Трубецкой памятник александру 3. Памятник Александру III: достопримечательности, фото, видео, отзывы

Скульптор Паоло Трубецкой - создатель знаменитой конной статуи Императора Александра III . У этого памятника непростая судьба: его проекты неоднократно согласовывались и дорабатывались, курировал эту работу лично Николай II.

Торжественное открытие состоялось 5 июня 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге в присутствии высочайших государевых особ - Николая II и членов императорской семьи.

Монумент был установлен у Николаевского (ныне Московского) вокзала, что несло особый смысл: Император Александр III был инициатором строительства важнейшей транспортной артерии нашей страны - Транссибирской магистрали. Впрочем, на своем исконном месте памятник простоял недолго. После революции на его постаменте выбили строки из стихотворения Демьяна Бедного «Пугало», к десятилетию Октября - заключили в металлическую клетку, а после и вовсе демонтировали, убрав в запасники Русского музея. В наши дни монумент стоит в парадном дворе Мраморного дворца .

В собрании Русского музея представлена не только практически спасенная в 1939 году конная статуя работы Трубецкого, но и целый комплекс материалов, связанных с историей создания и бытования этого во многих отношениях уникального монумента.

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III

Конкурс проектов был объявлен 25 ноября 1899 года , к участию в нем приглашались ведущие скульпторы-монументалисты — Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, а также архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и другие. На первый тур Трубецкой подал эскиз сидящего на троне Александра III . Однако, тогда ни один из предложенных замыслов не был одобрен, а сроки конкурса продлены. Проект, получивший высочайшее одобрение, Трубецкой подготовил в сотрудничестве с Шехтелем. Это была уже конная статуя , стоящая на четырехугольном пьедестале, который предполагалось украсить двумя барельефами, изображающими покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого поезда.

История создания памятника Александру III более или менее подробно описывалась во многих публикациях, в частности, в 1996 году Русским музеем был выпущен буклет, включающий целый ряд исторических фотографий. Существенным дополнением к уже известным материалам стали исключительные по своей важности документы, сохранившиеся в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг, — протоколы заседаний специально образованной Комиссии по сооружению памятника на Знаменской площади. Её председателем Николай II назначил князя Бориса Борисовича Голицына. Членами Комиссии стали инспектор по художественной части Министерства финансов, академик архитектуры Альберт Николаевич Бенуа, вице-президент Императорской Академии художеств, гофмейстер высочайшего двора граф Иван Иванович Толстой, директор департамента железнодорожных дел Эмилий Карлович Циглер фон Шафгаузен, профессор архитектуры Антоний Осипович Томишко и создатели принятого к осуществлению проекта — скульптор Павел Петрович Трубецкой и архитектор Федор Осипович Шехтель.

К лету 1901 года были готовы сначала первая, а затем вторая (исправленная) модель конной статуи «в натуральную величину». Небольшую по сравнению с памятником скульптуру даже предполагалось перевести в бронзу способом «a cire perdue» (утраченного воска), на котором решительно настаивал Трубецкой, предлагая поручить это итальянскому литейщику Карло Робекки, который отливал для него многие станковые работы. В протоколах Комиссии также указывалось, что данный опыт позволил бы проверить, способен ли Робекки исполнить крупный монументальный заказ.

Паоло Трубецкой у памятника Александру III. Фото Карла Буллы, 1909 год

Между тем Николай II, который сначала дал согласие на дополнительные расходы в 20 тысяч рублей и даже указывал, что «если бы статуя вышла удачно, то могла быть помещена в одном из музеев», через некоторое время от прежнего намерения отказался. Об этой «промежуточной» модели мы упоминаем не случайно, дело в том, что именно она запечатлена на некоторых архивных и журнальных фотографиях мастерской Трубецкого.

Иными словами, конную статую Александра III, исполненную «в натуральную величину», иногда ошибочно принимают за окончательную большую модель, которая, как свидетельствуют документы, была завершена лишь в 1904 году.

Позднее скульптор рассказывал корреспонденту «Петербургской газеты»:

«После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила».

Эти слова помогают представить, с каким напряжением трудился скульптор, причем не столько под влиянием сыпавшихся на него критических замечаний, сколько побуждаемый собственным стремлением к достижению максимальной выразительности реализуемого замысла.

Не приходится удивляться тому, что между большинством импрессионистических работ Трубецкого и монументом Александру III огромная дистанция. Размышляя над формой, архитектоникой объемов, ритмами линий, скульптор отказывался от прежних приемов лепки и постепенно, шаг за шагом, обретал новый, подчеркнуто монументальный язык пластических обобщений.

В итоге почти сказочный в своей мощи конь и столь же могучий всадник слились в ясный и цельный художественный образ, рождая то ощущение невероятной, былинной силы, которое и сделало не только олицетворением одной конкретной личности, но и своего рода символом эпохи, огромной и суровой страны. Показательно, что сам Трубецкой, беседуя с Василием Розановым, говорил:

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

Примечательны в этой связи воспоминания Мстислава Николаевича Потоцкого о встречах художников в парижской мастерской Ивана Яковлевича Билибина:

«Помню, однажды сцепились Бенуа с Трубецким из-за скульптурного портрета Александра III, Бенуа навалился на Трубецкого и, поругивая памятник, даже сравнил его с дымковской игрушкой. А Трубецкой легко согласился: «Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю».

На рубеже XIX-XX веков многие художники черпали вдохновение в народном искусстве, создавая остросовременные и даже новаторские произведения. Этот глубинный творческий импульс, как выясняется, питал и Трубецкого.

Изучая историю памятника, нельзя не обратить внимания на то, что уже в 1900 году, в самом начале работы, на заседаниях Комиссии постоянно обсуждались вопросы, связанные с будущим пьедесталом, его формой, уточнявшимися размерами, сортом и цветом гранита. Для Трубецкого это тоже был творческий процесс, в ходе которого он не раз вносил коррективы. Неожиданностью для всех стало абсолютно новое решение постамента, предложенное скульптором на 37-м заседании Комиссии 20 октября 1903 года.

Согласно этому проекту, пьедестал должен был представлять «натурального вида невысокую, спереди крутую, а позади постепенно спускающуюся к земле гранитную скалу, местами покрытую землей, частями поросшую мхом и проч. Статуя будет изображать Государя, как бы случайно остановившегося на горе» .

Именно таким предстает памятник на подписном рисунке Трубецкого из собрания Русского музея. Долгое время его ошибочно считали первоначальным проектом 1900 года. На самом деле этот набросок был сделан уже после открытия монумента 27 мая 1909 года в ответ на просьбу сотрудников газеты «Новое время» рассказать о замысле, который остался не осуществленным.

Исправляя ставшую традиционной неверную датировку рисунка, следует подчеркнуть тот факт, что и сама бронзовая конная статуя Александра III, не должна датироваться годом открытия памятника, как это было принято до сих пор. Согласно архивным документам, большая модель в глине была завершена Трубецким в июне 1904 года, специально приглашенный из Турина литейщик Эмилио Сперати получил в работу гипсового всадника 31 июня 1905 года. Наконец, отлитую в бронзе и покрытую патиной монументальную скульптуру приняли от Сперати на 47-м заседании Комиссии, состоявшемся 6 марта 1907 года. Еще раньше было решено сразу по завершении перевезти ее на Знаменскую площадь и покрыть «дощатым чехлом» вплоть до постановки на пьедестал. Последний еще долго не был готов, ибо гранитные блоки для него продолжали поставлять и укладывать до середины 1908 года. Одновременно обсуждалась надпись, которая в утвержденном Николаем II варианте звучала так: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». 16 октября 1908 года Комиссия осматривала «как пьедестал, уже вполне законченный, так и поставленную на нем статую. Все эти работы признаны исполненными удовлетворительно». Присутствующие сочли «полезным для охраны как самого памятника, так и окружающего его места установить особый полицейский пост внутри деревянного забора».

Что касается Трубецкого, то он последний раз присутствовал на заседании Комиссии 15 апреля 1906 года. Тогда ее члены единогласно (разумеется, за исключением скульптора) одобрили составленное на высочайшее имя ходатайство, в котором предлагалось работы по сооружению пьедестала памятника предоставить «или единолично князю Трубецкому, с возложением на него и всей по этому предмету денежной отчетности и технической ответственности», или же «исключительно Комиссии, с устранением князя Трубецкого от всякого участия в этом деле. При этом Комиссия сама выработает проекты пьедестала и представит таковые на Высочайшее одобрение». На это ходатайство Сергей Юльевич Витте ответил письменным согласием: «…в виду того, что ретушь восковых частей статуи князем Трубецким исполнена, роль его в деле постройки памятника должна считаться совершенно законченной и заботы по сооружению постамента возведены на Комиссию». Окончательный вариант пьедестала был разработан архитекторами Ф.О. Шехтелем и А.А. Полищуком лишь с «небольшим уклонением от высочайше одобренной 3 июля 1901 года модели».

Тяжелая фигура на лошади была установлена в 1909 году возле Николаевского (теперь Московского) вокзала, и сразу вызвал бурю возмущения.

Скандал разразился, как только во время торжественного открытия, с монумента сняли покрывало.

Были немногие, выражавшие восторги и восхищения, но в основном вид вызвал немилосердную критику.

Такими императоров в России не представляли ни разу.

Тяжеловесная бронзовая фигура, практически слитая воедино с такой же фундаментальной пародией на коня больше напоминала не помазанника божьего, а казачьего есаула после тяжелого похода.

Всё «это» стояло на гранитном пьедестале, больше напоминающем своей формой гроб.

Взгляд царя из под насупленных бровей, казался ничего не выражающим, надменным и тупым.

Скульптор Паоло Трубецкой создавал это чудо целых восемь лет, и только третий его проект был одобрен специальной комиссией.

По словам одного современника, в кругу близких он однажды сказал про свою работу: «Я изобразил одно животное на другом».

Что это было? Истинное отношение к Александру, или завуалированное самооправдание явного творческого провала?..

Памятник, а вернее, народная нелюбовь к нему, не давал покоя властям. Он простоял всего три года, когда Городская дума всерьез задумалась над его сносом.

По городу уже давно ходила легенда, что создавался он для того, чтобы быть установленным на уральских горах. Там, на границе Европы и Азии, его можно было видеть из проезжающих мимо поездов. Взгляд царя в этом случае значения не имеет, так как с такого расстояния не виден. А массивность фигуры как раз кстати – не сдует ветром.

После революции, с улиц города начали убирать памятники царям, но этот оставили специально.

Еще целых 20 лет его высмеивали на все лады. Каких только прозвищ ему не придумывали – «комод», «обормот», «скотина».

А одну кличку даже увековечили на постаменте. В 1927 году на граните высекли четверостишье Демьяна Бедного под названием «Пугало».

Двадцать лет, два раза в год, во время революционных праздников, фигуру маскировали нелепыми трибунами, на которых митинговали ораторы.

И, наконец, в 1937 году, его все-таки сослали во двор Русского музея.

Теперь монумент был виден через чугунную решетку, благодаря чему, был метко прозван в народе «узником». Оправдали перенос памятника тем, что он якобы мешал трамвайному движению, хотя к тому времени трамваи в том месте ходили уже тридцать лет и скульптуру не задевали.

В 1994 году его установили перед входом в Мраморный дворец.

Очень символично, что новым постаментом (старый разобрали на блоки при первом демонтаже) послужил пьедестал, на котором совсем недавно стоял «ленинский броневик».

Кстати, теперь памятник не вызывает такую бурю эмоций.

Не смотря ни на что, он являет собой образец русской монументальной скульптуры. А что касается взгляда императора, при ближайшем рассмотрении в нем можно увидеть совсем другое.

А для некоторых памятник стал не карикатурным изображением нелюбимого народом императора, а символом монументальности и незыблемости, которых сейчас очень не хватает.

Как добраться:

  1. От Дворцовой площади пройти мимо правого крыла Эрмитажа (где атланты). По Миллионной улице перейти Зимнюю канавку и идти, ни куда не сворачивая, пока на правой стороне не появится зеленый газон (заставленный машинами). На левой стороне миллионной улицы будет мраморный дворец, перед фасадом которого и установлен памятник Александру Третьему.
  2. От Спаса на Крови принять правее, вдоль ограды Михайловского сада, перейти 2-й Садовый мост. Вы окажетесь на юго-западном углу Марсова поля . С левой стороны будет грандиозный многоколонный фасад казармы Павловского полка (ныне – Ленэнерго). Пройдя вдоль всего здания (около 400 метров) Вы упретесь в Мраморный дворец.

В июле 1918-го, пьедестал памятника ликвидирован в 1931 году .

Памятник
Памятник императору Александру III

Дореволюционная открытка с изображением памятника Александру III, 1912-1917 годы
55°44′44″ с. ш. 37°36′24″ в. д. H G Я O L
Страна Российская империя
Город Москва , Пречистенская набережная
Скульптор Александр Опекушин , Артемий Обер
Архитектор Александр Померанцев
Строительство - годы
Высота 16 метров
Материал Бронза
Состояние Демонтирован в 1918 году
Медиафайлы на Викискладе

История

Создание

Установить памятник Александру III в Москве было решено вскоре после смерти самодержца в октябре 1894 года. По указанию императора Николая II в декабре того же года был организован комитет по сооружению скульптуры, его главой царь назначил великого князя Сергея Александровича . По всей стране объявили конкурс на лучший проект монумента, на сбор средств для его установки также открыли подписку , по итогам которой было собрано около 2,5 миллиона рублей . Первое место в конкурсе заняла работа скульптора Александра Опекушина - автора памятника Пушкину в Москве. Главным архитектором был назначен московский зодчий Александр Померанцев, главным инженером - архитектор Карл Грейнерт. В работе над монументом также приняли участие архитекторы Франц Когновицкий и Фома Богданович-Дворжецкий . По предложению историка Ивана Цветаева местом для установки памятника выбрали площадку перед храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, на которой раньше стояла церковь Всех Святых в Чертолье .

Строительство монумента продолжалось с 1900 по 1912 год. Как вспоминал Александр Опекушин, работа над скульптурой была осложнена тем, что голову Александра III ему пришлось лепить дважды:

Открытие

Торжественное открытие монумента в присутствии представителей всех сословий и членов императорской семьи состоялось 30 мая 1912 года. В 8 часов утра с Тайницкой башни прозвучали пять пушечных выстрелов. В 10 часов у входа в храм Христа Спасителя начался крестный ход во главе с московским митрополитом Владимиром , императором Николаем II, его матерью Марией Фёдоровной и женой Александрой Фёдоровной . После 360 праздничных выстрелов и исполнения Преображенского марша со скульптуры сняли покрывало, митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным. К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. После осмотра памятника членами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер Александр Булыгин прочитал текст акта о передаче монумента в ведение московского городского управления. Вечером город и скульптура были иллюминированы . У скульптуры выставили круглосуточный почётный караул из воинов-ветеранов .

Ликвидация

Демонтаж монумента начался 17 июля 1918 года. Работами руководил помощник народного комиссара имуществ республики, член комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета архитектор Николай Виноградов . За уничтожением памятника также следил первый председатель СНК РСФСР Владимир Ленин . Барон Карл фон Ботмер писал в своих мемуарах :

1 мая 1920 года на месте монумента в присутствии Ленина заложили памятник «Освобождённый труд». На уцелевшем пьедестале монумента Александру III установили металлический картуш работы скульптора Веры Мухиной со словами «Здесь будет сооружён памятник „Освобожденный труд“». Скульптура не была возведена, сохранившийся постамент памятника Александру III снесли вместе с храмом Христа Спасителя в 1931-м. На их месте планировалось построить Дворец Советов , однако позже от этой идеи отказались .

  • Демонтаж памятника, 1918 год

Художественные особенности

Выполненная в стиле монументального реализма бронзовая статуя стояла на ступенчатом гранитном пьедестале красного цвета и была обращена лицом к Москве-реке . Опекушин изобразил царя сидящим на троне в мантии с императорской короной на голове. В руках у Александра III лежали скипетр и держава . На постаменте была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881-1894». По его углам стояли бронзовые двуглавые орлы с распростёртыми крыльями работы скульптора Артемия Обера . У памятника располагалась невысокая гранитная балюстрада , спроектированная Александром Померанцевым, к реке от монумента спускалась лестница .

Современники критиковали памятник за излишнюю монументальность . В путеводителе по Москве издания 1917 года монумент описывался как «слишком громадный и тяжеловесный, [отличающийся] необычайным количеством и богатством материала, затраченного на его сооружение» .

Нумизматика

Примечания

Литература

  • Аглинцева Т. А. Прошлое в монетах: памятные монеты 1832-1991 гг.. - М. : Финансы и статистика, 1994. - 286 с. -

Памятник основателю Сибирской железной дороги, предпоследнему российскому императору Александру III, внешне ничем не напоминает статую члена властвующей царской семьи. Несмотря на это, сотни туристов посещают его ежегодно, вспоминая стих, который появился вслед за монументом:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

История возникновения памятника

Еще до окончания работы по строительству Транссибирской магистрали в 1916 году Александр III, ее основатель, стал чуть ли не живой легендой. В честь этого торжественного события Николаем II и другими членами императорской семьи было решено возвести памятник. Автором ожидаемого величественного монумента стал миланский скульптор П.П. Трубецкой.

Работы по моделированию и созданию монумента длились с 1899 по 1909 год. Специально вблизи Александро-Невской лавры был построен павильон, где автор П. Трубецкой создавал модели-прототипы будущего памятника. После открытия весной 1909 года архитектурное сооружение обсуждалось больше других городских событий.

Еще бы, вместо царственного мужественного императора люди увидели обычного простолюдина, совсем не похожего на державного основателя Великого Сибирского пути. Несмотря на это, памятник продолжал в прямом смысле радовать горожан своим видом до 1937 года, когда его демонтировали и убрали в запасники Русского музея. Лишь в 90-е годы XX века интересная статуя Александра III возвысилась у входа в Мраморный дворец.

Интересное в истории памятника

Помимо множества насмешливых стишков, памятник Александру III окутан многочисленными историями и интересными фактами:

  • Князь Владимир Александрович, брат АлександраIII, еще в процессе строения монумента усмотрел в модели карикатуру на облик своего брата и хотел отказаться от услуг итальянского скульптора. Но вдова императора Мария Федоровна настояла на завершении работы.
  • В начале военных действий 30-40-х годов XX века, чтобы сохранить скульптуру, сотрудники Русского музея всеми силами пытались вырыть яму и опустить бронзовое сооружение в нее, но из-за тяжести монумента ничего не получилось. Тогда появилась идея просто засыпать статую песком, обшить досками и укрыть бревнами. Несмотря на все проделанные манипуляции, памятник стал единственным местом, куда прямо попал артиллерийский снаряд. Что интересно – постамент выстоял и полностью уцелел.
  • Несколько раз памятник планировали переместить, но все неудачно. В 2013 году тогдашний министр культуры В. Мединский предложил перенести архитектурное строение на Троицкую или Конюшенную площадь.

Ходят слухи, что скоро памятник все-таки переедет на свое прежнее место - Знаменскую площадь (площадь Восстания). Однако официальных заявлений на этот счет сделано не было и сам монумент сегодня можно найти возле Мраморного дворца.

В 1994 году в Санкт-Петербурге у входа в Мраморный дворец, являющийся филиалом Русского музея в наши дни и бывший некогда музеем В.И. Ленина, на Знаменской площади, была водружена конная статуя императора Александра III. Это событие стало возвращением монумента из долгих «скитаний». Первоначально же памятник императору был установлен в центре Знаменской площади. Посвящался он Александру III как основателю Транссибирской магистрали, которая начиналась на Николаевском (Московском) вокзале, расположенном поблизости.

Заказчиком памятника была царская семья и лично Николай II. Из представленных проектов предпочтение отдали работе скульптора из Италии П. Трубецкого. Статуя Александра выполнена была из бронзы литейщиком Э. Сперати. Ее отливали по частям: фигуру самодержца в мастерских Робекки, а коня на сталелитейном заводе. Трехметровый постамент (архитектор Ф.О. Шехтель) исполнен из красного гранита. На нем была начертано: «Императору Александру III Державному Основателю Великаго Сибирскаго пути».

Работа над памятником продолжалась с 1899 по 1909 годы. Для большего удобства на Старо-Невском проспекте была сооружена специальная мастерская. В ходе подготовительных работ скульптор Трубецкой создал 8 небольших моделей памятника, 4 в натуральную величину и 2 полноразмерные копии. Брат Александра III великий князь Владимир Александрович, увидевший одну из этих моделей, счел ее карикатурой и отзывался о работе Трубецкого нелестно. Однако работа скульптора нравилась вдовствующей императрице, поскольку она видела в ней большое портретное сходство.

Монумент Александра III отличался от других памятников самодержцам. Скульптор изобразил императора без всякой идеализации и парадности. На огромном красном мраморном параллелепипеде верхом на коне-тяжеловозе изображен тучный человек в мешковатой одежде и бараньей шапке, чем-то похожий на конного городового, который упирается одной рукой в ляжку.

В этом памятнике ясно видно творческое кредо Трубецкого, считавшего, что портрет не должен иметь точного сходства с человеком, но должен отражать характерные его черты. Трубецкому приписывают и такую фразу: «Я изобразил одно животное на другом». Памятник вызвал недовольство у членов царской семьи. Николай II хотел даже отправить его в Иркутск. С.Ю. Витте, современник П. Трубецкого, писал о том, что на торжественное открытие скульптора не пригласили. Однако, 23 мая 1909 года в присутствии царских особ монумент был открыт и освящен.