Винтокрыл леонардо да винчи 1475. Леонардо да винчи

Леонардо да Винчи по праву занимает одно из первых мест среди изобретателей всех веков и народов. Он сумел предсказать и предопределить ход многих изобретений и мыслил так, что это расходилось с общепринятыми тогда нормами и подходами. В этой статье вы узнаете, что изобрёл Леонардо да Винчи. Мы постараемся дать весь список изобретений Леонардо и максимально раскрыть принципы и суть работы его механизмов.

Читайте также:

  • Изобретения Леонардо да Винчи — часть 1

Леонардо да Винчи получил известность ещё при жизни, но мировая слава и известность пришли к нему спустя столетия, когда в XIX веке были найдены его заметки и записи. В его бумагах содержались наброски и эскизы удивительных изобретений и механизмов. Многие свои работы он делил на специальные «кодексы», а общий объём его работ составляет порядка 13 тысяч страниц. Основным препятствием для реализации его идей был низкий технологический и научный уровень эпохи Средневековья. В XX веке многие из его изобретений были повторены если не в реальную величину, то в виде макетов и уменьшенных копий, хотя нередко находились смельчаки и энтузиасты, готовы повторять всё в точности так, как описывал великий изобретатель Леонардо да Винчи.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Леонардо да Винчи был практически одержим мечтами о летательных аппаратах и возможности полёта, ведь ни одна машина не способна вызвать того трепетного восхищения и удивления, как машина, способная парить в воздухе, как птица.

В его записях можно было встретить такую мысль «наблюдай, как плывёт рыба, и ты познаешь секрет полёта». Леонардо сумел совершить интеллектуальный прорыв. Он понял, что вода ведёт себя как воздух, так он получил прикладные знания о том, как создать подъёмную силу и проявил необыкновенное понимание предмета, которое поражает специалистов по сей день.

Один из интересных концептов, встречающихся в работе гения, является прототип вертолёта или винтового вертикального летательного аппарата.

Вокруг наброска присутствует и описание воздушного винта да Винчи (геликон). Покрытие винта должно было быть железное толщиной с нить. Высота должна быть примерно 5 метров, а радиус винта порядка 2 метров. Аппарат должен был приводиться в движение при помощи мускульной силы четырёх человек.

В приведённом ниже видео четверо инженеров-энтузиастов, историк и специалист по лёгким аэропланам постарались развить идею вертолёта Леонардо и постараться заставить его полететь, правда при этом им было разрешено использовать ряд современных технологий и материалов. В итоге выяснилось, что такая конструкция имеет ряд серьёзных недостатков, главным из которых было отсутствие необходимой для полёта тяги, поэтому энтузиасты пошли на значительные модификации, а вот получилось у них или нет, узнайте из видео.

Самолёт Леонардо да Винчи

Изобретатель недолго просидел с идеей вертолёта и решил пойти дальше, пробуя создать прототип самолёта. Здесь источником для знаний выступили птицы.

Ниже на картинке приведены чертежи крыльев, а также наброски дельтаплана, который после постройки в наше время оказался вполне себе работоспособным.

Хотя в полной мере нельзя назвать его изобретение самолётом, лучше всего ему подходит название махолёт или орнитоптер, то есть воздушный аппарат, поднимаемый в воздух за счёт реакции воздуха с его плоскостями (крыльями), которым путём мускульного усилия передаётся маховое движение, как у птиц

Леонардо тщательно начал делать расчёты и начал он с уток. Он измерил длину утиного крыла, после чего оказалась, что длина крыла равняется квадратному корню из её веса. Исходя из таких предпосылок, Леонардо решил, что для поднятия в воздух его махолёта с человеком на борту (что достигало порядка 136 килограмм), потребуется создать птицеподобные крылья длиною 12 метров.

Интересный факт о дельтаплане. В игре Assasin’s Creed 2 главный герой использует летающую машину (дельтаплан) да Винчи, чтобы долететь с одного края города Венеции до другого.

А если вы являетесь поклонником фильмов Брюса Уиллиса, то можете вспомнить, что в фильме «Гудзонский ястреб» упоминают дельтаплан и парашют да Винчи. А на дельтаплане да Винчи главный герой даже полетал.

Парашют Леонардо да Винчи

Конечно, Леонардо не изобретал свой парашют для того, чтобы спасаться в случае падения летательного аппарата, это был тоже летательный аппарат, который бы позволял плавно спускать с большой высоты. Ниже приведён эскиз парашюта, его расчёты и конструкция.

Парашют изобретателя имеет форму пирамиды, обтянутой плотной тканью. Основание пирамиды было длиною около 7 метров 20 см.

Интересно, что именно в России изобретатель Котельников доведёт до ума парашют да Винчи, сделав первый в истории ранцевый парашют, который можно будет крепить на спине у пилота и использовать при катапультировании.

В 2000-м году парашютист из Англии Андриан Николас решил испытать изобретение Леонардо в том виде, в котором он его придумал, заменив в нём только материал, понимая, что лён не выдержит такой нагрузки. Первая попытка оказалась провальной, поэтому ему пришлось использовать запасной парашют. Правда в 2008 году уже швейцарец Оливье Тепп сумел достигнуть успеха. Он отказался от жёсткой конструкции парашюта и спрыгнул с высоты в 650 метров. Естествоиспытатель утверждает, что сам спуск оказался безопасным, но управлять таким парашютом невозможно.

ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЗ ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

В сфере архитектуры и строительства Леонардо также добился впечатляющих познаний. Он исследовал прочность и сопротивляемость материалов, обнаружил ряд фундаментальных принципов, сумел понять, как оптимальнее всего передвигать различные объекты.

Леонардо исследовал силу, которая необходима для поднятия тел различной массы. Чтобы поднять тяжёлый объект по наклонной плоскости, обдумывалась идея использования системы винтов, лебёдок и кабестанов.

Кран для поднятия длинных предметов

Основание бруса или столба опирается на специальную платформу с парой колёс, которая подтягивается горизонтальным канатом снизу. Сила, которую необходимо прикладывать для подтягивания горизонтального каната всегда остаётся постоянной, а перемещение столба происходит по прямой линии.

Леонардо изобрёл систему из колёс и молотков для поднятия грузов. Работа системы похожа на работу ударов молота при чеканки, только происходит это всё на специальном зубчатом колесе. Три молотка со специальным клином, входящим между штифтов, бьют по колесу, вращая его и барабан, где прикреплён груз.

Передвижной подъемный кран и винтовой подъемник

Высокий подъёмный кран изображён на эскизе справа. Как можно догадаться, он предназначался для строительства высоких построек и сооружений (башни, купола, колокольни и так далее). Размещался кран на специальной тележке, которая двигалась вдоль направляющего каната, который протягивался над краном.

Винтовой подъёмник изображён на эскизе слева и предназначался для установки колонн и поднятия других тяжёлых предметов. Конструкция представляет из себя огромный винт, который приводится в движение силой четырёх человек. Понятно, что в данном случае высота и общая конструкция такого подъёмника ограничивает возможности его применения.

Эскиз подъемного крана на тележке и винтового подъемника

Кран на кольцевой платформе

Данный кран очень похож на современные краны по своей функциональности и использовался строителями в конце XIV века. Данный подъёмник позволяет перемещать тяжёлые объекты вокруг себя. Для его работы необходимо было задействовать двух рабочих. Первый находился на нижней платформе и при помощи барабана поднимал тяжёлые объекты, а на верхней платформе находился второй рабочий и с помощью штурвала вращал подъёмник вокруг своей оси. Также у крана были колёса, которые позволяли его передвигать. Такие краны использовались во времена Леонардо для установки столбов и колонн, строительства высоких стен, куполов церквей, крыш домов и прочего. Так как машины были деревянные, то после использования их обычно сжигали.

Экскаваторы Леонардо да Винчи

Сегодня вряд ли кого-то можно удивить экскаватором, но мало кто задумывается над тем, как они были придуманы. Есть точка зрения, что прототипы экскаваторов использовались ещё в Древнем Египте при постройке каналов и углубления русел рек, но по-настоящему концептуальную модель экскаватора придумал, конечно, великий Леонардо да Винчи.

Экскаваторы эпохи Возрождения, конечно, не отличались особой автоматикой и нуждались в ручном труде рабочих, но они его сильно облегчали, ведь теперь рабочим было проще перемещать изъятый грунт. Эскизы экскаваторов дают нам примерно представления о том, насколько огромные по тем временам это были машины. Экскаватор использовал принцип передвижения монорельса, то есть двигался вдоль одного рельса, перекрывая при этом всю ширину канала, а стрелы его кранов могли при этом поворачиваться на 180°.

Крепостная башня и двойная винтовая лестница

На рисунке вы можете видеть эскиз части крепости. Слева от крепостной башни сделан набросок винтовой лестницы, которая является важной составляющей башни. Конструкция лестницы похожа на всем известный винт Архимеда. Если вы присмотритесь к лестнице, то заметите, что она двойная и её части не пересекаются, то есть вы можете с товарищем подниматься или спускаться по разным спиралям лестницы и не знать друг о друге. Таким образом можно по одной стороне спускаться, а по другой подниматься. не мешая друг другу. Это крайне полезное свойство во время военной суеты. Каждая часть, соответственно, имеет свой вход и выход. На эскизе не добавлены ступеньки, но у реальной лестницы они есть.

Лестницу, изобретённую Леонардо, построили после его смерти в 1519 году во Франции внутри замка Шамбор, который служил королевской резиденцией. В Шамборе 77 лестниц, есть винтовые, но только двойная винтовая лестница, сделанная по эскизам да Винчи, стала интересной достопримечательностью.

Здание-лабиринт с множеством лестниц, входов и выходов

Леонардо также задумывался над более изощрёнными архитектурными концептами из лестниц. В данном случае это самый настоящий лабиринт! В этом сооружении 4 входа и 4 лестницы, которые закручиваются по спирали одна над другой, обвиваясь вокруг центральной колонны в виде квадратного столба.. Леонардо прекрасно умел находить гармонические структуры, сочетая геометрические особенности пространства, линии, формы и материалы, создавая в итоге целостные самодостаточные постройки.

Раздвижной (поворотный) мост

Эскиз поворотного моста Леонардо да Винчи

Ещё один мост, который, к сожалению, так и остался лишь проектом — это мост, способный пропускать корабли, плывущие по реке. Его главным отличием от современных мостов, работающих по принципу разведения, является способность поворачиваться, как дверь. Такой эффект достигается за счёт системы кабестанов, шарниров, лебёдок и противовесов, где один конец моста закреплён на специальном вращающемся механизме, а второй конец немного приподнимается для поворота.

Самоподдерживающийся («мобильный») мост

Этот мост является ответом на вопрос: «как можно из подручных средств быстро соорудить полноценную переправу?». Причём ответ крайне красив и оригинален.

Эскиз самоподдерживающегося мост Леонардо да Винчи

Данный мост образует арку, то есть является арочным, а сама сборка не нуждается ни в гвоздях, ни в верёвках. Распределение нагрузки в конструкции моста происходит за счёт взаимного распирания и давления элементов друг на друга. Собрать такой мост можно в любом месте, где растут деревья, а они растут почти везде.

Назначение моста было военным и было необходимо для мобильной и скрытной переброски войск. Леонардо предполагал, что такой мост может построить небольшая группа солдат, используя растущие рядом деревья. Сам Леонардо назвал свой мост «Надёжность».

Подвесной мост

Данный тип моста являлся ещё одним примером мобильного сборно-разборного моста, который солдаты могли собирать, используя канаты и лебёдки. Такой мост быстро собирался и разбирался после себя во время наступлений и отступлений войск.

Как и во многих других проектах Леонардно да Винчи, здесь использован принципы напряжения, статики и сопротивления материалов. Устройство этого моста похоже на устройство висячих мостов, где точно также основные несущие элементы сделаны из лебёдок и канатов и не нуждаются в дополнительных опорах.

Данный мост, созданный 500 лет назад, мог служить хорошим военным приспособлением и во времена Второй Мировой войны. Позже инженеры последующих веков пришли к мнению, что такая конструкция моста оптимальна, а принципы, использованные в подвесном мосту, применяются и во многих современных мостах.

Мост для турецкого султана

В 1502-1503 гг султан Баязид II начал искать проекты для постройки моста через бухту Золотой рог. Леонардо предложил султану интересный проект моста, который предполагал построить мост длиной 240 метра и шириной 24 метра, что выглядело в то время как нечто грандиозное. Интересно также отметить и то, что другой проект предложил Микеланджело. Правда ни одному из проектов так и не удалось оказаться реализованными на практике.

Прошло 500 лет и концепцией моста заинтересовались в Норвегии. В 2001 году недалеко от Осло в небольшом городе Ас была построена уменьшенная копия моста да Винчи. Архитекторы и строители постарались не отступать от чертежей мастера, но кое-где применили современные материалы и технологии.

Город будущего Леонардо да Винчи

В 1484-1485 гг в Милане разразилась чума, от которой умерло порядка 50 тысяч людей. Леонардо да Винчи предположил, что причиной чумы являлись антисанитария, грязь и перенаселённость, поэтому он предложил герцогу Людовико Сфорца построить новый город, лишённый всех этих проблем. Проект Леонардо сейчас бы нам напомнил различные попытки писателей-фантастов изобразить утопический город, в котором нет проблем, где решением всего являются технологии.

Наброски улиц идеального города будущего Леонардо да Винчи

По плану великого гения город состоял 10 районов, где должны были проживать по 30000 людей, при этом каждый район и дом в нём обеспечивались индивидуальным водопроводом, а ширина улиц должна была быть минимум равной среднестатистической высоте лошади (много позже Государственный совет Лондона сообщил, что данные пропорции являются идеальными и в соответствии с ними надо привести все улицы в Лондоне). При этом город был многоярусным. Ярусы связывались посредством лестниц и переходов. Самый верхний ярус занимали влиятельные и богатые представители общества, а нижний ярус город оставался для торговцев и оказания различного рода услуг.

Город мог стать самым великим достижением архитектурной мысли своего времени и мог бы реализовать многие технические достижения великого изобретателя. не стоит правда думать, что город представлял из себя сплошные механизмы, в первую очередь Леонардо делал акцент на удобстве, практичности и гигиене. Площади и улицы задумывались крайне просторными, что не соответствовало тогдашним средневековым представлениям.

Важным моментом была система водных каналов, связывающих весь город. Посредством сложной системы гидравлики вода приходила в каждую городскую постройку. Да Винчи считал, что это поможет изжить антисанитарный образ жизни и свести появление чумы и прочих заболеваний к минимуму.

Людовико Сфорца посчитал данный проект авантюрным и отказал в его реализации. Под самый конец своей жизни Леонардо пытался презентовать этот проект королю Франции Франциску I, но проект, к сожалению, никого не заинтересовал и остался нереализованным.

ВОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Леонардо создал множество эскизов, посвящённых водным устройствам, устройствам манипулирования водой, различным водопроводам и фонтанам, а также ирригационным машинам. Леонардо настолько любил воду, что занимался всем, что как-либо соприкасалось с водой.

Усовершенствованный архимедов винт

Древние греки в лице Архимеда давно изобрели устройство, позволяющее поднимать воду за счёт механики, а не ручного труда. Такой механизм изобрёл примерно в 287-222 годах до н.э. Леонардо да Винчи усовершенствовал механизм Архимеда. Он внимательно рассмотрел различные соотношения между углом наклона оси и необходимым количеством спиралей, чтобы выбрать оптимальные параметры. Благодаря доработкам, механизм винта стал доставлять больший объём воды при меньших потерях.

На эскизе винт изображён слева. Он представляет из себя трубку плотно обёрнутую трубку. Вода поднимается по трубке и попадает из специальную ванной наверх. Вращая рукоятку, вода будет литься непрерывным потоком.

Винт Архимеда до сих пор применяется для орошения сельхозугодий, а принципы винта лежат в основе множества промышленных насосных станций и насосов.

Водяное колесо

Леонардо старался отыскать наиболее оптимальный способ использования силы и энергии воды при помощи различных систем из колёс. Он изучал гидродинамику и изобрёл в конечном итоге водяное колесо, которое изображено ниже на эскизе. В колесе были сделаны специальные чаши, которые черпали воду из нижней ёмкости и переливали её в верхнюю.

Это колесо использовалось для очистки каналов и углубления дна. Располагаясь на плоту и имея четыре лопасти, водяное колесо приводилось в движение ручной силой и собирало ил. Ил укладывался на плот, который был закреплён между двумя лодками. Колесо перемещалось также вдоль вертикальной оси, что позволяло регулировать глубину зачерпывания колеса.

Водяное колесо с вёдрами

Леонардо предложил интересный способ доставки воды в условиях города. Для этого использовалась система из вёдер и цепей, на которых крепились вёдра. Интересно то, что для работы механизма не требовался человек, так как вся работа выполнялась рекой через водяное колесо.

Ворота для шлюза

Изобретателем была улучшена система шлюзовых ворот. Теперь можно было управлять количеством воды таким образом, чтобы выравнивать давление с обеих сторон шлюзовых ворот, что упрощало работу с ними. Для этого в больших воротах Леонардо сделал маленькие ворота с засовом.

Также Леонардо изобрёл канал с системой шлюзов, позволяющей кораблям продолжать судоходство даже по склонам. Система ворот позволяла контролировать уровень воды таким образом, чтобы корабли могли проходить по воде без затруднений.

Дыхательный аппарат под водой

Леонардо настолько любил воду, что придумал инструкции для погружения под воду, разработал и описал водолазный костюм.

Водолазы по логике Леонардо должны были участвовать в постановке судна на якорь. Водолазы в таком костюме могли дышать при помощи воздуха, который находил в подводном колоколе. Также костюмы имели стеклянные маски, позволявшие видеть под водой. Также костюм имел усовершенствованную дыхательную трубку, которой пользовались ещё в более древние времена ныряльщики. Шланг изготовлен из тростника, а места соединения скреплены непромокаемой материей. В самом шланге имеется пружинная вставка, позволяющая шлангу повысить свою прочность (ведь на дне большое давление воды), а также делает его более гибким.

В 2002 году профессиональный водолаз Жак Козенс устроил эксперимент и изготовил костюм водолаза по чертежам Леонардо, сделав его из свиной кожи и с бамбуковыми трубками, а также воздушным куполом. Опыт показал, что конструкция неидеальна и эксперимент имел лишь частичный успех.

Изобретение ласт

Перепончатая перчатка, которую изобрёл Леонардо, сейчас бы называлась ластами. Она позволяла оставаться на плаву и увеличивала дистанцию, на которую человеку мог заплыть в море.

Пять длинных палок из дерева продолжали строение скелета человека вдоль фаланг пальцев и соединялись между собой перепонками, как у водоплавающих. В основе современных ласт положен точно такой же принцип.

Изобретение водных лыж

Изобретатель старался решить задачу преодоления длинного мелководья солдатами и пришёл к выводу, что можно использовать шкуру, предварительно наполненную воздухом (мешки из кожи), прикрепив эту шкуру к ногам людей.

Если объём мешка будет достаточным, то он сумеет выдержать вес человека. Также Леонардо предполагал использовать брус из дерева, который обладал повышенной плавучестью. В руки солдаты должны брать два специальных шества. чтобы контролировать равновесие и двигаться вперёд.

Идея Леонардо оказалась неудачной, но похожий принцип лёг в основу водных лыж.

Спасательный круг

Если перевести надпись, которая расположена внизу рисунка, то можно прочесть «Как спасти жизнь в случае шторма или кораблекрушения». Это незамысловатое изобретение является ничем иным, как спасательным кругом, позволяющим человеку оставаться выше уровня воды и не тонуть. Предполагалось, что круг будет выполнен из лёгкой коры дубы, который можно было встретить везде в Средиземноморье.

Колесная лодка

В Средние века моря и реки оставались удобными и оптимальными транспортными путями. Милан или Флоренция жизненно зависели от морского судоходства и наличия быстрых и безопасных водных средств передвижения.

Леонардо создал эскиз лодки с гребным колесом с лопастями. Четыре лопасти похожи по форме на плавники водоплавающих. Человек крутил двумя ногами педали, тем самым вращая колесо. Принцип возвратно-поступательных движений заставлял колесо крутиться против часовой стрелки, поэтому лодка начинала движение вперёд.

Модель лодки Леонардо

На видео ниже можете посмотреть более детально устройство лодки с колёсами:

Есть теория, согласно которой гении рождаются только в тот исторический момент, когда развитие, культурное и общественное, уже подготовило для них почву. Эта гипотеза хорошо объясняет появление великих личностей, чьи деяния были оценены по достоинству при жизни. Труднее дело обстоит с теми гениальными умами, вычисления и разработки которых далеко превзошли свою эпоху. Их творческая мысль, как правило, получала признание лишь спустя столетия, нередко при этом теряясь в веках и вновь возрождаясь, когда появлялись все условия для реализации гениальных планов.

Биография Леонардо да Винчи - как раз пример такой истории. Впрочем, среди его достижений были и признанные и понятые современниками, и те, что по достоинству смогли оценить только недавно.

Сын нотариуса

Дата рождения Леонардо да Винчи - 15 апреля 1452 года. На свет он появился в солнечной Флоренции, в местечке Анкиано, недалеко от городка Винчи. Более всего о его происхождении свидетельствует имя, фактически означающее «Леонардо родом из Винчи». Детство будущего гения предопределило во многом всю его дальнейшую жизнь. Отец Леонардо, молодой нотариус Пьеро, был влюблен в простую крестьянку Катерину. Плодом их страсти и стал да Винчи. Однако вскоре после рождения мальчика Пьеро женился на богатой наследнице и оставил сына на попечение матери. Судьбе было угодно распорядиться так, что их брак оказался бездетным, потому в трехлетнем возрасте маленький Лео был разлучен с матерью и стал проживать с отцом. Эти события оставили на будущем гении неизгладимый отпечаток: все творчество Леонардо да Винчи было пронизано поиском образа покинутой в детстве матери - Катерины. По одной из версий именно ее художник запечатлел на знаменитой картине «Мона Лиза».

Первые успехи

С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Леонардо не боялся сложных математических задач, умел на основе усвоенных аксиом строить собственные суждения, часто удивлявшие преподавателей. В почете у него была и музыка. Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу.

Андреа дель Верроккьо

Пьеро, отдав должное эскизам и наброскам сына, решил показать их своему другу, знаменитому в то время живописцу Андреа Верроккьо. Творчество Леонардо да Винчи произвело большое впечатление на мастера, и он предложил стать его учителем, на что отец, недолго думая, согласился. Так молодой художник начал приобщаться к великому искусству. Освещаемая здесь биография Леонардо да Винчи будет неполной, если не упомянуть о том, чем закончилось это обучение для живописца.

Однажды Верроккьо заказали нарисовать крещение Христа. В то время мастера достаточно часто поручали лучшим ученикам писать второстепенные фигуры или фон. Изобразив святого Иоанна и Христа, Андреа дель Верроккьо решил нарисовать рядом двух ангелов и поручил выполнить одного из них молодому Леонардо. Тот сделал работу со всей прилежностью, и было трудно не заметить, насколько мастерство ученика превзошло умение учителя. Биография Леонардо да Винчи, изложенная Джорджо Вазари, живописцем и первым искусствоведом, содержит упоминание о том, что Верроккьо не просто подметил талант своего подмастерья, но отказался навсегда после этого брать кисть в руки - так задело его это превосходство.

Не только живописец

Так или иначе, а союз двух мастеров принес немало результатов. Андреа дель Верроккьо занимался также скульптурой. Для создания статуи Давида он использовал Леонардо как натурщика. Характерная черта увековеченного героя — легкая полуулыбка, которая чуть позже станет практически визитной карточкой да Винчи. Есть и основания полагать, что свою самую знаменитую работу, статую Бартоломео Коллеоне, Верроккьо создавал вместе с гениальным Леонардо. Кроме того, мастер славился прекрасным декоратором и постановщиком различных празднеств при дворе. Это искусство Леонардо тоже перенял.

Приметы гения

По прошествии шести лет после начала обучения у Андреа дель Верроккьо Леонардо открыл собственную мастерскую. Вазари отмечает, что его беспокойный и всегда жаждущий достичь совершенства сразу во многом ум имел некоторый изъян: Леонардо часто оставлял незавершенными свои начинания и тут же брался за новое. Биограф сожалеет от том, что многое так и не было создано гением из-за этого, скольких великих открытий он не совершил, хотя стоял на их пороге.

И правда, Леонардо был и математиком, и скульптором, и живописцем, и архитектором, и анатомом, но многим его трудам не хватало завершенности. Взять хотя бы картины Леонардо да Винчи. Например, ему поручили изобразить Адама и Еву в райском саду. Картина предназначалась в качестве подарка португальскому королю. Художник мастерски выписал деревья, которые, казалось, могут зашелестеть при малейшем дуновении ветра, тщательно изобразил луг и животных. Однако на том и завершил свою работу, так и не доведя ее до конца.

Возможно, именно такая непостоянность и сделала Леонардо мастером на все руки. Бросая картину, он брался на глину, рассуждая о развитии растений, одновременно наблюдал жизнь звезд. Быть может, если бы гений стремился завершить каждый свой труд, сегодня нам был бы известен только математик или же художник Леонардо да Винчи, но не и тот и другой в одном лице.

"Тайная вечеря"

Кроме стремления объять многое, великому гению было свойственно желание достичь совершенства и умение понять, где предел его возможностей в этом смысле. Картины Леонардо да Винчи прославились еще при жизни мастера. Одну из своих самых известных работ он выполнил для ордена доминиканцев в Милане. Трапезную церкви Санта-Мария-делле-Грацие до сих пор украшает его «Тайная вечеря».

С картиной связана легенда. Художник долго искал подходящих моделей для лика Христа и Иуды. По его замыслу Сын Божий должен был воплощать все добро, что есть в мире, а предатель — зло. Рано или поздно поиски увенчались успехом: среди хористов он высмотрел натурщика, подходящего для лика Христа. Однако поиски второй модели заняли три года, пока наконец Леонардо не заметил нищего в канаве, лицо которого более чем подходило для Иуды. Пьяный и грязный мужчина был доставлен в церковь, поскольку сам был не в состоянии передвигаться. Там, увидев картину, он воскликнул от удивления: она была знакома ему. Чуть позже он пояснил художнику, что три года назад, когда судьба была к нему более благосклонной, с него рисовали Христа для этой же картины.

Сведения Вазари

Однако вероятнее всего, это только легенда. По крайней мере, биография Леонардо да Винчи, изложенная Вазари, не содержит упоминания об этом. Автор приводит другие сведения. Трудясь над картиной, гений действительно долго не мог завершить лик Христа. Он так и остался незаконченным. Художник полагал, что не сможет изобразить необыкновенную доброту и великое всепрощение, которым должно светиться лицо Христа. Он даже не собирался искать для него подходящую модель. Однако даже в таком незавершенном виде картина поражает до сих пор. На лицах апостолов отчетливо видны их любовь к учителю и страдание из-за неспособности постичь все то, что он им говорит. Даже скатерть на столе выписана так тщательно, что ее нельзя отличить от настоящей.

Самая известная картина

Главный шедевр великого Леонардо — это, без сомнения, "Мона Лиза". Вазари вполне определенно называет картину портретом третьей жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Однако автору многих биографий было свойственно, помимо проверенных фактов, в качестве источников использовать легенды, слухи и домыслы. Долгое время исследователи не могли найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто был моделью да Винчи. Исследователи, соглашавшиеся с версией Вазари, датировали Джаконду 1500-1505 годами. В эти годы Леонардо да Винчи трудился во Флоренции. Противники гипотезы отмечали, что столь совершенного мастерства к тому времени художник еще не достиг, а потому, вероятно, картина была написана позже. Кроме того, во Флоренции Леонардо трудился над другой работой, «Битвой Ангиари», и она отнимала очень много времени.

Среди альтернативных гипотез были и предположения, что "Мона Лиза" — автопортрет или изображение возлюбленного и ученика да Винчи, Салаи, которого он запечатлел на картине «Иоанн Креститель». Высказывалось и мнение, что моделью была Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская. Все загадки Леонардо да Винчи меркли перед этой. Однако в 2005 году ученым удалось найти прочное свидетельство в пользу версии Вазари. Были обнаружены и изучены заметки Агостино Веспуччи, чиновника и друга Леонардо. В них, в частности, указывалось и то, что да Винчи работает над портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо.

Опередивший время

Если картины да Винчи приобрели славу еще при жизни автора, то многие его достижения в прочих областях по достоинству были оценены лишь спустя столетия. Дата смерти Леонардо да Винчи — 2 мая 1519 года. Однако только в конце девятнадцатого века огласку получили записи гения. Чертежи Леонардо да Винчи, описывающие устройства, сильно опережали свое время.

Если своей живописью мастер вдохновил многих современников и положил начало искусству Высокого Возрождения, то его технические наработки было невозможно воплотить в жизнь при том уровни развития технологий, который был в шестнадцатом веке.

Летающие машины Леонардо да Винчи

Гениальный изобретатель хотел парить не только в мыслях, но и в реальности. Он трудился над созданием летающей машины. Чертежи Леонардо да Винчи содержат схему строения первой в мире модели дельтаплана. Это был уже третий или четвертый по счету вариант летающей машины. Внутри первых должен был размещаться летчик. Механизм приходил в движение за счет вращающихся педалей, которые он крутил. Прототип дельтаплана же был рассчитан на планирующий полет. Эту модель опробовали в Великобритании в 2002 году. Тогда чемпионке мира по дельтапланеризму удалось продержаться над землей семнадцать секунд, при этом она поднялась на высоту десять метров.

Еще раньше гений разработал схему устройства, которое должно было подниматься в воздух с помощью одного несущего винта. Машина отдаленно напоминает современный вертолет. Однако этот механизм, приходивший в движение в результате согласной работы четырех человек, имел массу изъянов, и ему не суждено было воплотиться в реальность даже спустя века.

Военные машины

Биографы часто, приводя описание Леонардо да Винчи как человека, отмечают его миролюбивость и порицание военных действий. Однако, видимо, это не мешало ему разрабатывать механизмы, чьей единственной функцией была победа над противником. Например, он создал чертеж танка. С действующими механизмами времен Второй мировой войны его мало что роднило.

Машина приходила в движение благодаря усилиям восьми человек, поворачивавших рычаги колес. Причем перемещаться она могла только вперед. Танк имел округлую форму и был снабжен большим числом орудий, направленных в разные стороны. Сегодня практически любой музей Леонардо да Винчи может продемонстрировать такую боевую машину, сделанную по чертежам гениального мастера.

Среди придуманных да Винчи орудий была и устрашающего вида колесница-коса, и прообраз пулемета. Все эти изделия демонстрируют широту мысли гения, его способность на многие века предугадывать, по какому пути развития двинется общество.

Автомобиль

Была среди разработок гения и модель автомобиля. Внешне он мало чем походил на привычные нам машины, скорее напоминал телегу. Долгое время оставалось непонятно, как Леонардо предполагал ее двигать. Эту загадку разрешили в 2004 году, когда в Италии по чертежам создали автомобиль да Винчи и снабдили его пружинным механизмом. Возможно, именно это и предполагал автор модели.

Идеальный город

Леонардо да Винчи жил в неспокойное время: войны были частыми, во многих местах свирепствовала чума. Ищущий ум гения, столкнувшись с тяжкими болезнями и приносимыми ими несчастьями, стремился найти способ улучшить качество жизни. Да Винчи разработал схему идеального города, разделенного на несколько уровней: верхний - для высших слоев общества, низший - для торговли. Все дома по задумке автора должны были при помощи системы труб и каналов иметь постоянный доступ к воде. Идеальный город состоял не из узких улочек, а из широких площадей и дорог. Целью таких нововведений было сокращение болезней и улучшение гигиены. Проект так и остался на бумаге: короли, которым Леонардо его предлагал, считали затею слишком смелой.

Достижения в других областях

Многим обязана гению наука. Леонардо да Винчи прекрасно разбирался в анатомии человека. Он трудился в поте лица, зарисовывая особенности внутреннего расположения органов и строения мышц, создал принципы анатомического рисования. Также он сделал описание щитовидной железы, ее основных функций. Уделяя время астрономическим изысканиям, он объяснил механизм, по которому Солнце освещает Луну. Не обделил да Винчи своим вниманием и физику, введя понятие коэффициента трения и определив влияющие на него факторы.

Есть в трудах гения и идеи, характерные для современной археологии. Так, он не был сторонником официальной в то время версии, согласно которой ракушки, во множестве обнаруженные на склонах гор, попали туда из-за Всемирного потопа. По мнению ученого, когда-то давно эти горы могли быть берегами морей или даже их дном. И спустя невообразимые промежутки времени они «выросли» и стали такими, какими их видят.

Тайные письмена

Среди загадок Леонардо после тайны "Моны Лизы" чаще всего обсуждается его зеркальный почерк. Гений был левшой. Большинство своих записей он сделал наоборот: слова шли справа налево и прочитать их можно было только с помощью зеркала. Есть версия, согласно которой да Винчи так писал, чтобы не смазывать чернила. Другая гипотеза гласит, что ученый не хотел, чтобы его труды стали достоянием глупцов и невежд. Скорее всего, правильный ответ на этот вопрос мы уже никогда не узнаем.

Не меньшей тайной является и личная жизнь великого Леонардо. О ней мало что известно, поскольку гений не стремился выставлять ее напоказ. А потому сегодня существует масса самых невероятных гипотез на этот счет. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Бесспорным и очевидным остается вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство, его неординарный ум, который мог практически одновременно осмыслять проблемы из совершенно различных областей человеческого знания. Мало кто в истории может в этом смысле сравниться с Леонардо. При этом он был достойным представителем своей эпохи, вобрав в себя все идеалы Ренессанса. Он подарил миру искусство Высокого Возрождения, заложил основы более точной передачи реальности, создал канонические пропорции тела, воплотившиеся в рисунке "Витрувианский человек". Всей своей деятельностью он фактически победил представление об ограниченности нашего разума.

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Рождение художника

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).


Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)


Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын , принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины


Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.


Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

  • В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии . Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
  • Маэстро был вегетарианцем . Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами».
  • Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
  • Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
  • Телевизионный мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду «Золотой глобус» .
  • назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В Северной Италии есть чудесный город Флоренция. Через реку, на берегах которой он стоит, перекинуто множество красивейших каменных мостов. Обратите внимание на мост Понте Векио, подле которого располагаются многочисленные магазинчики, окна которых смотрят на реку. Если вы выглянете в любое из них, то увидите практически то же самое, что и гениальный Леонардо да Винчи.

Ему исполнилось 16 лет, когда он приехал во Флоренцию с целью стать лучшим художником во всем мире. В принципе, своего он достиг. Но не только в сфере живописи: изобретения Леонардо да Винчи до сих пор не дают покоя историкам и исследователям, так как они намного опередили свое время, как бы невероятно это ни звучало.

Мир эпохи Леонардо

Флоренция, которую окружала природа дивной красоты, наверняка должна была стать настоящим открытием для молодого гения. Путь его лежал из местечка Винчи, которое располагается всего в одном дне от города. Даже сегодня эта деревушка выглядит точно так же, какой она была целых 500 лет тому назад. Леонардо был так поражен местными красотами, что проводил часы, любуясь на неспешное течение реки и наблюдая за повадками многочисленных птиц, которые гнездятся в этих местах и по сей день.

Если вами хоть раз посещалась выставка изобретений Леонардо да Винчи, которая регулярно проводится во Флоренции, то вы и сами легко заметите обилие «птичьих» мотивов во многих его работах.

Вообще, он отличался редкой для того времени любовью к братьям нашим меньшим: современники рассказывают, что одним из любимых его развлечений было купить несколько клеток с птицами на рынке, а затем выпустить их всех на волю. Нужно сказать, что влияние природы, ее форм и пропорций прослеживается во всех последующих работах мэтра, так что его юношеское увлечение оказалось на редкость полезным и в зрелые годы.

Начало жизни Леонардо

Он появился на свет 15 апреля 1452 года. Всего через 40 лет Колумб откроет Америку, но даже это событие вряд ли сможет затмить изобретения Леонардо да Винчи, которые современники считали кто чудом, а кто - проделками Нечистого. С юного возраста он имел ярко выраженные наклонности к науке, но маленькая деревня не надолго могла утолить его неукротимую жажду знаний. В 1469 году его отец отправляет талантливого сына в ученики к скульптору Андреа Веррокио.

В общем-то, краткая биография Леонардо да Винчи, которая и приводится в большинстве учебников, никаких других данных о начальном периоде его жизни и не сохранила.

Тот был очень известен, а его работы пользовались большой популярностью даже при дворе правителей Флоренции. В то время царила эпоха Ренессанса, когда позиции Церкви ослабли, а ученые, скульпторы и художники могли заниматься любимым делом, не рискуя оказаться зажаренными на инквизиторском костре.

Уровень жизни вырос, много людей переехали в города. Флоренция, и без того большой и красивый город, буквально оказалась заполнена талантливыми людьми искусства и купцами. В мастерской Веррокио трудились скульпторы, художники и кузнецы, которые производили великолепные произведения искусства, которые поражали воображение современников, а нас до сих пор приводят в восторг.

Ремесло художника, и без того непростое, требовало недюжинных познаний в механике и физике.

При работе подмастерьем Леонардо быстро познакомился с многочисленными системами переноса и перевозки тяжестей, что сильно помогло ему в дальнейшей карьере. Практически все изобретения Леонардо да Винчи несут в себе легкоузнаваемые черты, которые любой сможет заметить, осматривая репродукции картин, которые изображали мастерские того времени.

Ранние труды Леонардо

Всего в 20 лет юный гений стал полноправным членом Флорентийской Гильдии Художников, что в те времена аналогично тому, как если бы кто-то в том же возрасте занял главный пост в проекте Большого Адронного коллайдера. Словом, малец был не просто талантлив, а попросту гениален. Именно он дополнил работу своего учителя Верроккио "Крещение Христа". Его кисти принадлежит ангел на левой стороне полотна, а также значительные куски пейзажа.

Нужно заметить, что в практике использования учеников для написания картин не было ничего необычного: многие полотна Ренессанса, которые «де-юре» принадлежат кисти великих мастеров того периода, на самом деле написаны их учениками (Рембрандт, в частности, в свое время занимался именно этим).

В вышеупомянутой картине Леонардо впервые продемонстрировал миру свою оригинальность и свежее видение проблем. Так, он впервые начал использовать масляные краски, благодаря которым быстро сумел создать свой собственный стиль в живописи и превзошел своего учителя. Кто-то считает, что своими успехами ученик вызывал зависть Веррокио, но современники говорят о том, что старый учитель был искренне рад передать часть своих дел в надежные руки. Приблизительно в то же время Леонардо постепенно начинает работать над своими собственными проектами и картинами.

В те годы работы художников делились всего лишь на две категории: религиозные мотивы и пейзажи. Но юному дарованию этого явно не хватало. Одна из первых работ Леонардо была простым карандашным наброском, который получил название "Долина Арно". Несмотря на кажущуюся простоту, это настоящий шедевр: наблюдатель буквально видит и чувствует в нем движение листьев, течение воды и шелест ветра. Словом, Леонардо не только отошел от общепринятых канонов изображения, но и создал собственный стиль, повторить который и по сию пору не смог никто.

Но со временем полотна гения становились все сложнее и совершеннее. Именно он придумал накладывать тончайшие слои масляной краски один на другой, что придавало картинам своеобразную «дымчатость» и непередаваемый шарм. В принципе, сам мастер и называл эту технику "окутывание дымкой". Он научился настолько естественно передавать цвета, что многие из его картин отличаются попросту фотографической точностью.

Вообще, живопись Леонардо да Винчи до сих пор ввергает в шок как опытных искусствоведов, так и химиков. Некоторые составы его красок расшифровываются и по сей день.

Честолюбие на ниве изобретательства

Прошло 14 лет, которые были полностью посвящены Флоренции. Деятельному Леонарду стало скучно. Но он всегда при этом говорил, что все то время, которое он провел во Флоренции, позволило ему стать действительно великим художником и изобретателем. Как бы там ни было, но вскоре у Леонардо появляется возможность приложить свои усилия к другому проекту.

Все началось с того, что соседнему Милану угрожали враги, и Леонардо да Винчи (эпоха которого не отличалась спокойствием) загорелся идеей создать собственный проект действенной защиты города от возможного нападения. В то время правителем Милана был Франческо Сфорца. Ему да Винчи написал письмо, в котором расхваливал свои способности к изготовлению пушек, катапульт, военных кораблей, а также прочей военной техники.

Честолюбивый Леонардо хотел заниматься чем-то большим, нежели чем написание картин. Но вскоре он обнаружил, что его работодатель больше хочет превратить Милан в город столь же прекрасный, что и Флоренция. И гению вновь пришлось вернуться к скульпторской стезе и ремеслу художника. К счастью, так как иначе бы мы утратили многочисленные его произведения, которые сегодня являются достоянием всего человечества.

Какими же были основные изобретения Леонардо да Винчи? Список далеко не полон, но вот они:

  • Проект танка.
  • Чертежи самолетов, вертолетов, воздушных шаров.
  • Леонардо да Винчи изобрел будильник (с механикой он всегда был на короткой ноге).
  • Первые упоминания, схематичные наброски паровозов.
  • Несколько десятков уникальных техник в живописи и скульптуре, которые до сих пор не удается повторить.
  • Леонардо да Винчи изобрел ножницы. Согласно легенде, он придумал соединить при помощи винтиков два небольших ножа. Для чего он решил провести такой эксперимент, история умалчивает. Впрочем, изобретение получилось весьма полезным.
  • Невероятно точные и подробные анатомические атласы, по образцу и подобию которых создаются все современные аналоги.
  • Передовые схемы канализации, ливневых стоков.

Продолжать перечислять изобретения Леонардо да Винчи, список которых мы привели в тысячекратно урезанном виде, можно бесконечно. Он действительно был гением.

Бессмертные творения Леонардо

К таковым, в частности, относится ряд его творений, о которых мы поговорим ниже. Итак, перечислим особенно выдающиеся из них.

Бронзовый конь

Первым «партийным заданием» Леонардо да Винчи, открытия которого до сих пор поражают мир, стало создание монумента, который бы изображал отца Сфорци, сидящего верхом на коне. Амбициозный изобретатель и скульптор задумал сделать его таким, чтобы весь мир восхитился его гениальностью. Он 11 лет занимался разработками, в результате чего на свет появилась «модель» коня из глины, высота которой составляла без малого девять метров. Бронзовая копия вышла куда как более скромной.

"Тайная вечеря"

Одним из наиболее таинственных и известных творений Леонардо и по сей день является именно картина «Тайная Вечеря». Во время Второй Мировой войны в монастырь, на стенах которого она была нарисована, угодила бомба, но не взорвалась. Зато именно этот снаряд отколол куски штукатурки на стенах, в результате чего исследователи впервые за несколько веков узрели творение Леонардо, которое к тому времени нуждалось в качественной реставрации.

Вообще, живопись Леонардо да Винчи до сих пор время от времени обнаруживается в различных уголках Италии. Быть может, нас еще ждут великие открытия его новых картин.

"Мона Лиза"

В 1500 году художник возвращается из Милана во Флоренцию, где уже спустя три года создает поистине гениальную картину «Мона Лиза». Загадка картины в некой невероятной технике: улыбка девушки, которая изображена на картине, выглядит невероятно реалистично. Сколько бы ни пытались художники повторить этот прием, у них до сих пор ничего не выходит.

Инженерное искусство

В 1506 году Леонардо да Винчи (открытия в различных научных сферах в этот период активизировались) снова переезжает в Милан. В то время город находился под французским контролем, так что ехал изобретатель к командующему французской армией, Чарльзу д`Амбуазу. Последующие семь лет он практически не занимался живописью, зато проводил много времени за углубленным изучением механики, анатомии и математики. Так, именно его пытливому уму принадлежит проект осушения Понтинского болота. Что характерно, его план оказался наиболее реалистичным и наименее затратным, так что осушение произвели именно по его рекомендациям.

Развлечение придворных

В Милане время Леонардо практически целиком занимали самые разнообразные проекты. Он продолжал писать картины, принимался за самые разные проекты, но частенько не доводил их до конца. Кроме того, он частенько занимался написанием песен и пьес, которые нередко показывал правителям Милана. Он же отвечал за создание декораций и костюмов в то время, когда намечалось проведение карнавалов.

Вот таким многогранным человеком был Леонардо да Винчи. Что изобрел этот неугомонный конструктор еще?

Военный конструктор

Он был страстно увлечен созданием всевозможных военных машин: танков и снарядов с улучшенной баллистикой, новых бомб для мортир. Кроме того, он занимался проектированием крепостей, которые бы могли переживать долговременные осады. Конечно же, осуществить он мог не более десятой части своих смелых проектов, так как большинство из них значительно опережали свое время, а потому технологий для их постройки попросту еще не было. К примеру, первые танки построили только через 450 лет после того, как он нарисовал чертежи подобных машин.

Впрочем, с равным успехом Леонардо увлекался также вполне мирными проектами. Так, проект канализации в Милане принадлежит именно ему. Он разработал сточную систему таким образом, чтобы нечистоты не могли вызвать последующих эпидемий среди горожан.

Великий анатом

Величайший вклад Леонардо да Винчи сделал в анатомию, так как именно ему принадлежат сотни исследований человеческого тела, удивительно подробно и качественно проведенных. Впрочем, для художников того времени изучение анатомии было совершенно естественным явлением, но только Леонардо заинтересовался не только внешним видом, но и механикой человеческого организма.

Даже несмотря на то что Церковь была резко против такого способа получения новых знаний, он провел десятки резекций, изучил сотни органов людей, принадлежавших к различным сословиям, разного пола, возраста и физиологического состояния.

Его описания анатомических опытов показывали, что в своих исследованиях он порой продвигался дальше, нежели чем некоторые анатомы 19-го века. Но наиболее замечательным является то, что он делал великолепные зарисовки своих экспериментов. Он первым сделал абсолютно точный рисунок вскрытого человеческого тела с эмбрионом внутри.

Пуповина была им запечатлена вплоть до мельчайших подробностей. Леонардо одним из первых стал делать зарисовки человеческого тела в сечении, давая названия каждой отдельной части. Нужно заметить, что этим методом продолжают пользоваться и в настоящее время.

Особое внимание исследователь уделял человеческому глазу, а потому задолго до своих современников описал принципиальные законы оптики. Так, он впервые высказал блестящее предположение о преломлении света в хрусталике глаза животного и человека. Леонардо записал в своем дневнике, что глазной хрусталик является своеобразной линзой, которая крепится к мозгу путем присоединения через глазничный нерв.

Полеты во сне и наяву

Как мы писали в самом начале статьи, он сильно интересовался птицами. Неудивительно, что многие его работы посвящены отысканию способов полета, благодаря которым человек мог бы подняться в небо. Именно ему принадлежат проекты первых геликоптеров (вертолетов), самолетов и воздушных шаров.

Как вы могли заметить, вся жизнь Леонардо да Винчи тесно связана с небом: он любил птиц, любил создавать проекты всевозможных воздухоплавательных механизмов.

Последние годы гения

Когда творцу исполнилось шестьдесят лет, он внезапно обнаружил, что у него попросту нет денежных средств в достаточном количестве. Это и странно, так как практически все талантливые скульпторы и художники того времени имели немало богатых спонсоров. Почему же их не было у Леонардо?

Дело в том, что у него была слава хоть и одаренного, но весьма рассеянного гения. Даже если Леонардо да Винчи (история которого знает много подобных эпизодов) и брался за какой-нибудь проект, никто не мог гарантировать, что он его завершит, а не бросит на половине дороги. Возможно, именно поэтому он создал не более дюжины полотен за всю свою жизнь.

Приблизительно в возрасте 60 лет да Винчи пишет автопортрет (есть в статье). Он делает его простым красным мелком. На портрете виден сильно постаревший человек, с грустными глазами, морщинистой кожей и длинной белой бородой. Был ли Леонардо одинок в свои последние годы, был ли он разочарован тем, что далеко не все его проекты современники считали выполнимыми? Увы, но этого мы наверняка уже не узнаем никогда.

Умер этот гениальный ученый в возрасте 67 лет. Случилось это 2 мая 1519 года. Последние два года своей жизни он провел при дворе французского монарха, так как тот действительно ценил науку и все то, что Леонардо делал для ее развития. Так заканчивается краткая биография Леонардо да Винчи.

Зеркальное письмо и дневники

После его смерти смогли отыскать более пяти тысяч страниц записок и самых разнообразных дневников. Сразу бросалось в глаза то зеркальное письмо, которым Леонардо тщательно шифровал свои заметки. Кому же могло понадобиться их прочитать? От кого с такой энергичностью защищался старый ученый?

Не стоит забывать, что даже в эпоху Ренессанса Церковь все еще оставалась чрезвычайно могущественной организацией. Практически все, что писал Леонардо, могло быть с легкостью истолковано как «бесовщина». Впрочем, ученый имел на удивление хорошие отношения со многими высокопоставленными членами духовенства, а потому некоторые ученые предполагают, что Леонардо просто имел свои причуды, записывая свои заметки подобным образом.

В пользу этой теории говорит тот факт, что расшифровка «зеркального» письма особенной сложности не составляет. Вряд ли бы церковники, если бы они действительно задались такой целью, не смогли бы его прочитать.

Таким образом, изобретения Леонардо да Винчи оставили глубокий след в культуре и искусстве, науке и технике, да и во всех прочих сферах жизни современного общества.