Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве

А. Солженицын показал в своей повести один день жизни своего героя – Ивана Денисовича Шухова – от раннего подъемы до отбоя. Однако «разрез» этого сжатого, сконцентрированного во времени существования позволил писателю сказать так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении 3653 дней, что мы можем составить полнейшее представление о лагерной жизни героя.

Обобщение проявилось и в способе типизации: прототипами центрального героя стали и реальный Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель, который сам был лагерным заключенным. Прообразами Шухова были также сотни и тысячи таких же несчастных жертв произвола и беззакония.

Мы видим длинную колонну людей в бушлатах, прикрывающих лица тряпками от мороза. «Идут зэки размеренно, понурясь, как на похороны», освещенные в тусклой мгле светом прожекторов, огороженные со всех сторон вековой стеной, обозреваемые с высоких сторожевых будок. А по бокам через каждые 10 шагов ступают конвоиры.

В лагере, изображенном писателем, своя строгая и четкая иерархия: есть властвующие начальники (среди них выделяется начальник режима Волковый , «тёмный, да длинный, да насупленный», вполне оправдывающий свою фамилию: смотрит волком, «носится быстро», размахивает кожаной крученой плеткой); есть надзиратели (один из них – мрачный Татарин с мятым лицом, являющийся всякий раз «как тать в ночи»); есть зэки, тоже располагающиеся на разных ступенях иерархической лестницы (есть «хозяева», «шестерки» (н-р, Фетюков, не стыдясь и не брезгуя, лижет грязные столовые миски, из плевательницы окурки выгребает), «сачки» (околачиваются в лазарете), «придурки». Встречаются рабски приниженные и обезличенные. Одного зовут Шкуропатенко, и уже фамилия его повергает в ужас и уныние.

Однако автора интересует не только и не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключенных, которые не роняют себя и сохраняют свое лицо. Этостарик Ю-81 , который «по лагерям да по тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит», но при этот не утратил человеческого достоинства. И другой – «жилистый старик» х-123 , убежденный фанатик правды. Это глухой Сенька Клевшин , бывший узник Бухенвальда, состоявший в подпольной организации. Немцы его за руки подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы продолжить мучения в советском лагере. В тихом Киевшине есть что-то дерзкое и крепкое, упрямое и, безусловно, героическое.

Это латыш Ян Кильдигс , находившийся в лагере два года из отмеренных 25, прекрасный каменщик. Не потерявший склонности к шутке. Алешка-баптист , чистый сердцем и опрятный юноша, носитель высокой веры и смирения. Молится о духовном, убеждён, что Господь снимет с него и других «накипь злую».

Буйновский , бывший капитан второго ранга, командовал на миноносцах, ходивший вокруг Европы «Великим северным путём», отчего губы его истресканы, но сам он держится бодро, хотя на глазах «доходит». С ног валится, а трудится честно, по словам Шухова, – «как мерин добрый». Способен в трудную минуту принять на себя удар. Готов сражаться с жестокими надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает «десять суток строго», а значит, после промерзшего каменного мешка на всю жизнь здоровья лишится.

Тюрин , в прошлом крестьянин, но в лагере 19 лет сидит как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность теперь у него бригадирская, но для заключенных он словно отец родной.

Цезарь Маркович , бывший кинорежиссёр, бесконечно далёкий от жизни, живущий отвлечёнными и неуместными в лагере эстетическими проблемами, умеющий уйти от грубой реальности зэковского быта.

Но всё же в центре повествования Солженицына всё время остаётся заключённый Шухов , 40-летний крестьянин, отец двух детей, лишившийся любимой работы на земле (родом из деревни Темгенево, в средней полосе России). Ушёл на войну 23 июня 1941 года, бился с врагами, пока не попал в окружение, закончившееся пленом. Бежал оттуда с четырьмя другими смельчаками. Шухов чудом пробился к «своим», где ни следователь, ни сам Шухов не могли придумать, какое задание немцев он выполнял, сбежав из плена. В контрразведке долго били Шухова, а потом предложили выбор. «И расчёт был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживёшь ещё малость. Подписал». Так «состряпали» ему 58-ю статью, и считается ныне, что Шухов за измену Родине сел. Так Иван Денисович оказался сначала в страшном Усть-Ижменском общем лагере, а потом в сибирском каторжном, где он стал номером Ш – 854.

Уже восемь «лет перемалывается» в сталинской адской лагерной машине Иван Денисович, усваивая дикие её нравы и законы, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика. Важно не возвращаться к тревожным мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, строго рассчитывать каждый свой шаг. И, следуя этой крестьянской мудрости, обогащённый лагерным опытом, Шухов остаётся верен своей твёрдой нравственной основе, проявляя порядочность и честность.

Солженицын находит очень точное, весомое слово для характеристики положения и состояния своего героя: Шухов «чем дальше, тем крепче утверждался».

Во многом герою помогает утвердиться его трудолюбие. Бывший плотник, а теперь каменщик, он работает за колючей проволокой добросовестно. Иначе он не умеет. К тому же труд помогает ему возвыситься над лагерным существованием, вспомнить себя прошлого и подготовиться к будущей свободной жизни. И мы захвачены той самоотдачей, тем увлечением, которые переживает Шухов, когда составляет трубные колена, чтоб не дымило, когда занят кладкой стены. И вроде бы заурядный человек поражает природной мудростью, естественностью, ясным взглядом на жизнь.

Не случайно критики склонны были сопоставлять Ивана Денисовича с Платоном Каратаевым, а спор Шухова с Алешкой-баптистом сопоставляли со спором Ивана и Алеши Карамазовых.

Просветленная мудрость, тихая терпеливость и жизнестойкость помогли Шухову одолеть роковой ад фашистского плена и не менее страшный ад советский лагерей, чтобы вернуться в свой дом Человеком.

Лагерь оказывает губительное воздействие на личность. Многие не выдерживают, ломаются, гибнут. В тусклых лучах гулаговских прожекторов все видится искаженно, как бы раздваивается. С одной стороны , работа в бригаде объединяет людей, с другой – порабощает, заставляет чувствовать себя стадом.

Даже пейзаж, увиденный глазами заключенных, приобретает другие краски. «Было все так же темно в небе, с которого лагерные фонари согнали звезды. И все так же широкими струями два прожектора резали лагерную зону», – пишет Солженицын об исчезающей на глазах красоте, к которой прикоснулась жестокая и суровая сила зла. Не может быть прекрасным ландшафт, на который смотрят из-за колючей проволоки.

Опубликованная в 1962 году, в период «оттепели», повесть вызвала огромный читательский резонанс, получила мировую известность и оказала мощное воздействие не только на литературу, но и на ход отечественной истории.

Урок по творчеству А.И.Солженицына.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве (по повести «Один день из жизни Ивана Денисовича») 11класс
Оформление урока : слайды - портрет писателя, отзывы о писателе, выставка книг, газетные публикации.

Цели урока : вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день из жизни Ивана Денисовича», и увлечь учащихся прочтением повести; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Солженицын стал кислородом нашего не-

продыхаемого времени. И если общество

наше, литература, прежде всего, еще ды -

шат, то это потому, что работают солжени-

цынские меха, качают воздух в задыхающу-

юся, обезбожившуюся, себя почти потеряв-

шую Россию.

В.П.Астафьев

Ход урока


  1. Слово учителя.
Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?..

Ни одна из трех «ролей» ему не подходит.

Александр Исаевич Солженицын - выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.

Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным.

Рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», роман «В круге тпервом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников» и … принесли автору мировую известность. А в 1970 году А.И.Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала.

…Но в один их февральских дней 1974 года _в связи с выходом 1-го тома книги «Архипелаг ГУЛАК») писатель был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт –на-Майне приземлился самолет с единственным пассажиром.

Солженицыну был 55 лет.

Что же о нем известно?


  1. Индивидуальные сообщения учащихся.

  1. Солженицын родился в 1918 году в г. Киселевске.
Со стороны отца писатель происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе. Отец Исаакий Семенович учился в Харькове, затем в Москве, воевал в первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.

Мать Таисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной.

В 1924году Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехала в Ростов-на –Дону.

В школе юный Александр Солженицын - староста класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка.

2. А.И.Солженицын- образованнейший человек. Он окончил физико - математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовска (недалеко от г. Ростова).

В 1041году А.И.Солженицын стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Костроме.

Фронтовыми дорогами он прошел от Орла до Восточной Пруссии.

Вот какую боевую характеристику дал генерал Травкин командиру «звукобатареи» Солженицыну: «… Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-ой степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) –вторая фронтовая награда.

И вдруг… арест, восемь лет в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАК». (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем). Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочинивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданно узнал, что смертельно болен.

В 1952 году лагерный врач прооперировал Солженицына по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь не закончилась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент уже мертвецом. Я так и приехал сюда- умирать. А меня вернули пожить ещё»,- так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила.

Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сегодняшнего дня уверен: «Пока я пишу- у меня отсрочка».

3.Литературный дебют А.И.Солженицына. Когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир»(1962г.) была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу же ставшая классикой «лагерной прозы». Первоначальное издание повести «Щ-854 (Один день одного зэка)».

А.Т.Твардовский (в то время главный редактор журнала «Новый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А.Солженицына, необычен…Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного культа…культа личности…»

Твардовский высоко оценил повесть «Один день Ивана Денисовича»: «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично…Это произведение художественное, и в силу именно художественного освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства».

Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.

«Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско- германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».(П.Паламарчук).

3.Краткий пересказ повести «Один день Ивана Денисовича».

Январь. 1951год.

4. Думаем и размышляем над прочитанными страницами.

1. Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чем беда его? В чем вина?

Работал и жил Шухов в деревне Темгенево, был женат, имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А был вот как: в феврале сорок второго года на Северо- Западном окружили их армию всю … И так их помалу немцы по лесам ловили и брали… Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине – и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же это задание – ни Шухов сам не смог придумать, ни следователь. Так и оставили просто- задание».


  1. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?
«Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь -хоть поживешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

3.Что же за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович? Понаблюдаем за лагерной действительностью.

Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести человек.»

Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику- июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время-июль: крапиву в котел секут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то холодная- она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена…Каша не каша, а идет за кашу».

На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина, в которой и Шухов, собирается на работу… Бесконечные проверки досмотры.

Иван Денисович Шухов- мастер на все руки. Он и каменщик, и резчик, и печник. Работает с азартом, не чувствуя мороза. Вот как описывает заключенного автор: «Мастерски захватывает Шухов дымящий раствор… Раствора бросает ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок (но осторожно хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерски разровняв, - шлеп туда шлакоблок… И уже схвачен, примерз…

Но они (заключенные) ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше…»

Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки… Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.

4. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел сохранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужику черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излавливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обманул, теперь отбывает срок тихо».

Баптист Алешка и капитан и капитан Буйновский сидят 25 лет;

Бригадир Тюрин в лагере за то, его отца записали в кулаки.

Сидит эстонец, которого ребенком увезли в Швецию, а взрослым он вернулся на родину.

Кинорежиссер Цезарь Маркович… Шестнадцатилетний юноша Гопчик…Коля Вдовушкин, бывший студент литературного факультета И многие-многие другие!

6. А.Солженицын писал лагерный мир одним днем. И каким?

Герой повести считал день удачным, почти счастливым.

«На дню у него (Шухова) выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали… бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался… И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

От таких дней становится жутко.

7. Кто виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

5. Обобщение

Нет, невозможно заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере «качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними – это не просто ошибки, это продуманная система репрессий - трагедия целого поколения.


6. Домашнее задание

Напишите свои раздумья о повести «Один день Ивана Денисовича».

Жизненный и творческий путь Александра Солженицына

Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время бывшее под запретом, теперь по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.

Творчество Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.

"Архипелаг ГУЛАГ" был издан в 1989 году. После этого события ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Книга Солженицына раскрывала сущность тоталитарного сталинского государства. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала.

"Архипелаг ГУЛАГ" - это и документальное свидетельство, и художественное произведение. Здесь запечатлен чудовищный, фантастический мартиролог жертв "строительства коммунизма" в России за годы советской власти.

Александр Исаевич родился в декабре 1918 года в г. Кисловодске. Отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын оканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в московский институт философии и литературы. Не окончив последних двух курсов, уходит на войну. С 1942 по 1945-й годы командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и в пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в политическом Особлаге.

Затем А. И. Солженицын жил в Казахстане в ссылке "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. повести "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в зарубежье. В 1969-м Солженицын был исключен из Союза писателей, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1974 году в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" Александр Исаевич был насильственно изгнан на Запад. Его посадили в самолет и переправили в Германию. До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.

В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений, к 1988 г. вышли в свет уже 18 томов. Сам писатель и утверждает, что наиболее влекущая его в литературе форма - "полифоническая с точными приметами времени и места действия". Романом в полном смысле является "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку - это "опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" - "повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус" - по авторской воле, повесть", а "Один день Ивана Денисовича" - даже "рассказ".

В течение 13 лет писатель работал над романом "В круге первом". Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор, доставляют на "шарашку" - научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: "Шарашка - высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех..."

"Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем". В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения рака": сталинизма, красного террора, репрессий.

"Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал А. И. Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня".

Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Солженицын и был таким писателем который победил ложь.

Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.

Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советские власти пытались выдать за социалистический. Широко тиражируемая «власть народа» на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтоб те и не помышляли о протестах.

Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает интеллигенция, то в произведениях Замятина и Солженицына тяжело приходилось жителям страны победившего социализма. Легко понять, что борцы за «красную» идеологию на что боролись, но то и напоролись.

В романе Замятина «Мы», написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства – люди-роботы, представлены, как «винтики» в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая мир Советского Союза. В итоге он приходит к выводу, что совершенного мира нет и быть не может.

Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича». Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъема до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.

Лагерь становится местом действия еще одной знаменитой книги «Архипелаг ГУЛАГ». В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.

Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провел в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие героиреальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имен, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.

    • Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно […]
    • Если бы не школьная программа - никогда не стала бы я читать "Матрениного двора". Не потому, что скучно, длинно или неактуально. Наверняка актуально и в наши "продвинутые", компьютеризированные дни! Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые напиханы "блага цивилизации". Современная деревня мало изменилась со времен, Александром Солженицыным описанных. Такая же бедность, убожество и грязь. Те же дрязги, склоки и пьянство. Только на домах прицеплены спутниковые тарелки. Читать про […]
    • Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […]
    • В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Образ главного героя – […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • «Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?» - на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича». Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • ПЛАН ОТВЕТА

    1. Разоблачение тоталитарной системы.

    2. Герои «Ракового корпуса».

    3. Вопрос о нравственности существующего строя.

    4. Выбор жизненной позиции.

    1. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком) не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». Писателям и художникам доступно большее - победить ложь.

    В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» Солженицын раскрывает всю сущность тоталитарного государства.

    2. В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально-психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порожденных эпохой тоталитаризма. Важно и то, что все герои предельно искренни в выражении своих чувств и отстаивании своих убеждений, так как находятся перед лицом смерти. Олег Костоглотов, бывший зек, самостоятельно пришел к отрицанию постулатов официальной идеологии. Шулубин, русский интеллигент, участник Октябрьской революции, сдался, внешне приняв общественную мораль, и обрек себя на четверть века душевных терзаний. Русанов предстает как «мировождь» номенклатурного режима. Но, всегда четко следуя линии партии, он зачастую пользуется данной ему властью в личных целях, путая их с общественными интересами.

    Убеждения этих героев уже вполне сформировались и неоднократно проверяются в ходе дискуссий. Остальные герои в основном являются представителями пассивного большинства, принявшего официальную мораль, но они либо равнодушны к ней, либо отстаивают ее не так рьяно.

    Все произведение представляет собой некий диалог сознании, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Именно в этом диалоге автор видит потенциальную возможность излечения той раковой опухоли, которая поразила все общество. У Рожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу.



    Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.

    Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется еще и тем, что он говорит с позиции живого человека, а Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин лишь изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно к вопросу о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате.

    Из беседы Шулубина с Вадимом Зацырко, талантливым молодым ученым, мы узнаем, что, по мнению Вадима, наука ответственна лишь за создание материальных благ, а нравственный аспект ученого не должен волновать.

    Разговор Демки с Асей раскрывает сущность системы образования: с детства учеников приучают думать и действовать «как все». Государство с помощью школы учит неискренности, прививает школьникам искаженные представления о морали и нравственности. В уста Авиэтты, дочери Русанова, начинающей поэтессы, автор вкладывает официальные представления о задачах литературы: литература должна воплотить образ «счастливого завтра», в котором реализуются все надежды сегодняшнего дня. Талант и писательское мастерство, естественно, не идут ни в какое сравнение с идеологическим требованием. Главное для писателя - отсутствие «идеологических вывихов», поэтому литература становится ремеслом, обслуживающим примитивные вкусы масс. Идеология системы не предполагает создание нравственных ценностей, по которым тоскует Шулубин, предавший свои убеждения, но не разуверившийся в них. Он понимает, что система со смещенной шкалой жизненных ценностей нежизнеспособна.

    Твердолобая самоуверенность Русанова, глубокие сомнения Шулубина, непримиримость Костоглотова - разные уровни развития личности при тоталитаризме. Все эти жизненные позиции продиктованы условиями системы, которая таким образом не только формирует из людей железную опору для себя, но и создает условия для потенциального саморазрушения. Все три героя - жертвы системы, так как она лишила Русанова способности самостоятельно мыслить, заставила Шулубина отказаться от своих убеждений, отняла свободу у Костоглотова. Всякий строй, угнетающий личность, уродует души всех своих подданных, даже тех, кто служит ему верой и правдой.

    3. Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. В чем заключается сущность тоталитарного государства?

    84. Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 14)

    Стержневая тема творчества А. И. Солженицына - противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России.
    В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. «Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи», нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности?.. Это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».
    В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи. Она вне сферы героического или исключительного, реализует себя в самой что ни на есть обыденной, бытовой ситуации, испытывает на себе все «прелести» советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и все ее подруги, вынуждена брать его тайком.
    Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и надменным пренебрежением к обычному человеку.
    Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.
    Но кому противостоит Матрена, в столкновении с какими силами проявляется ее сущность? В столкновении с Фаддеем, черным стариком, олицетворением зла. Символичен трагический финал рассказа: Матрена погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственной избы. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни земля наша».