В каком веке жил пабло пикассо. Биография пабло пикассо



Хосе Руис Бласко, отец Пабло Пикассо, фото ок. 1870
Архивное фото,

Дон Хосе Руис Бласко (José Ruiz Blasco, 1838-1913) происходил из древнего, довольно богатого рода, ко времени дона Хосе уже слегка обедневшего. Сам Дон Хосе был не очень преуспевающим художником-анималистом и куратором местного музея в Малаге. К моменту женитьбы в 1880 году на будущей , Дон Хосе был довольно беден, и к тому же едва оправился от смерти своей первой возлюбленной. Его новой невестой стала донья Мария Пикассо Лопес, происходившая из ещё менее состоятельной семьи, владевшей небольшими виноградниками. Донья Мария была на 14 лет моложе жениха, она была маленькой и черноволосой, в то время как сам дон Хосе был высоким голубоглазым блондином, с виду напоминавшим англичанина. Пабло был их первым ребенком, позднее у них появились и ещё две девочки — Долорес, или , будущая модель для многочисленных портретов кисти своего выдающегося брата, и Консепсьон, которую называли Кончита, и которая умерла в возрасте четырех лет от дифтерии.

Передать свой талант сыну

В период, к которому относится фото, дон Хосе — преподаватель школы изобразительных искусств в Малаге, городе, где в 1881 году родился Пабло Пикассо. Отец сразу распознал у маленького Пабло необыкновенные способности к рисованию. Он научил его азам живописи и всячески пестовал рано проявившееся дарование сына. Существует устойчивая , что дон Хосе, впечатленный первыми работами своего талантливого ребенка, передал ему свою палитру, сказав, что впредь отказывается писать сам. И что Пабло Пикассо всю жизнь потом испытывал вину, что художественно «ослепил» отца.

Отец передал ему не только свое умение рисовать, но и свою страсть к корриде, которая потом никогда не оставляла Пикассо, и первая известная изображает матадора на коне. Отец также был заядлым голубятникм, держал голубятню, сотни птиц, много рисовал их, и детство маленького Пикассо непредставимо без его игр с голубями.

. .
К тому же он знал, как эти птицы дороги отцу и, уходя в школу, он часто захватывал с собой кисти отца и его голубя, чтобы быть уверенным, что теперь-то отец наверняка зайдет за ним. Эти сюжеты — и — проходят потом через всю живопись Пикассо, на протяжении всей его долгой творческой биографии.

Обучение сына

Переезжая с семьей сначала в Ла Корунью, а затем в Барселону, отец получал профессорские должности в художественных заведениях, и сын поступал туда же на учебу. Под руководством отца были написаны первые значительные академические работы Пикассо, и , которые выставлялись на художественных выставках Барселоны и Малаги и получили признание и награды. На обеих картинах в качестве одного из главных персонажей изображен отец. Существует также множество , сделанных сыном в этот творчества. Воодушевленный успехами сына, отец арендовал ему его первую мастерскую-студию, и рано начал вывозить его в Мадрид, в музей Прадо, где юный гений изучал живопись Веласкеса и Эль Греко. Он также сподвиг сына на поступление в Королевскую Академию Искусств в Мадриде, лучшее художественное учебное заведение Испании.

Он так и не понял своего сына

Однако, нестандартный путь в искусстве начинающего художника не был таким, каким его хотел видеть отец. Отношения отца и сына стали напряженными уже с 1898 года, когда Пабло оставил учебу в мадридской Академии, посчитав, что ничему новому, по сравнению с тем, что он уже умел, он там не научится, и решил двигаться в искусстве самостоятельно. Он учится у великих, копируя шедевры в музеях и пишет сам в манере старых мастеров, а затем возвращается в Барселону и вливается в круг молодых каталонских художников, вращавшихся вокруг богемного кафе Четыре кота, участвует в выставках и издании художественного журнала. С этих пор всё дальнейшее творчество Пикассо уже навсегда обращено в сторону авангарда, что, безусловно, не могло восприниматься с большим восторгом его отцом, приверженцем классической традиции в живописи. Обучая в детстве сына азам мастерства, он всего лишь хотел, чтобы тот мог впоследствии этим ремеслом зарабатывать себе на жизнь, возможно, занять более высокое место преподавателя в более престижном художественном заведении, чем это удалось ему самому.




Родился Пабло на юге Испании, в Малаге. Спустя годы семья переехала в северную часть страны, в город Ла-Корунья. Там отец будущего художника Хосе Руис Бласко, происходивший из знатного но обедневшего рода, стал преподавать рисование в Институто да Гуарда. Он был первым человеком, познакомившим сына с основами живописи. Необыкновенная художественная одаренность Пабло приносила дону Хосе бесконечную радость, вселяя надежду, что в будущем сын сможет обеспечить себя, занимаясь, как и он сам, преподаванием. Прошло совсем немного времени, и отец понял, что по своей художественной силе и самобытности дарование сына значительно превосходит его собственное. Увидев однажды очередные карандашные наброски, сделанные Пабло, он вручил ему свою палитру и кисти, сказав: “Сын мой, больше я ничему не могу научить тебя” .

Многие исследователи стремятся объяснить стилистическое непостоянство художника его генами, приписывая его матери еврейское происхождение; но семья Пикассо была самой что ни есть испанской и даже андалузской и принадлежала к среде провинциальной мелкой буржуазии. Отец художника, Хосе Руис Бласко, был живописцем средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891, и, наконец, в Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился и его сын. Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала неординарная личность архитектора Гауди (мастерская начинающего художника находилась прямо перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним воздействиям: Ар Нуво, искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма в целом, и в гораздо меньшей степени - импрессионизма и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека. Каталонские художники, с которыми художник знакомится в кафе "Четыре кота", заново открывают Эль Греко, Сурбарана, средневековую каталонскую скульптуру, Испанию, более непосредственную и страстную, чем это допускалось официальным обучением. Эта провинциальная и романтическая интеллигенция была глубоко пронизана социальными интересами и отличалась настоящей необузданностью анархических кругов.
В этой среде зарождался гений Пабло Руис Пикассо (1881—1973).

Наука и милосердие

В 1900 Пикассо впервые побывал в Париже, куда он периодически приезжает за тем в течении трех последующих лет. В 1904 году он поселяется там окончательно, Но вплоть до 1907 года его творчество носит сугубо испанский характер. Талантливый молодой живописец в одиночестве занимается в Париже изучением интернациональной живописи и вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные влияния: Тулуз-Лотрека, Гогена, Каррьера, Пюви де Шаванна, набидов, а также греческого искусства и некоторых испанских традиций. Это время так называемого "голубого" периода творчества Пикассо, названного так из-за преобладания голубых тонов. Вплоть до 1906 живопись Пикассо носит спонтанный характер, остается безразличной к чисто пластическим проблемам, и художник, кажется, почти не проявляет интереса к поискам современной живописи. С 1905, и, вероятно, уже под влиянием Сезанна, он стремится придать формам больше простоты и значительности, в меньшей степени, однако, отразившейся на его первых скульптурных работах, нежели в произведениях эллинизирующего периода. Но отказ от декоративной вычурности раннего творчества происходит во время поездки летом 1906 в Андорру, в Госоль, где он впервые обратился к "примитивизму", чувственному и формальному, который он будет разрабатывать на протяжении всей своей последующей творческой карьеры. Так рождается новый стиль в живописи, основным идейным вдохновителем которого стал Пабло Пикассо.

В 1907-1914 Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком, что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах кубистической революции. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго, он уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, увеличивает и ломает объемы, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины. Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том. чтобы более убедительно, чем с помощью традиционных приемов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Брак вводят в свои картины типографский штрифт, элементы "обманок" и грубые материалы - обои, куски газет, спичечные коробки. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости, расположенные на поверхности и, на первый взгляд, почти произвольно, или передает в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910-1913. Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Браком. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921.

Любовники

В 1917 Жан Кокто уговаривает Пикассо поехать с ним в Рим для исполнения декораций к балету "Парад" на музыку Эрика Сати для Сергея Дягилева. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами воскрешает в нем интерес к декоративизму и возвращает его к персонажам своих ранних работ. "Пассеистический по замыслу", как говорил Лев Бакст, занавес для "Парада" отмечает возникший еще в 1915 году возврат к реалистическому искусству, к изящному и тщательному рисунку, часто "энгристскому", к монументальности форм, навеянной античным искусством. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на буржуазной Ольге Хохловой, успех художника в обществе - все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты. Личная жизнь Пабло Пикассо - это вообще отдельная тема для разговора, частично мы ее коснемся чуть ниже. В работах этого периода впервые обнаруживается настроение, которое проявилось с особой силой уже позже и которое было присуще многим художникам, и в частности Стравинскому, в период между двумя войнами: интерес к стилям прошлого, ставшим культурным "архивом", и необыкновенная виртуозность в их переложении на современный язык.

В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х мы попадаем в атмосферу конвульсий и истерии, в ирреальный мир галллюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, влиянием несомненным и сознательным, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ, орущих, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы. Это период контактов с сюрриолизмом. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому, что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой, или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932, вдохновляла его на откровенную чувственность. Она стала также моделью для нескольких безмятежных и величественных скульптурных бюстов, исполненных в 1932 в замке Буажелу, который он приобрел в 1930. В 1930-1934 именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса, животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма и особенно металлические конструкции, имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов, которые он создает с помощью своего друга, испанского скульптора Хулио Гонсалеса. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к "Метаморфозам" Овидия и к произведениям Аристофана свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.

Тема быков возникает в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр, исполненных в 1935 году. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему "Герники", самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького басского городка и которое знаменует начало его политической деятельности. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил это прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность, сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Среди них - Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами. Никогда еще женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью; увенчанные нелепыми шляпами, лица, изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы. Немецкая оккупация не могла, понятно, испугать Пикассо, который оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры, скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи.

Героника

Картина "Бойня" - последнее трагическое произведение Пикассо. Осенью 1944 года он публично заявляет о своем вступлении в коммунистическую партию, но кажется, не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях, чего, вероятно, ждали от него его политические товарищи. Голубь, изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949 год), оказался, вероятно, наиболее действенным проявлением политических убеждений художника. Кроме того, эта работа способствовала тому, что он стал легендарной, всемирно известной личностью.

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с молодой Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 и которая подарит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных семейных картин, мощных и очаровательных. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо. Но особенно сильны в этот период отказ от декоративного пыла и поиски новых выразительных средств. Все это проявилось в многочисленных литографиях, плакатах, ксилографиях и линогравюрах, керамике и скульптуре. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике "Мадура" в Валлорисе; увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных, иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.

Женщины, бегущие по берегу

В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Это было для художника началом тяжелого морального кризиса, который эхом отдается в замечательной серии рисунков, исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954; в них Пикассо, по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. В 1954 он встречается с Жаклин Рок, которая в 1958 станет его женой и вдохновит его на серию очень красивых портретов. Вообще то ни у одного из великих художников не было столько романов и возлюбленных, сколько у Пабло Пикассо. Однажды он сказал: «К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви». Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта. А потом, как поленья, сами сгорали до угольков, становясь жертвами гения.

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения и элементы тауромахии, выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).

Музей Пикассо был открыт в Барселоне, благодаря самому художнику, который в 1970 преподнес в дар городу свои работы. В 1985 музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале); сюда вошли работы, переданные наследниками художника, - более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии).

Творческое наследие Пабло Пикассо насчитывает более 1500 художественных работ и пока нет возможности собрать их все воедино.

1 - First Communion

2 - Автопортрет

3 - Трагедия

4 - Жизнь

5 - Женщина с вороном

Мария Пикассо Лопес (1855–1939), мать художника Пабло Пикассо

Мария Пикассо Лопес родилась и выросла в испанском городе Малага. Её отец - дон Франциско Пикассо Гвардена был преуспевающим буржуа. Мечтая об экзотике, он отправился на Кубу, оставив в Испании жену и трёх малолетних дочерей. Семья потеряла с ним связь и только через пятнадцать лет узнала, что он погиб от желтой лихорадки в момент, когда собрался возвратиться в Малагу.

Вдова - донья Инеса Лопес Роблес и три её дочери Мария, Элодия и Элидора владели виноградниками. После смерти отца семейства случилось второе несчастье: виноградники были заражены насекомыми-вредителями и все погибли. Мать и дочери стали зарабатывать на жизнь, вышивая галуны для фуражек и мундиров железнодорожников Андалусии.

В Малаге семья Пикассо жила в доме на площади Мерсед, по соседству с домом каноника Пабло Диего Хосе, у которого проживал его младший брат Хосе Руис Бласко. Каноник был недоволен затянувшимся «периодом юношеских исканий» сорокалетнего брата. Он потребовал, чтобы Руис обзавёлся семьёй и женился на одной из дочерей доньи Инессы.

Впервые Мария Пикассо встретила будущего мужа, когда он ухаживал за её кузиной. Но, увидев Марию, Хосе Руис заявил брату, что женится только на ней. Правда, свадьбу пришлось отложить из-за внезапной смерти каноника. Свадьба состоялась через два года, 8 декабря 1880 года. Невесте было 25 лет, а жениху - 42 года. Помогать молодой семье стал средний брат Хосе Руиса - доктор Сальвадор Руис. Он нашёл для брата постоянную работу - должность хранителя муниципального музея. Вскоре к молодожёнам переехали жить мать и сестры Марии. Вместе было легче. Шитьё женщин и заработки Хосе Руиса обеспечивали семью всем необходимым.

25 октября 1881 года Мария родила первенца. Роды были очень тяжёлыми. Новорожденный не подавал признаков жизни, и акушерка решила, что ребёнок родился мёртвым. К счастью, в это время рядом находился доктор Сальвадор Руис. Он наклонился, чтобы поскорее забрать тело младенца; при этом доктор курил сигару и выдохнул дым прямо в лицо малыша. Ребёнок скривился и закричал. И тогда весь дом наполнился ликованием.

Так в мир пришёл великий Пабло Пикассо. Молодая мать, пережив страшное потрясение, на радостях призвала всех святых оберегать её ненаглядное сокровище. Имена всех этих святых и стали полным именем художника - Пабло Диего Хосе Франциско де Паула Хуан Непомусено Мария де Ллос Ремедиос Криспи Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо.

Через три года у Пабло появилась сестрёнка, ещё через три года - вторая.

Отец Пикассо, художник-любитель - высокий, сухопарый, рыжеволосый человек, незадачливый в своих делах (картины его не продавались) - по воспоминаниям Пабло, всегда был подавленным, унылым, вялым, апатичным. «Молчаливое существо…», «мог долгие часы проводить у окна, глядя на бесконечный дождь». Иногда Хосе Руису давали заказы на роспись интерьеров. В жизни семьи и воспитании детей он особого участия не принимал. Всем в доме заправляла супруга - Мария Пикассо. Пылкая и жизнерадостная донья Мария, по словам её сына Пабло, являлась душой дома. Маленький Пикассо был точной копией своей матери. и властелином этой души.

Донья Мария была уверена, что нет в мире ребёнка прекраснее её сына. «Он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него трудно было отвести взгляд», - так рассказывала о маленьком сыне его мать. Бабушка и две тётушки также обожали этого мальчика. Каждый вечер перед сном, когда Пабло был уже в постели, Мария рассказывала ему сказки. Эти сказки она сама сочиняла, используя события и эмоции прошедшего дня. В будущем сам Пикассо признавался, что именно эти сказки и пробудили в нём желание творить, также используя события и эмоции одного дня.

С первых дней рождения сына в мечтах матери Пабло был уже великим человеком. Мария была в этом так уверена, что смогла убедить и самого Пикассо в его неизбежной всемирной славе. «Если выберешь карьеру военного, то обязательно станешь генералом, а если пойдёшь в монахи, то в будущем станешь Римским папой!» - говорила ему мама.

Собственно, эта вера и невероятная концентрация материнской любви к сыну и сотворили феномен Пабло Пикассо как великого художника. Мать с детства культивировала в нём нереально высокую самооценку. И Пикассо действительно стал и генералом и Папой, только в живописи. Сыграла свою роль среда - профессия отца. Однако раскрытие гения души Пабло принадлежит матери.

Когда ему было четыре года, донья Мария и её сестры-рукодельницы, развлекая маленького Пабло, стали вырезать из бумаги цветы, животных и разные причудливые создания (мама Сальвадора Дали делала то же самое для своего сына). По вечерам из вырезанных бумажных фигурок ему устраивали «театр теней» на стене. Вскоре мать и тётушки научили и самого Пабло рисовать, а затем вырезать нарисованные им цветы и различные фигурки животных.

Восторгу окружавших его женщин и двух маленьких сестёр не было предела. Этот восторг сформировал у ребёнка чувство превосходства. Маленький Пабло был уверен, что лишь он один умеет творить такие чудеса. «Сделай ньюфаундленда доньи Толы Кальдерон, - требовали тётушки, или: - вырежи нам петуха, которого тётя Матильда прислала из Алауриньехо!» Таким образом, ребёнок не сидел тихо, занимаясь поделками, а занимал центральное место в шоу, специально для него разыгрываемом. Как считал Андре Моруа, творческому человеку больше всего необходим «Витамин П» - «Поклонение, Признание, Поощрение». Мама, бабушка и тётушки кормили Пабло этим витамином в сверхзавышенных дозах, не боясь авитаминоза.

Свой первый «шедевр» Пикассо нарисовал в шесть лет, и донья Мария сразу же решила, что «нужно нанять ему наставника». Судя по всему, нанимать никого не стали, а подключили к занятиям живописью папу.

Больше всего маленький Пабло ненавидел школу. Он часто притворялся больным, и мать на всякий случай оставляла его дома. Мальчику удалось убедить Марию, что антисанитарные условия в школе плохо отражаются на его здоровье. Доктор действительно обнаружил у него заболевание почек. Безусловно, для Марии Пикассо, как и для любой матери, не было ничего важнее здоровья ребёнка.

После болезни Пабло перевели в самый престижный в Малаге частный колледж Сан-Рафаэль. Но и здесь ему было плохо. Он отставал по многим предметам, его амбиции превращали занятия в пытку; ведь по знаниям он был не лучшим, а худшим. Зато в живописи Пабло уже делал первые успехи.

По семейной легенде, когда Пикассо исполнилось десять лет, он написал свою первую картину. Хосе Руис, осознав, что сын рисует лучше его, вручил Пабло кисти и больше никогда не занимался живописью. Возможно, так и было. И совершенно точно, что именно с этого момента донья Мария уже знала, что её сын станет великим художником. Своей верой в гениальность Пабло она заразила всех своих родственников. Продвижение юного дарования стало общим делом большой семьи.

Мать больше не собиралась мучить Пабло в общеобразовательной школе. С помощью доктора Сальвадора Руиса им удалось выхлопотать для Хосе Руиса должность преподавателя рисования и место для Пабло в Школе Изящных искусств, в городе Ла-Корунье. Ради будущего Пикассо семья переехала на север Испании.

В 1895 году семью постигло горе: Кончита, семилетняя сестра Пикассо, умерла от дифтерии. Донья Мария убедила семью в необходимости сменить климат и переехать в Барселону. Там для Хосе Руиса подыскали должность преподавателя в местной Академии художеств. В этой же академии Пабло продолжил своё образование и впервые подписал свои картины фамилией матери: Пикассо.

Через два года родители отправили Пабло в Мадрид, в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Однако долго он там не проучился, так как считал, что уже достаточно образован и опытен как художник. В июне 1898 года Пикассо вернулся в Барселону к родителям. Вскоре он вступил в художественное общество Els Quatre Gats (по названию богемного кафе с круглыми столами), в котором прошла его первая в жизни выставка.

В октябре 1900 года с тремя сотнями франков в кармане юный Пикассо первый раз поехал в Мекку живописи - Париж. Перед отъездом девятнадцатилетний художник написал свой автопортрет, на котором вывел чёрной краской: «Я - король». С девятнадцати лет он стал подписывать свои картины исключительно фамилией матери: Пикассо. В 1904 году Пабло окончательно перебрался жить в Париж.

После смерти мужа Хосе Руиса Бласко в 1913 году Мария переехала жить к своей овдовевшей дочери Лоле. Она забрала с собой около двадцати ранних рисунков своего сына и развесила их по стенам. Это был её храм.

Пикассо часто приглашал мать к себе в Париж, и она подолгу жила у него. Художник горячо любил маму, осознанно или неосознанно старался разделить с ней свою славу. Он гордился матерью, дорожил её мнением, нуждался в её советах. Донья Мария до самого конца жизни оставалась важной, а быть может, и главной женщиной в жизни Пикассо. Она принимала активное участие в его творческой жизни. Пабло хотел, чтобы мать была рядом с ним на всех торжественных мероприятиях, на его выставках и церемониях награждений, чтобы она видела своими глазами, как его чествуют и почитают.

Пабло брал её с собой на вечеринки к друзьям, водил по парижским ресторанам, делал всё, чтобы доставить матери удовольствие. У Марии было хорошее чувство юмора. И в пожилом возрасте она очень гордилась, что «не отстаёт от жизни», наслаждалась каждым днём и «плевала на условности». Друг Пикассо Мерфи говорил, что донья Мария была гораздо интересней Ольги (Ольги Хохловой, жены художника): «Ольга так прозаична». Пикассо страшно переживал, что мать, несмотря на фанатичную веру в его гений, не понимала его творчества.

Чтобы выглядеть в глазах матери богатым и успешным человеком, Пикассо даже повёз донью Марию в Монте-Карло. И, несмотря на то, что не любил азартные игры, повёл её в казино, где первый и последний раз играл в рулетку. Ему так хотелось чем-то поразить мать, что он стал играть одновременно за несколькими столами. И «поразил»... На глазах матери Пабло проиграл невероятное количество денег. Как и в детстве, ему хотелось, чтобы мама хвалила его и восхищалась им. Ни от кого он так страстно не жаждал признания и подтверждения своей гениальности, как от матери.

Донья Мария имела большое влияние на сына, - будь-то в выборе друзей, которые из-за этого её сильно недолюбливали, - будь-то в выборе женщин. Познакомившись с Ольгой Хохловой, она сказала ей: «Бедная девочка, ты даже не знаешь, на что ты себя обрекаешь. Если бы я была твоей подругой, то посоветовала тебе ни в коем случае не делать этого. Мне кажется, ни одна женщина не сможет быть счастлива с моим сыном. Он принадлежит себе и никому больше». Мария считала Ольгу Хохлову слишком слабой, чтобы стать достойной женой её гениального сына. И, как показало время, она не ошиблась.

Удивительно, но естественное нормальное чувство сыновей благодарности и глубокой привязанности гениального художника к своей матери почему-то казались для биографов Пабло Пикассо загадкой и тайной. Собственно, тайного здесь ничего нет; все великие люди были «мамочкиными сынками». Благодаря этой самозабвенной материнской любви многие гении до конца жизни оставались детьми. Но без этой тесной связи матери и ребёнка не было бы ни гениев, ни великих людей.

По словам Брижит Бэр, «Мать Пикассо писала ему чуть ли не через день, во всяком случае, хотя бы раз в неделю... и когда он обосновался в Париже, в одном из писем к нему мать напомнила о вечерах в Барселоне, когда нагулявшись вдоволь и вернувшись домой, он непременно заходил к ней в спальню, чтобы пожелать спокойной ночи или доброго утра - своим поцелуем он как бы стирал все события предыдущей ночи». Не было для Пабло никого ближе матери, пока она была жива.

В детстве Пикассо испытал необъятное восхищение матери, готовой исполнить любой его каприз, и привык к тому, что рядом с ним всегда должна находиться боготворящая его женщина. То есть для создания гения и уверенного в себе мужчины маленькому мальчику нужен не сильный отец, а большое количество обожающих его женщин. Строгий авторитарный отец, занимающийся воспитанием мальчика, может стать причиной его неуверенности в себе, комплексов и низкой самооценки. Недаром, начиная с античности, во все времена у большинства цивилизованных народов дети до семи лет воспитывались на женской половине дома. Единодушно мнение биографов, что мать сформировала в характере Пабло непоколебимую самоуверенность, которая сопровождала его всю жизнь.

Мария Пикассо ещё раз подтвердила миф, придуманный матерями о «гениальных» детях. В этом мифе заключается отличие альтруизма материнской любви от любой другой любви. Гениальная Мать действительно никогда не видит своих заслуг в успехах своих детей. Все свои усилия, жертвы и педагогические таланты она считает несущественными по сравнению с достижениями своего гениального ребёнка. Мать Пикассо до конца жизни верила, что её сын в любой момент может стать, кем захочет. Оформляя поэтические сборники своих друзей, Пабло и сам стал писать стихи. Узнав об этом, донья Мария написала ему: «Я слышала, теперь ты пишешь стихи. Что ж, от тебя можно ожидать всего. Если мне скажут, что ты провёл церковную службу, - я и в это поверю».

Какой же была донья Мария Пикассо Лопес? Почти все биографы сходятся во мнении, что она была женщиной волевой и очень сильной. Карлос Рохас говорил о её «необузданном деспотизме». Сам Пикассо называл её «гордой и властной». Всё детство и юность великого художника мать не просто боготворила сына и внушала ему мысль о гениальности, но и контролировала его, целенаправленно продвигала свой живой Шедевр. Благодаря её целеустремлённости и «деспотизму» Пабло Пикассо не повторил судьбу отца, а стал одним из самых знаменитых и самых богатых художников в мире.

Мария Пикассо занимает первое место среди множества женщин, которые фигурировали в жизни великого художника. Она сотворила его гений силой своей любви и веры. Ей выпала редкая счастливая судьба Гениальной Матери. Донья Пикассо Лопес прожила яркую, бурную, кипящую страстями, увлекательную, богемную жизнь, сумев остаться на долгие годы самым родным человеком, незаменимым другом и высшим авторитетом для сына.

Рецензии

Здравствуйте, Нинель!

Трагикомический случай получился с младенчиком: никотин – не всегда убивает... дым заменил пары аммиака...

Извините, но я опять споткнулась... «стал дугой брат Хосе Руиса».

Очень интересная женщина - прекрасная "Душа дома"... Она целиком выполнила своё предназначение. Многие матери хотели бы стать ещё и друзьями своим детям. – Не у всех это получается...

Увлекательно!

Пабло Пикассо осваивал технику рисунка и живописи с восьми лет: сначала под руководством отца, преподавателя рисования в Малаге, а затем в Художественной школе в Ла Корунье , куда переехала семья. С 1895 года Пикассо начал заниматься в Школе изящных искусств Барселоны.

14-летний Пабло Пикассо
1895, Барселона

Его масштабная композиция «Наука и Милосердие» [«Science and Charity»] (1897, музей Пикассо, Барселона) была отмечена на выставке в Мадриде. Пикассо легко поступил в Королевскую Академию художеств Сан Фернандо в Мадриде (1897), но, недовольный методами преподавания, вернулся в Барселону и сблизился с авангардистами, встречи которых проходили в кабаре «Четыре кота» [«Els Quatre Gats»]. Реализм ранних работ художник под влиянием Анри де Тулуз-Лотрека и Теофиля Стейнлена стал видоизменяться («Свидание», около 1900).

В 1900 году Пикассо отправился в Париж, где на Всемирной выставке экспонировалась его картина. Здесь он открыл для себя искусство Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Эдгара Дега, Поля Синьяка; начал писать в технике пуантиллизма. Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку Пикассо, которая получила положительный отзыв в журнале «Revue blanche» (1901).

В 1901 году покончил жизнь самоубийством близкий друг художника Карлос Касахемас . Его смерть потрясла Пикассо; он возвращался к образу Касахемаса, вместе с которым приехал в Париж, снова и снова, в целой серии картин, отмеченных преобладанием холодных синих тонов. Так начался «голубой» период творчества художника (1901-1904). Написанные под влиянием Эль Греко произведения тех лет сочетали в себе аскетизм в отображении окружающей среды с отчетливым драматизмом образов. Героями картин Пикассо были нищие, цирковые артисты, проститутки из тюремной больницы («Две сестры», 1902; «Жизнь» [«La Vie»], 1903, Кливлендский музей искусств; «Старый еврей и нищий», 1903).


1 / 3

Пабло Пикассо
Жизнь
1903
Холст, масло. 196,5 х 128,5
Кливлендский музей искусств, Кливленд

В 1901-1903 годах художник постоянно переезжал из Барселоны в Париж и обратно.

Весной 1904 года Пикассо окончательно обосновался в Париже, поселившись в «Плавучей прачечной» [«Bateau-Lavoir»] — своего рода коммуне художников, куда наведывались такие поэты, как Андре Сальмон , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . В 1904 году Пикассо познакомился там с Фернандой Оливье , которая на несколько лет (вплоть до 1912) стала его подругой и моделью.

“Плавучая прачечная” на Монмартре
1967
Getty Images / Fotobank

Фернанда Оливье и Пабло Пикассо в Барселоне в кафе Guayaba
1906

С конца 1904 года начался « розовый» период (1904-1906) творчества Пикассо, для которого характерно смягчение эмоционального строя картин и доминирование розового и светло-охристого оттенков. Прообразами странствующих актеров, которых по большей части представляют эти утонченные композиции, выступали акробаты и клоуны из парижского цирка Медрано , друзья Пикассо и сам художник («Семейство бродячих комедиантов», 1905, Национальная галерея, Вашингтон; «Девочка на шаре», 1905).

В 1905 году патронами Пикассо стали Лео и Гертруда Стайн . В их доме он встретил Анри Матисса, чьи смелые эксперименты с цветом и формой вдохновили его на более радикальные художественные поиски. Работы Гогена в Осеннем Салоне (1906) и ретроспектива Поля Сезанна (1907) подсказали Пикассо путь к лаконизму; произведения первобытных культур — к примитивизации («Портрет Гертруды Стайн», 1906, музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В 1907 году Пикассо приступил к работе над большой композицией «Авиньонские девушки» [«Les Demoiselles d’Avingnon»] (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эта картина, как и другие произведения периода раннего кубизма («Танец с покрывалами», 1907; «Дриада», 1908), в том числе величайшее его достижение — «Три женщины» (1908), строилась на резких геометрических деформациях объемов.

Пабло Пикассо
Авиньонские девушки
1907
Холст, масло. 243,9 х 233,7
Музей современного искусства, Нью-Йорк

Осенью 1908 года Пикассо познакомился с С. И. Щукиным; через год тот приобрел у художника первую картину — «Даму с веером», 1909.

С конца 1908 года началось сотрудничество Пикассо с Жоржем Браком; они постоянно встречались, вместе работали, продвигаясь от одной стадии кубизма к другой.

Жорж Брак в своей мастерской на Монмартре
1910
Rue des Archives / Vostock Photo

Лето 1909 года художник провел в Каталонии, где исполнил серию кубистических пейзажей («Завод», 1909). К 1910 году Пикассо пришел к почти абстрактным композициям, сохраняющим лишь наиболее существенные детали объекта — «атрибуты», как называл их сам мастер. Одной из вершин кубистической живописи этого времени стал «Портрет Амбруаза Воллара» (1910). Вскоре, вслед за Браком, Пикассо начал вводить в свои композиции буквы и усеченные лексемы, прибегая к сложной, не всегда очевидной словесной игре. С 1911 года под флагом кубизма в Салоне Независимых выступали последователи Пикассо: Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Константин Бранкузи. Сам Пикассо выставлялся в Лондоне, Берлине (1911, Сецессион), Москве («Бубновый валет»), Мюнхене (1912, «Синий всадник» [«Der Blaue Reiter»]) и Нью-Йорке (1913, Армори-шоу [«Armory Show»] ). Продажу своих картин художник с 1910 года доверил Даниэлю-Анри Канвейлеру.

С весны 1912 года в живопись Пикассо вернулись цвет и реальные детали («Столик в кафе», 1912).

1 / 3

По примеру Брака он обратился к коллажу и введению в красочное полотно неживописных фрагментов из газет, картона и бумаги, а также настоящих предметов. Пикассо применял одновременно несколько графических и живописных техник, экспериментировал с фактурами, добавляя в краски песок или опилки, использовал бумажные и напылительные технологии. Следующим шагом стало для него создание кубистических конструкций, или ассамбляжей. Трехмерные произведения, стирающие границы между живописью и скульптурой, свидетельствовали о появлении нового пластического языка, который оказал колоссальное влияние на общеевропейский художественный процесс.

В 1916 году по инициативе Жана Кокто С. П. Дягилев пригласил Пикассо участвовать в постановке балета «Парад». Парижская премьера «первого сюрреалистического спектакля» (1917) имела успех, и Пикассо еще на протяжении 10 лет сотрудничал с Русскими балетами, оформив в общей сложности шесть постановок. В 1918 году Пикассо женился на балерине дягилевской труппы О. С. Хохловой.

Пабло Пикассо (в кепке) сидит на занавеси для балета «Парад»
1917
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо с женой, балериной Ольгой Хохловой, на фоне афиши балета «Парад»
1917

Период 1917-1925 годов ознаменован в творчестве художника поворотом к классическим формам. Начав с обращения к Доминику Энгру и Огюсту Ренуару («Ольга в задумчивости» [«Olga pensive»], 1923, Музей Пикассо, Париж), Пикассо пришел к «колоссальному» стилю с мощными, близкими греческой архаике формами и экспрессивными деформациями («Две женщины, бегущие по пляжу» [«Deux femmes courant sur la plage»], 1922, музей Пикассо, Париж). На художника посыпались обвинения в измене со стороны кубистов; дадаисты называли его «мертвым художником». Но совсем скоро Пикассо, демонстрируя неисчерпаемость своего пластического лексикона, перешел от неоклассицизма и декоративного кубизма к сюрреалистическим, полноцветным, чувственным композиции с биоморфными фигурами («Танец» [«La Danse»], 1925, Галерея Тейт, Лондон). Это преображение совпало по времени с появлением в жизни художника Марии-Терезы Вальтер . «Я стремлюсь к сходству, превосходящему по глубине саму реальность», — утверждал Пикассо, которого сюрреалисты провозгласили «великим начинателем».



1 / 3

Пабло Пикассо
Ольга в задумчивости
1923
Пастель. 105 х 75
Музей Пикассо, Париж
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо
Две женщины, бегущие по пляжу
1922
Гуашь, фанера. 32,5 х 41,1
Музей Пикассо, Париж
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо
Три танцовщицы
1925
Холст, масло. 215,3 х 142,2
Галерея Тейт, Лондон

В 1932 году в Париже и Цюрихе прошли крупные ретроспективы Пикассо. В середине 1930-х годов художник на время оставил занятия живописью и начал писать стихи. В это десятилетие в его произведениях частотны мотивы насилия и борьбы, доминирует трагическое начало. В 1937 году бомбардировка немецкой авиацией баскского города Герника побудила Пикассо всего за месяц написать для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже колоссальную черно-белую композицию «Герника» (Музей королевы Софии, Мадрид), вызвавшую огромный резонанс в Европе.

Самый продуктивный живописец в истории человечество.

Он же и стал самым успешным художником, заработав за свою жизнь более миллиарда долларов.

Он стал основателем современного авангардного искусства, начав свой путь с реалистической живописи, открыв кубизм и отдав дань сюрреализму.

Великий испанский живописец, основоположник кубизма. За свою долгую жизнь (92 лет), художник создал настолько огромное количество картин, гравюр, скульптур, керамических миниатюр, что оно не поддается точному подсчету. По данным разных источников, наследие Пикассо составляет от 14 до 80 тысяч произведений художественного искусства.

Пикассо уникален. Он принципиально один, ибо удел гения – одиночество.

25 октября 1881 года в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес произошло радостное событие. На свет появился их первенец, мальчик, которого назвали по испанским традиция длинное и витиевато – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо. Или просто – Пабло.

Беременность была тяжелой – худенькая Мария еле выносила малыша. А роды и вовсе выдались тяжелыми. Мальчик родился мертвым…

Так посчитал доктор, старший брат Хосе Сальвадор Руис. Он принял малыша, осмотрел его и тут же понял – неудача. Мальчик не дышал. Доктор шлепал его, поворачивал вниз головкой. Не помогло ничего. Доктор Сальвадор взглядом намекнул акушера, чтобы тот унес мертвого ребенка, и закурил. Клуб сизого сигарного дыма окутал посиневшее лицо младенца. Он конвульсивно напрягся и закричал.

Случилось маленькое чудо. Мертворожденный ребенок оказался живым.

В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Его отец был учителем рисования в художественной школе Малагии и по совместительству был хранителем здешнего Художественного музея.

Хосе после Малаги, переехав с семейством в городок Ла Корунья, получил место в школе изящных искусств, обучая детей живописи. Он же стал первым и, возможно, главным учителем своего гениального сына, подарив человечеству самого выдающегося художника XX столетия.

О матери Пикассо мы мало что знаем.

Интересно тот факт, что матушка Мария дожила до триумфа сына.

Через три года после рождения первенца Мария родила девочку Лолу, а еще через три -младшенькую Кончиту.

Пикассо был очень избалованным мальчиком.

Ему позволялось делать положительно все, он же чуть не погиб в первые минуты своей жизни.

В семь лет мальчику отдали в обычную среднюю школу, но учился он отвратительно. Читать и считать, конечно он научился, но плохо и с ошибками писал (это сохранилось на всю жизнь). Но не интересовался ни чем, кроме рисования. Его держали в школе только из уважения к отцу.

Еще до школы отец стал впускать его в свою мастерскую. Дал карандаши и бумагу.

Хосе с радостью заметил, что у его сына врожденное чувство формы. У него был фантастическая память.

В восемь лет малыш стал рисовать самостоятельно. То, что отец делал неделями, сыну удавалось завершить за два часа.

Первая картина, написанная Пабло, сохранилась по сей день. Пикассо никогда не расставался с этим полотном, написанным на небольшой деревянной доске отцовскими красками. Это “Пикадор” 1889 года.

Пабло Пикассо – “Пикадор” 1889 год

В 1894 году отец, забрал Пабло из школы, и перевел мальчика в свой лицей – школу изящных искусств в той же Ла Корунье.

Если в обычной школе у Пабло не было ни одной хорошей оценки, то в школе отца – ни одной плохой. Он учился не просто хорошо а блестяще.

Барселона… Каталония

В 1895 году, летом семья Руисов переехала в столицу Каталонии. Пабло было всего 13 лет. Отец хотел, чтобы сын учился в Барселонской академии художеств. Пабло, еще совсем мальчишка, подал документы в качестве абитуриента. И тут же получил отказ. Пабло был младше студентов-первокурсников на целых четыре года. Отцу пришлось искать старые знакомства. Из уважения к этому заслуженному человеку приемная комиссия Барселонской академии приняла решение допустить мальчика к участию в приемных экзаменах.

Всего за неделю Пабло написал несколько картин и выполнил задание комиссии – нарисовал несколько графических работ в классическом стиле. Когда он достал и развернул эти листы перед профессорами от живописи, члены комиссии онемели от удивления. Решение было единогласным. Мальчик принят в Академию. Причем сразу на старший курс. Ему не нужно было было учится рисовать – перед комиссией сидел вполне сформировавшийся профессиональный художник.

Имя “Пабло Пикассо” появилось именно в период обучения в Барселонской Академии. Свои первые работы Пабло подписывал собственным именем – Руис Блеско. Но потом возникла проблема -юноша не хотел, чтобы его картины путали с картинами отца Хосе Руис Бласко. И он взял фамилию матери – Пикассо. А еще в этом была дань уважения и любви к матери Марии.

Пикассо никогда не говорил о матери. Но он очень любил и уважал свою мать. Отца он нарисовал в образе врача в картине “Знание и милосердие”. Портрет матушки – картина “портрет матери художника” 1896 году.

Но еще больший интерес представляет картина “Лола, сестра Пикассо”. Она написана в 1899 году, когда Пабло находился под влиянием импрессионистов.

Летом 1897 года в семействе Хосе Руиса Бласко наступили перемены. Из Малаги пришло важное письмо – власти снова решили открыть Художественый музей и приглашали на должность его директора авторитетного человека Хосе Руиса. В 1897 году в июне. Пабло закончил обучение в Академии и получил диплом профессионального художника. И после этого семейство двинулось в путь.

Пикассо не любил Малагу. Для него Малага был как провинциальная жуткая дыра. Он хотел учится. Тогда на семейном совете, в котором участвовал и дядюшка, было решено – Пабло отправится в Мадрид, чтобы попробовать поступить в самую престижную художественную школу страны – в Академию Сан-Фернандо. Финансировать обучение племянника вызвался дядюшка Сальвадор.

Он поступил в Академию Сан-Фернандо без особого труда. Пикассо попросту был вне конкуренции. Первое время он получал от дядюшки не плохие деньги. Нежелание учиться тому, что Пабло уже знал без уроков профессоров, привело к тому, что через несколько месяцев, он бросил учебу. Поступления денег от дядюшки тут же прекратились, и для Пабло настали трудные времена. Ему тогда было 17 лет, и к весне 1898 году он решил съездить в Париж.

Париж его поразил. Стало ясно – жить надо именно здесь. Но без денег он не смог остаться в Париже долго и в июне 1898 года Пабло вернулся в Барселону.

Здесь ему удалось снять небольшую мастерскую в старой Барселоне, написал несколько картин и даже смог продать. Но долго так не могло продолжатся. И снова захотелось вернутся в Париж. и даже убедил своих друзей – художников Карлоса Касагемаса и Хаиме Сабартеса поехать с ним.

В Барселоне Пабло частенько заглядывал в больницу для бедных Санта-Креу, где лечили проституток. Здесь работал его друг. Нацепив белый халат. Пикассо часами просиживал на осмотрах, быстро делая карандашные наброски в блокноте. В последствии эти наброски превратятся в картины.

Конце концов Пикассо перебрался в Париж.

На вокзале Барселоны его провожал отец. На прощание сын подарил отцу свой автопортрет, на котором сверху начертал “Я – король!”.

В Париже жилось бедно и голодно. Зато к услугам Пикассо были все музеи Парижа. Тогда он увлекся творчеством импрессионистов – Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Гогена.

Он увлекся искусством финикийцев и древних египтян, японской гравюрой и готической скульптурой.

В париже у него и у своих друзей была другая жизнь. Доступные женщины, пьяные разговоры с друзьями за полночь, недели без хлеба и самое главное ОПИУМ.

Отрезвление произошло в один момент. Однажды утром он зашел в соседнюю комнату, где жил его друг Касагемас. Карлос лежал на кровати, разбросав руки в стороны. Рядом валялся револьвер. Карлос был мертв. Позже выяснилось, что причиной самоубийства стала наркотическая ломка.

Потрясение Пикассо было столь велико, что он тут же оставил увлечение опиумом и больше к наркотикам никогда не возвращался. Смерть друга перевернула жизнь Пикассо. Прожив два года в Париже, он снова вернулся в Барселону.

Жизнерадостный, темпераментный, бурлящий веселой энергией Пабло вдруг превратился в задумчивого меланхолика.Смерть друга заставил задуматься о смысле жизни. На автопортрете 1901 года на нас смотрит бледный человек усталыми глазами. Картины этого периода – везде депрессия, упадок сил, всюду видишь эти усталые глаза.

Этот период сам Пикассо называл голубым – “цветом всех цветов”. На голубом фоне смерти яркими красками Пикассо рисует жизнь. Два года, проведенные в Барселоне, он работал за мольбертом. Почти забыл свои юношеские походы по борделям.

“Гладильщица” эта картина была написана Пикассо в 1904 году. Усталая хрупкая женщина склонилась на гладильной доской. Слабые тонкие руки. Это картина – гимн безысходности жизни.

Он достиг вершины мастерства в очень раннем возрасте. Но он продолжал искать, экспериментировать. В 25 годам он еще был начинающим художником.

Одна из поразительных картин “голубого периода” это “Жизнь” 1903 года. Сам Пикассо эту картину не любил, считал ее не завершенной и находил слишком похожей на работы Эль Греко – а ведь Пабло не признавал вторичности. На картине представлены три времени, три периода жизни – прошлое, настоящее и будущее.

В январе 1904 года Пикассо снова отправляется в Париж. На этот раз полон решимости закрепить здесь любым способом. И ни в коем случае не возвращаться в Испанию – пока он не добьется успеха в столице Франции.

Он был близок к своему “Розовому периоду”.

Одним из его парижских друзей был Амбруаз Воллар. Организовав в 1901 году первою выставку работ Пабло, этот человек вскоре стал для Пикассо “ангелом-хранителем”. Воллар был коллекционером живописи и очень существенно, удачливым торговцем картинами.

Сумев очаровать Воллера. Пикассо обеспечил себе верный источник дохода.

В 1904 году Пикассо познакомился и сдружился с Гийомом Аполлинером.

В том же 1904 году Пикассо встретил первую настоящую любовь своей жизни – Фернанду Оливье.

Неизвестно, что привлекало Фернанду в этом плотном сбитом низкорослом испанце (рост Пикассо составлял всего 158 сантиметров – был одним из “великих коротышек”). Их любовь расцвела стремительно и пышно. Высокая Фернанда была без ума от своего Пабло.

Фернанда Оливье стала первой постоянной моделью Пикассо. С 1904 года он просто не мог работать, если перед ним не было женской натуры. Обоим было по 23 года. Жили они легко, весело и очень бедно. Фернанда оказалась никудышной домохозяйкой. А этого Пикассо в своих женщинах терпеть не мог, и их гражданский брак покатился под уклон.

“Девочка на шаре” – эту картину, написанную Пикассо в 1905 году, специалисты в живописи относят к переходному периоду в творчестве художника – между “голубым” и “розовым”.

В эти года любимым местом в Париже для Пикассо стал цирк Медрано. Он любил цирк. потому что – циркачи, люди несчастливой судьбы, профессиональные скитальцы, бездомные бродяги, вынужденные всю жизнь изобразить веселье.

Обнаженные фигуры на полотнах Пикассо 1906 года спокойны и даже умиротворенны. Они уже не выглядят одинокими – тема одиночества. тревоги перед будущим отошла на второй план.

Несколько работ 1907 года, в том числе и “Автопортрет”, выполнены в особой “африканской” технике. И само время увлечения масками специалисты области живописи назовут “африканским периодом”. Шаг за шагом Пикассо продвигался к кубизму.

“Авиньонские девицы” – над этой картиной Пикасо работал особенно сосредоточенно. Целый год он держал полотно под плотной накидкой, не позволяя взглянуть на его даже Фернанде.

На картине был изображена бордель. В 1907 году когда все увидели картину, разгорелся нешуточный скандал. Картину посмотрели все.Рецензенты в один голос заявили, что картина Пикассо не что иное, кк издательство над искусством.

В начале 1907 года, в самый разгар скандала вокруг “Авиньонских девиц”, к нему в галерею пришел художник Жорж Брак. Брак и Пикассо сразу подружились и взялись за теоретическую разработку кубизма. Основной идеей стало достижение эффекта объемного изображения при помощи пересекающихся плоскостей и построения при помощи средством геометрических фигур.

Этот период пришелся на 1908-1909 годы. Картины, написанные Пикассо в этот период, еще мало чем отличались от тех же “Авиньонских девиц”. На первые же картины в стиле кубизма нашлись покупатели, и почитатели.

На 1909-1910 годы пришелся период так называемого “аналитического” кубизма. Пикассо отошел сезанновской мягкости красок. Геометрические фигуры уменьшались в размерах, изображения принимали хаотичный характер, а сами картины становились сложнее.

Заключительный период становления кубизма называют “синтетическим”. Он пришелся на 1911-1917 годы.

К лету 1909 года Пабло, которому шел тридцатый год, разбогател. Именно в 1909 году денег скопилось столько, что он открыл собственный банковский счет, а к осени смог позволить себе и новое жилье, и новую мастерскую.

Ева-Марсель стала первой женщиной в жизни Пикассо, которая оставила его сама, не дожидаясь, когда ее бросит сам художник. В 1915 году она скончалась от чахотки. Со смертью обожаемой Евы Пикассо надолго утратил способность работать. Депрессия длилась несколько месяцев.

В 1917 году круг общения Пикассо расширился – он познакомился с удивительным человеком поэтом и художником Жаном Кокто.

Тогда и Кокто убедил Пикассо поехать с ним в Италию, Рим, чтобы развеяться и забыть грусть.

В Риме Пикассо увидел девушку и моментально влюбился. Это была русская танцовщица балета Ольга Хохлова.

“Портрет Ольги в кресле” – 1917 г

В 1918 году Пикассо сделал предложение. Они вместе отправились в Малагу, чтобы Ольга познакомилась с родителями Пикассо. Родители дали добро. В начале февраля Пабло и Ольга отправились в Париж. Здесь 12 февраля 1918 году они стали мужем и женой.

Их брак продержался чуть более года и дал трещину. На этот раз причина была, скорее всего. в разнице темпераментов. Убедившись в неверности мужа, они уже не жили вместе, но все же Пикассо не развелся. Ольга осталась супругой художника, пусть и формально, до самой своей кончины в 1955 году.

В 1921 году Ольга родила сына, которого назвали Пауло или просто Поль.

Сюрреализму Пабло Пикассо отдал 12 лет творческой жизни, периодически возвращаясь к кубизму.

Следуя принципам сюрреализма, сформулированным Андре Бретоном, Пикассо, тем не менее, всегда шел своей дорогой.

“Танец” – 1925 г.

Сильное впечатление оставляет самая первая картина Пикассо, написанная в сюрреалистическом стиле в 1925 году под влиянием художественного творчества Бретона и его сторонников. Это картина “Танец”. В работе, которой Пикассо обозначил новый период в своей творческой жизни, много агрессии и боли.

Шел январь 1927 года. Пабло был уже очень богат и знаменит. Однажды на набережной Сены, он увидел девушку и влюбился. Девушку звали Мария-Тереза Вальтер. Их разделяла огромная разница в возрасте – девятнадцать лет. Он снял ей квартиру недалеко от своего дома. И вскоре писал только Марию-Терезу.

Мария-Тереза Вальтер

Летом когда Пабло вывозил семейство к Средиземному морю, Мария-Тереза отправился следом. Пабло поселил ее рядом с домом. Пикассо попросил у Ольги развода. Но Ольга отказывала, ведь день за днем Пикассо становился еще богаче.

Пикассо успел купить для Марии-Терезы замок Буажелу, в которой фактически переселился сам.

Осенью 1935 года Мария-Тереза родила ему дочь, которую назвала Майей.

Девочку записали на имя неизвестного отца. Пикассо клялся, что сразу после развода признает дочь, но когда Ольги не стало, он так и не сдержал своего обещания.

“Майя с куклой” – 1938

Мария-Тереза Вальтер стала главной вдохновительницей. Пикассо на несколько лет.Именно ей он посвятил свои первые скульптуры, над которыми работал в замке Буажелу в течение 1930-1934 годов.

“Мария-Тереза Вальтер”, 1937

Увлеченный сюрреализмом, Пикассо выполнил свои первые скульптурные композиции в том же сюрреалистическом ключе.

Испанская война для Пикассо совпала с личной трагедией – за две недели до ее начала скончалась матушка Мария. Похоронив ее, Пикассо утратил главную нить, связывающую его с родиной.

Есть в стране басков на севере Испании крошечный городок под названием Герника. 1 мая 1937 года немецкая авиация совершила налет на этот город и практически стерла его с лица земли. Известие о гибели Герника потрясло Планету. А вскоре это потрясение повторилось когда на Всемирной выставке в Париже появилось полотно Пикассо под названием “Герника”.

“Герника”, 1937 год

По силе воздействия на зрителя с “Герникой” не может сравниться ни одно живописное полотно.

Осенью 1935-го Пикассо сидел за столиком уличного кафе на Монмартре. Здесь он увидел Дору Маар. и …

Прошло совсем немного времени, и они оказались в общей постели. Дора была сербкой. Их разлучила война.

Когда немцы начали вторжение во Францию, произошел великий исход. Из Парижа в Испанию, Португалию, в Алжир и Америку двинулись художники, писатели, поэты. Не всем удалось спастись, многие погибли… Пикассо никуда не поехал. Он был дома и плевать хотел и на Гитлера и на его нацистов. Удивительно, что его не тронули. Еще удивительно, что сам Адольф Гитлер был поклонником его творчества.

В 1943 году Пикассо сблизился с коммунистами, а в 1944 году объявил, что вступает в коммунистическую партию Франции. Пикассо был награжден Сталинской (в 1950 году). а затем и Ленинской премией (в 1962-м).

В конце 1944 года Пикассо уехал к морю, на юг Франции. В 1945 году его нашла Дора Маар. Оказалась она искала его всю войну. Пикассо купил ей уютный домик здесь же, на юге Франции. И объявил, что между ними все кончено. Разочарование было столь велико, что Дора восприняла слова Пабло как трагедию. Вскоре она помучилась рассудком и угодила в психиатрическую клинику. Там она и прожила остаток дней.

Летом 1945 года Пабло ненадолго вернулся в Париж, здесь увидел Франсуазу Жило и сразу влюбился. В 1947 году Пабло и Франсуаза перебрались на юг Франции в Валорис. Вскоре Пабло узнал радостное известие – Франсуаза ждет ребенка. В 1949 году на свет появился сын Пикассо – Клод. А спустя год Франсуаза родила девочку, которой дали имя Палома.

Но Пикассо не был Пикассо, если семейные отношения длились долго. У них уже начинались ссоры. И вдруг Франсуаза тихо ушла, это было летом 1953 года. Из за ее ухода, Пикассо стал себя чувствовать стариком.

В 1954 году Судьба свело Пабло Пикассо со своей последней спутницей, которая под конец великого живописца станет его супругой. Это Была Жаклин Рок. Пикассо был старше Жаклина на целых… 47 лет. В момент их знакомства ей было всего 26 лет. Ему – 73.

Через три года после смерти Ольга Пикассо решил купить большой замок, в котором можно было бы провести остаток дней вместе с Жаклин. Он выбрал замок Воверенг на склоне горы Святой Виктории, что на юге Франции.

В 1970 году состоялось событие, которое стало его главной наградой в эти последние годы. Городские власти Барселоны обратились к художнику с просьбой дать разрешение на открытие музея его живописных работ. Это был первый музей Пикассо. Второй – в Париже – открылся уже после его смерти. В 1985 году в музей Пикассо был превращен парижский отель “Сале”.

Последние годы своей жизни он вдруг стал стремительно утрачивать слух и зрение. Следом стало слабеть память. Потом отказали ноги. К концу 1972 года он ослеп окончательно. Жаклин всегда была рядом. Она очень сильно любила его. Ни стона, ни жалобы, ни слез.

8 апреля 1973 год – в этот день его не стало. Согласно завещанию Пикассо, его прах был захоронен рядом с замком Воверанг…

Источник – Википедия и Неформальные биографии (Николай Надеждин).

Пабло Пикассо – биография, факты, картины – великий испанский живописец обновлено: Январь 16, 2018 автором: сайт