Старуха изергиль сочинение. Cочинение «Старуха Изергиль Герои ранней романтической прозы М.Горького

  • Материал для
  • подготовки
  • к итоговому сочинению по
  • тематическому направлению
  • „Опыт и ошибки“
  • Автор работы:
  • учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ»
  • Садчикова Ю.Н.
  • «Опыт и ошибки»
  • В рамках данного направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, рассуждения о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
  • Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
  • Толкование понятий
  • Опыт - то прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает;
  • человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках…
  • Опыт - единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания...
  • Ошибки - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность.
  • Опыт всему учитель. Ю. Цезарь
  • Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться. Б. Франклин
  • Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым. У. Эмерсон Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи
  • Кто, опыт отринув, делами вершит - в грядущем немало увидит обид. Саади
  • Высказывания об опыте и ошибках
  • К беде неопытность ведет. А. С. Пушкин
  • Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
  • Ф. Бекон
  • Наши истинные учителя - опыт и чувство. Ж. –Ж. Руссо
  • Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Карлейль
  • Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Ж. Санд
  • Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
  • За ошибку у нас хотя и бьют, но с ног не сбивают.
  • Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается.
  • Нога споткнется, а голове достается.
  • Ошибка начинается с малого.
  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Пословицы и поговорки об опыте и ошибках
  • Страх ошибок опаснее самой ошибки.
  • Ошибся, что ушибся - вперед наука.
  • Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается. Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза. Нога споткнется, а голове достается.
  • Ошибка начинается с малого.
  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Сел в лужу, несмотря на стужу.
  • Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  • Ошибка на ошибке едет и ошибкой погоняет.
  • Пословицы и поговорки об опыте и ошибках
  • Одни учатся на опыте других, а иные на своих ошибках. Бенгальская
  • Долгий опыт обогащает ум. Арабская
  • Долгий опыт ценнее черепахового панциря. Японская
  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Таджикская
  • Только опыт создает настоящего мастера. Индийская
  • Лучше пусть опытный волк съест, чем неопытный. Армянская
  • Неопытность молодцу не укор. Русская
  • Из семи печей хлебы едал (т.е. Опытен). Русская
  • Примерные темы сочинений
  • Человек учится на ошибках.
  • Имеет ли право человек на ошибку?
  • Почему нужно анализировать свои ошибки?
  • Согласны ли в с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта?
  • Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • «И опыт, сын ошибок трудных…» (А. С. Пушкин)
  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений
  • Рекомендуемые произведения
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А. И. Гончаров «Обломов»
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  • Д.И. Фонвизин «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
  • В.А. Каверин «Открытая книга»
  • Вариант вступления
  • Говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Зачем совершать те же ошибки и попадать в такие же неприятные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть разумным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае – это опыт других людей, у которых жизненный путь длиннее твоего. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак, а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.
  • Вариант вступления
  • Всю свою жизнь мы пытаемся добиться желаемых целей, хотя часто при этом допускаем ошибки. Все эти трудности люди переносят по-разному: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается весь смысл человеческой жизни. Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в этой борьбе появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния. Потому что это ваши собственные ошибки, на которые вы имеете право. Будет что вспомнить в будущем, когда желаемое будет достигнуто, «раны» заживут и даже станет немного грустно, что все это уже позади. Никогда не нужно оглядываться назад, сожалеть о сделанном или, наоборот, несделанном. Это только пустая трата энергии. Полезно только проанализировать опыт прошлых ошибок и хорошенько обдумать, что сделать, чтобы в будущем их избежать
  • Вариант вступления
  • Как часто мы ошибаемся? Иногда, всю свою жизнь жалеем о содеянном. Грустно и печально осознавать, когда при определенных обстоятельствах кого-то можно потерять, по глупости. Но такова реальная жизнь, все мы совершаем ошибки. Суть вопроса заключается в том, чтобы люди научились прощать, давали второй шанс, чтобы все исправить. Как, казалось бы, мало просим, но как сложно это воплотить в жизненное бытие. Один не очень известный писатель написал: «Каждое действие человека в зависимости от взгляда, является одновременно и правильным и ошибкой». На мой взгляд, в этих слова глубочайший смысл.

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

1. Вступление.

Реализм и романтизм в раннем творчестве М. Горького.

2. Основная часть.

2.1 Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

2.2 Легенда о Ларре.

2.3 Судьба старухи-рассказчицы.

2.4 Легенда о Данко.

2.5 Образ героя в ранних рассказах М. Горького.

2.6 Образ рассказчика.

3. 3аключение.

В раннем творчестве Максима Горького реализовались два литературных направления — реализм и романтизм. Реалистические рассказы писателя не скрывают суровую правду жизни, ярко рисуя тяжёлую действительность. Попытки героев вырваться из беспросветного существования, как правило, обречены на неудачу. Но их характеры привлекают свободолюбием и независимостью. Романтические же произведения Горького напоминают красивые легенды, поэтичные и загадочные, сказочные и проникновенные, Таков рассказ «Старуха Изергиль».

Произведение состоит из трёх частей: легенды о Ларре, рассказа старухи Изер гиль о своей жизни и сказки о Данко. Такая композиция полна смысла. Легенда о Ларре, эгоистичном и жестоком, открывает произведение. Герой, сын орла и женщины, не боится идти против соплеменников. В жизни он руководствуется только собственными желаниями и потребностями «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», вызывая в окружающих неприязнь, ненависть и страх.

Несомненно, герой силён и мужественен. Но эгоизм и гордыня делают его безжалостным. За убийство девушки Ларра осуждён на вечное одиночество. Поначалу он не понимает всего ужаса полученного наказания. И только через много лет герой осознаёт, что одиночество хуже смерти и он сам виноват в том, что люди отвернулись от него.

Ларра ищет смерти, но смерть не берёт его. Он осуждён на вечные скитания, ему нет места среди людей. Автор полагает, что человек не должен считать себя выше и лучше других, этот путь ведёт к одиночеству и отчаянию.

Далее следует рассказ старухи Изергиль о собственной жизни, тоже напоминающий легенду. Много лет назад молодая, сильная и красивая Изергиль жила, повинуясь только велениям своего сердца. Она любила многих мужчин, бросаясь с головой в омут нового чувства, не ведая ограничений и запретов и думая только о себе.

Изергиль может быть жестокой, как Ларра, но в отличие от него также великодушной и чуткой. Ради любимого героиня способна на самопожертвование. Она вызывает восхищение и сочувствие.

Образ старухи Изергиль объединяет две рассказанные ею легенды. В характере Изергиль есть черты как Ларры, так и Данко. Но доброта, готовность забыть о себе ради любимого сближают её характер с характером Данко.

Третью часть произведения составляет легенда о Данко, который ради людей пожертвовал жизнью. Чтобы спасти свой народ и вывести его из леса, он вырывает из груди сердце, освещая им дорогу. У Ларры и Данко много общих черт. Это сила, отвага, презрение к опасности, мужество. Но Данко готов расстаться с жизнью, чтобы спасти людей; он, в отличие от Ларры, человечен. Оба героя противопоставлены толпе.

Ларра воспринимает других людей как врагов, не позволяющих ему жить так, как хочется. Данко же, несмотря на непонимание соплеменников, готов ради них на жертву.

Две легенды, обрамляющие биографию старухи Изергиль, построены на контрасте. Этот приём направлен на создание образа романтического героя произведения. Им становится гордый и свободный человек, способный пожертвовать жизнью во имя счастья других людей.

Каждая легенда рисует свою концепцию существования человека. С одной стороны, можно жить лишь для себя, не заботясь ни о ком, но остаться одиноким и всеми покинутым. С другой стороны, можно жить для других, жертвуя собой во имя их жизней.

Биография Изергиль является центром произведения, объединяя обе концепции. Понятно, что автор считает правильной жизненную позицию, в соответствии с которой человек живёт не для себя, а для других.

Образ рассказчика является объединяющим началом для всех трёх повествований. Это человек, странствующий по родному краю в поисках легенд, сказаний, преданий о слав-

ном прошлом своего народа. Рассказчик отождествляет себя с героями некоторых историй. Через его восприятие мы угадываем авторскую позицию. Этот образ также несёт на себе печать романтизма. Не случайно объектом внимания рассказчика является пейзаж, яркий, прекрасный, необычный.

Рассказчик любуется восхитительной южной природой, на фоне которой легко представить романтические и героические события, описанные в легендах. Он поражён историей старухи Изергиль, преклоняется перед подвигом Данко, не приемлет эгоизма Ларры.

Все люди совершают ошибки, ведь именно так мы приобретаем необходимый нам опыт и становимся мудрее. Но некоторые ошибки очень сложно, а порой, невозможно исправить, и потому они могут стать роковыми для человека. Много размышлений на эту тему мы находим в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль», созданном в 1894 году.

Это произведение состоит из трех глав, в каждой из которых излагается отдельная история. В первой главе собеседница автора - Изергиль рассказывает ему легенду о гордом юноше Ларре .

Ларра был сыном орла и земной женщины, оттого «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», а сам он считал себя «первым на земле» и не видел никого и ничего. Роковая ошибка Ларры заключалась в том, что он поставил себя выше соплеменников, а также проявил ужасную жестокость и убил невинную девушку. За это юноша был не только изгнан и отвергнут людьми, но и наказан высшей карой: ему суждено вечно скитаться по земле, не зная покоя.

Антиподом Ларры в рассказе «Старуха Изергиль» является Данко . Этот юноша смог вдохновить людей и повести их за собой через глухие леса в степи к спасению. Сам Данко не совершал ошибок, но их совершали его соплеменники. Поскольку дорога через лес оказалась слишком тяжелой, эти люди отчаялись и пали духом. Вместо того чтобы признать свое бессилие, они «в злобе и гневе обрушились на Данко», но юноша простил им эту ошибку. Больше того, он пожертвовал своей жизнью ради спасения соплеменников и вырвал из груди своей пламенное сердце, которое «факелом великой любви к людям» освещало им дорогу.

Рассказ «Старуха Изергиль» проникнут идеями романтизма, поэтому в этом произведении художник-мыслитель Горький противопоставляет жизни действительной свой идеал. Включая в свое произведение эти две притчи, писатель пытается показать читателю насколько страшны бывают человеческие ошибки, и стремится предостеречь людей от их совершения.

Но если легенда о Данко, и легенда о Ларре во многом иносказательны, идеалистичны и потому далеки от реальности, то история Изергиль, наоборот, очень жизненна. Эта женщина, как и все люди, совершала множество ошибок, но для нее они стали способом накопления необходимого опыта и мудрости.

Бесспорно, Изергиль очень сложный и противоречивый персонаж. Многим поведение этой женщины покажется безнравственным, ведь она не задумываясь бросала своих мужчин, торговала собой и, наконец, хладнокровно убила человека. Но было в ее судьбе место и подвигу, и самоотверженности, а главное, у этой женщины есть совесть, она умеет осознавать свои ошибки и извлекать из них жизненный урок.

Сама Изергиль не говорит прямо о том, что сожалеет о тех или иных поступках, но писатель замечает, как тяжело она вздыхает при воспоминании о смерти своего юного любовника-турка, крестится трижды и шепчет что-то «сухими губами». Мы видим, что Изергиль осознает свою трагическую ошибку и просит у Бога прощения за нее.

Что же такое опыт? Безусловно, каждый человек ответит на этот вопрос по — своему. Размышляя над этим определением, нельзя не согласиться с толкованием названного слова, данного в словаре Кузнецова, который говорит, что опыт — это совокупность знаний, навыков и умений, вынесенных из жизни, практической деятельности человека. Но если все зрелые люди – опытные, можно ли сказать, что опытный человек никогда не ошибается? Если это так, почему же вокруг нас столько нелепостей, необдуманных поступков и предрассудков? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к художественной литературе.

Тема опыта и ошибок была интересна многим писателям и поэтам. Одним из них можно считать Л. Н. Толстого. Проанализируем его величайший роман » Война и мир». Один из главных героев произведения — опытный военачальник Андрей Болконский. Он желает стать бравым воином и известным человеком. Не удивительно, ведь его кумир — Наполеон Бонапарт. Чтобы добиться своего, Андрей Болконский стремится оказаться в опасных местах сражений, не жалея своей жизни, хотя у него есть семья, которая нуждается в нем. Отношение Андрея к Наполеону, а следовательно и к ратным подвигам, непонятно нынешнему читателю. Многие считают амбиции глупыми, а размышления – ошибочными и недостойными взрослого мужчины. Можно ли с этим согласиться?

Наполеон Бонапарт — великий французский полководец, который хотел захватить весь мир. Стремления Наполеона приносят не только серьёзные материальные убытки, но и большие людские потери. Каким же Наполеон может служить примером? Наверное, изначально Андрей Болконский видит в нём целеустремлённого человека с сильным мужским духом. Его взгляды меняются в эпизоде «Небо Аустерлица». Он понимает, насколько ничтожны амбиции, приносящие смерть. В его мыслях возникает вопрос о том, достоин ли Наполеон быть кумиром? Лишь тогда, видя кровь и страдания сотен людей, он осознаёт, что нет.

Военные действия способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Он понял, как горько ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. Князь понимает, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Он решает, что в дальнейшем будет жить для своей семьи. Таким образом, Л. Н. Толстой хочет донести до нас мысль о том, насколько важно уметь видеть совершенные ошибки, признавать их и стараться вовремя исправить. Пример Андрея Болконского в очередной раз убеждает нас в том, что совершить ошибку может даже опытный человек. Ведь, как говорил А. С. Пушкин: «опыт — сын ошибок трудных». А никогда не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Андрей Болконский извлек пользу из совершенной ошибки. Бывает ли наоборот? Когда человек совершает одну и ту же ошибку сотни раз, чтобы прийти к цели? Чтобы ответить на этот вопрос, хотелось бы вспомнить рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Знакомство Изергиль с читателем происходит, когда её уже можно назвать бесчувственной старухой. » Её чёрные глаза были всё- таки тусклы, луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами, сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы» — именно так ее описывает рассказчик. А ведь когда- то героиня любила до беспамятства. Поиск любви, настоящих чувств и идеального мужчины — вот проблема, в решении которой Изергиль, казалось бы, так опытна, но продолжает совершать ошибки.

В пятнадцать лет Изергиль знакомится с рыбаком, влюбляется в него, но через несколько дней понимает, что юноша ей наскучил. Далее она заводит романы с гуцулом, турком, поляком, ради веселья знакомится с разными мужчинами и сводит их с ума своей красотой. Почему же девушка, настолько опытная в отношениях с мужчинами, настолько желанная ими, проводит старость в гордом одиночестве?

Наверное, главная ошибка Изергиль заключается в легкомыслии и непонимании быстротечности человеческой жизни. Безусловно, в какой- то степени героиня права — она искала счастье. Однако главная ошибка привела её к тому, что счастье она потеряла навсегда. Таким образом, на примере Изергиль Максим Горький показал, насколько важно учиться на своих ошибках, чтобы стать счастливым.

И в заключении мне бы хотелось сказать, что опытный человек — это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, чьи ошибки являются уроком, приобретённым опытом. Ведь, как говорил писатель Джордж Сантаяна: » Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их снова».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А.Болконского и П.Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события –появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Вскоре после брака с Элен герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем - то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Автор показал их настолько реальными, что для читателей они стали друзьями - так близки и понятны их чувства и мысли. Герои не всегда идут по ровной дороге. Каждый из них делает свои неверные шаги в жизни. Но в том-то и интересны герои читателям, что осознают ошибки, пытаются исправить. Они совершенствуются, стремятся стать лучше.Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе - любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы - всё это помогло осознать Андрею, как мелочны были его мечты, как ничтожны. («Какая красота! Как я раньше этого не замечал? Мы ничто в сравнении с чистым, голубым, бесконечным небом.») Труден будет его путь поиска истины -от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. («Нет. жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это …»)И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране - такой путь проходит герой Толстого.