Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н. Гоголя «Вий

Урок литературы в 6 классе

Сочетание реалистического и мистического

в повести Н.В.Гоголя «Вий».

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В.

МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий» , в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

Реалистическое:

Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»

Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).

Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё , что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, -говоря, что чему быть, того не миновать».

Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)

Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя

Мистическое:

Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы,

сверху смотрит на мир.

Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?

В каком состоянии находится сам Хома?

Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.

…Луга, леса,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь . Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».

И вот ведьма превращается в красавицу.

Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?

Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?

Что поражает в этом портрете?

Что такое портрет?

Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

Во второй раз он видит её в доме сотника:

Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть…

Это была та самая ведьма, которую он убил».

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.

Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим : на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.

Почему же красота панночки была страшной?

Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?

Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

«Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

Что такое описание?

Какие художественные средства использует автор в описании?

Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса , ожидание страшной развязки.

Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

Кто такой Вий?

Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

Может быть,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

У древних славян- существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

Смешным или страшным показалось вам это произведение?

Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Впервые напечатано 1835 году. Переработано автором для собрания сочинений (1842 г.). Одним из самых загадочных и необычных произведений Н.Гоголя является повесть «Вий». Она входит во вторую часть цикла «Миргород», хотя за изложением материала и проблематикой ближе к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий» можно поставить в ряд с такими произведениями как «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть» и «Заколдованное место». Все указанные сочинения написаны на богатом фольклорно-этнографическом материале и относятся к жанру мистического романтизма. Однако, изображение страшных событий во всех повестях разное. И оно в некотором смысле напоминает градацию страхов, известную в современной психологии. Используя метод градации страха к указанным повестям, мы попробуем распределить их на несколько типов: 1. Легкая боязнь с элементами юмора: «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место». 2. Просто страх: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». 3. Страх с элементами ужаса: «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть». 4. Мистический ужас: «Вий».

4 слайд

Описание слайда:

Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов повести Гоголя и находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъяснимым. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ, Вия, и его имя, и вся повесть: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Однако, ни в одном украинском народном предании нет такого сюжета с гномами и их «начальником» Вием. А потому Гоголь не мог слышать такое предание.

5 слайд

Описание слайда:

Сначала попробуем разобраться, что означает термин «предание», и какой смысл мог вкладывать в него Н.Гоголь. Предание – это «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг четко обособившихся жанров: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. «Предание» - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие малодостоверные события). Цель народного предания - закрепить прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие, например от сказки и анекдота, которым чаще всего вообще не верят). Понятие «предание» понимается достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь наших предков. Таким образом, Гоголь понимает под преданием все то, что связано с магическими и мистическими действиями, т.е. «Вий» может восприниматься как предание.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Словно из ниоткуда, лишь на мгновение появляется в повести этот жуткий персонаж и тотчас вновь исчезает в небытие. Этот таинственный демон смерти, которому автор посвятил едва ли не полтора десятка строк повести, выписан столь яркими, выразительными красками, что неизменно привлекает к себе внимание исследователей творчества Гоголя. Большинство из них считает, что в основу повести, несомненно, положено народное сказание, которое было переосмыслено и обработано автором. Вероятно, Гоголь переделал концовку предания, явив читателям загадочный образ Вия - порождение собственной фантазии. И тем не менее Вий появился не на пустом месте - у него имеются «фольклорные прототипы», некоторые характерные черты которых, видимо, и были использованы Гоголем. Так, многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о святом Касьяне. Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы - 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.

8 слайд

Описание слайда:

ВЕРСИЯ № 1… В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами - немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян - падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю. Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул. В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир - на что упадет его взгляд, то погибает. На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай. Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.

9 слайд

Описание слайда:

ВЕРСИЯ№2… Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же Иуда Искариот, облик которого угадывается за фигурой гоголевского демона при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело. Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжелое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия. Гоголь, заставляя взглянуть на Вия Хому Брута, пребывающего в душевной лености и не уповающего на Бога, показывает нерадивому бурсаку его евангельского двойника.

10 слайд

Описание слайда:

Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось и само имя - Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов "вия", "вийка" - ресница (а "повико" - веко). Ведь самая запоминающаяся и характерная черта Вия - огромные веки, поэтому вполне естественно, что имя его произошло как раз от них. И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья.

11 слайд

Описание слайда:

ВЕРСИЯ№3… Определенные черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Велесом - древним покровителем охотников, который олицетворял еще и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мертвых. С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию. А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия - персонажа сугубо отрицательного, "нечистой силы". Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную - святой Власий, покровитель скота и отрицательную - Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Хома Брут Подобно повестям «Вечеров», в «Вие» на первый план выступает изображение простых людей. К их числу принадлежит главный герой повести- Хома Брут. Сын неизвестных родителей, он далек от кругов провинциальной аристократии. Когда Хома Брут приезжает в усадьбу сотника, его помещают вместе с дворовыми людьми владельца усадьбы. Это среда, которая близка ему и которой близок он; тут «философ» находит понимание своих огорчений и тревог. Здесь же он развеивает и свои скорбные думы По всему складу своей натуры Хома Брут - человек веселого нрава. Он крепко любит жизнь, те блага, которыми она весьма скупо наделяет его. Чуждый аскетизма, Хома Брут никогда не отказывает себе в удовольствии попировать, повеселиться, когда для этого представится хоть какая-нибудь возможность; он вовсе не стремится к тому, чтобы стать образцом ходячей добродетели. При первой встрече с Хомой Брутом сотник говорит ему: «Ты, добрый человек, верно, известен святою жизнью своею и богоугодными делами…» «Кто? Я? - сказал бурсак, отступивши от изумления.- Я святой жизни? - произнес он, посмотрев прямо в глаза сотнику.- Бог с вами, пан! Что вы это говорите! …»

14 слайд

Описание слайда:

«Святая» жизнь совсем не по душе Хоме Бруту. Он предпочитает земные радости. Будучи жизнелюбцем, Хома Брут в то же время терпеливо выносит испытания, которые выпадают на его долю. В семинарии «он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, говоря, что чему быть, того не миновать». Это «философическое» отношение к событиям Хома Брут сохраняет и во время своих необычайных приключений. Роковая встреча с ведьмой-панночкой явилась источником неожиданных злоключений и для самого Хомы Брута. Он также оказался в кругу действия страшной таинственной стихии, неразрывно связанной с именем панночки. В разговоре с сотником Хома Брут заявляет: «Да ваша, пан, дочка… По здравому рассуждению, она, конечно, есть панского роду; в том никто не станет прекословить; только не во гнев будь сказано, упокой бог ее душу… Припустила к себе сатану. Такие страхи задает, что никакое писание не учитывается».

15 слайд

Описание слайда:

Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому подстерегают опасности и лишения. Страшный образ Вия становится словно поэтическим обобщением этого лживого, жестокого мира. Какой же исход? Почему не выдержал единоборства с этим миром Хома? Халява и Горобец, узнав о гибели друга, зашли в шинок, чтобы помянуть его душу. «Славный был человек Хома!» - рассуждает Халява. «Знатный был человек. А пропал ни за что». А почему же всё-таки? И вот как отвечает Горобец: «А я знаю, почему пропал Как всегда у Гоголя переплетено серьёзное и смешное, важное и пустяковое. Конечно, смешно соображение Горобца о том, что надо было плюнуть на хвост ведьме. А вот касательно того, что Хома побоялся, - это всерьёз. Именно здесь зерно гоголевской мысли. Для этой повести характерно трагическое восприятие мира. Жизнь сталкивает человека с злыми и жестокими силами. В борьбе с ними формируется человек, его воля, его душа. В этой борьбе выживают лишь мужественные и смелые. И горе тому, кто смалодушничает и убоится, погибель неотвратимо постигнет того, кого пришибёт страх. он: оттого, что побоялся.» Соотношение сил между добром и злом, светом и тьмой в реальном мире иное, чем в сказке. Тут человек всегда выходит победителем, там - всё сложнее. В реальной жизни всё становится жертвой зла. Вот так и случилось с философом Хомой Брутом. У него не хватило мужества, его одолел страх.

16 слайд

Описание слайда:

ВЫВОДЫ Реалистические начала в «Вие» проявились более отчетливо, чем в фольклорных повестях «Вечеров». Гоголь живописует простоту и грубость нравов бурсацкого «сословия», выразительно запечатлевает образ ректора семинарии, для которого просьба именитого сотника, сопровождаемая подарками, является законом. «Тебя никакой черт,- говорит он Хоме Бруту, и не спрашивает о том, хочешь ли ты ехать, или не хочешь. Я тебе скажу только то, что если ты еще будешь показывать свою рысь да мудрствовать, то прикажу тебя по спине и по прочему так отстегать молодым березняком, что и в баню больше не нужно ходить». Рельефно очерчена фигура верного слуги сотника казака Явтуха. Писатель дает красочные зарисовки народного быта, жизни дворовых людей. В соединении с замечательной характеристикой Хомы Брута все эти образы и картины определяют широкую реально-бытовую насыщенность произведения. Повествование в «Вие» окрашено юмором, который, пронизывая реальность, создает общий эмоциональный тон повести.

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа».

Слайд 2

Цель урока - анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

  • Реалистическое:

Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью».

Слайд 3

  • Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).

Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

Слайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

Слайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать».

Слайд 6

  • Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)

Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя.

Слайд 7

  • Мистическое:

Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир.

  1. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?
  2. В каком состоянии находится сам Хома?

Мистика - это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Слайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.

…Луга, леса, долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Слайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».

И вот ведьма превращается в красавицу.

  • Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?
  • Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?
  • Что поражает в этом портрете?
  • Что такое портрет?
  • Слайд 10

    Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

    Слайд 11

    «Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

    Во второй разонвидит её в доме сотника:

    Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть…
    -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом…
    Это была та самая ведьма, которую он убил».

    Слайд 12

    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.

    Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.

    • Почему же красота панночки была страшной?
    • Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?
    • Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

    «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

    Слайд 13

    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

    Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

    • Что такое описание?
    • Какие художественные средства использует автор в описании?
  • Слайд 14

    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки.

    Ночь первая-покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

    Слайд 15

    Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

    Слайд 16

    Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

    Слайд 17

    • Кто такой Вий?
    • Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

    Может быть, Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокостьь(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

    У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

    Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

    Слайд 18

    • Смешным или страшным показалось вам это произведение?
    • Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

    В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

    Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Н.В. Гоголь Вий

    Слайд 2

    Самое долгожданное событие для семинарии - вакансии, когда бурсаки распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

    Слайд 3

    Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, - сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», - догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает.

    Слайд 4

    С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

    Слайд 5

    Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

    Слайд 6

    За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается. Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее.

    Слайд 7

    Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

    Слайд 8

    Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыльев и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» - кричит ведьма.

    Слайд 9

    Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» - слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» - указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги. Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.


    Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»


    Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.


    «Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».




    Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя


    Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.




    Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавиц у. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?




    « Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».


    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»


    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?


    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.




    Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.


    Кто такой Вий? Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Может быть,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент. Вий. У древних славян- существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.


    Смешным или страшным показалось вам это произведение? Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое? В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.