Вальс классный концерт лекция. Тематический классный час "вальс о вальсе"

Муниципальное учреждение дополнительного

образования «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Методическая разработка

Наумовой Ларисы Витальевны

преподавателя по классу фортепиано

МУДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Сценарий лекции-концерта для

учащихся младших классов

отделения музыкального искусства

«Танец в музыке»

Познакомить детей с танцевальной музыкой разных стран композиторов 17-20 веков.

1. Приобщение детей к высокой музыкальной культуре.

2 .Расширение кругозора и развитие творческого потенциала учащихся.

3.Развитие творческого подхода, самостоятельности и ответственности учащихся.

4.Максимально задействовать всех участников в процессе (ведущих. выступающих, слушателей)

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего концерта. Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. В нашем концерте принимают участие учащиеся музыкального отделения по классу фортепиано, гитары и баяна. Давайте поддержим наших участников аплодисментами и пожелаем им хорошего выступления.

С танцем по жизни шагать веселей,

Танец опять собирает друзей!

Что ж, будем их вместе сегодня играть

Улыбки дарить и не унывать!

Ведущий 2.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец-это искусство движений в определённом ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов каждой исторической эпохи. Танцевальная музыка – это музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для каждого танца создаются разнообразные по характеру музыки пьесы. Танцевальная музыка бывает вокальной и инструментальной. Уже в древности танцы зачастую объединялись в связанные с определённым сюжетом танцевального представления. Так из объединения нескольких танцевальных пьес сложилась старинная инструментальная сюита. Известны французские и английские сюиты, которые объединили несколько пьес разных по характеру и темпу. Это аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт, буррэ, жига. Все танцевальные пьесы имеют свои национальные черты. С одним из них мы с вами познакомимся-это менуэт.

Ведущий 1.

Менуэт - танец французского происхождения, а в 17 веке-это придворный танец. Мода на менуэт возникла в 18 веке и просуществовала очень долго - до начала19 века. В начале 18 века менуэт появился в России, при дворе Петра 1 и считался «школой хороших манер». Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений, с характерными для него поклонами, приседаниями. Размер его 3\4.

«Менуэт» прозвучит в вокальном исполнении учащихся хорового класса.

« Менуэт» соль мажор для фортепиано исполнит ученица .

Ведущий 2.

Танцевальная музыка усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, её слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером являются «Норвежские танцы» Эдварда Грига, « Венгерские танцы» И Брамса.

Ведущий 1.

А сейчас прозвучит старинный танец « Контрданс». Этот танец возник в Англии в конце 17 начале 18 века, что означает по - русски «сельский танец». В дальнейшем он широко распространился во Франции, затем в Германии. Как бальный танец контрданс стал известен в Европе в 19 веке и слился с русской кадрилью. Танцующие разделены на пары, становящиеся друг против друга. Размер танца 2\4, 6\8. Много контрдансов было написано. Все они окрашены деревенским юмором.

Старинный танец « Контрданс» для фортепиано исполняет ученица .

Ведущий 2.

А вы знаете, что выражение юмора в музыке-от весёлой игры, шутки, до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих образов, композиторы называют просто Скерцо, что означает шутка. Это небольшое музыкальное произведение в живом, стремительном темпе с подчёркнутым ритмом, иногда составляющая часть симфонии, сонаты. В эпоху романтизма скерцо стало самостоятельной музыкальной пьесой, главным образом для фортепиано. Яркие образцы скерцо созданы известными композиторами, такими как Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, П. Чайковский, Ф. Мендельсон и другие.

А. Мюллер «Скерцо» для фортепиано в исполнении ученика Ведущий 1.

Танец, который прошел испытание временем и остаётся популярным сегодня, знают все. Конечно, это Вальс. Вальс известен более двухсот лет. Название этого танца происходит от немецкого слова walzer «раскатывать». Вальс танцуют плавно кружащиеся пары, темп его бывает различным - от медленного до очень быстрого. Размер вальса трёхдольный, в характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда на слабых долях.

Поэтами немало написано стихотворений о вальсе.

в своей поэме « Евгений Онегин» так передал свои чувства.

Однообразный и безумный,

Рука взлетала, пальцы злились,

И звуки в воздухе носились,

Пассажей сыпалась капель.

И ноты баса чередуя

С полётом лёгких флажалет,

Смычок легчайший негодуя,

Держал мелодию и темп.

А в чёрном зеркале рояля

Мелькали колебанья рук.

Мелодию свою играя,

Глаза закрыл служитель мук.

И в этом чутком исполненье,

И в пляске пальцев, море нот

Слились уж в танго на мгновенье

Душа искусства и аккорд.

В заключение нашего концерта вы услышите композицию в стиле нового танго Астора Пьяцоллы – «Либертанго» для фортепиано в ансамблевом исполнении учащихся 7класса.

Ведущий 1

Вот и подошел к концу наш концерт. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

Вы услышали старинные танцы и узнали о бальных танцах 19 века, а так же услышали произведения в современных ритмах и музыку 30 годов.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Использованная литература:

1.узыкальная литература зарубежных стран: - М., «Музыка»,2005

2.Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран:-М., «Музыка»,2002

3.Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры:-М., «Феникс»,2004

4.Зильберквит М. Мир музыки:-М «Детская литература», 1988

5. ,Казаринова А. С. “В мире музыки” 1997 г.

Внеклассное мероприятие: лекция-концерт "Серебряные струны"

Кулагина Галина Валерьевна, преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ № 7», г. Курск.
Описание материала: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся «Детских школ искусств» как отделения струнно-щипковых инструментов и их родителей, так и для обучающихся других отделений. Ведущие могут так же являтся участниками концерта. В мероприятии может быть использована презентация, или просто иллюстрации, и аудиозаписи. Конспект может быть полезен для преподавателей "Детски школ искусств" и музыкальных школ, кружков игры на струнно-щипковых инструментах.
Внеклассное мероприятие
Лекция-концерт для обучающихся и родителей класса преподавателя Кулагиной Г.В.
«Серебряные струны»

Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности обучающихся и повышения мотивации к обучению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
2. Создать условия для раскрытия творческих способностей.
3. Развивать артистизм, эмоциональность, свободу исполнения на публике.
4. Закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки.
5. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.
6. Способствовать повышению интереса родителей к творческой жизни детей.

Используемые материалы: музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители, обучающиеся и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем небольшом концерте, посвященном струнно-щипковым инструментам, «Серебряные струны». Сегодня обучающиеся моего класса поделятся своими достижениями в обучении игре на инструментах, впервые попробуют себя в качестве артистов и концертных исполнителей.
Ведущий 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем небольшом концерте, мы хотели бы познакомить вас с очень интересными музыкальными инструментами.
Ведущий 2.
- Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые относятся к группе струнно-щипковых инструментов, а именно с домрой, балалайкой и гитарой. Все эти инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком.
Ведущий 1.
- «Предки» домры были известны еще в IV веке до н.э. Домра является самым ярким струнно-щипковым инструментом, звук у нее звонкий и певучий.
В.Шаинский «В траве сидел кузнечик» исполняет ученица 1 класса Подунова София.
Ведущий 2 .
Главными исполнителями на домре во времена Древней Руси были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актерами, акробатами и балагурами. Сейчас домра снова обрела популярность, благодаря своим исполнительским возможностям, она составляет основную мелодическую группу в оркестре русских народных инструментов.
А.Спадавеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
М.Красев «Елочка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
- А теперь давайте познакомимся еще с одним инструментом, который входит в состав оркестра русских народных инструментов, с балалайкой!
Этот струнно-щипковый инструмент был сконструирован и усовершенствован первым русским профессиональным балалаечником В.Андреевым. Он и создал первый оркестр русских народных инструментов, который назывался Великорусским.
Обработка В.Городовской «У голубя, у сизого», исполняет ученик 2 класса Лихонин Владимир.
Обработка П.Куликова «Утушка луговая», исполняет Лихонин Владимир.
Ведущий 2.
- Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не дает она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в концертах выступать.
И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
Вот опять смеется, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как за сердце берет!
Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна…
Три струны – как три дороги
И судьба – на всех одна. (Кукушкина Г.)
Обработка Д.Голубева «Степь, да степь кругом», исполняет ученик 2 класса Переверьзев Иван
Обработка П.Куликова «Плясовая». Исполняет Переверьзев Иван.
Ведущий 1.
- А сейчас в исполнении Лихонина Владимира, послушайте пьесу в обработе А.Шалова «Ехал казак за Дунай».
Ведущий 2.
- А теперь давайте, поближе познакомимся с гитарой.
Гитара также относится к группе струнно-щипковых инструментов, но в отличие от домры и балалайки имеет шесть струн.
-Чебышев Илья, ученик 1 класса исполнит «Вальс» М. Каркасси.
Ведущий 1.
- В.Калинин «Маленький испанец», исполнит ученица 1 класса Костина Валерия.
Ведущий 2.
- Давайте послушаем произведение, которое исполнит ученица 2 класса Дорохова Евгения. Л.Бетховен «К Элизе».
Ведущий 1 .
- Для гитары написано много интересных произведений. Сегодня на этом инструменте можно исполнять практически любую музыку, как старинную, так и современную, а также обработки русских народных песен. И конечно, под аккомпанемент гитары можно исполнять практически любые песни и романсы.
В.Высоцкий «Песня о друге», исполняет Костина Валерия.
А.Иванов-Крамской «Прелюд», исполняет Дорохова Евгения.
В.Гомес «Романс » 1 часть, исполняет Чебышев Илья.
Ведущий 2 .
- Сегодня мы постарались познакомить вас, дорогие родители и слушатели, со струнно-щипковыми инструментами, их звучанием и нашими достижениями в освоении этих инструментов.
Ведущий 1.
-Мы благодарим вас за внимание и будем рады видеть вас на ниших новых выступлениях.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова »

г. Елабуга

Методическая разработка

лекции-концерта

преподаватель Высшей квалификационной категории

Липатова М.Е.

    Введение 3

    Сценарий 4

    Заключение 13

Введение

«Приглашение к танцу» - это разработка комбинированного обобщающего урока в ДМШ. Диалогический метод ведения урока позволяет учителю в форме познавательной лекции представлять музыкальные номера, которые инструментально иллюстрируются учащимися класса. Такая форма лекции-концерта идеально подходит для проведения классных вечеров с родителями, для музыкальных лекториев. Разработка предназначена для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ.

Цели урока:

    Повысить положительную мотивацию к обучению, развить интерес учащихся ДМШ к инструментальной музыке.

    Обобщить и систематизировать знания по истории музыки и истории танца, связать их с практическим инструментальным музицированием.

    Научить учащихся применять полученные знания на практике,

развить у них навык сценической стабильности.

    Развить творческие и личностные качества учащихся

(воли, самостоятельности, самообладания, ответственности)

В задачи данной работы укрепление связей между преподаванием специальной гитары в ДМШ и традициями домашнего музицирования, которые в настоящее время значительно ослабли.

Использование современных инновационных технологий (например, медиапроектора для показа слайд-шоу) при исполнении концертных номеров превращают привычную форму концерта в красочный рассказ об истории развития танцевальной музыки.

Представление несложных танцевальных движений (русской плясовой, чешской польки, французского менуэта, европейского вальса) силами учащихся (например, хореографического отделения ДШИ или приглашёнными танцевальными коллективами) также обогатят рассказ ведущего.

Инструментальная танцевальная музыка на таком концерте становится ближе и понятнее. Благодаря экскурсу в историю, расширяются и актуализируются представления слушателей о развитии европейской культуры. Воспитывается не только публика. Дети, участвующие в таких концертах, обычно испытывают гордость музыкантов - просветителей, творящих красоту своим трудом и работой души. Для них это не просто личное выступление, а совместное (силами всех учащихся класса) построение крупной музыкально-сценической формы с важными для детей элементами синкретизма (нерасчленённости музыки, движения и зрительных образов).

Ведущий : С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра...

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в

которой родились, от времени своего рождения, от того, кто и где их исполнял.

Названия многих танцев произошли от глаголов, геометрических фигур, от названия животных

Бал – от лат. ballare «танцевать»,

Рил – от англ. «катушка»,

Менуэт – от франц. р as menu «маленький шаг, шажок»,

Болеро – от исп. valere «летать» (изобретен около 1780 года Себастьяном Соресом из Кадиса),

Вальс – от нем. valzen «кружиться»,

Галоп – от франц. galoper «скакать»,

Жига – от старофранц. giguer «танцевать»,

Сальтарелло – от итал. saltare «» прыгать,

Кадриль – от франц. quadrille «четырехугольник»,

Павана – от pavo «павлин».

Котильон – от названия нижней юбки во Франции.

Или от места происхождения:

Хабанера – Havana , о. Куба

Тарантелла – г. Таранто, Италия

Сицилиана – о. Сицилия, Италия

Бергамаска – г. Бергамо, Италия

Гавот – гавото, житель области Овернь во Франции

Чардаш – Венгрия («чарда» – «корчма» – «трактир»)

Чарльстон – г. Чарльстон, штат Южная Каролина, США

Ведущий : По весне, когда зеленью одевались луга и леса, в праздничный день народ выходил на гулянье. И звучали хороводные песни, и среди них эта, «ласковая, весёлая». Позже популярную в народе мелодию (сейчас бы ее назвали хитом!) использовали очень многие русские композиторы, а композиторы – народ серьезный.

П. И. Чайковский, слушая эту мелодию, радовался, как ребенок. Мелодия его подбадривала в трудные минуты жизни, словно говорила: «Если тебе грустно, смотри на других людей. Смотри, как они умеют веселиться…» Радостный голос народного веселья слышен с этой мелодии.

    Русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

исполняет Дмитриев - Лепихин Сергей

Ведущий : На протяжении столетий люди танцевал, аккомпанируя себе на разных инструментах: лютне, флейте, виоле, волынке, аккордеоне, балалайке.

Однажды, в середине XVII века царь Алексей Романович приказал показать (впервые в России!) модный тогда в Европе балет об Орфее и Эвридике, но запретил в нем танцевать под музыку. Плясать под музыку в России тогда считалось дело нечестивым, пристойным лишь скоморохам. Но просвещенные исполнители при дворе все же убедили царя, что балет без музыки немыслим, как плясуны без ног.

    Русскую народную плясовую «Подгорная» в обр. В Калинина

исполняет Прокопчук Павел

Ведущий : Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую.

    В. Калинин. Полька.

Исполняет Галиев Айбулат

Это интересно :

Собачий вальс - это небольшая и предельно незатейливая пьеса для фортепиано. Но при этом, данная пьеса не является вальсом, в собственном смысле этого слова. Так как, она исполняется в не размере присуще вальсу 3/4 , а в размере 4/4 или 2/4. Намного ближе данная композиция к другим танцам - галопу или польке. А знаете ли Вы, что «Собачий вальс» на самом деле не всегда «собачий», так как в разных странах он имеет разное название?

В Германии, Нидерландах, Бельгии, Норвегии - Блошиный вальс. В Финляндии - Кошачья полька. В Болгарии - Кошачий марш. В Венгрии - Ослиный марш. Во Франции ее называют отбивной котлетой. В Дании - Принцессой двуногой или Фрикадельки убегают через забор. В Майорке - Полькой дураков. В Корее – Кошачий танец. В Мексике – Маленькие обезьянки. В Японии она имеет интересное название «Я наступил на кошку». В Китае – Марш воров. В Испании – Шоколадница (посуда). В Швейцарии – Котлетный вальс. В Швеции – Кале Юханссон. Заметьте, что в названиях данной пьесы преобладают направления - темы «блошиные», «кошачьи» и «котлетные». И в принципе, персонажи, фигурирующие в названиях пьесы, являются в свою очередь, очень веселыми и забавными персонажами интересных сказок и забавных историй (обезьянки, ослы, воры, дураки).

    Собачий вальс

Исполняет Шашерина Лида

Ведущий : А вот старинные европейские придворные танцы сформировались к концу XVI – началу XVII в. Аллеманда, баргамаска, бурре, гальярда, куранта, ригодон, павана воплотили в себе национальные особенности каждой страны. Старинный французский танец бурре возник около середины XV в. в провинции Овернь. Его характерной особенностью являются неожиданные или резкие прыжки.

    Л. Моцарт. Бурре.

« Ave music »

Ведущий : Например, модный в то время итальянский танец сицилиана имел пасторальный характер и минорный лад. Сицилиану использовали все знаменитые композиторы того времени: И.С. Бах, В.А. Моцарт и др.

    Л. Перголези. Сицилиана

Ave music »

Ведущий : Танцующим аккомпанировали музыканты на лютнях, флейтах, арфах, на духовых инструментах. Композиторами того времени впервые были изданы сборники танцевальной музыки. Дух времени в этой музыке чувствуется особенно ярко, её ни с чем не перепутаешь.

    Старинную лютневую мелодию «Зелёные рукава» исполнит

Усачёв Никита.

Ведущий : Бальные танцы требовали соблюдения целого набора правил.

Например, полонез – танец поистине рыцарский. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом – парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки своеобразного, торжественного марша, но в трехдольном размере выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Цель полонеза – привлечь внимание к партнеру, к его красоте и щегольской осанке. Каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но не страстное, а сдержанное, исполненное внутреннего достоинства и такта. Этот танец появляется одним из первых в старинных сборниках лютневых пьес.

    И.С. Бах. Полонез

Исполняет Зяблицева Татьяна

Ведущий : Старинные танцы скорее представляли, чем танцевали.

Мужские костюмы шились из тяжелой золоченой парчи, венецианского бархата, атласа, украшались мягкими соболями. Дорогая обувь была или красной, или золотой, а сабли с золотыми насечками. Особым искусством было умение грациозно снимать и перекладывать из одной руки в другую шапку, в складках бархата которой сверкали алмазы.

Кадриль появляется в средние века, ее танцуют вооруженные всадники, участвующие в турнире.

Рыцари делились на 4 группы, которые пародировали, составляли поочередно различные фигуры. Каждая кадриль отличалась эмблемой и цветом костюма. Кадриль явилась преемницей старинного контрданса (танца – противопоставления двух двигающихся друг к другу линий танцующих) и стала любимым танцем на русских балах. Под кадриль танцевались все русские романсы, даже арии из серьезных опер превращались в кадрили.

В России балы появились лишь при Петре I.

На ассамблеях Петра танец – это некая повинность. В 1731 году в Шляхетском Кадетском корпусе танцы – обязательный предмет в обучении будущих офицеров армии (а также в Царскосельском Лицее, в Академии Художеств, в скромных коммерческих учебных заведениях). Екатерина I считала важным недостатком в воспитании неумение танцевать. Полная программа воспитания включала в себя верховую езду, фехтование, гимнастику, танцы, музыку.

Менуэт – прародитель вальса придворный танец французской знати.

Однако в середине XVIII века условность, жеманность и скованность движений этого танца порождает иронию современников.

    Робер де Визе. Менуэт.

Исполняет Шафигуллина Валерия

Ведущий : Духу Нового времени больше соответствует вальс.

Этот танец более способен выразить романтические идеалы, так как имеет душу, он выражает неподдельную страсть, подражая естественности природы.

Один из французских писателей издевался: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они его разрешают танцевать своим дочерям?»

Журналисты того времени сетовали: «Молодежь ставит ни во что утонченность, она с прославляемой простотой и страстностью танцует вальс». Наверное, по этой причине вальс в России при Павле Петровиче с 1805 года запрещен. Еще не так недавно, в начале VIII века, его дед Петр I запирал на замок ворота Летнего Сада и всех силой потчевал вином, а теперь его потомок уже борется с распущенностью нравов молодежи. Однако русские танцевали вальс несмотря ни на что и достигли определенных успехов.

Француз Пойль восклицает: «…для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и никто, кроме русских дам, не выдержит этих чересчур быстрых, воздушных летков – ни англичанка, ни немка, ни француженка».

Прежде для народных вальсов были характерны подпрыгивания и притоптывания, подбрасывание девушек парнями; на скользком паркете движение танца стало более плавным, осмотрительным, кругообразным. Не исчезло одно: это был любимый танец влюбленных пар.

    Х.Сагрерас. Вальс

Исполняет Шашерина Лидия

Это интересно

В настоящее время существует огромное количество вальсов (вальс-менуэт, вальс-мазурка, вальс-миньон, венский, английский, австрийский, немецкий, вальс-фантазия, вальс теней). Все они разные по темпераменту, по темпу, авторские или народные. Всех их объединяют поэтичные, изящные мелодии (композиторы Иоганн-отец и Иоганн-сын Штраусы, Ф. Крейслер, Л. Годовский, Ланнер, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский).

Конкуренцию вальсу в середине XIX века составила лишь полька, завоевавшая в 1839 году Вену, в 1840 году – Берлин.

Это интересно

Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги, танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

    В.Козлов. Полька.

Исполняет Льдокова Мария

Ведущий : Можно с определенностью сказать, что каждый танец очень точно выражал правила поведения мужчин и женщин своего времени. Великосветский менуэт – чопорность, манерность (дотрагиваться до руки дамы нарушение норм морали!),

контрданс – это дух свободы от средневековых и феодальных предрассудков, вальс вообще считался танцем простолюдинов. Так, у В. Моцарта в его операх четко видна социология танцев: Дон Оттавио и Донна Анна танцуют менуэт, Дон Жуан и Церлина – контрданс, а слуга Лепорелло и Мазетто – вальс.



Невероятная мода на польские танцы – полонез, мазурку, краковяк, – танцы горделивые, символизирующие военную удаль, пришлась по нраву в России.

Изначально эти танцы предназначались для мужчин: рыцарей и их оруженосцев.

    В.Калинин.

Польский танец Мазурка

Исполняет Фомин Илья

Ведущий : А в России военные всегда были в моде у дам.

И популярные мужские танцы стали танцеваться с дамами. Только дама танцевала плавно и изящно, а кавалер – с резкими притоптываниями, позвякиванием шпор.

С налаживанием прочных торговых связей с Америкой в Европе установилась мода на латиноамериканские танцы: румбу, самбу, ча-ча-ча, хабанеру, босса-нову, танго. В 1915 году газета New York Times писала: «Опасность танго больше, чем немецкий империализм». Аргентинские мужское танго – парный мужской танец соперников за обладание любимой женщиной. Дело в том, что в Буэнос-Айресе на 9 мужчин-эмигрантов из Европы приходилась одна женщина, и мужчины порой ценой жизни в драках, порой мирно в танце выясняли отношения между собой. В интонациях танго всегда слышна тоска по покинутой Родине, стремление быть любимым, надежда. И все-таки латиноамериканские танцы – танцы откровенные, куда до них вальсу, который обвиняли в чрезмерной непристойности.

    Л. Иванова. Танго.

Исполняет Козырев Роман

Ведущий : Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем.

15. В.Козлов. Румба.

Исполняет Мокшин Дмитрий

Ведущий : Особняком среди танцев стоят испанские танцы. Многие из них родились при слиянии латиноамериканских, африканских и европейских танцевальных мотивов. Так, песня-танец хабанера, родом с кубинской Гаваны, настолько давно и прочно прижилась в портовых кабаках Испании, что по праву может считаться испанской.


    Н.Роч. Хабанера.

Исполняет ансамбль гитаристов « Ave music »

Болеро – это танец-полет.

Танец скорее постановочный, театральный, зрелищный.

18. Б Калатаунд. Болеро

Исполняет Боярчук Евгений

Ведущий : Современный танец живет. Однако сценическая его жизнь не отражает реальную современную дискотеку. В 1960 году появление твиста фактически ознаменовало конец парных танцев. Появление моды на унисекс в одежде, поведении, манерах, сексуальной ориентации ускорило этот процесс. Хотелось бы, чтобы этот процесс не стал необратимым. Возможно, вернется мода на галантных, мужественных мужчин и изящных, нежных женщин и тогда к парным танцам вновь вернется интерес и желание их танцевать.


Вспомним, что даже вальс возник как обращение к XV веку и его фаворитки, мадам Помпадур. Причина возникновения вальса – ностальгия-ретро к трехдольному, кружевному менуэту.

    Кватро Мано.

Венесуэльский вальс

Исполняет ансамбль гитаристов

« Ave music »

Заключение

Тема классного вечера для учащихся средних и старших классов и их родителей – танцевальная музыка для гитары. Эта дожившая до нашего времени (благодаря нотным записям XVI-XVII веков) старинная лютневая музыка, музыка Нового времен – эпохи расцвета шестиструнной гитары, и, конечно же, современная музыка.

Танец в своем историческом развитии предстаёт перед слушателями: сначала это камерный лютневый аккомпанемент к придворным танцам и в завершении концерта искромётные латиноамериканские танцы и король танцев – вальс.

В рассказе преподавателя преподнесены интересные факты из истории народных танцев, впоследствии ставших церемониальными, светскими, бальными. Этот рассказ переплетен разнообразными музыкальными вставками – сольными и ансамблевыми пьесами в исполнении юных инструменталистов класса.

Активная концертная деятельность юных гитаристов всегда плодотворно влияет на их положительную мотивацию к обучению, на укрепление связей между детьми, их родителями и педагогами.

Для повышения эффективности

внеклассных мероприятий желательно:

    Приготовить и развесить заблаговременно объявление или красочную афишу.

    Придумать и изготовить оригинальные пригласительные билеты.

    Украсить концертное помещение детскими рисунками, цветами, рисованными декорациями и т.п.

    Использовать инновационные средства: интерактивные доски, медиапроектор. Красочные слайд-шоу способствуют созданию праздничного настроения, помогают в полной мере раскрыть содержание темы лекции - концерта.

    Позаботиться о том, чтобы у детей остались на память о проведенном вечере фотографии или маленький сувенир, которые будут еще долго напоминать о приятных минутах, проведенных в родной школе с учителями и одноклассниками.

    Использовать костюмы: это будоражит богатую детскую фантазию. Чем больше вы приятно удивите детей, тем ярче и долговременней будут их впечатления.