Уроки жизни которые дает молчалин чацкому. Чацкий и молчалин в комедии грибоедова горе от ума

Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы 19-ого века. В это время начали меняться устои старой эпохи, зарождались новые, прогрессивные декабристские идеи. В комедии отображен конфликт двух эпох «века нынешнего и века минувшего». Представителями века нынешнего являлись прогрессивно мыслящие люди, такие как главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. А представителями века минувшего были непримиримые консерваторы, например, Алексей Степанович Молчалин. Таким образом, Чацкий и Молчалин – представители двух разных общественных лагерей.

Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.

Алексей Андреевич Чацкий – небогатый дворянин, получивший хорошее образование. С малых лет воспитывался в доме Фамусова в связи с гибелью родителей. В детстве хорошо дружил с Софьей. Вернувшись из заграницы понял, что влюблен в девушку, но она в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Да и отец Софьи был против брака, ведь он считал, «кто беден, тот тебе не пара», а Чацкий имел лишь 400 душ, что, по мнению Фамусова, мало. По характеру Александр Андреевич революционер, мечтающий о бескорыстном служении Отечеству. Яркий представитель «века нынешнего». К Фамусовскому обществу Чацкий относится неприязненно, ведь представители этого общества страдают чинопочитанием, карьеризмом и лицемерием. Люди, совершенно противоположные Чацкому по характеру, жизненным целям. И именно поэтому его в этом обществе не понимают и принимают за сумасшедшего. Образ Чацкого – это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. По происхождению он крестьянин, но стремится добиться успехов в обществе, получить высокий чин, стать влиятельным человеком. Он следует наставлению его отца. С виду Молчалин кажется скромным, кротким, тихим и уступчивым. Но это всего лишь маска, которую он создал для достижения своей цели, а цель его – это чин и богатство. В Молчалина влюблена Софья, а он в то же время без ума от служанки Лизы, а с Софьей встречается только ради чинов. Молчалин везде и каждому пытается услужить, ведь он считает, что лишь одного слова, сказанного влиятельному человеку, достаточно для получения чина или хорошего расположения. Главный жизненный принцип Молчалина – низкопоклонство и угодничество вышестоящим, именно поэтому он является членом «фамусовского общества». Молчалин – угодник нового времени, действующий тонко и очень успешно.

Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий – тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же – тип льстеца, главная цель которого – угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий – именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» читают:

Поделиться:

Сочинения по литературе: Чацкий и молчалин. "Горе от ума" Грибоедова - социально-политическая реалисти-ческая комедия, "одно из самых злободневных произведений русской литературы". Комедия "Гоу" была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены, когда среди прогрессивно настроенного дворян-ства назревало недовольство существующими порядками. Автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего", не желающего сдавать свои позиции. АСГ противопоставил главного героя остальным действу-ющим лицам, представителям консервативной части общества. На это указывал сам автор, разъясняя основной смысл своей комедии: "В моей пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Роль Александра Андреевича Чацкого - главная роль в комедии. Среди "двадцати пяти глупцов" большое значение имеет Алексей Степанович Молчалин. Чацкий и Молчалин - это не только сценические персонажи, которые способствуют развитию действия, но и социальные типы.

Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаются друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Чацкий талантлив, "его речь кипит умом, остроумием", он всегда говорит то, что думает, "у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен". "Таланты" же Молчалина состоят в "умеренности и аккуратности". За маской бессловесного, скромного, тихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринцип-ный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Александр Андреич имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей.

Чацкий называет "нынешний век" веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам, "высоким и прекрасным". Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспитывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину "коптеть в Твери", то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин "унаследовал" от отца один очень "ценный" совет: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Для Молчалина невозможно представить удачную жизнь без продвижения по службе. Карьера для него - это самый короткий и легкий путь к почестям и знатности. Служба у него ассоциируется не с чувством долга перед отечеством, а с наградами и чинами. Так, Алексей Степанович Молчалин получил уже "три награжденья" и дворянский титул. Чацкий не требует "ни мест, ни продвиженья в чин".

Он готов служить по велению долга, "служить делу": Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий, обладая декабристким мировоззрением, выступает в комедии как бескомпромиссный борец с помещичье-самодержавным строем. Смысл жизни Молчалина состоит в том, чтобы "и награжденья брать и весело пожить". Отношение к любви у героев также противоположно. Чацкий любит Софью чисто, искренне. Ведь только ради нее он приехал в патриархальную Москву.

Молчалин не способен на глубокое и искреннее чувство: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Софью он любит "по должности", Лизу - "от скуки". Любовь для него - еще одно средство для достижения своих низменных целей. Александр Андреич - вольнолю-бивый герой. Он не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе, покровительство ему не нужно. О "тузах" Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если "пустейшего человека" в "фамусовском обществе" "ставят в образец", то это для Чацкого совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так и останется для Александра Андреича "одним из самых бестолковых", а властная и могучая Татьяна Юрьевна - "вздорной".

Более того, Чацкий будет с жаром обличать сословные предрассудки консервативного дворянства. В этом состоитглавное различие между Чацким и Молчалиным. Молчалин твердо следует "завещанию" отца: Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! Но это стремление всем угождать имеет для него и отрицательную сторону. Молчалин, может, и рад бы был высказывать свое мнение, но не может.

Он говорит: "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь". Зависеть от других для него необходимость. В нравственном отношении Чацкий, бесспорно, намного богаче Молчалина. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника, для него Молчалин - полное нич-тожество, "жалчайшее созданье". Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий недооценил Молчалина, а Молчалин совершенно не понял мировоззрения Чацкого.

Чацкий - новый человек. На его пути стоит "фамусовское общес-тво", но более сильным и живучим оказываются Молчалины. "Молча-лины блаженствуют на свете!" Эти слова Чацкого оказались пророческими: Молчалины вечны. Но такие героические личности, как Чацкий, всегда будут появляться при резкой смене одного века другим.

И это свидетельствует о подлинной "бессмертности" комедии. Чацкий терпит поражение, но в моральном плане остается победителем. Чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего главного противника - Молчалина. Главный герой не способен отнестись к нему и его "способностям" всерьез, но на самом деле это "жалчайшее созданье" не так уж ничтожно. За время его отсутствия он занял место в сердце Софии. Брошенные Чацким слова - "Молчалины блаженствуют на свете" - оказались пророческими. Именно люди этого типа, идеал которых "и награжденья брать, и весело пожить", станут, по мнению главного героя, на вершину общества потому, что власть ценит "умеренность и аккуратность", а также "бессловесных". Ум, хитрость, изворотливость, умение найти "ключ" к каждому влиятельному человеку - главные ка чества Молчалива. Его взгляды на жизнь противоположны идеалам Чацкого.

Этим Молчалин подобен фамусовскому обществу. За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвестный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Рассчетливо и холодно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он готов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути. Чацкий не только отвергает устаревшие формы жизни, но и призывает всех это делать. Главный герой - человек неравнодушный, деятельный, мне даже кажется, что он типичный представитель декабристов.

Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, душевную пустоту. Речь его кипит умом, остроумием. Он честный, со здоровым чувством юмора человек, который видит недостатки других и открыто их высмеивает, никого не боясь. Все это благородство противоположно качествам Молчалина. Этим произведением автор призывает бороться с такими людьми, как Молчалин и Фамусов. Мне кажется, что такие люди существуют и сегодня, потому что очень трудно "разгадать" их лживые натуры и они всегда находят "слабых" людей, которыми можно командовать. Из этого следует, что фамусов-ское и молчалинское общество растет и развивается.

Комедия Грибоедова "Горе от ума" - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе. Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то "лицам": "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Он осуждает московских дворян, стремящихся "набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле". В этом обществе Чацкий - чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Комедия Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то “лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он осуждает московских дворян, стремящихся “набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. В этом обществе Чацкий - чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
А что же Молчалин? Молчалин молод, он ровесник Чацкого, но полная его противоположность. Безродный и бедный, он явился в Москву с единственной целью - сделать карьеру. Для этого, он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угождать, быть “умеренным и аккуратным”, не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Молчалина никак не соответствуют его внутренним качествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко ее обманывает. Когда его обман был обнаружен, он ползал перед Софией на коленях, но не потому, что чувствовал себя виноватым, а потому, что боялся потерять “теплое место”.
У Молчалина нет за душой ничего, кроме холодного расчета. И, я думаю, он достигнет своей цели в фамусовском обществе. Чацкий прав:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Образ Молчалина стал нарицательным. О распространенности этого образа говорил еще Чацкий:
Молчалины блаженствуют на свете.
“Горе от ума” - комедия, в которой нашли отражение многие человеческие типы, которые всегда существовали и, переходя из века в век, существуют сейчас.

    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...

    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...

    Женские образы в литературе XIX века Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину...

    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...

Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» посвящена жизни России в первые десятилетия XIX века. В это время русское дворянство разделилось на два лагеря. Одни дворяне были сторонниками консерватизма, а другие отстаивали передовые идеи. Конфликт между двумя группами русского общества можно проследить, если сравнить Чацкого и Молчалина - двух героев комедии «Горе от ума».

Они ровесники, но молодость - это единственное, что объединяется Чацкого и Молчалина. Герои резко отличаются друг от друга своими взглядами и личными качествами. Александр Андреевич Чацкий - истинный патриот, готовый все силы и талант посвятить счастью родной страны. Он возвращается в Россию с желанием изменить к лучшему жизнь русского общества, но видит, что за время его отсутствия не произошло никаких перемен. В стране господствуют все те же консервативные нравы. Герой критикует впасть и дворянское общество, с иронией говорит о Москве:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Молчалин же полностью доволен жизнью барской Москвы, он с восторгом рассказывает Чацкому о прелестях московской жизни. Если главный герой со смехом описывает представителей высшего общества, то Молчалин проявляет почтение и уважение к сливкам русского дворянства. Секретарь Фамусова преклоняется перед авторитетом богатых и знатных людей, мечтает о такой же карьере. Идеал жизни для него заключается в следующем: «И награжденья брать, и весело пожить». Поэтому Молчалин занимается подхалимством и лицемерием, которые помогают ему продвигаться по службе. Он уже имеет награды и является незаменимым помощником Фамусова, хотя у Молчалина, по его же признанию, только два таланта - умеренность и аккуратность. У Чацкого же масса достоинств, но он нигде не служит. Причина - в нежелании заниматься лицемерием и подхалимством, о чем ясно говорят слова гордого и честного героя комедии:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Передовому человеку эпохи, умному и талантливому, в барской Москве не находится места, зато это общество нуждается в таком человеке, как Молчалин. Главный герой с горечью говорит, что молодой подхалим «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Когда читаешь строки комедии, проникаешься сочувствием к Чацкому, который окружен в доме Фамусова только врагами, вынужден оставаться там, где богатство и чин важнее человеческой души. Герой Грибоедова привык оценивать людей по их личным качествам и заслугам перед страной. Чацкий всегда отстаивает собственное мнение, он враг всяких авторитетов, а Молчалин исповедует совсем иные взгляды. Смех Александра Чацкого вызывают слова Молчалина о том, что нужно зависеть от более знатных и богатых людей, идти на поклон к столпам барской Москвы, потому что «в чинах мы небольших». В сравнении с Чацким Молчалин кажется бездарным тихоней, которого так метко характеризует главный герой:

вот он, на цыпочках,

И не богат словами.

Талант же и достоинства Чацкого признают даже члены фамусовского общества. Молодой дворянин, как говорит Фамусов, «славно пишет, переводит», он остроумен, ироничен. Главный герой прекрасно понимает пользу науки и просвещения, Чацкого можно назвать одним из образованнейших людей эпохи. А Молчалин - это типичный представитель «века минувшего», сторонник всех существующих в стране законов и нравов. Молчалин не осуждает крепостное право, противником которого выступает Чацкий. Главный герой отпускает своих крестьян на волю, чем вызывает недоумение и возмущение барской Москвы.

Мне думается, что очень ярко показывает различие двух натур отношение героев комедии к Софье. Чацкий и в любви проявляет свои лучшие качества. Перед нами искренний, нежный и благородный человек, только ради возлюбленной приехавший в ненавистную ему барскую Москву. Для молодого дворянина Софья - это все та же мечтательная, хрупкая, чувствительная девушка, с которой он рос и воспитывался. Молчалин же даже в любви стремится найти личную выгоду. Этот карьерист играет роль влюбленного, потому что Софья - дочь богатого московского барина, у которого служит Молчалин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека. Лицемер и подлец, готов на всё ради продвижения наверх, к богатству и знатности.

Чацкий и Молчалин - это два совершенно разных человека, представители противоборствующих лагерей в русском обществе начала XIX века. Не возраст, а взгляды и убеждения лежат в основе деления на «век нынешний» и «век минувший». Молодой человек Алексей Молчалин принадлежит к старому времени, а Александр Чацкий в комедии является выразителем передовых идей эпохи.

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса. Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой жи­вучестью», так как А. С. Грибоедов сумел показать не только вре­мя, в которое он жил, но и создал Незабываемые образы, интерес­ные и современному читателю. Сила его писательского таланта ярко проявилась в том, что каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповтори­мыми индивидуальными чертами. Его герои не отвлеченные об­разы, а сложные и противоречивые натуры, как сложны и проти­воречивы реальные люди.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой дворянин, чело­век умный, образованный. Мы узнаем, что он занимался литера­турной работой, состоял на военной службе, имел связи с мини­страми, три года провел за границей. Пребывание за границей обо­гатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор, однако он не стал поклонником »сего иностранного, что типично для фа- мусовского общества. От низкопоклонства Чацкого удерживают присущие ему подлинный патриотизм, любовь к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действитель­ности, чувство личного и национального достоинства, ему прису­ща независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, чело­вечность, прямота - вот оружие, единственно достойное настоя­щего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, ду­шевная открытость, доверчивость, способность полностью отда­ваться своим чувствам. И рядом с этим человеком - зло, буднич­ное и живучее, которое встретило его по возвращении в Москву. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно. И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого - рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фа- мусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.

Этот конфликт, стоящий в центре комедии, - конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», - наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.

Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному - таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча- лин по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», - характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», - считает он.

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» - иронично спрашивает он Молчалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.

Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» - «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чи­новником. Например, умение подслужиться к влиятельным ли­цам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Он на службу смотрит как на сред­ство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награж­денья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах - нот веселья прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил - отличительные каче­ства Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. «Любовника я принимаю вид, - го­ворит он, - в угодность дочери такого человека… который кор­мит и поит, а иногда и чином подарит…» Изображая влюблен­ность, он жалок и смешон: «…возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и гак вся ночь прохо­дит, рука с рукой…». Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв, а опасается только одного - злых язы­ков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коле­нях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и при­нимаемые в дворянском обществе,

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, начисто лишен лицемерия и практицизма, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять «теплое местечко». Один серьезно гото­вится к полезной деятельности и мечтает о возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятие по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не люб­ви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мыс­ли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискива­ет, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

Кого же предпочтет фамусовское общество? Конечно, Молча­лина. К сожалению, «молчалины блаженствуют на свете!», и пото­му Чацкому остается только отступ ить, унося в груди «мильон тер­заний».

В этих двух образах комедии Грибоедов отразил свое понима­ние объективной правды жизни, свое понимание закономерно­стей исторического развития. В образе Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный тип подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных». А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимаю­щего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу­манности, ума и культуры.