Время и место существования майкопской культуры. Ямная культура

В раннем бронзовом веке . Названа по Большому Майкопскому кургану , исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским . Основная территория распространения - равнины и предгорья Предкавказья от Таманского полуострова до Чечни. В Прикубанье культура доходит на север до 46°, а в Чечне - до 43°. На юге она проникает в предгорья по долинам рек, но достигает черноморского побережья только в районе Тамань - Геленджик. Выделяют также кумо-манычскую периферию - зону влияния или дальнейшего проникновения культуры на север, а также обширный ареал изделий или стиля изделий майкопской культуры.

До 1957 года были известны почти только погребальные памятники культуры. Но с этого года экспедициями А. Д. Столяра и А. А. Формозова , а также археологом из Майкопа П. А. Дитлером, был открыт ряд энеолитическо-раннебронзовых поселений в Адыгее, по рекам Белая и Фарс . Они и были определены как бытовые памятники, принадлежащие к разным периодам майкопской культуры второй половины III тыс. до н. э., что надолго закрепилось в научной литературе (а в популярных источниках это продолжается до сих пор). Кроме того, как майкопские курганные захоронения был представлен известный грунтовый энеолитический Нальчикский могильник (А. А. Формозов). Хотя с последним не все были согласны (Р. М. Мунчаев).

Открытие в 1981 г. в Адыгее, около села Красногвардейское , поселения Свободное , а затем в 1985 г. на Тереке - поселения Галюгаевское 1, стало причиной пересмотра хронологии и культурной принадлежности уже известных памятников. Также были заново пересмотрены коллекции находок со старых поселений в предгорьях. В публикациях появились высказывания разных авторов, самостоятельно пришедших к идее о существовании двух самостоятельных и разновременных культур. Свободное, вместе с известными ранее поселениями, чьи материалы значительно отличались от находок в Майкопском и других курганах, были отнесены к домайкопскому энеолиту, который тогда датировали второй половиной 4-го тысячелетия до. н. э., а майкопская культура осталась в 3-м тысячелетием до н. э. Поселение Галюгаевское 1 оказалось первым, которое содержало материалы собственно майкопской культуры, которую теперь полнстью относили к ранней бронзе.

Осталась связка Майкоп - Новосвободная как два этапа существования одной культуры и сейчас более широко применяется термин майкопско-новосвободненская общность или MHO .

Территориально-хронологическое деление культуры

Имеется несколько вариантов территориально-хронологического деление культуры. Один из возможных вариантов предложил С. Н. Кореневский.

Галюгаевско-серёгинский - распространялся от верхнего равнинного течения Терека, до нижнего течения реки Фарс и далее до Тамани. Самый ранний и наиболее соответствующий древностям Майкопского кургана.

Делится на два подварианта:

  • галюгаевсий или центральнопредкавказский - Терек и Верхнее Прикубанье;
  • серёгинский или закубанский - Верхнее Прикубанье до нижнего течения реки Фарс и далее до Тамани.

Варианты новосвободненского этапа :

  • псекупский - в Прикубанье;
  • долинский - на Тереке и на Кавминводах;
  • новосвободненский - в Предгорье по рекам Фарс и Псефирь .

Происхождение и хронология

Место, откуда появилась эта ближневосточного облика культура, пытались определить многие учёные. Впервые на Месопотамию указал В. А. Городцов ещё в 1910 г. В 1920 г. М. И. Ростовцев синхронизировал Майкопский курган с преддинастическим временем в Месопотамии. М. Гимбутас в 1956 формирует тезис о миграции народа с Ближнего Востока.

В 1977 г. М. В. Андреева, следуя тенденции к удревнению майкопа, намеченной Р. М. Мунчаевым, на основе анализа сходства керамики предложила исходной территорией майкопцев считать поселения круга Амук - Гавра Протописьменного периода конца 4-го тысячелетия на севере Сирии и Месопотамии (периодов Амук F и Гавра XI A) .

В 1982 г. Н. А. Николаева и В. А. Сафронов выступили с утверждением о семитоязычности майкопской культуры , что допускалось лингвистами из-за наличия некоторых заимствований в праиндоевропейский из прасемитского, которые могли быть осуществлены и через Кавказ .

Они же провели свой сравнительный анализ майкопских древностей. Но не только керамики, а, в первую очередь, металлических изделий и изображений на них. Заново была атрибутирована и цилиндрическая печать из под Красногвардейского. При этом дата исхода у них пришлась на Раннединастический III период, это 2500-2300 до н. э. (на полторы тысячи лет моложе полученных позже радиокарбонных дат). А наиболее выразительным памятником они считают поселение Тель Хуэйра, расположенное на границе Сирии и Турции. Указанные хронологические парадоксы пока не получили должного объяснения.

Этапом на этом пути был Южный Кавказ, где обнаружена керамика, сходная с майкопской. Это наблюдается на поселениях лейлатепинской культура (4350-4000 гг. до н. э.): Лейлатепе, Пойлу, Беюк Кесик I и II в Азербайджане и Бериклдееби (слой V) в Грузии. Имеется подобная керамика и на поселениях круга сиони-цопи-гинчи. В этот круг входит и поселение Техут в Армении. Эти памятники схожи с майкопом прежде всего своей керамикой. Хотя, в отличие от собственно майкопа, в тесто этой керамики добавлялась рублёная солома. Также на этих поселениях строились более основательные глинобитные строения, подобные ближневосточным. Схожие с майкопскими материалы содержали и погребения курганов Союг Булаг, Си Гирдан, Учтепе.

Похожая на майкопскую круговая керамика, имеется на поселениях куро-аракской культуры Великент II, Серженьюрт (Чечня), Луговое (Ингушетия), в пещере Муштылагты-лагат (Северная Осетия). Это показывают распространение майкопского населения через Северо-Восточный Кавказ и перевалы Центрального Кавказа.

Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон , в центральную и южную часть Волгоградской области , где доходит до устья реки Иловли включительно и в степи Калмыкии , где они растворились в среде степняков ямной культуры .

А. Л. Нечитайло указывает на то, что памятники обнаруженные ранее в 3-х районах Ростовской области: Азовском (1968 г.), Песчанокопском (начало и середина 70-х гг.) и Константиновском районе (1969-1985 гг.), по погребальному обряду резко отличаются от всех погребений эпохи ранней бронзы, в них явно влияние майкопской культуры (кремнёвые изделия, бронзовые ножи и, особенно, сосуды жёлтого, чёрного и красно-охристого цвета с лощёной поверхностью) и их следует считать степным вариантом майкопской культуры.

Майкопский облик (керамика, могильные сооружения) имеют и некоторые памятники в приморской части Дагестана, вплоть до Дербента . Но на отдалённой периферии макопцы не являлись доминирующими среди местных культур.

В 1993 и 1995 гг. в научный оборот были введены первые радиокарбонные даты по данным памятникам, которые подтвердили эти предположения. Но применение так называемыех калиброванных радиокарбонных дат, позволило некоторым исследователям резко удревнить весь блок культур. Домайкопский энеолит, названный культурой накольчатой жемчужной керамики , стал датироваться 4700/4500-4000/3700 гг. до н. э., а все периоды собственно майкопской культуры - 4000-2900 гг. до н. э. (по С. Н. Кореневскому) или 3700-2900 гг. до н. э. (по В. А. Трифонову). Что привело к противоречию с ранее разработанной типологической датировкой майкопской культуры. В настоящее время наиболее обоснованная датировка - 2-я половина 4-го - начало 3-го тысячелетия до н. э.

Антропологический тип

Пока антропологических определений было сделано не очень много. Они относят представителей МНО к средиземноморской антропологической формации или южным европеоидам. В некоторых случаях отмечается неоднородность населения .

Палеогенетика

При проведении палеогенетических исследований останков трёх представителей майкопской культуры, были определены митохондриальные гаплогруппы U (субклада U8b1a2) и M (субклада M52) , которые были ранее были выявлены у палеолитических обитателей Евразии и часто встречаются в современной Южной Азии, особенно в современной Индии. У ещё одного потенциального майкопца (нет артефактов в захоронении) определена митохондриальная гаплогруппа N (субклада N1b1) . N1b1 и митохондриальные гаплогруппы новосвободненской культуры (T2b и V7) ранее были выявлены у обитателей неолитической Европы . Гаплогруппа V7 (могильник Клады) указывает на возможную связь новосвободненской культуры с культурой воронковидных кубков .

Экономика и материальная культура

Экономика майкопцев базировалась на придомном скотоводстве и мотыжном земледелии. Возможно, большую роль играло и собирательство. Образ жизни был подвижно-оседлым. Поселения не были долговременными. В скотоводстве ведущее место принадлежало крупному и мелкому (овца) рогатому скоту, менее - свинье и лошади, которую тоже употребляли в пищу. По сравнению с энеолитом резко снизилась доля мяса диких животных. Признаком занятия земледелием являются многочисленные зернотёрки и, наоборот, немногочисленные бронзовые мотыги. Имелись также мотыги из камня и оленьего рога. О ткачестве свидетельствуют глиняные пряслица .

Майкопцы, видимо, активно торговали. Их бронзовые изделия сменили в степи медные, которые раньше приходили из Балкано-Карпатской металлургической провинции. Кроме того, эти изделия стали примером для подражания вплоть до Алтая. С юга они получали бирюзу (из Ирана и Афганистана) и лазурит (из Афганистана).

Жилища

Жилища представляли собой простые конструкции из столбиков, прутьев и досок. Они были частично или полностью обмазаны глиной (турлучные) или без турлука. Форма - подквадратно-овальная или круглая. Площадь - от примерно 4-5 м², до 72 м². Мог быть центральный опорный столб. Полы были земляные или посыпанные галькой. Очаги (1-5) были открытые, с глиняными бортиками или в виде ямы-тандыра и располагались в центре или около стен. От брошенных и сгоревших строений остались участки обожжённой глины диаметром от 2 до 5 м.

Транспорт

Майкопцы, как и другие народы ранней бронзы, использовали повозки с цельнодеревянными колёсами и массивной втулкой. Обнаружена пара колёс, сопровождавшая подкурганное погребение раннего периода новосвободненского этапа. Имеются также пять случаев находок глиняных моделей подобных колёс. Данных о всадничестве и существовании боевых колесниц нет.

Металлургия

Майкопская культура отличается богатым набором изделий из бронзы и других металлов, которые почти все происходят из погребений. Формы бронзовыех изделий майкопцев соответствуют тем, которые изготовлялись или использовались в обширной прото-Циркумпонтийской металлургической провинции (от правобережья Дона до Сириии и от Восточной Анатолии до Западного Ирана). Сейчас установлено, что на Северном Кавказе разрабатывались собственные месторождения. Поэтому племена к северу от Кавказа не только не зависели от ближневосточного импорта, но даже и от закавказского. Большинство изделий произведено из полученных искусственно мышьяковых и мышьяково-никелевых сплавов. Тем не менее, сами технологические приёмы металлообработки и художественный стиль изделий были выработаны на Ближнем Востоке в конце IV-первой половине III тыс. до н. э.

Майкопские мастера применяли в металлообработке литьё по восковой модели ; ковку мышьяковых сплавов (6-9 % As) с высокотемпературными отжигами , вызывающими их размягчение (эффекты гомогенизации); инкрустацию бронз серебром и золотом ; различные приёмы получения серебристых покрытий. Эти покрытия производились лужением (медные и медно-мышьяковистые сосуды, покрытые оловом); серебрением методом выщелачивания (мелкая скульптура из медно-серебряных сплавов); покрытие мышьяком (оружие, крюки).

Орудия труда представляют двусторонний топор-тесло, проушные тёсла и плоские топоры или тёсла. Имеются и бронзовые топоры простых форм (но последние могут иметь орнамент из насечек и выпуклин). Меньше обушных топоров «военного» облика. Две последние категории топоров часто имеют маленький размер и отверстие под рукоятку меньше 2 см, что, заставляет предполагать их чисто погребальное предназначение.

Имеются желобчатые и простые долота, а также шилья, шило- и штыкообразные предметы. К оружию относятся более узкие, чем обычные, топоры с обухами, ранние ножи-кинжалы со слабо выделенным черенком (бесчеренковые) и более поздние, с черенками-ручками и с рёбрами и долами на лезвии. Имеется и находка меча такого же типа (Клады). Отличительной особенностью клинкового оружия является то, что оно почти всегда имеет более или менее закруглённый кончик лезвия. Наконечники копий - черешковые с длинными шейками. Обнаружено также несколько согнутых в кольцо бронзовых прутков (в паре или отдельно), назначение которых пока неизвестно (есть предположение, что это псалии, но, скорее всего, - это традиционная форма подношения) . В единственном экземпляре - бронзовое втульчатое кольцо с перекрестьем, видимо, штандарт. Бронзовые котлы и другая посуда украшались пуансонным орнаментом, аналогичным жемчужнику на керамике. Характерны двурогие, реже однорогие крюки, предназначенные для извлечения мяса из котлов. В одном случае, трёхрогий крюк ещё усложнён человеческими фигурками. Имеется также один черпак с длинной ручкой. Бронзовых украшений майкопцев неизвестно.

Для украшений в богатых погребениях применялось золото и серебро. Из них же были изготовлены некоторые сосуды из Майкопского кургана: 14 серебряных (некоторые с золотыми деталями), два золотых и каменный сосудик с золотыми накладным горлом и крышкой. Два небольших серебряных сосудика украшены чеканными изображениями. На одном изображён горный пейзаж с медведем и шествие животных вокруг озера, на втором - только шествие вокруг узора, видимо, также означающего водоём. Там же находилось 6 серебряных полых стержней (4 - частично золотые), на четыре из которых были нанизаны две золотые и две серебряные фигурки быков. К украшениям относятся также разнообразной формы золотые бусы, кольца, штампованные пластинки в виде львов, быков и розеток, золотые и серебряные ленты.

В серебряном сосуде находился также Старомышастовский клад. Там также была серебряная фигурка или осла, или антилопы, полая головка льва, золотые кольца, множество золотых, серебряных, сердоликовых и стеклянных (лазуритовых) бусин. Богатством отличались также Нальчикская гробница и погребения в новосвободненских гробницах. В одной из этих гробниц находились две фигурки собак, одна серебряная, а другая бронзовая.

Стиль майкопских украшений чисто ближневосточный, а аналоги им находят не только в Месопотамии, но и в Трое, и Египте.

Гончарное производство

Керамические сосуды раннего майкопа не имеют ничего общего с керамикой предшественников на этой территории. Судя по качеству изделий и меткам гончаров, в этой отрасли хозяйства работали профессионалы. Майкопские сосуды, несколько уступая по технологичности и разнообразию соседней куро-аракской культуре , сохранили облик своих ближневосточных предшественников. Изготовлялись круглодонные, остродонные и плоскодонные сосуды, глубокие миски. Сосуды этого периода, обычно, округлые или вытянуты вверх. Глина проходила процесс отмучивания и использовалась с добавлением тонкоизмельчённой органики (навоз). Для части сосудов в глину добавляли минеральные отощители. Сосуды лепились ручным способом. Последние исследования заставляют отказаться от представления, что майкопцы применяли медленный гончарный круг . Сосуды были с гладкой, лишённой орнамента поверхностью. Ручки были редкостью. На плечиках некоторых качественных крупных сосудов имеется одиночный глазок или другой простой значок. Известны и знаки на днищах. Есть небольшие сосуды с вертикально-ребристой поверхностью. Обжиг был равномерный, но не сильный. Поэтому такая керамика часто отличается пачкающейся поверхностью. Сосуды тщательно заглажены, могли покрываться ангобом , изредка имеют лощение. Цвет их, обычно, охристо-жёлтый, красно-оранжевый, серый. Если было покрытие ангобом и лощение, цвет поверхности менялся соответственно на красный и чёрный.

В поздний период крупные сосуды нередко имеют приплюснутую, реповидную, форму. Характерны кубкообразные сосудики и сосуды с высоким горлом («амфоры»). Сохраняя многие особенности ранней керамики, сосуды нередко имеют более сильный обжиг, часто украшены орнаментом: прочерченным, накольчатым, штампованным в виде колоска, из налепных жемчужин (только новосвободненская) или налепным (в одном случае, с фигурками животных, человека и крупными выпуклинами). Редко, но сосуды украшались и простыми узорами, нанесёнными краской. Причём миски - и внутри, и снаружи (поселение Натухаевское-3). Обычными стали ручки, например, крупные ручки-ушки. Известны также жаровни, сдвоенные сосудики и цедилки - трубовидные сосуды с отверстиями, скорее, дымокуры. Глиняное тесто применялось такое же, но больше стало керамики серого цвета. В позднейшей собственно новосвободненской керамике применялась глина только с различными отощителями. Скорее, там вообще работали в традициях культуры накольчатой жемчужной керамики, с её составом глины и способами орнаментации.

Известна конструкция майкопской гончарной печи и домашние очаги со сплошными глиняными бортиками (поселение Псекупское 1). Из глины изготовляли также подставки под круглодонные сосуды. Есть ещё один класс предметов: конусы, цилиндры, плоско-вогнутые призматические кирпичи и стоячие прямоугольные плитки. Некоторые конусы - полые. Часть из них имеет в верху боковые выступы. Обычны сквозные отверстия. Наиболее реалистичные экземпляры позволяют лучше понять семантику этих предметов. Предполагают, что, скорее всего, это приставки к очагам, которые, помимо утилитарной функции, могли нести магическую символику домашнего очага, рогатого божества, предков, богини плодородия и хранительницы жилища. В каждом регионе МНО имелись свои разновидности этих предметов. Многие их формы находят аналоги на Южном Кавказе и Ближнем Востоке.

Камень

Как и в любой культуре бронзового века, в майкопской широко применялись орудия из камня. В ранний период использовали ромбовидные наконечники стрел с ретушью только по краям. Такие были найдены в Майкопском кургане. Там же и в Абинском могильнике найдены кремнёвые микролиты -сегменты - вкладыши каких-то орудий. Подобные были обычными в культуре накольчатой жемчужной керамики. Только из Майкопского кургана известны наконечники стрел ромбовидных очертаний. К ранним также относятся известные в единичных экземплярах наконечники в виде вытянутых треугольников со слегка вогнутым или прямым основанием. А в поздний период основным типом были несимметричные флажковидные наконечники различных пропорций. Иногда их боковой выступ удлинялся в более или менее выделенный шип. Флажковидные наконечники могли иметь тщательную отделку с мелкопильчатой ретушью по краям.

Имелись листовидные кремнёвые кинжалы. Превосходные образцы таких кинжалов или наконечников дротиков происходят из мегалитических гробниц в урочище Клады. Они покрыты тщательной струйчатой ретушью и имеют пильчатые края. Известны находки кремнёвых вкладышей серпов , в том числе, выполненных очень тщательно, с мелкопильчатым лезвием (поселение Псекупское 1).

Кость

Из кости делали проколки, лощила, мелкие изделия с резным орнаментом (булавки). Майкопцы использовали костяные наконечники стрел с выделенной конической головкой. Имеется половинка костяного орудия, предположительно, молота. Для украшения применяли бусы из кости, а также из зубов оленя. Последние также имитировали костью или рогом.

Музыкальный инструмент

В одной из мегалитических гробниц в урочище Клады был обнаружен музыкальный инструмент, напоминающий арфы из захоронения царицы Шуб-ат (2800 г. до н. э.) в Уре .

Погребальные памятники

Погребённый помещался в могилу скорчено на боку. Чаще - на правом. Обычно его посыпали красной охрой . Иногда в одной могиле находят больше чем одного покойного (до пяти). Могут быть и подзахоронения. Нерядовые могилы, видимо, могут сопровождать погребения-жертвенники: человеческие или с частями домашних животных. .

Основным видом майкопских погребальных сооружений является курган , высотой от меньше 1-го м до 6-12 м. Вопрос наличия бескурганных погребений пока находится на стадии обсуждения. Обычно, курганы имеют округлую форму, но известны также с плоской вершиной, овальной формы, с винтовым подъёмом-пандусом. Курганы могут быть каменными или земляными, в том числе, и из одного только чернозёма. Курганы могут содержать кромлех или даже несколько. Известны курганы с серпообразной каменной или земляной выкладкой. Иногда встречаются следы тризн .

Сама могила может представлять собой прямоугольную или подквадратную яму в «материке» или в теле кургана или быть сооружённой на специальной огороженной площадке на поверхности земли. Встречаются могилы очень крупных размеров. Редки ямы овальной формы, с удлинёнными округлыми углами или впущенные в каменный навал. Изредка в могиле встречается разделительная канавка. Ямы могут быть простыми или иметь разные варианты обкладок мелким камнем. Могилу засыпали землёй или забрасывали камнем. Перекрытие ямы делалось из деревянных плах или коры. На него насыпались камни. Иногда могила укреплена деревянной рамой, которая могла сверху перекрываться деревом. Получался сруб, который поднимался выше уровня почвы. Каменные и деревянные обкладки могли сочетаться с внешними каменными набросками. Могила с каменной обкладкой иногда перекрывалась каменной плитой. Редкими для майкопцев являются погребения (или жертвенники) в катакомбах или подбоях. Известно также единственное детское погребение в сосуде.

Подкурганные мегалитические гробницы сооружали из поставленных на ребро плит. Это могут быть как маленькие детские каменные ящики, так и очень крупные сооружения, вроде кишпекской и нальчикской гробниц. Нальчикская гробница выделяется тем, что сооружена из разбитых базальтовых антропоморфных стел. Сами стелы могли происходить из более раннего майкопского святилища или же они стояли над погребениями Нальчикского энеолитического могильника. Двухкамерные гробницы известны только в урочище Клады у станицы Новосвободной. Всего найдено пять таких гробниц. Они имеют поперечную плиту-разделитель с прямоугольным, квадратным или круглым отверстием, которое закрывалось подогнанной пробкой или просто каменной плитой. Две гробницы имели перекрытие «домиком».

Имеются также однокамерные гробницы, в которых вторую камеру заменяет более или менее выделенный портал. Это гробницы Псыбе, Шепси и по две гробницы из Кладов и Кладов 2. Они могут напоминать дольмены, но чаще отличаются от них более тонкими плитами и менее устойчивой конструкцией, не имеющей фундамента. Но самые крупные однокамерные гробницы уже мало чем отличаются от сооружений дольменной культуры. Именно однокамерные гробницы в Кладах стратиграфически являются самыми поздними. А отсутствие в них материалов МНО [расшифровать ] и наличие керамики, похожей на дольменную, может свидетельствовать о появлении дольменной традиции. В четырёх каменных гробницах в Кладах была обнаружена красочная роспись или более или менее сохранившиеся остатки покраски.

Скорее всего, многогранная гробница с шатровой крышей, которая была найдена целой и «содержащей ранний материал» в толще каменного кургана (Н. Л. Каменев, 1869 г.) также принадлежит к новосвободненской культуре. Остатки её или похожей нашёл А. Д. Резепкин в Кладах 2 (многогранная плита-основание, плита стенки, треугольник от шатра, повреждённая фасадная плита с квадратным отверстием и мелкие фрагменты ).

Другие архитектурные элементы

Неопределёнными остаются культурная принадлежность и назначение известняковых плит с резным орнаментом. Параллели изображениям на них имеются в Средиземноморье, в куро-аракской культуре, на дольменах бассейна реки Кяфар. Одна почти целая плита с рядами кругов, содержащих лапчатые кресты или концентрические окружности, была найдена в засыпке над двориком дольмена Серебряного кургана Кладов (1984 г.). Имеется также ещё небольшой осколок такой же плиты. Фрагменты ещё одной плиты, с изображением, содержащим волюты , найдены в толще каменного кургана в Кладах 2. Там же находилась узкая плита с одиночным зигзагом (змейкой?). Уникальная известняковая колонна с ребристой капителью находилась в земляной толще другого кургана в Кладах 2, недалеко от очень большой однокамерной гробницы, в котором она, первоначально подпирала потолок, о чём свидетельствует гнездо под её основание в полу гробницы и оставшиеся в нём сколы .

    Состояние той же плиты в 2011-2012 гг.

    Состояние плиты в 2013 г.

  • Состояние плиты в 2014 г.

    Некоторые памятники майкопской культуры

    Майкопская культура стала известна, в первую очередь, своим курганными захоронениями. Именно с неё началось массовое строительство курганов в Предкавказье. С поселениями же была путаница до 1980-х годов. Нынешнее же деление по периодам довольно условно, так как, на самом деле, памятники должны бы быть распределены равномерно по всей шкале времени.

    Ранний период (галюгаевско-серёгинский вариант)

    Поселения

    Галюгаевский или центральнопредкавказский подвариант:

    • Аликоновское 1 - Карачаево-Черкесия.
    • Большетегинское - восток Краснодарского края.
    • Галюгаевское 1, Галюгаевское 3 - на реке Терек, станица Галюгаевская, Ставропольский край. С. Н. Кореневский, 1985-1991 гг.
    • Индустрия - Карачаево-Черкесия.
    • Ташлянское - Ставрополький край.
    • Усть-Джегутинское - Карачаево-Черкесия.

    Серёгинский или закубанский подвариант:

    • Серёгинское - около хутора Чернышев, Шовгеновский район, Адыгея. К. А. Днепровский, 1987-1988 гг.
    • Уашхиту - около аула Хакуринохабль, Адыгея.

    Клад

    • Старомышастовский клад - около станицы Старомышастовской , 1898 г. Возможно, относится к погребению.

    Погребальные памятники

    Средний и поздний периоды (долинский, псекупский, новосвободненский варианты)

    Поселения

    Долинский вариант.

    Псекупский вариант:

    Новосвободненский вариант (или новосвободненская культура):

    • Новосвободненское - урочище Клады 2 у станицы Новосвободной, обнаружено под двумя курганами дольменной эпохи. А. Д. Резепкин. Новосвободненский вариант. Присутствует и майкопский материал. (Признаки новосвободненских слоёв имеются и на некоторых окрестных поселениях дольменной культуры .)
    • Чишхо - см. выше.
    • Шепси - на реке Шепси, Туапсинский район. Нижний слой, новосвободненский вариант (предположительно).

    Погребальные памятники

    К собственно новосвободненской группе относятся только захоронения в могильнике Клады, ст. Костромской и могильника Погуляево, поселение Новосвободненское в Кладах II. Всего около 27 или 29 комплексов.

    В среде других культур

    • Адыгея: Мешоко-навес и Унакозовская пещера на ручье Мешоко, навес Хаджох III над рекой Белая (все у посёлка Каменномостский) - майкопская керамика на поселениях культуры накольчатой жемчужной керамики. Н. Г. Ловпаче, 1985-1990 гг.
    • Воронежская обл.: погребение в Новопавловском могильнике - погребение с майкопскими предметами.
    • Ингушетия: поселение Луговое у села Мужичи - майкопская керамика на поселении куро-аракской культуры.
    • Нижнее Подонье: Константиновское поселение, поселение Раздорское 1, курганный могильник Мухин 2 и другие - керамика и т. п. на поселениях и собственно майкопские погребения.
    • Самарская обл.: курган 1 Утевского могильника - погребение с майкопскими предметами.
    • Северная Осетия: Муштылагтылагат - Гиджрати. В. Л. Ростунов.
    • Северное Ставрополье: могильники Айгурский 2, Шарахалсун 6 и другие - погребения с майкопскими предметами.
    • Калмыкия: курганные могильники Эвдык, Зунда-Толга и другие - погребения позднего периода МНО.
    • Крым: курган Курбан-Байрам у села Долинка - погребение с майкопскими предметами.

    См. также

    Примечания

    1. БСЭ. Майкопская культура .
    2. Иессен А. А. К хронологии больших кубанских курганов // Советская археология. - 1950. - Вып. XII.
    3. Крупнов Е. И. Древнейший период истории Кабарды // Сборник по истории Кабарды. Вып. 1. - Нальчик, 1951. - С. 47.
    4. Формозов А. А. Каменный век и энеолит Прикубанья. - М.: Наука, 1965 . - С. 64-158.
    5. Резепкин А. Д. Поселение Новосвободненское // Археология Кавказа и Ближнего Востока: сб. к 80-летию члена-корреспондента РАН, профессора Р. М. Мунчаева. - М.: ТАУС, 2008. - С. 156-176. - ISBN 978-5-903011-37-7 .
    6. Николаева Н. А. Проблемы исторической реконструкции в археологии… // Вестник МГОУ, № 1. - С. 162-173.
    7. Происхождение дольменной культуры Северо-Западного Кавказа (Прил. 1 к ст.: Сафронов В. А. Классификация и датировка памятников бронзового века Северного Кавказа) // Сообщения Научно-методического совета по охране памятников культуры МК СССР. - М., 1974. - Вып. VII.
    8. Андреева М. В. К вопросу о южных связях майкопской культуры // Советская археология. - 1977. - № 1. - С. 39-56.
    9. Николаева Н. А. Проблемы классификации, хронологии и этнической атрибуции майкопской культуры в археологической литературе // Хронология бронзового века Северного Кавказа. - Орджоникидзе, 1982. - С. 9-28.
    10. Николаева Н. А., Сафронов В. А. Хронология и происхождение майкопского искусства // Хронология бронзового века Северного Кавказа. - Орджоникидзе, 1982. - С. 28-63.
    11. Дьяконов И. М. О прародине носителей индоевропейских диалектов // Вестник древней истории. - 1982. - № 3. - С. 3-37. - Ч. I. - № 4. - Ч.II.
    12. Сафронов В. А. Индоевропейские прародины. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. - 398 с. - С. 243-258. - ISBN 5-7420-0266-1 .
    13. Резепкин А. Д. , 2004. - С. 101, 106, 108, 112.
    14. Мамонтов В. И., Скворцов Н. Б.  Памятники майкопской культуры в Волгоградской области // Электронный научно-образовательный журнал Волгоградского государственного педагогического университета «Грани познания». - Волгоград, 2011, март. - № 1(11).

Культура населения Северного Кавказа в III тысячелетии 19 до н.э., в эпоху ранней бронзы, получила название майкопской по знаменитому памятнику, ее представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке. В этом ареале известны как погребальные, так и бытовые памятники. Наибольшая концентрация их наблюдается в Прикубанье.

P.M. Муннаев

На заре бронзового века на Северном Кавказе складывается майкопская культура, распространенная от Таманского полуострова до Чечено-Ингушетии включительно. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса. Важно отметить, что большинство их относится к раннему этапу майкопской культуры.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана - памятника мирового значения. Курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н.И.Веселовским. Расположен он на восточной окраине Майкопа. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма, глубиной 14 м, окруженная кромлехом в виде кольца из плит известняка. Яма имела прямоугольную форму с закругленными углами и со слегка вогнутыми продольными сторонами. Стенки могильной ямы в древности были обшиты деревом, совершенно сгнившим, потолок был бревенчатый в два наката и поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно было выложено речным булыжником. Могила делилась деревянными перегородками на три неравные части. Поперечной перегородкой она была разделена на южную и северную половины, а последняя в свою очередь делилась продольной перегородкой на восточную и западную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному, мужскому погребению. Все скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами и согнутыми и поднятыми к лицу руками, густо посыпанные красной краской (суриком). Красной краской было посыпано и дно могилы. Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец. Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа - золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки - одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике. Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков. Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету.

Большинство исследователей, начиная с В. Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стенки камеры в ряд стояли семнадцать сосудов: два золотых, каменный шаровидный с приставным золотым горлом и такой же крышечкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками, составляющими на первом сосудике сложную композицию. Сосуды округлой формы с широким горлышком. На горлышке одного сосуда изображен горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена ломаными линиями. Устья рек - одно против другого на разных сторонах сосуда, под ушками, служившими для подвешивания. Все ту-лово заполнено изображениями животных, расположенных фризообразно в два ряда. В первом ряду лошадь, лев и два быка, симметрично поставленные друг против друга, в нижнем ряду горный козел, дикий кабан, львица и дикий баран. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится над львом. Изображения на сосуде имели не просто декоративное значение, а определенное символическое. Художник изобразил типичных животных земли, воду, горы и над ними небо. Таким образом, сосуд не был простым бытовым предметом, а имел культовое назначение. На втором серебряном сосуде орнаментация менее сложна, чем на первом. Здесь мы имеем только один фриз, на котором изображены пять животных, идущих друг за другом: два козерога, бык и два барса, кроме того, помещены еще три птицы. Туловище отделяется от горла гравированной лентой, представляющей узор рек первого сосуда. Дно сосуда снаружи украшено большой розеткой.

Вдоль западной стенки камеры стояли восемь глиняных сосудов из желтой, красной и черной глины, округлой формы, с небольшим венчиком и закругляющимся дном. Около колен скелета лежали ромбические кремнёвые наконечники стрел и мелкие кремнёвые сегментовидные орудия, служившие вкладышами. В юго-восточном углу могилы находились орудия труда и предметы вооружения, десять из которых были из чистой меди: это проушный топор, мотыга (или тесло), комбинированное орудие в виде топора и тесла (с двумя накрест поставленными лезвиями), два плоских топорика, два долота, шило, малый кинжальчик примитивной формы и большой тонкий кинжал с закругленным концом. Кроме металлических предметов, здесь были и каменные: большой оселок серповидной формы с отверстием для подвешивания, небольшой оселок с золотым украшением и каменный клиновидный топорик с тупым лезвием, имевший скорее не бытовое, а ритуальное назначение.

В двух северных отделениях могильной ямы было по одному захоронению. При скелете, находившемся в северо-восточной камере, найдены в области черепа золотые массивные кольца, сделанные из толстой проволоки, с надетыми сердоликовыми бусами и большое количество разнообразных золотых и сердоликовых бус. Вдоль восточной стены стояли пять медных сосудов разной формы и величины: два котла, плоская чаша, ведерко с дужкой и большой кувшин. На скелете в северо-западной камере были такие же золотые и сердоликовые бусы, а в углу стоял большой глиняный сосуд - горшок с яйцевидным туловом.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

В том же году в станице Старомышастовской при добыче глины в кургане был найден клад: в серебряном гладком сосудике с крышкой находились золотая головка льва, серебряная фигурка быка, 3 золотые розетки, свыше 2500 золотых и серебряных бус различной величины и формы, более 400 бус из полудрагоценных камней (сердолика, лазурита, гагата, морской пенки) и 30 золотых проволочных колец, на некоторых из них нанизаны сердоликовые бусы. Старомышастовские вещи одновременны майкопским и стилистически очень близки им.

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км к северу от станицы Новосвободной, по левому берегу реки Фарс, в урочище «Клады», расположена довольно большая курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н.И.Веселовским в 1898 г. В обоих курганах на уровне почвы обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В первом кургане дольмен был сложен из массивных каменных плит с двускатной крышей. Поперечной плитой гробница разделялась на два отделения: большое и маленькое. В плите имелось прямоугольное отверстие (38x27 см), плотно заложенное каменной втулкой такой же формы. Пол в большой камере состоял из массивной каменной плиты, а в меньшей был земляной. Покойник был помещен в большом отделении гробницы у западной стенки, головой на юг. Скелет лежал в скорченном положении на боку и был посыпан красной краской. Инвентарь погребения был очень разнообразен и богат. Многие предметы были из драгоценных металлов и драгоценных камней, что указывало на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В области черепа найдено: золотые серьги в виде тонких колец с привесками из лазурита; золотые височные кольца (спиральные и простые); бусы золотые, серебряные, хрустальные и сердоликовые, в том числе одна хрустальная подвеска в золотой оправе; пять серебряных веретенообразных пронизок; золотая игла с ушком; две серебряных булавки посо-ховидной формы.

Около груди скелета находились бронзовые орудия труда и оружие: три долота с желобчатым лезвием; три плоских топора - тесла; девять небольших ножей-кинжальчиков; наконечник копья с четырехгранным стержнем для насадки на рукоятку; два вилообразных орудия с загнутыми концами (крюками) и втулкой для укрепления деревянной рукоятки и третий такого же типа предмет, но меньшей величины, имеющий на конце крюк, а на втулке два крюка и две человеческие фигуры, стоящие друг против друга. Кроме того, у скелета найдены четыре проушных топора, один из которых украшен рядами насечек и «жемчужинок» на обушной части. Здесь же находился большой черпак с длинной рукояткой.

У восточной стенки камеры стояли три котла из тонкой листовой меди, две маленькие медные чаши и пять глиняных сосудов.

Котлы больших размеров с шаровидно-уплощенным туловом и орнаментированные рядами «жемчужинок». Чаши имеют округлые формы с широким устьем. В одной из них находились сердоликовые, хрустальные и серебряные бусы.

В меньшем отделении дольмена лежали только вещи: пращовый шарик из белой пасты, шесть кремнёвых листовидной формы наконечников дротиков, два каменных точильных бруска, пять четырехгранных медных шильев, четыре глиняных ангобированных и лощеных сосуда, костяные бусы и подвески.

Во втором кургане, раскопанном Н.И.Веселовским в том же году, была обнаружена дольменообразная гробница с тем же обрядом погребения, что и в первом кургане. Гробница разделялась поперечной каменной плитой на два отделения, из которых большее с каменным полом служило погребальной камерой, а меньшее с земляным - только для вещей. Отличие заключалось в том, что во втором кургане дольмен имел не двускатную крышу, а плоскую, состоящую из двух плит. Одна из них весила около 3 т. В средней поперечной плите, разделяющей обе камеры, было сделано круглое отверстие диаметром 40 см. Оно было заложено каменным, чрезвычайно точно пригнанным кружком, в свою очередь заставленным со стороны второго помещения особой заслонкой в виде каменного полукруга, заваленного каменной плитой. В камере с каменным полом у западной стенки головой на юг в скорченном положении на правом боку лежал покойник, густо посыпанный суриком. Наиболее интересными в данном погребении являлись остатки одежды, найденной на скелете. Верхняя одежда, в нашем понятии подобие шубы, была на черном меху, шерстью наружу. Под ней одежда, шитая из тонкой шерстяной ткани желтоватого (верблюжьего) цвета с черным узором из клеток и полос. Под остатками шерстяной одежды были обнаружены остатки холщовой ткани, ярко выкрашенной в пурпуровый цвет и покрытой красными же нитями в виде кистей. У черепа лежали семь кремнёвых наконечников стрел треугольной формы, две посоховидные серебряные булавки, подобие тем, которые были найдены в первом дольмене, бронзовый обушной топор, плоский топор-тесло, нож, небольшой кинжальчик в медных ножнах, и два четырехгранных шила. С восточной стороны скелета лежал деревянный предмет в виде изогнутой палки с медным крюком, который был закреплен в деревянном стержне медным спиральным кольцом и обмотан нитками. Над головой покойника устроен тайник, куда положены толстое и тонкое золотые кольца и золотые, серебряные и сердоликовые бусы, нанизанные на красный плетеный шнур. У колен скелета лежали три пращовых шарика из цветного камня. У восточной стены камеры стояли в ряд четыре глиняных горшка, из которых два были покрыты красной краской, а два-черные. На горшках елочный и жемчужный орнаменты. Около горшков лежал точильный каменный брусок.

Во втором отделении дольмена было найдено большое количество костяных бус, таких же, как и в первом дольмене, и среди них бронзовое шило и два кабаньих клыка.

В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты еще две дольмено-образные гробницы, по конструкции совершенно аналогичные вышеописанным. В кургане № 31 (1979 г.) каменная двухкамерная гробница была сооружена в более древнем кургане на уровне почвы и отличалась необычайным богатством инвентаря. В первой камере на каменном полу в скорченном положении лежали два скелета - взрослого и ребенка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около пятидесяти, в том числе семь бронзовых сосудов, два бронзовых крюка, пять бронзовых топоров, причем один из них топор-скипетр с деревянной рукояткой, обернутой серебряной лентой, маленькие кинжальчики, тесла, долота, шилья, бронзовый штандарт в виде круга со втулкой. Уникальным является бронзовый обоюдоострый меч длиной 63,5 см. Кроме металлических орудий труда и оружия, найдены две скульптурные фигурки собачек из бронзы с серебряными накладками. Встречены каменные изделия; кремнёвый топор, кинжал, наконечники стрел, скульптура быка. В могиле найдено более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра.

Во второй камере, отделявшейся от первой поперечной плитой с круглым отверстием, земляной пол был засыпан галькой и погребения не содержал. Здесь лежали кости животных - остатки погребальной пищи и вдоль западной стены стояли шесть глиняных сосудов.

Вторая гробница, открытая в 1982 г. А.Д.Резепкиным в кургане № 35, содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и щит, на четвертой помещен фриз «бегущие лошади», как трактуют его исследователи. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла.

Архитектура погребальных сооружений (Майкопский курган, новосвободненские дольменообразные гробницы) отражает социальное положение в роде и племени погребенных. Богатства концентрировались в руках родоплеменной верхушки складывавшегося уже патриархального строя. Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем.

Большинство найденных в Майкопском кургане как золотых и серебряных, так и бронзовых предметов привозные. Попали они сюда из Передней Азии, скорее всего, как считают исследователи, из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных цветных камней. Материал этих бус разнообразен и свидетельствует о получении их путем межплеменных сношений из далеких стран. Сердолик и бирюза происходят из Ирана, лазурит - бадахшанского (афганского) происхождения, особый минерал - морская пенка из Анатолии. Некоторые бронзовые предметы, как котлы из листовой меди, топоры-тесла, четырехгранные шилья, желобчатые долота, проушные топоры, изготовлялись на месте. Во второй половине III тысячелетия до н.э. и особенно в конце его на Северном Кавказе интенсивно развивается местная металлургия бронзы. Есть предположение, что в эпоху ранней бронзы было налажено и производство изделий из драгоценных металлов, главным образом из золота (височные кольца).

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х-60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа (Мешоко, Скала, Хаджох , Каменномостская пещера, Ясенова Поляна и др.).

Большинство известных в настоящее время поселений расположены на труднодоступных мысах, плато или на высоких речных террасах. Кроме того, открыты и пещерные стоянки майкопской культуры. Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине поселка Каменномостского. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясенова Поляна близ поселка Колосовки. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения, о чем умалчивали курганы. Основное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство, причем в раннее время преобладало свиноводство. На втором месте стоял крупный рогатый скот, а затем мелкий. На некоторых поздних поселениях майкопской культуры наблюдается увеличение в составе стада мелкого рогатого скота. В прикубанских поселениях майкопской культуры хотя и в очень незначительном количестве были найдены кости домашней лошади. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, о чем говорят находки кремнёвых вкладышей от серпов, которые вставлялись в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотерок и мотыги из поселения Мешоко. Но в хозяйстве племен майкопской культуры земледелие стояло на втором месте после скотоводства и не имело столь важного значения, как в экономике племен Закавказья в эпоху ранней бронзы. Развитие скотоводства давало значительно больше прибавочного продукта, чем земледельческое хозяйство, а это приводило к росту и накоплению богатства в отдельных семьях и вело к возникновению имущественной дифференциации, что и находит отражение в погребальных памятниках (Майкопский курган).

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Памятники майкопской археологической культуры оставлены племенами, населявшими в конце IV - первой половине III тысячелетия до н. э. Прикубанье и другие территории Северного Кавказа. Своё название майкопская археологическая культура получила по самому известному памятнику.
Под насыпью высотой 11 метров находилась могильная яма, разделённая перегородками на три части. Могила была обложена деревом и перекрыта деревянным накатом. В южной камере погребения, самой большой, было, как предполагают, захоронение вождя.
Набор предметов, обнаруженных в Майкопском кургане, выделяется по богатству среди других археологических памятников бронзового века.
Большой интерес представляют два серебряных сосуда с изображениями животных. Верхнюю часть одного из сосудов украшает горный пейзаж. На рисунке легко угадываются очертания Главного Кавказского хребта. Балдахин, сооружённый над телом вождя, поддерживали шесть серебряных трубок. На них были надеты золотые и серебряные фигурки быков.
Помимо предметов из золота и серебра в могиле обнаружено много различных орудий (топоры и долота), а также медные и глиняные сосуды.
В 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище с символическим названием Клады, недалеко от станицы Новосвободной, раскопал два кургана племён майкопской культуры. Под курганными насыпями археологи обнаружили каменные гробницы.
Рядом с ними найдены бронзовое оружие, котлы, орудия труда, посуда, предметы из золота, серебра и драгоценных камней.
А в XX в. в этом же урочище была раскопана ещё одна каменная гробница с уникальными росписями на стенах, нанесёнными красной и чёрной краской. На стенах изображались фигуры людей, бегущие лошади, луки и колчаны - футляры для стрел.
Наряду с захоронениями богатых людей найдены и погребения с небольшим количеством вещей, а то и вовсе без них. К настоящему времени открыто уже около 200 памятников майкопской культуры на территории от Таманского полуострова до Дагестана. В одном из погребений был обнаружен настоящий клад: серебряный сосуд, наполненный искусно изготовленными бусинами из золота, серебра и драгоценных камней.
В конце XX века археологи открыли большую группу древних поселений майкопской культуры в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Среди них - Мешоко, Скала, Ясенева Поляна. Все они расположены в предгорной и нагорной частях Адыгеи. В 1981 г. было открыто поселение в равнинной части, между селом Красногвардейским и хутором Свободным. По нему оно и получило название - Свободное.
Самое известное поселение племён майкопской культуры - Мешоко у посёлка Каменномостского. Оно расположено на высоком плато.
Посёлок был укреплён мощной оборонительной каменной стеной, достигавшей в ширину 4 метров. Жилые помещения строились из самана и прилегали к оборонительным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона скота и его сбережения в случае внешней опасности.
Во время раскопок археологи обнаружили огромное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней. Были найдены также керамические цедилки, использовавшиеся при изготовлении молочных продуктов, зернотёрки и кремнёвые вкладыши для серпов.
Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений археологи нашли бронзовые детали упряжи для животных.
Майкопские племена, по мнению историков, переселились на территорию Кубани из Месопотамии или Малой Азии. Оттуда они принесли помимо гончарного круга и другие достижения древневосточной цивилизации: ткачество, умение художественно обрабатывать изделия из металла. Исследования показывают, что у переселенцев уже произошло разделение на бедных и богатых.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА — археологическая культура раннего бронзового века (2-я половина 3-го тыс. до н. э.) на Северном Кавказе. Названа по Майкопскому кургану. Раскопаны остатки укрепленных поселений и курганы. Население занималось скотоводством и земледелием.

Курган представлял собой насыпь высотой более десяти метров, под которой находились два погребения: одно, основное, непосредственно под насыпью, в яме, другое в самой насыпи. Основная могила представляла собой четырехугольную яму, вырытую в грунте, ориентированную по оси северо-восток - юго-запад. Вокруг нее был сооружен кромлех из известковых плит. Стены могилы были укреплены деревянными конструкциями, а дно выложено мелкими речными булыжниками. Она была поделена деревянными перегородками на южную и северную половину, а последняя была разделена на две равные части. В южной половине могилы было одно погребение(погребенный лежал в скорченном положении на боку, засыпанный красной краской, головой на юго-восток), в северной половине в каждой из частей было по одному погребению.

Могила (большей частью южная его половина) содержала большое количество золотых бляшек в форме львов, быков, золотые кольца и бусы, золотые и серебряные сосуды, кремневые наконечники стрел, каменный шлифованный топор, медные орудия труда, керамику различной формы и назначения

Еще ранее была открыта группа курганов у станицы Новосвободной (Царской), погребальный обряд (скорченные и окрашенные костяки) и инвентарь которых имел много общего с Майкопским курганом, но погребения в новосвободненских курганах совершались не в ямах, а в каменных гробницах - дольменах. Они содержали богатый инвентарь в виде золотых и серебряных украшений, бронзовых орудий труда и оружия, бронзовые котлы и чаши, керамику в виде ангобированных и лощеных сосудов, украшенных орнаментом.

Но при множестве сходных черт, которые дают все основания относить Майкопский курган и курганные погребения у станицы Новосвободной к одной археологической культуре, у них есть определенные различия в способе захоронения (ямы и дольменообразные сооружения), а также в изготовлении оружия и керамики. По всей видимости, они носят хронологический характер, а открытие памятников майкопской культуры промежуточной стадии развития позволяет говорить о трех этапах ее существования (А.А. Формозов, Р.М. Мунчаев).

В XX веке, в течение нескольких десятилетий, погребальные и бытовые памятники майкопской культуры были открыты в Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, в Чечне (у ст. Мекенской на Тереке, у селения Бамут на Фортанге, у селения Бачи-юрт на реке Гонсол, у селения Сержень-юрт, у селения Зандак).

Таким образом, майкопская культура в период своего расцвета распространилась на всю предгорную и равнинную часть Северного Кавказа от Таманского полуострова на западе и до границы Дагестана на юго-востоке. На юге и юго-востоке Чечено-Ингушетии, в основном, в приграничных с Грузией и Дагестаном районах, племена майкопской культуры приходят в соприкосновение с племенами более древней куро-араксской культуры. Инвентарь бытовых и погребальных памятников содержит в себе устойчивые черты и признаки обеих культур. Однако сочетание в археологических комплексах позднемайкопских черт с ранними куро-араксскими, учитывая границы существования этих культур (куро-араксская - от середины IVтысячелетия и до конца III тысячелетия до нашей эры, майкопская - от конца IV и до конца II тысячелетия до нашей эры), не находит пока рационального, научного объяснения.

Очевидно, майкопская культура первоначально зародилась в северо-западных и центральных районах Северного Кавказа. Подтверждением этому служит концентрация археологических памятников раннего периода существования этой культуры на Северо-Западном Кавказе, в Прикубанье и Пятигорье. Но памятники раннего этапа развития майкопской культуры обнаружены и восточнее, на территории Чечни, у станицы Мекенской. При этом, бытовые предметы и орудия труда из ранних памятников майкопской культуры отличаются крайней архаичностью. Здесь представлены кремневые и обсидиановые орудия труда в виде сегментов и трапеций, каменные зернотерки, скребки, сверла, долота, костяные шилья, рыболовные крючки, оружие в виде клиновидных каменных топоров, кремневые наконечники стрел, копий, дротиков, украшения в виде каменных браслетов.

На заре бронзового века на Северо-Западном Кавказе складывается майкопская культура, распространившаяся на запад вплоть до Таманского полуострова, и на восток до Чечено-Ингушетии. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса. Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана-памятника мирового значения.

В 1897 г. курган был раскопан известным русским археологом, профессором Н. И. Веселовским. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма прямоугольной формы, глубиной около 1,5 м. Дно было выложено булыжником и посыпано красной краской, так же как и покойники. Могила делилась деревянными перегородками на три части - южную и северную и последняя в свою очередь поперечной перегородкой на западную и восточную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах, помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному мужскому погребению. В могиле было найдено много золотых предметов, металлических и глиняных сосудов, медных и каменных орудий труда.

Главный покойник был усыпан кольцами, золотыми и штампованными бляшками, изображавшими зверей (львов, бычков). Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полы одежды или покрывало, которым был покрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы и бус из полудрагоценных цветных камней - сердолика и бирюзы. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы, на которые в древности были нашиты двойные розетки. Перед скелетом лежали восемь серебряных стержней (дл. 1,17 м), концы четырех были золотые. На концах четырех стержней были надеты массивные фигуркк быков: на золотые концы - золотые бычки, на серебряные - серебряные. Большинство исследователей считали, что стержни с насаженными на них фигурками бычков являлись остовом балдахина, который несли над покойником во время похорон. Некоторые исследователи такое объяснение назначения стержней полностью отрицают и склонны рассматривать стержни с бычками как штандарты (Ю. Ю. Пиотровский).

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стены камеры стояли семнадцать сосудов: два золотых кувшина, каменный с приставным золотым горлом и крышкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками. У западной стены могилы стояли восемь почти однотипных глиняных горшков с шарообразным туловом. В двух других отделениях могилы с женскими захоронениями были найдены массивные золотые кольца, бусы, различные медные сосуды (чаша, ведерко, кувшины, два котла), глиняный горшок. Части керамических сосудов Майкопской культуры, как установлено в настоящее время, изготовлялись на гончарном круге, который в дальнейшем был забыт.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем (аул Уляп, с. Красногвардейское, близ Майкопа, Келермесский и др.).

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу реки Фарс, в урочище "Клады", расположена довольно значительная курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н. И. Веселовским в 1898 г. В обоих курганах обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В большее помещение был положен покойник с богатым погребальным инвентарем. Многие предметы были из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия. Богатство погребенного указывает на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В 1979 и 1982 гг. в урочище "Клады" были открыты еще две дольменообразные гробницы, по реконструкции совершенно аналогичные ранее раскопанным. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвертой помещен фриз "Бегущие лошади" и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.



Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х - 60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа: Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Каменномостская пещера, хут. Веселый, Ясенева Поляна и др. Все они расположены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части. Расположено оно на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило свое название - "свободное".

Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясеневая Поляна на р. Фарс близ поселка Колосовки. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (А. А. Формозов). Жилища представляли легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. Они опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м, как на поселении Ясеневой Поляны. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения. Найдено большое количество каменных орудий - плоские полированные топоры, наконечники стрел, кремневые вкладыши для серпов, полированные узкие долотца, зернотерки и др.