Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"

По горизонтали
3. Фамилия ученого, которому в 1904 году присудили Нобелевскую премию за открытия в области физиологии пищеварения
5. Название общедоступных университетов, которые открывались в крупных городах в начале 20 века
8. Название понятия в архитектуре к.19-н.20 века, в котором появляется отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло)
10. Одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма
12. Фамилия первого русского кинопредпринимателя, который в 1907 г. Начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров
13. Один из крупнейших русских историков, ординарный профессор Московского университета
17. Абстрактное, беспредметное, течение в искусстве 20 в., выдвинувшее идею отказа от изображения форм реальной действительности
21. Название художников, причудливо сочетавших в своих картинах традиции народного искусства и модернистский стиль изображения
По вертикали
1. Русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра
2. Фамилия режиссера первых художественных лент «пиковая дама», «отец Сергий»
4. Фамилия ученого, который в к.19-н.20 века заложил основы биохимии, биогеохимии, радиогеологии
6. Псевдоним русского писателя, прозаика, драматурга. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже xix и xx веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму
7. Фамилия русского архитектора, который является одним из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа xix-xx столетий (здание Ярославского вокзала, особняк Рябушинского в Москве)
9. Художественное направление, возникшее в конце 19 века и считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы
11. Направление в искусстве конца xix - начала xx века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля
13. Отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Был изобретён в конце xix века и стал крайне популярен в xx веке
14. Обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 веков, характеризующегося оппозицией к общепринятой мещанской морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д
15. Фамилия ученого, сыгравшего огромную роль в становлении воздухоплавания, заложившего основы современной гидро- и аэродинамики
16. Это массовая поэзия, близкая городским низам: авторы зачастую свои, рабочие. Стихи понятны и конкретны–своеобразный отклик на реальные события
18. Термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в
19. Направление в искусстве последней трети xix - начала xx веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления
20. Проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом xx века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра: Отечественной истории, теории и истории культуры

Дисциплина: Культурология


Контрольная работа № 1

«Русская культура конца 19 начала 20 века»

Вариант 16

Шифр 099-463


Выполнил: Сайгина М. В.

Кемеровская обл., Топкинский р-он,

п. Раздолье, микрорайон 1, 12


Кемерово, 2010


Задание 4. Выполните тесты


.К теоретикам и практикам символизма относятся:

А) Н. Гумилев

Б) В. Брюсов

В) А. Блок

Г) М. Врубель

Д) М. Цветаева

Правильный ответ: Б, В, Г

В объединение «Мир искусства» входили:

А) В. Маяковский

Б) К. Сомов

В) Е. Лансере

Г) Л. Бакст

Д) А. Бенуа

Е) В. Васнецов

Правильный ответ: Б, В, Г, Д

.Установите соответствие между произведением и автором:

А) «Прогулка короля» А) М. Нестеров

Б) «Похищение Европы» Б) Н. Рерих

В) «Заморские гости» В) А. Бенуа

Г) «Портрет Ф. Шаляпина» Г) В. Серов

Д) «Видение отроку Варфоломею Д) Б. Кустодиев

Правильный ответ: А-В, Б-Г, В-Б, Г-Д, Д-А


Задание 1. Осветите проблему: «Серебряный век» русской литературы»


Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Стык веков оказался благоприятной основой этого периода. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века" считают 1915 год - время его наивысшего подъема и конца.

Век продолжался не долго - около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Серебряный век стал временем формирования русского авангарда.

Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа. Настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. Старые ценности выполнили свою функцию, отыграли свои роли, новых ценностей еще нет, они только складываются, и историческая сцена остается пустой.

В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление новой политической культуры. Русская культура теряет один из основополагающих принципов своего существования - соборность - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусства и политики. Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

В истории русской художественной культуры начало 20 века было плодотворным, противоречивым, стремительным в своем развитии. На стыке двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты. В новый период вступило творчество Л.Н. Толстого. В эти же годы А.П. Чехов становится тем великим художником слова, который оказывает огромное влияние на мировую литературу. Публикуются В.Короленко, А. Серафимович, Н. Гарин-Михайловский, удивляют читателей М. Горький и Л. Андреев, заявляет о себе поэзией и ранней прозой И. Бунин, начинают печататься А. Куприн и В.Вересаев.

Восприятие мира становится более свободным, идет раскрепощение личности художника.

Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, таким образом нельзя не признать влияния революции на русскую художественную культуру. Социальные проблемы характеризуют творчество М.Горького, Серафимовича, Короленко.

Многие русские писатели обратились к драматургии. Театр привлекает огромную зрительскую аудиторию, он находится в расцвете сил и возможностей.

Очень важно, что в культуре начала века предельно заострена филосовско-этическая проблема: что лучше, истина или сострадание?Утешающая ложь составляет стержень драм Г. Ибсена, пользующихся в начале века огромным успехом у русской публики. Эта тема звучит в горьковской драме На дне и формирует определенный нравственный идеал времени.

Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, объединений, ассоциаций, как в начале ХХ века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников.

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Русский символизм заявил о себе настойчиво и, по мнению многих критиков, внезапно. В 1892 году в журнале Северный вестник была опубликована статья Дмитрия Мережковского О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе, и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме, в этом художественном материализме видит Мережковский причину упадка современной литературы.

Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью.

Признанным метром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не только формальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Своеобразным творческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение "Юному поэту", которое воспринималось современниками как программа символизма:


Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.


Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно


Символисты рассматривали жизнь как жизнь Поэта. Сосредоточенность на самом себе характерна для творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам был смыслом, темой, образом и целью своих стихов. И. Эренбург очень точно заметил эту особенность его поэзии: "Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души". Действительно, внешний мир существовал для него лишь затем, чтобы он мог выразить свое поэтическое "я".

Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве младших символистов начала ХХ века - А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова. В их творчестве материальный мир - только маска, сквозь которую просвечивается иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов.

В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Это массовая поэзия, близкая городским низам. Стихи понятны и конкретны - своеобразный отклик на реальные события. Пролетарская поэзия пронизана революционными призывами. Стихи печатались во многих журналах.

У массового читателя формировался литературный вкус, а культура этого периода несла значительный просветительский потенциал, развивалась и разрабатывалась целая система самообразования.

Годы послереволюционной реакции характеризовались настроениями пессимизма и отреченчества.

Русская литература находила выход в появлении неореалистического стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявлялось в поэзии.

Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение - акмеизм - возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души. Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира. При таком взгляде художник-акмеист в отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям.

Акмеизм получил определенное теоретическое обоснование так же в статьях Городецкого Некоторые течения современной русской поэзии, О. Мандельштама Утро акмеизма, А. Ахматовой, М. Зенкевича, Г. Иванова. Объединившись в группу Цех поэтов, они примкнули к журналу Аполлон, противопоставили мистическим устремлениям символизма к непознаваемомустихию естества, декларировали конкретно-чувственное восприятие вещного мира, возврат слову его основного, изначального смысла.

Акмеисты сближались с поздним символизмом, ориентировались на раскрытие вечных сущностей.

При всей виртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редко встречаются у поэтов-акмеистов. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению - футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. Футуристы разрушали границы между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улиц, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат.

Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название "Пощечина общественному вкусу". С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского. В его юношеских стихах чувствуется желание начинающего поэта поразить читателя новизной, необычностью своего видения мира. И Маяковскому это действительно удалось.

Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму, - В. Каменский, братья Бурлюки, А. Крученых. Сборники футуристов Садок судей(1910-1913), Пощечина общественному вкусу(1912), Дохлая луна(1913) были откровенно непривычными для читающей публики.

Такие поэты, как В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, угадывали в союзе поэзии и борьбы особое духовное состояние своего времени и старались найти новые ритмы и образы для поэтического воплощения бурлящей революционной жизни.

Серебряный век отмечен женской лирикой. Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева, Анна Ахматова.… Были и другие, но с названными едва ли кто может сравниться. Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический свод. Большой талант всегда редкость, гений - тем более. ХХ век не дал своего Пушкина, но искусство России начала ХХ века сотворило своеобразную книгу - «звёздами написана та книга, Млечный Путь - один её листочек». Д. Мережковский, А. Блок, М. Волошин, И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Б. Пастернак, С. Городецкий, С. Есенин… А. Скрябин, С. Рахманинов, М. Врубель, В. Кандинский, М. Шагал, Фальк, И. Машков, Н. Рерих - галерея величайших имён и личностей. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Все они создали в начале XX века настоящее чудо - "серебряный век" русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого и многообразного периода.


Задание 2. Кратко ответьте на вопросы


каковы основные достижения русской науки порубежной эпохи?

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П.А.Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Эмигрировавший в 1922 г. из СССР П.А.Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды М. И. Туган-Барановского, П.Б.Струве.

Крупных успехов достигла отечественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России.

Филолог и историк А.А.Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А.Е.Пресняков, С.Ф.Платонов, С.В.Бахрушин, Ю.В.Готье, А.С.Лаппо-Данилевский.

В поле зрения русских историков находилось не только прошлое Отечества. Проблемы западноевропейского средневековья и нового времени исследовали Н.И.Кареев, П.Г.Виноградов, Е.В.Тарле, Д.М.Петрушевский.

Успешно развивались на рубеже двух веков правоведение, филологические науки и т.п.

Назовите основные художественные течения серебряного века.

Символизм - явился порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной.

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»).

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-начала 1920 гг. XX в.

Какова роль меценатов в развитии русской культуры?

Меценатство - материальная поддержка тех или иных деятелей культуры. Оно может служить достижению разнообразных целей - экономических, политических, идеологических.

Меценатство играло важную роль в развитии культуры.

С. И. Мамонтов (1841 - 1918) в своем подмосковном имении Абрамцево создал художественный кружок, который стал одним из центров развития русской культуры. Здесь собирался самый цвет русской интеллигенции: И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. Д. Поленов. В Москве в 1885 г. Мамонтов основал частную русскую оперу, стал ее режиссером.

Московский купец и промышленник П. М. Третьяков (1838 - 1898). С 1856 г. систематически покупал картины русских художников и создал богатую картинную галерею русской живописи. В 1893 г. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве. Третьяковская галерея является крупнейшим музеем русской живописи.

С. Т. Морозов (1862 - 1905) был меценатом МХАТа. Он выделил деньги на строительство здания и оказывал финансовую поддержку театру. Морозовы известны также созданием музея западного искусства, созданием огромного собрания старинных русских гравюр и портретов.

Семья текстильных фабрикантов Щукиных создала музей современной западной живописи, в котором представлены полотна П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо; большой музей русской старины, а также основала на свои средства Психологический институт.

А. А. Бахрушин (1865 - 1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей (ныне Театральный музей им. Бахрушина).

Рябушинские внесли большой вклад в возрождение русского церковного зодчества, собрали богатейшую коллекцию русской иконописи. Финансировали художественный журнал "Золотое руно", мероприятия в поддержку русской авиации, экспедиции по освоению Камчатки. После революции семья оказалась в эмиграции.

Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому невозможно назвать всех русских купцов, промышленников, дворян, тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не думая о прибыли. Следует помнить о том, что высокое искусство во все времена развивалось за счет поддержки государства и меценатства.


Задание 3. Объясните термины: супрематизм, акмеизм, конструктивизм, символизм, футуризм, декаданс

русский литература декаданс акмеизм

Супрематизм (от лат. Supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, - супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).

Акмеизм (от греч. - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов. В основе - простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв.

Конструктивизм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930 годов.Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век». Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Футуризм (от лат. futurum - будущее)- общее название художественных авангардистских движений 1910- начала 1920 гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Декаданс (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.


Список использованной литературы


1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М., 1999.

Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. - Кемерово, 2003.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997.-344 с.

Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". - М., 1996.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХвв.-М., 1993.

Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для того чтобы хорошо понимать особенности русской культуры на рубеже XIX-XX вв., нужно иметь представление о характере отечественного права, экономики и политики этого периода. Это имеет ключевое значение. Роль русской культуры невозможно переоценить. Благодаря петровским реформам в империи утвердилась а также законодательное оформление бюрократии. В особенности это отразилось на "золотом веке" Екатерины II.

События начала XIX столетия

Век ознаменовала министерская реформа Александра I. На практике проводилась она для того, чтобы укрепить феодально-абсолютистский порядок. В то же время необходимо учитывать влияние нового "духа времени". Прежде всего, прослеживается отражение Великой французской революции на всей русской культуре. Любовь к свободе является одним из ее архетипов. Она воспевается всей русской поэзией, начиная от Цветаевой и заканчивая Пушкиным. После того как были учреждены министерства, произошла дальнейшая бюрократизация управления. Кроме того, усовершенствовался центральный аппарат Российской империи. Учреждение Государственного совета - важнейший элемент европеизации и модернизации всей системы. Его главными функциями являются: обеспечение единообразия юридических норм и централизация законодательного дела.

Золотой период

Русская культура конца 19 - начала 20 века развивалась весьма интенсивно. Сильное воздействие на этот процесс оказали передовые западноевропейские мысли и мировой революционный прогресс. Также сказалась тесная взаимосвязь русской культуры с другими. Это был период, когда развивались французский и Данные идеи стали очень популярными на территории государства. Русская культура начала 19 века испытывала сильное влияние наследия, оставшегося от предыдущих поколений. Новые ростки творчества в литературе взошли именно благодаря ему. Это также относится к сферам культуры, живописи и поэзии. Произведения Ф. Достоевского, П. Мельникова-Печерского, Н. Лескова и Н. Гоголя пронизаны традициями древнерусской религиозной культуры. Также нельзя не отметить творчество других литературных гениев, чье отношение к православным течениям было более противоречивым. Речь идет о А. Блоке, Л. Толстом, А. Пушкине и так далее. В их творчестве прослеживается неизгладимая печать, которая свидетельствует об их православных корнях. Также нельзя забывать скептического И. Тургенева. В его произведении "Живые мощи" представлен образ народной святости. Также огромный интерес вызывает русская художественная культура того времени. Речь идет о картинах К. Петрова-Водкина, М. Врубеля, М. Нестерова. Истоки их творчества кроются в православном иконописании. Древнее церковное пение стало ярким явлением истории музыкальной культуры. Сюда также можно причислить позднейшие опыты С. Рахманинова, П. Чайковского и Д. Бортнянского.

Основные вклады

Русская культура конца 19 - начала 20 века впитывала в себя лучшие достижения других народов и стран. При этом она не теряла свою самобытность. Кроме того, оказывалось существенное влияние на развитие других культур. Что касается истории европейских народов, то она оставила немалый след. Прежде всего, речь идет о религиозной русской мысли. Она формировалась под влиянием Запада. В свою очередь, западноевропейская культура испытывала влияние богословия и философии. В особенности это прослеживается в первой половине XX века. Весомый вклад в развитие русской культуры внесли труды М. Бакунина, Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Соловьева, а также многих других. Нельзя забывать и о "грозе двенадцатого года". Речь идет о сильном толчке к развитию русской культуры. Отечественная война неразрывно связана с ростом и формированием "декабризма". Также это повлияло на традиции русской культуры. В. Белинский писал о том, что тот год потряс всю страну, при этом возбудил народную гордость и сознание.

Особенности исторического процесса

Его темп был заметно ускоренным. Это обусловлено вышеописанными факторами. Полным ходом шла дифференциация разных областей культурной деятельности. В особенности это прослеживается в науке. Также усложнялся сам культурный процесс. Отмечалось большее взаимовлияние различных сфер. В частности, это относится к музыке, литературе, философии и так далее. Также нельзя не отметить того, что усилились процессы взаимодействия между составляющими элементами национальной культуры. Это официальная ее часть, которая опекалась государством, и область народных масс (то есть фольклорный пласт). Последняя является выходцем из недр восточнославянских родоплеменных союзов. Этот пласт сформировался еще в Древней Руси. Он полноценно существовал в течение всей отечественной истории. Что касается недр официально-государственной культуры, то здесь прослеживается наличие "элитарной" прослойки. Она обслуживала господствующий класс. В первую очередь это относится к царскому двору и аристократии. Данная прослойка была довольно восприимчива к иноземным новшествам. В этом случае целесообразно упоминание романтической живописи А. Иванова, К. Брюллова, В. Тропинина, О. Кипренского и остальных известных художников XIX столетия.

Влияние XVIII столетия

В первой его половине появились интеллигенты-разночинцы. К концу века выделилась особая социальная группа. Речь идет о крепостной интеллигенции. Туда входили поэты, музыканты, архитекторы и живописцы. Если в начале столетия ведущие роли принадлежали дворянской интеллигенции, то в конце - разночинцам. В состав этого слоя начали вливаться выходцы из крестьян. В особенности это ощущалось после отмены крепостного права. К разночинцам можно было отнести образованных представителей демократической и либеральной буржуазий. Нельзя было сказать, что они принадлежали к дворянству. Скорее, их можно отнести к крестьянству, купечеству, мещанству и чиновничеству. Этим и подтверждаются такие важные особенности русской культуры, как начало ее демократизационных процессов. Их суть заключается в том, что образованными деятелями становились не только члены привилегированных сословий. Тем не менее, ведущее место по-прежнему принадлежало им. Увеличивалось число ученых, композиторов, художников, поэтов, писателей из непривилегированных слоев. В частности, это относится к крепостному крестьянству, причем преимущественно из круга разночинцев.

Плоды XIX столетия

Искусство русской культуры продолжает активно развиваться. Литература становится ведущей ее областью. Прежде всего, здесь прослеживается влияние прогрессивно-освободительной идеологии. В сущности, многие произведения того периода наполнены революционными, боевыми призывами, а также политическими памфлетами. В этом заключено важнейшее значение русской культуры. Она очень вдохновляла передовую молодежь. Чувствовалось царствование духа борьбы и оппозиционности. Он пронизывал произведения прогрессивных писателей. Таким образом, литература стала одной из активнейших сил общества. Можно взять, к примеру, богатейшую мировую классику и произвести сравнение русской культуры. Даже на ее фоне литература прошлого века выступает исключительным явлением. Толстовскую прозу и пушкинскую поэзию можно назвать настоящим чудом. Ясная Поляна стала интеллектуальной столицей неслучайно.

Вклад А. Пушкина

Трудно сказать, какой была бы культура России без него. А. Пушкин - основатель отечественного реализма. Достаточно вспомнить "Евгения Онегина". Данный роман в стихах был назван знаменитым критиком энциклопедией русской жизни. Это наивысшее выражение реализма в произведениях гения. Также к выдающимся образцам данного направления литературы можно отнести повести "Дубровский", "Капитанская дочка", драму "Борис Годунов". Что касается мирового значения Пушкина, то оно неразрывно связывается с пониманием универсального значения традиции, которая была создана им самим. Он проложил литературную дорогу для А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Н. Гоголя, М. Лермонтова. Она стала полноправным фактом русской культуры. Кроме того, эта дорога представляет собой важнейший момент духовного развития человечества.

Вклад Лермонтова

Его можно назвать преемником и младшим современником Пушкина. В первую очередь стоит выделить "Героя нашего времени". Нельзя не отметить его созвучия с романом "Евгений Онегин". Между тем "Герой нашего времени" - вершина лермонтовского реализма. Его творчество представляет собой высшую точку эволюции поэзии послепушкинского времени. Благодаря этому были открыты новые пути для развития отечественной прозы. Творчество Байрона - основной эстетический ориентир. Русский романтический индивидуализм подразумевает наличие культа титанических страстей. Также сюда можно отнести лирическую экспрессию и экстремальные ситуации, которые сочетаются с философским самоуглублением. Таким образом, становится понятным тяготение Лермонтова к лироэпической поэме, романсу и балладе. Особое место в них занимает любовь. Также не стоит забывать о "диалектике чувств" - лермонтовском методе психологического анализа, который внес весомый вклад в последующую литературу.

Изыскания Гоголя

Его творчество развивалось в направлении от романтических форм к реализму. Творения Гоголя многое привнесли в развитие русской литературы. В качестве примера можно взять "Вечера на хуторе близ Диканьки". Здесь воплощена концепция Малороссии - этакий славянский Древний Рим. Он словно целый материк на карте вселенной. Диканька - его своеобразный центр, средоточие национальной судьбы и духовной специфики. Кроме того, Гоголь основал "натуральную школу". Речь идет о критическом реализме. Русская культура 20 века ознаменовалась всемирным признанием Гоголя. С того самого момента он стал действующим и возрастающим элементом мирового литературного прогресса. Его творчество имеет глубокий философский потенциал, который обозначается постепенно.

Вклад Толстого

Его гениальное творчество заслуживает особого внимания. Оно стало новым этапом в развитии мирового и русского реализма. Прежде всего, стоит выделить мощь и новизну толстовского творчества. Здесь очень многое зависело от демократических корней его деятельности, нравственных поисков и миросознания. Реализм Толстого отличает особая правдивость. Также нельзя не выделить прямоту и откровенность тона. Следствием этого становится резкое обнаружение социальных противоречий и сокрушительная сила. "Война и мир" - особое явление в мировой и русской литературе. Это уникальный феномен искусства Толстого. Речь идет о гениальном сочетании многофигурной эпической "фрески" и психологического романа с размахом. Первая часть произведения была напечатана уже очень давно. За это время сменилось несколько поколений читателей. Тем не менее, "Война и мир" продолжает оставаться актуальным произведением для всех возрастов. современный писатель, назвал данное произведение вечным спутником человека. Оно посвящено губительной войне XIX столетия. В нем утверждается нравственная идея торжества жизни над смертью. Русская культура 20 века предавала этому колоссальную значимость.

Изыскания Достоевского

Остается поразиться их титаническому характеру. Достоевский является великим русским писателем. Его нравственные изыскания несколько отличаются от толстовских. Прежде всего это проявляется в отсутствии анализа эпических масштабов. То есть описания происходящего нет. Приходится "уйти в подполье". Только так можно увидеть то, что происходит на самом деле. Благодаря этому есть возможность взглянуть на самих себя. У Достоевского была потрясающая способность, которая заключалась в проникновении в самую суть человеческой души. В результате им было дано описание современного нигилизма. Этот настрой ума был охарактеризован им неизгладимо. Читателей до сих пор завораживает необъяснимая точность и глубина. Что касается античного нигилизма, то он был неразрывно связан с эпикурейством и скептицизмом. Его идеал представляет собой благородную безмятежность. Также это относится к достижению спокойствия духа перед превратностями фортуны.

Александр Македонский в свое время глубоко впечатлился нигилизмом Древней Индии. То же самое почувствовало и его окружение. Если брать в расчет философское отношение, то это несколько похоже на позицию Пиррона из Элиды. Результатом становится созерцание пустоты. Что касается Нагарджуны, то для него и его последователей нигилизм представлял собой преддверие религии.

Современное течение несколько отличается от прошлого. Его основой по-прежнему является интеллектуальная убежденность. Это не благословенное состояние невозмутимости или философской бесстрастности. Скорее, речь идет о неспособности к созданию и утверждению. Это не философия, а духовный изъян.

Основные этапы расцвета музыкального искусства

XIX столетие отличилось интенсивным развитием литературы. Наряду с этим ярко засверкала музыкальная культура России. При этом она находилась в тесном взаимодействии с литературой. Так, русская художественная культура интенсивно обогащалась. Появлялись совершенно новые образы. Эстетический идеал Римского-Корсакова находится в основе его музыкального творчества. Прекрасное в искусстве является для него безусловной ценностью. Его оперы наполнены образами высокопоэтического мира. Это наглядно показывает то, что искусство имеет двойственную силу. Оно преображает и покоряет человека. У Римского-Корсакова эта функция искусства соединяется с его представлением о качестве средства для нравственного совершенствования. Данный культ неразрывно связан с романтическим утверждением Человека-творца. Он вовлечен в противостояние с отчуждающими тенденциями прошлого. Эта музыка возвышает все человеческое. Ее цель - принести спасение от "страшных обольщений", которые присущи буржуазному веку. В этом еще одно значение русской культуры. Благодаря ей приносится польза обществу и приобретается великая гражданская цель. Творчество П. Чайковского внесло огромный вклад в расцвет отечественной музыкальной культуры. Он написал множество прекрасных произведений. Опера "Евгений Онегин" носила экспериментальный характер. Кроме того, сам автор трактует ее как "лирические сцены". Новаторская сущность оперы заключается в отражении новой передовой литературы.

Русская культура начала 20 века

Необходимо отметить, что на рубеже XIX-XX вв. в стране происходили достаточно сложные исторические и политические события. Именно благодаря им русская культура начала 20 века обогатилась многообразием форм и направлений. Она обрела новые тенденции, которые требовали осмысления возникших социальных и нравственных проблем. Следует сказать, что к началу XX столетия Россия была страной с большим количеством безграмотного населения. Образовательная система включала три ступени: высшую, среднюю и начальную. Развитие последней началось благодаря инициативе демократической группы общества. В результате стали возникать школы обновленного типа. Русская культура конца 19 - начала 20 века оказала большое влияние на развитие образования и повышение грамотности населения. Среди передовых учебных заведений следует отметить рабочие просветительские общества и курсы, а также народные дома. Русская культура конца 19 - начала 20 века оказала влияние не только на жизнь внутри государства, но и за его пределами.

В конце XIX века условия развития русской культуры существенно изменились. В 90-е годы в хозяйственной культуре завершился промышленный переворот, сформировалось машинно-фабричное производство с индустриальной технологией металлургии и машиностроения. Возникли новые промышленные районы в Баку, в Донбассе, вокруг обеих столиц. Интенсивно строились железные дороги, в том числе Транссибирская магистраль (1891-1905).

Быстро развивалась научная культура . И.П. Павлов исследовал физиологию пищеварения, за что ему в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия. В 1908 году получил Нобелевскую премию биолог И.И. Мечников. В.В. Докучаев создал учение о зонах природы. Географы и геологи изучали территорию России, совершали сложные путешествия. Всемирное признание получили исследования Н.М. Пржевальского (он изучал Центральную Азию). В 1892 г. был организован Комитет Сибирской дороги, который начал глубокое изучение Сибири, её природных условий и ресурсов. Тогда же была издана геологическая карта европейской части России, с 1913 года начались геологические съёмки Сибири и Дальнего Востока. Минералог В.И. Вернадский в начале ХХ века основал новую науку - геохимию. В Пулковской астрономической обсерватории в 1885 году был установлен самый мощный по тем временам телескоп. Сложились замечательные математические школы (П.Л. Чебышев, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, Н.Н. Лузин и др.). Развивалась физика: А.Г. Столетов в 1888 г. изобрёл фотоэлемент, П.Н. Лебедев экспериментально доказал давление света на твёрдые тела и газы. А.С. Попов разрабатывал технику радиосвязи. Русские инженеры создавали новые технические конструкции: в 1897 г. по проекту В.Г. Шухова был построен самый большой на то время нефтепровод (1897), в 1899 г. был построен по проекту С.О. Макарова первый в мире ледокол «Ермак», в 1911 г. Г.Е Котельников изобрёл ранцевый парашют, в 1913 году И.И. Сикорский построил первый в мире многомоторный самолёт «Русский витязь», затем «Илья Муромец».

Вообще развитие хозяйственной культуры, техники, научной культуры в это время отличалось завидным динамизмом . Столыпинская реформа резко повысила спрос на сельскохозяйственную технику и помогла увеличить экспорт сельхозпродуктов, энерговооружённость одного промышленного рабочего была выше, чем в Германии. К началу первой мировой войны (1914) Россия уверенно наращивала свой потенциал во всех сферах культуры, не исключая политической и правовой.

Заметную роль в развитии русской культуры в конце XIX - начале ХХ веков играла философская культура . Во-первых, достаточно влиятельна была философия народничества (Лавров, Михайловский, Бакунин и др.); во-вторых, формировался и распространял свои идеи ленинизм - российский вариант марксизма, превратившийся на стыке веков в большевизм и на восемьдесят с лишним лет определивший судьбу России. Наряду с этим Г. Шпет работал в русле феноменологии, Н. Бердяеви Л. Шестов - религиозного экзистенциализма. В. Соловьёв разработал философию всеединства, религиозную философскую систему, которая во многом определила направления философских поисков С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д. Мережковского, С. Булгакова, В. Розанова и др. Учение В.С. Соловьёва оказало также сильное влияние на русское искусство. Его идеи легли в основу одного из самых заметных стилей русской художественной культуры конца XIX - начала XX вв. - символизма.


Самые впечатляющие достижения этого периода связаны с художественной культурой . В российской литературе по истории искусства принято называть конец XIX - начало ХХ века «серебряным веком», имея в виду, что «золотым веком» считаются первые три четверти XIX века. В литературе продолжались реалистические традиции «золотого века»: Л.Н. Толстой («Воскресение», 1889-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900), А.П. Чехов (1860-1904), И.А. Бунин (1870-1953), А.И. Куприн (1870-1953).

Появился неоромантизм, самым ярким представителем которого был А.М. Горький (1868-1936, «Макар Чудра», «Челкаш» и др.)

Одновременно сказывалось влияние модернизма, сложившегося к этому времени на Западе. В русской литературе это осуществилось в форме символизма. Символизм стремился к духовной свободе, выражал недоверие общепринятым культурным ценностям. Символисты поставили себе задачу с помощью искусства изменить к лучшему, внести гармонию в общество и в чело­века. Для этого должно было измениться прежде всего само искусство, слившись с философией и рели­гией. Оно было призвано выразить некую реальность, которая скрывается за пределами чувственного восприятия человека, - идеальную сущность мира, его «нетленную красоту». Это можно было сделать,думали символисты, при помощи символов. Символистами считали себя Константин Бальмонт (1867-1942), Дмитрий Мережковский (1865-1941), Зинаида Гиппиус (1869-1945), Федор Сологуб (1862-1927), Андрей Белый (1886-1954), Валерий Брюсов (1873-1924), Иннокентий Анненский (1855-1909), Александр Блок (1880-1921). В произведениях русских символистов часто звучали темы усталости, утомленности, апатии, пассивности, безволия. Многие из них приня­ли большевистский переворот как необходимый шаг в истории культуры и страны в целом.

В тот же период начался творческий путь поэтов С. Есенина и В. Маяковского, М. Цветаевой, Л. Гумилёва и А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Б. Пастернака и других.

В 1898 году в Москве был основан К.С. Станиславским (1863-1938) и В. И. Немировичем-Данченко (1958-1943) Художественный театр (ныне МХАТ), где разрабатывались новые принципы театрального искусства. Ученик Станиславского Е.Б. Вахтангов (1883-1922) создавал радостные, зрелищные спектакли: «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др. Работали великие драматические актрисы М. Ермолова и В. Комиссаржевская. Успешно развивался музыкальный театр: в петербургском Мариинском и московском Большом театрах, в частных операх С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в Москве пели представители русской вокальной школы, солисты мирового класса Ф.И. Шаляпин (1873-1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). В балете работал хореограф М.М. Фокин (1880-1942), балерина А.П. Павлова (1881-1931).

Начали создавать свою музыку С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, декларировавшие интерес к философско-этическим проблемам.

В архитектуре благодаря начавшемуся применению железобетона и металлоконструкций стали появляться здания в стиле модерн. В Москве в этом стиле работал архитектор Федор Шехтель (1859-1926), создавший проекты особняков Рябушинского (сейчас музей А.М. Горького) и Морозова (приемная МИД России), здания Московского Художественного театра (Камергерский пер.), здание театра им. Маяковского, здание Ярославского вокзала и т.д.

Интереснейшие перемены происходили в изобразительных искусствах. Русские живописцы «серебряного века» В.В. Кандинский (1866-1944) и К.С. Малевич(1878-1935) вошли в число мировых основоположников абстрактной живописи. Свой оригинальный модернистский стиль «лучизм» создали М. Ларионов и Н. Гончарова.Традиции древнерусской иконописи просматривались в живописи К.С. Петрова-Водкина («Купание красного коня», 1912).

Большое влияние на развитие русской художественной культуры оказало объединение «Мир искусства», издававшее в 1898-1904 годах одноименный журнал. Создателями и лидерами объединения были талантливый организатор, импрессарио и предприниматель С. Дягилев (он редактировал журнал) и художник А. Бенуа. В движении участвовали художники Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, М. Врубель, К. А. Сомов, К. Коровин, Е. Лансере, В. Серов и другие. «Мирискусники» критиковали политическую, социальную ангажированность передвижнического реализма и каноничность, зашоренность академизма. Они говорили о самоценности искусства, о том, что искусство само по себе способно преобразовать жизнь. Искусствоведы отмечают утонченную декоративность, стилизацию, изящную орнаментальность живописи и графики «Мира искусства». Движение ввело втрадициюработу над театральной декорацией, книжной графикой, эстампом.

С. Дягилев организует в Западной Европе ряд выставок русского искусства, а затем поразившие Париж и весь мир «Русские сезоны». На них устраивались концерты, представлялись оперные и балетные спектакли, проводились художественные выставки. Именно тогда о русском искусстве, русской культуре заговорил весь западный мир.

Блестящий взлёт русского искусства в «серебряном веке» был сначала заторможен большевистским переворотом октября 1917 года, а в советские годы и вовсе частично предан забвению, частично запрещён. Однако сегодня его наследие вновь занимает достойное место в русской культуре.

Вопросы для самопроверки

Какой век в истории России называют «бунташным» и почему?.

В чём заключается значение петровских реформ для развития русской культу­ры?

Припомните основные памятники художественной культуры России за XVI-XVII вв.

Каковы главные черты развития русской культуры в петровскую эпоху?

Как развивалась хозяйственная культура России в XVIII-XIX вв.?

Каково культурное значение реформ, проводимых в России в XIX в.?.

Каковы главные особенности развития политической культуры Российской империи?

В чём особенности системы ценностей российского общества, сложившейся в XVII-XIX вв.?

Как развивалась художественная культура России в XVIII-XIX вв.?

Какие деятели наиболее ярко представляют развитие художественной культуры России XVIII-XIX вв.? Почему XIX называется «золотым веком» русской культуры?

Какой период называют «серебряным веком» рус­ской культуры? Почему?

Что такое декаданс, символизм, акмеизм, футуризм?

Каковы ос­новные направления авангардистских течений в русской живописи «серебряного века», кто их представлял?

Что такое «русские сезоны в Париже», кто их организовывал?

Конец XIX - начало XX века - важный период в развитии русского искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И.Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий. Новые пути искусству будущего, социалистического мира открыло творчество М.Горького. Его роман “Мать”, написанный в 1906г., стал примером талантливого воплощения в художественном творчестве принципов партийности и народности, которые впервые были четко определены В.И.Лениным в статье “Партийная организация и партийная литература” (1905г.). Шульгин В. С. Культура России IX-XX вв. - М, 2006., с. 34.

Какова же была общая картина развития русского искусства в этот период? Еще плодотворно работали ведущие мастера реализма - И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.Е.Маковский. В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например, Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930 гг.), творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян. Его картины правдивы и просты, ранние - лиричны (“По реке Оке”, 1890; “Обратный”, 1896) , в поздних, ярко живописных, живет буйная жизнерадостность (“Девушка с кувшином”, 1927; все три в ГТГ). В 1890-Е ГОДЫ Архипов написал картину “Прачки”, рассказывающую об изнурительном женском труде, служащую ярким обличительным документом самодержавию (ГРМ).

К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин

(1858-1908) и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной “На миру” (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. Он поднял совершенно новую тему, связанную с усилением роли пролетариата. В шахтерах, изображенных в его знаменитой картине “Углекопы. Смена” (1895, ГТГ), угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит прогнивший строй царской России и построит новое, социалистическое общество.

Но в искусстве 1890-х годов обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни, прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзажи. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П.Рябушкин, Б.М.Кустодиев и М.В.Нестеров.

Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”,1896,ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901, ГТГ).

Другой крупный художник этого времени - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.

В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, Музей русского искусства, Киев; “Великий постриг”, 1897-1898, ГРМ). Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004., с. 133.

К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича Степанова (1858-1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвящены русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией -“Журавли летят”(1891), “Лоси” (1889; обе в ГТГ), “Волки” (1910, частное собрание, Москва).

Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин - обитательниц староусадебных парков - и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”, 1902, ГТГ).

В 80-90х годах 19 века формируется творчество выдающихся русских художников Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), Валентина Александровича Серова и Михаила Александровича Врубеля. В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи.

Дарование К.А.Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декарационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колорическом богатстве его живописи (“У балкона”, 1888-1889; “Зимой”, 1894-; обе в ГТГ).

В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество “Мир искусства” во главе с А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым, оказавшееся большое влияние на художественную жизнь страны. Основное его ядро - художники К.А.Сомов, Л.С.Бакет, М.В.Добужинский, Е.Е Лансере, А.П.Остроумова-Лебедева. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали художественный журнал “Мир искусства”, устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Мирискусники, как называли художников “Мира искусства”, стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Их деятельность способствовали широкому распространению в русском обществе художественной культуры. Но вместе с тем она имела и свои минусы. Мирискусники искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом “Мира искусства”. Он был широко образованным человеком и обладал большими познаниями в области искусства. Он занимался главным образом графикой и много работал для театра. Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля, его творческая фантазия загоралась, когда он снова и снова посещал парки и дворцы петербургских пригородов. В своих исторических композициях, населенных маленькими, словно бы неживыми фигурами людей, он тщательно и любовно воспроизводил памятники искусства и отдельные детали быта (“Парад при Петре1”, 1907, ГРМ).

Ярким представителем “Мира искусства” был Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Он получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои - словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудренных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно это сказалось в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе поэтов А.А.Блока и М.А.Кузмина (1907, 1909; оба в ГТГ).

В художественной жизни России начала века значительную роль сыграла также художественная группировка “Союз русских художников”. В нее входили художники К.А.Коровин, А.Е.Архипов, С.А.Виноградов, С.Ю.Жуковский, Л.В,Туржанский, К.Ф.Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они являлись преемниками пейзажной живописи второй половины 19века.