Власти закрыли дом культуры. Против закрытия дома культуры в фишнево

После трагедии в Кемерове тысячи российских граждан впервые в жизни задумались о том, что пожарная безопасность - не для пожарных и чиновников, а для нас с вами. Волонтеры принялись инспектировать торговые центры на предмет эвакуационных выходов и пожарных лестниц. Что говорить о профильных службах - сразу после катастрофы они начали перетряхивать буквально каждое здание в России.

16 апреля главный госинспектор по пожарному надзору Ринат Еникеев отчитался о промежуточных результатах проверки, затеянной МЧС. Пока все выглядит довольно мрачно: из 84,5 тысячи объектов успели проверить 39 тысяч и на половине из них нашли нарушения.

Понятно, что большая часть зданий - это торговые центры, там же были найдены и самые вопиющие недочеты. Пожарные уже закрыли 40 ТРЦ и собираются покончить еще с 111.

Вместе с торговыми комплексами захлопнули двери и мультиплексы, арендовавшие там помещения. Впрочем, некоторые кинотеатры закрыли и за собственные грехи: Ульяновск, Астрахань, Саратов, Волгодонск, Волгоград, Тула, Новокузнецк - список множится.

Спасателям предстоит проверить еще 4,5 тысячи детских кружков и секций, 20 тысяч дворцов культуры и спорта и больше 2,5 тысячи крупных кинозалов. Судя по сообщениям из регионов, там тоже все очень плохо.



От Ростова до Барнаула

Все началось с Ростовского цирка. Там никакой противопожарной системы не было вовсе. Перманентно ожидающий увольнения директор Резниченко утверждает, что еще за три недели до Кемерова предупреждал Росгосцирк: помещение - аварийное. «Вместо системы оповещения о пожаре у нас мегафоны, в которые сотрудникам предлагается кричать в случае опасности. Вместо системы пожаротушения - постоянные учебные эвакуации. У нас каждый умеет пользоваться огнетушителем, так как возгорания уже случались», - делился Резниченко с общественностью.

Проходы в Ростовском цирке были завалены хламом, не работали гидранты. Резниченко не устанавливал необходимые системы, откладывая это до капитального ремонта. Сейчас цирк закрылся на два месяца. В апреле на двухмесячные каникулы ушли еще 32 предприятия Росгосцирка по всей стране. Вроде бы обычная практика: май-июнь - не сезон, мало детей. Только вот отпуск в этот раз у цирковых - неоплачиваемый.

Чтобы понять, как в цирках до недавнего времени смотрели на вопросы безопасности, достаточно знать, что начальство всеми силами стремилось заменить штатные пожарно-сторожевые службы на ЧОПы, с которых в случае чего вообще нельзя ни за что спросить.

Ситуация с Ростовским цирком напоминает дело Татьяны Козицыной, экс-главы Молодежного театра Алтая. После того как в 2011 году театр переехал в здание ДК Барнаульского меланжевого комбината, Козицына беспрерывно требовала от властей привести в порядок противопожарную систему. После того как женщине удалось-таки докричаться до Москвы, к ней нагрянули с обысками и обвинили в масштабных хищениях, а именно - краже мобильного телефона.

Эта история закончилась только в 2014 году - дело развалилось, Козицыну сменила на посту директора Ирина Лысковец, поменялись почти вся труппа и цеха. А воз и ныне там.

В конце 2016 года пожарные выявили 17 нарушений в МТА. В декабре 2017 года проверили снова и обнаружили, что девять нарушений так и не устранены. Наконец, 17 апреля начальник Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Игорь Лисин все-таки признал проблему: системы пожарной безопасности в Алтайском молодежном в самом деле неисправны, а гидранты, храни бог пожара, тушить не годятся.

Татьяна Козицына в разговоре со «Штормом» удивилась такой храбрости пожарного: раньше, по ее словам, чиновники регионального министерства культуры и МЧС действовали по принципу «как бы чего не вышло». Экс-директор вспоминает такой эпизод. В 2013 году она заказывала экспертизу у Федеральной противопожарной службы. «Нам ответили в актах и протоколах: мол, не соответствует то, не соответствует се, в общем, выявили множество нарушений. Через пару дней приехал генерал и те же самые люди по указке товарища губернатора переписали все эти протоколы - и все внезапно стало соответствовать».

Козицына также считает, что главная проблема вовсе не в гидрантах, в которых нет воды, а в том, что в театре нет противопожарных резервуаров, запланированных проектом, а также «противопожарного занавеса». Вопрос о резервуарах поднимал еще бессменный худрук МТА Валерий Золотухин - напора в водопроводе в домах на Октябрьской площади не хватает толком даже для бытовых нужд. Резервуаров, впрочем, по-прежнему нет. Нет и занавеса. Его, по словам Козицыной, привезли, смонтировали, увидели, что ошиблись в расчетах, и потому увезли назад. «По документам он числится купленным, но больше его никто никогда не видел».

Если кому-то кажется, что Козицына не в себе - в распоряжении «Шторма» есть обе редакции актов экспертизы и документы на занавес.

Козицына не верит в то, что театр закроют для устранения нарушений: «Пошумят да забудут. Почему они ничего не устранили, когда нас разогнали? Если бы не кемеровский ужас, я бы сейчас промолчала, но молчать не могу - после известия о трагедии я слегла».



Фото: © flickr.com/Bahaa AbdAllah

Бездомная «Лапочка»

В Ульяновске закрыт детский театр «Лапочка» - частное заведение актрисы Театра кукол Любови Гритчиной. Она сама арендовала помещение - зал на 50 мест.

После трагедии в Кемерове хозяйка театра по собственной инициативе решила обновить сигнализацию. «Согласно проекту, который мы заказали и оплатили, в театре требовалось установить недостающие табло с аккумуляторами «Выход», звуковое оповещение в зале, заменить датчики и поставить дополнительно несколько штук, а также заменить провода сигнализации», - рассказывает Гритчина «Шторму». Однако после того как в МЧС поступил сигнал о несоответствии, а пожарные приготовились к проверке, арендодатель расторг договор и выгнал театр «Лапочка» на мороз - во избежание неприятностей.

Осенью Гритчина обращалась за помощью к губернатору, но подходящую замену помещению подыскать не смогли. На старом месте «Лапочка» внезапно стала неудобным клиентом: «Нас любили зрители, и вряд ли бы кто-то обратился с жалобой в МЧС».

На первый взгляд, эта история выбивается из череды прочих, так как здесь - спор хозяйствующих субъектов. Но пикантность ситуации в том, что Гритчина так и не смогла во всем Ульяновске найти под театр ни одного помещения с исправной пожарной сигнализацией.




Театры в Крыму - все в дыму

Севастопольский драматический театр имени Луначарского хотят закрыть. Да, правильно, там нет пожарной сигнализации. Почему - понять невозможно. Сигнализацию в театре пытаются поставить с 2002 года, выделяют деньги, судятся, возбуждают дела, сажают людей. Сигнализации нет. Вместо того чтобы ее установить, театр втрое расширил штат людей, ответственных за эвакуацию и вдвое увеличил запас огнетушителей.

Глава департамента безопасности Владимир Татарчук и начальник местного управления МЧС Сергей Клименко утверждают, что руководство театра вместо выполнения предписаний судится на предмет законности проверки, а разработанную театром и региональным минкультом «дорожную карту» саботирует. Однако губернатор Овсянников послушал все это и сказал, что ситуацией должна заниматься комиссия по ЧС, а он вмешиваться не намерен и умывает руки: надо закрывать - закрывайте. Жаль, Ярослав Гашек не дожил. Театр, к слову, так и не закрыли.

Из Симферополя пишут: 22 культурных заведения Республики Крым собираются закрыть. Из них 21 - кинотеатры и развлекательные комплексы. А один - старейший на полуострове театр (если, конечно, не считать херсонесского) - Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького. Глава крымского МЧС Сергей Шахов 16 апреля отчитался, что театр уже закрыт. Похвальная оперативность, но в кассе «Шторму» сказали, что культурное учреждение работает в обычном режиме.

Подобные случаи - далеко не единичны и происходят по всей России. Нижегородский детский театр «Вера» должен был открыться после пятилетней реконструкции, которая обошлась в 252 миллиона рублей, и дать первый спектакль 15 апреля, но не тут-то было. Внеплановая проверка показала, что кто-то погорячился с оценкой готовности. Открытие перенесено на неопределенный срок - «после 16 апреля». Театр не заработал. В Карачаево-Черкесии среди 13 объектов, предназначенных к закрытию, - три бюджетных, включая РГБУ «Русский театр драмы и комедии КЧР» и два ДК. И так далее.

Не станет ли наша новая бдительность той черной дырой, в которой утонут и не сданные в срок объекты, и пущенные по миру коллективы, и всевозможные маленькие слабости регионального начальства. Как говорится, нет времени объяснять: просто приходишь и закрываешь Дом культуры.

Прекратил работу единственный Дом культуры. Местные жители уверены, что дело с закрытием ДК городские власти специально провернули летом, чтобы люди (многие в это время выезжают из Заполярья на Большую землю) не успели среагировать.

Синдром: оптимизация

Воргашор стоит близ угольной шахты. В своё время это было крупнейшее угледобывающее предприятие Европейской части России . В советское время в посёлке проживали 25 тыс. человек, сегодня население не превышает 10 тысяч. Но люди отсюда не уезжают - трудятся, рожают и растят детей. За последние годы в Воргашоре закрыли школу, весной прекратил работу один из детских садов. Теперь пресловутая оптимизация докатилась до храма культуры.

Излюбленным местом досуга и творчества для местных ребятишек всегда был Дом культуры. Образец сталинской архитектуры, расположенный на въезде в посёлок, считался его украшением. После уроков школьники спешили сюда на репетиции и кружки. Спонсоры подарили ДК современную световую и звуковую аппаратуру. В этих стенах проходили все массовые мероприятия, большие праздники. Дом культуры принимал гастролирующих артистов, цирки.

«Любое здание нуждается в уходе. У нас любят создать проблему, а потом говорить, что решить её невозможно, - считает общественник, житель Воргашора Владимир Жарук. - Своевременно ремонт кровли ДК не сделали - появилась течь. А потом в зрительном зале с потолка упал кусок лепнины. Всё это можно было оперативно исправить. Но теперь говорят, что на восстановление здания нужны миллионы. А их найти не могут».

В июле воргашорцы узнали о том, что Дом культуры закрывают. Власти приняли решение в одностороннем порядке, общественных слушаний не объявляли.

«Для нас это центр жизни. Родители детей, которые занимаются здесь, сразу начали сбор подписей, чтобы это решение приостановили. За несколько дней её подписали 400 человек, - рассказывает местная жительница Ольга Михайлова . - Министру культуры г-ну Емельянову написали открытое письмо. Но реакции пока нет».

Теперь около 150 ребят из кружков Дома культуры «переезжают» в Дом детского творчества (ДДТ). В свою очередь воспитанников ДДТ - всего 250 человек - перевели заниматься в две школы Воргашора. Такие меры не нравятся ни одной из сторон. В итоге многие дети отказались посещать кружки.

Воргашорец Эдуард Шабло считает, что оптимизацию иначе как убийством посёлка не назовёшь:

«Эти меры властей подразумевают улучшение, а ситуация в Заполярье только ухудшается. Мы живём в 30 км от Воркуты, там полно детских кружков. В условиях полярной ночи, когда зимой солнце восходит только на час, куда в кромешной тьме, в метель, по тундре должны идти наши дети? Им остаётся лишь сидеть за планшетами и тупеть».

Непопулярные меры

При этом ещё год назад о закрытии ДК речи не шло. Начальник управления культуры администрации города Ольга Павелко признавала проблемы по содержанию здания, но оно продолжало работать: «В Доме культуры надо ремонтировать кровлю. В 2015 г. мы дважды выходили на аукцион для определения подрядной организации, которая бы провела эти работы. И дважды аукцион признавали несостоявшимся из-за отсутствия заявок. Ни один подрядчик не заявился».

Руководство шахтёрского города соглашается: закрытие учреждения культуры - мера непопулярная и болезненная. Но услуги по допобразованию детей (а это главная задача) сохранят.

«Сцена в ДК, конечно, больше, чем в ДДТ. Но не только этим фактом приходится руководствоваться при принятии решений. Уверен, что «размазывать по тарелке» финансы не только не по-хозяйски. В сегодняшних экономических условиях - это преступление», - считает мэр города Игорь Гурьев .

По словам чиновника, на ремонт крыши ДК требуется не менее двух миллинов рублей. Содержание здания обходится в 300-400 тыс. руб. в год. А бюджет города не резиновый. Ну, а пока воргашорцы гадают, каким будет следующий шаг властей: закрытие катка или бассейна?

Президент обсудил с губернатором Ставрополья Владимиром Владимировым развитие края. Речь шла о медицине, обустройстве городов и поселков, а также о будущем домов культуры.

"Знаю, что вы готовы поговорить по некоторым аспектам, связанным с реализацией Послания Федеральному Собранию, а потом предлагаю по социально-экономическому положению в крае", - начал разговор глава государства.

В Послании было много задач, связанных с социально-экономическим развитием страны, заметил Владимир Владимиров. "Мы в рамках реализации этого Послания, загодя начиная работу, уже сегодня подготовлены к реализации проекта "Детская медицина", подготовили проект нашего больничного корпуса краевой больницы и входим в программу Минздрава", - доложил он.

"Второе направление - я считаю, что мы очень неплохо в этом отношении поработали, - это вовлечение людей, как вы сказали, в программу обустройства собственной территории, - продолжил докладчик. - Есть "Городская среда", которая вами была инициирована, мы участвуем, нам в 2017 году было выделено 609 миллионов, в этом году - 694 миллиона. У нас больше 200 дворовых территорий, сделали 21 городскую площадку".

"У нас есть еще собственная программа, программа местных инициатив, мы ее финансируем на 200, в этом году 300 миллионов рублей и дальше продолжим", - рассказал руководитель региона. По его словам, к главе поселения приходят с проблемой, например спортплощадка нужна или дом культуры, дорога, парк. И регион выделяет средства на конкурсной основе, исходя из объемов софинансирования. "За прошедший год сделали 119 объектов таких, а в этом году мы хотим подойти к цифре 198 и выделим уже 300 миллионов рублей", - сообщил он.

"Вы нам дали поручение по развитию медицины в части борьбы с онкологическими заболеваниями, мы подготовили проект нашего краевого онкоцентра на 22 тысячи квадратных метров, - также рассказал Владимиров. - Хотелось бы, чтобы наш край стал пилотным регионом по реализации именно онконаправления".

Также губернатор предложил сделать край пилотным регионом и в реализации культурных программ. "Только вы не покушайтесь на действующие, чтобы действующие (дома культуры - прим. "РГ") не закрывать", - сказал президент.

Объем федеральных средств на финансирование сельских домов культуры в Ставропольском крае в прошлом году составил 156 млн рублей

"Ни один, Владимир Владимирович", - заверил собеседник. "Вы в прошлом году приняли решение о финансировании сельских домов культуры. Нам дали 156 миллионов рублей. Построили два новых и 19 домов культуры отремонтировали. Это беспрецедентно", - сказал он.

"В этом году 300 миллионов мы отправляем на дома культуры. Ни один не закрываем, только ремонтируем. Знаете, дом культуры на селе - это все-таки центр притяжения", - пояснил Владимиров.

"Хорошо. Давайте посмотрим", - ответил президент.

Уважаемый Владимир Владимирович! Просим Вас обратить внимание на нашу проблему. Мы, коллектив Зернинского ДК, жители села Зернино и близ лежащих деревень Малыши, Мачино-2, Мисилята, Епишата, Пермского края, Березовского района, обращаемся к вам с просьбой помочь нам сохранить наш сельский дом культуры, так как ни на чью другую помощь мы уже не рассчитываем. На протяжении многих лет он является центром жизни на селе.

В клубе проводятся различные мероприятия, праздники, детские и взрослые дискотеки на которые приходят жители, в летний период на базе клуба работает летний оздоровительный лагерь в который ходят дети разного возраста. Организована совместная работа библиотеки, школы и клуба. Частыми гостями со своими мероприятиями в клубе бывают наши соседи-коллеги из Кляповского СДК. Весь персонал клуба остаётся без работы, найти работу в нашем районе трудно!

Как жить дальше – неизвестно! Мы обращаемся к Вам с призывом о помощи! Мы, коллектив Зернинского ДК, жители села Зернино и близ лежащих деревень, категорически против закрытия нашего клуба. Нас устраивают условия в клубе, коллектив, который там работает.

Мы понимаем обстановку в стране, но мы и наши дети в этом не виноваты. И почему, чтобы сэкономить деньги, мы должны жертвовать своими детьми и собой? Забота чиновников - обеспечить нормальное финансирование, но не закрывать культурный объект, экономить надо на чем угодно, но не на людях. Чиновники говорят, что денег нет, и клуб всё равно закроют.

Просим чиновников не закрывать клуб. С клубом есть жизнь в селе. Школа и клуб – это будущее деревни. Закрыть клуб и «разбазарить» здание, это очень просто, а вот построить вновь, это сложно и трудно.

Закрытие клуба, а в будущем школы приведет к исчезновению села и близ лежащих деревень. Люди поставлены в такие условия, что в родной деревне жить становится невыносимо. Хватит того, что разграбили совхоз, оставив без работы молодёжь, которой пришлось уехать. Никто не подумал и о пенсионерах, которые трудились в военные и послевоенные годы.

И куда мы катимся? Что же нам простым жителям делать? Но мы верим, что предприниматель, который пришёл на наши земли, сможет возродить село. Снова появятся рабочие места, люди станут возвращаться.

Но туда, где не будет клуба, школы и садика никто не поедет. Мы не можем достучаться до сердец наших местных властей, они о нас вспоминают лишь перед выборами, когда нужны проценты для подсчета голосов. Пожалуйста, помогите нам в решении данного вопроса о сохранении нашего клуба. Услышьте нас!

Сохраните наш Зернинский дом культуры! Пусть не экономят на людях! Коллектив Зернинского ДК, жители села Зернина и близ лежащих деревень Малыши, Мачино-2, Мисилята, Епишата, Пермского края, Березовского района.

Сельский клуб - единственный культурный очаг для жителей деревень и небольших населенных пунктов, куда они могут отправиться в свободное от работы время. Хорошо, если жизнь там кипит, а досуг приятен и интересен. А если - нет и посетителей не густо? В этом году в стране закрыли 150 сельских домов культуры. Много это или мало? И можно ли остановить тревожную тенденцию?

Спорово - деревня знаменитая. Столица юмора, край бескрайних болот и работящих людей. Они здесь особенные. Пашут с утра до ночи, а с ночи до утра - веселятся. За словом в карман не лезут. Остановишься поговорить с местными, а они непременно выдадут что-нибудь этакое: «Отгадай загадку: на С начинается, на Ц кончается, рыбой питается… СпоровЭц называется!» Все споровские традиции, пословицы и легенды бережно собирают в местном центре культуры и досуга. Он здесь тоже особенный.

Больше не до споров

По одной из легенд, Спорово получило свое название благодаря спорщикам-склочникам, которых ссылали в забытое Богом болотное место. Но споровцы легенду облагородили. Им больше нравится рассказывать любопытствующим, что когда-то по Споровскому озеру ходили пароходы. И такая расчудесная пристань была на берегу, что за нее судовладельцы ругались и спорили.

Центр культуры в Спорово построили в 1987 году. Десять лет назад здание капитально отремонтировали. Оно и сегодня выглядит отлично, будто строители только
на днях закончили работу


Теперь на озере пароходов нет и в помине. На волнах качаются разве что гогочущие гуси да два десятка лодок, пришвартованных к берегу. Над огородами стелется дым от костров. Сельскохозяйственный сезон закончен. Нынче главный центр притяжения споровцев - центр культуры и досуга. Шутка ли - при центре работают 14 клубных объединений для детей и взрослых. Есть клубы выходного дня и свой театр юмора. Сразу три коллектива гордятся званием «Народный». В общем, даже городским ДК здесь есть чему поучиться. Что уж говорить о сельских?


На время фестиваля «Спораўскія жарты» изображение двух смешливых окушков становится официальным гербом деревни

Центр культуры в Спорово построили в 1987 году. Десять лет назад здание капитально отремонтировали. Оно и сегодня выглядит отлично, будто строители только на днях закончили работу. Но куда важнее красивой обертки содержание. С ним тоже полный порядок.

С директором центра Ниной Пашкевич заходим в кабинет, где ребята из студии «Вясёлкавая плынь» занимаются рукоделием. На стенах - десятки вышитых картин. В углу – ткацкий станок. Нина Пашкевич показывает «ходник» на полу - ребята ткали. Теперь под руководством Анны Чайчиц осваивают мастерство изготовления поясов:

Удивительно, но вышивкой в основном занимаются мальчишки. Даже те, у кого поведение в школе хромает. У нас они прилежные ученики.

Анна Васильевна в прошлой жизни работала строителем. В 22 года впервые взяла иголку, да так увлеклась, что со временем оставила прежнюю должность и пришла своим мастерством делиться с детьми и взрослыми в центр культуры. Улыбается: «Как раз тот случай, когда не ты выбирал работу, а работа выбрала тебя». Такие примеры здесь сплошь и рядом. Кто-то раньше работал уборщицей, кто-то - поваром. Но свое настоящее призвание нашли здесь, под крышей Споровского центра культуры и досуга.

Под ритмы польки

Руководитель народного фоль­клорно-этнографического ансамбля «Жураўка» Валентина Чайчиц признается: говорить, танцевать и петь она начала примерно в одно время. Свою увлеченность передала не одной сотне односельчан:

Ребята вырастают, заканчивают школу, поступают в вузы или колледжи, обзаводятся семьями, но как только приезжают в Спорово - непременно посещают репетиции и даже участвуют в концертах.


Споровский бренд - местная полька. Она внесена в Список нематериальных культурных ценностей Беларуси. Так ее не танцуют больше нигде. Валентина Ивановна рассказывает, как плясать по-споровски:

Обычная полька - танец «прыгучий». Мы же танцуем, не отрывая ног от земли. К тому же обычно в танцах есть определенная последовательность движений. Но только не у нас. Танцоры выбирают командира, он и говорит парам, какой элемент нужно выполнять. Представляете, даже на местной дискотеке есть фолк-паузы, во время которых молодежь пляшет споровскую польку. Ее скоро вместо вальса на школьных линейках танцевать будут!

Коллективы из центра культуры и досуга - частые гости на всевозможных фестивалях и конкурсах. Причем не только в Беларуси, но и за рубежом. Без наград не возвращаются. Но, пожалуй, самый знаменитый местный коллектив - театр народного юмора «Споровский околот». Что-что, а хорошую шутку споровцы всегда ценили. Впрочем, они сами нередко становились объектом для шуток:

Мы сами про себя ничего не придумываем, люди всякие небылицы про нас сочиняют, - улыбается Нина Пашкевич. - Места здесь глухие, деревня со всех сторон окружена болотами. Это оставило свой отпечаток на образе жизни и характере споровцев. Они всегда жили обособленно, поэтому и становились героями всевозможных баек и кривотолков. Впрочем, местные жители и сами на язык острые.

Шутки и смех

В центре культуры есть даже сельский музей юмора. Здесь собраны местные шутки, байки, рецепты блюд и крепких спиртных напитков. В Спорово магазинную водку не особо признают. Есть здесь свой напиток - «Споровска ершова», или просто «ершовка». Местные делятся шутливым рецептом: в процессе приготовления в самогон нужно бросить ерша, чтобы напиток не сгорел. Если «ершовка» придется не по душе, можно попробовать настойку «Выпры око», а потом - рассол «Освижаюшчый». На закуску здесь предлагают «рыбу-запиханку». Готовить ее просто: нужно взять рыбу, запихать в кастрюлю - блюдо готово!

А еще в музее хранится книга местных рекордов. Например, Михаил и Ольга Лютыч вырастили восьмерых сыновей, а Николай и Ольга Щурко - шесть дочек. Самые сильные люди в истории села – Самсон и Сымон. Они могли скрутить пятак в трубочку, поднять сруб дома или лодку, груженную дровами.

Все успехи и достижения центра культуры в Спорово - заслуга его сотрудников - увлеченных и неравнодушных людей


Актеры театра «Споровский околот» лодку или дом поднимут вряд ли. А вот настроение – запросто. Почти все они – сотрудники центра культуры и досуга. В 1995 году их пригласили на фестиваль юмора в знаменитые Автюки. Споровцам понравилось. Только решили они раз в три года проводить свой фестиваль - «Спораўскія жарты». По такому случаю здесь и деньги свои печатают, и таможню открывают. На время «жартаў» шуточный герб Спорово, на котором изображены два смешливых окунька, становится официальным:

Сначала местные жители к этой инициативе отнеслись настороженно, - вспоминает Нина Пашкевич. - Спрашивали: «То люды прыйдуть, шоб над нами посмэятыса?» Теперь отношение, конечно же, поменялось. Перед праздником деревня преображается, хорошеет. Сюда приезжают тысячи гостей. Шутки и песни звучат до самого утра.

Говорят, когда-то по Споровскому озеру ходили пароходы. Теперь их нет и в помине. На волнах качаются лишь гогочущие гуси да пара десятков лодок, пришвартованных к берегу


Все задумки неравнодушных споровцев вряд ли воплотились бы в жизнь без поддержки Березовского райисполкома. Отдел культуры приобрел для сельского центра костюмы, новое звуковое оборудование, помогает с транспортом. Впрочем, в центре культуры и досуга тоже стараются заработать на каждодневные нужды. Годовой план по платным услугам - 2500 рублей - здесь давно перевыполнили. Как? Оказывается, споровцы не только хорошие юмористы, но и предприниматели. Нина Пашкевич делится
секретами:

Наш театр юмора «Споровский околот» вместе с вокальными коллективами бывал на многих праздниках и фестивалях. Со временем к нам начали обращаться руководители сельхозпредприятий с просьбой выступить на каком-либо мероприятии. На торжественном собрании, посвященном Дню работников сельского хозяйства, на местных «Дажынках» или празднике деревни. Мы никому не отказываем. Могут позвонить вечером – организуйте завтра концерт. Приедем и организуем!

За свои выступления местные таланты берут немного - 300-400 рублей. Спрос так велик, что у сотруд­ников центра культуры расписаны буквально каждые выходные! Когда все успевают? Загадка. Художественный руководитель центра Алла Лютич объясняет:

В сутках 24 часа, времени на все хватает. Подъем - в пять утра, отбой - за полночь. Без поддержки родных и близких мы бы вряд ли справились. Раньше мужья возмущались: «Что у вас за работа такая?» А теперь даже гордятся, на концерты приходят.

Ой, а я как своего в зале увижу, так слова забуду! - смеется Валентина Чайчиц.

Участники «Споровского околота» еще и в церковном хоре поют. Многим сельчанам такие метаморфозы кажутся странными. Мол, как так: утром в церкви, а вечером на сцене с фривольными шуточками:

К счастью, настоятель храма относится с пониманием. Говорит, что уныние - это грех, а мы просто делаем свою работу - дарим людям радость.

ПУНКТ ПОГЛЯДУ

Заданне на дом. Культуры


Васіль ЧЭРНІК, начальнік галоўнага ўпраўлення культуры і аналітычнай работы Міністэрства культуры:

Сёння ў сістэме Міністэрства культуры – гэта даныя на 1 верасня 2017 года – функцыянуюць 2618 устаноў культуры клубнага тыпу. Гэта не толькі дамы культуры, але і цэнтры культуры і адпачынку, дамы рамёстваў, цэнтры народнай творчасці і іншыя. У гэтых установах існуе звыш 20 тысяч клубных фарміраванняў, якія аб’ядноўваюць каля 200 тысяч удзельнікаў, у іх працуюць 1733 калектывы мастацкай самадзейнасці, якія носяць званні народнага, узорнага або заслужанага аматарскага. Як правіла, штогод звыш 500 тысяч мерапрыемстваў праводзіцца сіламі мясцовых дамоў культуры.

Вельмі важна, на што трэба звярнуць увагу: з гэтых 2618 устаноў культуры 2198 знаходзяцца менавіта ў сельскай мясцовасці. Гэта каля 84%.

Вялікая ўвага з боку кіраўніцтва нашай дзяржавы і з боку органа дзяржаўнага кіравання, якім з’яўляецца Мінiстэрства культуры, надаецца правядзенню аптымізацыі сеткі клубных устаноў. Найбольшае скарачэнне іх колькасці адбылося ў 2011 годзе. Было аптымізавана, ці, як звычайна прасцей гавораць, закрыта 929 адзінак. Гэта значная колькасць, прыкладна 35,4%.

Але сёлета гэты працэс удалося практычна спыніць. Па даных на 1 кастрычніка 2017 года, было закрыта 5,5% устаноў – гэта каля 150 дамоў культуры па ўсіх абласцях краіны.

Канешне, для скарачэнняў існуюць сур’ёзныя прычыны і падставы, першая з якіх - маланаселенасць той ці іншай вёскі. Калі там жывуць, напрыклад, 10-15 чалавек, то ўтрымліваць Дом культуры, выдаткоўваць на яго асвятленне, ацяпленне грошы – а гэта бюджэтныя сродкі - нерацыянальна і практычна немэтазгодна.

Наогул, мясцовымі органамі ўлады рашэнне аб закрыцці таго ці іншага Дома культуры прымаецца не проста таму, што так ім захацелася. Стан і дзейнасць кожнай такой установы дэталёва аналізуюцца, высвятляюцца ўсе «за» і «супраць». Зараз рашэнне аб закрыцці патрабуе ўзгаднення і з Міністэрствам культуры.

Але закрыць - гэта адна справа. Важна не пакінуць без увагі гэтыя 10-15 чалавек, часцей за ўсё пенсіённага ўзросту, для якіх вясковы клуб быў тым адзіным месцам, куды яны маглі прыйсці, каб бавіць вольны час. Таму культурнае абслугоўванне такіх населеных пунктаў, дзе няма стацыянарных будынкаў устаноў культуры, ажыццяўляецца перасоўнымі транспартнымі сродкамі, прасцей кажучы, аўтаклубамі і бібліёбусамі.

Разам з тым аптымізацыя – гэта не толькі закрыццё, але і рэарганізацыя, адкрыццё новых устаноў культуры, так званага змешанага тыпу, якія аб’ядноўваюць розныя віды дзейнасці. Напрыклад, у невялікіх вёсках замест асобных клуба, бібліятэкі і сельскага музея ствараецца клуб-бібліятэка або клуб-музей. У краіне зараз працуюць звыш 300 такіх арганізацый культуры.

Наогул, пытанне аптымізацыі вельмі цяжкае і складанае. Маё асабістае меркаванне: добра было б, каб скарачалася як мага менш устаноў культуры. На вёсцы яны – ачаг, адзінае месца, дзе людзі збіраюцца разам у вольны час. Але цалкам пазбегнуць гэтага працэсу і спыніць яго зусім немагчыма. Не ў той меры, як у 2011-м, але ён будзе працягвацца, і прычыны гэтаму аб’ектыўныя: ідзе, на жаль, скарачэнне сельскага насельніцтва. Але, паўтаруся, у кожным асобным выпадку аптымізацыі да кожнай асобнай установы культуры павінен быць вельмі ўважлівы і ўзважаны падыход.