Трусость - аргументы. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Трусость Трусость мастера в произведении

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцрп. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина:
первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою
позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остаётся верен
присяге, второй боится за свою жизнь и переходит на сторону врага.
По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова.
«Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в
крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит
притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости,
занятой пугачевцами.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути
оказался трусом: он полностью подчинил свою жизнь мнению
общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей
дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится
мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости,
он убивает своего друга

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой
обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня
не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из
монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри
провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда
жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли,
мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том,
как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная
сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели -
найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он
объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся
сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает
непреклонным, дух его не сломлен.

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных
человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего
романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход
истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики)
существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит
трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих
тяжких грехов. www.ctege.info Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если
человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К.
Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание
в трусости». В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за
совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно
ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до
конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как
он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами,
но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского,
когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на
бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим
проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он
- духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких
обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека
можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому
добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит.
Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро
всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия
Пилата, «всемогущего правителя».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее.
Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри.
Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к
компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу
помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий
Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх
определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от
государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М.
Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от
Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он
обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только
Иешуа

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного
преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.
Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит
дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех
времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою
любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает
положить именно любовь и милосердие. В романе «Мастер и Маргарита», по
словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и
получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за
собой возмездие: муки души и совести.

М. Горький «Старуха Изергиль».

Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно,
основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли,
бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он
пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради
себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь
людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью
его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех».
Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и
Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань»,
«дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что
сделаю я для людей?!»

А.П. Чехов «Человек в футляре»

Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх
заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается
«спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за
выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего
и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и
отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический
ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть
может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он
всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он
преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от
действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в
своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил
и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

М.Е. Салтыков- Щедрин «Премудрый пискарь»

Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед
потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей
смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного
мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что
буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые
сутки «дрожал» - лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих
сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась.
Сбылась и другая его мечта - прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря.
Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род
пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности - завести друзей, создать семью, вырастить детей
и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а
затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше - простор для
читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг
исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была
достигнута пескарём, но и «сверхзадача» - так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни
своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве,
героизме и о трусости как чертах личности.
Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах. Рисуя героев, Толстой
использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и
Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об
отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков
отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более
безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ
этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский.
Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе
малодушничать.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими
качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале
романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную
службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и
заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость,
солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера.
На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время
Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее
из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике
солдат.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он
попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить
подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливовозбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в
постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь
случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много
юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и
попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет),
Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция «Мастера и Маргариты»: книга состоит из двух романов: собственно романа о трагической судьбе Мастера и четырех глав из романа Мастера о Понтии Пилате.
«Ершалаимские» главы представляют собой содержательный и философский центр романа. Роман о Пилате отсылает читателя к тексту Священного Писания, но при этом творчески переосмысливает Евангелие. Между его героем Иешуа Га-Ноцри и евангельским Иисусом есть важные различия: у Иешуа нет последователей, кроме бывшего сборщика податей Левия Матвея, человека «с козлиным пергаментом», который записывает речи Га-Ноцри, но «записывает неверно». Иешуа на допросе у Пилата отрицает, что он въезжал в город на осле, и толпа приветствовала его криками. Толпа, скорее всего, избила бродячего философа — на допрос он приходит с уже обезображенным лицом. К тому же не Иешуа является главным героем романа Мастера, хотя его проповедь любви и истины, несомненно, важна для философии романа. Главным героем «ершалаимских» глав выступает пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
С образом Понтия Пилата связаны основные нравственные вопросы романа, такие как проблема совести и власти, трусости и милосердия. Встреча с Иешуа навсегда изменяет жизнь прокуратора. В сцене допроса он почти неподвижен, но внешняя статичность еще сильнее оттеняет его возбуждение, динамичность и свободу его мысли, напряженную внутреннюю борьбу с привычными ему принципами и законами. Пилат понимает, что «бродячий философ» невиновен, ему страстно хочется побеседовать с ним подольше. Он видит в Иешуа умного и правдивого собеседника, увлекается беседой с ним, на мгновение забывая, что он ведет допрос, и секретарь Пилата в ужасе роняет пергамент, слыша беседу двух свободных людей. Переворот в душе Пилата символизирует ласточка, которая залетает в зал во время разговора прокуратора и Иешуа; ее быстрый и легкий полет символизирует свободу, в частности свободу совести. Именно во время ее полета в голове у Пилата возникает решение оправдать «бродячего философа». Когда же в дело вмешивается «закон об оскорблении величества», Пилат «бешеным взором» провожает ту же ласточку, осознавая иллюзорность своей свободы.
Внутренние мучения Пилата происходят оттого, что его власть, практически ничем не ограниченная в Иудее, становится теперь его слабым местом. Трусливые и подлые законы, подобные закону об оскорблении кесаря, предписывают ему приговорить философа к казни. Но его сердце, его совесть говорят ему о невиновности Иешуа. Понятие совести тесно связано в романе с понятием власти. Пилат не может поступиться своей карьерой ради того, чтобы спасти «юродивого» Иешуа. Так получается, что внешне всесильный прокуратор, внушающий ужас своим слугам, оказывается бессильным в том, что касается законов совести, а не государства. Пилат боится защитить Иешуа. Страшным призраком появляется перед прокуратором в полутьме дворца образ римского императора: «…на плешивой голове сидел редкозубый венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой». Ради такого императора Пилату приходится осудить Иешуа. Почти физическую муку ощущает прокуратор, когда объявляет, стоя на помосте, о начале казни преступников, всех, кроме Вар-раввана: «Под веками у него вспыхнул зеленый огонь, от него загорелся мозг…». Ему кажется, что все вокруг него умерло, после он сам переживает настоящую духовную смерть: «…ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши. В этом огне бушевали рев, визги, стоны, хохот и свист».
После того, как казнь преступников состоялась, Пилат узнает от верного Афрания, что во время казни Га-Ноцри был немногословен и сказал только, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». Прокуратор понимает, что свою последнюю проповедь Иешуа читал для него, его волнение выдает «внезапно треснувший голос». Всадника Золотое Копье нельзя назвать трусом — несколько лет назад он спас великана Крысобоя, бросившись ему на помощь в гущу германцев. Но душевная трусость, боязнь за свое положение в обществе, страх перед публичным осмеянием и гневом римского императора сильнее, чем страх в бою. Слишком поздно Пилат превозмогает свой страх. Ему снится, что он шагает рядом с философом по лунному лучу, спорит, и они «ни в чем не сходятся друг с другом», что делает их спор особенно интересным. И когда философ говорит Пилату, что трусость — один из самых страшных пороков, прокуратор возражает ему: «это самый страшный порок». Во сне прокуратор осознает, что теперь он согласен «погубить свою карьеру» ради «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».
Назвав трусость «самым страшным пороком», прокуратор решает свою судьбу. Карой Понтию Пилату становится бессмертие и «неслыханная слава». И 2000 лет спустя люди все еще будут помнить и повторять его имя как имя человека, осудившего на казнь «бродячего философа». А сам прокуратор около двух тысяч лет сидит на каменной площадке и спит, и только в полнолуние его терзает бессонница. Его собака Банга разделяет с ним наказание «вечностью». Как Воланд объяснит это Маргарите: «…кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
По роману Мастера, Пилат пытается искупить вину перед Иешуа тем, что приказывает убить Иуду. Но убийство, даже под видом справедливой мести, противоречит всей жизненной философии Иешуа. Возможно, тысячелетнее наказание Пилата связано не только с его предательством по отношению к Га-Ноцри, но и с тем, что он «не дослушал» философа, не понял его до конца.
В финале романа Мастер отпускает своего героя бежать по лунному лучу к Иешуа, который, по словам Воланда, прочитал роман.
Каким же образом мотив трусости трансформируется в «московских» главах романа? Вряд ли можно обвинить в трусости Мастера, сжегшего свой роман, отказавшегося от всего и добровольно ушедшего в лечебницу для душевнобольных. Это трагедия усталости, нежелания жить и творить. «Мне удирать некуда», — отвечает Мастер Ивану, предположившему, что легко удрать из больницы, обладая, как Мастер, связкой всех больничных ключей. Возможно, в трусости можно обвинить московских литераторов, ведь литературная ситуация в Москве 30-х годов XX века была такова, что писатель мог создавать только вещи, угодные государству, либо не писать вообще. Но этот мотив проскальзывает в романе только намеком, догадкой Мастера. Он признается Ивану, что по критическим статьям в его адрес было видно, что «авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».
Таким образом, мотив трусости воплощается главным образом в романе о Понтии Пилате. То, что роман Мастера вызывает ассоциации с библейским текстом, придает роману общечеловеческое значение, насыщает его культурными и историческими ассоциациями. Проблематика романа бесконечно расширяется, вбирая в себя весь человеческий опыт, заставляя каждого читателя задуматься о том, почему трусость оказывается «самым страшным пороком».

Найденные нами проблемы, связанные с трусостью, часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы из отечественной литературы, подобранные к данным проблемам, помогут выпускникам написать качественное сочинение-рассуждение. Все эти примеры доступны для скачивания в формате таблицы. Ссылка в конце статьи.

  1. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат оказался жертвой своей собственной трусости. Перед ним стоял выбор: прислушаться к разуму или к сердцу, спасти бедного философа Иешуа или обречь его на смертную казнь, сохранив авторитет и равновесие в городе. Страх перед Синендрионом и первосвященником Каифой оказался сильнее собственной воли и желания спасти невиновного. Из-за малодушия, страха Игемона перед своим будущим, Га-Ноцри подвергается несправедливой расправе. После казни Понтий Пилат мучается угрызениями совести и не находит душевного покоя целых две тысячи лет.
  2. Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.
  3. Если ваша проблема касается трусости в любви, то для нее у нас есть целая .

Страх на войне

  1. В повести В. Быкова «Сотников» антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан. Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников. Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.
  2. Главный герой повести В. Распутина «Живи и помни» также не справляется с тяжелым периодом войны. Он дезертирует с фронта. Проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех тех, ради кого и уходил воевать: жену Настену и ребенка, которого они так долго ждали. И девушка, чья душа слишком чиста и невинна, не выдерживает тяжести, свалившейся на ее хрупкие плечи. Глубокая нравственность и духовная сила не позволяют ей скрывать дезертира, предавать Родину вместе с ним. И она уходит под воды Енисея с еще не родившимся ребенком.

Последствия трусости

  1. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» один из защитников Белгородской крепости – Алексей Швабрин – оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками.
    Цена собственной жизни становится для него выше жизни товарищей, выше присяги и судьбы отечества. Из-за страха перед возможной смертью, он полностью отказывается от каких бы то ни было моральных принципов и с легкостью переходит на сторону врага.