Тувинцы: шокирующие факты. Тыва

Я бывал в Туве неоднократно и мог бы написать еще больше и хорошего и плохого, но статья в целом дает все, что надо для общего понимания
http://rusrep.ru/article/2011/05/25/africa_tuva/

Внутренняя Африка
Что делать с людьми, для которых модернизация — насилие над личностью
В гимне Республики Тува всего тринадцать строчек, из них четыре переводятся так: «Когда я гуляю в лесу, я всегда доволен — ведь здесь есть все, что мне нужно для жизни». Этот регион России входит в первую тройку в экологическом рейтинге и в последнюю — по уровню жизни. Но для тувинцев развитая экономика — это не цель, а ужас. Им не нужен ни двадцать первый век, ни даже восемнадцатый, они хотят вечного безвременья. Такая социальная позиция достойна романтического уважения, но она неизбежно превращает регион либо в экономическую дыру, либо в колонию. И, к сожалению, такой «африканский синдром» в России — больше чем просто тувинская проблема.

Владимир Антипин

Тува сама по себе

— После восьми вечера из гостиницы без крайней необходимости не выходите. Да и до нежелательно. Если срочно куда-нибудь надо — вызовите такси. Вот телефоны, это надежная фирма. Не напрягайтесь, когда видите в машине двух человек: по вечерам по одному там многие ездить не решаются. По-русски в Кызыле говорят практически все, но чем дальше от столицы, тем меньше людей вас там поймут. И вообще к местным без острой нужды не приставайте. Они — люди добрые, если и убьют, то нечаянно.

Абаканский таксист Леха поездку по маршруту Хакассия — Тува начинает с привычного инструктажа. Об особенностях жизни в регионе, который всего 65 лет назад оказался в составе России, обязательно рассказывают тем, кто собирается в республику в первый раз. Сегодня таких всего трое: я и двое военных из Саратова. Им предстоит забрать из Кызыла и доставить к месту службы пятерых тувинских призывников.

— Повезло вам, парни, — улыбается Леха. — Вояки из тувинцев отличные. От армии косить там не принято. Они даже со своим оружием придут.

— Как с оружием? — напрягается военный.

— Как обычно. В лучшем случае с ножами.

До Кызыла сегодня нельзя ни самолетом долететь, ни поездом доехать, ни пароходом доплыть. А стех пор, как цена бензина подскочила до 50 рублей за литр, автобусы и такси тоже стали роскошью. Настоящая заморская территория, примерно как Гвиана для Франции. Отличие лишь в том, что Гвиану от Парижа отделяет Атлантический океан, а Туву от Москвы — собственная территория.

В состав Советского Союза Тува вошла в 1944 году. До этого пару десятилетий местные жители являлись гражданами вполне независимой Тувинской народной республики. В СССР новоприобретенной территории статус союзной республики решили не давать, ограничившись лишь автономией в составе РСФСР.

Кстати, до сих пор Туву своей территорией считает Тайвань. На этом острове находится гоминьдановское правительство Китая в изгнании. Эти китайцы не признают ни независимую Тувинскую народную республику, ни Республику Тува в составе России. Для них это незаконно отторгнутая русскими часть материкового Китая под названием Урянхай. Примерно как Южные Курилы для Японии. Впрочем, пока Россия не признает Тайвань в качестве самостоятельного государства, об этих проблемах можно не вспоминать. А вот как только признаем — получим еще одну страну, официально имеющую к нам территориальные претензии.

— А почему после восьми вечера из гостиницы-то не выходить?

— Не конкретно после восьми, а как стемнеет. Потому что работы в республике почти никакой нет, вот в Кызыл на промыслы и едут всякие отморозки со всей Тувы. Возьми визитку, там наши телефоны. Соберешься обратно — звони. Мы тебя эвакуируем.

Гостиница стоит на берегу Енисея, рядом с памятником «Центр Азии» — одной из главных городских достопримечательностей. Республика действительно находится в географическом центре самого большого континента планеты.

На каждом ларьке объявления: «Сигарет поштучно нет. Сотовые телефоны не предлагать». Самая популярная реклама на местном ТВ — услуги такси, я насчитал не менее 20 фирм. Практически в каждой местной газете обязательно есть статья о том, что делать с заезжими журналистами из Красноярска, которые постоянно пишут негативные материалы о республике, намекая на возможное присоединение Тувы к Красноярскому краю. Варианты расправы: подать в суд, плюнуть в лицо, привезти сюда еще раз, чтобы показать, что в Туве хорошего больше, чем плохого.

Привычных для Центральной России европеоидных лиц на улицах по минимуму. Тува — регион мононациональный: более 80% населения составляют тувинцы. Погуляв часок по городу, начинаю примерно понимать, что чувствуют приезжие с Кавказа или из Средней Азии, впервые оказавшиеся в Москве, — не слишком приятно ощущать себя ярко выраженным лицом неместной национальности. Тем более когда не понимаешь местных правил и обычаев.

Кто из нас бедный

Найти работающее промышленное предприятие в Туве сего дня проблематично. Закрыты машиностроительный завод, комбинат «Тувакобальт». «Туваасбест» существует только за счет переработки собственных отвалов, скопившихся еще в прошлом веке. Все эти предприятия были построены в недолгие годы советской власти. Потом большинство приезжих специалистов разъехались, и «русские» заводы, которыми никто не умел пользоваться, несколько лет вывозили КамАЗами в соседние регионы и тупо сдавали в утиль. Одно время это был почти единственный источник доходов сначала местной элиты, а потом и рядового населения.

Благодаря массовым выступлениям националистов региональная власть в 1990-е годы добилась фактической независимости своей территории от всей остальной России. В Москве были заняты Чечней и на Туву особого внимания не обращали. В итоге предприятия закрылись, русскоязычные разбежались, а местные вернулись в средневековье. Последние годы тувинцы жили в основном за счет скотоводства и огромных дотаций из федерального центра. Причем суммы этих дотаций в расчете на душу населения до сих пор существенно превышают аналогичные дотации, выделяемые большинству республик Северного Кавказа. Этим в Туве принято гордиться. По крайней мере среди людей, причисляющих себя к элите.

— Как вам вообще наша республика? — интересуется у меня директор республиканского Центра народного творчества Галина Сюрюн.

— Природа красивая, а люди бедные.

— Это почему люди у нас бедные? — в голосе Сюрюн появляются чиновничьи нотки, все-таки в первую очередь она работник аппарата республиканского правительства. — Мы недавно на совещание в Минусинск, в Красноярский край, ездили. Так вот там наша делегация была почти вся в норковых шубах, а минусинцы пришли в китайских пуховиках. И кто из нас бедный?

Бюджет Тувы, в которой проживают 300 000 человек, превышает 14 млрд рублей. Из них Москва в виде прямых дотаций дает 10 млрд. В расчете на душу населения это один из лучших показателей в России. Тут уж действительно стыдно быть бедным. Правда, накануне я полдня бегал по городу, пытаясь купить пачку сигарет: в магазинах просто не было сдачи с тысячи рублей. Видимо, федеральные дотации приходят в какую-то параллельную Туву, куда не всякого пустят.

С Галиной Сюрюн мы встретились в республиканском Центре русской культуры. Русскоязычных в Туве действительно мало, поэтому в отличие от всей остальной страны русских здесь поддерживают на самом высоком чиновничьем уровне — как особо охраняемый малочисленный народ, находящийся на грани вымирания.

— Русские во многом сами виноваты в том, что не могут ужиться с местными. Они не хотят принимать тувинцев такими, какие они есть, — объясняет мне сложности в отношениях между коренным и некоренным населением рес публики директор центра Вера Лапшакова. Сама она тоже из понаехавших: приехала в республику из Казахстана. — Русские просто любят плакать и страдать.

Накануне в общении со мной «плакал и страдал» каждый второй некоренной. Жаловались на притеснения со стороны местных. Жалобщиков пока еще много, но с каждым годом их количество уменьшается: отток славянского населения из Тувы начался двадцать лет назад, но отголоски взаимной резни и мордобитий в Кызыле ощущаются до сих пор. Даже надписи на стенах «Русские, вон из Тувы» выцвести не успели.

— Русские тогда, наверное, сами спровоцировали тувинцев, — перебивает Лапшакову Галина Сюрюн. Только что они обсуждали план совместных культурных мероприятий, но неожиданно перешли на тему межнациональных отношений. — Я совсем молоденькой девушкой приехала в Кызыл из района, так меня на танцах русские девушки с площадки выталкивали. Обидно было. Русские нас как дикарей воспринимали. Да и сейчас некоторые так думают. Вот после недавнего убийства тувинцами трех русских рыбаков опять про дикость заговорили. Я убийц не оправдываю. Но тувинец на рыбалке поймает столько, сколько ему нужно для пропитания, не больше, а русские приехали с сетями и динамитом — вот вам и причина конфликта.

— Русские считают, что им все вокруг должны, — продолжает прерванную мысль директор Центра русской культуры, а я пытаюсь понять, насколько она искренна. — Мне вот многие ставят в укор, что у меня в зале выступают тувинцы. Если Центр русской культуры, то это не значит, что другим вход сюда запрещен. И вообще русский в тувинском коллективе не уживается, а тувинец, наоборот, среди русских чувствует себя нормально.

Лапшакову часто называют «директором русской диас поры». Хотя сама она признается, что само понятие «русская диаспора» ее оскорбляет. Правда, не может объяснить почему.

Власть под следствием

По большому счету в республике сегодня более-менее работает лишь Тувинская горнорудная компания (ТГРК). В десяти километрах от Кызыла она добывает уголь. Причем при официальной себестоимости тонны в 600 рублей населению его продают за полторы тысячи. В ближайшее время цену без объяснения причин собираются повысить еще на 22%. В итоге получается, что для нужд местной ТЭЦ топливо дешевле завозить из соседней Хакасии, чем новые собственники теплоцентрали сейчас и занимаются. У местного населения, проживающего в частном секторе, выбора нет: ему приходится материться и покупать уголь у ТГРК — сорокаградусные морозы в Туве не редкость.

Подавляющее большинство людей здесь живут за счет сельского хозяйства. Оно здесь двух видов: скотоводство и сбор дикорастущей конопли. Конопля уже давно неофициально стала основным региональным экспортным продуктом, а сама Тува негласно получила статус «Сибирской Колумбии». Торговля наркотиками не считается здесь чем-то зазорным, этим бизнесом в свое время занимался даже брат председателя местного правительства Леонид Кара-оол. Его задержали в Красноярске с тремя килограммами гашиша, и он получил по году лишения свободы за каждый обнаруженный килограмм.

— Уголовный кодекс для республиканских чиновников вообще не является помехой в активной деятельности, — говорит главный тувинский оппозиционер Сергей Конвиз. В оппозиции к власти он находится практически всю свою жизнь, два раза даже сидел в следственном изоляторе, так что предмет знает. — Сам председатель правительства проходил по делу об избиении охранника местного клуба, ему выбили глаз. Начальника правительственной канцелярии подозревали в убийстве. Налоговика судили за аферу с возвратом НДС. Одного из видных депутатов Верховного хурала Романа Монгуша осудили за избиение милиционера. Главного единоросса Шолбана Иргита ФСБ подозревает в причастности к мошенничеству с поставками мяса из Монголии. В общем, вся наша местная знать или уже была под следствием, или сейчас под ним ходит, или завтра под него попадет. И никого это не смущает. Это как в анекдоте: «В армии не служил, в тюрьме не сидел — что ж ты о жизни-то знаешь и как можешь людьми руководить?»

У самого Конвиза бизнеса в Туве нет. Здесь у него только политика и личные счеты с властью. Два года назад сын Сергея был убит. Официально — при попытке ограбления. Сам Конвиз уверен, что с его ребенком расправились по прямому указанию местных чиновников: им не нравились материалы, которые оппозиционер печатал в своей газете.

— По всей стране деньги воруют на выходе, а у нас на входе, — говорит Конвиз. — При этом все беды Тувы люди адресуют федеральному центру. Подавляющее большинство тувинцев видят перспективы в выходе из состава России. Уже появились русские, которые считают так же. Моя мама, которая из русских, живших здесь еще во времена независимой Тувинской народной республики, прямо говорила: «Чем меньше русских останется, тем больше нас ценить будут».

Снова еду на такси. В салоне два человека, как и предупреждал абаканский Леха. Оба по виду русские. Тот, что справа, вслух читает газету:

— На 74-м километре трассы обнаружены останки мужчины, предположительно европейской национальности. На костях черепа травмы в височной части, надбровных дугах и левой челюсти, предположительно ставшие причиной смерти. Давность останков не менее шести месяцев. Личных вещей не обнаружено. Слышь, Андрюха, может, это Павлик наш? Полгода же как пропал. Может, на «хирургов» нарвался?

«Хирургами» здесь называют местных отморозков, убивающих людей за сотовый телефон или пачку сигарет. Именно из-за них в Кызыле и действует добровольный комендантский час: с наступлением темноты улицы полностью вымирают. Вместе с милицией.

Капитал шутить не любит

— Когда я был председателем хурала, то специально попросил привести ко мне одного такого отморозка. Он человека на улице зарезал. Ударил ножом и убил. Просто так. Парня привели, я его спрашиваю: «Ты убитого знал?» — «Нет». — «Он тебе что-то обидное сказал?» — «Нет». — «Может, толкнул?» — «Нет». — «Так за что ты его убил?» — «Не знаю».

С директором Тувинского института гуманитарных исследований и по совместительству советником нынешнего главы Тувы Каадыр-оолом Бичелдеем обсуждаем социально-экономическую ситуацию в республике и проблему тувинского сепаратизма. Бичелдей сегодня второй по известности тувинец в Российской Федерации. Первое место уже давно за Сергеем Шойгу, которого здесь называют просто «земляк», но всем сразу понятно, о ком именно идет речь. В свое время Бичелдей был депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Совета Федерации, председателем Верховного хурала. Он — один из авторов закона о русском языке, действующего сейчас на территории страны.

— Тувинцы живут не капитализмом или социализмом, а более ранними понятиями. Родина, народ для нас — это не пустые слова, — объясняет Бичелдей. — Национальная идея нам не нужна. Территория, язык и религия — вот основные ценности, которые должны быть у человека.

Менталитет тувинцев действительно кардинально отличается от европейского. Деньги для них далеко не самое главное в жизни. Именно это больше всего поражает адептов капитализма. Например, в республике уже давно нет филиалов банков, основной функцией которых является экспресс-кредитование населения. Всякие там «хоум кредиты» и «русские стандарты» закрыли офисы из-за огромного количества невозвратов. Ну нет у местных пиетета перед деньгами! Люди рассуждали примерно так: «Вы ж нам сами эти деньги впарили, так чего ж теперь назад-то требовать?» Объяснить клиентам, что деньги надо возвращать, банкирам не удалось. Выбить долги тоже. Проще оказалось вообще закрыть отделения.

Отношение к собственности у тувинцев тоже довольно специфическое. Например, они не понимают, как это земля может быть частной. В голове у скотовода-кочевника это просто не укладывается. Так же как и существование каких-то непонятных государственных границ. Тувинцы регулярно гоняют скот на территорию соседней Монголии и обратно мимо российских пограничников. А те лишь молча наблюдают. Задерживать нарушителей бесполезно: они все равно не поймут за что.

Честность и прямолинейность — характерные черты тувинцев, поражающие приезжих. На все вопросы здесь всегда принято отвечать честно, даже себе в ущерб. Именно поэтому сотрудникам прокуратуры в судах запрещено задавать свидетелям-тувинцам любые вопросы, кроме одного: «Ваша ли подпись стоит под показаниями?» Если спросить что-нибудь еще, то тувинец честно начнет вспоминать, когда, где и каким именно образом от него были получены эти показания и что именно за это ему обещал следователь. Судейских и прокурорских можно даже пожалеть: в отличие от остальной России заказные дела им даются с огромным трудом.

Пример тувинской честности мне продемонстрировал сам Бичелдей. Комментируя результаты последних выборов в хурал, на которых «Единая Россия» формально одержала оглушительную победу, чиновник предельно честно сказал:

— Я как начальник штаба «Единой России» на этих выборах делал такое, о чем как демократ в 1990-х не мог и подумать, не то что реализовать.

Сегодня главной головной болью республиканских властей является проект строительства в Туве железной дороги. Решение об этом давно принято, смета утверждена, но вроде бы благое дело в штыки принимает большая часть местного населения. Люди боятся, что «железка» нарушит их традиционный уклад. Кроме того, она изменит саму структуру населения Тувы — за счет приезжих специалистов. Тот же Каадыр-оол Бичелдей впервые избрался депутатом как раз выступая против строительства дороги. Но теперь и он смирился с неизбежным.

— Дорога — главный способ сделать Туву более российской. Это потянет за собой и социалку, и финансы. Но приведет к разрушению природы и традиционного общества. Тем не менее железная дорога — это как восход солнца, она неизбежна.

Затем закуривает и добавляет:

— И главное — спорить на этот счет бессмысленно. Это с государством можно спорить. А тут уже интересы транснациональных корпораций. Их сепаратизмом не напугаешь. У международного капитала нет родины, и на каких-то там местных ему плевать.

В ожидании колонизации

Железную дорогу до Кызыла собираются строить для того, чтобы вывозить многочисленные полезные ископаемые, обнаруженные в республике в последние годы. Одно только месторождение коксующегося угля оценивается в 20 млрд т. Делянки здесь уже застолбили практически все российские олигархи. И если с государством тувинцам удавалось как-то договариваться и все время отодвигать сроки строительства ветки, то с транснациональным капиталом решить вопрос не удалось — дорогу строить начнут.

— В условиях масштабной добычи тувинец неизбежно поменяется. Моя задача — чтобы тувинцы могли работать не разнорабочими, а руководителями, — говорит Бичелдей.

Однако реальность говорит о другом. Поселок Усть-Элегест. Классическая тувинская нищета. Работы практически нет, хотя рядом угольный разрез, принадлежащий Енисейской промышленной компании. Работают там в основном приезжие из соседних регионов. Просто потому, что у них есть необходимая квалификация. Такая же ситуация в верховьях Енисея. Здесь горно-обогатительный комбинат строит китайская компания. Из трехсот рабочих мест только сто отдали местным жителям, и то на период строительства. Потом их окончательно заменят привозные китайцы. И все здесь будет как в экваториальной Африке: приезжие добывают полезные ископаемые, а местных жителей отгоняют от рудника выстрелами в воздух.

— Из Москвы легко рассуждать о том, что нужно сохранить Туву нетронутой. Но нельзя среду обитания человека ставить выше самого человека, — говорит Александр Брокерт, директор по взаимодействию с органами государственной власти ЗАО «Енисейская промышленная компания». Эта компания выступает заказчиком строительства железнодорожной ветки. — А что касается привлеченных специалистов… Так сюда приедут лучшие. И не надо этого бояться. Так же как не надо бояться того, что железная дорога разрушит огромное количество памятников. Они уже давно разрушены и разграблены.

Местные власти считают, что строительство действительно приведет к полному или частичному исчезновению более тысячи природных, археологических и культурных памятников Тувы.

— Да ерунда все это, — уверен Брокерт. — Я вам честно скажу: археологическая мафия — самая влиятельная в России. Находят холмик — и говорят, что это курган. Требуют на его исследование пять миллионов, и пока они его исследуют, строить нельзя. За исследование платит заказчик, а исследует конкретная нужная фирма. Так что вся эта тысяча памятников лишь способ выбить деньги с застройщиков.

— Мы не выбиваем деньги просто так, а нагружаем проекты, связанные с дорогой и полезными ископаемыми, реальными социальными обязательствами, — заочно парирует Каадыр-оол Бичелдей. — Пока большинство олигархов не соглашаются, но процесс идет.

Одним из несогласных с таким мнением долгое время был сенатор от Тувы, владелец Енисейской промышленной компании Сергей Пугачев. В итоге республиканское правительство просто попросило его освободить кресло в Совете Федерации.

— Если честно, развивать республику тувинским властям просто невыгодно. Проще и прибыльнее осваивать транши из Москвы, чем пытаться зарабатывать самим, — говорит бывший председатель Верховного хурала Тувы Василий Оюн. Он как раз из тех чиновников, которые уже были под следствием, сейчас под ним находятся и не исключают новых уголовных дел. Прокуратура обвиняет Оюна в избиении скотокрада. Сам Оюн считает дело сфабрикованным.

— Цель простая: судимость и запрет на политику. Ведь выборы у нас сфальсифицированы на 80%. Так что все, кто сидит в парламенте, попросту нелегитимны. Мы пытались жаловаться, писали и премьеру, и президенту. Единственный результат — уголовные дела против нас. А бывший полпред президента в Сибири Квашнин мне вообще сказал, что использовал нашу жалобу по прямому назначению — сходил с ней в туалет.

Снова сажусь в машину. Прошу водителя отвезти меня к главному шаману. Несмотря на то что тувинцы формально считаются буддистами, влияние шаманов здесь огромно. Даже глава республики в кабинку для голосования заходит по правилам шаманской нумерологии: ровно в 10 часов, 10 минут и 10 секунд.

— Умер шаман, — отвечает водитель-тувинец. — Без защиты мы остались.

Финальная мораль

Ролан Ооржак сегодня главный культурный феномен Тувы. Молодой парень считается родоначальником тувинского кинематографа. На его счету уже девять художественных фильмов: боевиков, комедий, мелодрам и даже один фильм ужасов. Причем почти все ленты, в отличие от многих творений известных российских режиссеров, кассово успешные, несмотря на то что сняты на тувинском языке. В съемки первого фильма «Только ради тебя» Ооржак вложил 80 тысяч рублей, а заработал 108.

— Я — самоучка. По специальности, которую получил в МГУ, вообще политолог. Просто купил камеру, освоил монтаж и начал снимать. Примерно как Роберт Родригес.

Фильмы Ролана действительно впечатляют, особенно если учитывать, что делает он их без специальной техники и компьютерных эффектов. А о степени его популярности говорит тот факт, что вся Тува завалена пиратскими дисками с фильмами Ооржака. Но он особо на это не обижается. Говорит, что не у каждого хватает денег на билет в кино.

— Все фильмы у меня с финальной моралью, — раскрывает секреты мастерства Ролан. — Это особенность местного менталитета. У индийцев в кино обязательные танцы, у тувинцев — обязательная конечная мораль. Вы только мою руку перебинтованную не фотографируйте, как-то перед пацанами неудобно, это меня вчера вечером «розочкой» от бутылки порезали.

Перед возвращением в Абакан окончательно убеждаюсь, что Тува — это все-таки Россия, несмотря на то что большинство населения ни слова не понимает по-русски. Общего гораздо больше, чем различий. Например, промышленных предприятий нет, а самое крутое здание в городе у арбитражного суда, который занимается разрешением споров хозяйствующих субъектов. В рамках нацпроекта дают деньги ГУПу «Птицефабрика “Енисейская”», но поскольку птицу его никто не берет, ее обязывают покупать бюджетников. При этом официально купленное в Монголии мясо в три раза дешевле, чем свое, произведенное в Туве. Уполномоченного по правам человека в Туве нет. Как и шамана. Защищать население от государства некому.

Все здесь как в России, только доведено до абсурда и выглядит как пародия на Москву. Кроме кинорежиссера Ролана Ооржака. Пародией на него сегодня выглядит Никита Михалков.

Большую часть времени, проведенного в Туве, меня не покидало ощущение, что весь остальной мир к России относится так же, как мы к тувинцам. Мы для них загадочные дикари с непонятными цивилизованному европейцу принципами жизни и врожденной жестокостью, которые по ка кому-то недоразумению живут на богатой полезными ископаемыми земле. И единственное, что у нас есть хорошего, — это самобытная культура. Поэтому любое вмешательство извне будет этим аборигенам только во благо. Так что по большому счету ничем от тувинцев мы не отличаемся. По крайней мере в глазах иностранцев. Пока мы во второй раз пытаемся колонизировать Туву, кто-то пытается колонизировать нас.

Союз русскоязычных граждан Тувы недавно к президенту России с открытым письмом, в котором говорилось о незавидном положении русскоговорящих в республике. Обозреватель «Колокола России» связался с главными авторами обращения, чтобы уточнить их претензии и выяснить, действительно ли в Туве так плохо живется этническим русским.

«С кланом нынешнего главы ничего хорошего у нас не будет»

Депутат горсобрания Кызыла Виктор Молин считает, что при нынешнем руководстве республики за последние десять лет состояние русскоязычного населения приблизилось к таковому начала 90-х годов прошлого века.

Будет уместно напомнить, что республика Тыва прославилась первыми в СССР русскими погромами. В 1990-е годы тувинская молодежь при откровенном одобрении местных властей нападала на дома русскоязычных граждан в сельских районах. В городах орудовали банды тувинцев-сельчан, которые безнаказанно нападали на этнические меньшинства. На тот момент в Туве проживало около 50% русскоязычного населения, значительная часть которого была вынуждена покинуть регион. Причем первыми Туву покинули руководители различных органов власти, в том числе и глава местного управления КГБ СССР.

«Колокол России»: Расскажите, что заставило вас обратиться напрямую к президенту страны?

Виктор Молин: В своем письме мы решили рассказать высшему руководству о наболевших проблемах, молчать о них дальше просто невозможно. Первая - продолжающийся отток русского населения из Тувы, что само по себе очень показательно. За девять лет правления Шолбан Кара-оола численность этнических русских у нас сократилась с 18% до 6% (тут надо отметить, что по данным Всероссийской переписи населения-2010 русских в республике насчитывалось 16,3%, хотя тенденция на снижение численности все равно очевидна - прим. авт. ). На финансово-административных должностях - в казначействе, налоговой инспекции, руководстве правительства - вы вряд ли найдете хотя бы одного русского. Их просто не берут на эти должности, открытые конкурсы по замещению должностей - чистая фикция. Все места уже расписаны наперед за знакомыми, одноклассниками нынешних чиновников.

КР: Клановость всегда была отличительной чертой восточных регионов. Вы считаете, что нынешнее руководство Тувы уже совсем «потеряло берега»?

В.М.: У нас в республике всем заправляют три брата Кара-оол: Шолбан, Юрий и Леонид. Первый руководит, второй, говорят, отвечает за «крышевание» и откаты плюс держит алкогольный рынок, а третий, как многие подозревают, занимается сбытом конопли, отвечает за наркотрафик .

Поэтому мы очень хотели, чтобы Владимир Путин не давал Кара-оолу согласия на досрочное сложения полномочий и заход на новую избирательную кампанию. И буквально в понедельник на канале «Россия-24» показали беседу Путина и Кара-оола, в котором президент одобрил решение нашего главы. Так что теперь третий срок ему обеспечен - я прекрасно знаю, как наш избирком обделывает такие дела.

Это третья наша большая проблема - отсутствие в Туве правого поля. Рисование «правильных» цифр на выборах дополняется ужасной работой судов, выносящих неправовые решения. Прокуратура в эти проблемы предпочитает не вмешиваться, пока совсем не припечет.

КР: В письме вы также упоминали о том, что недавно глава поставил своим замом откровенного сепаратиста.

В.М.: Бичелдей Каадыр-оол стоял у истоков сепаратистского движения - Народного фронта Тувы, который громко заявил о себе в начале 90-х. При его активном участии составлялась конституция республики, в которой в первой же статье было сказано, что Тыва имеет право на свободный выход из состава России. Позже мы с огромным трудом этот пункт убрали .

Каадыр-оол много лет работал на руководящих постах - руководил Верховным Хуралом, был министром образования. Между прочим, за саботаж развития русского языка Минобраз России в итоге настоял на его отставке с этой должности. Сейчас же он назначен замглавой правительства, словно в назидание всем нам.

Более того, наш глава сейчас заигрывает с Китаем - постоянно ездит туда на отдых и деловые переговоры, к нам в регион заходят китайские компании. Поэтому у нас больше нет сил терпеть, и появилось наше письмо к президенту.

КР: Судя по комментариям в сети, притеснения русскоязычных и православных в Туве продолжились и в 2000-е годы. Я читал в комментариях простых граждан, что студентов и военных, командированных в республику, предупреждают - по вечерам сидите дома, не показывайтесь на улице. Сейчас это по-прежнему актуально?

В.М.: Разумеется, я и сам стараюсь оказываться дома до того, как стемнеет. Мы уже забыли, это такое - прогулка по вечернему Кызылу, по местным паркам.

Говорят, что наша республика - туристическая зона. Знаете, недавно был такой случай - заезжие туристы спускались по тайге на плавсредствах, а местные подкараулили группу и выстрелили одному из них в живот - вот вам и весь туризм. В сентябре прошлого года русскоязычный лесничий остановил шесть человек в заказнике с целью проверки. Его ударили прикладом в лоб и зарезали, а брат успел убежать - ему в спину стреляли. Совсем недавно - 6 мая этого года - кто-то снова стрелял в русского лесничего. К счастью, пуля прошла мимо. Вот так и живем .

КР: Вскоре после вашего обращения появилось ответное письмо от русскоязычных жителей республики, оно было подписано, в том числе, и высокими чиновниками, и депутатами. Суть их письма сводится к тому, что в республике все нормально, а вы просто нагнетаете обстановку перед выборами. Что вы можете им ответить?

В.М.: Мне хорошо известно, что идея такого письма появилась у чиновников, прикормленных действующей властью. У многих подписантов просто не было выхода - их заставляли это делать в приказном порядке. Можно сказать, что после резонанса, которое вызвало наше обращение, власти начали соответствующую обработку людей, оказывали на многих жесткое давление.

КР: А как у вас обстоят дела в силовых структурах? Неужели их руководство пренебрегает защитой прав русскоязычных?

В.М.: С одной стороны, руководители федеральных силовых структур: МВД, прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета - у нас все назначены из других регионов. Это сказывается на общей атмосфере в республике, безусловно, положительно.

Но в то же время считающиеся независимыми силовики получают от местной власти награды за лояльное поведение, скажем так, за невмешательство в их дела. Коррупция и преступность в Туве процветают - в этом вы можете убедиться, просто почитав официальную статистику. По моим данным, школьники в наших селах массово занимаются сбором конопли, затем сдают товар брату главы региона, а на вырученные деньги покупают себе форму и т.д. (отметим, что официально подтвержденной информации по этому тезису нет и его следует рассматривать как версию, предположение, - прим. КР ). И делается все это практически официально. Сам Леонид Кара-оол попался в Красноярске с 2,6 кг наркотиков. Он отсидел полтора года, а сейчас снова в деле - работает с молодежью в организации ветеранов «Боевое братство», хотя предпочитает особо не светиться. Как видите, есть у нас свои неприкасаемые…

КР: Вы также заявляли о тяжелой ситуации с изучением в Туве русского языка. Правда ли то, что русский язык в регионе зачастую преподается как иностранный?

В.М.: Да, у нас много национальных школ, особенно в сумонах (сельских поселениях), где ребятишки не могут связать двух слов по-русски. Вообще, русскоязычное население сконцентрировано в основном в Кызыле и его пригородах, еще в нескольких сумонах, где традиционно живут староверы. А где живут только тувинцы, там и некому заявить право на обучение на своем родном языке. Соответственно, русский там фактически приравнен к иностранному. Из 140 школ у нас только 17 директоров - русские. И отличные оценки в школе оказываются липовыми, когда тувинские выпускники приезжают учиться в вузы. Становится очевидным, что даже сдать норматив по ЕГЭ большинству из них не под силу.

«Русскоязычная среда в районах Тувы отсутствует»

Экс-депутат тувинского парламента, педагог с большим стажем Зинаида Дехтяр считает меры, предпринимаемые местными властями для поддержки русского языка, малоэффективными.

«Колокол России»: В прошлом году результаты ЕГЭ по русскому языку в Туве оказались одними из худших по России. Как вы оцениваете деятельность властей по исправлению ситуации?

Зинаида Дехтяр: Действительно, уровень владения русским языком в республике ныне очень низкий. Это подтвердил и наш глава в недавнем интервью. Он сам отметил, что главное препятствие для тувинцев к получению высшего образования в России - слабое знание русского языка.

Да, у нас введена должность государственного инспектора по русскому языку, но работа ведется в основном на уровне мобилизации и координации всякого рода культурных мероприятий, методических замыслов и так далее. А ведь самое страшное, что у нас нет русскоязычной среды в кожуунах (муниципальных районах республики). Конечно, у нас есть проект по его созданию - глава Тувы предлагает за огромные деньги приглашать в деревни носителей языка. Но миллионов у нас мало, а деревень и сел много, так что я не считаю это выходом из ситуации .

КР: Что бы вы изменили в языковой политике, будь на то ваша воля?

З.Д.: Мне кажется, что куда более разумно и экономно было бы работать над созданием среды русскоговорящих на уровне органов власти, ведь в кожуунах у нас вообще перестали говорить по-русски, в том числе и чиновники. Если бы их обязали это делать, участвовать в официальных мероприятиях на русском языке, если бы народ увидел, что они являются носителями языка и по должности, и по велению сердца - вот тогда бы у нас возникла русскоязычная среда по всей Туве.

Но тут мы наталкиваемся на другую проблему - чиновники нам отвечают: вы же знаете, у нас официально два государственных языка. С этим никто не спорит, но не надо забывать, что именно русский является языком межнационального общения. Мы можем сколько угодно ссылаться на два госязыка в конституции Тувы, это не избавляет нас от задачи научить подрастающее поколение общаться с другими народами. И вот тогда будут решены вопросы толерантности, а также высшего образования и, как следствие, исчезнут многие экономические проблемы нашего региона.

КР: Известно, что в Туве множество школ, в которых все обучение ведется на национальном языке. Не задевает ли это права русскоязычных?

З.Д.: Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», образование может вестись на любом из государственных языков. И если в том или ином муниципалитете выбирают базисный план, по которому все предметы вплоть до старших классов преподают на тувинском, понятно, что местные школьники испытывают огромные проблемы при переходе на русский.

Естественно, у русскоязычного населения есть гарантированное право получать образование на русском, но вся штука в том, что в большинстве районов носителей языка и русскоязычной среды в принципе уже не осталось, поэтому русский и преподают в школах как иностранный.

Так как русскоязычное население в Туве убывает с каждым годом, мы имеем такую картину: в сельских школах в русском классе сидят дети, из которых только один или двое - представители нетитульной нации. Говорят они, естественно, уже с акцентом, у них нет никаких навыков бытового общения. Получается, что наши власти идут по пути наименьшего сопротивления, продолжая усугублять ситуацию .

КР: А как вы оцениваете знание русского языка среди местных чиновников? Они-то, по логике и по закону, обязаны уметь им пользоваться.

З.Д.: Знаете, когда они дают интервью, хватаешься за голову. Поверьте, для меня это вопрос не праздный - я родилась и выросла в Туве, получила здесь образование, сама преподаю в школе, так что мне есть с чем сравнивать. Сейчас ситуация у нас действительно близка к критической.

В конкурсах, через которые проходят наши чиновники, говорится, что они должны владеть всеми госязыками. Тем не менее, в обыденной жизни почти все они говорят на родном языке. И невозможно сделать замечание, потому что в ответ сразу раздается: «а тувинский язык у нас государственный - кто нам может запретить на нем говорить? Если не нравится - сами его выучите!».

КР: Исходя из всего этого, надо полагать, вы и решили подписаться под обращением русскоязычных тувинцев к президенту. Однако среди ваших коллег в Туве есть и иная точка зрения - что в республике царит межнациональное согласие, русский язык всесторонне поддерживается властью и т.д…

З.Д.: Да, многие представители русскоязычного общества сейчас прессуют нас в СМИ, рассказывают, какие мы неблагодарные. Но знаете, если у нас все хорошо - почему доля русского населения в республике продолжает уменьшаться? Ведь это ключевой показатель. Я не буду углубляться в село, возьмем только городские школы - посмотрите, какой там процент учителей нетитульного народа, ведущих русский язык? Сколько таковых на кафедре русского языка в Тувинском государственном университете? Это тоже очень важно.

В конце концов, меня беспокоит, что умные образованные дети различных национальностей, в том числе и титульной, предпочитают при первой хорошей возможности из региона уезжать. Если они ищут, где лучше, значит, социально-экономическое положение Тувы ухудшается.

Беседу вел Иван Ваганов

Территория республики Тыва расположена на высокогорном плато между отрогами Саянских гор. Сюда ведут только две автомобильные дороги из России и одна из Монголии. Такая труднодоступность позволила тувинцам сохранить не только первозданную природу, но и свою национальную самобытность.

Хан и солёный чай

Тувинская кухня шокирует каждого, кто в первый раз приобщается к кулинарным традициям этого народа. Самое распространённое угощение для гостей – это хан, блюдо из целого барана, после приготовления которого от животного остаются только шкура, рога и копыта.

Тувинцы с большим уважением относятся к животным. Они считают, что хан получится только из барана, который не боялся смерти. Если животное испытывает страх, это портит вкус его крови. Поэтому перед убиением барана вводят в транс: кладут его на спину, копытами вверх. Кровь – важная составляющая хана, и она не должна вытекать из тела. Для этого животное убивают молниеносно, в одну секунду перерезая ему трахею.

При разделке туши в отдельную ёмкость собирают всю кровь для приготовления кровяной колбасы. Затем тщательно промываются кишки – череме, наполняются кровью и варятся на костре в большом казане. После варят мясо. Примечательно, что в насыщенный бульон не добавляют никаких специй, кроме лука и соли.

Удивительный напиток – тувинский хан-чай. Собственно чая там немного: в большой казан с кипящим молоком добавляют пару горстей чёрного или зелёного чая. А вот вместо сахара кладут соль и иногда добавляют топлёное масло. Тувинцы говорят, что такой напиток освежает в жару.

Горловое пение

На весь мир знаменито тувинское горловое пение – хоомей. Звуки извлекаются не при помощи голосовых связок, а благодаря сокращению диафрагмы. Профессиональные хоомейджи редко живут долго: из-за постоянного дрожания внутренних органов они быстро изнашиваются.

Только несколько лет назад исполнение песен в национальной манере в Тыве было признано профессией, и теперь тувинские хоомейджи получают государственную пенсию.

Человеческое ухо не в состоянии услышать весь диапазон звуков, издаваемых мастерами горлового пения. Однако ультразвук слышат некоторые животные, также они могут воздействовать на подсознание человека.

Самым первым известным хоомейджи считается Соловей-разбойник – тот самый монгольский воин, от свиста которого замертво падали лошади.

Буддийский календарь

Тувинцы живут по тибетскому лунному календарю. Новый год – Шагаа – у них празднуется обычно в феврале. Каждый житель республики отлично ориентируется в тибетском гороскопе и очень серьёзно к нему относится.

От того, родился человек в год Крысы или Собаки, зависит вся его жизнь. Также этот фактор учитывается в бытовых вопросах. Например, разливать спиртные напитки могут лишь те, кто родился в год Лошади, тогда застолье пройдет мирно.

При выборе даты для крупных событий и торжеств тувинцы обязательно советуются с ламами. Буддийские монахи подскажут лучшее время для свадьбы или дальней поездки.

Шаманизм и анимализм

Официальная религия – буддизм – в тувинском сознании прекрасно сочетается с шаманизмом, который в республике весьма развит. Причем в отличие от других «шаманских» регионов здесь нет артистов, пляшущих с бубном на потеху публике.

Шаман – очень важный человек в Тыве. К нему ходят, если нужно поправить здоровье, найти потерянную вещь, узнать прошлое и будущее, пообщаться с умершими родственниками и даже заказать погоду на определённый день.

У каждого тувинского рода есть свой звериный покровитель – волк или ястреб, змея или лиса. Вообще, тувинцы близко общаются с миром дикой природы. Некоторые чабаны даже умудряются приручать снежных барсов. А обитатели отдалённых пастбищ «договариваются» с местными волчьими стаями, чтобы те не нападали на их скот.

Детские скачки

По преданию, мать Чингисхана была тувинкой, да и могилу его до сих пор ищут где-то здесь, в Саянах. Тувинцы свято чтят это историческое родство. С малолетства тувинские мальчишки воспитываются как мощные борцы, поэтому монголы называют Тыву «землей богатырей». Одно из подтверждений тому – двукратный чемпион мира по борьбе сумо тувинец Аяс Монгуш. А национальная борьба – хуреш – очень популярна среди тувинских пацанов.

Еще одна страсть тувинцев – лошади. Каждый год в Туве проводятся скачки, в которых может принять участие любой желающий. Этот вид спорта настолько популярен, что победителям достаются действительно дорогие призы, например, автомобили.

Но самое удивительное – это жокеи. Средний возраст всадников – три-четыре года. Ведь чем легче наездник, тем быстрее скачет конь.

Место в раю за пятерых

В Туве немало странных обычаев. Например, девушки выходят замуж только в «нечетном» возрасте – 17, 19, 21 год. При этом если она забеременеет вне брака – это не порицается.

Тувинцы очень любят детей и стремятся к многодетности. Считается, что если женщина родила пятерых, ей автоматически достается место в раю. Это правило распространяется и на приёмных детей, поэтому в Тыве беспризорников вообще нет.

Интересны и похоронные традиции. Только в XX веке в Тыве появились обычные кладбища. Ранее покойных в землю не закапывали, а оставляли в степи, соорудив над телом каменный курган. Покойников принято провожать аплодисментами, чтобы отогнать злых духов.

Если ребенок, играя, хлопал в ладоши, то его руки разводили в стороны, плевали три раза на ладони и сажей чертили крестики (в ладоши хлопают при плохих вестях). Поэтому хлопанье в ладоши, а тем более бурные рукоплескания для выражения восторга совершенно чужды тувинцам.

Самым примечательным и красивым местом в тувинской столице является набережная Енисея. Эту великую реку тувинцы считают праматерью Эне-Сай, в ее честь слагаются стихи, написано несметное количество песен . Но какой условностью на деле оказывается это почитание, демонстрирует отношение даже не гостей, незнакомых с местными традициями и обычаями, а самих жителей Тувы, особенно горожан.

Непредвиденным образом, автокредитование оказало самое большое и негативное воздействие на экологическое состояние Енисея в Кызыле. Став обладателями водительского удостоверения и кредитного авто, желая об этом достижении сообщить всем, и главное, как-то по-жлобски экономя на бензине, не выезжая за город, тувинцы съезжаются пьяными компаниями к небольшой набережной в спальном районе центра города и начинают “Битву динамиков” и эгоизма.

В 15 метрах от буддийского храма Цэцэнлинг. Так отдыхает тувинская молодежь в 4 утра, не давая никакого покоя ни божествам, ни людям.

Никого из них при этом не смущает, что ночные разнузданные крики и пьяные танцы проходят в 15 метрах от буддийского хурээ Цэчэнлинг, находящегося на этом же же пятачке набережной Енисея- Эне-Сая. То, что называется в буддийской традиции ”подношением”, обрело зловещую форму с обратным смыслом. В воды Енисея тувинцы все чаще бросают или даже лихо запускают тару от употребленных напитков, разумеется, не молока. Окурки адресуются тоже “Великой матери реке”, а в ночное время, называемые “священными” воды, публика легко путает со сливным бачком унитаза и справляет туда нужду без всякого стеснения и переживаний.

После установления скульптур Даши Намдакова и реконструкции, набережная обрела статус пьяной парковки всех нетрезвых водителей столицы. Отметиться здесь с включенными во всю мощь динамиками считают своим долгом не только подростки, недавно севшие за руль, но и казалось бы, разумные граждане в возрасте. Где экономно провести день рождения и запустить час ночи фейерверки? На улице Красных партизан или, как говорят у “Пятилетки”, стадиона “5-летия Советской Тувы. С пьяными криками и матами - подношением тувинского народа своей “Матери реке” - Эне-Сай.

Набережная в дневное время

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что уровень шума с 7-00 до 23-00 часов не должен превышать 40 дБ, а в ночное время с 23-00 до 7-00 - 30 дБ, для сравнения: сигнализация автомобиля равна 80-100 дБ. Закон отнес к действиям, нарушающим покой: использование усилителей, установленных в торговых помещениях, автомобилях; фейерверки и использование пиротехнических средств; ремонтные работы в ночное время; громкое пение, крики или свист и тому подобное.

Законом предусмотрено все, кроме небольшого недостатка: он написан для нормальных людей, для работающего гражданского общества и действующего местного самоуправления.

В Туве этот закон мертв. Он неисполним, о чем говорит моя обширная, бесполезная и бессмысленная переписка с мэрией Кызыла и МВД.

в 15 метрах от визжащих граждан находится буддийский храм “Цэцэнлинг”, примыкающий к стадиону.

Здесь слышен уровень шума через закрытое “пластиковое” окно.

Безнаказанные оргии беспокоят лишь жителей окрестных домов, вынужденных жить летом с закрытыми окнами из-за шума и периодически пытающихся пробудить интерес к разрешению проблемы у мэрии и МВД. Ведь пьяные водители противоречат своим появлением не только “Закону о тишине”, но самое опасное - садятся после алкогольно-музыкальных подношений за руль и пытаются не всегда удачно объехать пешеходов и другие автомобили.

На днях, в попытке усовестить группу подобных любителей “выпить у Енисея” и сделать “подношение пьяными танцами” я была подвергнута нападению пьяных женщин. Они рьяно отстаивали свое право орать и пить в 2 часа ночи, называя это “отдыхом” и в нецензурных выражениях отправляли даже полицию, не говоря про меня, получившую телесные повреждения, при попытке снять номера автомобиля и помочь полиции в направлении хотя бы одного дела в суд. Отговорки полиции “нет доказательств для привлечения” привели к тому, что утро я встречала после добычи этих доказательств в отделении полиции, с группой агрессивно настроенных любительниц “отдыха”.

в такой тональности тувинские женщины общаются с представителями правопорядка

Некоторые из них до приезда полиции меня душили.

Эту девушку по имени Буянмаа (Милосердная) от моих волос, вместе с ними, смогла оторвать только полиция

Одна порвала одежду. А третья и четвертая поучали, как следует правильно жить и перестать завидовать их замечательной ночной жизни.

Справлять нужду на чужом крыльце - это нормально, считает вот эта девушка. “ А вот таких “желтых журналистов”, фотографирующих культурно отдыхающих “чырбайтыр этээр эвес ийик бе”, предлагает она подружкам, что в переводе с криминального сленга означает “изувечить”, “избить до полусмерти”.

Самой большой моей ошибкой было то, что я забыла, где живу. И думаю, что если я, человек не отгороженный никакими шорами от жизни: ни кабинетом, ни личной охраной и водителем забыла, каковы соотечественники в нетрезвом виде, то руководство республики, изо дня в день просматривая лишь процеженные “позитивные СМИ” и вовсе не имеет представления о реальном положении дел и состоянии общества, уверенное, что “верной дорогой идем, дорогие товарищи!”.

Я наказана короткой памятью, ведь я все это должна была предвидеть и выкинуть наивную идею, что увидев возмущенную женщину возраста их матерей, пьяные девушки смутятся и извинившись, отъедут. Какие извинения? Они могут убить. Я совершенно забыла про героев своей ночной съемки 2010 года, когда провела несколько ночей в рамках фотопроекта о работе медиков с дежурной с бригадой “Скорой помощи” в Кызыле, обнаружив город, доселе мне незнакомый, зато хорошо известный ночным лицом всем, кто работает в “02” и “03”.

Как и Эне-Сай - женщина мать. Избита дочерью.

Вот описание одной фотографии того времени.

“В 2 ночи "поранила руку женщина". В общежитии на Энергетиков, сданном пару лет назад для погорельцев с Паротурбинной, не узнать подъезда, все уже загажено, отбито, двери нараспашку, бесплатное жилье никто не ценит. Выпившая молодая женщина указывает на кровать: "Она уже умерла". Она - ее мать. Молодая женщина била маму стулом, скалкой и ножом. На глазах у двоих детей. С 9 вечера. Живучую бабушку бригада увозит и вызывает милицию.
Я удивлена, как быстро они распознали, что дочь сама избивала мать. "Поведение наглое, испугалась, что убила и вызвала, к тому же соседи слышали все, решила алиби сделать" - объясняют видавшие-перевидавшие все эти спектакли медики. Женщина стонет и плачет, что дочь пьет и бьет ее, не работает. Дочь - амбалка с накрашенным лицом, мордастая, грудастая, орет на медиков, чтобы с нею на Вы разговаривали. Это - абсолютно тихий и мирный вечер, по словам бригады реанимобиля....”

О жестокости молодых тувинских женщин, родившихся в промежутке после 90-х и вероятно, имеющих врожденный диагноз пивного алкоголизма, имеются свидетельства не только сухой криминальной сводки и судебных решений. По Сети гуляет любительское видео, называемое “разборки пьяных тувинок”. Судя по комментариям, оно шокирует самих тувинцев, особенно мужского пола только тем, что девушки явно не могут поделить парней. И возмущение у зрителей вызывает не поведение, не способы “общения” , а то, что выбраные ими парни - не тувинцы. А все остальное, что там происходит, вероятно, считывается как норма. Это уже ставший привычным фон жизни.

Конечно, я знаю и пожалуй, даже больше и лучше знаю, и знакома с другой Тувой. Умной, мыслящей, красивой, талантливой. Что никак не должно исключать наличие той, с которой мы так или иначе сталкиваемся и считаем за лучшее обойти, промолчать и забыть. Но от этого проблема не исчезнет и не рассосется.

Она постучится к вам однажды ночью, как это случилось со мной или днем. Она ворвется убитым ни за что, по пьяной дури прохожего - сыном или мужем. Задавленным пьяным водителем ребенком, потому что люди постеснялись сделать ему замечание, когда он всю ночь пил, орал у них под окнами и с этой же пеленой на глазах выехал, когда дети шли в школу, прямо на пешеходную зону.

Тува не только поет песни, борется и скачет на конях. Она еще пьет, валяется и вымирает.

Кызыл, центр города, новый “Арбат”. Когда-то здесь были теннистые деревья, а все эти люди имели работу.

прилавок на бывшем “центральном, колхозном рынке”

Я неоднократно бывала на пресс-конференциях Его Святейшества Далай-Ламы XIV в Индии. И одно из важных пожеланий, высказанных Учителем - будьте честными и объективными. “Фасад - он всегда прекрасен, но вы должны видеть и то, что происходит за ним” - говорил он отвечая на наши вопросы о профессии журналиста.

Дхарамсала, Индия.

“... если мы хотим иметь ясную картину, если хотим, чтобы наш взгляд на вещи был более реалистичным, тогда нам нужны средства массовой информации. Их роль невозможно переоценить. Но они должны быть объективными и честными. Я обычно говорю журналистам на западе: вам нужен длинный нос, как хобот у слона. Ищите, «вынюхивайте», это очень важно. Информируйте публику о том, что происходит, каково реальное положение вещей”.

В конечном счете, от того, насколько мы честны перед собой и друг с другом зависит то, в каком обществе мы живем. Что возьмет верх? Это?

Детская площадка в пригороде Кызыла

Вид с набережной Енисея.

Где подлинная Тува - здесь?

Или здесь?

И почему вот этот вид с набережной у одних вызывает желание помолчать и застыть в восхищении пением птиц, шумом ветра и реки, а у других - желание подъехать с грохотом и врубив погромче музыку, выпить водки, демонстрировать шумно свое присутствие и накинуться с кулаками и обещанием ножа на любого, кто выразит несогласие с таким соседством?

Немцы во время Великой Отечественной войны называли тувинцев «Der Schwarze Tod» — «Чёрная Смерть». Тувинцы стояли насмерть даже при явном превосходстве противника, пленных не брали.

"Это наша война!"

Тувинская народная республика стала частью Советского Союза уже во время войны, 17 августа 1944 года. Летом 1941 года Тува де-юре была самостоятельным государством. В августе 1921 года оттуда были изгнаны белогвардейские отряды Колчака и Унгерна. Столицей республики стал бывший Белоцарск, переименованный в Кызыл (Красный город). Советские войска были выведены из Тувы к 1923 году, но СССР продолжал оказывать Туве посильную помощь, не претендуя при этом на её независимость. Принято говорить, что первой поддержку СССР в войне оказала Великобритания, однако это не так. Тува объявила войну Германии и её союзникам 22 июня 1941 года, за 11 часов до исторического заявления Черчилля по радио. В Туве сразу же началась мобилизация, республика заявила о готовности отправить свою армию на фронт. 38 тысяч тувинских аратов в письме Иосифу Сталину заявили: «Мы вместе. Это и наша война». По поводу объявления Тувой войны Германии есть историческая легенда, что когда об этом узнал Гитлер, то его это позабавило, он даже не удосужился найти эту республику на карте. А зря.

Все для фронта!

Сразу после начала войны Тува передала Москве золотой запас (около 30 миллионов рублей) и всю добычу тувинского золота (10-11 миллионов рублей ежегодно). Тувинцы действительно приняли войну как свою. Об этом свидетельствует тот объем помощи, который небогатая республика предоставила фронту. С июня 1941 по октябрь 1944 Тува поставила для нужд Красной Армии 50000 боевых коней, 750000 голов скота. Каждая тувинская семья отдала фронту от 10 до 100 голов скота. Тувинцы же в прямом смысле поставили Красную армию на лыжи, поставив на фронт 52000 пар лыж. Премьер-министр Тувы Сарык-Донгак Чимба в своем дневнике написал: «извели весь березняк рядом с Кызылом». Кроме этого, тувинцы отправили 12000 полушубков, 19000 пар рукавиц, 16000 пар валенок, 70000 тонн овечьей шерсти, 400 тонн мяса, топлёного масла и муки, телеги, сани, упряжь и другие товары на общую сумму около 66,5 миллионов рублей. В помощь СССР араты собрали 5 эшелонов подарков на сумму более 10 миллионов тувинских акша (курс 1 акша - 3 рубля 50 коп), продуктов для госпиталей на 200000 акша. По советским экспертным оценкам, представленным, например, в книге «СССР и иностранные государства в 1941-1945 годах», совокупные поставки Монголии и Тувы СССР в 1941-1942 годах по объему были только на 35% меньше, чем общий объем западных союзнических поставок в те годы в СССР - то есть из США, Канады, Великобритании, Австралии, Южнофриканского союза, Австралии и Новой Зеландии вместе взятых.

«Черная смерть»

Первые тувинские добровольцы (около 200 человек) вступили в ряды Красной армии в мае 1943 года. После недолгого обучения, они были зачислены в 25-й отдельный танковый полк (с февраля 1944 года он был в составе 52-й армии 2-го Украинского фронта). Этот полк воевал на территории Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В сентябре 1943 года вторую группу добровольцев-кавалеристов (206 человек) зачислили, после обучения во Владимирской области, в состав 8-й кавалерийской дивизии. Кавдивизия принимала участие в рейдах по тылам противника на западе Украины. После боя под Дуражно в январе 1944 года немцы стали называть тувинцев «Der Schwarze Tod» - «Чёрная Смерть». Пленный немецкий офицер Г. Ремке во время допроса сказал, что вверенные ему солдаты «подсознательно восприняли этих варваров (тувинцев) как полчища Аттилы» и потеряли всякую боеспособность... Здесь нужно сказать о том, что первые тувинские добровольцы представляли из себя типичную национальную часть, они были одеты в национальные костюмы, носили амулеты. Только в начале 1944 года советское командование попросило тувинских воинов отправить свои «предметы буддистского и шаманского культа» на Родину. Тувинцы сражались храбро. Командование 8-й Гвардейской кавалерийской дивизии писало тувинскому правительству: «... при явном превосходстве противника, тувинцы стояли насмерть. Так в боях под деревней Сурмиче 10 пулемётчиков во главе с командиром отделения Донгур-Кызыл и расчёт противотанковых ружей во главе с Дажы-Серен в этом бою погибли, но ни на шаг не отошли, сражаясь до последнего патрона. Свыше 100 вражеских трупов было насчитано перед горсткой храбрецов, павших смертью героев. Они погибли, но там, где стояли сыны вашей Родины, враг не прошёл...». Эскадрон тувинских добровольцев освободил 80 западноукраинских населённых пунктов.

Тувинские герои

Из 80000-тысячного населения Тувинской республики в Великой Отечественной войне приняли участие около 8000 воинов-тувинцев. 67 бойцов и командиров были награждены орденами и медалями СССР. Около 20 из них стали кавалерами ордена Славы, до 5500 тувинских воинов были награждены другими орденами и медалями Советского Союза и Тувинской республики. Двум тувинцам было присвоено звание Героя Советского Союза - Хомушку Чургуй-оол и Тюлюш Кечил-оол.