Василий бакшеев. Бакшеев в

Вселенная в скандинавской мифологии, имеет многоуровневую основу и построена детально, логично и связно. Скандинавский мир это не просто плоский круг с безликими границами и территориями, это результат гармонии и сосуществования множества сущностей, которые являются основой мира. Вселенная состоит из девяти миров уровней, где каждый уровень это определенная частота существования сущностей их населяющих и имеющих свой разум. Каждому уровню доступна своя мера понимания общей картины мироздания.

Мидгард (Midgard)
В центре вселенной Вы найдёте мир людей. Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей. Мидгард был создан Одином и его братьями из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп — небом, мозги — облаками, волосы — деревьями, скелет — горами, зубы и челюсти — скалами и камнями. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь.

Муспельхейм (Muspelheim)
На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир.

Нифльхейм (Niflheim)
Мир льда на отдаленном севере — очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратиит лед Нифльхейма в поток воды начнётся создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени.

Асгард (Åsgard)
На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут борються бок о бок с богами в конце эры.

Хель (Helheim)
Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной. Мир Хель находится глубоко под миром людей.

Ванахейм (Vanaheim)
Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Они известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Лорд и леди, Фрейр и Фрейя, — правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю. Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным.

Ётунхейм (Jotunheim)
Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происодят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут.

Свартальвхейм (Schwarzalbenheim)
Тёмные эльфы (гномы) живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубо внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальвхейм находится между Мидгардом и Хель.

Юсальфхейм (Ljusalfheim)
Светлые существа, альвы и феи, создания невероятной красоты. Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть. Лессальвхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

Подпишитесь на нас

В древнескандинавской мифологии Асгардом называется один из трех «стержневых миров» древа Иггдрасиль, которое формирует весь обозримый космос. В этом смысле космогоническая основа скандинавской мифологии представляет собой триаду «Асгард-Мидгард-Хельхейм», три мира, которые олицетворяют соответственно Будущее (мир богов), Настоящее (мир живых) и Прошлое (мир мертвых). Эти миры были созданы в начале времен тремя великими асами - Одином и его братьями Вили и Вё, потомками великана (первочеловека) Бури.

Мир Асгард часто ошибочно ассоциируют с некоей небесной, возвышенной реальностью. В действительности ни один эддический текст не упоминает об Асгарде, как о мире, который в каком-либо аспекте находится выше Мидгарда , мира людей. При этом кеннинги и хейти Асгарда всегда яркие и эффектные, например «блистательный», «величественный», «вечный». Вероятно, в представлении древних скандинавов мир Асгард представлял собой некий идеализированный образ, апофеоз земных устремлений человека. Кроме того, именно в Асгарде располагалась Вальхалла, куда попадали воины, доблестно павшие в битве. Именно поэтому параллель Асгард-Будущее не вызывает сомнений у современных исследователей. В том числе - в сугубо материалистическом аспекте, ведь асы, боги, населяющие Асгард, судя по эддическим текстам, обладали технологиями, которые были недоступны смертным. То есть, если «подключить» к анализу принципы классической научной фантастики, речь здесь может идти о некоей более развитой цивилизации.

Этимология слова «Асгард» очевидна, в переводе с древнескандинавского «Ásgarðr» означает дословно «огороженное пространство асов», вероятно - «крепость асов». Тем не менее, в «Старшей Эдде» об Асгарде говорится, как о городе, а не о крепости. С другой стороны, в Эдде Стурлусона присутствует легенда, которая повествует о том, как вокруг Асгарда была возведена неприступная стена.

Миф о Свадильфари и безымянном великане

«Видение Гюльви» (первая часть «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона, в частности - песнь 42) повествует о том, как однажды в Асгард пришел некий великан, мастер-каменщик, предложивший асам интересную сделку. Великан обязался построить вокруг Мидгарда (некоторые ошибочно полагают, что речь шла о защите Асгарда) высокую и прочную стену, в обмен он запросил Луну, Солнце и прекрасную Фрейю. Асы долго сомневались, но Локи пообещал, что решит проблему и не придется ничего отдавать великану взамен. Кроме того, боги наложили еще одно ограничение: великан должен был возвести стену за одну зиму, не днем дольше. Мастер согласился, сказав, что у него есть волшебный конь, Свадильфари, и ничья помощь ему не понадобится, он без труда уложится в срок.

Оказалось, что жеребец Свадильфари удивительно силен, он без труда перетаскивал огромные валуны из каменоломни, позволяя мастеру-великану работать с невиданной скоростью. Боги Асгарда засомневались в том, мудро ли было соглашаться на предложение великана, ведь тот, очевидно, действительно успеет достроить стену к концу лета, и тогда придется отдать ему Фрейю, ведь асы не нарушают обещаний. Разумеется, во всем был обвинен Локи, ведь это он пообещал «разрулить» проблему с положенной великану платой. Асы пригрозили богу хитрости ужасной смертью, тогда он обратился прекрасной кобылой и отвлек Свадильфари. Великан не успел достроить стену, но бедный Локи жестоко поплатился за это: жеребец Свадильфари поймал его в образе кобылы и вскоре Локи родил легендарного Слейпнира.

Великан-каменщик понял, что его обманули, но не мог этого доказать, поэтому просто начал метать в Асгард огромные валуны, в бессильной злобе пытаясь разрушить почти законченную стену. Тогда к нему вышел славный Тор, обвинил мастера в нарушении договора и раздробил ему череп своим неотразимым молотом. Так, благодаря хитрости Локи Асгард обзавелся пусть и незаконченной, но потенциально неприступной стеной, а Один, кроме прочего, получил в свое распоряжение восьминогого Слейпнира, что скакал быстрее света.

Мир Асгард: география мифическая и реальная

Согласно эддическим текстам, структурно мир Асгард делится на множество так называемых Залов (или Чертогов, также в некоторых переводах их называют Дворцами), по всей видимости - это условное название обособленных локаций, принадлежащих тому или иному богу (асу). К примеру, Один владеет Чертогом Валяскъяльв (помимо, разумеется, Вальхаллы), у стража Асгарда, могучего Хеймдаля, своей Чертог, который называется Химинбьерг. Тор живет в Трудхейме, а Фрейя - в Фолькванге.

Теоретически мир Асгард населен только асами, там нет смертных, инеистых великанов или темных альвов (цвергов). Но само понятие «ас» в этом смысле неоднозначно. Ведь Один, Вили и Вё - потомки первочеловека Бури, который, по всей вероятности, был великаном (возможно - инеистым). Также Фрея, Фрейр и Ньёрд не являются асами, они - ваны. Локи - сын ётунов, Идунн - дочь альвов из рода Ивальди, Квасир - наполовину ван, Хеймдаль также ас лишь наполовину, ведь его отец - Один, а матери (их было девять) - «дочери великанов» (согласно «Песне о Хюндле»). Иными словами, мир Асгарда являет собой «сборную солянку» из самых выдающихся представителей разных рас и их союзов, исключая лишь смертных из Мидгарда, инеистых великанов и сынов Муспелля.

Любопытно, что судьбы Асгарда и Мидгарда неразрывно связаны. Эти миры были построены в одно время, и в одно время будут уничтожены. Во время Рагнарёка, когда огненный великан Сурт сожжет Мидгард, Иггдрасиль рухнет, подточенный клыками Нидхёгга и вместе с ним падет блистательный Асгард, что расположен в кроне Мирового Ясеня (по другой версии - вдоль одного из его корней).

Что же касается вопроса о том, существовал ли Асгард в реальности, мы сегодня можем опираться лишь на один единственный источник - «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Первая часть этой монументальной работы называется «Сага об Инглингах» и там сказано, что Асгард расположен на востоке от Танаиса (так скандинавы и греки называли Дон), между землями ванов (венедов) и землями турок. Также Снорри пишет, что к западу от Асгарда расположены земли саксов и государство Гардариков (так раннесредневековые европейские источники называли Древнюю Русь). Описание достаточно смутное и неточное, хотя в нем упоминается множество важных, реально существовавших топонимов. Так или иначе, но на данный момент вопрос об Асгарде, как о некоем древнем городе, справедливо занимает позицию околонаучной гипотезы.

Скандинавская мифология

Германо-скандинавская мифология (древнегерманская мифология, скандинавская мифология) - мифология германских племён (англов, саксов, норманнов, данов и др.), формировавшаяся с V в. до н. э. до принятия христианства.

Поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона, её часто называют «скандинавской мифологией».

Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вали и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину.

Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла. (Аск и Эмбла)

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Структура мира

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

* Миры-страны
o Асгард - страна богов-асов, находящаяся на небе.
o Ванахейм - мир, в котором живут ваны.
o Йотунхейм - мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой,Утгард).
o Льесальвхейм - мир светлых альвов.
o Мидгард - срединный мир, населённый людьми (Земля).
o Муспелльхейм - огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.
o Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
o Свартальвхейм - подземная страна цвергов.
o Хельхейм - преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

* Географические термины
o Биврёст(Бильрёст) - мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
o Вальхалла - дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие войны.
o Вигрид - равнина, где встретятся в день Рагнарока асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
o Хвельгельмир - ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гиннунгагап.
o Гинунгагап - мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
o Гимле - Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальгалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарока огнем Сурта. Буквальный перевод - «Защита от огня», «Обитель блаженства».
o Гйоль - река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
o Гнипа (или Гнипахеллир) - пещера, где обитает Гарм.
o Ивинг - река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
o Иггдрасиль - гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг - одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
o Железный лес - одно из мест в Ётунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
o Урд - источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
o Ходдмимир - роща в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
o Альвхейм - дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
o Бильскирнир - «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» - чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ - змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир - супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии - Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

* Асы - главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде - стране богов-асов, находящейся на небе.

* Ваны - боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами.

* Турсы (великаны) - воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).

* Альвы - духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дварфов (гномов) и тёмных - цвергов.

* Норны - три богини человеческой судьбы.
o Урд («судьба»).
o Верданди («становление»).
o Скульд («долг»).

* Валькирии - двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.
o Брюнхильд - лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда и жена короля Гуннара.
o Гейрскёгуль
o Гёндуль
o Гунн
o Лиод - дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
o Труд (Þrúðr) - дочь Тора и Сиф.
o Скёгуль
o Хильд

Мифические существа

* Аудумла - одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
* Вайделоты - жрецы-хранители легенд и преданий.
* Велтиезмир - животное-мир.
* Гарм - чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
* Гульфакси - вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
* Гутгин - домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
* Ёрмунганд - мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
* Зелигены - духи - покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
* Квазир - карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
* Нидхёгг - чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
* Рататоск - белка Рататоск, связующее звено, посредник.
* Рюбецаль - горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
* Сехримнир - вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
* Скинфакси - конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
* Слейпнир - волшебный восьминогий конь бога Одина.
* Тангиост и Тангризнир - два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
* Тьяльви - слуга Тора и его спутник в боевых походах.
* Фафнир - дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
* Фенке - лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
* Фенрир (Фенрис) - гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
* Хейдрун - коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
* Хольда (фрау Холле) - старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
* Хримфакси - конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
* Эйнхерии - павшие воины, взятые в дружину бога Одина.

Герои, конунги и другие люди

* Гюльфи - легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери - имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
* Гроа - волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
* Вольсунг - сын короля франов Рерира, данный ему асами.
* Кримхильда - супруга Зигфрида.
* Манн - первый человек, прародитель германских племён.
* Нибелунги - потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
* Зигфрид (Сигурд, Зигурд) - герой, совершивший множество подвигов.
* Хаддинг - герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
* Хёгни (Хаген) - герой - убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
* Хельги - герой, совершивший множество подвигов.
* Аск - первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
* Эмбла - первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным - из ольхи).

Артефакты

* Брисингамен - одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
* Гунгнир - копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
* Драупнир - золотое кольцо Одина.
* Мьёллнир - молот Тора, который всегда возвращается в руку.
* Нагльфар - корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
* Скидбладнир - корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
* Гьяллархорн - золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарока.
* Грам - меч Сигурда и его отца Сигмунда.

Влияние на культуру

Английские и немецкие названия дней недели получились от имён древнегерманских богов. В английском: Tuesday (вторник) - Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра), Wednesday (среда) - Odin’s (Woden’s) day (день Одина), Thursday (четверг) - Thor’s day (день Тора), Friday (пятница) - Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи), также Sunday (воскресенье) - Sun’s day (день Солнца) и Monday (понедельник) - Moon’s day (день Луны). В немецком: Dienstag (вторник) - день Тюра(*Teiwa (Ziu)), Donnerstag (четверг) - день "грома" (день бога грома - то есть, Тора), Freitag (пятница) - день Фрейи (Frija), Sonntag (воскресенье) - день Солнца, Montag (понедельник) - день Луны.

По скандинавским мифам, прежде чем был сотворён этот мир, ничего не было – лишь бездна зияла, имя которой – Гинунгагап. До сотворения мира не было тогда ни земли, ни моря; не росла трава и не высилась над ней небесная Твердь.

Но однажды на севере мировой бездны возник Нифльхейм, Тёмный Мир, а на юге – жаркий и светящийся Муспелльсхейм, Огненный Мир. Из Нифльхейма шел холод, а из Муспелльсхейма летели искры, и от встречи ледяной влаги и сухого жара в пустоте между двумя мирами закрутились вихри и хлынули дожди. Затем в самой середине Тёмного Мира забил поток Хвергельмир, Кипящий Котел, и потекли из него реки, Эливагар, Бурные Воды. Всего их – одиннадцать, а вода в них – ядовита. Из мрака и холода устремились бурные Воды к жаркому Муспелльсхейму, но вдали от своего истока, едва достигнув мировой бездны, превратились в лёд. Ядовитый иней, выступивший на льду, подхватили вихри, бушевавшие в пустоте, и начал он таять, встретившись с теплом, струящимся из Огненного Мира.

Всю бездну Гинунгагап заполнила влага, и из нее возник великан Имир, жестокий, как пламя и замерзший яд, давшие ему жизнь. Не был Имир ни мужчиной, ни женщиной, а когда он заснул, появились под его рукой мальчик и девочка, от которых потом и пошел род великанов. Затем ноги Имира переплелись и породили Трудгельмира, великана с шестью головами. Чтобы кормить Имира и его детей, вышла из инея корова Аудхумла, из вымени которой потекли четыре молочные реки.

Сама же Аудхумла кормилась тем, что слизывала с камней солёный иней. Один большой камень она лизала так долго, что он стал оживать от тепла ее языка. Сначала выросли на каменной глыбе человеческие волосы, на другой день появилась вся голова, а еще через день из камня возник человек – прародитель богов Бури. Сын его Бор взял в жены Бестлу, дочь великана Бельторна, и родила она трех сыновей, которых назвали Один , Вили и Ве. Одину суждено было стать величайшим из богов скандинавской мифологии и править на небе и на земле.

Один и его братья убили злого и жестокого Имира, а его кровь залила всю мировую бездну. И в ней потонули все, кто тогда существовал, кроме сыновей Бора и семьи великана Бергельмира, сына шестиглавого Трудгельмира. И тогда Один, Вили и Ве решили сотворить новый мир, не похожий на то, что уже существовало. Для этого они бросили тело Имира в его кровь, заполнившую бездну Гинунгагап, а затем подняли его из глубины, превратив в землю. Кровь же Имира стала океаном, окружившим земную твердь. Те потоки крови, что разлились по суше, сыновья Бора превратили в реки и озера, кости – в горы, зубы – в камни, а волосы – в растения. Череп Имира боги подняли над землей, укрепив на четырех ее загнутых концах, и сотворили из него небосвод.

Солнце, луна и звезды уже существовали тогда – это были искры, вырвавшиеся из огненного Муспелльсхейма и беспорядочно летавшие в пространстве. Один и его братья установили тот порядок, которому следуют теперь светила. Одни звёзды были неподвижно укреплены на небесной тверди, другие же стали двигаться по назначенным им дорогам. Один решил, что отныне день станет сменяться ночью, будут различаться утро, вечер и середина дня.

Боги не хотели, чтобы сотворённую ими землю заселили жестокие великаны – потомки Бергельмира, поэтому они окружили середину земной тверди стеной из век Имира и назвали это место Мидгард, Срединный Мир. Земли вокруг Мидгарда были отданы великанам. А так как великанов называют еще ётунами или турсами, то имя этим окраинным землям дали Ётунхейм, страна великанов. Род великанов очень велик и разнообразен. Одни великаны чудовищно уродливы, особенно те, у которых несколько голов, зато другие внешне не отличаются от богов и даже почти не превосходят их ростом, хоть и могут вырастать до громадных размеров, чтобы устрашить врагов. Многие ётуны владеют древней магией и очень мудры, и почти все они умеют превращаться в зверей и птиц, чаще всего – в волков и орлов. В Темном мире, Нифльхейме – он находится под Мидгардом – обитают самые страшные великаны, которых люди называют троллями.

Магическая сила Одина высвободила из земли скрытые в ней силы – так в мир явились новые боги и богини. Одну из богинь звали Ёрд (Земля) и была она душой земли. Ёрд родила Одину сына, сильнейшего из богов. Имя ему Тор.

Все боги стали называться асами, а повелителем своим они признали Одина. Асы решили поселиться на небе и построили там свою страну, Асгард.

Расположен Асгард вокруг ствола Мирового Древа, ясеня Иггдрасиль, выросшего в середине земли из трёх корней.

Один корень находится в Нифльхейме над потоком Кипящий Котёл. В тот миг, как умер Имир, под этим потоком разверзся вход в страну еще более мрачную, чем Нифльхейм, – в страну Нифльхель, страну Мертвых, которую называют иногда и просто Хель.

Другой корень Иггдрасиля тянется к источнику мудрости, бьющему в Ётунхейме, а третий – к источнику Урд в Мидгарде.

По скандинавским мифам, люди не могут видеть Мировое Древо, хоть и простирает оно свои ветви над всем миром.

На вершине Иггдрасиля сидит орёл. Это мудрая птица, любимец Одина. Он так велик, что не замечает ястреба, обычно сидящего у него на голове. Орел любит разговаривать с белкой Ратотоск, снующей по стволу ясеня. Она от самой его вершины сбегает к корням и видит даже дракона, грызущего корень, растущий в Нифльхейме. Дракон и орел никогда не виделись, но белка передает им все, что они говорят друг о друге – а они постоянно перебраниваются. Имя дракона – Нидхёгг. Он покрыт черными перьями и не только подгрызает корень Иггдрасиля, но и высасывает кровь из мертвецов, попадающих в Хеоль.

Согласно скандинавской мифологии, когда после сотворения мира асы поселились на небе, богиня Ёрд не покинула землю. В Асгарде женой Одина стала богиня Фригг, мудрая, справедливая и скромная. Ей часто открывается будущее, но она не делает предсказаний и молчит о том, что знает.

Асы – не единственное племя скандинавских богов. Боги, не признавшие своим повелителем Одина, поселились после сотворения мира южнее Асгарда, в Ванахейме, и назвались ванами. Ваны и асы одинаково прекрасны и мудры, но ваны смертны, хоть и живут очень долго. Асы же не стареют и не умирают. Мудрость Одина помогла ему отыскать в глубинах земли волшебные золотые яблоки. Тот, кто ест эти яблоки, всегда остается молодым, а ларец, в котором они хранятся, никогда не пустеет.

По пересказу скандинавских мифов, сделанному Е. Л. Кувановой

Скандинавией традиционно именуются обширные территории, расположенные на севере Европы, и включающие в себя Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию, а также ряд ближайших к ним островов. Исторические особенности их развития породили своеобразную культуру, одной из граней которой стало мифотворчество, персонажами которого, в свою очередь, явились самобытные и неповторимые боги Скандинавии. Неустрашимые и дерзкие, они были в чём-то сродни самим викингам.

Откуда они пришли в наш мир?

Боги список которых содержит в себе имена персонажей, менее известных, чем их древнеегипетские и греческие собратья, являются частью культуры древнегерманских племён. Сведения о них дошли до наших дней главным образом в текстах двух памятников средневековой литературы. Это «Старшая Эдда» - поэтический сборник, содержащий в себе древнеисландские песни, а также «Младшая Эдда» - творение исландского писателя XII века Снорри Стурлусона.

Кроме того, ряд мифов стал известен из произведения средневекового датского хрониста Саксона Грамматика, названного им «Деяния датчан». Любопытно, что один из его сюжетов лёг в основу шекспировского «Гамлета», написанного четырьмя столетиями позже.

Обращаясь к сюжетам любых мифов, независимо от того, родились они в Скандинавии, Греции или Египте, следует учесть, что на протяжении веков они неоднократно редактировались, что сегодня неизбежно приводит ко множеству закравшихся в них разночтений и противоречий. Поэтому не следует удивляться, когда одни и те же события, да и сами боги Скандинавии описываются в разных источниках по-разному.

Скандинавский вариант возникновения мира

Необычайным своеобразием скандинавской мифологии окрашена, представленная в ней, картина рождения мира. Согласно древнему эпосу, всё началось с огромной чёрной бездны, по одну сторону которой находилось царство льда - Нифльхейм, а по другую огня - Муспелльхейм.

Из царства льда брали своё начало 12 потоков, которые тут же замерзали, но поскольку били они непрестанно, то глыбы льда постепенно приближались к царству огня. Когда эти две стихии совсем сблизились, то из снопов искр, смешавшихся с ледяной крошкой, появился на свет великан Имир и такого же размера корова по имени Аудумла.

Далее описываются совершенно невероятные события. Согласно «Старшей Эдды», однажды великан Имир изрядно вспотел, что и не удивительно, ведь рядом находилось царство огня, и из его пота появились два великана - мужчина и женщина. Это бы ещё куда ни шло, но вот далее говорится, что одна его нога зачала от другой и родила сына. Поскольку это трудно представить, примем на веру, не вдаваясь в подробности.

Что же касается коровы Аудумлы, то и ей в скандинавских мифах отводится весьма важная роль. Во-первых, она кормила своим молоком Имира и тех, кто произошёл от него столь чудесным образом. Сама же она питалась тем, что слизывала соль с камней. Во-вторых, от тепла её языка родился ещё один великан, получивший Так появились на земле её первые обитатели, от которых затем были рождены боги Скандинавии, а ещё позже и люди.

Асы, ваны и прочие мифические персонажи

Известно, что все скандинавские боги и богини подразделялись на несколько групп, основной среди которых были асы, возглавляемые их предводителем по имени Один. Жизнь у них была отнюдь не лёгкая и не безоблачная, поскольку постоянно приходилось вступать в конфликты с другими представителями древнескандинавского пантеона.

Больше всего неприятностей им доставляли ваны - группа богов плодородия, претендовавшая на владение миром, но доставалось и от великанов-ётунов, а также от карликов-цвергов. И уж совсем нещадно портили асам кровь женские божества - дисы, норны и валькирии.

Одним из главных сюжетов скандинавской мифологии является война между асами и ванами. Началась она с того, что ваны, обиженные тем, что люди в своих песнях прославляли не их, а асов, послали к ним в мир (он назывался Мидгард) злую колдунью Гульвейг. Поскольку сделана она была из золота, то, по расчётам ванов, своим появлением должна была испортить нравы людей, посеяв в их душах алчность и корыстолюбие. Асы воспрепятствовали этому, и убили ведьму. С этого началась война, в которой боги Скандинавии пытались силой решить вопрос первенства. Так как ни одна из сторон не могла взять верх, между ними в итоге был заключён мир, скреплённый обменом заложниками.

Верховный бог асов

Предводителем, и отцом асов являлся верховный бог Один. В скандинавской мифологии ему соответствует целый ряд характеристик. Он представлен как царь-жрец, шаман-знаток рун, князь-волхв и, кроме того, скандинавский бог войны и победы. почитался как покровитель военной аристократии и покоритель валькирий (о них речь пойдёт ниже). В его ведении находится Вальхалла - небесный чертог, где в райском блаженстве коротали вечность павшие герои-воины.

Изображался Один в виде одноглазого, но полного жизненной энергии старца. Свой недостающий глаз он отдал когда-то великану Мимиру за то, чтобы тот позволил ему испить воды из охраняемого им источника мудрости. Похвальная тяга к знаниям, вообще, была свойственна Одину. Например, как-то раз, для того чтобы постичь силу, заключённую в старинных рунах, - древнегерманских письменах, он согласился принести себя в жертву, и провисеть 9 дней, прибитым к дереву собственным копьём.

Среди прочих качеств Одина, в мифах особо подчёркивается способность к перевоплощению. Обычно он бродит по земле в облике старца, облачённого в синий плащ и войлочную шляпу. Его постоянными спутниками бывают два волка или ворона. Но иногда Один может обернуться и бедным странником или уродливым карликом. В любом случае горе тому, кто, поправ законы гостеприимства, закроет перед ним двери своего дома.

Сыновья Одина

Сыном Одина был бог Хеймдалль, считавшийся хранителем мирового древа жизни. Его, обычно, изображали в облике воина, трубящего в Согласно легенде, именно так он должен будет возвестить о приближении конца света, и собрать всех богов на последнюю битву с силами тьмы. Живёт Хеймдалль в сказочном доме, который называется Химинбьёрг, что в переводе означает «небесные горы». Находится он вблизи моста, соединяющего небо и землю.

Широко известен и другой сын Одина - однорукий бог Тюр, являвшийся воплощением воинской доблести. Руки он лишился, однако, не на поле брани. Своё увечье бедолага получил, пытаясь сковать волшебной цепью гигантского волка по имени Фенрир. Когда-то это чудовище ещё безобидным щенком было взято асами в их страну Асгард. Со временем волчонок подрос, превратившись в сильное и агрессивное чудовище, наводившее ужас на окружающих.

Как ни пытались боги его сковать, он каждый раз с лёгкостью рвал оковы. Наконец, на помощь пришли эльфы, выковавшие волшебную цепь из шума кошачьих шагов, птичьей слюны, рыбьего дыхания и корней гор. Оставалось лишь набросить её на волка. Чтобы убедить зверя в отсутствии дурных намерений, бог Тюр вложил ему в пасть собственную руку, которая и была откушена, как только Фенрир понял, что попался на хитрость. С тех пор бог воинской доблести разил врагов лишь одной оставшейся рукой.

Бог, измученный дурными снами

Надо заметить, что бог весны Бальдр Прекрасный - так его все называли за необычайную красоту, был также сыном Одина, которого ему родила верховная богиня асов Фригг. Легенда рассказывает, что однажды он поделился с матерью тем, что стал часто видеть дурные сны. Чтобы обезопасить сына, Фригг взяла клятву с воды, огня, бранных металлов, деревьев, камней, ядов, болезней, зверей и птиц, что они не причинят ему никакого вреда. В результате бог весны стал неуязвим.

Зная об этом, прочие боги ради потехи метали в него камни, копья и стрелы, чем весьма досаждали Бальдру. И вот однажды их злые шутки окончились весьма плачевно. Бог хитрости Локи обманом выведал у Фригг, что она в своё время не взяла клятву с омелы - кустарника, на тот момент едва появившегося из земли.

Воспользовавшись её промашкой, коварный Локи сорвал ветку этого растения, и, вложив её в руку слепого от природы бога судьбы Хёда, заставил метнуть в проходившего рядом Бальдра. Острый прут пронзил прекрасного юношу и тот скончался, став добычей царства мёртвых и его страшной правительницы колдуньи Хель.

Рядом с верховным богом асов часто изображается ещё один популярный мифический персонаж - Хермод Храбрый. Он являлся посланником Одина в страну мёртвых, где должен был выкупить у её правительницы его сына - бога весны Бальдра. Это доброе намерение принесло Хермоду известность, несмотря на то что сама миссия провалилась в результате очередных происков всё того же бога хитрости и обмана Локи.

Состязания в замке Утгард

Следует отметить, что проделки этого плута и обманщика часто порочат имя его тёзки - вполне добропорядочного и уважаемого аса Утгарда Локи, прославившегося тем, что в его родовом замке Утгард как-то раз были организованы весьма необычные соревнования. О них повествует «Младшая Эдда». В ней рассказывается, в частности, как один из его гостей - бог грома и бури Тор, в пылу спортивного азарта боролся со злобной старухой Элли, воплощавшей собой старость, а его приятель Локи - тот самый бог-обманщик, состязался в прожорливости с самим огнём.

Кульминацией же всего стала попытка местного крестьянина Тьяльфи опередить скоростью бега мысль самого хозяина замка. И хотя ни бог грома, ни его приятели успеха не достигли, праздник удался на славу. О нём было сложено потом много песен. Не испортило впечатление даже то, что и огонь, и старуха Элли, да и сам хозяин Утгарда Локи изрядно жульничали, благодаря чему и одержали победы.

Женские божества древних скандинавов

Самое непосредственное отношение к Одину имеют валькирии, повелителем которых (а по некоторым источникам - отцом) он являлся. Согласно скандинавским мифам, эти девы-воительницы, восседая на летучих конях, незримо реяли над полями битв. Посланные Одином, они подбирали с земли убитых воинов, и относили затем в небесный чертог Вальхаллу. Там они им прислуживали, разнося за столами мёд. Иногда валькирии также получали право решать исход сражений, а наиболее понравившихся им воинов (убитых, разумеется) делать своими возлюбленными.

Кроме валькирий, женскую часть пантеона представляли также норны - три волшебницы, наделённые даром ясновидения. Они были способны без труда предсказывать судьбы не только людей и богов, но и всего мира в целом. Жили эти кудесницы в стране Мидгард, населённой людьми. Их главной обязанностью было поливать мировое дерево Иггдрасиль, от благополучия которого зависело долголетие человечества.

Ещё одну группу сверхъестественных обитательниц древнего мира составляли дисы. Повинуясь переменчивости женской натуры, они являлись то хранителями людей, то враждебными по отношению к ним силами. Среди памятников древнегерманской культуры, частью которой, как указывалось выше, является скандинавская мифология, сохранились тексты заклинаний, в которых дисам приписывается сила сдерживать натиск неприятельских войск и решать исход сражений.

Златовласая богиня

Кроме представительниц женской части пантеона, о которых шла речь выше, заслуживает внимания и богиня Сиф, являвшаяся женой бога бурь и грома Тора. Будучи покровительницей плодородия, эта дама, уступавшая красотой лишь богине любви Фрейе, приобрела известность своими необычайными золотыми волосами, история которых заслуживает особого внимания.

Однажды красота Сиф заставила бога обмана Локи преисполниться завистью к её мужу Тору. Улучив момент, когда того не было дома, Локи прокрался в опочивальню к его спящей жене и…, нет-нет, не подумайте ничего - он её всего лишь остриг наголо. Тем не менее, отчаянию бедняжки не было конца, и разъярённый супруг готов был убить негодника, но тот поклялся исправить положение.

С этой целью Локи отправился к кузнецам-гномам, жившим в сказочной стране, и поведал им о случившемся. Те с радостью вызвались помочь, продемонстрировав своё искусство. Гномы выковали для Сиф волосы из чистого золота, сделав их необыкновенно длинными, тонкими и пушистыми, обладавшими свойством тут же прирастать к голове и выглядеть как настоящие. Так богиня Сиф стала обладательницей золотых волос.

Боги - повелители морей

Ещё одним ярким представителем скандинавского пантеона является владыка морей Эгир. Принято считать, что Эгир олицетворяет собой, прежде всего, спокойное и безмятежное море, о чём свидетельствует его характер. Он гостеприимный хозяин, охотно принимающий у себя гостей, и затем посещающий их дома. Владыка морей всегда миролюбив, и никогда не участвует в спорах, а тем более в войнах. Однако распространённое в старину выражение «угодить в зубы Эгира», имеющее значение - утонуть, говорит о том, что и ему порой свойственны минуты гнева.

Следует отметить, что ряд источников в качестве повелителя морей называет другого скандинавского бога - Ньерда, и ему приписывает тихий и дружелюбный нрав, в то время как Эгир изображается возмутителем морских просторов и создателем бурь, смирять которые, и спасать терпящие бедствие корабли приходится Ньерду. Не следует удивляться, так как это всего лишь один из примеров разночтений, возникших в скандинавском эпосе за прошедшие века.

Кузнец, сделавший крылья

В скандинавском пантеоне имелся и свой бог-кузнец по имени Велунд. Этот работяга является персонажем эпоса почти всех германских народов. Его судьба была трудна и по-своему драматична. Будучи одним из трёх сыновей финского конунга (верховного повелителя), он, тем не менее, жил трудом своих рук. В семейной жизни парню явно не везло. Любимая жена Хервёр - дева, принимавшая порой облик лебедя, бросила его, оставив после себя лишь свадебное кольцо. Страдая от разлуки, Велунд выковал 700 его дубликатов.

Но на этом его злоключения не кончились. Однажды во время был пленён шведским конунгом Нидудом. Злодей не только лишил мастера свободы, но и искалечил, оставив на всю жизнь хромым. Заточив Велунда в подземелье, конунг заставил его трудиться дни и ночи, выковывая для себя оружие, а для жены и дочери драгоценные украшения. Лишь благодаря случаю и собственному коварству пленнику удалось вновь обрести свободу.

Легенда повествует, что однажды в подземелье к Велунду пришли сыновья Нидуда, желавшие, как и отец, иметь мечи его изготовления. Воспользовавшись моментом, кузнец убил их, сделав затем из черепов кубки, которые отослал их отцу, и из глаз драгоценности для королевы, а из зубов броши для принцессы. В довершение всего он заманил к себе ничего не подозревавшую девицу, изнасиловал её. Отомстив таким образом, весьма довольный собой, бог-кузнец улетел прочь на крыльях собственного изготовления.

Новые времена - новые персонажи

С распространением в странах Скандинавии христианства все прежние мифические божества претерпели определённую трансформацию, приняв облик святых, или, вообще, исчезнув. Изменился до неузнаваемости и Велунд, превратившись из божественного персонажа в демонический. Связано это, прежде всего, с его профессией. Известно, что в древности к кузнецам относились с определённой долей подозрительности, приписывая им связь с нечистой силой.

Неудивительно после этого, что Гёте, несколько изменив это имя, наделил им своего героя Мефистофеля в одной из сцен трагедии «Фауст», представившегося как Воланд. У гениального немца находку позаимствовал Михаил Афанасьевич Булгаков, увековечив её в «Мастере и Маргарите», и дав прежнему Велунду новую жизнь в образе профессора чёрной магии Воланда.

Небольшой список богов Скандинавии, которые не вошли в наш обзор:

  • Браги - сын Одина.
  • Видар - божество войны.
  • Хенир - брат Одина.
  • Форсети - сын Бальдра.
  • Фулла - богиня изобилия.
  • Эйр - богиня врачевания.
  • Ловн - богиня милосердия.
  • Вер - богиня знания.
  • Йорд - богиня земли.
  • Скади - покровительница охоты.
  • Улль - бог охоты.