Вишневый сад для раневской и гаева. Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П

«Вишневый сад» - широко известная пьеса Чехова, которая позволяет проследить за двумя основными линиями. На первом плане перед нами разворачивается судьба поместья, которое является родовым для Раневской и Гаева. Поскольку собрались большие долги, необходимость продажи имения почти неотвратима. Второй линией, которая не так заметна, является любовь. В пьесе все трагично, при этом автор старается показать, что даже такие ситуации не мешают высмеиванию. Показывается жизнь аристократии, персонажи показывают устои, стремления тех времен.

Гаев является братом Раневской, и имеет все ее недостатки, но на его персоне они выглядят еще неприятнее. Его образ не так важен для сюжета, он также имеет право на имение и является помещиком. В сюжете говорится, что он проел имение «на леденцах», он одинок в своих приличных годах и живет праздно, опекаемый лакеем.

Характеристика героя

(Константин Сергеевич Станиславский в роли Гаева Л.А., МХТ им. Чехова 1922-24гг. )

Гаев живет в долг, не понимает необходимость продажи имения, он не обращает внимания на упадок здания. Персонаж постоянно занимает деньги, и мечтает погасить долги и уехать.

Основными чертами персонажа являются:

  • слабоволие. Он растратил богатства и не смог управлять поместьем;
  • беззаботность. Несмотря ни на что, живет праздно;
  • невнимательный. Он живет в поместье, но не видит, что оно разрушается;
  • мечтатель. Надеется, что кто-то погасит проценты и долги, что Аню возьмет в жены богатый помещик, надеется получить деньги от тети в Ярославле;
  • образованный. Умеет красиво говорить и строить фразы, при этом его слова пусты;
  • сентиментален. Как и сестра Гаев любит вишневый сад, тоскует о нем.

Много понять о психологии персонажа трудно, поскольку он не числится среди основных героев, и просто отражает Раневскую, усугубляя все недостатки уходящей в былое знати.

Образ и роль героя

Гаев живет без забот, он играет в бильярд, ходит в клубы и собирает сплетни. Когда ему предлагали работу в банке на 6000 годовых, сестра в него не поверила, а Лопахин засомневались в усидчивости, только Аня поддержала дядю. Гаеву не доверяют, его не ценят, поскольку его характер отрицателен, а рассуждать он не может. Он не сделал ничего для имения, и когда Лопахин внес дельное предложение о разбитии участка для аренды, он не схватился за данный выход. Гаев даже слушать не захотел, ведь он выше ставит свои предрассудки. После продажи поместья Гаев был печален, но его быстро отвлек шум от игры в бильярд. Персонаж является мелким человеком, который не способен глубоко переживать.

Символичность Гаева для пьесы

(Иннокентий Смоктуновский в роли Гаева, художественный фильм "Вишнёвый сад", СССР 1976 )

Гаев и Раневская показывают аристократию того времени и символизируют прошлое России, которое уходит. Гаев показывает на себе поведение, которое присуще аристократии, в том числе невозможность бросить свои привычки, пересмотреть взгляды. Герой считает, что разбив имение, он опустится на уровень дельцов, а это недопустимо и пошло, такое же мнение и у Раневской. Он свысока смотрит на дельцов, не прислушивается к советам, такое поведение в его крови, и не может быть исправлено.

Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Это его последняя пьеса, она написана за год до его ранней смерти.

Написана в 1903 году. Впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Драматург ушел из жизни 15 июля 1904 г. Ему было 44 года.

Пьеса написана на пороге первой русской революции 1905 -07 г. г. , в ней есть момент предвиденья Чеховым последующих исторических событий, которые ему увидеть уже не удалось.

Центральный образ в произведении – образ вишневого сада, вокруг него располагаются все персонажи, у каждого из них свое восприятие сада. И этот образ символический. За образом вишневого сада встает образ России, и основная тема пьесы – судьба России.

Пьеса проникнута размышлениями автора о прошлом, настоящем и будущем России, символом которой является вишневый сад.

Раневская и Гаев олицетворяют прошлое вишневого сада и вместе с тем прошлое России. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда, изживает себя старая Россия, Россия Раневских и Гаевых.

Раневская и Гаев – это образы разорившихся помещиков-дворян. Они - потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева.

Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощными.

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, является в своей основе олицетворением легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта - результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги не считая.

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев. И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры - легкомыслие, непрактичность, безволие - становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле» .

Гаев откровенно смешон в своих попытках жить так, будто ничего не переменилось, будто не проел он на леденцах состояние. Говорит он почти всегда невпопад, произносит бессмысленные бильярдные термины, напоминающие времена его веселой молодости. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия.

У брата и сестры все уже в прошлом. Но Гаев и Раневская все-таки чем-то нам симпатичны. Они способны чувствовать красоту, и сам вишневый сад воспринимают главным образом эстетически, а не утилитарно - как источник ягод, которые можно использовать в пищу или продать, либо как большой участок земли, имеющий опять-таки коммерческую ценность.

В пьесе есть элегическое настроение, грусть расставания с отживающим прошлым, в котором много было плохого, но было и хорошее. Вместе с тем это своеобразная чеховская лирикосатирическая комедия, которая с некоторым лукавым добродушием, но все же достаточно сурово, с чеховской трезвостью и ясностью, посмеивается над уходящим с исторической сцены дворянством.

Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому классу. Один из рецензентов спектакля утверждал, что в «Вишневом саде» поставлен «памятник над могилой симпатичных белоручек, орхидей, отцветших за чужим гробом» , причем «вялое покорство и кроткость их наполняет сердце ужасом и жалостью» .

На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.

Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Это его последняя пьеса, она написана за год до его ранней смерти.

Написана в 1903 году. Впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Драматург ушел из жизни 15 июля

1904 г. Ему было 44 года.

Антон Чехов читает «Чайку» группе актеров и режиссеров Московского Художественного театра

Пьеса написана на пороге первой русской революции 1905-07 г.г., в ней есть момент предвиденья Чеховым последующих исторических

событий,
которые ему увидеть уже
не удалось.

Центральный образ в произведении – образ вишневого сада, вокруг него располагаются все персонажи, у каждого из них свое

восприятие сада. И этот
образ символический. За
образом вишневого сада встает
образ России, и основная тема
пьесы – судьба России.

Пьеса проникнута размышлениями автора о прошлом, настоящем и будущем России, символом которой является вишневый сад.

Раневская и Гаев олицетворяют прошлое вишневого сада и вместе с тем прошлое России. В пьесе вырубается сад, а в жизни

распадаются
дворянские гнёзда, изживает
себя старая Россия,
Россия Раневских и Гаевых.

Раневская и Гаев – это образы разорившихся помещиков-дворян. Они - потомки богатых владельцев великолепного поместья с

прекрасным
вишневым садом.
В былые времена их
имение приносило
доход, на который жили
его праздные хозяева.

Привычка
жить
трудами
других, ни о чем не заботясь,
сделала Раневскую и Гаева
людьми неприспособленными
к
какой-либо
серьезной
деятельности, безвольными и
беспомощными.

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, является в своей основе олицетворением легкомыслия. Она искренне обеспокоена

неустроенностью
своей приемной дочери Вари, жалеет
верного слугу Фирса, запросто целует
после долгой разлуки горничную Дуняшу.
Но ее доброта - результат изобилия,
созданного не своими руками, следствие
привычки тратить деньги не считая.

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев. И он способен иногда говорить умные вещи, быть

иногда
искренним,
самокритичным.
Но
недостатки
сестры
-
легкомыслие,
непрактичность, безволие - становятся у
Гаева карикатурными. Любовь Андреевна
только целует в порыве умиления шкаф, Гаев
же произносит перед ним речь в «высоком
стиле».

Гаев откровенно смешон в своих попытках жить так, будто ничего не переменилось, будто не проел он на леденцах состояние.

Говорит он почти
всегда невпопад, произносит
бессмысленные бильярдные
термины, напоминающие
времена его веселой
молодости.
Гаев жалок со своими пустыми
высокопарными речами,
с помощью которых он
пытается возродить
привычную атмосферу
прежнего благополучия.

У брата и сестры все уже в прошлом. Но Гаев и Раневская все-таки чем-то нам симпатичны. Они способны чувствовать красоту, и сам

вишневый
сад воспринимают главным образом
эстетически, а не утилитарно -
как источник ягод, которые можно
использовать в пищу или продать, либо
как большой участок земли, имеющий
опять-таки коммерческую ценность.

В пьесе есть элегическое настроение,
грусть
расставания
с
отживающим
прошлым, в котором много было плохого,
но было и хорошее. Вместе с тем это
своеобразная
чеховская
лирикосатирическая
комедия,
которая
с
некоторым лукавым добродушием, но все
же достаточно сурово, с чеховской
трезвостью и ясностью, посмеивается над
уходящим
с
исторической
сцены
дворянством.

Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому

классу. Один из
рецензентов спектакля утверждал, что
в
«Вишневом
саде»
поставлен
«памятник над могилой симпатичных
белоручек, орхидей, отцветших за
чужим
гробом»
,
причем
«вялое
покорство и кроткость их наполняет
сердце ужасом и жалостью» .

На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких

людей
является другой персонаж
пьесы Лопахин.

Система образов пьесы «Вишневый сад» нетрадиционна: в ней нет главных и второстепенных, положительных и отрицательных ге­роев. Принято делить все образы комедии на три группы: «герои прошлого», «герои настоящего» и «герои будущего». Леонид Андрее­вич Гаев и его сестра Любовь Андреевна Раневская - владельцы вишневого сада, по происхождению дворяне. Это очень неоднознач­ные образы.

Любовь Андреевна Раневская много страдала в жизни: ее муж пил и «делал одни только долги», семилетний сын утонул в реке через ме­сяц после смерти мужа, любовник, с которым она уехала во Францию, обобрал ее и бросил. Но Любовь Андреевна осталась чутким, добрым человеком, которого любят все окружающие. В то же время она эгои­стична, ее понимание красоты часто переходит в слезливую сенти­ментальность, а абстрактная доброта к случайным прохожим сочета­ется с равнодушием к близким, в том числе и к родной дочери. Она щедра до расточительности, привыкнув к праздности, ни в чем себя не ограничивает - умеет только тратить. Так же беспомощен и ее брат, Леонид Андреевич Гаев. Он хоро­шо образован, красноречив, но это не вылилось ни в какую конкрет­ную деятельность. Гаев ездит в клуб, по ресторанам, играет на биль­ярде, ведет праздные беседы. «Проев состояние на леденцах», он оказывается перед лицом финансового краха, но ничего не может предпринять. Давая Ане пустые обещания, «честью и жизнью» по­клявшись, что сад не будет продан, он способен только мечтать, как хорошо бы получить от кого-нибудь наследство или выдать Аню за­муж за очень богатого человека.

И для Гаева, и для Раневской недопустима вырубка сада - унич­тожение красоты, памяти, всего, что связано с их детством и юностью. Но они ничего не могут изменить и безропотно принимают известие о продаже сада. Как им, привыкшим жить за чужой счет, вписаться в но­вые условия? Раневская снова едет в Париж, собираясь жить на деньги, присланные ярославской бабушкой для покупки имения, «а денег этих хватит ненадолго». Гаев получил место в банке за шесть тысяч в год, но, по мнению Лопахина, «не усидит, ленив очень».

Судьба Раневской и Гаева типична для всего дворянского сословия, утратившего почву под ногами. Именно поэтому они относятся к «ге­роям прошлого». Финал пьесы полон недосказанности и неопределен­ности. «Жизнь-то прошла, словно и не жил», - говорит забытый Фирс в последней сцене, и его слова сопровождаются стуком топора в виш­невом саду. Эта сцена имеет глубоко символичный смысл - уходящее в прошлое дворянство, крушение надежд и неясное будущее, в котором нет места сентиментальным воспоминаниям о лучших временах.

Раневскую и Гаева уже нельзя отнести к длинной череде «лишних людей» в русской литературе. Ведь они, в сущности, ничем не озабочены, не мучаются ни над проблемами бытия, ни вопросом о своем месте в жизни. Андреевна - человек добрый, но беспомощный. Ее брат - тоже беспомощный, но вряд ли добрый, о чем свидетельствует его издевательство над людьми из простонародья. Раневская все время думает о детстве, об умерших родителях. В воспоминаниях она находит прибежище от неприятностей, которые несет настоящее. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия. Однако сочувствия Леонид Андреевич не вызывает - слишком уж Глуп и бездушен. Раневская же вызывает не только жалость, но и сочувствие. Она искренне хочет делать добро людям, но у нее это плохо получается. И неспособность Любови Андреевны добиться проведения в жизнь каких-то гуманных поступков приводит к трагедии.

Она так и не проверила, отправили ли заболевшего Фирса в больницу. В результате несчастного старика оставили в заколоченном барском доме почти на верную смерть.

Казалось бы, Лопахин, пришедший на смену разорившимся дворянам, может кардинально изменить жизнь к лучшему. Он прямо заявляет: «...Замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие». Однако, как только вишневый сад оказался в его руках, в Ермолае Алексеевиче произошли разительные перемены. Раньше он демонстративно выказывал заботу о Раневской. Он заявляет ей: «Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде». Но вот сад он купил и, как думали все, мог бы вернуть его той, чьи «удивительные, трогательные глаза» совсем недавно превозносил.

Однако Лопахин предпочитает реализовать свою затею с дачными участками и уничтожением вишневого сада, хотя не может не понимать, каким ударом это будет и для Раневской, и для ее приемной дочери Ани, которую Ермолай Алексеевич как будто любит. И начинает, даже не дождавшись, пока прежние хозяева уедут из усадьбы, вырубать сад под корень. Что ж, действительно, хам и кулак, сколько ни обижался бы Лопахин на это определение. «Вечный студен?» Петя Трофимов, мечтающий найти путь к новой, лучшей жизни, дает ему совет: «...Не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки - размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так - это тоже значит размахивать... Как-никак, все-таки я тебя люблю.

У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» В последних словах слышна ирония. Какая уж у Лопахина нежная душа! Тем более что артистизм своей натуры Ермолай Алексеевич тут же иллюстрирует следующей глубокомысленной сентенцией: «Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Он сознает свое превосходство над всеми теми людьми в России, которые «существуют неизвестно для чего». Но главное чувство в душе Лопахина - это чувство собственника. Он с гордостью произносит: «Вишневый сад теперь мой!» Всю Россию люди типа Лопахина воспринимают как свою собственность, несмотря на то, что порой произносят высокие слова, на деле являют душевную черствость. «Вишневый сад», последняя пьеса Чехова, была написана в 1903 г. Махать руками Ермолаю Алексеевичу оставалось четырнадцать лет - до революции 1917 года.

Чехов-прозаик начинал с юморесок, с сотрудничества в мелкой прессе. Не таким был дебют Чехова-драматурга. Его первая пьеса "Безотцовщина" при всей наивности и неопытности молодого автора - вполне серьезная попытка создать большое драматургическое полотно. Поэтому можно сказать: если Чехов-прозаик дебютирует как Антоша Чехонте, то Чехов-драматург начинается сразу с попытки "стать Чеховым".

В центре первой пьесы - , в котором угадываются определенные черты Иванова, главного персонажа одноименной драмы, а также некоторых других действующих лиц чеховских пьес последующих лет. Платонов резко выделяется среди окружающих его людей своей незаурядностью. Жизнь он ведет беспорядочную, далеко не безгрешную, но одна черта привлекает к нему читателя: он лишен самодовольства, успокоенности, все время казнится, кается в том, что лишен уважения к себе. Вот эта "самоказнь" героя и сближает его с Ивановым.

В Платонове во многом уже определен тип чеховского героя - человека напряженных духовных и нравственных исканий, пытающегося найти ответ на вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Пьесы "Безотцовщина" и "Иванов" построены по принципу "единодержавия" главного героя: именно он ведет действие, выступает в полном смысле как центральный персонаж. В последующих произведениях - в "Лешем", переделанном позднее в "Дядю Ваню", и особенно в "Чайке" - Чехов отказывается от этого принципа "единодержавного" героя. В "Чайке" нет одной сквозной интриги, не так-то легко назвать главного героя. Интересно, что, когда Чехов начал работать над "Чайкой", авторское внимание сосредоточивалось вокруг молодого драматурга Треплева, его бунта против театральной рутины. Но постепенно, в ходе работы над пьесой, все более явственно проступали другие характеры - мать Треплева актриса Аркадина, упоенная собой и своей игрой на сцене; писатель Тригорин, избалованный славой, спокойный и мастеровитый; Нина Заречная, мечтавшая о славе и затем узнавшая, как труден путь к подлинному искусству; Маша, безнадежно влюбленная в Треплева, ее муж учитель Мед-веденко, которого она почти не замечает.

Действие в "Чайке" не катится по одной главной дороге, оно все время как бы переходит от одного персонажа к другому. Сюжет пьесы строится на душевном разладе героев, их мучительных "несовпадениях". Учитель Медведенко любит Машу, но она, даже и выйдя за него замуж, не отвечает ему взаимностью - все ее душевное внимание и силы отданы Треплеву. Он любит Нину, но она увлекается Тригориным, который вскоре бросает ее и возвращается к своей старой привязанности - к Аркади-ной. Даже в таком кратком, неполном пересказе ощущается совершенно непривычная для тогдашних читателей, зрителей, критиков новизна построения пьесы, вся ее трагикомическая противоречивость

"Чайка" говорила о том, что "груба жизнь", но нельзя отчаиваться ("Умей нести свой крест и веруй", - скажет Нина в финале), о том, что современное искусство погрязло в рутине. Идеи пьесы о противостоянии грубой жизни, о поисках нового в искусстве не просто провозглашались, но оказывались итогом резкого столкновения мнений, манер поведения, символических образов.

Первая пьеса после провала "Чайки" на Александрийской сцене и ее триумфа в Московском Художественном театре - "Три сестры". Если "Чайка" строилась на мучительных душевных "несовпадениях" героев, то в этой пьесе сюжет оказывается неким, если можно так выразиться, на-пряженно-несовершающимся действием. Три сестры Прозоровы - Ольга, Маша, Ирина - мечтают уехать из провинциального города в Москву. И - не уезжают. Их брат Андрей грезит о том, как он станет профессором Московского университета. И - не становится. Вместо профессорства ему уготован жалкий удел - быть членом местной управы, где председатель - любовник его жены Наташи. Маша, полюбив подполковника Вершинина, расстается с ним навсегда, она обречена на жизнь с постылым мужем. Ирина, выходя замуж за барона Тузенбаха, надеется, что начнет жить по-новому, трудиться. Однако Тузенбах убит на дуэли.

Казалось бы, все мечты рухнули. Однако в финале три сестры стоят, тесно прижавшись друг к другу, и под звуки прощального марша уходящего полка говорят: "Жизнь наша еще не кончена. Будем жить!"

Бессмысленно подходить к финалу пьесы с точки зрения житейского правдоподобия. Вырываясь за его пределы, Чехов заканчивает пьесу символическим образом трех сестер - они утратили многие иллюзии, но не потеряли надежды.

В "Чайке" сквозь всю пьесу проходил образ подстреленной птицы. В "Трех сестрах" символичность носит более скрытый характер. В последней пьесе Чехова,"Вишневый сад", снова возникает сквозной образ. Это образ сада, прекрасного, цветущего и вырубаемого топорами нового владельца, купца Лопахина.

Много грустного в пьесе, которую Чехов писал, уже предчувствуя надвигающуюся кончину. В то же время можно сказать, что печаль здесь по-пушкински светла. Финал "Вишневого сада" лишен "конечности", он открыт будущему.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Сравнение персонажей: Раневская, Гаев и Лопахин . И в закладках появилось готовое сочинение.