Тест н носов затейники. "Литературная игра" по произведениям Н

Викторина по рассказам

Н. Носова «Затейники», «Заплатка»

Средняя группа «Ромашка»

Выполнили

Ульянцева Е.Н.

Воронцова Т.Н.

Воспитатели.

Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.

Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа).

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурса (две шляпы, две корзинке маленькие мячики по количеству детей) ноутбук, икт технологии.

Подготовка. Чтение рассказов «На горке», «Затейники», «Живая шляпа», «Заплатка».

Ведущая: — Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир прекрасных произведений Николая Николаевича Носова. Мы читали книги, знакомились с героями рассказов и сегодня мы посмотрим, как вы запомнили.

Ведущая: -У нас сегодня две команды, которые примут участие в викторине. Но не только участники команд будут соревноваться, болельщики команд тоже смогут поучаствовать. Если команда будет затрудняться ответить на вопрос, то на помощь смогут прийти болельщики и заработать для своей команды очки.

С этой книжечкою сразу

Подружились ты и я,

В ней веселые рассказы,

Будто точно по заказу

Для тебя и для меня.

Фантазеры-почемучки!

Ваша жизнь полна вопросов,

И на радость много книжек

Сочинил писатель Носов.

Есть про горку и про кашу,

Про находчивость и про

Телефон, ступеньки, Сашу,

Про заплатку и метро,

Про живую шляпу, кляксу,

Про замазку и каток

И как ехал в чемодане

Пес по имени Дружок.

Как на бампере катались

Дошколята-сорванцы,

Как карасика меняли

И как огород вскопали,

Как калошу прибивали

И как ночью возвращали

Сорванные огурцы.

Ребят, а теперь послушайте загадки они не простые, отгадав их вы узнаете какие рассказы написал Н.Носов.

Мальчики эти деньги копили

Мороженое не ели, в кино не ходили.

И в итоге: что-то купили.

И это что-то, скажу я вам, разобрали вскоре они по частям. («Телефон» ).

  1. Подарили сестры ему пистолет.

Лучше подарка в мире нет.

Довольный Саша во дворе гулял.

Бабахнул из пистолета, старушку напугал. («Саша »).

  1. Хвастался Бобка: «Смотрите, ребята,

Такие штаны носят только солдаты».

Мальчик пальцы колол, сам штаны зашивал,

Когда на заборе о гвоздь их порвал. («Заплатка »).

  1. Другую загадку мою послушай.

Котька рыбу ловил однажды с Павлушей.

Улова не было, но они довольные

Набрали что-то карманы полные.

В чужом огороде они побывали.

Сторож свистел, но они убежали. («Огурцы »).

Вы молодцы отгадали все загадки по рассказам Н. Носова. Я вам предлагаю подробней познакомиться с рассказами «Затейники» и «Заплатка».

У нас есть две команды. Команда «Затейники», и команда «Заплатка».

За каждый правильный ответ вы получаете фишку в конце мы посчитаем у какой команды больше фишек та и победитель.

Вопросы для команды «Затейники »

  1. Какую сказку читали дети?

Три поросенка

Волк и семеро козлят

  1. Из чего сделали домик ребята ?

Из одеяла

Из подушек

  1. Без чего в домике ребят было грустно ?

Без окон

Без дверей

Без подвала

  1. Почему Петя закричал?

Его схватили за ногу

Он ударился об Валю

Домик сломался

  1. 5. Петя предположил, что его испугал

серый волк

бурый медведь

рыжая лиса

  1. 6. Куда убежали дети?

В коридор

  1. Кто на самом деле напугал Петю?

Валя

  1. Кто сломал домик?

Петя

  1. Кто сидел в домике детей?

Никто

  1. После этого дети …

перестали играть

продолжили играть

пошли обедать

Молодцы, ребята вы справились со всеми вопросами по рассказу. А сейчас отвечают на вопросы команда «Заплатка »

  1. Как звали главного героя произведения?

Бобка

  1. Чем хвастался Бобка?

Рубашкой

Штанами

3.Какого цвета были штаны

Голубого

Красного

Зелёного

  1. Что случилось с его штанами?

Порвал

  1. Почему мама не стала зашивать штаны?

Готовила кушать

На работе

Ты порвал, ты и зашивай

  1. Почему Бобка сам решил зашить штаны?

Хотел получить конфету

Хотел пойти в них в школу

Потому что они ему очень нравились

7.Какой заплатка была сначала.

Как помидор

Как апельсин

Как сушёный гриб

8.Мальчик остался доволен своей работой. Что же он сделал?

Полил цветы

Помог маме

Съел конфету

Сам пришил заплатку

9.Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе?

Вот молодец

Хороший мальчик

Плохой мальчик

10.Что Бобка ещё хочет научиться пришивать

Заплатку

Пуговицу

Молодцы все справились с заданиями.

Ребят я предлагаю размяться и вспомнить рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Кто вспомнить про что рассказ (ответы детей). Мы тоже побудем в роли Вовки и Владика. И поиграем в эстафету.

«Попади в цель ».

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют? Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

КОНКУРС «РАЗМИНКА».

По опорным словам назвать произведение Н.Носова. Если команда не знает, отвечает другая команда.

КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК».

(Вещи лежат на столе накрыты)

1. Шляпа (“Живая шляпа”)

3. Кастрюля («Мишкина каша»)

4. Пугало («Огородники»)

8. Собачка – «Дружок»;

КОНКУРС «ВАМ ПИСЬМО»

1. .

(«Автомобиль»)

(Мишка «Дружок»)

(Мишка «Дружок»)

За каждый верный ответ- 1 балл.

Конкурс «ЭРУДИТ»

Конкурс «ЭРУДИТ» КЛЮЧ

Кто испугался волка под кроватью? Укажите имя героя и рассказ.

а) Валя «Затейники» б) Ира «Фантазёры» в)Мишка «Тук – тук – тук»

Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?

а) клюшкой б) игрушкой в) картошкой

Как звали героев в рассказе « Весёлая семейка»?

а) Костя и Мишка б) Мишка и Бобка в) Котька и Павлик

Конкурс «ЭРУДИТ»

Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова

КОНКУРС «РАЗМИНКА».

Условия игры: команды по очереди отвечают на задания в презентации.

1. Электричка, чемодан, письмо, объявление. («Дружок») (Слайд 10)

2. Цирк, арифметика, Лобзик, стекло.(«Витя Малеев в школе и дома») (Слайд11)

3. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры» (Слайд 12)

4.Три поросёнка, одеяло, стол. («Затейники») (Слайд13)

5. Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша») (Слайд 14)

6. Трубка, звонок, морзе, патефон. («Телефон») (Слайд 15)

7. Знамя, пень, участок, пугало. («Огородники») (Слайд 16)

8. Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа») (Слайд 17)

9. Химия, кастрюля, ёлка, Дружок. («Бенгальские огни») (Слайд 18)

10.Концерт, задачник, алмазы, мешки муки. («Федина задача») (Слайд 19)

11. Топор, рябина, самовар. («Тук – тук – тук») (Слайд 20)

12. Бампер, капот, письмо, штаны. («Автомобиль») (Слайд)

КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК».

На столе лежат предметы, упомянутые в книгах Н.Носова. Вы должны определить, из какого рассказа эти вещи. Верный ответ- 2 балла.

(Вещи лежат на столе накрыты)

1. Шляпа (“Живая шляпа”)

2. Игрушечная машина (“Автомобиль”)

3. Кастрюля («Мишкина каша»)

4. Пугало («Огородники»)

5. Книга «Три поросенка» (" Затейники")

6. Веточка рябины («Тук-тук-тук»)

7. Детский телефон («Телефон»)

8. Собачка – «Дружок»;

9. Учебник по математике (Носов Н. «Федина задача»)

КОНКУРС «ВАМ ПИСЬМО»

1. “Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно .

(«Автомобиль»)

2."Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. За это я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая, большая собака".

(Мишка «Дружок»)

3."Кто нашёл в чемодане щенка, очень просим вернуть Мише Козлову или написать по адресу: Песчаная улица, № 8, кв.3".

(Мишка «Дружок»)

КОНКУРС «ПОЕДИНОК КАПИТАНОВ». За каждый верный ответ- 1 балл.

1. Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)

2. Кто стучал по крыше и пугал ребят в рассказе «Тук – тук»? (Ворона)

3. В какой повести мальчики сооружают инкубатор и выводят цыплят? (Весёлая семейка)

4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)

5. Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» поддевали воду из колодца. (Ведро, чайник, кружка)

6. Какой номер участка был у героев рассказа «Огородники»?

7. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)

8. Герои какого произведения нарушали правила дорожного движения? («Автомобиль»)

9. Из какого произведения данная иллюстрация? («Федина задача»)

10. Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчишек? (Котёнок)

11. Что сначала утопил в колодце Мишка в рассказе «Мишкина каша»? (Ведро)

12. Кто был другом Вити Малеева? (Костя Шишкин)

13. Что сделал Мишка из сломанного телефона в рассказе «Телефон»? (Электрический звонок)

14. На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)

15. Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)

16. В каком рассказе Мишка превратил алюминиевую кастрюлю в сковородку? («Бенгальские огни»)

Конкурс «ЭРУДИТ» Тест с вопросами по рассказам Н. Носова. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Нужно выбрать из них единственный правильный и выделить букву ответа. За каждый верный ответ- 1 балл.

Конкурс «ЭРУДИТ» КЛЮЧ

Мишичева Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №2
Населённый пункт: Щёлковский муниципальный район Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная игра - викторина по произведениям Н. Носова
Дата публикации: 09.06.2016
Раздел: начальное образование

Литературная игра - викторина по произведениям Н. Носова
«Мишкина каша» «Живая шляпа» «Заплатка» «На горке» «Огурцы» «Фантазёры»
Цель:
привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.
Задачи:
 расширять читательский кругозор детей;  совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого;  развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива;  воспитывать культуру речевого общения;  прививать интерес к книге. воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход игры:

Слайд 1
– Добрый день, дорогие мальчики и девочки и все, кто пришёл к нам. Мы рады видеть вас. На викторину пришли команды из пяти классов. Поприветствуем друг друга аплодисментами. Команды покажут нам свои знания и умения, веселье и находчивость. Оценивать работу будут члены жюри.
Слайд 2
– Ребята, а вы когда- нибудь океан пробовали переплывать? А акула, случайно, голову вам не откусывала? Ну, хоть на Луне – то вы, надеюсь, были? Нет? Так вы просто не фантазёры! Обратите внимание на выставку. Это книги Николая Николаевича Носова. Пред Носовым снимите шляпу, Ведь это сам Незнайкин папа! И кстати, весёлых рассказов немало, К тому же, ещё для ребят написал он! Люблю я Носова давно. За что? Читать его смешно! Его герои озорные, Весёлые и очень уж смешные.

Слайд 3
Носов – детских книг творец. Ну, какой он молодец Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел. Любимых книг прекрасные страницы Пусть оживут!
Слайд 4
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Он - автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.
Слайд 5
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Он хотел знать все обо всем. Старательно учился и всем интересовался. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына.
Слайд 6
И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка». Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером. Книги Носова с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:  работать сообща;
 уметь выслушать друг друга;  слушать других не перебивая, внимательно;  уметь распределять обязанности между членами команды;  уметь договориться и помочь друг другу;  за нарушение дисциплины жюри снимает балл. Второй конкурс называется «Потеряшки». (СЛАЙД 10)
Слайд 7, (проверка ответов 8)

КОНКУРС «РАЗМИНКА».
Условия игры: по опорным словам назвать произведение Н.Носова. За каждый верный ответ1 балл. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры») Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша») Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа») Штаны, мама, забор. («Заплатка») Рыбалка, дедушка сторож, ружьё. («Огурцы») Лопата, коньки, ступеньки. («На горке»)
Слайд 9, 10, 11

КОНКУРС

«БЮРО НАХОДОК».
На слайдах предметы, упомянутые в рассказах Н. Носова. Они потерялись и не могут найти свой рассказ. Давайте поможем им. Рассмотрите предметы и скажите, как называются рассказы Носова, из которых они пришли. Верный ответ 1 балла.
Картофель
(«Живая шляпа»)
Кастрюля
(«Мишкина каша»)
Огурцы
(«Огурцы»)
Нитки с иголкой
(«Заплатка»)
Лопата, песок
(«На горке»)
Скамейка
(«Фантазёры»)
Слайд 12, (проверка ответов 13)

КОНКУРС

«ЭПИЗОД»

За каждый верный ответ1 балл.  Назовите произведение и его героев?
1.
«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород….» («Огурцы» – Павлик и Котька.)
2.
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». («Фантазеры» – Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
3.
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» («На горке» – Котька Чижов)
4.
«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа» – Котенок Васька, Вовка, Вадик)
5.
«Сумел порвать, сумей и зашить» («Заплатка» – Бобка)
Слайд 15, 16, 17, (проверка ответов 18, 19, 20)

КОНКУРС «ЧТО ЛИШНЕЕ»
За каждый верный ответ1 балл. Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.
1.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. («Огурцы»)
2.
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. («Живая шляпа»)
3.
Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. («Заплатка»)
Слайд 21 (проверка ответов 22, 23)

5. КОНКУРС

«ЭРУДИТ»
За каждый верный ответ1 балл.
1.
Назовите имя и отчество Носова (Николай Николаевич)
2.
Где родился Носов? (Киев)
3.
В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
4.
Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
5.
Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» доставали воду из колодца. (Ведро, чайник, кружка)

6.
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
7.
На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
8.
Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)
6. КОНКУРС

«УЗНАЙ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ»
На экране высвечивается иллюстрация из рассказа Н. Носова. Надо назвать произведение. Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир рассказов, созданных Н. Носовым. «Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н. Носова у вас только начались.
Подведение итогов.
Попросим жюри огласить результаты конкурса. Благодарим всех, кто принимал участие в литературной викторине. Советую всем Носова Скорее прочитать, Чтоб добрыми, весёлыми И умными вам стать! Итоговое количество баллов
РАЗМИНКА

БЮРО

НАХОДОК

ЭТИЗОД

ЛИШНЕЕ

ЭРУДИТ

УЗНАЙ ПО

ИЛЛЮСТРАЦ

НОСОВ

Николай Николаевич


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

Разминка

Назовите профессии коротышек


астроном

художник

музыкант

врач

поэт

механик

охотник

учёный

Пончик

Гусля

Растеряйка

Знайка

Стекляшкин

Пулька

Винтик

Шпунтик

Мушка

Цветик

Пилюлькин

Тюбик


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

I тур

Расшифровать ребусы


I команда

II команда


Расшифруйте названия рассказов Н.Н.Носова

I команда

1 2 3 4 5

К А Р А С И К

II команда

1 2 3 4 5 6

Л Е Д Е Н Е Ц


Расшифруйте названия рассказов Н.Н.Носова

I команда

З А М А З К А

II команда

Т Е Л Е Ф О Н


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

II тур

«Загадочный»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

  • Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.

«Заплатка»

2. Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

«Карасик»


3. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

«Бенгальские огни»

4. Льется речка - мы лежим,

лед на речке - мы бежим.

«На горке»


рассказе Носова встречается отгадка

5. Длинный парень у стены, Кости с рёбрами видны, Руки тонкие, как палки, Смотрится смешно и жалко, Все его одеть хотят, И пальто, плащи и куртки Попадают ему в руки.

«Прятки»

6. Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а всё тут как тут.

«Бобик в гостях у Барбоса»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

7. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька.

«Автомобиль»

«Телефон»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

9. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй.

«Метро»

10. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь.

«Про репку»


Отгадав загадки, вспомните, в каком

рассказе Носова встречается отгадка

«Когда мы смеёмся»

«Огородники»


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

III тур

Откуда эти строки?


«Три

охотника»

  • Под утро мороз ударил. Градусов сорок. Руки-ноги у меня закоченели. Я не удержался на ветке. Бух вниз! Вся волчья стая как набросится на меня!

Что-то как затрещит! «Ну, – думаю, – это кости мои трещат».

А оказывается, это снег подо мной провалился. Я как полечу вниз – и очутился в берлоге.


«На горке»

2. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком.

Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя,

а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

  • Вот теперь, – говорит, – скачусь!» Оттолкнулся ногой и снова – бух

носом! Коньки-то по песку не едут!


«Саша»

3. На другой день сестры подарили ему пистолет и коробку с пистонами.

Пистолет был новенький и блестящий, а пистонов было много: штук

пятьдесят или сто. Стреляй хоть целый день – не перестреляешь.


«Метро»

4. Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз… Ходить совсем не надо, лестница сама возит.


«Леденец»

5. Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол.


«Затейники»

6. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился

дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

  • Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и

никого к себе не пустим, а если серый волк придет, мы его прогоним.


«Шурик у дедушки»

7. Я схватил удочку, а он тоже вцепился в неё и давай отнимать.

Я рассердился – как дёрну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал.

Потом говорит:

  • Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.
  • Вот и целуйся со своей калошей, – говорю я, – а удочку нечего рвать

из рук.


«Телефон»

8. Целый вечер мы звонили и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали – все было слышно.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

IV тур

Четвертый лишний…


«Мишкина каша»

Ребята воду из колодца не поднимали:


«Прятки»

Где не прятался Витя?


«Живая шляпа»

Каким предметом не пугали ребята шляпу?


«Шурик у дедушки»

Какой рыбки не было в банке после рыбалки?

ПЕСКАРЬ

КАРАСЬ

ОКУНЬ


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

V тур

Выбери правильный вариант ответа


«Фантазеры»

Чем Игорь намазал губы своей младшей сестре Ире?


«Тук-тук-тук»

Какие ягоды на крыше клевали вороны?

Калина

Рябина

Облепиха

Черёмуха


«Карасик»

На что променял Виталик карасика?


«Заплатка»

Штаны у Бобки были замечательные. Какие?

джинсовые

спортивные

солдатские

школьные


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VI тур

Поединок капитанов «Пойми меня»


«Пойми меня»

Капитан каждой команды вытягивает карточку с названием одного из произведений Носова.

На листе бумаги он пишет 4 слова, которые ассоциируются у него с этим названием.

Остальные участники команды по очереди за определенный промежуток времени должны назвать слова, которые ассоциируются у них с этим названием.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VII тур

Конкурс кроссвордистов



ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

VIII тур

Блицтурнир


  • Кличка собаки, которая принадлежала тете

Наташе в рассказе «Дружок»?

Дианка


2. С каким овощем в рассказе «Заплатка»

сравнивается величина заплаты, которую Бобка

пришил к своим штанам на месте дырки?

С огурцом


3. Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и

Костя, мальчики из рассказа «Замазка»?

В кинотеатр


4. На чем катались мальчики в рассказе «Метро»?

На эскалаторе


6. То, что первым показалось из-под таинственной шляпы,

после того как Вадик попал в неё картофелиной?

Хвост


7. Какого зверя встретил в лесу каждый из трех охотников?

Медведя


8. Что пытались приготовить себе на ужин ребята, когда

у них не вышло сварить кашу в рассказе «Мишкина каша»?

Пожарить пескарей


9. Что было в посылке, которую доставил почтальон

в детский сад в рассказе «Про репку», и от кого она была?

Репка от детей из другого детского сада


10. Кого напугал мальчик в рассказе «Саша» и как

милиционер узнал его имя?

Напугал старушку

    Н.Н. Носов. 1908-1976

    Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в г. Киеве в семье актера. «В школьные годы, - рассказывал о себе писатель,- мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил - институт кинематографии».



    Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
    Библиотекарю:
    Все, что создал в литературе Николай Носов - повести, рассказы, сказки - отмечено высоким художественным талантом, достоверностью, подлинной веселостью. За это его книги и любят миллионы ребят всего мира. Нет, наверное, такой страны, где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Чехии и Словакии, в Аргентине, в Болгарии, во Франции и Индии, во Вьетнам и Японии, в Румынии. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке - следом за А.М.Горьким и А.С.Пушкиным - оказалась фамилия детского писателя Николая Николаевича Носова.
    Работа в детской литературе стала его основным делом. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Н.Н.Носову была присуждена Государственная премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке - Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской. В 1967 году писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Комплект заданий.


    2. Где родился Н.Носов?

    4. Полное имя Н.Носова:

    а) 1975, б) 1938, в) 1738.

    4. Кроссворд

    По горизонтали:



    По вертикали:

    Вспомним названия рассказов:
    . «Живая … (шляпа)»
    . «Мишкина … (каша)»
    . «Три … (охотника)»
    . «Федина … (задача)»
    . «Шурик у … (дедушки)»
    . «Про … (репку)»


    . ж р о у к д (6) дружок
    . а з к а з м а (7) замазка
    . к к и а с р а (7) карасик


    . Рассказ «Мишкина каша» - воду из колодца не поднимали:
    чайником
    ведром
    самоваром
    кружкой.
    . Рассказ «Карасик» - на что променял Виталик карасика?
    фонарик
    конфета
    монета
    свисток.
    А вы поменялись бы?
    . «Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные:
    школьные
    солдатские
    спортивные
    джинсовые.
    . Рассказ «Про репку». Что посадили Павлик и ребята на даче?
    горох
    редис
    редьку
    репку.
    . Рассказ «Шурик у дедушки». Кого не было в банке с рыбой после рыбалки?
    пескари
    щука
    окуньки
    ершик.
    . Рассказ «Ступеньки». На какой ступеньке застрял Петя?
    4-й
    5-й
    6-й
    7-й
    Сколько всего их было? /10/.


    . Что нужно было сделать, чтобы забраться на горку, не поскользнувшись?
    . Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке (Калоша).
    . Из чего можно сделать электрический звонок?

    (Из телефона).
    . С каким оружием не страшна даже живая шляпа?

    (Кочерга и лыжная палка).
    . «По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу». Что пытался сделать Мишка? (Бенгальские огни).
    . А этот предмет кладут под подушку самые отважные и бесстрашные. (Топор. «Тук-тук-тук»).
    . Из нее можно слепить зверей (если получится), змею или ливерную колбасу.

    (Из замазки)
    . Чтобы получить самый большой урожай на огороде и знамя «Лучшему огороднику» нужно…

    Урожай собран. Время перекусить. Может кашки?
    Рецепты от Мишки.
    А вам приходилось самим варить кашу?
    Рецепт от …….

    /Леденцом.

    «Что ты рано в гости, Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!»


    Не виноват. К бамперу. Ни в коем случае нельзя этого делать. «Автомобиль».

    «Колдуй, баба, колдуй дед,
    Колдуй, серенький медведь!»

    /«Три охотника».


    Итог урока:

Просмотр содержимого документа
«Викторина по рассказам Н.Н. Носова»

Викторина по рассказам Н.Носова

Рассказы "Затейники", "Фантазёры", "Живая шляпа" были даны ребятам для самостоятельного чтения. Итоговым занятием является литературная викторина.

Целью, которой является:

    Привитие интереса к дополнительному чтению.

    Формирование навыка осознанного чтения, умения анализировать и синтезировать.

    Воспитание умения работать в группах с различными формами фиксации материала (тест, кроссворд).

Класс разбивается на 4 группы и получают комплект заданий. За каждое задание группа получает определённое количество баллов. Итоги подсчитываются по ходу викторины.

Вступительная беседа

Н.Н. Носов. 1908-1976

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в г. Киеве в семье актера.
«В школьные годы, - рассказывал о себе писатель,- мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил - институт кинематографии».
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.
В 1938 г. в сентябрьском номере ж. «Мурзилка» был напечатан 1-й рассказ Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журналов «Костер», «Затейник», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе.
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
Библиотекарю:
Все, что создал в литературе Николай Носов – повести, рассказы, сказки – отмечено высоким художественным талантом, достоверностью, подлинной веселостью. За это его книги и любят миллионы ребят всего мира. Нет, наверное, такой страны, где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Чехии и Словакии, в Аргентине, в Болгарии, во Франции и Индии, во Вьетнам и Японии, в Румынии. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке – следом за А.М.Горьким и А.С.Пушкиным – оказалась фамилия детского писателя Николая Николаевича Носова.
Работа в детской литературе стала его основным делом. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Н.Н.Носову была присуждена Государственная премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке – Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской. В 1967 году писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Комплект заданий.

1. Тест. "Биография Н.Носова"

1. Кем был по профессии Н.Носов?
а) писатель, б) юморист, в) кинорежиссёр.
2. Где родился Н.Носов?
а) в Москве, б) в Киеве, в) в Кемерово.
3. В какой семье родился Н.Носов?
а) актёров, б) циркачей, в) писателей.
4. Полное имя Н.Носова:
а) Николай Иванович, б) Нафталин Никифорович, в) Николай Николаевич.
5. В каком году был издан первый рассказ Н.Носова?
а) 1975, б) 1938, в) 1738.

2. Расшифруй название рассказа Н.Носова. Читайте только русские буквы.

YEЖUDИJSВKDJАWYRЯYDVNШVZXYЛSYЯWTПQDFSАWRK

3. Найди в таблице имена ребят из рассказа "Фантазёры".

Имена расположены горизонтально или вертикально.

4. Кроссворд

По горизонтали:
1. Самый умный коротышка, придуманный Н.Носовым
2. Как называется первый опубликованный рассказ Н.Носова?
3. Кто был под шляпой в рассказе "Живая шляпа"?
По вертикали:
1. Как называется рассказ, в котором мальчики рассказывали друг другу небылицы?
2. Имя автора трилогии про Незнайку.

Если осталось время, дополнительные вопросы.

Вспомним названия рассказов:
«Живая … (шляпа)»
«Мишкина … (каша)»
«Три … (охотника)»
«Федина … (задача)»
«Шурик у … (дедушки)»
«Про … (репку)»

Все буквы перепутались. Восстановите названия рассказов.
ж р о у к д (6) дружок
а з к а з м а (7) замазка
к к и а с р а (7) карасик

Выберите правильный вариант ответа:
Рассказ «Мишкина каша» - воду из колодца не поднимали:
чайником
ведром
самоваром
кружкой.

Рассказ «Карасик» - на что променял Виталик карасика?
фонарик
конфета
монета
свисток.
А вы поменялись бы?
«Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные:
школьные
солдатские
спортивные
джинсовые.
О чем мечтал Бобка? / научиться пришивать пуговицы.
Рассказ «Про репку». Что посадили Павлик и ребята на даче?
горох
редис
редьку
репку.
Рассказ «Шурик у дедушки». Кого не было в банке с рыбой после рыбалки?
пескари
щука
окуньки
ершик.
Рассказ «Ступеньки». На какой ступеньке застрял Петя?
4-й
5-й
6-й
7-й
Сколько всего их было? /10/.

Несколько изобретений и открытий, сделанных героями Н. Носова.
Что нужно было сделать, чтобы забраться на горку, не поскользнувшись? (2 варианта: посыпать песком, сделать ступеньки.
Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке (Калоша).
Из чего можно сделать электрический звонок?

(Из телефона).
С каким оружием не страшна даже живая шляпа?

(Кочерга и лыжная палка).
«По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу». Что пытался сделать Мишка? (Бенгальские огни).
А этот предмет кладут под подушку самые отважные и бесстрашные. (Топор. «Тук-тук-тук»).
Из нее можно слепить зверей (если получится), змею или ливерную колбасу.

(Из замазки)
Чтобы получить самый большой урожай на огороде и знамя «Лучшему огороднику» нужно…

(Поставить на огороде пугало и, конечно, хорошо потрудиться. «Огородники»).

Урожай собран. Время перекусить. Может кашки?
Рецепты от Мишки.
Полная кастрюля крупы, воды налить доверху. По мере разбухания крупы, выкладывать лишнее на тарелки и доливать в кастрюлю холодной воды.
А вам приходилось самим варить кашу?
Рецепт от …….

Варить кашу хлопотно, а чем можно полакомиться, если «не шалить и ничего не трогать»? /Леденцом.

Насытились? Поговорим о поэзии, хотя надо бы наоборот.
«Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!»
Кто и по какому поводу читает эти стихи? / Мишка. Дружок завыл, сидя в чемодане.

То они стихи читают, песни поют, то письма пишут:
«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».
Виноват шофер или нет? К чему они прицепились? /

Не виноват. К бамперу.
Ни в коем случае нельзя этого делать. «Автомобиль».

А иногда герои Носова пытаются даже колдовать:
«Колдуй, баба, колдуй дед,
Колдуй, серенький медведь!»
Что они должны наколдовать? Кто произносит это заклинание?

/ Чтобы у Коли рыба не клевала. Шурик. «Шурик у дедушки».

А где встречается еще одно, можно так сказать, заклинание: «Никого убивать не надо. Животных надо любить». /«Три охотника».

Герои Н. Носова, как и все дети, любят играть. Во что?
«Прихожу в комнату …. Батюшки! Все разворочено. Шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном!» / Прятки.«Находчивость».

Часто рассказывают друг другу небылицы.
«Фантазеры»: пересказ или чтение по ролям.
Н. Носов писал с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями всегда какая-то умная, нужная мысль . / Нельзя обманывать вообще, извлекать пользу для себя.

Итог урока:

Что нового узнали про себя или для себя?

Нужны ли эти знания в жизни?