Воскомасляная темпера. Темперные краски – история и особенности применения Темперные краски пва

Темпера это не только термин краски, но и специальная техника живописи, которая известна практически с самого начала творческой деятельности человека. В наше время термин темпера ограничивается только краской, в состав которой входят связующие эмульсии (водные суспензии в масле или масло в воде).

Конечно, масло и вода, в принципе, не дают никакой связи, поэтому необходимо наличие эмульгаторов — различные смеси, в ​​том числе природного происхождения. Следует признать, что занимает промежуточное положение между и , а результаты, полученные с его помощью также характеризуется вышеуказанными методами. Очень важно, что вы можете рисовать темперой в качестве маркера на различных поверхностях. Эта краска также может быть использована как в станковой или полихромной живописи и нанесении рисунков на стены. Стоит помнить, что техника темперы не ограничивается яичной темперой, к которой большинство из нас относят этот вид краски, методов создания темперы много, и их название зависит от связующего вещества:

  • яичная темпера
  • темпера жирная
  • казеиновая темпера
  • темпера смоляная и т.д.

Н а самом деле, выбор типа связующего зависит от того, нужно ли вам приблизиться к визуальным эффектам масла или акварели. Стоит помнить также, что если вы добавляете в яичную темперу воды для того, чтобы разбавить ее, то легко получить прозрачный слой, подобный акварельному эффекту. Когда мы имеем дело с жирной темперой — результат мы получим похожим на масло. Кроме того, иногда бывает трудно отличить темперу от масла, особенно когда готовую работу покрывают дополнительно слоем лака. Эмульсионные связующие, которые используются при подготовке темперной краски имеют неограниченное количество комбинаций и способов их получения. Есть некоторые твердые рецепты, но состав темперы в значительной степени, в дополнении к связующему, определяет способ и технику живописи.

В настоящее время, мы не можем дать четкое определение той или иной темпере, и есть только несколько свойств, которые отличают методы создания краски друг от друга и являются специфическими для различных типов, которые в значительной степени зависят от используемого в них клея.

Техника написания работ темперой характеризуется:

  • Изысканными линиями
  • Люк (бар) способ живописи
  • Живопись методом глазури или покрытия
  • Невозможность рисовать мокрый-по-мокрому (шелушение краски, из-за ограниченной мощности связующего)
  • Очень быстрая сушка
  • Отсутствие тональных изменений, вызванных течением времени
  • Отсутствие влагостойкости
  • После высыхания краска остается гибкой — это предотвращает растрескивание

Техника темперной живописи чрезвычайно сложный процесс, который дает хорошие результаты в финале. Независимо от типа темперы (того какая эмульсия используется) существует три типа живописи:

Подмалевок — система живописи, состоящая из постепенного нанесения на картину света и тени (а иногда и наоборот). При использовании этого метода, темпера имеет внешний вид похожий на масляную краску, но является более интенсивной и менее скучной на вид. Для подмалевка лучше всего подходит казеиновая темпера. Это потому, что для того, чтобы покрыть готовую работу лаком, краска должна иметь сильное связующее. В дополнение к основе, эмульсии также должны применяться в соответствии с техникой живописи — жирный раствор с низкой впитывающей. Стоит отметить, что в живописи темперой, картину, в отличие от масляной живописи, покрывают лаком для защиты от влаги. Следует иметь в виду, что слой лака не должен быть слишком толстым, потому что вы можете затемнить картину, а также может подчеркнуть все неравенства картины.

Лазурирование — техника, напоминающая способ работы с акварелью. Он основан на создании картин при помощи прозрачных тонов, которые накладываются слой на слой. Картины, выполненные темперой в технике лазурировнаия значительно отличается от работ, при создании которых использовался метод подмалевок. В этом случае можно использовать все типы эмульсий, которые растворимы в воде, учитывая, что и подложка, и раствор должен быть абсорбентами. Поглощающее свойство последних позволит надежно закрепить более нижние слои краски. Данный метод живописи технологически можно использовать как для достижения эффекта глазури, так и для создания непрозрачных слоев. Такой прием используется в основном в декоре стен, плакатов, конструкций и эскизов.


Подмалевок-лазурирование , смешанная (комбинированная) технника — это самый распространенный способ живописи темперой. Он сочетает в себе два предыдущих способа живописи. Первое нанесение осуществляется с помощью непрозрачного слоя краски, в то время как остальные тона изображения дополняются глазурироваными или полупрозрачными слоями. Здесь стоит вспомнить старый принцип, который заботится об эстетике работы — место с теплой цвета земли должна быть холодной — и наоборот. Это интересная техника, которая опирается на сочетание в пределах темперной краски подмалёвка картины и финальной отделки картины. Стоит помнить, что подобная техника далеко не новая, пусть второе ее возрождение и пришлось на ХХ век, но первые упоминания о ней находятся в записях, датированных еще пятнадцатым веком. Смесь двух техник дает ряд интересных возможностей. Первый слой темперы следует наносить относительно быстро, также быстро он сохнет, чего нельзя позволить себе при работе с маслом.

Конечно, вопрос о быстром высыхании краски является и отрицательной чертой. С одной стороны, это дает возможность быстрого творческого процесса, с другой — делает невозможным сделать несколько этапов работы над картиной. Тем не менее, есть способ, чтобы замедлить процесс сушки — просто добавьте небольшое количество глицерина, сахара или меда. Заметим, однако, что если добавить слишком много этих веществ, они ​​могут вызвать процесс развития деградации.

Темпера сохнет определенным образом, как правило, без блеска. Изменение тона при сушке является одной из трудностей в живописи темперой, так что вы должны предварительно поставить темные тона или использовать связующее, которое не разводится в воде.

Лучшие результаты получаются с применением глазури, тонким слой краски для финишного покрытия. Этот метод труден в исполнении, и становится стабильным, устойчив к погодным условиям только тогда, когда клей и затирка будут приготовлены должным образом. Холстом для этой техники может быть практически любой субстрат, не обязательно дерево, которое было самым старым и самым используемым типом холста.

В отдаленные времена (в XV-XVI веках) в Италии под словом «tempera » (происходящим от латинского «temperare» - соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В Италии того времени ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название «эмульсионной темперы», в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.

До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь Россия и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же - для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно - исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней - способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи - долгой подвижности ее красок.

До XV столетия темпера была наиболее распространенным и популярным материалом живописи. В России применялась яичная темпера в иконописании , настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др.). При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино. Полученные таким образом краски не позволяли работать в пастозной технике живописи, поэтому в процессе работы они накладывались постепенно, многослойно и в определенном порядке. Высыхая, они несколько светлели в тоне и получалась матовая поверхность. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса *. После завершения работы вся поверхность покрывалась тонкой пленкой олифы или масляного лака. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи.
Широко используются в России темперные краски в стенной живописи. Многие из русских церквей Москвы, Костромы, Ярославля и других городов расписаны ими в XV – XVII вв. При росписи стен наилучшими ее видами были яичные, изготовленные на одном желтке, и казеиновые темперы. При этом краски изготавливались в небольших объемах, так как связующее вещество должно быть свежее.
Довольно часто стены расписывали краской, приготовленной на цельном яйце, т.е. в качестве связующего использовался как желток, так и белок. Данная темпера уступала яичной по плотности, но ее внешние качества подходили к фреске, поэтому она использовалась еще и для ретуши фресок.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Гуммиарабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.

Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 - 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12-1/15 часть объема) глицерина.

Современная темпера

Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.

Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари , говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком , но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.

Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.

Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Достоинства и недостатки темперы

Положительные свойства темперы

1) В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.

2) Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.

3) Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.

4) Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.

Важнейшими недостатками темперы

1) быстрота высыхания красок и

2) изменение тона при высыхании красок.

1. * левкас - (греч. λευκός белый, светлый, ясный) - в иконописи название грунта, представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Чеканный левкас - левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами.

Левкасить - грунтовать иконную доску.

Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер - левкасчик (левкащик).

В стенописи левкас - грунт под темперу, приготовленный из гашёной извести с наполнителем.

В современном художественном мире левкасом также называют синтетический материал, используемый при изготовлении багета.

В строительстве левкас часто обозначает высококачественная отделка стен.

2. * Суса́льное золото (сусаль) - тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота или биметалла золото-серебро (двойник), которые обычно используются в декоративных целях. Поталью называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (SnS2), который применяется в составе красок, имитирующих позолоту. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лонг Тан, Наньцзин, насчитывает около 1700 лет.

3. * Чека́н - холодное оружие, представляющее собой боевую часть в виде клюва, закреплённую проушиной на рукояти. Название происходит от древнерусского слова «чекан», которое было синонимом слова «топор". Поскольку рубль в Древней Руси представлял собой половину разрубленного слитка - гривны, то сам процесс создания рублей стал называться чеканкой. Для более точного разрубания гривны использовалось специальное зубило, которое также получило название «чекан»."


Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств.

Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.

Живопись синтетической темперой - может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.

Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высы­хание: через 1 - 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.

Поливинилацетатную темперу, которая сама водорастворимая, нельзя смешивать с другими водорастворимыми красками. Так, в смеси с масляно-казеиновой темперой краски створаживаются и пло­хо разносятся по поверхности живописного основания.

Разбавителем красок является вода, но после высыхания их можно растворить лишь специальной смывкой, представляющей смесь этилацетата с раствором этилового спирта, взятых в соотношении 1: 1.

В процессе работы краски, хотя они и содержат до 50% воды, следует выдавливать из туб в колечки из мокрой ваты для удержания в них влажности. Поливинилацетатные темперные краски быстро высыхают. Это требует от живописца определенных навыков.

Кисти в процессе работы необходимо держать в банке с водой, по окончании работы их следует тщательно промыть водой. В случае засыхания краски на кистях их промывают смывкой или 70-75 - процентным этиловым спиртом:

Поливинилацетатной темперой можно работать на самых различных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным (масляно-клеевым) грунтом, на бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, линоксиновом линолеуме, стекле и многих других поверхностях, т. е. краски эти являются универсальным живописным материалом, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

Высыхая, некоторые краски несколько изменяются в оттенке.

Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая.

Значительно светлеют: кобальт синий и охра.

Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. При этом охра светлая и сиена жженая, нанесенные на бумагу, значительно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.

Заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуум, умбра жженая и краплак красный.

Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и, ультра­марин (в корпусном слое).

Поверхность поливинилацетатной живописи матовая. Для получения поверхности, насыщенной по цвету, живопись покрывают од­ним из покрывных лаков, например даммарным, акрилфисташковым или другими. Разбавляя лак пиненом, можно получить различную степень блеска живописи. Наиболее благоприятно разбавление лака в соотношении 1:1. Живопись, покрытая лаком, приобретает глубину и колористическую насыщенность, но при этом при углубленности тона красок живопись кажется более темной.

Хранить краски следует при комнатной температуре, и не ниже 0 градусов. Гарантийный срок хранения красок - 1 год. Количества звездочек указывает на степень светостойкости краски: три звездочки - высокая светостойкость, две звездочки - средняя, одна звездочке - низкая светостойкость.

Темперные краски считаются самыми древними. Где и когда зародился этот древний вид живописи, в каких видах изобразительного искусства получил широкое распространение и как используется в современности. В статье речь пойдет о том, что такое темпера, из чего ее делают и какие виды существуют.

Темпера: определение, история

В изобразительном искусстве существует много видов красок. Что такое темпера? В переводе с латинского слово temperare обозначает «соединять, смешивать». Темпера - это одновременно и вид живописи, и краски, получаемые путем смешения сухого красящего пигмента со связующей эмульсией.

Темперные краски — это самое древнее красящее вещество в истории. Еще более трех тысяч лет назад древнеегипетские художники расписывали ею стены гробниц и саркофаги. Широко применялись темперные краски в иконописи. Известные древнерусские иконописцы XIV-XV веков такие Феофан Грек, Андрей Рублёв писали свои творения в традиционной темперной технике. Лики святых изображались на загрунтованных дощечках, которые затем покрывались слоем лака или олифы. Начиная с XV века в Европе и с XVIII века в России, темперную живопись постепенно вытесняет живопись масляная. Однако в начале XX века этот вид живописи вновь приобретает популярность, ее широко используют как при написании картин, так и в декоративно-прикладном творчестве.

Состав, виды

По большому счету нужно отметить, что темпера - это особый способ создания красящего материала, а не сама краска. Основными компонентами краски являются сухие порошки натуральных либо искусственных пигментов и связующие эмульсионные вещества. В состав связующей эмульсии может входить: казеиновый клей, куриное яйцо, аравийская камедь, декстриновый клей, мыльный раствор. Натуральная темпера — краска, которую изготавливает сам художник, используя для ее разбавления натуральные компоненты: куриный яичный желток, воду или какой-либо другой консервант (например, уксус, вино). Натуральную темперу, в основном, используют в иконописи: благодаря ей получается глубокий, насыщенный цвет, эффект глазури на майолике. Современные художники все больше используют темперу на основе веществ синтетического происхождения (клей, масла, полимеры). В зависимости от того, какое вещество является основным в составе связующей эмульсии, темперные краски делятся на 3 вида:

  • яичные;
  • воско-казеиново-масляные;

Яичная темпера

Такой вид темперы широко использовался средневековыми живописцами эпохи Возрождения, а также русскими иконописцами XV-XVI века. В яичную темперу добавляли как цельное куриное яйцо, так и его части: белок или желток. Особую популярность получила краска на основе желтка. Именно его смешивали с водой, лаком, маслом, воском и другими компонентами. Яично-водную и яично-лаковую темперу широко использовали в своем творчестве палехские мастера при росписи миниатюр, икон. Основными компонентами скрепляющего вещества в яичной темпере является куриный желток, живописные и скипидарные лаки. Раньше итальянские живописцы добавляли в яичную темперу перетертые верхушки от веток смоковницы или смесь вина с водой, германские — пиво, русские иконописцы — хлебный квас. В наше время в желтковую темперу современные иконописцы, работающие в старинной технике, в качестве консерванта добавляют яблочный или столовый уксус.

ПВА, воско-масляные и казеиновые темперные краски

Казеиновые краски — водоразбавляемые пигменты, основным компонентом которых является казеин (белок молочного происхождения). Также в состав входят льняное масло и фенольная смола. Этот вид темперы наносится только на специальную основу: грунтованные холсты, дощечки, плотную бумагу.

В воскомасляную темперу кроме пигмента входит воск, растительные масла, смолы и другие добавки. Разбавляют ее любыми промышленными растворителями, такими как уайт-спирит, пинен, скипидар, а также жирными растительными маслами, олифой. При разбавлении её водой можно работать как акварелью.

Недостатки: долго сохнет.

Достоинства: яркая, сочная палитра при нанесении, хорошо смешивается с масляными красками. Многим художникам известно, что такая темпера после высыхания темнеет, но если вместо белил использовать гуашь, то цвет становится светлее.

ПВА-темпера. Что такое? В ее основе находится смесь синтетических смол, стабилизаторов, структурирующих веществ. Она наиболее популярна в работе впоследнее время, так как используется практически во всех техниках нанесения краски и идеально ложится на любую сухую и твердую поверхность.

Основные достоинства темперной краски

Основным плюсом этой краски является быстрая высыхаемость, прочность и долговечность. Высохший слой краски надежно пристает к рабочей поверхности, его невозможно растворить даже водой. Это свойство краски является незаменимым, например, при транспортировке или дальнейшей обработке готового полотна. Она отлично взаимодействует с белилами. Особенностями темперы является то, что ею можно писать в различных техниках: наносить тонким слоем или создавать густое пастозное письмо. Можно заливать на любых поверхностях: деревянных, бумажных, холстяных, используя в работе различные виды и формы кистей. Симбиоз клея и масла, содержащийся в краске, способствует тому, что на рабочем полотне она получается эластичной, блестит и не растрескивается. Цвет темперных красок, в отличие от масляных, изменяется при высыхании, становится более матовым. Для получения глянцевой поверхности используются различного лаки, например, даммаровый, мастичный или олифа. Еще одним отличием темперных красок от масляных является их долговечность и стойкость к внешним воздействиям.

Натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко - только во фресках - нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея , полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски - одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи . История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются два вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками) и поливинилацетатная (ПВА , связующее - эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы). Темпера на основе ПВА более проста в употреблении, разводится водой, не желтеет, но её существенный недостаток состоит в том, что со временем она имеет тенденцию к растрескиванию. В связи с этим долговечность реставрационных работ, выполненных темперой ПВА, всегда вызывает большие сомнения. При высыхании темпера изменяет тон и цвет, поверхность произведений, выполненных в этой технике матовая. Высохшая краска водостойка, поэтому темпера используется и в монументальной живописи . В торговой сети предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок; темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед использованием её в работе, является наиболее качественным и долговечным красочным материалом, что подтверждено многовековой практикой.

Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов - традиционная техника иконописи , где она используется приготовленной на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком . Техника древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех , Мстёра, Холуй). По увлажнённой штукатурке (извести) темперой с древнейших времён выполняются настенные росписи.

Литература

  • Изаксон А. Учитесь писать темперой // Художник. 1961, № 1. С.54-56.
  • Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., Искусство, 1961.
  • Лактионов А., Виннер А. Русская темперная живопись // Художник. 1961, № 12. С.26.
  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М .: Педагогика, 1983. - С. 196, 379-380. - 416 с. - 500 000 экз.

Ссылки

  • Рецепты приготовления натуральных темперных красок из минералов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Темпера" в других словарях:

    - (итал. tempera, от temperare смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с… … Художественная энциклопедия

    - (ит.). 1) все, что входит жидкого в живописные краски. 2) особый род живописи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМПЕРА ит., от tempera, всякая жидкая смесь для сухих красок. Род живописи красками,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэмпера], темперы, жен., а также нескл. (итал. tempera) (живоп.). 1. Минеральные краски, тертые на яичном желтке, жидком клее, меде и иных эмульсиях, употр. в живописи до изобретения масляных красок и снова вошедшие в употребление в новейшее… … Толковый словарь Ушакова

    - (итальянское tempera), живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.) … Современная энциклопедия Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    темпера - темпера. Произносится [тэмпера] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    темпера - На протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы (яичная темпера или просто темпера). Вообще ТЕМПЕРА – живопись красками, в которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка в воде;… … Словарь живописи и реставрации