Викторина по музыке "это интересно". Музыкальная викторина «Музыкальный турнир 5 вопросов на музыкальную тему

За свою многовековую историю человечество накопило музыкальные сокровища в огромном количестве. Это и народные песни и танцы, произведения композиторов разных стран и времен. Люди также придумали множество разнообразных музыкальных инструментов, которые и по сей день доставляют нам эстетическое удовольствие. Слушая музыку, мы постигаем красоту ее звучания, при этом сами становясь богаче духовно.

Викторина о музыке поможет нам вспомнить как основы нотной грамоты, так и занимательные и интересные факты из жизни музыки. На все вопросы викторины даны ответы.

1. Звуки изображаются посредством особого рода знаков, называемых…
Ответ: ноты

2. Кому принадлежат слова «Я — король скрипки, а гитара — моя королева»?
Ответ: Никколо Паганини

3. Сколько нот в нотной грамоте?
Ответ: семь

4. Как называется набор из пяти линий, на которых и между которыми записываются ноты?
Ответ: нотный стан

5. Что общего между гитарой и роялем?
Ответ: в этих инструментах для извлечения звука используются струны

6. Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
Ответ: оркестр

7. Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
Ответ: «фа», «соль» (фасоль)

8. Как называется басня И.А.Крылова, в которой четыре «музыканта» играли, кто в лес, кто по дрова?
Ответ: «Квартет»

9. Как называется рассказ Чехова, в котором Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни?
Ответ: «Скрипка Ротшильда»

10. Как называется музыкальный коллектив из трех исполнителей?
Ответ: трио

11. Как называется естественный, данный природой, музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью?
Ответ: певческий голос

12. Какой немецкий механик в 1812 году сконструировал один из вариантов метронома в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню?
Ответ: Иоганн Мельцель

13. Что такое аккомпанемент?
Ответ: музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения

14. Отгадайте музыкальный инструмент:
На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
Второе — разделительный союз в русском языке
Третье — порода собак
Ответ: балалайка

15. В детстве он нередко сидел под роялем, всхлипывая, когда ему случалось напроказить. А мать тем временем наигрывала всегда один и тот же старинный романс. Эта музыка казалась Сереже особенно обидной. За инструмент часто садился и его отец, Василий Аркадьевич. А из Сережи вырос знаменитый композитор, пианист-виртуоз. О ком идет речь?
Ответ: Сергей Рахманинов

16. Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
Ответ: скоморохи

17. Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
Ответ: арфа

18. В каком веке утвердился термин «увертюра»?
Ответ: в XVII веке, во Франции

19. На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
Ответ: на скрипке и кларнете

20. Какой русский композитор в 1859 году в Петербурге организовал «Русское музыкальное общество»?
Ответ: Антон Рубинштейн

21. Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
Ответ: кларнет

22. О каком музыкальном инструменте Г.Берлиоз сказал «Этот инструмент — скрипка среди деревянных духовых инструментов»?
Ответ: кларнет

23. Кого мы называем королем вальса?
Ответ: Иоганна Штрауса

Как повысить в наш век интерес к знаниям? Как воспитать в ребятах желание знать всё больше и больше? Эти вопросы, бесспорно, волнуют каждого педагога. Отрадно, что на телевидении стали появляться интересные программы для развития ума, но их недостаточно. А потому считаю, что необходимо, используя различные формы, играть в эрудитов. Хочется видеть наших учащихся сообразительными и остроумными ребятами. Пусть они проявят свой талант и свои знания в области музыки.

Музыкальная игра проходит в нашей школе уже не первый раз. Её можно проводить во время школьной предметной декады, по завершению темы полугодия или года. В этой статье предлагаю пример музыкальной игры “Что? Где? Когда?” на тему “В мире музыкальных инструментов” для учащихся 7-ых классов.

Цели и задачи:

  • Расширить представления о музыкальных инструментах;
  • побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность а так же творческие способности;
  • способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Оборудование урока: экран, проектор, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, “чёрный ящик”.

Действующие лица: ведущий, команда “знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель выступает в роли ведущего, выбирает команду “знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся выступают в роли “телезрителей”, участвуют в игре и комментируют вопросы. Учащиеся, самостоятельно подготовившие вопросы, включённые в игру, также занимают места среди “телезрителей”.

Ход игры

Вступительное слово ведущего: Дорогие ребята! Сегодняшняя встреча будет необычной. Мы проведем музыкальную игру “Что? Где? Когда?”. А посвящена она будет музыкальным инструментам, о которых вы уже много знаете благодаря урокам музыки и МХК, а также самостоятельному знакомству с ними.

Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

Ведущий: Уважаемые знатоки, напоминаю вам, что на игровом поле разложены 12 конвертов с вопросами от наших “телезрителей”. За один правильный ответ команда получает 1 балл. Счёт идёт до 6 баллов. Выберите капитана команды.

Итак, начинаем игру!

(Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов ).

Раунд 1.

Ведущий: За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок. (Приложение 1 )

Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко- на гуслях, Шерлок Холмс – на скрипке, Крокодил Гена – на гармошке, Незнайка – на тубе, Кобзарь – на кобзе.

Раунд 2.

Ведущий: Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют. (Приложения 2, 3)

Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

Раунд 3.

Ведущий: Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. На экране вы видите некоторые из них (Приложение 4).

Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

Ответ: Это изображение лиры. (Приложение 5)

Раунд 4.

Ведущий: Уважаемые знатоки, перед вами старинный манускрипт XI века (Приложение 6). За 1 минуту вам предстоит отгадать загадку – что означают эти знаки?

Ответ: На этом старинном манускрипте изображены знаки средневековой системы записи музыки. Это невмы. Они указывают на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Из невм в дальнейшем появились нотные знаки.

Раунд 5.

Ведущий: Внимание! Прослушайте музыкальный фрагмент. (Звучит “Хабанера” М.Равеля)

Композитор М.Равель поручил исполнить эту прекрасную мелодию духовому инструменту трубе. Внимание, вопрос: назовите предмет, благодаря которому музыкант, исполняющий эту мелодию, добивается такого мягкого, “бархатного” звучания трубы?

Ответ: Этот предмет – сурдина, которая вставляется в раструб духового инструмента. Благодаря этому его звучание становится приглушённым и мягким.

Раунд 6.

Ведущий: Взгляните на экран (Приложение 7). Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр. Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

Раунд 7.

Вопрос: Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

Раунд 8.

Ведущий: В разные времена у разных народов музыкантов называли по-разному. Взгляните на этот список (Приложение 8) . Вопрос: кто же здесь не музыкант? Вычеркните лишнее:

Ответ: Музыкантом не является клоун.

Раунд 9.

Ведущий: Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога (Приложение 9). В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно. Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?


Ответ: Длинный охотничий рог “скрутили”, получилась валторна. (Появляется изображение валторны на экране. (Приложение 10)

Раунд 10.

Ведущий: Вам наверняка известен древнегреческий миф о “музыкальном состязании” Аполлона и Пана. Напомню его вам:

Бог лесов Пан вызвал самого бога Аполлона на “музыкальное состязание”. После нежных звуков свирели Пана Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки его божественной музыки, зазвучала мелодия дивной красоты…. Когда Аполлон закончил играть, боги присудили ему победу, а опечаленный Пан удалился в чащу лесов…

Так древними греками было установлено, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым и выразительным, самым волнующим звуком обладают струнные инструменты.

А теперь внимание, вопрос: уважаемые знатоки, скажите, как возник самый первый струнно-щипковый инструмент?

Ответ: Первый струнно-щипковый инструмент возник из охотничьего лука. Натягивая тетиву, охотник услышал приятный, медленно угасавший звук. Так и родился первый струнный щипковый инструмент.

Раунд 11.

Ведущий: Внимание! Внесите “чёрный ящик”! (Под музыку вносят “чёрный ящик”. В нём находятся следующие предметы: расчёска, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, 2 деревянные ложки). Уважаемые знатоки, вам необходимо в течение 1 минуты соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.

Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра” - ложек, погремушек, тарелок, губной гармошки.

Раунд 12.

Ведущий: Вам выпал Блиц-турнир. Послушайте звучание музыкального фрагмента. (Звучит пьеса “Пензер тайна” в исполнении ненецкого ансамбля “Сырасэв”).

  1. Назовите музыкальный инструмент, в исполнении которого прозвучала музыка.
  2. Объясните его устройство.
  3. Кто на Ямале был непосредственным обладателем этого музыкального инструмента и почему?

Ответы:

  • Это пензер – ненецкий бубен. (Приложение 11)
  • Пензер представляет собой деревянный обруч, обтянутый шкурой оленя, выделанной до тонкой и мягкой кожи. К обечайке крепятся столбики (бугорки). С одной стороны бубна имеется рукоять. Звук извлекается при помощи колотушки- узкой лопаточки, обтянутой шкурой оленя. Устройство бубна отражало строение мира. Как понимали его северные народы. Верхняя часть- небесная сфера, нижняя – подземный мир, меж ними –земной мир, мир людей. Рукоять символизировала “шаманское дерево”, соединяющее все 3 мира.
  • Бубен (пензер) – необходимый инструмент ненецкого шамана. Под его звуки шаман призывал духов и совершал камлания (“путешествия” в Верхний и Нижний миры).
  • Ведущий. Подведём итоги нашей игры. (Обращает внимание на таблицу со счётом). Сегодня в нашей игре не оказалось победителей. Счёт равный. Игра закончена.

    Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!

    Музыкальная игра «Что? Где? Когда?» на тему:

    «В мире музыкальных инструментов»

    Цель: выявить уровень знаний по теме «Музыкальные инструменты. Оркестр»

    Задачи:

    Образовательные задачи:

      выяснить пробелы в знаниях по семействам музыкальных инструментов;

      формирование практических умений и навыков;

      расширить представления о музыкальных инструментах;

      побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки.

    Воспитательные задачи:

      пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов, инструментов симфонического и духового оркестров;

      воспитание любви к родной земле, к истории своего народа;

      способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

    Развивающие задачи:

      формирование и развитие творчески активной личности,

      развитие исследовательских и аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;

      активизация творческого воображения, фантазии;

      формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности;

      помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности.

    Тип урока: урок-игра

    Методы: беседа, исполнение, игра, наглядно-иллюстративные методы, частично-поисковый, исследовательский.

    Продолжительность: 45 мин.

    Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, набор музыкальных инструментов, проектор, портреты исполнителей, магниты, учебники, тетради, письменные принадлежности, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, «черный ящик».

    Ход игры

    Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшний контрольный урок по теме «В мире музыкальных инструментов» будет необычным. Мы проведем музыкальную игру, которая называется «Что? Где? Когда?»

    Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

    А теперь я попрошу разделиться на две команды: команду «знатоков №1» и «команду знатоков №2» и занять свои места за игровыми столами.

    (Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

    Учитель: Уважаемые команды, на игровом поле разложены конверты с вопросами. Нам нужно с вами ответить на все. За правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы будут задаваться по очереди командам. Если одна команда, не ответила на вопрос, право ответа на тот же самый вопрос предоставляется другой команде. Играем до 6 баллов . В конце игры мы посмотрим, у кого больше баллов, и выясним, какая команда Знатоков знает больше.

    Итак, начинаем игру!

    (Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов).

    Раунд 1.

    Учитель: Итак, 1 раунд.

    Перед вами даны зашифрованные музыкальные инструменты, ваша задача в течение минуты отгадать и написать инструмент, определить к какому семейству он относится, рассказать его строение.

    БОЙГО – гобой

    АКПИРКС - скрипка

    ГАНОР – орган

    НЕБУБ - бубен

    ЯЛЬРО – рояль

    ЯНАБ - баян

    ФАРА – арфа

    МОНБОРТ - тромбон

    АКЕВСИЛН - клавесин

    НЕТКЛАР - кларнет

    НИНОПИА – пианино

    ЛИРЫТАВ – литавры

    ТОРВАЛНА – валторна

    Раунд 2.

    Учитель: Перед вами на карточках даны названия инструментов.

    Вопрос: к какому семейству относится каждая строка с инструментами и необходимо добавить недостающие инструменты.

    ФЛЕЙТА, КЛАРНЕТ, ФАГОТ….(гобой)

    БУБЕН, ТАРЕЛКИ, КАСТАНЬЕТЫ… (барабан)

    ТРУБА, ВАЛТОРНА, ТУБА… (тромбон)

    СКРИПКА, КОНТРАБАС, ВИОЛОНЧЕЛЬ…(альт)

    ЛИТАВРЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КОЛОКОЛА…(ксилофон)

    Раунд 3.

    Учитель : Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. Вы видите некоторые из них.

    Учитель : Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

    Ответ: Это изображение лиры.

    Раунд 4. Викторина.

    Учитель: Вас выпал блиц-опрос, который состоит из 3 заданий. Команде необходимо ответить на все три вопроса. Если команда затрудняется, право ответа переходит другой команде.

    1 задание: Этот термин в Древней Греции переводился как «площадка, перед сценой, на которой, совершая движения, пел хор». Что это за термин? И что он обозначает сейчас?

    Ответ: Оркестр – это группа людей, играющих на инструментах, которые передают общий замысел произведения.

    2 задание :

    Сейчас человека, управляющего оркестром, называют дирижером. Как такого человека называли в средние века? Какую функцию он выполнял? Что было их символом?

    Ответ: называли магистрами, проценторами, канторами.

    3 задание: Какназывается заблаговременная команда, которую дает дирижер? Зачем она нужна?

    Ответ: ауфтакт.

    Учитель : Итак, победителями 4 раунда становятся…

    Раунд 5.

    Учитель : Верны ли утверждения, если нет - исправьте:

      В симфоническом оркестре четыре группы инструментов.

      В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа, альт.

      В семействе деревянных духовых инструментов самый низкий по звучанию – контрафагот.

      К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон.

      Барабан – ударный инструмент, обладающий определённой высотой звука.

      К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет.

    Раунд 6.

    Учитель : Найдите ошибки в расположении инструментов. (Раздаются карточки)

    Раунд 7.

    Учитель : Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога. В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно.

    Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?

    Ответ: Длинный охотничий рог «скрутили», получилась валторна. (Появляется изображение валторны)

    Раунд 8.

    Учитель : За одну минуту вам нужно разгадать музыкальные инструменты по названным признакам:

      Шипково-струнные, былинные, народные, звончатые... (гусли)

      Трехструнная, треугольная, русская, плясовая, Осипов… (балалайка)

      Трехструнная, грушевидная, скоморохи, Андреев… (домра)

      деревянные, игровые, русские… (ложки)

    К какому семейству можно определить все указанные инструменты?

    Раунд 9.

    Учитель : Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют.

    Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

    Раунд 10.

    Учитель : Не все инструменты давались изготовителям легко, некоторые постоянно совершенствовались, а некоторые и вовсе были забыты на какое-то время.

    Внимание вопрос: Какой инструмент и почему, спустя некоторое время, был восстановлен Андреевым?

    Ответ: домра, была сожжена, позже восстановлена Андреевым.

    Раунд 11. «Чёрный ящик»!

    Учитель : Внимание! «чёрный ящик»! (Под музыку вносят «чёрный ящик»)

    Уважаемые знатоки, в черном ящике находятся инструменты, точнее их изображения, которые вам необходимо угадать по звучанию.

    После услышанного фрагмента, назовите инструмент, расскажите строение.

    (звучание гобоя, флейты, клавесина, валторны, челесты, балалайки)

    Раунд 12.

    Учитель : Посмотрите на экран. Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр.

    Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

    Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

    Учитель : Итак, подведём итоги нашей игры. Давайте выявим лучшую команду. Кто же был лучшим знатоком в команде. (выставление оценок). Наш урок подошел к концу.

    Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!

    (для учащихся 5-7 классов)

    Вопросы:

    1. Как называется музыка, которую исполняют только на инструментах без участия голоса? (инструментальная)

    2. Какую музыку называют вокальной? (музыку, предназначенную для пения)

    3. Как называются люди, создающие музыкальные произведения?

    (композиторы)

    4. Сколько групп музыкальных инструментов существует? (пять)

    5. Какая группа музыкальных инструментов возникла первой? (ударные)

    6. Самозвучащие инструменты - что это?

    (тарелки, трещотки, колокольчики, кастаньеты)

    7. Как называется большой коллектив певцов? (хор)

    8. А музыкантов-инструменталистов? (оркестр)

    9. Какое слово по-итальянски означает «труд», «сочинение»? (опера)

    10. Что означает слово «оперетта»? (маленькая опера)

    11. Что изобрел итальянский монах Гвидо д’Ареццо? (нотный стан)

    12. В каком веке в руках у дирижера появилась палочка? (в 19 веке)

    13. Как переводится с итальянского и французского языков слово «балет»? (танец)

    14. С помощью какого инструмента можно проверить, правильно ли настроены фортепиано, скрипка, виолончель? (с помощью камертона)

    15. Какой музыкальный инструмент является самым большим? (орган)

    16. Четыре музыканта, играющих вместе – это … Что? (квартет)

    17. Как называется ансамбль из девяти человек? (нонет)

    18. Сколько струн у скрипки? (четыре)

    19. Как название одной из хищных птиц связано с музыкальными инструментами? (гриф- это хищная птица и часть некоторых струнных инструментов, к которой прижимают струны для изменения высоты звука)

    20. Иногда струны на мандолине, гитаре и других подобных инструментах перебирают не пальцами, а … Чем (специальной тонкой пластиночкой из пластмассы - медиатором)

    21. Какая составная часть оперы и оперетты соответствует монологу в драматическом спектакле? (Ария)

    22. В какие тарелки не надо класть еду (в тарелки, которые являются ударным музыкальным инструментом, который состоит из двух латунных дисков-тарелок, из которых извлекается звук, ударяя один о другой или же по ним палочками)

    23. Кто создал величайший балет «Лебединое озеро»?

    (великий русский композитор П. И. Чайковский)

    24. Амати, Гварнери, Страдивари – кто они?

    (великие итальянские мастера скрипок)

    25. Как называется музыкальное вступление к опере, балету, оперетте?

    (увертюра)

    26. Какой жанр оркестровой музыки является ведущим? (симфония)

    27. Как переводится с греческого слово «симфония»? (созвучие)

    28. Что такое «па»? (шаг, движение в танце)

    29. Какой музыкальный жанр является древнейшим? (песня)

    30. Какую, известную во многих странах мира, симфоническую сказку для детей сочинил С. С. Прокофьев? («Петя и волк»)

    31. Тенор, баритон, бас, сопрано, альт, контральто – что это?

    (виды мужских и женских голосов)

    1. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет.

    («Чему учат в школе»)

    2. Песня об одинокой красавице.

    («Во поле березка стояла»)

    3. Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время.

    («Чунга-Чанга»)

    4. Песня о трагической смерти маленького насекомого.

    («В траве сидел кузнечик»)

    5. Песня о средстве, с помощью которого можно преодолеть все трудности.

    («Если друга встретил друг»)

    6. Песня о людях, чей дом — лес, а жизнь - дорога.

    («Песенка друзей»)

    7. Песенка о плохой погоде в день рождения.

    («Песня Гены»)

    Музыкальная викторина

    В викторине участвуют две команды, которым заранее предлагается продумать свое название, выбрать девиз и капитана.

    Звучит музыка (возможно, заставка к программе «Угадай мелодию»). Ведущий приглашает команды на сцену, представляет членов жюри.

    Конкурс 1. «Угадай мелодию»

    Ведущий. Сейчас прозвучат мелодии из песен. Ваша задача — узнать песню, подхватить ее и пропеть один куплет.

    1. «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского);

    2. «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина);

    3. «Золотая свадьба» (муз. Р. Паулса);

    4. «Крылатые качели» (муз. Е. Крылатова).

    Конкурс 2. «Найди «лишнее» слово»

    Ведущий. На доске записаны слова, найдите лишнее.

    1. Скрипка, труба, гитара, балалайка. (Труба)

    2. Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши. (Струны, так как остальные предметы сделаны из дерева)

    Конкурс 3. «Загадки»

    Ведущий. Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать. Кто это сделает быстрее, тот выиграет.

    У какого инструмента

    Есть и струны, и педаль?

    Что же это? Несомненно,

    Это звонкий наш... (Рояль)

    Он по виду брат баяна,

    Где веселье, там и он.

    Я подсказывать не стану,

    Всем знаком... (Аккордеон)

    Громче флейты,

    Громче скрипок,

    Громче труб наш великан:

    Он ритмичен, он отличен -

    Наш веселый... (Барабан)

    Приложил к губам я трубку,

    Полилась по лесу трель,

    Инструмент тот очень хрупкий,

    Называется... (Свирель)

    Конкурс 4 «Три кита»

    Ведущий. Вы знаете, что вся музыка строится на трех китах: песне, танце, марше. Вопрос команде: какой «кит» в этой музыке? Если знаете, скажите, что это за музыкальное произведение и кто его автор.

    1. Е. Дога. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

    2. В. Моцарт. «Колыбельная».

    3. М. Глинка. «Полька».

    4. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков».

    Конкурс 5 «На лучшего знатока нот»

    Ведущий. Выберите по одному представителю от команды. Его задача - прочитать то, что написано на плакате.

    Пока ребята готовятся, проходит следующий конкурс.

    Конкурс 6. «Музыкальные слова»

    Ведущий. Для участия в этом конкурсе вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до. ре. ми, фа. соль, ля. си. Но, как ни странно, вам понадобится знакомство с животным и растительным миром.

    1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре».

    (Черепаха)

    2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота.

    3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си».

    (Синица, сирень)

    4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до».

    (Удод, подорожник)

    Конкурс 7. «Мульти-пульти»

    Ведущий. Сейчас вы услышите отрывки из песен, которые звучали в мультфильмах. Угадайте, как они называются и из каких они мультфильмов.

    1. «Песенка про кузнечика» из мультфильма «Приключения Незнайки».

    2. «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

    3. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

    4. «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».

    Конкурс 8. «Аукцион песен»

    Кто больше споет песен, где упоминается какой-либо музыкальный инструмент?

    Ведущий. Пока жюри подводит итоги нашей викторины, давайте споем вашу любимую песню.

    Дети исполняют песню. Жюри подводит итоги, объявляет результаты конкурсов, награждает победителей дипломами.