Влияние общества на человека преступление и наказание. Мировоззрение родиона раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым «хозяевам жизни» стали приходить новые - буржуазные дельцы-предприниматели типа Лужина и Свидригайлова, когда на смену старой морали пришла новая - «возлюби прежде всех самого себя». Ф. М. Достоевский, как писатель, тонко чувствующий все изменения в обществе, отразил эти перемены в своем романе «Преступление и наказание».

Главный герой этого произведения - Родион Раскольников - бедный студент Петербургского

Университета, который был вынужден бросить учебу из-за того, что у него не хватало денег, из-за нервного и физического истощения. С Раскольниковым мы встречаемся на первых же страницах романа. Мы видим, в каких ужасных условиях живет главный герой: он беден, у него нет приличной одежды, его комната похожа больше на шкаф, чем на жилище человека, у него нет даже денег на то, чтобы заплатить хозяйке за жилье, и он вынужден от нее скрываться. Вокруг себя Родион Раскольников видит бедность, человеческое страдание, смерть. Он задает себе вопрос, почему одни люди, типа Лужина и Свидригайлова, живут в роскоши, а другие, которые гораздо лучше, нравственнее первых, типа Сонечки и Катерины Ивановны, должны умирать от голода и нищеты.

Раскольников понимает, что мир устроен несправедливо. Он хочет изменить существующий порядок вещей, но он понимает, что изменить мир может только человек необыкновенный - «властелин». Родион Раскольников создает свою теорию, согласно которой все люди делятся на две категории: первая - «властелины», этих людей очень мало в мире, это те, кто осуществляет прогресс общества, такие, как Наполеон или Ньютон. Их главной задачей является управление остальной массой, «людьми обыкновенными», как их называет Раскольников. Главной задачей «людей обыкновенных», как считает Раскольников, является размножение и подчинение «властелинам». Ради Какой-либо великой идеи «властелины» могут жертвовать любыми средствами, в том числе и человеческой жизнью. Они могут бросать на погибель миллионы людей, как это сделал Наполеон, и при этом оставаться великими. Раскольников был сторонником того, что великая цель оправдывает любые средства. Он считал себя «властелином», но он хотел употребить свои возможности и свою власть не ради собственной славы, а ради того, чтобы помочь бедным людям. Сонечка Мармеладова спрашивает у Раскольникова, что же сделать для того, чтобы помочь «униженным и оскорбленным», на что Раскольников отвечает: «Что делать? Сломать, что надо, и страдание взять на себя! Свобода и власть, а главное - власть! Над всеми тварями дрожащими, над всем муравейником». Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?»

Для того чтобы проверить, к какой категории людей он принадлежит, Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Он знает, что у нее много денег. Она очень богата, но все ее деньги пропадают зря, а после смерти она их завещала в монастырь. Раскольников понимает, что на эти деньги можно спасти не один десяток жизней. Но на самом деле истинной причиной убийства было желание Раскольникова проверить себя и свою теорию, узнать, к какой категории людей он относится, а помощь «униженным и оскорбленным» является для него лишь моральным оправданием. Убив старуху-процентщицу, Раскольников как бы отрезал себя от всего мира, от всех других людей. Он даже не может обнять мать и сестру, так как чувствует, что у него «руки в крови». Достоевский шаг за шагом следует за героем, ничего не упускает, показывает каждую мелочь, каждую деталь. Достоевский приходит к выводу, что совершивший столь зверское убийство на основании своей не менее зверской теории человек должен иметь раздвоенный характер, и действительно, Родион Раскольников, с одной стороны, наделен лучшими человеческими качествами, с другой - в нем сосредоточено много отрицательного. Своей бесчеловечной теорией Раскольников поставил себя выше других людей, но этим он оторвал себя от всего общества. Раскольников присвоил себе право «казнить и миловать» - право, которым, как считает Достоевский, обладает только Бог. Раскольников находится не только вне общества, но и вне веры. Он отрицает Бога, а иначе бы он не совершил этого убийства.

После преступления начинается «наказание» Раскольникова. Очень символично в романе то, что только одна часть посвящена преступлению, а остальные пять - наказанию, причем Достоевский считал, что нравственное наказание гораздо сильнее, чем физическое. Раскольников страдает в большей мере оттого, что он понимает, что в итоге он остался «тварью дрожащей», и лишь через Сонечку Мармеладову Раскольников смог осознать всю бесчеловечность своей теории, очиститься духовно и нравственно и начать трудный и постепенный путь возвращения к людям.

Своеобразие Ф. М. Достоевского заключается в том, что он, будучи приверженцем «натуральной школы», отвергал лозунг «среда заела». В отличие от социал-демократов, убежденных в том, что человека формирует окружающая среда, на него влияют те условия, в которых он живет, что, наконец, даже преступление является своего рода порождением внешних обстоятельств, неблагополучия мира, Достоевский возлагал ответственность прежде всего на личность, полагал, что многое зависит от духовных качеств человека, от особенности его характера и задатков натуры... Однако для героя романа «Преступление и наказание», Раскольникова, окружающая среда, то есть обстоятельства его собственной жизни и состояние мира, в котором он живет, во многом послужила основой формирования антигуманной теории, ставшей впоследствии главной причиной его преступления.

Раскольников, бывший студент юридического факультета, «оставил университет за неимением, чем себя содержать» и был вынужден зарабатывать на жизнь, давая грошовые уроки. Когда же «уроки и прочие средства прекратились», Раскольникову пришлось заложить самые ценные, что у него были, и самые дорогие для него вещи - старые отцовские часы и золотое колечко, подаренное сестрой на память. «Задавленный бедностью», он не имел собственного жилища, а нанимал от жильцов каморку, «походившую более на шкаф или сундук», крошечную клетушку, находясь в которой «становилось жутко, а взор и мысли невольно просили простору». Более того, он «был должен кругом хозяйке» и постоянно скрывался от нее. Не имея почти никаких средств на существование, он, бывало, ничего не ел по нескольку дней, а «одет был до того худо, что иной посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Находясь в таком положении, герой, конечно, не мог позаботиться о своих близких, матери и сестре Дуне, не защищенных от жестокости и несправедливости окружающего мира. Раскольников понимает, что Дуня ради него «готова себя продать», «свободу, спокойствие, даже совесть на толкучий рынок снести», выйти замуж за Лужина, только и желавшего «взять девушку без приданого», которая «уже испытывала бедственное положение и будет считать мужд за своего благодетеля», готова быть подвергнута унижениям, и без того испытав их в доме Свидригайловых. Раскольников не хочет Дуниной жертвы и вместе с тем бессилен этому воспрепятствовать, ибо ему «нечего предложить сестре взамен».

Однако Раскольников, испытывающий тяготы бедности, чья судьба, равно как и судьба его родных, несчастна, живет в мире еще более страшных трагедий, исковерканных судеб, в мире, где «что ни человек - то мученик». Так в высшей степени трагична судьба семьи Мармеладовых. Ивановна, женщина благородного происхождения, оставшаяся с тремя детьми в крайней бедности, согласилась пойти за Мармеладова, ибо «некуда было идти», но вновь оказалась в «нищете безнадежной». Живя в «великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице», они снимали угол у госпожи Липпевехзель, находясь в «содоме безобразнейшем». Мармеладов, не сумев прокормить семью, пропил даже чулки жены и вместе с тем безумно жалел детей, бывало, «мертво-пьяный» приносил им пряничного петушка, «кругом себя винил», осознавал, что на его совести загубленная жизнь дочери от первого брака, Сони, кроткой и «безответной, вынужденной пойти по желтому билету», продать себя, чтобы спасти семью от голодной смерти...

Но судьба Мармеладовых - не единичный, не из ряда вон выходящий, а типичный в Петербурге случай. Город, в котором живет Раскольников, полон несправедливости, жестокости, пошлости. Величественное «Петра творенье», Петербург, предстает нам как город контрастов, где непреодолимая бездна разделяет «людей в каретах», то есть тех, кто живет в «изукрашенных зеленью дачах», где нет ни вони, ни духоты, ни распивочных, и людей, таких же, как Раскольников, как Мармеладовы, задавленных бедностью, снимающих за гроши жалкие каморки, сломленных жестокой судьбой и ищущих забвенья, а порой «скорби и слез на дне полулитора» или восстающих в безобразном бунте против этой жизни, как Раскольников. Этот город-двойник имеет «державный, строгий вид», но за внешним великолепием его скрывается ужасная внутренняя сторона, город питейных заведений, беднейших кварталов близ Сенной с грязными, вонючими дворами, город желтого цвета (бледно-желтый цвет лица Раскольникова, желтые обои в каморке Раскольникова и квартире старухи, желтый цвет лица Мармеладова, желтое платье утопленницы), что характеризует Петербург как город «полусумасшедших», город, где все покупается и продается (желтый - цвет золота), наконец, как город зла... В этом мире тысячи маленьких людей гибнут в нищете, ежегодно определенное число жертв попадает «в процент». Мир этот тотально извращенный, где «всюду драма»: Раскольников на бульваре встречает совсем еще юную, но уже пустившуюся в разврат пьяную девушку, он становится свидетелем попытки самоубийства женщины, очевидно, доведенной до отчаяния, которая бросается в Неву с моста. Таким образом, город этот становится и убийцей, и свидетелем ужасных преступлений, и соучастником, ибо «редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге Давящий на сознание, Петербург, где даже воздух - «вонючий, пыльный, зараженный городом», будто подталкивает человека преступить законы совести. Атмосфера безнравственности и подлости приводит Раскольникова, умного, способного. к состраданию, по натуре гуманного и доброго человека, к тому, что в уме его рождается ужасная, античеловеческая теория, разрешающая «кровь по совести», допускающая, что «право имеющие», «необыкновенные» люди могут позволить себе пренебречь нравственными законами, теория, столь же безобразная и уродливая, как и мир, против которого восстал герой, в результате завладевшая Раскольниковым совершенно...

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » КАК ВЛИЯЕТ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА НА ГЕРОЯ РОМАНА? . И в закладках появилось готовое сочинение.

Идея его проста: убить никому не нужную старуху-процентщицу, украсть накопленные ею деньги и употребить их на благо обездоленных. «Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика», - говорит автор теории. Итак, цели у Раскольникова вполне достойные, но, как известно, благими намерениями устлана дорога в ад; к тому нее встает вопрос: оправдывает ли цель средства? Решаясь на убийство, Раскольников причисляет себя к «право имеющим», то есть к особой группе сильных мира сего, которым все дозволено. Преступление для него - испытание, и если он его не выдержит, то останется «тварью дрожащей», как и большинство людей на планете. Поддавшись влиянию этой идеи, Раскольников совершает убийство, которое тут же влечет за собой еще одно.

Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?

Внимание

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» явно прослеживается конфликт между обществом и личностью. У Раскольникова бедствует мать, у Раскольникова сестра всё время вынуждена избегать домогательств, сам Раскольников, умный и не ленивый человек, вынужден прозябать в нищете. Многие считают, что помимо собственной теории, Раскольникову «помогли» прйти на преступление ещё и многие внешние факторы, в частности, несправедлтвость мира вокруг и тяжёлые условия жизни самого Раскольникова и его родных.


Плюс ко всему, его теория. Ну а если более детально о теории Ну а что произощло далее, всем известно. Роеступление, расскаяние, наказание.

Аргумент преступление и наказание человек общество

Можно долго говорить, насколько этот поступок безнравствен, в какой степени он противоречит моральным, этическим, религиозным устоям, не говоря уже о правовых нормах. Ясно одно - убийство это ужасно, чудовищно, и идея его не лучше, ибо она оправдывает насилие. В романе есть персонаж, позиция которого явно противопоставлена раскольниковской.

Это Соня Мармеладова, выразительница христианской морали. На насилие и злобу она отвечает добром и считает всех людей достойными сострадания социальному статусу Соня еще ниже Раскольникова. Она - проститутка. Только христианские идеи помогают ей выжить, более того, жить духом, несмотря на постоянное унижение.
Таким образом, на примере Сони Мармеладовой и Раскольникова можно понять, насколько разное влияние может оказать идея на личность. Она может поднять человека с самого низа, а может заставить опуститься на дно, погрязнуть в самых тяжких грехах.

Как общество влияет на человека аргументы преступление и наказание

Если идея овладевает личностью - это одно, другое дело, если она овладевает массами. Последний сон Раскольникова показывает возможные последствия массового увлечения ложной, опасной идеей. По-моему, в нашем веке сны несчастного убийцы начали сбываться.

  1. Смысл названия романа «Преступление и наказание» Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества.
    Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,…смотреть целиком
  2. Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости.

Влияние идеи на человека по роману федора достоевского преступление и наказание

Важно

Но все-таки роман «Преступление и наказание» - произведение очень светлое, хотя и трагическое. Писатель выразил в нем свои сокровенные мысли о нравственном идеале гуманизма. Главный герой романа приходит к нравственному идеалу, испытав множество страданий.


толстой достоевский нравственный герой

В начале произведения это человек, который разочарован в людях и считает, что только с помощью насилия можно восстановить поруганные добро и справедливость. Родион Раскольников создает жестокую теорию, согласно которой мир делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первым дозволено все, вторым - ничего. Основные темы и мотивы романа «преступление и наказание» Главный философский вопрос романа - границы добра и зла.

Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.

Тема человека и общества в преступлении и наказании

Достоевского очень мало авторских монологов, голос писателя стоит далеко не на первом плане, и при всем многообразии идей, отраженных в его романах, нет ни одной, которую можно четко определить как авторскую. Поэтому нельзя сказать, что в произведениях Федора Михайловича формулируется и отстаивается какая-то определенная авторская позиция, это не романы с идеей, а, скорее, романы об идее и ее влиянии на человека. В «Преступлении и наказании» сильнее всего под влияние идеи подпал Раскольников.

Это не закончивший образование студент, живущий в каморке, которая больше походит на шкаф. Денег Родиону Романовичу едва хватает на пропитание. Вокруг себя он видит нищенскую жизнь петербургских «трущоб», полную социальной несправедливости и неустроенности.
И в этой пыли, духоте и грязи в воспаленном рассудке Раскольникова рождается страшная мысль.

Как общество влияет на человека? (итоговое сочинение)

Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Аргументы из литературы на тему: человек вне общества Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню.


Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.

  • Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром.Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая - его воля, вторая - общество и эпоха, в которых он существует.

Инфо

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание. В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей.


По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений. Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал. В произведениях Ф. М.

Общество влияет на человека преступление и наказание

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание. В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей. По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений. Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал. В произведениях Ф. М.
Здесь явный протест против убийства и жестокости, здесь сочувствие чужой боли. Под влиянием сна происходит два мотива предполагаемого убийства. Один - ненависть к мучителям. Другой - желание подняться до положения судьи.


Но Раскольников не учел третьего фактора - неспособности доброго человека пролить кровь. И, как только ему пришла в голову эта мысль, он в страхе отринул свои планы. Иначе говоря, еще не подняв топора, Раскольников понимает обреченность своей идеи. Проснувшись, герой почти готов был отказаться от задуманного: «Боже! - воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я, в самом деле, возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… Люди, в романе, не могут заработать деньги на своё существование. И сознание этого провоцирует людей к тому, что постепенно, они опускаются ниже и ниже, занимаются проституцией, воровством.

Как общество влияет на человека сочинение преступление и наказание

Кроме того, вспомним окружение главного героя: это Соня Мармеладова, очень добрая девушка, которая положительно влияет на Раскольникова. Все эти факторы привели к тому, что главный герой сознаётся в совершенном преступлении. В этом литературном произведении мы отчётливо наблюдаем, как обществе повлияло на человека, вынудив его сделать то, что нужно было. В заключение хочется сказать, что человек неразрывно связан с обществом. Несомненно, абстрагироваться от него на все сто процентов невозможно. И из этого утверждения следует, что общество прямо пропорционально влияет на человека, который ему принадлежит.
Раскольников, бывший студент юридического факультета, «оставил университет за неимением, чем себя содержать», и был вынужден зарабатывать на жизнь, давая грошовые уроки. Когда же «уроки и прочие средства прекратились», Раскольникову пришлось заложить самые ценные, что у него были, и самые дорогие для него вещи - старые отцовские часы и золотое колечко, подаренное сестрой на память. «Задавленный бедностью», он не имел собственного жилища, а нанимал от жильцов каморку, «походившую более на шкаф или сундук», крошечную клетушку, находясь в которой «становилось жутко, а взор и мысли невольно просили простору». Более того, он «был должен кругом хозяйке» и постоянно скрывался от неё. Не имея почти никаких средств на существование, он, бывало, ничего не ел по нескольку дней, а «одет был до того худо, что иной <… посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу».

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Своеобразие Ф. М. Достоевского заключается в том, что он, будучи представителем натуральной школы, отвергал лозунг «среда заела». В отличие от социал-демократов, убеждённых в том, что человека формирует окружающая среда, на него влияют те условия, в которых он живёт, что, наконец, даже преступление является своего рода порождением внешних обстоятельств, неблагополучия мира, Достоевский возлагал ответственность прежде всего на личность, полагая, что многое зависит от духовных качеств человека, от особенностей его характера и задатков натуры. Однако для героя романа «Преступление и наказание», Раскольникова, окружающая среда, то есть обстоятельства его собственной жизни и состояние мира, в котором он живёт, во многом послужили основой формирования антигуманной теории героя, ставшей впоследствии главной причиной его преступления.

Раскольников, бывший студент юридического факультета, «оставил университет за неимением, чем себя содержать», и был вынужден зарабатывать на жизнь, давая грошовые уроки. Когда же «уроки и прочие средства прекратились», Раскольникову пришлось заложить самые ценные, что у него были, и самые дорогие для него вещи - старые отцовские часы и золотое колечко, подаренное сестрой на память. «Задавленный бедностью», он не имел собственного жилища, а нанимал от жильцов каморку, «походившую более на шкаф или сундук», крошечную клетушку, находясь в которой «становилось жутко, а взор и мысли невольно просили простору». Более того, он «был должен кругом хозяйке» и постоянно скрывался от неё. Не имея почти никаких средств на существование, он, бывало, ничего не ел по нескольку дней, а «одет был до того худо, что иной <...> посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу». Находясь в таком положении, герой, конечно, не мог позаботиться о своих близких, матери и сестре Дуне, не защищённых от жестокости и несправедливости окружающего мира. Раскольников понимает, что Дуня ради него «готова себя продать», «свободу, спокойствие, даже совесть на толкучий рынок снести», выйти замуж за Лужина, только и желавшего «взять девушку без приданого», которая «уже испытывала бедственное положение и <...> будет считать мужа за своего благодетеля», готова быть подвергнута унижениям, и без того испытав их в доме Свидригайловых; Раскольников не хочет Дуни-ной жертвы и, вместе с тем, бессилен этому воспрепятствовать, ибо ему «нечего предложить сестре взамен».

Однако Раскольников, испытывающий тяготы бедности, чья жизнь, равно как и жизнь его родных, несчастна, живёт в мире ещё более страшных трагедий, исковерканных судеб, в мире, где «что ни человек- то мученик». Так в высшей степени трагична судьба семьи Мармела-довых. Катерина Ивановна, женщина благородного происхождения, оставшаяся с тремя детьми в крайней бедности, согласилась пойти за Мармеладова, ибо «некуда было идти», но вновь оказалась в «нищете безнадёжной». Живя в «великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице», они снимали угол у госпожи Липпевех-зель, находясь в «содоме безобразнейшем». Мармеладов, не сумев прокормить семью, пропивал даже чулки жены и, вместе с тем, безумно жалея детей, бывало «мертво-пьяный» приносил им пряничного петушка, «кругом себя винил», осознавал, что на его совести загубленная жизнь дочери от первого брака, Сони, кроткой и «безответной», вынужденной «пойти по жёлтому билету», против себя, чтобы спасти семью от голодной смерти...

Но судьба Мармеладовых - не единичный, не из ряда вон выходящий, а типичный в Петербурге случай. Город, в котором живёт Раскольников, полон несправедливости, жестокости, пошлости. Величественное «Петра творенье», Петербург, предстаёт перед нами как город контрастов, где непреодолимая бездна разделяет «людей в каретах», тех, кто живёт в «изукрашенных зеленью дачах», где нет ни вони, ни духоты, ни распивочных, и людей, таких же, как Раскольников, как Мармеладовы, задавленных бедностью, снимавших за гроши жалкие коморки, сломленных жестокой судьбой и ищущих забвенья, а порой «скорби и слёз на дне полуштофа» или восстающих в безобразном бунте против этой жизни, как Раскольников.

Этот город-двойник имеет «державный, строгий вид», но за внешним великолепием его скрывается ужасная внутренняя сторона, город питейных заведений, беднейших кварталов близ Сенной с грязными и вонючими дворами, город жёлтого цвета (бледно-жёлтый цвет лица Раскольникова, жёлтые обои в каморке Раскольникова и квартире старухи, жёлтый цвет лица Мармеладова, жёлтое платье утопленницы), что характеризует Петербург, как город «полусумасшедших», город, где все покупается и продаётся (жёлтый - цвет золота), наконец, как город зла...

В этом мире тысячи маленьких людей гибнут в нищете, ежегодно определённое число жертв попадает «в процент». Мир этот тотально извращённый, где «всюду драма»: Раскольников на бульваре встречает совсем ещё юную, но уже опустившуюся в разврат, пьяную девушку, он становится свидетелем попытки самоубийства женщины, очевидно, доведённой до отчаяния, которая бросается в Неву с моста. Таким образом, город этот становится и убийцей, и свидетелем ужасных преступлений, и соучастником, что «редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

Давящий на сознание, Петербург, где даже воздух - «вонючий, пыльный, загаженный городом», будто подталкивает человека преступить закон совести.

Атмосфера безнравственности и подлости приводит Раскольникова, умного, способного к состраданию, по натуре гуманного и доброго человека, к тому, что в уме его рождается ужасная, античеловеческая теория, разрешающая «кровь по совести», допускающая, что «право имеющие», «необыкновенные» люди могут позволить себе пренебречь нравственными законами, теория, столь же безобразная и уродливая, как и мир, против которого восстал герой, в результате завладевшая Раскольниковым совершенно.