Тема: «Ростральные колонны» план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Колонны

Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова были возведены в 1810 году. Колонны входят в большой ансамбль Cтрелки, который формировался более ста лет.

Однако основа этого ансамбля (здание Биржи и Ростральные колонны) была заложена в начале XIX века французским архитектором Тома де Томоном.

В отличие от Чесменской и Морейской колонн в Царском Селе Ростральные колонны на Стрелке не являются памятником конкретной морской победы, но являются символом торжества русского флота, как военного, так и торгового.

Кроме важной декоративной роли в создании ансамбля Стрелки, колонны имели и сугубо практическое значение. Они были маяками, которые зажигали по ночам, и когда над Невой стелился туман. Один из них показывал путь для прохода судов по малой Неве, другой освещал путь по Большой Неве.

Такова распространенная версия о назначении колонн. Но не все с ней согласны. Некоторые историки указывают на то, что маяки на берегах рек ставят редко, тем более в центре большого города.

Как знать? Расположенные на стрелке* в местности с непростым климатом и своенравной рекой, маяки возможно и не были бесполезны? Но это не более, чем размышления дилетанта. * — место слияния, или разделения двух водных потоков.

Так или иначе, в 1885 году порт на Стрелке прекратил свое существование, и Ростральные колонны перестали служить маяками, даже, если таковыми и являлись.

Украшением мощных колонн стали стилизованные ростры кораблей.Правда, в отличие от римских триумфальных колонн, которые несли на себе носы настоящих побежденных судов, на питерских колоннах ростры условны.

Нижние ростры украшены фигурами русалок с крыльями


Ростры, расположенные на втором “ярусе”, декорированы головой животного Третья пара украшена головой морского бога, или водяного Самые верхние ростры рассекают питерское небо морскими коньками

Дорический ордер, который выбрал Тома де Томон для создания Ростральных колонн, более всего соответствовал идее могущества российского МОРСКОГО государства. Этот ордер самый строгий, мужественный (если так можно сказать) и мощный.Работая над ансамблем Стрелки Васильевского острова, Тома де Томон не удовлетворился единственным вариантом, и с каждым новым проектом менялись пропорции и декор Ростральных колонн.

Андреян Захаров – русский зодчий, который помогал в поисках оптимального решения, писал:

Колонны (высота 32 метра) выполнены из пудостского камня, оштукатурены, и выкрашены в темно красный (кирпичный) цвет.Внутри колонн – винтовая лестница ведет на верхнюю площадку, на которой установлены светильники в виде треножников с чашами, в которых пылали горящие фитили.Сначала это были смоляные факелы, позже смолу попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно.

С появлением электричества была попытка (1896 г.) подключить к светильникам мощные лампы, однако этот способ оказался слишком дорогим. И от него отказались “по причине великого расхода”. В 1957 году, когда в Ленинграде началась масштабная газификация города, к Ростральным колоннам подвели газ. С тех пор мощные горелки в дни больших праздников выбрасывают в питерское небо семиметровые огненные струи.У подножия Ростральных колон – четыре фигуры из пудостского камня. Первоначально предполагалось отлить скульптуры из чугуна, но работа оказалась слишком сложной для того времени.По моделям скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо были выполнены модели, а знаменитый мастер Самсон Суханов высек по ним четыре фигуры, которые сидят у подножия колонн уже более века.Кого же изображают эти каменные сидельцы?

Чаще всего туристам говорят, что это символы рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это не более, чем расхожая версия. Во-первых, обязательные атрибуты рек (сосуды с льющейся водой) есть только у двух фигур. К тому же сам Тома де Томон писал:

В городском фольклоре существует своя версия. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь во времена оны жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову.

Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

Великая Отечественная война отметилась и на Ростральных колоннах: украшения были пробиты осколками и сильно поржавели. В 1947 – 1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры.

В моем студенческом прошлом (я училась в строительном институте) был предмет “История архитектуры”. Не могу сказать, что будущие инженеры хорошо знали историю города, а от зачета никуда не денешься. Кто-то учил, а кто-то пытался выхватить факты на ходу. Помню такой разговор:

— А почему колонны – Ростральные?

— Да их Растрелли построил!

— Да нет, это потому, что около них расстреливали)))

А современная молодежь называет их “факелами”.

Впрочем, никакие шутки не мешают Ростральным колоннам оставаться одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

Где искать:

Васильевский остров, Биржевая площадь

Ближайшие станции метро: Спортивная, Адмиралтейская

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.

Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны.

Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.


Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.


Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

Роль детали не бывает постоянной даже в одной отдельной национальной архитектуре, в том или ином стиле. Известно, что на пути своего развития каждый стиль проходит три стадии: конструктивную, тектоническую и декоративную. На первом этапе роль деталей невелика, поскольку архитектура достаточно утилитарна, близка к чистому строительству. На втором, тектоническом этапе возникает удивительный сплав общего и частного, детали невозможно отделить от объема, настолько гармонично они сочетаются, совместно работая на общий образ сооружения.

Детали прорисованы здесь с особой точностью и изысканностью. Такова, например, архитектура античной Греции эпохи Высокой классики. Третий период характеризуется преобладанием декоративного начала, когда эффект достигается не утонченной гармонией формы и деталей, а количеством применяемых декоративных элементов. То, что было основой выразительности в тектоническом периоде (для Греции это ордерные системы), в результате всех трансформаций становится просто декором, применяемым для украшения зданий. В соответствии с этим меняется и прорисовка отдельных деталей. При этом архитектурный ордер — одно из самых удивительных изобретений человечества. Он оказался настолько универсальным языком зодчества, что применяется в архитектуре на протяжении уже почти трех тысяч лет. За это время его образ много раз трансформировался, но изначальное семантическое значение элементов остается неизменным.

Капителью называется верхняя часть колонны. Колонна, которую мы привычно воспринимаем как одну из основных частей архитектурного ордера, происходит от простейшей опоры — деревянного столба, врытого в землю. Появление примитивной стоечно-балочной системы, состоявшей первоначально из круглых бревен, стало первой революцией в строительстве (произошло это еще в неолите). Революционность конструкции заключалась в том, что несущие элементы отделились в этой системе от венчающих (несомых). На стыке стойки и балки подкладывали промежуточный элемент — доску или обрубок древесины. В дальнейшем, когда в Античной Греции из утилитарной деревянной конструкции родился ордер — система, выражающая в художественной форме суть работы стоечно-балочной конструкции, место между столбом и балкой заняла капитель. Капитель показывает, как нагрузка передается от балки к несущей ее колонне. Именно на такое восприятие рассчитаны все ее формы.

Научимся изображать дорическую капитель по представлению.

Рисунок капители не предполагает полное отсутствие натуры, то же самое относится и к вазе, и к бионику. Эти тела столь сложны, что у учащихся может просто не хватить уровня пространственного мышления, чтобы представить их форму во всех деталях. С другой стороны, нарисовав эти предметы с натуры, ученик вполне в состоянии проделать эту работу и по представлению. Обратиться к рисунку капители по представлению заставляет сам характер этого задания. Опыт показывает, что когда ученики рисуют капитель с натуры, вымеряя ее пропорции, срисовывая детали, в работу, как правило, вкрадывается ошибка. Чтобы избежать ее, необходимо сперва нарисовать фасад капители, а затем, через построение эллипсов, перейти к объему, что по своей методике ближе как раз к рисунку по представлению, чем к рисованию с натуры.

Начните рисунок с анализа капители (рис. 8.6). Ее основной объем представляет собой круглую симметричную форму с общей вертикальной осью. Верхнюю часть капители — эхин — четверть вала, можно представить как шар и цилиндр одновременно. Эхин сопрягается с цилиндрической шейкой колонны через три последовательно уменьшающихся пояска (тонкие цилиндры). Астрагал, состоящий из валика и полочки, переходит в ствол колонны через выкрутку. Ствол колонны имеет утонение кверху и может быть представлен и как цилиндр (в нижней части колонны), и как усеченный конус. Ствол декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками — каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения. Верхняя часть капители — квадратная в плане абака (абак) — плита (прямоугольная призма) с каблучком и полочкой.

Основой рисунка послужит фронтальная проекция капители. Наметьте на листе ее основные размеры, нарисуйте верхний эллипс эхина и опишите вокруг него квадрат абаки. Определите размеры, соответствующие основным частям капители (рис. 8.7). Прорисуйте до конца фронтальную проекцию и изобразите эллипсы на горизонтальных осях, соответствующих основным членениям капители (рис. 8.8). Прорисуйте мелкие детали капители. Грамотно изобразить каннелюры вам поможет план ствола колонны. Перенесенные с плана на перспективное изображение точки требуют незначительной коррекции с учетом перспективных сокращений (рис. 8.9). Выявляя форму капители средствами светотени, воспользуйтесь знаниями о характере светотени на простых геометрических формах (рис. 8.10).

Ордерная система возникла в античные времена и получила широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике. Ордерная система выражает специфику стоечно-балочной системы и наиболее полно раскрывает ее художественно-конструктивную суть. Именно эти качества ордерной системы, а также богатство и разнообразие архитектурных форм делают детали классического ордера наиболее предпочтительными учебными моделями для рисования.

Один из важнейших элементов ордера - колонна, несущий элемент. Простая колонна состоит только из ствола, но более сложная имеет капитель - промежуточное звено между балкой и колонной и базу - некую плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания.

В различные исторические эпохи разрабатывались свои системы декорирования ордерных конструкций, но в капителях любого ордера можно обнаружить соответствующие конструктивные и орнаментальные элементы.

Наиболее полезна для изучения и рисования капитель дорического ордера. Эта капитель состоит из квадратной в плане абаки, круглого эхина, поясков шейки и астрагала. Абака венчается так называемым каблучком и полочкой. Эхин представляет собой четверть вала, под ним расположены три пояска. Астрагал, состоящий из валика и полочки, соединяется со стволом колонны через выкружку.

Рисунок капители выполняется поэтапно.

Первый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
  2. Определение точных пропорций, пометки узлов абаки и низа капители, оси капители. После этого намечаются основные перспективные направления сторон абаки.

Второй этап. Рисунок колонны, капители

Разметка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовка их с учетом перспективных сокращений.

Третий этап. Рисунок колонны, капители

  1. Определение толщины колонны и пометка ее на рисунке.
  2. Прорисовка эллипса эхина, который примыкает к нижней части абаки.

Четвертый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение исправлений в рисунок.
  2. Прорисовка более мелких деталей капители.
  3. Завершение линейно-конструктивного рисунка капители.

Пятый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Разбор геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы.
  2. Построение на рисунке линий светоразделов с дальнейшим уточнением построения формы капители.
  3. Выявление больших тональных отношений.

Шестой этап. Рисунок колонны, капители

  1. Более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов и рефлексов.
  2. Лепка формы капители на свету, выявление бликов.
  3. Гармоничное соподчинение всех тональных отношений.
  4. Обобщение рисунка.