Загадки старых картин. Тайны знаменитых картин

Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье модели. В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин

У Ильи Репина была репутация "рокового живописца": многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто и Федор Тютчев.

Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына». Любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино.

Картина произвела гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым.

Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой.

«Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, стала натурщицей художника в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…».

Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть - постигнет печальная участь "натурщицы".

Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.

Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.

«Неизвестная». Иван Крамской

Картина «Неизвестная» (1883) вызывала бурный интерес у Петербургской публики. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал беды и сам художник, вскоре после написания картины скончались два сына Крамского.

Картин продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам одни несчастья, пока в 1925 году полотно не вернулось в Россию. Когда портрет оказался в коллекции Третьяковской галереи несчастья прекратились.

«Тройка». Василий Перов

Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины.

Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Оказалось, что спустя год после написание картины Васенька умер, и его мать специально приехала к художнику, чтобы на последние деньги выкупить картину.

Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына.

«Демон поверженный». Михаил Врубель

Сын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Смерть сына стала ударом для Врубеля, поэтому он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».

Желание закончить полотно переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.

Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно - сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.

«Русалки». Иван Крамской

Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.

Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.

Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.

Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились.

«На смерть Александра III». Иван Айвазовский

Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет.

Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном.

Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие - Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.

Татьяна Колючкина

Оригинал записи и комментарии на

На выставку картин Айвазовского. А ведь сейчас здесь же, в Третьяковке , в Инженерном корпусе, проходит уникальная выставка Тайны старых картин . Когда вы ещё посмотрите на обратную сторону картины и узнаете о том, что с другой стороны холста, оказывается, тоже есть интереснейшие загадки. Когда ещё вам покажут то, что скрыто под основным слоем картины в рентгеновском излучении? Когда ещё вы увидите эскизы известных картин в которых сюжеты и лица могут быть абсолютно другими?

Начнём с известнейшей картины Василия Пукирева "Неравный брак". Обратите внимание на молодого человека с бородкой, который стоит за невестой. Это сам Василий Пукирев и считалось, что это история его несчастной любви, когда его невеста вынуждена была выйти за Алексея Марковича Полторацкого, который был предводителем тверского дворянства.



Но...Давайте посмотрим эскиз картины и что мы видим? Обратили внимание? За невестой стоит похожий, но немного другой человек.

02.

Это друг Пукирева Сергей Михайлович Варенцов. Он был влюблён в Софью Николаевну Рыбникову, которую отдали замуж за Андрея Александровича Карзинкина. А Варенцов присутствовал при этом венчании

03.

04. Но что мы видим ещё, анализируя картину и историю? Оказывается Андрею Карзинкину из второй версии было всего 37 лет на момент венчания, тогда как Алексей Полторацкий был вполне себе старцем, что мы и видим на этюде "Голова старика", который был написан к картине. Хотя есть версии что голова была списана с князя Павла Цицианова или с повара Владимира Ивановича, служившего у Варенцовых

05. И вот тут, через много лет, в 1907 году появляется джокер - рисунок карандашём В.Д.Сухова. А на нём надпись: "Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне". Так тайна картины была разгадана

Идём дальше. Вот картина Исаака Бродского "Аллея парка", написанная в 1930 году. Казалось бы, что в этом необычного? Парк с гуляющими советскими людьми. Но исследователи обратили внимание на деревья, крона которых была не очень типична для советских парков

06.

Была известна такая же картина Бродского из итальянского цикла "Аллея парка в Риме", написанная в 1911 году. Она считалась утерянной. И вот исследователи решили просветить картину "Аллея парка" рентгеновскими лучами. И что же они увидели? Они увидели ту самую картину "Аллея парка в Риме", которая считалась пропавшей. Представьте себе 1930 год. Маховик репрессий начинает раскручиваться. И картина. восхваляющая буржуазную Италию могла принести художнику большие проблемы. И Бродский немного меняя фигуры людей делает из итальянского парка парк советский. Но, благодаря рентгеновским снимкам и неутомимым исследователям Третьяковки мы можем увидеть картину "Аллея парка в Риме". Можете сравнить

07.

08. "Портрет неизвестного в треуголке" Фёдора Степановича Рокотова. Казалось бы, что в нём необычного? Ну лицо похоже на женское. Но больше вроде бы и ничего. Считалось, что это портрет графа Бобринского.

09. Ан нет. Рентген открыл нам женское лицо, предположительно жены помещика Струйского Олимпиады Сергеевны Балбековой. Она скончалась в возрасте 20 лет

10. "Портрет Елизаветы Петровны в молодости" работы неизвестного художника тоже вроде бы представляет собой классический портрет середины 18 века. Это копия с картины придворного живописца Л.Каравака "Портрет цесаревны Елизаветы Петровны в мужском костюме"

11. Но взглянув на оборотную сторону картины мы видим зеркальный портрет Елизаветы с надписью "Ея императорскаго высочества Гдрни цесарвны въ младыхъ Ея лътахъ, что послъ Была всепресветлейшая Гдрня императрица Елисаветъ Петровна". Интересно, что написан портрет на тончайшем холсте. Это единственная такая работа в мире

12.

13. С картиной "Монахиня" Ильи Репина связана курьёзная история. Это Софья Репина, которая вышла замуж за брата художника. Но почему же она изображена монахиней?

14. Дело в том, что, по воспоминаниям племянницы художника Л.А.Шевцовой-Споре, Репин и Софья поссорились, и художник психанул. Ну творческий человек, бывает. Взял да и переделал лёгкий портрет Софьи в кружевном платье в монашеский.

Я, пожалуй, остановлюсь на этом и не буду больше открывать тайны остальных старых картин. Должна же быть загадка для вас. А, поверьте, там ещё очень много тайн разных известных картин можно разгадать. Поэтому идите, бегите срочно на эту уникальную выставку. Она работает до 21 августа. У вас ещё есть время успеть на неё.

Спасибо grushenka , catherine_catty , lotta20 , balakina_ann , juliya_lambert , da_dmitriy , nastyono4ka , bulyukina_e ,

Зайдя в музей и рассматривая шедевры великих художников, мы не всегда можем определить, что перед нами картина-загадка. А ведь некоторые мастера живописи были любителями символизма и аллегории, что отражалось в их произведениях. Загадка великих картин могла крыться как в самом сюжете, так и под слоем краски. Предлагаем вашему вниманию всего лишь несколько произведений искусства, в которых зашифрованы загадки.

Картина Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенингена»


Глядя на эту картину сейчас, зритель видит песчаный пляж, на котором собрались люди, а также кита, выброшенного на берег. Но так это полотно выглядело не всегда. Более ста лет картина нидерландского художника-мариниста висела в музее Кембриджа и никакого кита на ней не было. Однажды практикант-реставратор заинтересовался, почему же в сюжете картины люди собрались на зимнем пляже, где ничего не происходит. Что-то же их туда привело. Тогда он стал внимательно изучать полотно, под слоем лака обнаружил нарисованного кита, которого художник почему-то закрасил. Исследователи творчества ван Антониссена считают, что он это сделал, чтобы повысить стоимость картины. Но каким образом кит ее снижал? Как бы там ни было, но сейчас полотно висит в выставочном зале с первоначальным сюжетом.

Картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»


Эта картина-загадка имеет музыкальный оттенок. Как известно, полотно изображает Иисуса Христа со своими учениками, ужинающего последний раз. Один современный музыкант из Италии уверяет, что ломти хлеба, которые держат ученики Христа, располагаются определенным образом - при прочтении ряда справа налево (что характерно для стиля да Винчи) получается нотный стан с короткой мелодией, схожей с реквиемом. Исследователи творчества да Винчи не спешат подтвердить эту догадку, но и не сбрасывают ее со счетов. Так как художник был еще и хорошим музыкантом, то вполне мог зашифровать в своей картине музыкальную строчку. И еще одно, уже не музыкальное, предположение экспертов - они считают, что небольшое окно в верхней части картины символизирует Всемирный потоп и последующий за ним конец света, который состоится в 4007 году.

Картина Винсента Ван Гога «Ночная терраса кафе»


Загадка известных картин иногда кроется в деталях, на первый взгляд, не связанных между собой. Некоторые исследователи творчества Ван Гога считают, что произведение «Ночная терраса кафе» перекликается с произведением да Винчи «Тайная вечеря». В сюжете у Ван Гога такое же число посетителей кафе – 12. В середине сюжета стоит длинноволосый мужчина в светлой одежде. Также какой-то мужчина покидает террасу (он отождествляется с Иудой).

Картина Джона Сарджента «Портрет мадам Икс»


Первоначально картина называлась «Портрет мадам Готро». На ней изображена светская львица парижского бомонда XIX века Виржини Готро. Пришлось переименовать, а предварительно и перерисовать картину, потому что публике, увидевшей ее на выставке, не понравилась излишняя сексуальность изображенной женщины. Дело в том, что художник допустил маленькую вольность - нарисовал мадам Готро со слегка спущенной на правое плечо бретелькой платья. Это посчитали недопустимым, и картину пришлось переделать.

Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»


Известная фреска Микеланджело, находящаяся на потолке Сикстинской капеллы, что в Ватикане, изображает отношения Бога с человеком. Картина-загадка расположена в самом центре этой фрески. На ней мы видим Адама, лежащего на холме с рукой, протянутой в сторону Бога. Бог, протягивающий руку в ответ, изображен в окружении ангелов на фоне красной накидки. Эксперты считают, что это изображение очень напоминает человеческий мозг со всеми анатомическими подробностями, включая мозжечок и позвоночную артерию. А анатомию человека Микеланджело знал хорошо - изучал ее, препарируя трупы. Одни эксперты думают, что этот сюжет символизирует передачу знаний от Бога к человеку. Другие склоняются к тому, что художник таким зашифрованным образом нападает на священнослужителей за отрицание науки.

Картина Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино»


Загадка великих картин может быть скрыта во второстепенных деталях, на которые вначале не обращаешь внимания. Так, на полотне «Мадонна со святым Джованнино», за спиной Марии, склоненной в мольбе над маленьким Иисусом, можно разглядеть летающую тарелку. Фигура человека на заднем плане, вглядывающегося в небо, подчеркивает эту деталь. Если учесть, что это произведение написано в XV веке, то можно удивиться прогрессивности художника, уже тогда предполагающего, что мы не одни во Вселенной.

Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»


Эта картина-загадка заставит зрителя взять в руки увеличительное стекло, потому что нужно внимательно всмотреться в зеркало, висящее позади персонажей сюжета. Если приглядеться, то можно увидеть, что в нем отображаются три человека. Эксперты считают, что кроме купеческой четы, художник изобразил свой автопортрет с поднятой в приветствии рукой.

Картина Пикассо «Старый гитарист»


Загадка великих картин может скрываться под слоем краски. Так, в картине Пикассо «Старый гитарист» при ближайшем рассмотрении в области шеи гитариста можно разглядеть женский облик. Что это? Ответ довольно прозаичен - во времена безденежья, когда не было средств на покупку нового холста, художник рисовал новые картины поверх собственных старых.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»


Портрет Лизы дель Джокондо работы Да Винчи - самая раскрученная картина-загадка. Исследователи каждый раз находят все новые шифры в этом полотне. Слишком много загадок накопилось, начиная от улыбки женщины, заканчивая самой ее личностью. Эксперты рассмотрели в правом глазу Джоконды инициалы художника, под аркой моста на заднем плане увидели цифру 72, которая пока не известно, что обозначает. Кроме того, под этим портретом обнаружился еще один. И ученые пока не знают - то ли это эскиз «Моны Лизы», то ли вообще другой портрет. Эта картина - настоящий кладезь загадок и намеков.

Искусство - это не только способ выразить свое вдохновение, но и великая тайна. Художники часто добавляют любопытные мелочи к своим картинам или оставляют «сообщения», которые сложно заметить с первого раза. Мы составили список известных шедевров живописи, которые скрывают неожиданные тайны.

1. Неправильное ухо

Автопортрет Винсента Ван Гога изображает художника, правое ухо которого травмировано. Но на самом деле он отрезал свое левое ухо, а не правое. Такое несоответствие объясняется тем, что для создания собственного портрета Ван Гог использовал зеркало.

2. Картина под картиной

Если вы внимательно посмотрите на «Старого гитариста» кисти Пабло Пикассо, то сможете разглядеть тусклый женский силуэт за головой мужчины. Исследователи из Чикагского института искусств сделали инфракрасные и рентгеновские изображения этой известной картины и обнаружили, что под нею скрыто несколько других рисунков. Скорее всего, у художника не было достаточно денег, чтобы купить новые полотна, и ему приходилось рисовать на старых.

3. «Ночной дозор» изображает день, а не ночь

В 1947 году была проведена реставрация картины «Выступление стрелковой роты...» (более известной как «Ночной дозор») кисти Рембрандта. После того как картину очистили от толстого слоя сажи, стало очевидно, что сцена, изображенная на ней, происходит не ночью, а при дневном свете.

4. Сикстинская капелла

Образ человеческого мозга заметен не только в «Создании Адама» работы Микеланджело, но и на другой фреске под названием «Разделение света и тьмы», которую можно увидеть в Сикстинской капелле. Посмотрите на шею Бога: она идеально совпадает с фотографией человеческого мозга.

5. Символ силы

Фигуры Давида и Голиафа на созданной Микеланджело фреске образуют букву гимель на иврите, которая символизирует силу в мистической каббалистической традиции.

6. Косоглазие Рембрандта

После изучения автопортретов Рембрандта некоторые ученые решили, что художник страдал от косоглазия. Эта особенность заставляла его воспринимать мир немного по-другому: он видел реальность в 2D вместо 3D. Тем не менее, возможно, именно косоглазие помогла Рембрандту создать его бессмертные шедевры.

7. Отмщение влюбленным

Наиболее известная картина Густава Климта изображает Адель Блох-Бауэр. Этот портрет был заказан мужем Адель, сахарным бароном Фердинандом Блох-Бауэром. Он узнал, что Адель и Климт - любовники, и решил, что после сотен эскизов художник возненавидит свою натурщицу. И обманутый муж оказался прав. Совместная работа действительно охладила чувства между Адель и Густавом.

8. Мир в желтом

Почти для всех своих картин Винсент Ван Гог выбирал желтый цвет. Ученые считают, что это побочный эффект средства от эпилепсии, которое меняет восприятие цвета. Возможно, художник действительно видел мир таким, каким изображал его на своих полотнах.

9. Предвидение конца света

Итальянский исследователь Сабрина Сфорца Галиция предлагает очень необычную интерпретацию «Тайной вечери» кисти Леонардо да Винчи. Она говорит, что в этой картине скрыто пророчество конца света, которое произойдет 21 марта 4006 года. Такой вывод исследователь сделала, расшифровав математический и астрологический коды картины.

Но это не единственный секрет «Тайной Вечери». Руки Христа и апостолов вместе с хлебами на столе образуют нечто похожее на обозначение нот. Оказалось, это действительно похоже на мелодию.

10. Моцарт и масоны

Есть веские доказательства того, что Вольфганг Амадей Моцарт был масоном. Даже в детском портрете, который нарисовал Пьетро Антонио Лоренцони, мы видим масонский символ: спрятанную руку, указывающую на иерархическое звание в тайном обществе.

11. Беззубая «Мона Лиза»

Стоматолог и искусствовед Джозеф Борковски, изучив картину Леонардо да Винчи, уверен, что смог раскрыть секрет улыбки Джоконды. Он считает, что у нее не было передних зубов, и именно это повлияло на выражение ее лица.

Художник видит мир по-своему. Движимый божественным промыслом, он предлагает на суд зрителя картины-иллюзии полные стремления показать очевидное. Обман зрения или, выражаясь по-научному, оптическая иллюзия – явление повсеместное и наблюдать его можно бесконечно, воспринимая окружающий мир и даже обычные предметы.

Особенно явно эфемерность проявляется, когда речь идет об искусстве и произведениях великих мастеров кисти, их таинственных полотнах, над которыми стоит поломать голову…

Загадки Леонардо да Винчи: зеркальные мистификации гения

Леонардо да Винчи – персона таинственная и, бесспорно, поцелованная Богом. Его творения намного опередили свой век и по сегодняшний день заставляют решать ребусы, которые мастер зашифровал в своих полотнах. Очередная попытка понять гения была предпринята членами всемирного фонда «Зеркало священных текстов и картин» (The Mirror of the Sacred Scriptures and Paintings WorldFoundation).


По словам исследователей, им удалость постичь послание величайшего художника с помощью зеркал. Сакральные образы – вот, что хотел показать гений миру. Одна из самых известных картин великого мистификатор явно намекает на присутствие старозаветного Яхве. Изображенный на этюде юный Иоанн Креститель смотрит не на Марию или Святую Анну. Его взгляд обходит и новорождённого Иисуса. Он разглядывает лицо Бога! Именно его причудливое изображение привлекло внимание мальчика.


Идея создания картин, изображение которых проявляется при определенных условиях, принадлежит Леонардо да Винчи. Такое искусство называют анаморфным. Его «Мона Лиза» скрывает удивительный лик. Его можно лицезреть в области правой руки Джоконды, «Тайная вечеря» прячет перевернутый Грааль, а Иоанн Креститель хранит образ фантастического создания, намекающее на процесс творения. Одним из первых анаморфных рисунков стало изображение головы ребенка, которое можно рассмотреть лишь под определенным углом.


Анаморфные картины Иштвана Ороса

Фокусы и загадки стали популярны еще в Средневековье. Рассвет превращений пришелся на 19 век. Сегодня блистает Иштван Орос.


"Таинственный остров» - самый известный анаморф Иштвана Ороса

Чарующие картины-загадки венгерского графика базируются на законах физики, поэтому, чтобы упрочить их восприятие придется подучить хотя бы школьный курс. Фантазия творца буквально не знает границ.


Маг прячет в своих картинах самые невероятные вещи и явления, заставляя зрителя не только восхищаться увиденным, но и думать. Чтобы получить анаморфное изображение Орос использует цилиндрические, пирамидальные или конусовидные зеркальные предметы . Достаточно поставить их в нужное место и правильный образ предстает в очевидном свете.


Трехмерные иллюзии Алессандро Дидди (Alessandro Diddi)

Ни одна из дорогих картин прошлого не сравнится с «живыми» изображениями итальянского затейника.


Глядя на них, хочется понять, как ему удается, пользуясь только бумагой и карандашом, творить чудеса, обманывающие человеческий мозг.


Дидди наделен талантам вдыхать божью искру в каждый рисунок. Его персонажи настолько реальны, что даже пугают своим присутствием. Свой секрет он объясняет просто, предлагая попытаться понять анаморфный арт. Дальше – дело техники.


Графика Маурица Корнелиса Эшера

Незаурядный голландец - один из самых известных художников в мире оптической иллюзии .


Он прославился особым мировосприятием и умением жонглировать обыденными законами логики пространства. Фантасмагорические полотна Эшера называют графическими иллюстрациями теории относительности. Эта разновидность иллюзорных изображений преследует своей целью достижение стереоэффекта. Образчики таких картинок создаются с помощью специальных фотоаппаратов (изобретение Ивана Александровского, 1854 г.).


В основе графики лежит двойной рендеринг сцены (съемка с двух камер). Разглядеть эти причудливые зарисовки можно лишь зная особые методики.