Вольная типография. Издан указ «О вольных типографиях Указ о вольных типографиях давал право на

Как известно, книгопечатание в России появилось в середине XVI в., но до середины XVIII в. оно использовалось лишь государством для издания богослужебных и (с середины XVII вв.) официальных изданий. Лишь во II половине XVIII вв. появились частные типографии, выпускавшие художественную и публицистическую литературу. Возникла необходимость в правовом регулировании печати. Первым соответствующим постановлением стал изданный 15.1.1783 г. закон о вольных типографиях. Он объявлял книгопечатание разновидностью предпринимательства и делал его практически свободным. Цензура предусматривалась, но возлагалась на полицию, явно неспособную её осуществлять сколько-нибудь квалифицировано.

После начала Великой французской революции позиция правительства изменилась. Закон 1796 г. запретил (за незначительными исключениями) частные типографии и впервые в российской истории ввёл профессиональную предварительную цензуру всех произведений печати.

Закон о вольных типографиях 1783 г.

Всемилостивейше повелеваем типографии для печатания книг не различать от прочих фабрик и рукоделий, и вследствие того позволяем, как в обеих столицах наших, так и во всех городах империи нашей, каждому по своей собственной воле заводить оные типографии, не требуя ни от кого дозволения, а только давать знать о заведении таковом управе благочиния того города, где он ту типографию иметь хочет. В сих типографиях печатать книги на российском и иностранных языках, не исключая и восточных, с наблюдением, однако ж, чтоб ничего в них противного законам Божиим и гражданским, или же к явным соблазном клонящегося издаваемо не было; чего ради от управы благочиния отдаваемые в печать книги свидетельствовать, и ежели писанию явится, запрещать и в случае самовольного напечатывания таковых соблазнительных книг, не только книги конфисковать, но и о виновных в подобном самовольном издании недозволенных книг сообщать, куда надлежит дабы оные за преступление законно наказаны были.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 21. № 15634. СПб., 1830.


Именной указ от 16 сентября 1796 г., данный Сенату

"Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; об учреждении на сей конец цензур в городах Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Одессе и при Радзивиловской таможне, и об упразднении частных типографий"

В прекращение разных неудобств, которые встречаются от свободного и неограниченного печатания книг, признали Мы за нужное следующие распоряжения

1. В обоих престольных городах наших Санкт-Петербурге и Москве под ведением Сената, в губернском же и приморском городе Риге и наместничеств Вознесенского в приморском городе Одессе и Подольского при таможне Радзивиловской, к которым единственно привоз иностранных книг по изданному вновь Тарифу дозволен, под наблюдением губернских начальств учредить цензуру, из одной духовной и двух светских особ составляемую.

2. Частными людьми заведенные типографии, в рассуждении злоупотреблений, от того происходящих, исключая те только, кои по особому дозволению Нашему, вследствие учиненных с главнейшими в государстве Нашем местами соглашений или договоров устроены, упразднить, тем более что для печатания полезных и нужных книг имеется достаточное количество таковых типографий, при разных училищах устроенных.

3. Никакие книги, сочиняемые или переводимые в государстве Нашем, не могут быть издаваемы, в какой бы то ни было типографии, без осмотра от одной из цензур, учреждаемых в столицах Наших, и одобрения, что в таковых сочинениях или переводах ничего закону Божию, правилам государственным и благонравию противного не находится.

4. Учрежденные, как выше сказано, в обеих столицах, тако ж в Риге, Одессе и при таможне Радзивиловской цензуры, должны наблюдать те же самые правила и в рассуждении привозимых книг из чужих краев, так, что никакая книга не может быть вывезена без подобного осмотра, подвергая сожжению те из них, кои найдутся противными закону Божию, верховной власти, или же развращающие нравы.

5. В губернских городах дозволяется при наместнических правлениях завести типографии, кои весьма могут облегчать переписку канцелярскую, но с тем однако же, чтобы относительно печатания книг поступаемо было по третьей статье сего указа.

6. Что же касается до Типографий, имеющихся при Синоде Нашем и при духовных училищах, наблюдение за ними и осмотр книг лежит на попечении и распоряжении помянутого Синода и епархиальных архиереев, в ведомстве коих состоят таковые училища.

7. Подтвердить от Сената Нашего указом главному директору почт, дабы в рассуждении выписываемых через почтамты журналов и других периодических сочинений наблюдаемы были те же правила.

И наконец 8. Генерал-губернаторам и прочим, кому следует, предписать о точном и бдительном надзирании, дабы все сии распоряжения исполняемы были непременно, дабы всякие злоупотребления были отвращаемы и пресекаемы, и дабы виновные, где по сим делам окажутся, законному суду и взысканию подвержены были.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 23. СПб., 1830. № 1758. С. 933-934

Издала указ «О вольных типографиях», разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью.

Согласно указу частные типографии могли открываться не только в двух столицах - Петербурге и в Москве, а также во всех городах Российской империи. По закону типография приравнивалась к фабрикам, что позволяло частным лицам заводить книгопечатни. Основным положением указа было разрешение каждому по своей воле заводить типографии.

Дозволялось «в сих типографиях печатать книги на российском и иностранных языках, не исключая и восточных…». Одновременно законом усиливалась роль полиции: Управа Благочиния теперь контролировала содержание печатной продукции, запрещала её, если обнаруживала в ней нарушения («чтобы ничего в них противного законам Божиим и гражданским или же к явным соблазнам клонящегося издаваемо не было»), конфисковывала вышедшую без её разрешения печатную продукцию.

Уже через несколько лет в Санкт-Петербурге насчитывалось около 20 частных типографий; крупнейшей среди них была типография И. К. Шнора, выпустившая свыше 230 изданий на русском языке. Владельцами частных типографий чаще всего становились профессиональные книгоиздатели, книгопродавцы, литераторы (К. В. Миллер, И. П. и М. П. Глазуновы, П. И. Богданович, И. А. Крылов, И. Г. Рахманинов, А. Н. Радищев и др.). Наиболее известна издательская деятельность Н. И. Новикова , который руководил несколькими типографиями в Москве: Университетской, которую он арендовал; собственной вольной типографией; типографией, организованной Типографической компанией; вольной типографией, принадлежавшей Лопухину; типографией тайной масонской ложи.

Основной продукцией частных типографий были сказки, авантюрные романы, сонники, книги по домоводству, гадальные книжки, учебная литература. Тиражи колебались от 100 до 20 тыс. экземпляров. Оборудование закупалось за границей, шрифты частично отливались в Санкт-Петербурге.

Разрешение открывать вольные типографии послужило благоприятным толчком к развитию просвещения в России, однако, в государстве по-прежнему сохранялась довольно громоздкая и нецентрализованная структура цензурного аппарата.

Указ 1783 г. функционировал тринадцать лет, в сентябре 1796 г. Екатерина II , столкнувшись с активным развитием в государстве книгоиздательства, бурным ростом количества «вольных типографий» и «происходящими от того злоупотреблениями», подписала «Указ об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг, об учреждении на сей конец ценсур... и об упразднении частных типографий».

Лит.: Блюм А. В. Издательская деятельность русской провинции конца XVIII - начала XIX в. (Основные тематические направления и цензурно-правовое положение) // Книга. Исследования и материалы. М., 1966. Сб. 12. С. 136-159; Самарин А. Ю. Под каким присмотром и цензурою печатание книг происходит: типографское дело и цензура в России эпохи Просвещения // Новое литературное обозрение. 2008. N 4. С. 356-375.

Вольные типографии

С 1802 года разрешение на открытие вольных типографий частных лиц. Авторы часто издавали сами свои книги, книготорговцы переиздавали популярные книги.

Губернские типографии

1807 указ о создании типографий на периферии.

Казань – типография восточных языков;

Н. Новгород – типография при театре (афиши);

Тверь – Управление путей сообщения – религиозные, памятные книжечки, справочники;

Киево-Печерская лавра – Болховитинов – церковнославянские книги (кириллица), учебники, периодика, календари (гражданский шрифт).

Украина – Харьковский ун-т – пособия, учебники; Киевский – то же; 3 типографии в Одессе;

Литва – присоединилась – Вильнюсский ун-т, Эстония – издания на немецком, эстонском; присоединение Курляндии – лучшая типография высококачественных книг, календарей, Библии, светские книги.

Декабристы, усиление цензуры

Расправа над декабристами повлекла усиление цензуры. В 1826 году издан «чугунный» цензурный устав. В 1828 немного смягчен, но и это затрудняет выпуск книг и периодики. В связи с революционной волной в Западной Европе с 1848 по 1855 годы особое ужесточение цензуры – «эпоха цензурного террора».

Против цензуры выступают журналы «Современник» (Пушкин), «Отечественные записки» (Краевский) – «властители дум» молодежи.

Деятельность А.С. Пушкина

30-е годы научили ценить книгу. Деятельность Пушкина оказала влияние на развитие литературы и книжного дела. Рост тиражей. Пушкин – первый русский писатель-профессионал. Поддерживал молодых поэтов.

Оформление – строгое и простое. Титульные листы одним или двумя шрифтам, текст – умеренно-контрастный.

«Онегин» (1837), «История Пугачевского бунта» (1834) – первая книга с портретной гравюрой.

Оформление русской книги

Благородное и сдержанное – русский классицизм. Основной способ иллюстрирования – углубленная гравюра на металле. Гравюра на меди, «карандашная» манера, «акватинта». На первое место не украшение и иллюстрация, а картинка, связанная с содержанием.

Во второй половине XIX века в России стали появляться издательства, типографии и книжные магазины, владельцы которых были активными деятелями революционного подполья и использовали издательское дело в интересах освободительного движения. В условиях жестких цензурных ограничений, существовавших до середины 50-х годов XIX века, многие издатели были вынуждены перенести свою деятельность за границу. В мае 1853 г. на собственные средства А.И. Герцена в Лондоне была основана Вольная типография. Первым ее изданием была прокламация «Юрьев день», призывавшая русское дворянство уничтожить крепостное право в своих имениях.

В 1855 г. вышел первый номер альманаха «Полярная звезда», в котором печатались запрещенные цензурой в России произведения Пушкина, Лермонтова, писателей-декабристов. Издателям удалось наладить двустороннюю связь со своими русскими корреспондентами. В 1856 г. в качестве приложения к «Полярной звезде» начал выходить сборник «Голоса из России», где публиковались проекты и предложения об отмене крепостного права. В 1857 г. Герцен совместно с Н.П. Огаревым приступил к изданию первой бесцензурной русской революционной газеты «Колокол» (1857-1867), которая распространялась в России и за границей тиражом 2,5-3 тыс. экз. В 1865 г. «Вольная русская типография» была переведена из Лондона в Женеву, где выпускала по заказу тайного общества «Земля и воля» прокламации и воззвания. Помимо периодических изданий, типография выпускала книги: сборник «Русская потаенная литература XIX столетия…» (1861), «Записки декабристов» (1862-1863) и др. Деятельность типографии была прекращена в 1872 г.

В начале 60-х годов XIX века стали действовать первые нелегальные типографии П.Г. Заичневского и П.Э. Аргиропуло, Я.А. Сулина, П.С. Петровского-Ильенко и И.К. Сороко в Москве (1859-1861), типография «Великорусса» и «карманная типография» П.Д. Баллода в Петербурге (1862), в которых печатались прокламации (например, «К офицерам», «Подвиг … капитана Александрова»), запрещенные в России сочинения А.И. Герцена, Н.П. Огарева и др.

В начале 60-х годов в Петербурге действовала типография, которая принадлежала тайному революционному обществу «Земля и воля». Во главе ее стоял последователь Чернышевского, один из революционеров 60-х годов Н.И. Утин. В типографии печатались в основном пропагандистские издания, среди которых были брошюры и листовки: «Записка» министра юстиции К.И. Палена, «Ко всем честным людям», «К рабочим всех фабрик и заводов» и др. Весной 1879 г. на съезде в Воронеже произошел раскол «Земли и воли»; возникли две новые организации народников – «Черный передел» и «Народная воля». Типографию тоже поделили.

В 1871 г. в Петербурге действовала революционная народническая группа – «Кружок чайковцев». На средства чайковцев в России были изданы труды писателей-демократов. Была организована типография в Цюрихе, перенесенная затем в Женеву.

Деятельность нелегальных типографий стала особенно интенсивной в середине 70-х годов. В 1875 г. в Одессе был создан «Южно-российский союз рабочих». Во главе его стоял революционер Е.О. Заславский. Он основал типографию, где печатал листовки и прокламации.

В Петербурге в начале 1877 г. действовали две тайные типографии. Одна под руководством А.Н. Аверкиева и Н.А. Кузнецова, другая – «Вольная русская типография».

Имел собственную типографию «Северный союз русских рабочих» (1878). Ее деятельность возглавлял С.Н. Халтурин.

Под руководством революционера-народника Ипполита Никитича Мышкина (1848-1885) была организована типография с целью подпольного печатания революционной литературы. Официально она печатала сначала каталоги и брошюры по уголовным делам. Типография состояла из двух отделений. В первое вход был свободный: мужчины-наборщики набирали и печатали разного рода «благонамеренные издания». Во второе, женское наборное отделение вход посторонним не разрешался, в целях якобы сохранения «благонравного» поведения женщин. Здесь печаталась нелегальная литература. Отпечатанные брошюры и листовки отправлялись в Пензу, Самару, Рязань, Саратов и отсюда распространялись по другим местам. Все это Мышкин проделывал на средства своего ближайшего соратника, тоже революционера-народника, П.И. Войнаральского, который отвечал за распространение напечатанной Мышкиным литературы. Первой напечатанной в типографии Мышкина была книга «История одного из многострадальных» (переделка романа Эркмана-Шатриана). Очень популярной среди крестьян была прокламация «Чтой-то, братцы…».

Работа типографии столь ловко была поставлена, что она избежала закрытия. Провалилось саратовское отделение Войнаральского, после чего Мышкин скрылся за границу, успев ликвидировать свою «женскую наборную».

В общественном движении 60-х годов XIX века видное место занимает деятельность Иосафата Петровича Огрызко (1825-1890).

В 1858 г. Огрызко приобрел за границей оборудование и устроил типографию, сначала в Коломне, а затем перевел ее в Петербург. Свою литературно-издательскую деятельность он начал с выпуска в 1859 г. газеты «Слово» на польском языке. Это была прогрессивная газета с широкой демократической программой национального возрождения. Однако существование газеты было недолгим – Александр II запретил выпуск газеты, а ее издатель был заключен в Петропавловскую крепость. Освободившись из крепости, он продолжил службу и снова начал заниматься издательской деятельностью, которая оставила заметный след в истории русской прогрессивной книги. Им были напечатаны четыре тома сочинений Добролюбова, труды по народному просвещению (К. Ушинского, Н. Пирогова), книги для народного чтения и др. За участие в польском восстании 1863-1864 гг. И.П. Огрызко был сослан в Сибирь.

Николай Александрович Серно-Соловьевич (1834-1866), соратник Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена, совместно с одним из руководителей тайного революционного общества 60-х годов «Земля и воля» А.А. Слепцовым открыл в 1861 г. в собственном доме по Обуховскому проспекту книжную лавку и большой книжный магазин с библиотекой для чтения на Невском проспекте, игравшие роль опорных легальных пунктов «Земли и воли», и приступил к издательской деятельности, которая носила революционно-просветительский характер. Им были изданы «Стихотворения» М.Л.Михайлова (1862), «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» М.Е.Салтыкова-Щедрина (1863) и др. В 1862 г. Серно-Соловьевич за участие в революционном движении был арестован, и в 1865 г. его сослали в Сибирь, где он умер.

В начале 1866 г. в журнале А.Ф.Черенина (1827-1892) «Книжник» (1865-1866) была помещена заметка о гибели Серно-Соловьевича на каторге. Это послужило поводом к закрытию книжной торговли Черенина и его библиотеки «для общедоступного пользования». Был закрыт и журнал «Книжник», в котором печатались статьи по книжной торговле, рецензии на демократические издания, давались отрицательные отзывы на книги низкопробного содержания.

Демократический характер носили издательское дело и книжная торговля Николая Львовича Тиблена (1825-…). Он выпускал главным образом естественнонаучную и философскую литературу: сочинения Ф. Гизо, Т.Б. Маколея, Г.Т. Бокля, Г. Спенсера и др. В 1862 г. издательство Тиблена осуществило первое полное издание «Горя от ума» А.С. Грибоедова. В 1868 г. издатель «бежал» за границу от долгов, а его издания перешли в руки Вольфа.

Отвечала интересам радикально настроенных слоев общества деятельность издателя Николая Петровича Полякова (1843-1905). Он был связан с кружком революционных народников–«чайковцев», за что неоднократно привлекался к суду, а изданные им книги подвергались, как правило, конфискации и сожжению: например, сочинения Ф. Лассаля (1870), «Романы и повести» Дидро, сочинения Вольтера (1870) и др. В 1872 г. он издал первый том «Капитала» К. Маркса (в переводе Г.А. Лопатина и Н.Ф. Даниельсона).

Постоянные судебные процессы, конфискации разорили Полякова, и он был вынужден в 1873 г. ликвидировать свое издательство.

K 50-м гг. относится совершенно новое в истории русской книги явление - зарождается вольная русская революционная печать, нелегальное революционное издательство. Инициатива создания вольной русской печати за границей принадлежит великому русскому революционному демократу А.И. Герцену (1812-1870).

Герцен жил и участвовал в революционной борьбе в тот переломный момент русской истории, когда на арену борьбы выступают разночинцы как ведущая политическая и культурная сила страны. Не возможность» открытой борьбы с» царизмом условиях николаевской России и стремление к активной политической деятельности вынудили Герцена в 1847 г. покинуть родину.

Поставленный перед необходимостью перейти на положение политического эмигранта, Герцен ни на минуту не забывал о своем высоком революционном долге. Идя навстречу потребностям русского освободительного движения, он задумал основать заграницей бесцензурную русскую печать. «Основание русской типографии в Лондоне» - писал Герцен, - «является делом наиболее практически революционным, какое русский может сегодня предпринять в ожидании исполнения иных, лучших дел» . Зная, в каком тяжелом положении находилась в то время русская печать, Герцен рассчитывал, что сумеет помочь передовому русскому обществу высказать мысли которым не находилось места в подцензурной печати в России.

Создание русской типографии в Лондоне, куда в 1852 г. переселился Герцен, было нелегким делом. Серьезную помощь Герцену оказали польские революционные эмигранты. Они помогли ему приобрести в Париже русский шрифт и установить в типографии печатный станок. 22 июня 1853 г. станки «Вольной русской типографии» в Лондоне были пущены в ход.

Первым изданием Герцена была литографированная листовка «Братьям на Руси». В ней, обращаясь к русскому обществу, Герцен объяснял задачи и значение основанной им типографии. «Отчего мы молчим? - писал Герцен. - Неужели нам нечего сказать? Или мы молчим только оттого, что мы не смеем говорить?. Открытая вольная речь - великое дело; без вольной речи - нет вольного человека» . Герцен обратился к соотечественникам c призывом присылать ему литературные материалы для издания их в Лондоне.

В июне 1853 г. появляется первая прокламация, напечатанная; в Вольной русской типографии - «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству». Это был горячий призыв к отмене крепостного права. Вслед за тем были отпечатаны брошюра «Поляки прощают Нас», смело ставившая вопрос о равноправии национальностей и о совместной борьбе двух народов - русского и польского - с царизмом, и статья «Крещеная собственность».

Не сразу удалось Герцену наладить прочную и постоянную связь с Россией. «Ответа не было, или, хуже, до меня доходили одни порицания, один лепет страха, осторожно шептавший мне, что печатание за границей опасно, что оно может компрометировать и надевать бездну вреда; многие из близких людей делили это мнение» . Общественное оживление в России в середине 50-х гг. привело к тому, что между Лондонской типографией и Россией установилась постоянная связь.

С осени 1855 г. Герцен приступил к изданию альманаха «Полярная звезда». В центре обложки четко выделялись профили Лестеля, Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьёва-Апостола, Каховского - пяти казненных декабристов. Эпиграфом были взяты слова из «Вакхической песни» Пушкина: «Да здравствует разум». Всеми средствами Герцен стремился раскрыть «внутреннюю связь и кровное родство» своей вольной печати с деятельностью первого «поколения русского революционного движения. Программа «Полярной звезды» сводилась к борьбе за освобождение крестьян, за свободу печати, против дикого помещичьего права. В «Полярной звезде» печатались самые разнообразные материалы. Здесь впервые увидели свет многие запрещенные стихотворения Пушкина, Лермонтова, Рылеева и других русских поэтов, письмо Белинского к Гоголю, воспоминания декабристов. В «Полярной звезде» были опубликованы различные исторические документы, которые невозможно было напечатать в России по цензурным соображениям. Наибольший интерес «Полярной звезде» придавали произведения самого Герцена и особенно его знаменитое произведение «Былое и Думы». «Полярная звезда» имела необычайный успех в России. Декабрист И.Д. Якушкин писал Герцену из Сибири: «„Полярная звезда“ читается даже в Сибири, и ее читают с великим чувством; если бы вы знали, как бы этому радовались - Свободная ваша речь для всякого русского человека как будто летящий от родины глас» .

С июля 1856 г. приложением к «Полярной звезде» Герцен издавал сборник «Голоса из России».

Тайными корреспондентами «Полярной звезды» были ссыльные декабристы, писатели, библиографы, участники освободительного движения 50-60-х гг. «Полярная звезда» «оказалась своего рода школой, которую прошла целая группа видных литераторов, историков, издателей, библиографов второй половины XIX века» .

В апреле 1856 г. в Лондон прибыл старый друг и единомышленник Герцена Н.П. Огарев, который становится ближайшим помощником и соратником Герцена. По инициативе Огарева Герцен с июля 1857 г. приступил к выпуску нового периодического органа - газеты «Колокол». Девизом были избраны начальные слова «Песни о Колоколе» Шиллера «Vivos voco!»-»Зову, живых». «Мы поставили, - говорилось в редакционной статье от 1 июля 1858 г., - эпиграфом - Vivos voco! Где же живые в России?... Живые - это те рассеянные по всей России люди мысли, люди добра, всех сословий, мужчины и женщины, студенты и офицеры, которые краснеют и плачут, думая о крепостном состоянии, о бесправии в суде, о своеволии полиции, которые пламенно хотят гласности, которые с сочувствием читают нас. «Колокол» - их орган, их голос.» .

Вслед за «Полярной звездой» «Колокол» требовал отмены крепостного права, уничтожения цензуры, отмены телесных наказаний. В «Колоколе» публиковались произведения Герцена и Огарева, корреспонденции и документы, разоблачавшие политику Царского правительства, произвол царских чиновников. Могучий призывный набат «Колокола» был услышан во всех уголках необъятной России. С октября 1859 до 1862 г. Герцен и Огарев выпускали приложением к «Колоколу» листок «Под суд!», разоблачавший преступления и безобразия, творящиеся в России. С 1862 г. выходит новое приложение к «Колоколу» под названием «Общее вече». Это издание предназначалось к распространению в народе, в частности среди раскольников и старообрядцев. Язык и изложение материала в «Общем вече» отличались большей популярностью, чем в «Колоколе».

Издания Вольной русской типографии проникали в Россию самыми различными путями: через русских эмигрантов и немецких книгоиздателей, через агентов английских торговых фирм и моряков торговых и военных кораблей. В распространении герценовских изданий принимали участие многие видные общественные деятели. «Колокол» и другие издания Герцена попадали в руки русскому читателю под видом каталогов и детских книг, внутри переплетов и газет, в ящиках с двойным дном, даже в гипсовых бюстах Николая I. В годы первой революционной ситуации «Колокол», говоря словами современника, «гулял» «по всей России»; издания Вольной Лондонской типографии, по словам современника, представляли собой «своего рода высшую инстанцию, к которой апеллировали все искавшие правды....» .

По мере нарастания революционной ситуации в России направление «Колокола» становится все более последовательным и революционным. С его страниц все чаще раздаются решительные призывы к вооруженному выступлению против самодержавия и русских крепостников.

К середине 60-х гг. связи Герцена с родиной ослабли. Значительно сократилась прежняя аудитория «Колокола». Более тесное сближение Герцена и Огарева с революционными демократами привело к разрыву руководителей Лондонской типографии с русскими либералами. Интерес к Лондонской типографии особенно упал в связи со спадом революционного движения в России после подавления польского восстания 1863 г. Правительство обрушилось с репрессиями на тех, кто был связан с лондонскими пропагандистами, переписывался с Герценом и Огаревым, хранил у себя «Колокол» и другие запрещенные издания. Молодое революционное поколение, властителем дум которого был более последовательный и боевой демократ Н.Г. Чернышевский, относилось к Герцену отчужденно, не прощало ему его временных отступлений к либерализму, прежние его колебания.

Стремясь оживить свое издательство, Герцен в 1865 г. перевел Вольную типографию из Лондона в Женеву, где в это время сосредоточилась русская революционная эмиграция, однако ожидаемых улучшений не наступило. В 1867 г. Герцен вынужден был прекратить издание «Колокола». Еще ранее, в 1862 г., перестала выходить «Полярная звезда» и другие периодические издания Вольной типографии.

Герцен и Огарев оказали огромную услугу русскому обществу, выпуская книги, запрещенные в России. Они напечатали сборники «Русская потаенная литература XIX столетия», «Думы К.Ф. Рылеева», сборник «Солдатские песни», издания по истории России. Придавая огромное значение революционным традициям декабристов, своих идейных предшественников, Герцен и Огарев опубликовали отдельными изданиями три выпуска записок декабристов и книгу «14 декабря 1825 года и император Николай I», направленную против клеветнической книги барона М.А. Корфа «Восшествие на престол императора Николая I». В Вольной типографии была впервые после 1790 г. напечатана революционная книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Вольная типография печатала революционные воззвания и прокламации, адресованные различным слоям русского общества, в том числе многие воззвания первой «Земли и воли». В 1866 г. Герцен передал Вольную русскую типографию в собственность Л. Чернецкому. Из типографии Чернецкого вышли сборник «Вольный песенник», два номера журнала «Народная расправа» (1869-1870) и ряд прокламаций, написанных Огаревым и Бакуниным. После смерти Герцена и отъезда Огарева в Лондон типография Чернецкого пришла в упадок и в 1872 г. была им продана.

В истории русского революционного издательского дела и печати Герцен сыграл выдающуюся роль. «Герцен, - говорил Ленин, - создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга»

Изначально идея создания первой русской вольной печати за рубежом принадлежит А.И. Герцену.

Герцен принимал активное участие в революционной борьбе в этот переломный момент истории России. Однако, отсутствие возможности ведения открытой борьбы с царизмом, вынудило Герцена покинуть родину в 1847 году.

К нему приходит идея создания бесцензурной русской типографии заграницей. Переехав в 1852 году в Лондон, он пытается основать там русскую типографию, что оказалось делом крайне нелегком. Однако, польские революционеры-эмигранты оказали ему серьезную помощь. И 22 июня 1853 года станки лондонской типографии были запущены.

Первой публиуацией вольной русской типографии была листовка «Братьям на Руси», где писатель обращается к русскому обществу и поясняет причины создания типографии. Он обращается к русским писателям с призывом отсылать ему материалы в Лондон для их публикации.

Первая прокламация, которая была напечатана Герцином, появляется в июне 1853 года- «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству». Она представляет собой ярый призыв к борьбе с крепостным правом.

По началу, Герцину было очень тяжело наладить постоянную и прочную связь родиной. Однако, благодаря росту общественного оживления в 50-х годах между типографией в Лондоне и Россией все же удалось установить надежный контакт.

В 1855 году писатель приступает к печати альманаха «Полярная звезда». На обложке явно просматривались профили Лестеля, Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьёва-Апостола, Каховского - пяти казненных декабристов.

Программа данного альманаха была обращена к борьбе с крепостничеством, за свободную печать, против чрезмерных прав помещиков. В «Полярной звезде» публиковались все возможные материалы. Именно в нем в первые были опубликованы многие запрещенный произведения Лермонтова, Пушкина, Рылеева и др., письмо Белинского к Гоголю, декабристские поэзия и воспоминания. В ней были изданы многие исторические документы, которые не представлялось возможности опубликовать в России.

Огромный интерес к альманаху привлекали и произведения написанные самим Герценым, например: «Былое и Думы». «Полярная звезда» обладала невероятным успехом на родине.

С июля 1856 г. Революционер стал издавать сборник «Голоса из России», как приложение к «Полярной звезде».

Тайными корреспондентами «Полярной звезды» являлись декабристы в ссылке, библиографы, писатели, члены освободительного движения 50-60-х гг.

В апреле 1856 г. в Лондон приехал старинный друг Герцена Н.П. Огарев, который в последствие стал его ближайшим помощником. По инициативе Огарева, с июля 1857 года Герцен приступил к публикации нового периодического издания - газеты «Колокол».

«Колокол» как и «Полярная Звезда» боролся за отмену крепостного права, отмену телесных наказаний, уничтожения цензуры.

С октября 1859 до 1862 года к «Колоколу» выпускалось приложение в виде листка «Под суд!», в котором велось разоблачение преступлений и безобразий, творящихся в России. С 1862 г. появилось новое приложение-«Общее вече», которое предназначалось для распространения в народе.

Публикации Вольной русской типографии проникали в Россию любыми возможными путями: с помощью английских моряков, торговых фирм военных кораблей. В их распространении принимали участие многие значимые общественные деятели. Издания Герцена попадали в руки к читателю в виде детских книг и каталогов, в ящиках с двойным дном, внутри переплетов и газет, и даже бюстах Николая I, сделанных из гипса.

Постепенно, «Колокол»становился все более революционно настроенным.

К середине 60-х годов связь с родиной начинает ослабевать. Это происходит из-за сближения Герцена и Огарева с революционными демократами, что привело к разладу между руководителями Лондонской типографии с русскими либералами.

В попытке оживить издательство, Герцен перевез Вольную типографию в Женеву, однако это не помогло. В 1867 г. Герцен прекращает публикацию «Колокола»..

В этой типографии была впервые напечатана революционная книга Радищева - «Путешествие из Петербурга в Москву». Вольная типография публиковала различные революционные прокламации и воззвания, которые были адресованы различным слоям русского общества. В 1866 г. Герцен отдал бразды правления над Вольной русской типографией в руки Л. Чернецкому. Однако, после смерти Герцена и отъезда в Лондон Огарева типография Чернецкого стала приходить в упадок и была продана им в 1872 году.