Владельцы галереи. У галереи "актер" теперь новый владелец

В 2011 году состоялась одна из крупнейших сделок на российском рынке коммерческой недвижимости. Американский фонд Morgan Stanley Real Estate Fund купил торговый центр "Галерея" на Лиговском проспекте за $1,1 млрд (завершение сделки пришлось на начало 2012 года). Аналитики указывают на то, что "Галерея" на данный момент один из самых успешных торговых комплексов в Петербурге, и говорят, что фонд заплатил за него справедливую цену. По оценке экспертов, за 2011 год центр посетило 22-25 млн покупателей, а совокупный оборот арендаторов "Галереи" составил примерно $1 млрд.


О закрытии сделки по продаже расположенного рядом с Московским вокзалом торгового центра "Галерея" за $1,1 млрд сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники на рынке недвижимости. Покупателем выступил инвестфонд Morgan Stanley Real Estate Fund. Анонимный источник, близкий к одной из сторон сделки, подтвердил BG эту информацию. До этого комплекс принадлежал группе Meridian Capital, владельцами которой являются бывшие топ-менеджеры Казкоммерцбанка Евгений Фельд и Аскар Алшинбаев. В Meridian Capital, Morgan Stanley и Jones Lang LaSalle (консультант сделки) от комментариев отказались.

По словам генерального директора аналитического агентства "Infoline Аналитика" Михаила Бурмистрова, "Галерея" на данный момент чрезвычайно успешный торговый центр. "Для фонда это хорошее вложение. По нашим оценкам, за 2011 год комплекс посетило 22-25 млн человек, а совокупный годовой оборот арендаторов центра составил примерно $1 млрд. Полагаю, с приходом нового собственника в комплексе ничего меняться в ближайшее время не будет — он и так сверхуспешен", — констатировал господин Бурмистров.

Morgan Stanley Real Estate Fund (MSREF) управляет объектами по всему миру общей стоимостью более $70 млрд. На российский рынок недвижимости фонд вышел в 2009 году, пообещав инвестировать около $4 млрд. До сих пор ни одной сделки закрыто не было. В разное время MSREF был акционером девелоперских компаний RGI International (владел 6,6% акций, проданы в 2011 году) и "РосЕвроДевелопмент" (10%, проданы в 2010 году). Сейчас владеет 24,99% компании RBI (строит жилье в Петербурге).

Покупка "Галереи" стала самой крупной сделкой на российском рынке коммерческой недвижимости. Ранее сопоставимые суммы инвесторы предпочитали вкладывать в приобретение нескольких активов, а не одного объекта. "Столь высокая стоимость "Галереи" объясняется центральным местоположением объекта, на пересечении Лиговского и Невского проспектов, и качественным пулом арендаторов. К тому же объект сдан почти на сто процентов",— говорит директор департамента инвестиций Praedium Oncor International Светлана Кара. Кроме того, объект является крупнейшим торговым центром Петербурга (ближайший конкурент — "Мега Дыбенко" площадью около 180 тыс. кв. м).

Всего в 2011 году на российском рынке коммерческой недвижимости, по данным Praedium Oncor International, было закрыто сделок на $8,1 млрд.

Торговый центр "Галерея" был открыт в ноябре 2010 года, объем инвестиций составляет более $500 млн, из которых $338 млн прокредитовал Сбербанк. ТРЦ возведен на участке 3,9 га, площадь самого комплекса составляет 192 тыс. кв. м.

Изначально на этом месте РАО "Высокоскоростные магистрали" планировало построить Транспортно-коммерческий центр в рамках проекта скоростной железнодорожной трассы между Москвой и Петербургом. Компания разместила под гарантии государства облигации и привлекла кредит английских банков на $30 млн, но расплатиться по этим обязательствам не смогла. В результате дальше котлована дело не пошло, и на протяжении более чем десятка лет стройплощадка возле вокзала называлась не иначе как "яма". В 2004 году город выставил участок на торги за $90 млн. Участок в итоге был продан консорциуму инвесторов во главе с Внешэкономбанком за $80 млн (также в консорциум входили СК "Бриз" и компания "Веда"). Это произошло в 2004 году. Затем началась череда смены собственников компании, владевшей землей. Сначала СК "Бриз" купила московская "Нафта-капитал", затем было заявлено, что покупателем "Бриза" стал Казкоммерцбанк.

17 Января 2012 г.

На российском рынке торговой недвижимости заключена крупнейшая в истории инвестиционная сделка

На российском рынке торговой недвижимости заключена крупнейшая в истории инвестиционная сделка. Торгово-развлекательный центр «Галерея» в Санкт-Петербурге сменил собственника: по данным газеты Ъ, фонд Morgan Stanley Real Estate Fund заплатил за объект 1,1 миллиарда долларов.

Ранее торговый центр площадью 192 тысячи квадратных метров, расположенный пересечении Лиговского и Невского проспектов, принадлежал Группе Meridian Capital, которая подконтрольна бывшим топ-менеджерам "Казкоммерцбанка" Евгению Фельду и Аскару Алшинбаеву. Консультантом сделки выступила компания Jones Lang LaSalle.

Фонд Morgan Stanley Real Estate Fund вышел на российский рынок в 2009 году. Сделка по покупке ТРЦ «Галерея» стала первой для компании, владеющей объектами стоимостью более 70 миллиардов долларов по всему миру.

По данным экспертов Praedium Oncor International, в 2011 году на рынке торговой недвижимости России были закрыты сделки на общую сумму более 8 миллиардов долларов. В числе самых крупных – продажа торговых центров «Филион» и «Горбушкин двор» за общую сумму 500-600 миллионов долларов.

Напомним, что ТРЦ «Галерея» был открыт в Санкт-Петербурге осенью 2010 года. Объем инвестиций в проект составил около 500 миллионов долларов, включая 338 миллионов кредита Сбербанка. Общее число арендаторов комплекса составляет около 300 операторов. Заполняемость торговой галереи на сегодняшний день близка к 100 процентам.

Американский фонд Morgan Stanley Real Estate Fund VII покупает торговый центр «Галерея» в Санкт-Петербурге за 1,1 млрд долларов. Это крупнейшая инвестиционная сделка в истории российского рынка недвижимости

Один из самых крупных торгово-развлекательных центров Санкт-Петербурга - «Галерея» - будет продан американскому фонду Morgan Stanley Real Estate Fund VII, сообщило агентство Bloomberg. Собственник центра казахстанская компания Meridian Capital (ею владеют бывшие топ-менеджеры «Казкоммерцбанка» Евгений Фельд и Аскар Алшинбаев) продает его за рекордную сумму в 1,1 млрд долларов.

О переговорах по поводу продажи стало известно летом прошлого года. Теперь стороны договорились о цене и намерены закрыть сделку до конца месяца. Консультантом сделки, по данным участников рынка, выступила международная компания Jones Lang LaSalle.

ТЦ «Галерея» - относительно новый объект, он был открыт в ноябре 2010 года. Торговый центр расположен в центре Санкт-Петербурга, на пересечении Лиговского и Невского проспектов, рядом с Московским вокзалом.

По словам директора отдела инвестиций компании Praedium Oncor International Светланы Кара, «Галерея» - крупнейший торгово-развлекательный центр Санкт-Петербурга. В нем представлены практически все известные мировые бренды.

Общая площадь объекта составляет 192 тысячи кв. метров, арендная - 93 тысячи кв. метров. В торговом центре расположено около 250 магазинов, подземный паркинг на 1,2 тысячи автомобилей, боулинг на 27 дорожек и большой многозальный кинотеатр. Инвестиции в проект составили более 380 млн долларов.

Торговые центры дороже еще не стоили

«Такому объекту вряд ли возможно создать ощутимую конкуренцию, - рассказал сайт генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург Николай Казанский. - По нашим данным, ставка капитализации по этому объекту составляет 9%, что позволит ему окупиться через 8 лет».

Казанский считает цену вполне адекватной, а сам объект - уникальным и очень выгодным для инвестиций: он практически полностью заполнен арендаторами, годовая доходность составляет 100 млн долларов.

«Инвестора в этом случае удовлетворило сочетание качества и доходности, - пояснил Казанский. - Подобных объектов не только в России, но и в Европе мало, поэтому для иностранного инвестора покупка этого объекта, возможно, была наилучшим вложением средств».

Эксперты рынка отмечают, что покупка ТЦ «Галерея» станет крупнейшей сделкой на российском рынке недвижимости. По данным Jones Lang LaSalle, прежде крупнейшими сделками на рынке коммерческой недвижимости в России считались покупка портфеля объектов Horus Capital компанией Lenmar Capital и покупка торговых центров «Макромира» компанией Fort Group. Объем каждой из сделок составил около 800 млн долларов. Сделка по покупке отеля Ritz Carlton в Москве оценивается в 600-700 млн долларов.

Светлана Кара отметила, что в 2011 году в сегменте торговой недвижимости наиболее крупной была сделка по продаже компанией МТЗ «Рубин» двух крупных торговых центров в Москве: ТЦ «Горбушкин Двор» и ТЦ «Филион» за 600 млн долларов.

«Покупка «Галереи» - не только самая крупная сделка в России, но и одна из крупнейших в Европе за последние годы, причем она окажет влияние на интерес инвесторов к Петербургу, - отметил Николай Казанский. - Если до 2008 года большая часть сделок осуществлялась с участием международных фондов, то последние два года перевес по сделкам находился на стороне российских компаний. И мы прогнозируем возвращение интереса международных инвесторов, в частности, в Петербурге активность будет на стороне скандинавских инвестфондов».

Американский банк сделал ставку на Россию

О том, что один из крупнейших инвестиционных банков США Morgan Stanley интересуется вложениями в российскую недвижимость, стало известно еще в 2009 году, когда банк и российская управляющая компания Marshall Capital Partners создали совместное предприятие Mayak Corporate Real Estate («Маяк»). Компания была создана для предоставления услуг по управлению объектами частным и государственным компаниям - владельцам крупных портфелей непрофильных активов в сфере недвижимости.

Кроме того, у банка есть структура Morgan Stanley Real Estate, которая управляет активами в сфере недвижимости общей стоимостью более 70 млрд долларов. До 2010–2011 годов Morgan Stanley владела различными по объему пакетами акций работающих на российском рынке девелоперских компаний «Росевродевелопмент» и RGI International. Затем эти акции были проданы. По данным газеты «Коммерсантъ», сейчас Morgan Stanley Real Estate владеет 24,99% компании RBI, которая строит жилье в Санкт-Петербурге, портфель проектов - около 850 тысяч кв. метров.

Фонд Morgan Stanley Real Estate Fund VII, который покупает ТЦ «Галерея», был сформирован в 2009 году - это последний из серии фондов недвижимости американского инвестбанка. По данным «Ведомостей», его размер - 4,7 млрд долларов, при этом уже проинвестировано 1,9 млрд долларов. Среди инвесторов фонда - China Investment Corporation (800 млн долларов) и канадская CPP Investment (360 млн долларов).

За ТРК «Галерея» фонд предложил $1,1 млрд, что является абсолютным рекордом для инвестиционных сделок на российском рынке коммерческой недвижимости. Собственник объекта Meridian Capital, инвестировавший в него около $500 млн, поступил как классический девелопер: построил, запустил, продал. По данным директора по развитию компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Александра Волошина, годовой доход ТРК «Галерея» оценивается в $90 млн в год (исходя из средней ставки аренды $1000/ кв. м в год). Простой подсчет показывает, что представители инвестфонда согласились расстаться с миллиардом, чтобы получать доходы в размере около 8% годовых. Вместо привычных для российского рынка 10%-13%.

Хотя и такая доходность американцев вполне устраивает. В этом уверен глава компании Hansa SPb Development Олег Барков. По его словам, доходность для первоклассных объектов в России сейчас на уровне 9%, в Европе - 4%. Поэтому доход с «Галереи» для инвестора не так уж плох. Впрочем, и качественные объекты в Петербурге можно пересчитать по пальцам.

В том что ТРК «Галерея» является первоклассным объектом, никто не сомневается: почти 200 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости в самом центре Петербурга, полная заполняемость комплекса арендаторами, безумный трафик посетителей, прозрачная экономика работы ТРК. Все перечисленные факторы могут заставить любого западного инвестора приобрести такую недвижимость. По словам директора компании Colliers Int Николая Казанского, MSREF был не единственным, кто хотел купить этот объект. Однако американцы перебили ценой. По расчетам директора отдела инвестиций Praedium Oncor Int Светланы Кара инвестиционный фонд не останется в накладе, так как внутренняя норма доходности при пятилетнем владении объектом, с учетом роста арендных ставок, составит 15-20%.

Остается добавить, что интерес иностранного инвестора к ТРК «Галерея» вызван еще и тем, что торговый сегмент коммерческой недвижимости в России быстрее других восстановился после кризиса. Сегодня арендные ставки на аренду торговых площадей в качественных центрах уже выше докризисных на несколько процентов. А например, офисная недвижимость пока не может достигнуть докризисных показателей.

Как следствие, в прошлом году сделок по приобретению торговой недвижимости в Петербурге было совершено много (хотя до ценового рекорда, установленного MSREF, инвесторам слишком далеко).

В частности, компания «Старт», управляющая одноименной сетью гипермаркетов для дома и ремонта, приобрела в 2011 году у холдинга «Адамант» сеть магазинов «Домовой». Сумма сделки не разглашается, по оценкам независимых экспертов - порядка $10 млн. Инвестиционный фонд Jensen Group купил универмаг «Пассаж» на Невском проспекте по неподтвержденной информации - за $80 млн. Компания Fort Group приобрела «Макромир» (владельца ТРК «Французский бульвар», «Родео Драйв», «Фиолент», «Феличита», «Сити-Молл», а также приостановленного проекта ТК «Долгоозерный»). В последнем случае оценить стоимость сделки довольно сложно - новый владелец покупал долги «Макромира».

В Москве в 2011 году торговали меньше, зато она крупнее. Торговые центры компании МТЗ «Рубин» «Горбушкин двор» и «Филион» были проданы «Комплексным инвестициям» за сумму в $600 млн.

Инвестиционный фонд Morgan Stanley Real Estate Fund (MSREF) впервые появился в России в 2007 году, приобретя почти 25% акций петербургской девелоперской компании RBI . Однако для инвестиций в недвижимость фонд вышел на рынок России только в 2009 году. Тогда руководство MSREF выступило с заявлением, что готово инвестировать в российскую недвижимость около $4 млрд. Долгое время MSREF не совершал никаких сделок и присматривался к московской недвижимости. На рынке ходили слухи, что американцы изучают московский бизнес-центр «Белая площадь» с целью покупки, и даже якобы серьезно потратились на оценку этого объекта. Однако сделка так и не была проведена. Приобретение ТРК «Галерея» позволит руководству MSREF наконец подтвердить инвесторам фонда целесообразность работы в России.

Александр Шаров.

Галерея 11.12 находится в самом сердце "Винзавода". Здесь можно найти самые разные работы - от реализма до абстракционизма. А еще в 11.12 постоянно проходят выставки, вход на которые традиционно свободный.

11.12 - это не только помещение в Москве, но и галерея в Сингапуре. Она была открыта немногим больше года назад и официально стала первой русской галереей в этом городе-государстве.

12 Александром Шаровым. Он рассказал нам, почему современное искусство нельзя сравнивать с классическим, чем сингапурский арт-рынок отличается от отечественного и как сделать из зрителя покупателя.

Эльвира Шарова и Александр Шаров. Фото предоставлено пресс-службой галереи

Александр, расскажите, как вы выбираете художников для своей галереи – по душевному порыву или из коммерческих соображений?

Нельзя сказать однозначно. Конечно, душевный порыв присутствует, но когда много участвуешь в выставках, путешествуешь, смотришь разные работы, складывается определенный взгляд, включается особое чутье. Ты начинаешь понимать, какие именно произведения тебе близки, что конкретно тебе нравится.

К тому же, в работах должно быть что-то помимо техник и красок – смысл, энергия, вложенные автором. Попадаются художники с совершенно выдающимися идеями. Чтобы я сказал, да, это то, что мне интересно, и то, что может быть интересно другим людям, должны сложиться вместе все факторы.

То есть, идеи все же важнее? Но вы ведь думаете о том, что будет продаваться, а что – нет?

Конечно, я ориентируюсь на то, будет ли работа продаваться. Мы ведь не музей, нам нужно как-то выживать. Поэтому отбор художников идет и с позиций коммерческого интереса. А еще – с позиций выставочного: важно, чтобы людям было интересно просто прийти и посмотреть работы, представленные в нашей галерее.

Кроме того, для меня важный знак того, что нужно начать сотрудничество с тем или иным художником – это мое личное желание приобрести его картину. Есть работы, которые нравятся мне, но все равно не входят в состав галереи. Возможно, они продавались бы, но лично я не готов покупать их.

В вашей галерее 29 апреля откроется выставка Натальи Залозной под названием Present Continuous. Как вы познакомились с этой художницей?

Я встречал ее работы на многих выставках, и мне очень нравился материал. Но поскольку Наташа постоянно проживает в Европе, лично мы с ней познакомились не сразу – сначала общались через Facebook.

Потом она приехала в Москву, мы увиделись, и оказалось, что Наташа очень приятна мне и как человек. Это ведь очень важно: можно сколько угодно переписываться, смотреть картинки, ставить лайки, но личная встреча не всегда оправдывает ожидания. А для меня человеческий фактор имеет большое значение.

То есть, подобный контакт у вас налажен почти с каждым художником?

Да. Когда мы готовим выставки, приходится обсуждать многие важные моменты. Люди должны быть адекватными, готовыми к тому, что, к примеру, их попросят сделать часть работ под определенную выставку.

Например, вот у нас скоро будет коллективная выставка Anglomania. Мы обсуждали с каждым художником, что лично он может предложить нам на эту тему (и может ли). Кто-то сказал, что одну работу сделает, кто-то – что две. Идет процесс. Причем мы не ставим никаких рамок: проект посвящен году России и Британии, а вот что именно это должно значить, каждый художник для себя решает сам.

Фото предоставлено пресс-службой галереи

Часто проводите такие групповые выставки?

Нет, в году может быть две, максимум – три. У нас есть ежегодная Mixed Media, которая проходит с середины декабря по середину или конец января. Тема у нее каждый год новая. Первая выставка была "Mixed Media: На черном" (в работах должен был присутствовать черный цвет), вторая - "Mixed Media: Christmas". В этом году мы сделали просто Mixed Media-3. Не стали придумывать особого названия.

А с Натальей Залозной вы впервые делаете выставку?

Да. Мы с ней общаемся с лета прошлого года – тогда и начали думать о том, что надо бы сделать этот проект.

Полноценной персональной выставки на "Винзаводе" у Наташи еще не было. А мне хотелось, чтобы люди увидели, насколько большой диапазон возможностей у нее есть как у автора. В рамках Present Continuous ведь будут представлены не только живописные работы, но и арт-объекты. Будет большая инсталляция.

Признаюсь, мне самому очень интересно узнать, какая получится выставка, что выйдет в результате нашей подготовки к ней.

У этой выставки, кстати, очень интересная идея – о том, что настоящее не может быть продолженным... Этот проект рассказывает о достаточно своеобразном ощущении времени. Вы разделяете мысль автора?

Для того, чтобы решить, разделяю ли я эту мысль, нужно сначала увидеть, что получится, посмотреть выставку. Я ведь пока даже не знаю полного списка работ, которые будут на ней представлены - только те, которые мы отбирали. Но часть работ еще не закончена, и Наташа уже ближе к выставке привезет их сюда. В общем, все пока в процессе подготовки.

Сама по себе идея выставки очень примечательная – о продолженности, оконченности. Конечно, у каждого свое мнение, но Наташина точка зрения по этому вопросу мне интереса. И я хочу сам прийти на выставку, когда будет монтаж, чтобы ощутить это состояние. Любопытно узнать, почувствую ли я то, что чувствует автор? Это ведь всегда интересно.

Художники в 11.12 – только российские?

Есть отечественные, есть украинские, есть белорусские. Для меня не очень важна национальность – как и возраст, кстати. Важно состояние – что и как человек делает.

Бывает, нам художники пишут примерно следующее: знаете, я заходил на ваш сайт, увидел у вас такое-то направление, а вот такого, как у меня, не увидел. У вас его нет, и я считаю, что вам просто необходимо взять мои работы. Вот как на такое реагировать?

Им же тоже нужно как-то выживать.

Да, но такой взгляд – раз у нас на сайте такого нет, значит, у нас пробел, который нужно срочно восполнить, – это не совсем правильно. Ведь, наверное, это просто не наше, раз мы этим не занимаемся.

А бывало такое, чтобы вам вдруг приглянулся кто-то из этих ребят?

Редко. Хотя мы отсматриваем все письма и отвечаем на каждое. Это правило галереи, и я заставляю всех своих сотрудников реагировать на сообщения, которые нам приходят от художников.

Не могу сказать, что мы разрастаемся быстро. Это сложный процесс – найти среди огромного количества художников того, кто тебе подходит.

Да, я видела, у вас на сайте не так много художников.

Да, их немного. Но почти все ребята, которые представлены на сайте, работают только с галереей 11.12. Лишь одно-двух вы, может быть, увидите в других. Это наше кредо: мы стараемся показывать тех художников, которых найти вы сможете только у нас.

Фото предоставлено пресс-службой галереи

Персональные выставки тоже только для "своих" делаете?

Да, только для тех, кто с нами сотрудничает, и для тех, кому мы сами сделали приглашение. То есть, не бывает такого, чтобы появилось какое-то "окно", и мы быстренько разместили объявлению о том, что сдаем галерею под проведение выставки.

У нас есть экспозиционно-выставочный график, по которому мы работаем. Он, как правило, пишется на год. Нынешний план прописан до ноября. Большинство выставок делаем долго: создаются работы, идет подготовка, запускается реклама. Для этого нужно время.

Наташу Залозную, к примеру, мы делаем уже с декабря – то есть, почти четыре месяца. Она постепенно привозит сюда свои работы. Хотя бывают у нас и более "стремительные" выставки.

Александр, как вы думаете, есть ли способ как-то "привить" любовь к современному искусству человеку, который по тем или иным причинам его не признает, не понимает? Допустим, он образованный, интеллигентный, но ценит только классику и все тут.

Конечно, есть. Современное искусство ведь совсем не такое страшное, каким его пытаются представить.

Тут нужно смотреть в корень: почему человеку не нравится современное искусство? Либо рядом не было людей, которые могли привести его на соответствующую выставку, либо была еще какая-то причина, по которой возник этот пробел в восприятии современного искусства. Может, кто-то "напугал" в свое время, а человек так и живет с мыслью о том, что современное искусство – это что-то страшное.

Если зритель не знает, что сказать по тому или иному поводу, он всегда будет говорить что-то плохое, ведь лучшая защита – это нападение.

Но есть ведь умные и начитанные зрители, которые воспринимают исключительно классику.

Что мы можем сказать о классике? Тут все уже сказано. Максимум, можем обсудить, где цвет насыщенней, а где мазок сочнее. Имена есть имена.

С современным искусством сложнее. Оно заставляет поразмыслить о чем-то более глубоком. Оно либо нравится, либо нет, но редко кого-то может оставить равнодушным. Ведь просмотр выставки современных художников не похож на плавный переход от одного пейзажа к другому (почти такому же, но созданному другим автором).

Я ни в коем случае не умоляю значение классики, просто нужно понимать, что искусство может (и должно) быть разным. А мы зачастую пытаемся запихнуть все в один автобус. Надо разделять разные стили, причем не в форме конфронтации. Надо быть толерантным и уважать искусство, каждый вид которого имеет право на существование.

Да, есть люди, которым нравятся, например, только пейзажи. Ну и что, им теперь никуда не ходить?

Получается, нужно просто расширять кругозор и посещать больше выставок.

Да. В том числе и по этой причине все выставки, которые проходят в нашей галерее, открытые – мы работаем на посетителя.

Я знаю, что в Сингапуре у вас тоже есть галерея.

Да, и она тоже называется 11.12. Та галерея, конечно, чуть-чуть поменьше.

Нам пока всего год и четыре месяца, но мы уже стали там достаточно заметной единицей. Кроме того, 11.12 – это официально первая русская галерея в Сингапуре.

Фото предоставлено пресс-службой галереи

Чем сингапурский рынок отличается от нашего?

Азия – это совсем другое. Они мало знают о наших художниках и не имеют практически никакого представления ни о России, ни о том, что здесь происходит. До них доходят только политические новости в основном.

Сейчас наша галерея там напоминает школу ликбеза. Жители Сингапура не привыкли относиться к искусству как к чему-то, о чем нужно говорить, думать. Картина, которую они захотят купить, должна быть либо очень симпатичной, либо очень смешной, либо очень яркой. Серьезными, философскими вещами они интересуются реже.

К тому же, у азиатов в приоритете – свое искусство. Малазийцы покупают малазийских авторов, индонезийцы – индонезийских и так далее. Это очень ярко видно на международных выставках: приходят группы туристов и направляются конкретно к стендам своих стран. Всегда удивляешься, почему русские никогда так не делают (смеется ).

В общем, в Сингапуре картины приобретают обычно экспаты – иностранцы, которые там живут. Они и там являются нашими покупателями, и здесь, и на выставках. Те же немцы, американцы, австралийцы.

У нас, то есть, тоже в основном иностранцы покупают?

В основном да. Москвичи тоже покупают, но редко. Иногда покупают коллекционеры, но их можно по пальцам перечесть.

Чтобы привлекать людей, мы как раз и делаем внутренние выставки. В первый раз человек пришел и что-то не понял, а во второй раз вернулся, и ему уже что-то понравилось. Это длительный процесс. Есть люди, которые ходят к нам на протяжении двух лет, и только потом что-то покупают.

Вот вы задавали вопрос – можно ли переманить людей из одного "стада" в другое. Можно, но это процесс не быстрый.

То есть, бывают зрители, которые "вырастают" до покупателей.

Некоторые – да. Бывает, сначала не могут купить картину, но берут контакты, смотрят, приходят еще, переписываются с нами.

Тем не менее, такое случается не часто?

Иногда мы ведем статистику по посетителям. В прошлую субботу, к примеру, у нас было около 320 посетителей, в воскресенье – 400. Это очень хорошая проходимость, если учесть, что мы – лишь одна из галерей "Винзавода".

Но из этих 700 человек всего один приценился – спросил у нас о стоимости одной из работ. Все остальные воспринимают галерею как музей. Не понимают, что все представленное на наших выставках можно купить.

Дамир Муратов и Александр Шаров. Фото предоставлено пресс-службой галереи

Есть ли какой-то способ это исправить?

Можно, к примеру, писать на входе "все работы продаются". Или "выставка-продажа".

Это, конечно, слишком радикально…

Да! И писать под каждой работой ее стоимость – тоже совсем не то. Мы сразу превратимся в магазин и станем никому неинтересны.

Тот факт, что, придя на выставку, можно не только посмотреть, но и приобрести понравившиеся работы, для многих так и остается неизвестным. Но мы всегда стараемся реагировать на поведение посетителей и отслеживать ситуацию в галерее. Ресепшн расположен так, чтобы было видно, кто к чему присматривается. Плюс камеры. Иногда если видим, что посетитель заинтересовался какой-то работой, вступаем с ним диалог.

Вы участвуете во многих международных выставках. Это помогает найти новых покупателей-иностранцев?

Участие в выставках, естественно, дает возможность привлечь новых покупателей. Кроме того, они приносят и упоминания в прессе, что тоже важно, потому что иностранцы редко бросаются без разбора покупать все, что увидят. А вот если имя галереи уже упоминалось где-то, это говорит о том, что мы – серьезные игроки на рынке. Это позволяет потенциальным покупателям узнать, что у нас есть такие-то авторы, что мы уже участвовали в таких-то выставках. Так мы формируем доверие к себе как к галерее.

Что чаще всего покупают в 11.12?

Живопись. Чаще более реалистичную. Люди, как правило, берут вещи, с которым смогут жить, которые удастся удачно вписать в интерьер.

Я читала в одном из интервью, что у вас есть и именитые покупатели – Ева Польна, Марианна Максимовская, например. А они чем интересуются?

Разброс большой: это и Леша Алпатов, и "Студия 30". У Алпатова работы, с которыми, опять же, можно жить – у них есть настроение, они реалистичны. Но это и не чистый реализм. У него особенные картины, в которые хочется вглядываться.

А с музеями вы сотрудничаете?

Да. Музеи иногда приобретают у нас работы в свои фонды.

Я читала, что у вас была галерея и в Америке.

Да, был такой опыт. Но из-за тяжелой экономической ситуации ту галерею в Аризоне пришлось закрыть. Продажи упали, стало нецелесообразно расходовать большие средства на аренду помещения и зарплату сотрудников.

В вашей галерее представлены и работы скульпторов. Многие художники сейчас относятся к этому виду искусства как к "мертвому". А вы?

У нас есть несколько скульпторов, но скульптуры и малые формы приобретаются редко. Нет, интерес, конечно, есть, но не такой, как живописными работами.

Впрочем, наши скульптуры – это скорее арт-объекты. Скульптуру в классическом виде вы у нас не найдете.

Раньше ваша галерея называлась "Арт-Квартал". Почему решили сменить название?

Мы поменяли локацию. На новом месте частично обновили состав художников. Кроме того, закрыли галерею в Аризоне. Нужно было выходить на новый уровень. У нас был слишком слабый выставочный "багаж", и пришлось уйти от многих вещей.

Анна Теплицкая