Сравнение адыгского этикета с религией. Застольный этикет и распорядок приема пищи у адыгов

Об этом мало кто знает - читай обязательно

Любой народ, проживающий на Кавказе, по своему самобытен и неповторим. Они глубоко ценят, поддерживают и соблюдают многие законы и традиции, которые формировались веками. Существуют особые свадебные ритуалы, правила похорон, на Кавказе принято почитать старших и прислушиваться к их советам, уважать и ценить женщин. Детям с детства прививают самые ценные качества человека. Вот и в приеме гостя существует особый этикет и порядок подачи пищи, а в обычные дни Адыги стараются не только соблюдать меру в приеме пищи, но и придерживаться национального распорядка ее приема. Вот об этих особенностях мы и поговорим ниже.

За накрытым столом адыги проводили значительную часть своего досуга. Народная поговорка гласит, что время, проведенное за столом, в общий объем жизни не входит и является как бы жизненным «резервом». Итальянский путешественник Дж. Интериано писал: «Черкесы выпивают во славу Божью, во имя святых, во здравие родителей, в честь погибших друзей, в память каких-либо замечательных подвигов и делают это с большой торжественностью и почтением, словно совершая священнодействие».

Что касается традиционного застольного этикета адыгов, то это пример одного из самых сложных и детально разработанных этикетов подобного рода. Особое место занимают в нем строгие нормы обращения с пищей, прежде всего – мясной, правила её подачи и распределения. Блюда подаются на стол с учетом статуса и возраста собравшихся: сначала старшему из гостей, затем старшему из хозяев и так далее.

Также имеет значение, какие именно части, например, баранины или курицы, подаются тому или иному участнику застолья. При этом распределение частей на более и менее престижные имеет региональные различия. Так, у адыгов Кабардино-Балкарии самой престижной частью курицы считается желудок, Карачаево-Черкесии – грудинка, Адыгеи – крыло. Если взять в качестве соответствующего примера баранину, то самая почетная её часть – правая половина головы барана. Кабардинский историк Б.Х. Бгажноков приводит случай, когда некий пожилой адыг, будучи в гостях, заметил, что ему подали левую часть бараньей головы, и возмутился: «Я не левый, я пришел сюда правым, принесите мне правую часть головы барана!». Незадачливым хозяевам пришлось резать еще одного барана, а гостям – терпеливо ждать, пока принесут «правильное» блюдо.

Адыгейская кухня. Распорядок приема пищи.

Адыги, как и все народы, соблюдали определенный порядок приема пищи в течение дня. Распорядок дня соблюдался во многом потому, что пищу, как правило, готовили только на один раз – непосредственно перед едой. Даже в наше время холодильников и микроволновых печей врачи-диетологи рекомендуют поступать именно так. Если же в течение дня нужно было перекусить, то для этого всегда имелись кисломолочные продукты, калмыцкий чай, выпечка, мед и орехи.

На завтрак обычно подавалась легкая, небольшая по объему, но калорийная пища: калмыцкий чай, пышки, свежий или жареный адыгейский сыр, яичница. Обед состоял преимущественно из мясных блюд и птицы, которые подавались с соусом щипс, хлебом, овощами, кислым молоком, фруктовыми напитками. На ужин иногда подавали мясные блюда, но чаще – молочные, крупяные и мучные, а также сладости, мед и чай.

В настоящее время, особенно в городах, на завтрак подают стандартный набор из чая, кофе и бутербродов. На обед и ужин готовят различные блюда, именно национальные – нечасто. Выпечка типа щелям и гуубат – покупная, обычно неплохого качества. При наличии исходного сырья готовится калмыцкий чай. Кисломолочные продукты привозятся из аулов и воспринимаются почти как деликатесы. Большой редкостью стал бахсым (буза) – легкий хмельной напиток из пшена или кукурузы.

По материалам книги Р.Г. Джамирзе: "Адыгейская кухня. Традиции и современность"
Сайт книги:

Адыгэ нэмыс, адыгэ хабзэ устанавливают строго определенные нормы поведения как относительно хозяев, всех членов семьи, так и самого гостя. Начиная с появления гостя во дворе хозяина у коновязи до самых его проводов все было подробно расписано: как приветствовать гостя, как пригласить его в дом, в кунацкую, как проводить в комнату и посадить, какое место ему предложить за столом, на какие темы вести разговор при госте, какие вопросы позволительно задавать ему, как его занимать (веселить, развлекать) после застолья, как проводить на ночной отдых, кто и как обхаживает его одежду, его лошадь (быков) и т. д.

Все это ориентировалось на то, чтобы гостю было удобно/приятно и интересно в доме хозяев. При этом человек усердствовал не для того, чтобы проявить себя, а для того-, чтобы через свой поступок выразить лучшие традиционные качества народа. Ибо при нарушении или не вполне качественном исполнении обычаев предков общественное мнение было беспощадным. Несмываемым позором для себя, семьи, членов фамилии считалось отказать гостю в приеме или же не суметь защитить его честь. Такой адыг компрометировал весь свой род и даже все село. Семья, оказавшаяся неспособной исполнить свой долг гостеприимства, подвергалась насмешкам, осуждению и игнорировалась соседями, знакомыми, с нею не рекомендовали вступать в родственные отношения. Мысль, о том, что скажут о ней гости по возвращении к себе, преследовала и направляла хозяина. Днем и ночью он хлопотал возле гостя, старался быть при нем неотлучно, лишь оставлял его на короткое время, чтобы узнать, накормлены ли лошади приезжих. Все делалось из убеждения, что он исполняет завет отцов и долг гостеприимства. И при этом немаловажную роль играл факт, общепринятый в народе, что уважение хозяина семьи и самой семьи зависело от того, насколько часто ее посещали гости.

Гостеприимство – социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Адыгами тот обычай воспринимался как одна из величайших человеческих добродетелей, что отметили все иностранные ученые, которые когда-либо побывали в стране адыгов. В частности, уже известный читателю Джорджио Интериано в XV веке отмечал, что у адыгов «в обычае «гостеприимство и с величайшим радушием принимать всякого». Джиованни Лукка в XVII веке писал об адыгах, что «нет в мире народа добрее или радушнее принимающего иностранцев». «Гостеприимство,– отмечал два столетия спустя К. Ф. Сталь, – есть одна из важнейших добродетелей черкесов...» «Память прежнего гостеприимства сохранилась в преданиях... Несмотря на все бедствия и политические перевороты, эта добродетель не ослабела и поныне», – писал в первой половине XIX века Ш. Ногмов. Однако так было до поры до времени. Гостеприимство, как и все другие компоненты традиционно-бытовой культуры адыгов с изменениями социально-экономических условий жизни народа трансформировалось понемногу, приспосабливаясь к новым условиям. Но об этом позже. А пока продолжим наш рассказ о гостеприимстве адыгов, обратившем в прошлом на себя доброе внимание ученых, писателей.

Гарданов В. К. пишет: «Право совершенно незнакомого человека останавливаться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и представить все необходимое – вот что прежде всего характеризовало обычай гостеприимства у адыгов».

«В Черкесии, – отмечал Хан-Гирей, – путник, томимый голодом, жаждою и усталостью, везде обретает гостеприимный кров: хозяин дома, где он остановился, встречает его радушно и, не будучи с ним вовсе знаком, прилагает все возможное старание его успокоить, даже не спрашивая, кто он таков, откуда и зачем едет, доставляет ему все нужное».

«Гостеприимство развито было между черкесами в самой широкой степени и составляло одну из важнейших добродетелей этого народа, – писал Дубровин. – Гость был священною особою для хозяина, который обязывался угостить, охранять его от оскорблений и готов был пожертвовать для него жизнью, даже и в том случае, если бы он был преступник или кровный его враг». И далее: «...Каждый путешествующий черкес останавливался там, где его застигала ночь, но предпочитал остановиться у знакомого, и притом человека достаточно такого, которому не было бы слишком обременительно угостить приезжего.

Хозяин, заслышав издали о приезде гостя, спешил к нему навстречу и держал стремя, когда тот слезал с лошади. В глазах каждого черкеса не было таких поступков и услуги, которые могли бы унизить хозяина перед гостем, как бы велика ни была разница в их общественном положении. Едва только гость слезал с лошади, как хозяин прежде всего снимал с него ружье и вводил в кунацкую, указывая там место, обложенное коврами и подушками, в самом почетном углу комнаты. Здесь снимали с приезжего все остальное оружие, которое ими развешивалось в кунацкой или относилось в дом хозяина. Последнее обстоятельство имело у черкесов двоякое значение: или что хозяин брал, по дружбе, на себя всю ответственность за безопасность гостя в своем доме или что, не зная его, не очень ему доверял.

Усевшись на почетном месте, приезжий, как водится у черкесов, проводил некоторое время в глубоком молчании. Хозяин и гость, если они были незнакомы, рассматривали друг друга с большим вниманием. Промолчав несколько мгновений, приезжий осведомлялся о здоровье хозяина, но считал неприличным расспрашивать о жене и детях. С другой стороны, черкесы считали нарушением правил гостеприимства закидывать гостя вопросами: откуда он приехал, куда и зачем едет, гость, если желал, мог сохранить полное инкогнито. Хозяин спрашивал его о здоровье только тогда, если приезжий ему был знаком, в противном случае делал этот вопрос не ранее того, как гость объявлял свое имя. В промежуток времени, до ужина – считалось неприличным оставлять гостя одного, и поэтому к нему являлись один за другим соседи хозяина с приветствиями. Почин всякого дела шел от гостя. Он начинал разговор и просил присутствующих садиться, те сначала отказывались, считая неприличным сидеть в присутствии гостя, но потом старшие по летам уступали вторичной просьбе и садились, а младшие стоя размещались вокруг комнаты. Во время разговора, по обычаю, гость обращался исключительно к почтенным лицам или старшим по летам, и мало-помалу разговор делался общим. Общественные интересы страны, внутренние происшествия, сведения о мире или войне, подвиги какого-нибудь князя, приход судов к черкесским берегам и другие предметы, заслуживающие внимания, составляли содержание разговора и были единственным источником, из которого черпались все черкесские новости и сведения.

В разговоре соблюдалось самое тонкое приличие, придающее черкесам при общении между собой вид благородства или благопристойности. Появление прислуги или сыновей хозяина, или его соседей с умывальницей и тазом, для омовения рук, служило знаком того, что ужин готов. Вслед за умыванием вносились в кунакскую небольшие столики о трех ножках. Столики эти известны у черкесов под названием анэ (Iэнэ).

Черкесы были всегда чрезвычайно умерены в пище: ели мало и редко, особенно во время походов и передвижений. «Печали желудка, – говорит пословица,– легко забываются, а не скоро – лишь муки сердечные». Кушанье подавалось чисто и опрятно. Молоко черкесы ели деревянными ложками, говяжий отвар или бульон пили из деревянных чашек, а все остальное ели руками. Зарезанный для гостя баран варился в котле целиком, за исключением головы, ног и печени, и, окруженный этими принадлежностями, приправленными рассолом, подавался на одном из столов. Следующее блюдо состояло также из отварной баранины, разрезанной на куски, между которыми становилась каменная чашка с шипсом – кислым молоком, приправленным чесноком, перцем, солью; в этот рассол туземцы макали баранину. Затем по порядку и достоинству следовали четлибжь – курица с приправою лука, перца, масла; на стол клали пасту... За четлибже – опять кислое молоко, с кусками отварной бараньей головы, ватрушки с творогом, пирожки из творога, плов, шашлык, жареная баранина с медом, рассыпное просо со сметаной, сладкие пирожки. В конце обеда приносили котел с очень вкусным супом, который наливался в деревянные чашки с ушками и подавался гостям. Вино, пиво, буза или арак и, наконец, кумыс составляли принадлежность каждого обеда. Число блюд, смотря по значению гостя и состоянию хозяина, бывало иногда весьма значительно. Так, в 1827 году Натухайский старшина Дешеноко-Темирок, угощая посетившего его английского сераскира Гассана-пашу, подал ему за обедом сто двадцать блюд. За ужин садились по достоинству и значению; лета играли в этом деле весьма важную роль. Лета в общежитии черкесов ставились всегда выше всякого звания; молодой человек самого высокого происхождения обязан был встать перед каждым стариком, не спрашивая его имени и оказывая уважение его седине, уступить ему почетное место, которое в приеме черкесов имело весьма большое значение.

Когда старший прекращал еду, то все, сидевшие с ним за одним столом, также переставали есть, и стол передавался второстепенным посетителям, а от них переходил дальше, пока не опустеет совершенно, потому что черкес не сберегал на другой день того, что было однажды приготовлено и подано. Чего не съедали гости, то выносилось из кунакской и раздавалось на дворе толпе детей и зевак, сбегавшихся на каждое подобное угощение. После ужина подметали и приносили снова умывальницу и на этот раз подавали небольшой кусочек мыла на особом блюдечке. Пожелав гостю спокойствия, все удалялись, кроме хозяина, который оставался тут до тех пор, пока гость не просил его также успокоиться.

Приезжий засыпал с полной уверенностью, что лошади его накормлены; что им дана подстилка, или что они пасутся под надзором особо назначенного на этот раз пастуха... что хозяйка дома встанет рано, до рассвета, чтобы успеть приготовить самые разнообразные блюда и как можно лучше угостит приезжего... При отъезде хозяин и гость пили шесибжь – застремянную чашу. Гость выходил во двор; лошади его и его свиты были оседланы и выведены из конюшни; каждую из лошадей держал особый человек и подавал стремя. Если гость приехал издалека, то ему оказывался еще больший почет: тогда хозяин, не довольствуясь прощанием в доме, садился также на лошадь, провожал несколько верст и возвращался домой только после нескольких долгих убеждений и просьб со стороны гостя».

Созданию гостю наибольшего удобства и покоя предназначено было наличие у адыгов специального гостевого дома – хьэщIэщ (букв.: место для гостя), известного в переводной литературе под названием кунацкой. ХьэщIэщ строился в наиболее удобном месте усадьбы, т. е. вдали от жилища хозяев, ближе к воротам. Рядом с гостевым домом располагалась обязательно конюшня или коновязь. Если гость приехал на коне, то он мог о нем не беспокоиться. Все, что необходимо, сделают хозяева: расседлают лошадь, накормят, напоят, отведут на огороженное пастбище, а в непогоду будут содержать в специальном помещении. В адыгской семье принято было все лучшее приберегать для гостей. Вот и кунацкая – хьэщIэщ представляла собой самое уютное помещение, обставленное лучшей частью имущества хозяев. Здесь обязательны были столы – треноги, называемые адыгами «Iэнэ», кровать с набором чистого постельного белья, ковры, циновки. А на стенках развешивались оружие, музыкальные инструменты. Так, старший приветствовал гостя, младшие занимались конем или быками с арбой, женщины – хозяйственными делами. Если гость оказывался старше возрастом, хозяин занимал левую сторону, сопровождая его в кунацкую. Приглашая гостя в хьэщIэщ, хозяин указывал правой рукой направление и, шагая несколько впереди, шел как бы боком. У самого входа хозяин замедлял шаг, пропуская гостя вперед. А гость должен был зайти с правой ноги, тем самым символизируя принос счастья в этот дом. Если среди приехавших гостей были и женщины, то для их встречи, наряду с мужчинами, выходили и женщины, которые приветствовали друг друга обниманием трехкратным: сначала за правое плечо, затем за левое и завершалось правым плечом. Интересно, почему приветствие обнимания начиналось с правого плеча и заканчивалось правым? Случайное ли это совпадение? Оказывается, нет. Вспомним, какое значение в адыгском этикете придавалось словам – правый – левый, обозначающим в языке противоположные стороны: ижь – правая сторона, сэмэгу – левая сторона. Издавна установилось, что у адыгов правая сторона считается более уважаемой, почетной, удобной. Исходя из этого, определялось место старшего «ЖьантIэ». Гостя сажают справа от старшего хозяина дома или его представителя – одного из старших рода. Если два человека идут (или едут) вместе, то старший из них по адыгскому этикету должен стоять справа, а младший – слева, на полкорпуса отставая от старшего. Занимать место рядом (на одном уровне) со старшим при ходьбе или езде на лошади считалось нескромностью, даже бахвальством, а опережать старшего хотя бы на полкорпуса – признаком плохого воспитания. В данном случае помимо престижности правой стороны присутствует и престижность находящегося впереди («Япэм ит»). Таким образом, при подобном порядке следования в пути считается, что старшему сполна оказывается почет и уважение, если младший стоит слева и несколько отстает. Женщин, независимо от их возраста, ставили по правую сторону, тем самым подчеркивая уважение к ним.

Принимать что-либо от старшего или передавать ему следовало только правой рукой. Протягивание старшему левой руки считалось признаком неуважения старшего, а стало быть плохого воспитания. Входя в дом, правой ногой переступают порог дома (это якобы приносит счастье). А если кто-то переступает порог дома левой ногой, это приравнивается к недоброжелательному отношению к этому дому, к людям, живущим в этом доме. Поэтому обряд «унэишэ» (ввод невесты в дом) в числе других традиционных обрядных требований (постелить свежую баранью шкуру на пороге, осыпать невесту орехами, зерном (просом, фасолью), монетами, конфетами – «къепхъых», помазать губы невесты медом со сливочным маслом – «IурыцIэлъ», выстрелить по очажной трубе (в момент переступления порога невестой) предусматривает, чтобы молодая обязательно переступила порог правой ногой.

Во время праздников, торжественных обедов на стол перед самым старшим (тхьэмадэ) кладут правую половину головы мелкого рогатого скота, зарезанного по данному поводу. Левую же половину не только не ставят на стол, но и даже запрещается выносить из дому. Желая кому-нибудь удачи в определенном деле, ему говорят: Iуэхум Iэ ижь тхьэм ухуищI (букв.: чтобы бог повернул к делу правой рукой). Так же, желая подчеркнуть чье-либо неумение трудиться, неприспособленность к труду, адыги говорят: «Ар Iуэхум хуэсэмэгущ».

Кстати, к адыгскому этикету имеет отношение и левая нога. До сегодняшнего дня существует адыгский обычай, согласно которому всадник – вестник горя (щыхьэкIуэ шу) спешивается так, чтобы он встал на землю сначала левой ногой. Поэтому выражение «сэмэгумкIэ къысхуепсыхащ» (спешился с левой ноги) означает: «Он прибыл ко мне с сообщением о смерти кого-то». Верхового вестника горя узнавали в пути по тому, как он держал повод правой рукой, а плеть – левой. Нормой считают спешивание, когда всадник сначала снимает со стремени свою правую ногу, переносит ее с правой стороны лошади на левую (при этом левая нога остается в стремени) и становится на землю сначала правой ногой, затем левую ногу освобождает от стремени и становится слева от лошади.

Вестник же горя спешивается на правую сторону лошади и ставит сначала на землю свою левую ногу. При обычной езде повод держат левой рукой, а плеть – правой. Предпочтение правой стороны у адыгов распространялось и на различные поверья. Так, они считали, что если правая ладонь чешется (Iэгу ижьыр шхэмэ), ожидается прибавка, получишь деньги, подарок, а если же левая ладонь чешется (Iэ сэмэгур шхэмэ), то ожидается потеря, расходы, ущерб. Если правая сторона лица чешется или правый глаз дергается (НэкIу ижьыр шхэмэ, е напщIэ ижьыр хэлъэтмэ), это предвещало радостные события. Если левая сторона лица чешется или левый глаз дергается (нэкIу сэмэгур шхэмэ, е напщIэ сэмэгур хэлъэтмэ), то не миновать слез, горя. Если правое ухо звенит (тхьэкIумэ ижьыр вуумэ), услышишь радостную весть, а если левое ухо звенит (тхьэкIумэ сэмэмэгур вуумэ), ожидается дурная весть, неприятное известие и т. д.

Даже детей учили в старину обувать сначала правую ногу, затем уже левую, а снимать обувь начинали с левой ноги.

Адыги, заметив, что ребенок становится левшой, предупреждали его несколько раз. Если словесные предупреждения оказывались малоэффективными, они били его по левой руке, когда тот вместо правой руки протягивал левую. Если это не помогало, они ранили ножом не очень глубоко один из пальцев левой руки и завязывали его левую кисть и держали в таком виде до тех пор, пока ребенок не привыкал брать предметы правой рукой, есть правой рукой. Так постепенно приучали его правую руку к более активной работе.

Символическое восприятие адыгами слов правый – левый нашло свое отражение и в их религиозных воззрениях. Так, они утверждали, что согласно Корану у каждого человека на правом плече сидит ангел и записывает все его добрые дела, а на левом плече сидит другой ангел и записывает все его недобрые дела, чтобы на страшном суде все взвесить, что им сделано. На одну чашу весов положат недоброе, на другую – доброе. Если доброе перевесит – пойдешь в рай, недоброе перевесит – пойдешь в ад и т. п. Помещение добрых дел на правой стороне, а злых – на левой, встречающееся в иудейской, христианской, мусульманской и других религиях, уходит корнями к древнейшей космогонии, признававшей в мире вечно противоположных, противоборствующих начал добра и зла и отражает дуалистическое представление древних людей о мироздании.

Адыгэ нэмыс предписывал специальные правила тактичного поведения как хозяев, так и гостей во время встречи – приветствия. Они предусматривали очередность приветствия с учетом возраста, пола. Первым здоровался идущий. Здоровался со старшим мужского пола. С женщинами: здоровались после мужчин. Обменивались рукопожатиями, причем ладонями, а не кончиками пальцев. Признаком невоспитанности или плохого воспитания считалось пристально смотреть в глаза здоровающемуся. («И нэр ирищIу, и нэм щIэплъыхьу».) Полагалось слегка опустить глаза и лишь время от времени поднимать их, разговаривая с гостем или старшим по возрасту. При встрече близких знакомых, подчеркивая свое расположение друг к другу, протянутую для приветствия руку каждый пожимал двумя руками и некоторое время не отнимал рук. Все это сопровождалось соответствующими речевыми этикетными формулами типа: Уузыншэм! ФIэхъус! Сэлам! Сыт ухуэдэ (тхьэм жиIэм), Дауэ ущыт? Сыт уи узыншагъэ? («Здравствуй!», «С прибытием!», «Салам!», «Как живешь (благодаря богу)?», «Как живешь?», «Как здоровье?») и т. д. Незнакомого гостя приветствовали пожатием правой руки. Причем сила пожатия тоже оговаривалась. Рекомендовалось умеренно, средне пожать руку незнакомого человека (гостя). Совсем не пожимать протянутую руку, а слегка прикоснуться к ней, расценивалось как какой-то нежелательный признак. Всю силу вложить в рукопожатие – тоже считалось неприличным. Такое же положение с объятием (обниманием), с выражением своих эмоций по поводу встречи. В осанке, в походке, в позе, в жестикуляции должно было постоянно присутствовать чувство меры, соответствующее возрасту, полу, росту, комплекции. Прибывшему гостю оказывались самые различные знаки внимания и уважения. Так, проводив его в хьэщIэщ, ему помогали снять верхнюю одежду, оружие и усаживали на почетное место. При желании он мог сохранить полное инкогнито, а спрашивать, кто он, откуда и куда держит путь считалось неприличным. Гостя можно было расспросить лишь по истечении трех дней. И тогда хозяин не позволял себе касаться тем, неприятных гостю или задавать двусмысленные вопросы. В процессе разговора не перебивали, не переспрашивали, не задавали уточняющих вопросов, не спорили с ними, даже если они были не правы или в чем-то ошибались. Гостя надо было уметь слушать внимательно и заинтересованно. При госте не допускалось переговариваться на непонятном языке. Не случайно англичанин Джемс Белл писал: «По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе как на самый вежливый от природы народ, который я когда-либо знал или о котором я когда-нибудь читал». Умение хозяев вести беседу, занять гостя, а также способность со стороны гостя достойно поддержать начавшийся разговор, продолжить его – считалось хорошим тоном поведения.

В доме, где остановился гость, должен царить покой и порядок: в присутствии гостей не прибирали комнату, не подметали, не суетились. Угощения в честь гостя готовились так, чтобы это было незаметно для него. В доме говорили спокойно, без нервозности, пререканий, старались ходить потише, не топать ногами. За детьми организовывался надзор, чтобы те не допускали излишние шалости. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом – для гостя. Снохи семьи, а если их не было, младшие дочери помогали гостям умываться и почистить одежду. Джиованни Лукка вспоминал, что в адыгском доме не только заботились о чистоте одежды, но и были очень внимательны. И он в восторге восклицал: «Нет в мире народа добрее этого или радушнее принимающего иностранцев». «...Что это за фигура – гость? Откуда взялся и чего ему не сидится на месте?» – полушутя вопрошает А. Мальсагов. Он склонен считать, что обычай гостеприимства способен взвалить на себя какие-то социально-значимые нагрузки в смысле взаимоузнавания народов страны и духовного взаимообогащения друг друга. И мы разделяем его точку зрения, ибо уверены, что взаимоузнавание народов обязательно послужит их взаимообогащению, сближению, взаимоуважению и дружбе, а это гарантия их расцвета, мира, согласия между ними.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16
Литературная гостиная по теме:
«Адыгский этикет в пословицах и, поговорках адыгского народа и в лирике адыгейских поэтов»,

посвящённая Году культуры РФ

Выполнила: Конова Н.Ф,

учитель адыгейского литературы

МБОУ СОШ №16 п. Тульского

Майкопского района.

п.Тульский

2014 год.

Введение.

Сценарий литературной гостиной.


  1. Цель. Задачи.

  2. Оборудование.

  3. Рефлексия.

  4. Значение слова «этикет».

  5. Пословицы и поговорки- малые жанры фольклора.

  6. Пословицы и поговорки об умственных способностях человека.

  7. Внутрисемейный этикет.

  8. Почитание старших.

  9. Адыгейское гостеприимство.

  10. Стихотворения К. Жанэ «У адыгов обычай такой», «И не то еще увидишь», «Гость», Х. Мурумова «Моя сторонка», Дж. Чуяко «Добрый обычай», Р.Нехая «Адыгейский стол».Песня «Салам алейкум».

  11. Отрывок из фильма «Адыгэ Хабзэ». Песня «Мой аул»

  12. Трудовое воспитание. Чувство коллективизма. Шихаф.

  13. Стихотворения К.Жанэ «Камбулет», Х. Беретаря «Яблоня», «У адыго обычай такой».

  14. Рыцарское отношение к женщине.

  15. Инсценировка адыгского обычая «Остановить драку».

  16. Танец «Встреча у родника».

  17. Стихотворение К.Жанэ «Так в Адыгее говорят» и песня Анзора Жудова.

  18. Рефлексия.
Заключение.

Список используемых источников.

Введение.

Литературная гостиная- содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Это – форма постижения эстетики. «В красоте нужно жить, чтобы узнать ее», - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый ощутил особый эмоциональный настрой «на самый высший лад» - лирический.

Эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходят к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически; как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен…

Таким образом, первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе- эстетического мировоззрения.

Не отделим от эстетического компонента нравственный. Весь «литературный материал», который дети «пропускают через себя»

Нравственно- ориентирован (на высшие человеческие ценности), то есть, осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности.

Нравственное и эстетическое воплощается в слове. Главный нерв нашей работ, ее стержень – общение с поэтическим словом.

В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:


  • Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.

  • Осмысление «генеральной идеи» поэтического спектакля.

  • Выстраивание композиции и подготовка сценария.

  • Подготовка музыкального оформления.

  • Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.

  • Анализ лирических стихотворений.

  • Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.

  • Подбор декораций и костюмов.

  • Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).

  • Рефлексия. Традиционное заключение, когда с зажженной свечей по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.

  • Формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову.

  • Развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика.

  • Освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами.

  • Приобретение опыта публичного выступления.

  • Расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.
Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно- нравственной сферы личности. Литературно- музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как человекоформирующий фактор.

Литературная гостиная- это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная – любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение помнить и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, учителя-филологи, может дать достойным, практический ответ на этот вопрос, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий, сделав добро традиций проведение в школе литературных гостиных.

^ Литературная гостиная. 2

Тема: «

Цель : ознакомить учащихся с элементами « адыгэ хабзэ» с опорой на пословицы, поговорки народа и лирику адыгейских поэтов.

Задачи:


  1. сформировать у учащихся понятие об «адыгэ хабзэ»;

  2. проследить элементы адыгского этикета в пословицах, поговорках, в лирике адыгейских поэтов, обратить внимание учащихся на их значение в повседневной жизни;

  3. способствовать развитию у учащихся высоких моральных качеств личности;

  4. воспитывать у учащихся чувства уважения, сопереживания, отзывчивости, толерантности по отношению к окружающим и представителям других культур.

Оборудование:


  • компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • «смайлики»для рефлексии;

  • фильм «Адыгэ хабзэ»;

  • Анзор Жудов «Так а Адыгее говорят» - видеозапись
«У адыгов обычай такой» - видеозапись

«Салам- алейкум» - видеозапись.

Литературная гостиная. 2
Тема: «Адыгский этикет в пословицах, поговорках адыгского народа и в лирике адыгейских поэтов».
ПЛАН

(Слайд 1)

Желтый- могу кое-что рассказать;

Зеленый- знаю многое.
- Начать встречу хотелось бы с вашего понимания значения слова «этикет» (Слайд 2) . Как вы понимаете это слово? (ответы детей)

Важно ли, на сегодняшний день соблюдать элементы этикета? (ответы детей)

Иными словами, (клик ) ЭТИКЕТ – это правила поведения в обществе, которых должен придерживаться каждый культурный человек. Знание правил этикета позволяет легче жить в любом обществе. Для успешного общения представителей разных культур необходимо знать язык культуры – язык этикета.

У адыгов этикет представляет собой свод неписанных законов (обычаев), известных под названием «АДЫГЭ ХАБЗЭ» (клик) .

И. Машбаш в своем стихотворении «АДЫГЭ ХАБЗЭ – этикет адыгов» сказал:

«На лучшем месте усади отца»,

Будь с матерью учтивым до конца.

АДЫГЭ ХАБЗЭ – это не совет,

А правила, мудрей которых нет».

С самого рождения адыги прививали своим детям элементы адыгэ хабзэ – те нормы человеческого поведения, которые будут способствовать благоприятному существованию. Когда адыги говорят о ком-либо «адыгагъэ хэлъ» («в нем присутствует адыгство») – это означает, что человек обладает лучшими человеческими качествами.

Адыгская народная мудрость гласит: (Слайд 3) «Унэм зыщигъаси, хасэм кIо!» ((клик) «Дома научись вести себя, а потом иди в общество»).

Очень интересен тот факт, что, встретив молодого человека или молодую девушку, адыги спрашивают: «Чей ты сын (дочь)?» - не как зовут, а кто воспитал. Ведь не даром адыгская мудрость гласит: «Посмотри на мать, прежде, чем жениться на дочери. Посмотри на отца, прежде, чем выйти замуж за сына.» («Янэ еплъы, ыпхъу къэщэ. Ятэ еплъы, ыкъо дакIо»)

В воспитании подрастающего поколения и в формировании взглядов на жизнь взрослых членов адыгского общества большое значение имеют пословицы, поговорки, легенды, сказания, притчи и т.д.

Давайте, еще раз обратим внимание на тему нашей встречи (зачитывается). (Слайд 4)

Существуют фольклорные жанры, с которыми мы встречаемся ежедневно, которые прочно вплелись в нашу речь, стали ее частью. Это малые жанры фольклора, прежде всего, пословицы и поговорки. Они отличаются краткостью, емкостью, ритмичностью, а значит, легко запоминаются. Они создаются и рассказываются не только взрослыми, но и детьми.

Почему же пословицы и поговорки относят к «малым жанрам фольклора»? Да потому, что они зачастую состоят из одного предложения. Но именно в этих произведениях сосредоточена мудрость народа.

(Слайд 5) А.С.Пушкин высоко ценил пословицы и поговорки, сам собирал их, умело пользовался имим в своих произведениях. И с восхищением писал: (клик) «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке! Что за золото!»

Адыгейские писатели и поэты тоже высоко ценят пословицы и поговорки как хранители народной мудрости, широко используют их в своих произведениях. Известный адыгейский писатель (Слайд 6) Исхак Машбаш восхищенно пишет: (клик ) «Я всегда думаю о том, сколько народной мудрости содержится в пословицах, поговорках, скороговорках... И когда пишу, и когда разговариваю, - они большие мои помощники».

Пословицы и поговорки отражают психологию народа, его характер, образ мышления, его обычаи и традиции. Нет такой области человеческой жизни, которая не отражалась бы в адыгских пословицах и поговорках, они обладают огромной воспитательной силой. (Слайд 7)

В том, что в жизни человека большое значение имеет ум, никто не сомневается. Адыги с раннего детства стараются развивать в своих детях умственные способности. Многие пословицы и поговорки призывают подрастающее поколение к овладению знаниями, показывая все превосходство человека, обладающего умом.

Глупый человек, что очаг без огня.

Привычки матери – выкройка для дочери.

Гни лозу, пока она молодая.

Кто глуп, тот беден.

У кого ум, у того выдержка.

Умей обойти глупого, а умный сам найдет к тебе подход.

Ум не имеет цены, знания- пределы.
- А тех, кто не хочет развивать свои умственные способности, считая себя самыми умными, народ осуждает в своих пословицах и поговорках: «Умный не оправдывается, дурак сваливает свою вину на спутника.»

Какими бы умственными способностями Бог ни наделил человека, он не станет умным, а тем более мудрым, если не будет учиться, развивая свои способности. Адыги считают, что учиться никогда не поздно, но учить и воспитывать детей начинают прямо с рождения.

- «Адыгэ хабзэ» регулировал не только взаимоотношения в обществе, но и взаимоотношения в семье. Если кто-то из членов семьи не соблюдал внутрисемейный этикет, то это осуждалось обществом. (Слайд 10)
По этикету адыгов принято почитать старших и беспрекословно слушаться их, люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся на особом положении. Молодой человек всем видом должен выражать внимание, уважение к старшему, готовность выполнить любое поручение.

Младшему строго воспрещалось окликать старшего. Чтобы привлечь внимание старшего, нужно было войти в поле зрения последнего и затем уже обращаться к нему. Об этом говорится во многих пословицах и поговорках.
(Дети зачитывают с места, коллективно дают объяснение.)

Старшего не окликают, его догоняют.

У кого старики, у того порядок.

Что сказано старым – выполняй, а что молодым приготовлено – ешь.

Давайте вспомним строчки из стихотворения Киримизе Жанэ «У адыгов обычай такой»:

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый старик,

Ты не думай его перебить,

Придержи свою гордость и прыть,

Уважай его возраст седой-

У адыгов обычай такой.
Предлагаю перейти к традициям адыгского гостеприимства.

Каждый адыг строил напротив своего жилого дома еще небольшой домик, который предназначался для приема гостей. Он назывался по-адыгейски «хьакIэщ», (Слайд 12) т.е. дом для гостей, а в литературе получил название «кунацкая». К кунацкой пристраивали конюшню для лошадей путников. В любое время дня и ночи гость или путешественник мог зайти в хачещ, не спрашивая разрешения хозяина - двери хачеща вообще не замыкались. Гость любой национальности и любого вероисповедания мог рассчитывать на одинаково радушный прием хозяина.

Конечно, не у всех адыгов был одинаковый достаток и не
все хачещи были богато обставлены, но в одном можно не сомневаться - все самое лучшее, что было у семьи, находилось в хачеще. Каждый хозяин ничего не жалел, чтобы хорошо обставить кунацкую и позаботиться о лучшем угощении для гостей.

Преимущество адыгского гостеприимства перед принятой у других народов системой обслуживания путешественников состоит в том, что здесь путник получал от хозяина постель, пищу и все ему необходимое совершенно без всякого вознаграждения и мог оставаться в качестве гостя столько времени, сколько ему заблагорассудится. Мало того, гостеприимство адыгов распространялось даже на врагов, переступивших порог хачеща, двери которого всегда были открыты.

(Дети зачитывают с места, коллективно дают объяснение.)

Адыгский гость – словно в крепости надежной.

Гость молодым не бывает.

С гостем приходит счастье.

В доме без гостей - тоска,

Не накрытый стол - доска.

Самый бедный адыг и тот гостеприимен.

Отношение адыгов к гостю всегда было уважительным. Каждый адыг считает за честь принимать гостя. «гость в доме адыга, как в крепости»- гласит народная мудрость.

Взаимоотношения между гостем и хозяином, норма их поведения лаконично выражены и закреплены в афоризмах. Например: Где коновязь стоит, там и кунацкая найдется; Приноси для гостя, но не съедай, сказав, что он не придет; В доме, где нет гостя, там нет благословения; У адыга хлеб- соль на ладони.

Вспомним строчки о гостеприимстве из стихотворения К. Жанэ «У Адыгов обычай такой»
«Если гость подойдет ко двери-

Свое сердце ему отвори,

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой-

У адыгов обычай такой.»

А теперь прочитаем еще два стихотворения К.Жанэ о гостеприимстве:

«И не то еще увидишь» и «Гость», отрывок из стихотворения Хусена Мурумова «Моя сторонка».

У Дж. Чуяко есть стихотворение о гостеприимстве «Добрый обычай», у Руслана Нехая – «Адыгейский стол».

А сейчас посмотрим отрывок из фильма «АДЫГЭ ХАБЗЭ».

О каких элементах гостеприимства вы узнали из фильма (ответы детей).
Песня «Мой аул».
Чувство коллективизма очень сильно развито у адыгов, поэтому и в радости, и в горе они помогают друг другу.

Умение трудиться считается у адыгов одним из главных качеств человека. С раннего детства подрастающее поколение приучали работать, выполнять посильную работу не только дома, но и помогать соседям и родственникам. Любой взрослый человек может сделать поручение, послать за чем-либо, попросить оказать небольшую услугу, и молодой человек, оставив свои дела, должен, по обычаю адыгов, четко выполнить поручение и доложить о том, что сделано.

(Слайд 8) Хорошее трудовое воспитание получали молодые люди и на шихаф (ш1ыхьаф) - традиции взаимопомощи у адыгов. Эта традиция возникла в глубокой древности, но сохраняется до сих пор. Она устраивается при строительстве дома, при уборке урожая, заготовке сена, стрижке овец, обработке шерсти и для выполнения других трудоемких работ. (клик) Дословный перевод слова «ш1ыхьаф» означает «делать в долг» (ш1ы - делай, хьафы - долг).

За несколько дней до назначенного дня хозяин строящегося дома оповещает своих родственников, соседей и всех аульчан о предстоящем ш1ыхьаф. Так как необходимыми чертами характера настоящего адыга считаются щедрость, готовность бескорыстно помочь нуждающемуся, то не пойти на ш1ыхьаф без очень веской причины считается безнравственным.

Чувство уверенности в будущем может быть только у человека, который может положиться на своих друзей, родственников, соседей, т.е. в целом на общество, в котором он живет.

Каким бы богатым и сильным не был человек, он не может жить без общения с другими людьми и без их помощи, поэтому он должен заслужить уважения общества. А чтобы заслужить это уважение, нужно заботиться не только о своем благополучии, но и о благополучии других людей, оказывать помощь нуждающимся членам общества и, прежде всего, соседям, родственникам и друзьям.

(Дети зачитывают с места.)

Кто спал весной, тот плачет осенью.

В неначатом деле змея водится.

Труд возвышает человека, лень обесценивает.

Каков работник, таков и урожай.

Кто говорит «сегодня»- богатеет,

Кто говорит «завтра»- разоряется

(т.е. «не откладывай на завтра то, что возможно сделать сегодня»).

Свое слово украшай делом.

Доброе дело приятнее, чем доброе слово.

У мастера много друзей.

Для умельца темнота не помеха.

В пору сенокоса помни о снежном буране.

Вместе и горы передвинешь.
- Участники шIыхьаф делились на группы для выполнения разных видов работ - более тяжелую работу выполняли мужчины, более легкую - женщины, а детей привлекали для выполнения разных поручений. И взрослые, и дети старались выполнить свою работу как можно тщательнее и быстрее, чтобы не было стыдно перед другими участниками взаимопомощи. Известно много случаев, когда за один день участники ш1ыхьаф заканчивали постройку дома, сарая и туалетов.
Давайте вспомним строчки о взаимопомощи из стихотворении К.Жанэ «У адыгов обычай такой» (Слайд 9):
«Если строишь ты новый свой дом,

Весь аул помогает трудом,

Ты один не поднимаешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой-

«Зерно» и «Камбулет» и стихотворение Хамида Беретаря «Яблоня деда».(Через обычаи и традиции народа осуществляется связь поколений. Яблоня стала символом семьи.)

Давайте вернемся к стихотворению К.Жанэ «У адыгов обычай такой», к строчкам о традиции сажать деревья при рождении ребенка:

«Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин,

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади

В честь того, кто нарушил покой…

У адыгов обычай такой.

Кто только не писал о дивной красоте черкешенок: путешественники и ученые, географы и историки, писатели и поэты, отечественные и зарубежные исследователи.

Черкешенка- дочь сурового и гордого Кавказа, прекраснейшего места на земле. Красота черкешенки вдохновляла поэтов и писателей всего мира, ее чистота и верность покоряли сердца черкесов- джигитов, острый ум удивлял ученых, мастерство восхищало путешественников всех наций и народов.

Но не только красота черкесских женщин удивляла и покоряла поэтов. Что есть красота, не одухотворенная умом и мудростью, не сочетающаяся с чистой и целомудрием? Эти и многие другие достоинства адыгских женщин породили с древних времен рыцарское отношение к женщине, которым пронизаны «Адыгэ хабзэ» и весь адыгский этикет. Адыги воспивали своих дочерей на образах умной и мудрой Сэтэнай- гуащэ, советчицей нартов во всех трудных делах, остроумной Малечипх, талантливой Лащын, потому что всегда ценили в женщинах ум и мудрость.

Адыги издавна с особой теплотой и уважением относятся к женщине. В ней они видят воплощение красоты, нежности, изящества, покорности, внимательности, теплоты.

В присутствии женщины мужчина не должен позволять себе громко, грубо говорить, при ее появлении он обычно встает.

Отношение к женщине, матери, жене отразилось в адыгских мудрых изречений. Вот несколько примеров:

^ Кто не уступает (дорогу) женщине, у того нет совести.

За женщиной оставляют старшинство (т. е. первенство)

Где женщина, там из ножен саблю не вынимают

(т.е. в присутствии женщины не прилично драться).

Но адыги женщину не идеализируют. Такие объективный подход, справедливая оценка поведения жены зафиксированы в пословицах, например:

^ Лучше иметь целый аул врагов, чем жену- врага

(т.е. жена-враг опасней всех)

Злая жена старит мужа

Злая жена гостя не угощает

Злая жена, почувствовав, что ее поругают, сама начинает браниться.

^ Злая жена способна на любую подлость

Не ходи к тому, у кого злая жена и других.

Завершим нашу встречу просмотром адыгейского обычая «Остановить драку».
Анаграммы - литературный прием, состоящий в перестановке букв, слогов определенного слова, что в результате дает другое слово.
(слайд13)

«Адыгэ хабзэ» - свод неписанных законов, который включает в себя обычаи, традиции, правила поведения в обществе, а одним словом (этикет) КЕТЭТИ.
(слайд14)

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В них заключается нородная… (мудрость) МУТЬРОСД
(слайд15)

По законам гостеприимства адыги принимали гостей в домике, который специально для этих целей строился рядом с основным. Он назывался кунацкая или…. (хачещ) ЩХАЧЕ
(слайд16)

Традиция шихаф – это … (взаимопомощь) ПОЩЬВЗАМОИМО

Сегодня на встрече мы с вами говорили об этикете адыгов. Скажите, обычаи, о которых мы вели беседу можно ли отнести к культуре другого народа? Поясните свой ответ. (Если есть вариант, обратить внимание на национальный состав класса: какие обычаи и традиции, схожие с адыгэ хабзэ воспитывают в вас, в вашей семье?)

Стихотворение к.Жанэ «так в Адыгее говорят» (дети читают по 4 строчки)
(Слайд 17)

Звучит песня «Так в Адыгее говорят» Анзора Жудова на стихи К.Жанэ.


  1. Итоги.
Подведение итогов.

Ребята, давайте еще раз вернемся к нашим смайликам. Было ли вам интересно?

Узнали ли вы что-то новое?
Красный – было не интересно, ничего нового не узнал;

Желтый – было интересно, кое-что новое узнал;

Зеленый – было интересно, много нового узнал, хотел бы продолжить изучать эту тему.

Заключение.

Особенность нашей «Литературной гостиной» заключается в том, что она объединяет учащихся разных возрастных групп и разного уровня подготовки.

Рамки «Литературной гостиной2 позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах, пытаться писать свои стихи и не бояться читать их. Работа в ней помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности по краеведению, редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять исследовательские работы, грамотно строить свою речь, писать сценарии, отзывы и, наконец, стихи. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к литературе.

Знания и умения, которые учащиеся приобретают в «Литературной гостиной», несомненно, помогают им в написании творческих работ в участии в различных конкурсах, в общении и в жизни. Учащиеся познают мир прекрасного. Меняются их поступки, отношение к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы.

Таким образом, литературная гостиная воспитывает в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности учащихся, творческое воображение, развивает мышление.

Используемые источники


  1. История адыгейской литературы в 2-х томах. Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований. – Майкоп, 1999.

  2. Кесебежева Н.И., Киярова Н.А. Адыгейская литература. Хрестоматия для 5-6 кл.сред.шк. Изд. 2-е. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во. 2011. – 288с.

  3. Непсо М.С. Адыгейская художественная культура. 1й год обучения. – Майкоп: 2000г.

  4. Непсо М.С. Адыгейская художественная культура. 2й год обучения. – Майкоп: 1997г.

  5. Сокровища культуры Адыгеи. Под ред. Тарунова А.М. Серия «Наследие народов Российской Федерации» выпуск 9, 2007г;

  6. Савв Р.Х. Мудрость адыгского этикета. Майкоп: 1995 год;

  7. З.У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках. Майкоп: 1992 год;.

  8. Аудиозапись «Так в Адыгее говорят» в исполнении Анзора Жудова.

  9. Видеофильм «Адыгэ хабзэ».

  10. http :// aheku . org - сайт актуальных материалов черкесского мира «Адыгэ хэку».

  11. ru.wikipedia.org - электронная энциклопедия «Википедия» .

  12. www . PROSHOLU . ru - про Школу ру – бесплатная школьная сеть (клуб учителей адыгейского языка и литературы).

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

План – конспект классного часа в 7 "Б" классе.

Тема урока: «Основные понятия адыгского этикета».

Цель урока : познакомить учащихся с основными понятиями адыгского этикета, с возникновением и формированием данных этикетных норм, приобщить к единой адыгской культуре.

План урока.

1.Народы, объединенные общим самоназванием «адыгэ» - кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Общность происхождения, территории, языка, обычаев, традиций. Причины сегодняшней территориальной разделенности.

2.Сохранение единой адыгской культуры.

3.Адыги за рубежом.

4.Понятия «Адыгэ хабзэ», «адыгэ нэмыс», «адыгагъэ», адыгское поведение и другие.

Оборудования.

Диск «Нормы адыгского этикета».

Компьютер с проектором.

Ход урока.

Учитель . Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами познакомимся с нашими предками. У вас, наверное, возник вопрос – «Мы разве не знакомы с ними»? Опережая ваш вопрос, отвечу – не совсем. Может быть вы и знаете, кто такие адыги, но, наверное, не знаете, что некоторые из них живут за границей, не знаете об их культуре, о традициях. Узнаете и о таком понятии, как «Адыгский этикет». Но вначале я хотела бы заслушать ваши сообщения, взятые из словарей об адыгах.

(Заранее учитель распределил небольшие доклады учащимся об адыгах, их происхождении, культуре).

Учащиеся читают свои сообщения.

1 ученик:

Ады?ги (Черкесы), самоназвание адыгэ) - народ, разделенный в России на адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Общая численность в России (750.000~ чел. по переписи 2002). Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США, в других странах Передней Азии. Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек. Говорят на черкесском языке, входящим в абхазо-адыгскую языковую группу и имеющим два литературных диалекта - западный (адыгейский) и восточный (кабардино-черкесский).

В советское время Черкесский (Адыгский) народ, имеющий единое самоназвание (Адыгэ) и говорящий на одном языке (Адыгэбзэ), был искусственно разделен на четыре народа – «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и черкесов. Название «черкесы» осталось только за черкесами Карачаево-Черкесии.

Черкесы так и не получили единую автономию, оказавшись на своей родине в шести субъектах Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край). В трех из них (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) черкесы являются «титульными» народами.

Черкесы (адыги) КЧР - это черкесские субэтносы бесленеевцы и кабардинцы; в Адыгее и Краснодарском крае - абадзехи, бжедуги, кемиргоевцы, шапсуги, кабардинцы, в КБР - кабардинцы.

2 ученик:

Происхождение

Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II тыс. до н. э. В разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Живший в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги. В (древне-) русских источниках были известны под именем касогов (давние соседи адыгов, осетины до сих пор называют кабарду и черкесию кæсæг, а их самих соответственно кæсгон,). В XIII в. распространяется монгольское название черкесы. В XIV-XV вв. часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана, к ним присоединяется ещё одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев. В XVIII в. часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где составила основу черкесов КЧР. Таким образом, в разное время адыги населяли бо?льшую часть территории Западного Кавказа - Черкесию (современный Краснодарский край к югу от реки Кубань, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики и Адыгея).

Кроме России адыги живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где обычно называются черкесами и включают группы абазин, абхазов, осетин, чеченцев и других выходцев с Кавказа. За рубежом адыги расселены компактными группами: в Турции, Иордании, Иране, Ираке, Ливане, Сирии. Общая численность адыгов оценивается более чем в миллион человек, из них свыше 750 тысяч человек - в России. Адыги говорят на адыгейском и кабардино-черкесском языках, исповедуют ислам суннитского толка.

3 ученик:

Культура

В фольклоре основное место занимают нартские сказания (нарт пшинатль), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гъыбзэ). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).

Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы).

Музыкальные инструменты: смычковый шикlэпщын, щипковый апепшин, духовой къамыл, или бжами, деревянная трещетка пхъапшина. Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась гармоника. Традиционный музыкальный фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джэгуакlо гъыбзау, особенно популярным у адыгейцев.

Слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня я познакомлю вас с таким понятием, как «Адыгэ хабзэ». Он считается одним из самых основных признаков адыгского этнического самосознания. Но те, которые переводят адыгэ хабзэ как обычное адыгское право, сильно сужают не только его семантическое значение, но и духовное, нравственное начало. В широком смысле адыгэ хабзэ представляло собой целый спектр социальных норм во всех без исключения областях жизненной деятельности, начиная от простейших житейских правил и кончая обязательными принципами правовой регуляции. Это свод неписаных обычно правовых норм, правил поведения, нравственных положений, определяющих необходимые позитивные качества личности в адыгском обществе. Об адыгэ хабзэ трудно рассказывать словами. Его надо почувствовать. Об этом свидетельствует и пословица: "Хабзэр бзэгупэк1э зэрахьэркъым" (букв.: хабзэ не носят на кончике языка, т.е. о нем не говорят, его соблюдают).

Складывалось адыгэ хабзэ в течение многих веков, и, в силу этого, естественно, сохранило следы различных исторических формации: первобытности, раннеклассового общества, военно-феодального быта и др. этим, видимо, и объясняется такой широкий диапазон социально-нравственных проблем взаимоотношений, охватываемых адыгэ хабзэ. И трудно даже сказать, что в нем самое главное: то ли многообразие правил и законов, регулирующих поступки человека в обществе, то ли психологически точно выверенный вариант поведения для той или иной ситуации, то ли естественность манеры поведения или же мастерское соблюдение простыми адыгами этих тонкостей.

Составной частью адыгэ хабзэ являлись адыгагъэ или адыгэ нэмыс, которые в совокупности обусловливали такие важнейшие нравственные категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыд, умение вести себя в обществе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т.д. Когда говорят о любом из этих человеческих качеств, как будто все понятно. Взять хотя бы уважение к старшим. Что оно из себя представляло? В системе адыгэ хабзэ уважение - это, в первую очередь внимательное отношение к другому, умение ставить себя на его место, проявление своих лучших качеств по отношению к нему. Внешне уважение к старшим проявлялось в следующем. Когда два адыга шли или ехали верхом на лошади, старший всегда находился справа. Если их было трое, то ему полагалось быть посередине, самый младший занимал правую от него сторону, а средний по возрасту - левую. Таким же образом они усаживались за стол. Идущего впереди старшего никогда не окликали. Его догоняли и, пристроившись слева и поздоровавшись, спрашивали о том, о чем хотели спросить. В разговоре старшего никогда не перебивали. При его появлении все везде и всегда вставали. Вставали не только в честь старшего, но и в честь гостей, женщин, соседей, незнакомых, не только у себя дома, но и у чужих, в поле, на сенокосе и т.д., не только тогда, когда сидели на земле, но и когда находились верхом на лошади (приподнимались на стременах или спешивались). Сыновья и дочери, ставшие уже родителями, не садились в присутствии отца; о том чтобы лежать при нем, нечего было и говорить. В этой связи интересно одно предание. Как известно, в прошлом детей знати адыгов воспитывали в "чужом доме", у аталыка, и они росли с рождения до совершеннолетия, не видя своих родителей.

Один такой воспитанник был тяжело ранен. Перед смертью он попросил, чтобы хотя бы один раз ему показали родного отца. Об этом сообщили последнему, и он приехал в дом, где лежал умирающий сын. Адыгэ хабзэ не позволяло, как уже сказано, ни сидеть, ни лежать при отце. Поэтому раненный встал при помощи других с постели и встретил своего отца, как и надлежало, стоя. Он стоял, друзья поддерживали его, а отец сидел и смотрел на умирающего сына. Но недолго это продолжалось. Отец встал и сказал: "Я не насмотрелся на своего несчастного сына, но все я вынужден уйти, ибо стоять ему тяжело, а лечь при мне он не смеет". Отец ушел, а сын тут же упал и умер. Наверное, это жестоко в современном нашем понимании, но таковы были требования адыгэ хабзэ, таково было понятие о чести. А когда речь идет о чести, достоинстве, адыги говорят: "Напэм и пэ псэр ихуэ", что примерно означает: "честь дороже жизни". Когда старший садился или спешивался с лошади, молодые люди брали его лошадь под уздцы и за правое стремя. Примечательно, что то же самое мог проделать и старший, если на лошадь садился молодой человек. В данном случае старшинство признавалось за тем, кто садился на лошадь.

Если младшие отлучались, то они обязательно отпрашивались у старшего. При возвращении же первым делом наведывались к старшему. Признаком воспитанности было также, когда родственники, соседи просто так заходили к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему новости, спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно женщины. Западногерманский этнограф А.Ландманн, которая много занималась изучением жизни и быта, турецких адыгов (черкесов), приводит такой любопытный пример. Отец взял свою взрослую дочь в Анкару впервые. Вышли они из автобуса. Отец, думая, что дочь идет за ним, затерялся в толпе, а дочь, пропуская всех старших, отстала от него. И когда отец, обнаружив, что дочери с ним нет, вернулся, он ее застал на том же месте, где они сошли с автобуса.

Ни одно торжественное событие не проходило без старшего, без тамады. При этом свадьба, свадебный стол были не только местом, где играли, танцевали, наедались, напивались. Она была своеобразной школой, где старший учил молодежь, всех присутствующих обычаям и традициям народа. Согласно обычаям, старший перед самым началом торжеств просил всех быть благоразумными, сдержанными, чтобы не омрачить радость семьи, у которой свадьба, "забыть на время вражду, если вражда существовала между кем-либо из присутствующих". И, естественно, его нарушение осуждалось всеми. Т.о., уважение к старшему опиралось не на силу его власти, а на его авторитет, на его справедливость, учтивость, сдержанность, находчивость, на то, насколько он хорошо знает адыгэ хабзэ. Невозможно перечислить все знаки внимания, через которые проявлялось уважение к старшему. Его имя не произносили женщины и молодые люди, при нем не говорили о жене, муже и детях, при нем не позволяли себе развязную речь, не говоря уже о нецензурных выражениях. За столом раньше тамады никто не начинал есть. Однако кушать переставали чуть позже него. Это касалось и гостья, чтобы дать ему наесться, не стесняясь.

Если старый человек выполнял какую-то работу, молодые люди (знакомые или незнакомые) обязаны были ему помочь. Одиноких стариков, женщин, немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это требовало адыгэ хабзэ от адыгов. О значении хабзэ говорят пословицы: "Тот, кому кажется хабзэ угодничеством, лишает себя и половины того, что заслуживает", "Участь, не знающего адыгэ хабзэ - позор", "Не знающий хабзэ ведет безобразно".

Старшинство определялось главным образом по возрасту. Старший всегда был вышестоящим между братьями, друзьями. Однако, во время походов, наездничества, полевых работ, старшинство зависело не только от прожитых лет, но и от умения организовать людей, от мужества, храбрости, знания дела и т.д. Как можно заметить, уважение к старшим было одним из главных компонентов адыгэ хабзэ, а последнее - составной частью самосознания всех адыгов. Таких устойчивых фразеологизмов в сочетании с понятием "адыгский" в языке адыгов очень много: адыгэ нэмыс (адыгское достоинство, вежливость, репутация, стыд), адыгэ напэ (адыгская совесть, честь), адыгэ псалъэ (адыгское слово) и т.д. То же самое наблюдается и в области материальной культуры: адыгэ унэ (адыгский дом), адыгэ фащэ (адыгский национальный костюм), адыгэ жьэгу (адыгский очаг). Их очень много. Причем адыгэ унэ (адыгский дом) означает не только строение, жилье, но гостеприимство, приветливость, удобство и т.д., точно также, как и адыгэ фащэ (адыгский костюм) понимается не только как утилитарная часть культуры жизнеобеспечения, но и как красота, изящество и пр.

Дорогие ребята! На одном уроке невозможно охватить весь свод правил адыгского этикета. Но мы будем на наших классных часах продолжать знакомиться и приобщаться к этим правилам. А сейчас давайте посмотрим фильм о нормах адыгского этикета. Дома попросите ваших бабушек и дедушек рассказать вам, что такое «адыгэ хабзэ». Уверен, что вы узнаете много интересного.