Ван гог завихрения. Разгаданные и неразгаданные тайны ван гога

Парадоксальное открытие на днях сделали российские и европейские математики. Они в прямом смысле вычислили уникальный дар великого голландского живописца. Оказывается, он видел то, что простым смертным не дано, - воздушные турбулентные потоки. Ван Гог, сам о том не подозревая, может спасти человечество от авиакатастроф, полагают ученые. Ведь раньше описать явление турбулентности, невидимое невооруженным глазом, ученые не могли.

Как и многие гении, великий Ван Гог был, мягко говоря, странен. Известен факт, что в минуту душевного кризиса он отрезал себе ухо. Однако все это не было обычным умопомрачением.
- Исследование математической модели картин великого голландского художника показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу турбулентные вихревые потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя, - рассказал нам профессор Московского авиационного института Виктор Козлов. - Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.
Основы современной теории турбулентности были заложены великим математиком Андреем Колмогоровым в 1940 годы XX века. Однако точного ее описания по сей день нет. Теперь ситуация может измениться.
По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, "Звездная ночь", написанная в 1889 году) содержат характерные "статистические отпечатки" турбулентности. Как отмечают ученые, "турбулентные" произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. В это время живописца посещали галлюцинации, мучили депрессии. Видения, которые не давали Ван Гогу покоя, выливались на его полотнах в неровно, как будто нервически закрученные спирали. Он не раз признавался друзьям, что, сделав очередной набросок, успокаивается на какое-то время, словно выполнил некую важную миссию.
- По всей видимости, Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства, - рассуждает профессор Козлов. - В то же время у художника есть картины, где "следы турбулентности" незаметны. К их числу принадлежит известный "Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом" (1888). Ван Гог, причинив себе увечье, находился под воздействием седативных препаратов, в частности брома, и, по его собственным словам, был в состоянии "полного покоя".
- Дар Ван Гога уникален, - говорит наш собеседник. - Исследователи оцифровали его произведения и математически их рассчитали. По всей видимости, он единственный художник, который умел рисовать турбулентность. Картины других живописцев, даже сходные по манере письма, не содержат в себе соответствия теории Колмогорова. По этой причине именно творчество Ван Гога может стать поворотным для современной науки. С его помощью ученые собираются развить теорию турбулентности и наконец объяснить это явление. Его разгадка поможет, например, решить данную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.
Кто знает, может быть, "миссией", "предназначением" Ван Гога, о которых он говорил друзьям, было в том числе спасение далеких потомков? В таком случае всегда ли правы медики, обеспечивающие своим пациентам "полный покой"?


Картину «Звездная ночь» Винсента Ван Гога многие называют вершиной экспрессионизма. Любопытно, что сам художник считал ее крайне неудачной работой, да и написана она была в момент душевного разлада мастера. Что же такого необычного в этом полотне – попробуем разобраться далее в обзоре.

1. «Звездную ночь» Ван Гог написал в психбольнице


Моменту создания картины предшествовал тяжелый эмоциональный период в жизни художника. За несколько месяцев до этого к Ван Гогу в Арль приехал его друг Поль Гоген, чтобы обменяться картинами и опытом. Но плодотворного творческого тандема не получилось, и через пару месяцев художники окончательно рассорились. В пылу эмоционального расстройства Ван Гог отрезал себе мочку уха и отнес ее в бордель к проститутке Рашель, которая благоволила Гогену. Так делали с быком, поверженным на корриде. Матадору доставалось отрезанное ухо животного.

Гоген вскоре после этого уехал, а брат Ван Гога Тео, видя его состояние, отправил несчастного в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Именно там экспрессионист создал свое знаменитое полотно.

2. «Звездная ночь» - это ненастоящий пейзаж


Исследователи напрасно пытаются вычислить, какое же созвездие изображено на картине Ван Гога. Художник взял сюжет из своего воображения. Тео договорился в клинике, чтобы для брата выделили отдельное помещение, где он мог бы творить, но на улицу душевнобольного не выпускали.

3. На небе изображена турбулентность


То ли обостренное восприятие мира, то ли открывшее шестое чувство заставили художника изобразить турбулентность. В то время вихревые потоки нельзя было увидеть невооруженным взглядом.

Хотя за 4 века до Ван Гога подобное явление изобразил еще один гениальный художник Леонардо да Винчи.

4. Художник считал свою картину крайне неудачной


Винсент Ван Гог считал, что его «Звездная ночь» - не лучшее полотно, ведь оно было написано не с натуры, что было для него очень важным. Когда картина попала на выставку, художник довольно пренебрежительно сказал о ней: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня» . Однако для экспрессионистов, считавших, что самое главное – это проявление чувств, «Звездная ночь» стала почти иконой.

5. Ван Гог создал еще одну «Звездную ночь»


В коллекции Ван Гога была еще одна «Звездная ночь». Потрясающий пейзаж никого не может оставить равнодушным. Сам художник после создания этой картины писал брату Тео: «Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее чёрных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звёзд» .

Сегодня работы этого художника стоят баснословных денег, а ведь

Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога (van Gogh) (1853 - 1890) показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.


Физик Хосе Луис Арагон (Jose Lois Aragon) из мексиканского Национального Автономного Университета (National Autonomous University of Mexico) и его соавторы обнаружили на полотнах Ван Гога распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.


По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, «Звездная ночь», написанная в 1889 году) содержат характерные «статистические отпечатки» турбулентности. Как отмечают ученые, «турбулентные» произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. Ван Гог страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства».


У художника есть картины, где незаметны «следы турбулентности». К их числу принадлежит известный «Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом» (1888). Ван Гог, причинив себе увечье, находился под воздействием седативных препаратов (брома) и, по его собственным словам, был в состоянии «полного покоя».


Исчерпывающая математическая модель турбулентности до сих пор не создана. Основы современной теории были заложены великим математиком Андреем Колмогоровым в 40-ые годы XX века. Его работа, в частности, позволила получить уравнения, описывающие разницу скоростей между двумя любыми точками жидкости в турбулентном потоке.


Исследователи оцифровали произведения Ван Гога и рассчитали вероятность того, что два пикселя, находящиеся на определенном расстоянии будут обладать одинаковой яркостью. По их мнению, глаз наиболее чувствителен именно к показателям яркости и в ней заложена главная информация картины. Некоторые из работ Ван Гога оказались явно подчинены математическим закономерностям, выявленным Колмогоровым при описании турбулентности, если вместо скоростей точек в потоке рассматривать распределение яркостей.


Хосе Луис Арагон отмечает, что Ван Гог – единственный художник, который умел рисовать турбулентность: «Мы изучили другие "хаотические" картины нескольких художников и не обнаружили в них соответствия теории Колмогорова. Например, на картине Эдварда Мунка (Munch) (1863 - 1944) «Крик», которая выглядит очень похожей на вихри Ван Гога, распределение яркости не соответствует теории турбулентности».


Ученые отмечают, что стиль и некоторых других художников может быть описан математическим формализмом. Например, в «капающей» манере письма Джексона Поллока (Pollock) (1912 - 1956) отчетливо видны фрактальные структуры.

Зачастую художник способен проникнуть вглубь природных явлений, полагаясь на свое особенное восприятие мира, предвосхищая ученые умы. Яркий представитель постимпрессионизма, нидерландский художник Винсент Ван Гог в своей картине “Звездная ночь” смог изобразить явление турбулентности - поразительного секрета течения жидкости и света.

Сочинение по памяти

Вид звездного неба над деревней - самая эмоциональная работа Ван Гога. Художник написал ее в 1889 году во время лечения в психиатрической больнице: он страдал от галлюцинаций и страхов.

Болезнь не помешала Ван Гогу в работе: даже постоянно находясь в помещении, он самостоятельно придумывал новые формы и цвета для того, чтобы дать выход сильным эмоциям.

Вращающиеся небеса

Ван Гогу не нравилось, когда другие художники создавали точную копию окружающего мира с фотографической идентичностью. Чтобы уловить суть объектов, он упрощал формы, искривлял линии примерно как в старинных гравюрах на дереве. В “Звездной ночи” Винсент круговыми мазками создал картину неба в ночи, с клубами облаков и звездных завихрений. Он, как и другие импрессионисты, изображал свет иначе, чем предшественники, будто схватывая его в движении, например, через блики солнца на воде или мерцания звезд в млечных завитках синего неба.

Причина такого эффекта яркости и интенсивности света палитры картины. Первичная зрительная кора нашего мозга, различающая контраст и движение света, но не его цвет, соединяет два пятна разных цветов с одинаковой яркостью (желтый и белый), а центральная зона мозга видит контрастные цвета (желтый и синий), не смешивая их. Поскольку эти процессы происходят одновременно, свет на картине пульсирует и сияет.

Наука подражает искусству

Понять сущность турбулентности непросто, но мы можем описать ее при помощи изобразительного искусства. Полвека спустя после “Звездной ночи” советский математик Колмогоров развил понимание турбулентности, разработав математическую модель этого явления.

Турбулентный поток - это каскад энергии: большие вихри передают энергию малым и дальше по цепочке. Примером такого потока являются: большое красное пятно на Юпитере, облачные образования и межзвездные частицы пыли. Небесные вихри на холсте Винсента приводят в движение и звезды, и луну, и часть деревьев и даже нижнюю часть композиции.

В 2004 году с помощью космического телескопа “Хаббл” ученые разглядели завихрения клубов пыли и газа вокруг звезды V838 в созвездии Единорога, очень напоминающие звезды Ван Гога. Это так заинтересовало ученых Мексики, что они приступили к детальному изучению света на картинах художника. Ученые обнаружили явную модель турбулентного течения, подчиненную математическим закономерностям Колмогорова на нескольких картинах Ван Гога - “Звездная ночь”, “Дорога с кипарисами и звездой” и “Вороны над пшеничным полем”.

Исследователи оцифровали изображения и просчитали колебания светимости внутри каждой пары пикселей. Они сделали вывод о поразительном сходстве между линиями на полотнах художника, во время психических волнений, с динамикой турбулентных течений. На автопортрете с трубкой, написанным в более спокойный период жизни нет признаков подобных совпадений. С одной стороны, наивно полагать, что гений художника вдохновил его на турбулентные сюжеты, но в то же время еще сложнее объяснить впечатляющий факт, что в период душевного расстройства Ван Гогу удалось понять и пропустить через себя тайну гидродинамики.