коллекции древних сосудов греков и этрусков, размещенных в витринах вдоль стен помещения.

Зал большой вазы демонстрирует сосуд, считающийся самым крупным в мире среди изделий, изготовленных из единого монолита. Добытую на Алтае глыбу яшмы зеленого цвета, с волнистым рисунком обработали на фабрике в Колывани, изготовив вазу рекордных размеров и веса. Высота колыванской вазы более 5 метров, диаметр чаши 2,5 метра.

Масса в 19 тонн потребовала упряжки из 180 лошадей для перевозки с Алтая через Уральский хребет. Далее сосуд везли водным путем по рекам Чусовой, Каме и Волге, затем по каналу и Неве. Размещенные по периметру помещения статуи просто теряются на фоне каменного исполина.

Египетский зал Эрмитажа

Экспозиция египетских древностей обрела нынешнее помещение при советской власти, в канун войны с Германией (1940 год). Под древние раритеты переоборудовали ликвидированный буфет Эрмитажа в Зимнем дворце, оснастив его музейным оборудованием. В Египетском зале размещены ритуальные саркофаги для мумий фараонов – правителей страны, других вельмож.






В витринах экспонируются каменные плиты с изображениями царственных особ, предметы быта и образцы иероглифической письменности. В данном зале выставлен самый древний экспонат всего Эрмитажа – мумия жреца, датированная II веком до нашей эры. Мумифицированный служитель богов помещен в герметичный кожух из стекла, из-под которого откачан воздух.

Посещая Государственный Эрмитаж, нужно заранее определиться с приоритетами своей экскурсии. Надеемся, что небольшой обзор поможет решению этой задачи, ведь посмотреть все за один раз физически невозможно. Кратчайший маршрут по зданиям и залам составит десятки километров, даже минутный осмотр всех экспонатов займет годы. Выбор за Вами!

Осмотр Эрмитажа начинается с прохода из вестибюля по направлению к Главной лестнице. Её называли также Посольской, а впоследствии Иорданской, но во многие путеводители она всё равно входит просто как Главная лестница. Длинная галерея, по которой мы движемся, с полукруглыми сводами потолка и ритмично повторяющимися пилонами, со стенами и потолком спокойного белого тона, должна подготовить нас к восприятию пышной, нарядной красоты роскошно оформленной парадной лестницы. Еще только приближаясь к ней, мы получаем первое яркое впечатление: на фоне ниши, в обрамлении колонн, сверкает белизной мраморная скульптура, блистают покрытые позолотой лепные узоры на стене, сверху льются потоки света. Красота этой лестницы раскрывается постепенно. Находясь еще на нижних ступенях, неожиданно ощущаешь огромные ее размеры. Высоко над головой (где-то на уровне шестого этажа огромный плафон (картина на потолке работы художника Ф. Градицци) с изображением богов на горе Олимп.

Здесь сразу ощущаешь простор, обилие воздуха н света. Кажется, что он проникает отовсюду - не только из больших окон, но и со стороны глухих стен, где зеркала отражают его лучи, создавая иллюзию большей освещенности. Поднимаясь по боковым маршам, любуешься скульптурами возле окон и зеркал, стройными пилястрами, затейливыми завитками позолоченных узоров лепки. И, наконец, с боковых площадок, подобно заключительному аккорду, открывается взору еще более величественное зрелище: гигантская колоннада из десяти монолитных серых колонн сердобольского гранита поддерживает полукруглые своды потолка, украшенные лепкой, позолотой и изображениями скульптур-кариатид.

В 1771 - 1787 годах рядом с «Ламотовым павильоном» на набережной Невы архитектором Ю. М. Фельтеном (1730 - 1801) было построено здание, получившее в дальнейшем название «Старого Эрмитажа». А в середине XIX века для размещения разросшихся коллекций создается специальное помещение музея - «Новый Эрмитаж», законченный в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым (1799 - 1851) под руководством В. П. Стасова, по проекту Л. Кленце (1784 - 1864).

Эта лестница являлась главным входом в здание Нового Эрмитажа. Ее подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым (1815 - 1859). Оформление лестницы выдержано в духе позднего классицизма - с использованием элементов классического искусства, с характерными для него ясностью, симметрией, преобладанием четких и прямых линий.


Широкая лестница из шестидесяти девяти мраморных белых ступеней с обеих сторон ограничена гладкими, без каких-либо украшений, плоскостями стен, покрытых ровным блестящим слоем желтого стукко. Его теплый тон эффектно контрастирует с холодным серым тоном порфировых монолитных колонн, возвышающихся двумя параллельными рядами высоко над стенами лестницы. Дневной свет, проникая из окон слева и справа, сверкает бликами на глади колонн и, скрадывая часть. их объема, создает иллюзию еще большей стройности, легкости и изящества. С нижней площадки особенно ощутимы масштабы лестницы. Через широкие двери второго этажа видны залы и выставленные в них картины (познакомиться с ними следует несколько позднее).

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года. В пятидесяти шести его выставочных залах располагались коллекции итальянского, голландского, фламандского и русского искусства. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы пройти в музей, требовалось специальное разрешение. Выдавали его лишь избранным. Не всегда добивались такого разрешения даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах. Надписи на этикетках картин в залах были сделаны на французском языке. Количество посетителей Эрмитажа в первое время было невелико, в дальнейшем, особенно в конце XIX - начале ХХ века, когда в музей был открыт свободный доступ, оно значительно увеличилось.

Огромный рост посещаемости музея в советское время, расширение выставочных помещений за счет залов Зимнего дворца потребовали перенесения входа в музей на более просторную и обладающую обширными вестибюлями Главную лестницу Зимнего дворца. Это улучшило и связь между выставками отдела истории культуры и искусства античного мира, расположенными по обе стороны от Главной лестницы Нового Эрмитажа.

Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором Штакеншнейдером, получила свое название в связи с тем, что через ее подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны - вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа. Плафон на лестнице - работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.) - «Добродетели представляют русское юношество Минерве».


На площадке второго этажа Советской лестницы стоит большая малахитовая ваза, исполненная на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики). Чудесные произведения камнерезного искусства, созданные на этой уральской фабрике, а также на Петергофской (самой старой в России, возникшей при Петре Ш) и алтайской Колыванской фабриках, украшают многие залы и лестницы Эрмитажа - крупнейшей сокровищницы русского цветного камня.

Широко использовался камень и в оформлении самих залов. Так, в Двадцатиколонном зале колонны созданы мастерами Петергофской гранильной фабрики из серого сердобольского гранита. Весь пол в этом зале выложен мозаикой, составленной из нескольких сот тысяч кусков камня.

Колыванская ваза

Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого является знаменитая Колыванская ваза. Созданная из красивого камняревневской яшмы,- она поражает своими размерами, красотой формы и совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной м, большой диаметр чаши - пять м, малый - свыше трех м. При весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися „ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость.

Ваза изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит из пяти частей, причем основная из них - чаша - монолитна). До Урала вазу везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили ее в зале Эрмитажа, где она находится и в настоящее время. Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.


Главное здание Эрмитажа - бывшая зимняя резиденция российских императоров с 1762 по 1904 год. Нынешнее здание - пятое по счёту, построено итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного барокко с элементами рококо в 1754–1762 годах. Однако сегодняшнему великолепию интерьеров дворца мы обязаны и другим величайшим архитекторам, создававшим и восстанавливавшим помещения после пожаров: Огюсту Монферрану, Карлу Росси, Джакомо Кваренги, Василию и Владимиру Стасовым, Александру Брюллову и многим другим.

Именно это здание, построенное в 1764–1775 годах Валлен-Деламотом и Фельтеном для Екатерины II, и именовалось первоначально «Эрмитажем» (от фр. ermitage - «место уединения». Здесь, после дневных забот, в узком кругу близких людей императрица любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. В помещениях Малого Эрмитажа размещались также картины и скульптуры, приобретаемые Екатериной II и ставшие основой коллекции будущего музея.


Корпус построен в 1771–1787 годах архитектором Фельтеном специально для размещения дворцовых художественных коллекций, т. к. ещё до окончания строительства здания Малого Эрмитажа стало ясно, что постоянно увеличивающееся собрание произведений искусства просто не поместится в столь небольшой корпус. Однако в XIX веке здание было реконструировано сначала Кваренги, а затем Штакеншнейдером. Тут, помимо коллекций, были обустроены жилые помещения, а декор интерьеров стал более роскошным.


Первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Торжественное открытие для публики состоялось в 1852 году, а скульптуры для выставки отбирал лично император Николай I. К слову, потрясающие атланты, несущие поперечные балки портика, впервые в современной архитектуре появились именно на этом здании. Кстати, а вы знаете, сколько именно древних гигантов стоят у Нового Эрмитажа? Только на фото не подсматривайте.


Здание было построено в 1783–1787 годах по проекту Джакомо Кваренги и с использованием фундамента Зимнего дворца Петра I. Помимо представлений с участием известных актёров того времени, здесь разыгрывались и любительские спектакли с участием городской знати. Тут же проходили балы и маскарады.


Это самое «молодое» здание эрмитажного комплекса. Построено оно было уже в конце XIX века. Построено, конечно, не на пустом месте - с 1710 года здесь были постройки, постоянно менявшие хозяев и внешний вид. Да и предназначение корпуса не раз кардинально менялось: от великосветского дворца до доходного дома. Сейчас заканчивается масштабная реконструкция здания, которая позволит приспособить внутренние помещения под нужды музейного комплекса.


Гараж его императорского величества обычным посетителям увидеть сложно - он расположен во внутреннем дворе Эрмитажа. Построили его в 1911 году из новаторского по тем временам материала - шлакоблоков - специально для Николая II. Интересно, что красно-кирпичный цвет в точности повторяет цвет Зимнего дворца того времени. В наши дни гараж так и используется по своему прямому назначению.

Оригинал взят у bolivar_s в Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 3.

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 3. Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Большой (Старый) Эрмитаж

Советская лестница С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер).
Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы. Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза (Екатеринбург, 1850-е). Название лестницы объясняется тем, что в XIX в. на первом этаже здания находились помещения Государственного совета.


Верхняя площадка Советской лестницы

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года - Царскосельский арсенал.

Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков

В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.

Зал Тициана Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - "Даная", "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян".
Даная

Кающаяся Мария Магдалина

Зал искусства Италии XIII - начала XV в.

Приемная, как и все залы парадной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, была оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг. Зал является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.

Мадонна из сцены "Благовещение" Симоне Мартини

"Голгофа" Уголино Лоренцетти

Зал искусства Италии XVI в.

Зал входил в надворную анфиладу Старого (Большого) Эрмитажа, оформленную А. Штакеншнейдером в середине XIX в. Убранство интерьера не сохранилось. В ходе реставрации 2003 г. стены приобрели окраску под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. Сейчас здесь представлены работы венецианских живописцев XVI в., таких как Якопа Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. К шедеврам коллекции музея относится картина Джорджоне (около 1478-1510) "Юдифь" - одно из немногих подлинных произведений основоположника венецианской школы.
Якопо Пальма Старший - Мадонна с младенцем и заказчиками

Джорджоне - Юдифь

Зал Леонардо да Винчи

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478)

Самая знаменитая картина Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) (1490 - 1491)


Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).

Малый Эрмитаж


Северный павильон Малого Эрмитажа.Вид с Дворцовой набережной.

Южный павильон Малого Эрмитажа с Дворцовой площади

Павильонный зал

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного прираскопках древне римских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж.Кокс, 1770-е),приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Эдуард Петрович Гау

Тутукин, Петр Васильевич - Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал

Кольб Александр Христофорович - Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

Музейный центр «Эрмитаж Выборг» Эрмитаж Выборг филиал Государственного Эрмитажа и выставочный центр в г.Выборг (Ленинградская область), открывшийся в июне 2010 года … Википедия

Государственный в Ленинграде, художественный и культурно исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754 62, архитектор В. В. Растрелли), Малый… … Художественная энциклопедия

Эрмитаж - (Краснодар,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Герцена 162, Краснодар, Россия … Каталог отелей

Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

Большой театр Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

Б. Москворецкий мост в 2006 г … Википедия

Большой Московский цирк на Вернадского Место нахождения Москва, проспект Вернадского, метро … Википедия

В Санкт Петербурге (от франц. ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… … Энциклопедический словарь

эрмитаж - I. ЭРМИТАЖ I а, м. hermitage m. 1. В старину обособленное помещение (загородная вилла, павильон и т. п.), предназначенное для уединенного времяпровождения. БАС 1. Какою же фигурою оную рощу прорубать и план и фасада армитажу как быть.. оное все… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Эрмитаж. Западноевропейский рисунок
  • Эрмитаж. Западноевропейский рисунок. Альбом , . Коллекция графики, хранящаяся в Эрмитаже, по праву считается одной из лучших в мире. Перовые и карандашные рисунки, акварели, пастели, собранные в музее, позволяют проследить эволюцию рисунка…
  • Эрмитаж. Собрание Западноевропейской живописи. Каталог. Немецкая и австрийская живопись. XIX - XX в. , . Эрмитажное собрание живописи Германии и Австрии XIX - XX веков и в количественном, и в качественном отношении весьма неравноценно по своему составу. Наиболее значительную и интересную его…