Вехи в жизни. Пример песни: «Вехи жизни Главные вехи в жизни человека

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти Ялом Ирвин

ЖИЗНЕННЫЕ ВЕХИ КАК ПРОБУЖДАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Другие случаи «пробуждения» - более обычные и не такие яркие - могут быть связаны с такими жизненными вехами, как вечер встречи одноклассников или однокурсников, день рождения (особенно такая дата, как 50 или 60 лет), годовщина, составление завещания, мысли о распределении наследства.

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

СНЫ КАК ПРОБУЖДАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Многие знаменательные сны несут послания от глубинной части нашей личности и тоже могут служить пробуждающим переживанием. Вот, например, сон, рассказанный мне одной молодой вдовой, женщиной, погруженной в свое горе. Это очень ясный

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Падус Эмрика

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Жизненные задачи Всем известна фраза о том, что мужчина (или, обобщенно, человек) должен за свою жизнь посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Когда в нашем центре проводились исследования в столь тонкой сфере, как предназначение человека, есть ли оно у каждого и в

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ЖИЗНЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ Царица Гекуба сопоставлялась с богиней Гекатой в греческой мифологии. В «Илиаде» Гекуба - жена троянского царя Приама, мать его девятнадцати сыновей (в том числе известных Гектора и Париса) и дочерей Кассандры и Поликсены (а сына Троила она родила от

Из книги Социология [Ее предмет, метод и назначение] автора Дюркгейм Эмиль

1. Вехи жизни ученого Автор произведений, помещенных в настоящем издании, - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале, на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного

Из книги Анатомия игры автора Линдхолм Марина

Жизненные правила Жизненные правила для фигур Наконец-то мы закончили с плохими людьми. Простите меня, мой читатель, за такое длинное описание последних. Нам важно знать о них, чтобы не подпускать к себе близко. Ведь мы рано или поздно начнем играть, не так ли?Даже при

Из книги Путь настоящего мужчины автора Дейда Дэвид

12. ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ Настоящий мужчина способен посвятить всего себя выполнению очередной миссии, без сожаления оставляя ее по окончании. Он также умеет пережить тягостные периоды вынужденного бездействия в ожидании следующей «сверхзадачи». Это чередование

Из книги Этнопсихология автора Бандурка Александр Маркович

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Две жизненные философии Система негативных убеждений знакома каждому из нас, потому что мы сами жили в этих представлениях и ежедневно встречаем людей, живущих с этими убеждениями, мнениями, мыслями.Так думает большинство людей. Это «массовое» отношение к жизни. Это

Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

Часть вторая. Вехи психологии Глава первая. Донаучная психология (первый этап) В сущности все, о чем следовало сказать в этом разделе, уже было так или иначе сказано в главе о мировоззрении – имеются в виду «религиозная» и «философская» психология, психотерапия. В широком

Из книги Тысяча и одна отговорка на все случаи жизни [Как выйти сухим из воды] автора Снежкин Владимир

1. Жизненные трудности Бывают самыми разными. По видам можно разбить на

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Разговоры, пробуждающие в нас добрые чувства Носят ли ваши разговоры одобрительный характер? Какими способами и до какой степени мы устанавливаем дружественный тон общения с коллегами, чтобы показать им, что уважаем и ценим их, гордимся ими, вместо того чтобы осуждать

Из книги Как подружить ребенка с режимом дня автора Любимова Елена Владимировна

Основные вехи ритма дня Главное в деле соблюдения ритма дня – это не нарушать последовательность установленных этапов, хотя время можно варьировать достаточно свободно. Например, очевидно, что, когда ребенок просыпается утром, ему нужно сменить подгузник и накормить, а

Из книги Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! автора Тасуева Татьяна Геннадьевна

Жизненные сценарии Одинокой кошкой, Вольным диким зверем, Никогда не плачет, Никому не верит… Из песни Славы «Одиночество» Одиночество – не судьба. Это – издержки воспитания и последствия нашего поведения, спроецированные на реальную жизнь. Конечно, бывают

Был приглашён и участвовал в очередном заседании семинара Русской христианской гуманитарной академии на тему: «Актуальны ли "ВЕХИ". К 100-летию выхода сборника статей о русской интеллигенции».
Сборник статей о русской интеллигенции «ВЕХИ» выпущен в Москве в 1909 году группой публицистов и философов (Н.А. Бердяев написал статью «Философская истина и интеллигентская правда», С.Н.Булгаков «Героизм и подвижничество», М.О.Гершензон написал «Творческое самосознание», А.С.Изгоев «Об интеллигентной молодёжи», Б.А.Кистяковский «В защиту права», П.Б.Струве «Интеллигенция и революция», С.Л.Франк «Этика нигилизма».

«Пророческая глубина "Вех" не нашла (и авторы знали, что не найдут) сочувствия читающей России, не повлияла на развитие русской ситуации, не предупредила гибельных событий. Но и за 60 лет не померкли ее свидетельства: "Вехи" и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего. …Сегодня мы читаем ее с двойственным ощущением: нам указываются язвы как будто не только минувшей исторической поры, но во многом - и сегодняшние наши. И потому всякий разговор об интеллигенции сегодняшней... ... почти нельзя провести, не сравнивая нынешних качеств с суждениями "Вех"». (Александр Солженицын).

С докладами выступили: Борис Валентинович Аверин, доктор филологических наук, профессор СПбГУ; Иг.Вениамин (Новик), кандидат богословия, преподаватель, христианский публицист; доктор философских наук, профессор А.А. Ермичев; Сергей Львович Фирсов, доктор исторических наук, профессор СПбГУ.

ПРИВЕДУ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕЗИСЫ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ.

Почему-то считается, что политические и экономические проблемы главное. Нет, эти проблемы дело десятое. А главное – это смысл бытия, цель жизни!

«Я бы хотел не признавать существование Бога, но тогда мне придётся сойти с ума» (Пирогов)

Вечные ценности не миф. Убери их из мировоззрения, и всё мировоззрение разрушится.

4-я русская революция 1993 года это не движение вперёд, а откат к началу дикого капитализма.
Революция это вынужденное дело. Революция не делается, а происходит!
История идёт своим путём, и делать её невозможно.
Революция складывается не только из идей революционеров, но потребностей и интересов других людей.

Мы – интеллигенция – сейчас такие же, как и сто лет назад.
Слово интеллигент – как действующий разум – идёт от Фихте и Канта.
Русская интеллигенция это такое же явление как русская литература, и русская интеллигенция отличается от западных интеллектуалов наличием совести.

Черты социально-психологической атмосферы начала 20 века в России таковы: возникновение и рост хулиганства (особенно после 1905 года); апокалипсическая истерия; рост безбожия в деревне.
Это неизлечимые болезни. Правильный диагноз не гарантия исцеления. Могло ли быть иначе? Не могло!

Острые вопросы «Вех» особенно остры сейчас.
Построим ли экономический и политический рай на Земле без высших ценностей?

Главный вопрос: как в условиях мирового кризиса сделать системные преобразования на духовной основе?
Без опоры на духовность, на церковь, не может быть выстроено правильное мировоззрение.

Нужно не толочь воду столетней давности, а говорить о положении сейчас. Иначе мы выходим из исторического процесса. Один из главных вопросов, которые не решили, но должны были решить политики, это осуждение коммунизма.

Вехи констатировали ставку на позитивизм, негативизм по отношению к праву, безрелигиозность. Церковь была ведомством православного вероисповедания.

Важно, чтобы человек был хороший, и не важно, во что он верит, откуда у него эти высшие ценности.

Нельзя отрицать связь между мировоззрением и поведением. Вот что человек верит, так он и живёт.

В 1991 году был термидор, а сейчас у нас реставрация.
Почему при советской власти продолжительность жизни была выше, чем сейчас?
По сравнению с советским временем, уровень нравственности упал, зато вырос уровень преступности, венерических заболеваний и самоубийств.

Когда государство подминает под себя всё, в том числе и церковь, у людей возникает протест. Этот протест есть борьба за справедливость.

Всякая власть заботится прежде всего о своих амбициях.
Современная власть ещё более далека от народа, чем раньше. Она развращает население. Интеллигенция пошла в услужение власти. Надо определиться, понять, какие ценности самые главные.

Только система всех ценностей высших–средних–низших обозначит подлинную культуру страны. От культуры и зависит переход к эволюционной стадии развития.
Нужна эволюция, а не революция.

Все проблемы, описанные в «Вехах», актуальны и сейчас; ничего не изменилось.
Сохраняется вера во власть, – и это рабская психология.

Прошлое не нуждается в защите, оно нуждается в понимании.
Наша современная история напоминает бег по кругу.

МОЁ МНЕНИЕ (хотя я и не выступал) по данному вопросу следующее:
На мой взгляд, вехи нашей жизни – это неизлечимые болезни нашей действительности, с названьем кратким РУСЬ, вернее, периоды обострений этих болезней.
Каковы эти болезни, известно давно:
1\ духовный застой и упадок морали
2\ доминирование утилитаризма и прагматизма
3\ раскол интеллигенции и поиск «врагов»
4\ авторитаризм и политический консерватизм
5\ социальная несправедливость и беззащитность человека перед властью
6\ правовой нигилизм и нравственный релятивизм
7\ ощущение разлада, враждебности, хаоса
8\ экстремизм и терроризм
9\ мистицизм и прагматизм
10\ нейтралитет церкви

Однако надо признать, что сейчас мы находимся в гораздо лучшем положении, нежели десять лет назад. Но основные вопросы русской революции и русской действительности так и не разрешены!
Известный лозунг графа Уварова «самодержавие, православие, народность» реанимируется как идеология русской политической жизни.

Дело не в правовом нигилизме наших граждан, а в плохом качестве законов, в сохраняющемся противоречии между законом и совестью, и в нераспространении общих законов на отдельных лиц.

Отобрать ото всех, чтобы отдать немногим, кажется не более справедливым, чем отобрать у немногих и раздать всем.

Главный вопрос: как сочетается потребительская экономика капитализма с аскетизмом духовного самосовершенствования? насколько соединим сегодняшний капитализм с христианскими ценностями?

Авторитаризм сохраняется. Опять амбиции одного человека (или одной семьи) приводят к расколу в обществе.
Один мой знакомый учится во ВГИКе в мастерской Марлена Хуциева, и всегда гордился этим. И вот в результате конфликта кинематографистов оказался между «молотом» и «наковальней». Вновь избранный председатель Никита Михалков потребовал недопущения тех, кто выступил против него. Бюджетные деньги на кино теперь будет распределять экспертная комиссия «легитимного» съезда кинематографистов. Потому и умирает кино, поскольку вместо того, чтобы делать кино, они делят деньги!
Если бы избрали нейтральную фигуру, ещё можно было бы надеяться на примирение. Но амбиции отдельных лиц оказываются важнее интересов всего общества.
Советовали царю Николаю II уйти самому. Но он не послушал. А ушёл бы сам, как советовали, жил бы как шведский король.

Раскол творческой интеллигенции плохой знак. Если уж деятели культуры дерутся и оскорбляют друг друга, что же скрепит страну, если ядро враждует.
Невольно вспоминаются слова из Библии: царство, расколовшееся внутри себя, не устоит…

P.S. Буду признателен всем, кто процитирует эту статью (в том числе и в своём ЖЖ).

39063 просмотра

Мой собственный особый интерес к письменным практикам как направлению самопомощи и помощи другим людям, ставший в итоге «моим путем» в работе, возник в 2008 году, когда я случайно столкнулась с книгой Айры Прогоффа «На дневниковом семинаре».

«Случайно столкнулась» следует понимать вполне буквально - книга выпала на меня с верхней полки шкафа, когда я паковала содержимое квартиры мужа перед переездом. Я до сих пор считаю это событие одним из счастливейших совпадений в моей жизни, а эту книгу - одной из лучших книг по письменным практикам.

В этой статье я немного расскажу о Прогоффе и его дневнике, а также предложу попробовать два упражнения оттуда.

Доктор Айра Прогофф Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником Карла Юнга. Свой подход он называл «гуманистической глубинной психологией». Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав «структурированный дневник». Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному «внутреннему процессу» и происходит настройка на диалогическое измерение жизни. Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды.

Айра Прогофф и его «структурированный дневник»

Если определять гения как «прокладывателя нового пути, доселе не существовавшего», то Айра Прогофф, несомненно, гений. Сейчас объясню, почему я так думаю. Айра Прогофф, потомок выходцев из России и Ирландии, работал социальным работником в США в середине XX века. Его, с одной стороны, интересовали способы помогать людям помочь самим себе, а с другой (после того, как он отвоевал свое в Европе во Второй мировой войне) - способы помогать людям налаживать личный контакт с теми источниками внутренней мудрости, которые в древние времена были запечатлены в священных книгах. «Что будет, - спрашивал себя Прогофф, часами лежа без сна и заново переживая разрушение и гибель, которым он был свидетелем, - если какой-нибудь очередной тиран, придя к власти, сожжет все Библии, и Коран, и Тору, и Упанишады, и Дхаммападу, и многое, многое другое? Откуда человечество возьмет новые священные тексты?» И однажды ему пришел ответ, что люди в любой момент могут обращаться к тем же лежащим в основе человеческих культур источникам мудрости и писать «руководства к пониманию мира и правильному действию» для самих себя - просто обычно они этого не делают. «Возможно, - подумал Прогофф, - потому, что у них нет подходящих средств». С этого начался его творческий поиск.

В начале 1950-х годов Прогофф написал диссертацию о социальном значении Юнговского общества. Эта диссертация попала в руки самому Карлу Юнгу (...меня всегда поражает этот момент, т. к. Юнг сотоварищи тогда не могли просто «загуглить ее по ключевым словам»...) , и, прочитав ее, Юнг дал Айре Прогоффу грант на стажировку у него в Швейцарии в течение трех лет. Прогофф воспользовался этой возможностью, чтобы максимально глубоко вникнуть в подход Юнга, известный сейчас как «аналитическая психология» - это работа с символами и архетипами коллективного бессознательного, открытие и становление Самости человека в процессе индивидуации. Он многое перенял у Юнга, но ему, как социальному работнику, а не «кабинетному психотерапевту» по призванию, был не по душе имущественный ценз на аналитическую психотерапию - ведь это долго и дорого, и позволить себе это могут люди, у которых (по сравнению с подопечными социального работника) во многом все уже хорошо.

«Как взять лучшее, что может предложить аналитическая психология, - думал Прогофф, - и „упаковать“ таким образом, чтобы это могли использовать люди, которые не могут позволить себе психотерапию? Например, потому, что месяцами лежат в больницах, сидят в тюрьме, состоят на учете на бирже труда?» Вернувшись в США, Прогофф сформулировал себе задачу, мне кажется, очень в духе ТРИЗ: «Возможно ли создать психотерапию без психотерапевта?..»

Решением для него стала разработка модели структурированного дневника, которую он сам назвал «интенсивным дневником». Ведение дневника по Прогоффу отличается от обычного (в котором пишется когда придется и о чем в конкретный момент наиболее актуально, сплошным потоком, иногда датированным), во-первых, тем, что в прогоффском дневнике выделяются отдельные разделы, и в каждом разделе - свои задания. Поэтому-то он и структурированный (и в этом, мне кажется, и есть гениальность и новый путь).

А во-вторых, работа с дневником по Прогоффу организована как серия из нескольких двухдневных семинаров, в промежутках между которыми люди работают в заданном режиме (поэтому дневник «интенсивный»). Семинары посвящены выстраиванию и исследованию жизненной истории, диалогическому взаимодействию с важными элементами жизни (значимыми людьми, проектами, телом, культурой и пр.), работе со сновидениями, работе с ценностями, смыслами, духовным измерением жизни. Пройдя всю последовательность семинаров, человек обретает целостное видение своей жизни, входит в контакт со своим уникальным «внутренним процессом», или «внутренним движением души», а также осваивает все приемы и техники работы с прогоффским дневником. Тем самым человек получает в свое распоряжение инструмент, достаточно сложный и гибкий, чтобы вместить любую жизненную коллизию, и достаточно надежный, чтобы дать опору для принятия верных решений.

На границе сознания и бессознательного: «сумеречное воображение»

Один из наиболее характерных элементов аналитической психологии Юнга - представление о том, что развитие Самости человека происходит на границе сознания и бессознательного. С одной стороны, есть ставшие уже знакомыми и привычными представления о себе, нечто достаточно логичное и описываемое словами. А с другой стороны - есть новое, пока еще не сформулированное полностью, воспринимаемое не линейно-последовательно, а симультанно, в виде образа, ухватывающего суть происходящего. В процессе развития происходит встреча и взаимное обогащение, трансформация как рационального понимания, так и образного восприятия происходящего.

В своем «структурированном дневнике» Айра Прогофф воплотил эту идею. В заданиях каждого раздела дневника происходит челночное движение между ответами на вопросы «на сознательном уровне» - и запечатлением образов. Имеются в виду те образы-картинки, грезы, которые спонтанно приходят к нам, когда мы засыпаем или постепенно просыпаемся, или когда мы перестаем решать повседневные задачи и погружаемся в какую-то ритмичную, монотонную деятельность (например, гуляем, бегаем, плаваем, вяжем, вышиваем и т.п.), когда мы находимся в созерцательном состоянии. Чтобы эти образы могли прийти к нам во время ведения дневника, Прогофф предлагает пишущим прислушаться к собственному дыханию, к тому, что происходит в теле, расфокусировать взгляд, направить его как бы внутрь... погрузиться в себя немного глубже... и стать тихими, открыться тому, что придет. Прогофф называет этот уровень восприятия «сумеречным воображением» - в отличие от «дневного сознания» и «ночного сновидения».

Как и практически любая структурированная программа ведения дневника, прогоффский дневник начинается с обращения к настоящему моменту. Вначале мы описываем свое настоящее сознательно и рационально, а потом с уровня сознания спускаемся на уровень сумеречного воображения, задаем вопрос: «На что похоже мое настоящее, моя жизнь сейчас?» - и ждем, какой образ к нам придет. Образ может быть совершенно неожиданным, и это как раз знак того, что мы на верном пути, что мы не навязываем сумеречному воображению свое сознательное восприятие ситуации.

Приведу пример. Когда книга Прогоффа «На дневниковом семинаре» попала мне в руки, и я стала экспериментировать с приведенными в ней упражнениями, я описала период настоящего достаточно спокойно: я паковала квартиру мужа к масштабному переезду, одновременно помогала делать ремонт в квартире родителей, работала, горевала по недавно умершему дорогому человеку, то заболевала, то выздоравливала, много моталась по городу... и, когда меня спрашивали: «Как дела?» - отвечала: «Ну, нормально...» А вот когда я спустилась на уровень сумеречного воображения и задала ему вопрос: «На что сейчас похожа моя жизнь?» - перед моим внутренним взором возникла следующая картинка: стиральная машина фронтальной загрузки, в ней стирается-крутится белье, а среди белья крутится серая дымчатая кошка. Ее мордочку практически расплющило о прозрачный пластик дверцы, глаза у нее зажмурены, а рот растянут в неестественной улыбке, которая, вроде как, должна сообщать зрителям сего, что все в порядке...

Этот образ позволил мне взглянуть на происходившее в моей жизни с иной стороны. В нем чувствовалась внутренняя правда - да, я «совсем закрутилась». Что еще более важно, образы всегда существуют в динамике, они развиваются согласно определенной логике. Например, белье в стиральной машинке не может крутиться вечно. В какой-то момент барабан остановится, дверца откроется... и обессилевшая кошка выпадет оттуда на пол мордой вниз, а сверху ее еще завалит мокрым бельем. Таким образом, динамика развития образа дает нам некоторый прогноз - каким с высокой вероятностью будет будущее человека, у которого вот такое настоящее. При этом из рационального, сознательного восприятия этого будущего может быть не видно...

Когда мы можем одновременно удержать в фокусе внимания и свое рациональное восприятие, и ту информацию, которую дает нам образ и динамика его развития, практически всегда происходит трансформация и того, и другого. Это Прогофф называет «внутренней корреляцией». Так, посозерцав на уровне сумеречного воображения кошку в стиральной машине, я поняла, что в моем настоящем катастрофически не хватает заботы о себе и сочувствия к себе. И у меня возник новый образ, включивший в себя это новое понимание - образ человека, стоящего в узкой лодке и управляющего ею с помощью шеста, пока лодка проходит по узким протокам очень живописной лесной реки. При этом этот человек свободен в любой момент причалить к берегу и передохнуть - или просто выпрыгнуть из нее на берег.

Настоящее как миг, в котором «момент движения» прошлого разворачивается в будущее

Смысл нашего настоящего открывается нам в контексте прошлого и будущего. Поэтому после того, как мы исследовали период настоящего, обратились к сумеречному воображению и получили «внутреннюю корреляцию», Прогофф предлагает нащупать и прочувствовать «момент движения» нашей жизни - как от рождения она катилась к настоящему, набирая обороты... и вот-вот «выплеснется» из настоящего в будущее, как могучая волна, которая несет нас.

Чтобы нащупать и прочувствовать этот «момент движения», мы выделяем в жизни несколько этапов (8-10), Прогофф называет их «вехами жизни»; при этом начинаем с настоящего момента и движемся в прошлое, задавая себе вопрос: «Без чего это не смогло бы произойти?»

Например, если я возьму свое актуальное настоящее и выделю восемь этапов жизни, это может выглядеть примерно так:

8. Сейчас я собираюсь стать мамой двух детей, профессионально занимающейся письменными практиками.

7. Я осваивалась в материнстве и серьезно изучала письменные практики.

6. Я преподавала нарративную практику в разных странах.

5. Я изучала нарративную практику и была фрилансером, живя в России.

4. Я работала в офисе по основной специальности и параллельно занималась переводами.

3. Я училась в университете и параллельно работала со школьниками.

2. Я была ребенком, играла, читала, училась в школе.

1. Я родилась.

Если взять этот список и перечитать его в хронологическом порядке, т. е. от рождения к настоящему моменту, то становятся заметны (мне изнутри - в гораздо большей степени, чем сторонним наблюдателям) векторы развития - то, куда движется моя жизнь, набирая обороты. И, балансируя на границе между прошлым и будущим, я могу спросить: «В чем суть этого движения? Про что оно? Куда дальше? И что я могу сделать, чтобы это „дальше“ получилось хорошо? Чему мне для этого нужно научиться?»

Восемь или десять этапов жизни, какой бы короткой или длинной она ни была, выделить достаточно сложно, и сложно обозначить их суть. У большинства людей это не получается с первого раза. Либо этапов оказывается больше, либо выделяются отдельные темы-направления развития (например, «работать» и «любить»). Прогофф предлагает составить несколько таких списков жизненных этапов - столько, сколько потребуется, чтобы вы почувствовали: «Да, это вмещает мою жизнь, как она есть сейчас, пусть она при этом оказывается обрисована очень общо, крупными мазками». Многие люди начинают с выделения достаточно формальных этапов и дают им формальные обозначения (в примере выше я сделала это специально). Но по мере работы со списками вех они становятся все более личными и непосредственными, и тогда ответ на вопросы: «В чем суть?» и «Куда дальше?» указывают на направление личностного и духовного роста.

Попробуйте?

Сейчас, на границе завершающегося и зарождающегося года, мне кажется - отличное время попробовать осмыслить настоящий момент и посмотреть, куда направлен ваш вектор развития.

У всех людей длительность периода настоящего разная. У кого-то он начался несколько недель тому назад, у кого-то - несколько месяцев, у кого-то - несколько лет. Он начался с какого-то события, изменившего жизненные условия, - например, вы переехали, или вышли замуж, или развелись, или у вас родился ребенок, и т.п. и т.д. Или, может быть, период настоящего начался не с такого драматического изменения внешних обстоятельств, а с чего-то менее заметного, накапливавшегося постепенно. Может быть, у вас постепенно изменились интересы и увлечения. Или ваше тело постепенно пришло в ту форму, которую вы считаете идеальной, и это открыло вам новые возможности. Может быть, вам стали сниться какие-то сны, которые не снились раньше.

1. Начните с того, чтобы описать - кратко, тезисно, не «растекашеся мысию по древу» - из чего состоит ваша жизнь сейчас.

Что в ней есть? Какие отношения? Какие мысли? Какое самочувствие? Какие проекты? Какие развлечения? Какие проблемы и тревоги? Какие привычки? И т.п., и т.д. Писать кратко важно для того, чтобы быстро создать некий общий обзор вашей жизни, увидеть ее в целостности.

Важно бывает, составив такой перечень содержаний настоящего момента, закончить два незаконченных предложения:

«Сейчас в моей жизни - время...» (например, «затишья»; «собирать камни»; «вырваться за пределы привычного», «смутное время, когда прежнее уже не удовлетворяет, а куда дальше, неясно» и т.д.)

«Моя жизнь сейчас похожа на...» («фруктовый кефир», «американские горки», «дерево, которое приняло оттепель за весну и зацвело слишком рано», «робота-трансформера» и т.п.) - здесь попробуйте спуститься на уровень сумеречного воображения.

Что становится видно, когда вы располагаете рядом в фокусе вашего внимания и рациональное описание настоящего, и его репрезентацию в образе сумеречного воображения?

2. Возьмите нынешний период вашей жизни за точку отсчета и попробуйте выделить 8-10 этапов в прошлом, которые привели вас к настоящему моменту.

При этом хронологически начальный пункт - это «я родилась/родился». Но выделять этапы нужно не «от рождения к настоящему моменту», а наоборот. При этом отвечайте себе на вопрос: «Без чего этот этап моей жизни не мог бы состояться?» Названия этапов могут быть достаточно краткими; они вовсе не обязательно должны быть «всеобъемлющими», в них должно быть упомянуто то главное, что позволит вам выделить хронологические границы этого этапа.

Важно выделить именно 8-10 этапов, и не больше. Это включает «принцип избирательности». Вполне может оказаться, что за один раз составить удовлетворяющий вас список основных жизненных этапов не получится. Если чувствуете, что то, что вы написали, вас не устраивает, - постарайтесь сформулировать для себя, почему не устраивает, что важное не вошло в этот перечень. Может быть, названия этапов будут у вас достаточно формальными, а может быть, наоборот, метафорическими.

Перечитайте получившийся список в хронологическом порядке, от рождения к настоящему моменту, и спросите себя: «Куда движется эта волна, этот поток? Куда дальше?»

Не забудьте написать после этого рефлексивный отклик:

  • Каково вам было писать об этом?
  • Куда это вас привело?
  • О чем напомнило, о чем заставило задуматься?

Все люди хотят жить хорошо, счастливо, полно, с удовольствием, стабильно. Но жизнь не является статичной и однообразной, в ней постоянно случаются перемены и бросаются вызовы, появляются препятствия требующие преодоления, через которые идет постоянный рост и развитие.

В конце статьи вы узнаете как изменить свою жизнь к лучшему.

У каждого человека свой жизненный путь. Он разбит на временные отрезки, своеобразные вехи или циклы жизни. Есть определенная разбивка в психологическом, физиологическом и астрологическом формате.

Сначала идет младенчество или период Луны, когда у малыша формируется Сознание – он осознает себя как отдельную единицу, учится понимать свои потребности и ищет способы их выражения. Одновременно он знакомится с окружающей его обстановкой, предметами и людьми, чтобы также осознать их роли и функции и научиться с ними взаимодействовать.

Этот период переходит в фазу детства , период Меркурия, когда начинает развиваться Ум и Мышление. Человек учится строить ассоциативные и логическе цепочки и набирает свой банк памяти, то есть учится запоминать и сохранять информацию, анализировать и синтезировать, обучаться новым навыкам и умениям, осваивает новые и более сложные движения рук, тела, способы перемещения в пространстве.

Затем идут периоды Венеры и Марса, которые припадают на подростковый период и юношество . Здесь человек познает свои чувства и эмоции, переживания , испытывает сексуальное влечение и и проявляет интерес к противоположному полу, учится взаимодействию с социумом, определяет свою ценность на основе отношений с другими людьми и обществом. В юношестве человек идет на свое первое завоевание и покорение мира и получает свои первые достижения или трофеи. Это самый продуктивный и деятельный период с максимальной энергией.

Примерно к тридцати годам наступает период Сатурна или начало взрослой жизни , когда человек подводит итоги своим достижениям и определяет свой дальнейший путь, идет работа по структуризации жизни и намечается путь к успеху, цели для пользы обществу и своей высшей самореализации.

Примерно в 42 года наступает период Урана, кризис среднего возраста , время второго шанса, второго рождения, это кризисное время когда происходит точка переворота, важных перемен. Устоявшаяся жизненная колея требует перехода на новые рельсы, обновления , решения новых задач. Время «сменить кожу» и наконец-то « ». Это символическая середина жизни , угол треугольника, который надо обогнуть и начать свой прямой путь уже в другом направлении. Если раньше шли вверх к достижениям, то теперь люди начинают спуск с горы, к финальной точке или смерти. И снова происходит знакомство с собой обновленным, много переосмыслений и озарений.

Михаил Веллер в книге «Все о жизни» писал, что основные достижения и открытия люди делают в молодом возрасте – примерно от 19 до 36 (в периодах Марса и Сатурна), а затем им остается только использовать накопленные ресурсы и передавать опыт молодым, а также включаться в общественную жизнь и принимать активное участие в коллективных мероприятиях. Периоды высших планет (Урана, затем Нептуна и Плутона) охватывающие закат жизни, уже не требуют такого бурного развития и становления личности, обычно здесь приходит мудрость и сформировано мировоззрение, которое трудно поменять как это возможно в молодости.

В следующий период, Нептуна, люди ищут покоя и много времени проводят в размышлениях, воспоминаниях, много отдыхают и спят. Они погружаются внутрь и задача данного периода в обращении к духовной стороне, размышлениях о душе и подготовки к уходу.

Заканчивается жизнь периодом Плутона или смертью физического тела, когда происходит отпускание всех привязанностей в жизни. Когда человек готов, он уходит.

Посмотрите это трансформационное видео:

В данной статье были перечислены основные вехи жизни человека, каждая из которых имеет свои задачи. В соответствии с требованиями времен человек задумывается над своим путем и производит нужные корректировки. Его основное стремление постоянно менять жизнь к лучшему.

Как изменить жизнь к лучшему? Ответ достаточно прост – станьте осознанным, живите осознанно!

1. Если я осознан – то я чувствую себя. Часть моего внимания направлена на отслеживание себя. Своих мыслей, ощущений, чувств.

2. Если я осознан – то я четко понимаю причины, побуждающие меня действовать, мыслить и чувствовать именно так, а не иначе.

3. Если я осознан – я могу контролировать свои мысли. Остановить нежелательный ход мысли и направить в нужное русло.

4. Если я осознан — я могу управлять своими эмоциями.

5. Если я осознан – то я понимаю причины своего негативного настроения и могу с помощью различных способов нейтрализовать его.

6. Если я осознан – то я знаю, в каком эго-состоянии я нахожусь в данный момент и по своему усмотрению могу его изменить.

7. Если я осознан – то я выявляю у себя ложные, деструктивные убеждения, мешающие мне жить и изменяю их на те убеждения, которые мне помогут в жизни.

8. Если я осознан – то я могу предвидеть, какие последствия будут у моих поступков.

9. Если я осознан — то я понимаю, почему я говорю именно таким тоном, с такой интонацией. И я понимаю, какое воздействие на другого человека оказывает этот тон, интонация.

10. Если я осознан – то я отслеживаю сценарное поведение и начало игр. И я понимаю, что игры ведут к кармической расплате. Я умею устоять и не втянуться в игру, умею помочь другому человеку приблизиться к осознанности.

О том, читайте в следующей статье.

А чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на анонсы сайта через форму ниже: