Сообщение о жизни маршака. Маршак

Маршак — жизнь и творчество

Стихи Маршака - детство многих поколений

3 ноября - день рождения выдающегося советского детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, на стихах которого выросло не одно поколение. Но мало кто знает, что помимо того, что он был известным детским поэтом, переводчиком, он стоял у истоков создания «Детгиза» и занимался развитием детской литературы на протяжении всей своей жизни, понимая её важность в становлении ребёнка как личности.

Творчество Маршака - убедительный пример передачи широким массам читателей богатства поэтической культуры. Его наследие сыграли большую роль в воспитании многих поколений.

В нашей статье, помимо того, что расскажем о С.Я. Маршаке и его творчестве, остановимся на его выступлении на 1-м Всесоюзном съезде писателей о советской детской литературе, чтобы современные читатели могли сравнить глубину идей того времени с потребительскими идеями на примере выступления К.А. Райкина (о чём пишут СМИ) и ему подобных.

В русской словесности XX века Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - явление особенное. О его творчестве написаны книги, исследования, диссертации, сотни статей. Среди писавших о Маршаке - Анна Ахматова и Корней Чуковский, Борис Шкловский и Валентин Катаев, Вера Смирнова и Бенедикт Сарнов, Валентин Берестов и Василий Субботин… Список этот, разумеется, можно продолжить. Суть в другом: поэт Маршак до сих пор по-настоящему литературоведами не изучен, а во многом - неведом не только читателям, но и литераторам.

С.Я.МАРШАК - КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

В конце XIX века в Воронеже в еврейской семье талантливого заводского мастера 3 ноября по новому стилю родился мальчик. Известным всему миру он стал благодаря своему отцу, который считал правильным поддерживать детей в их увлечениях и мечтаниях. Звали мальчика Самуил Яковлевич Маршак.

Его первым учителем был архивист и историк искусства Владимир Стасов, к которому в своих ранних письмах Маршак обращался «Дорогой дедушка».

К 20-ти годам Маршак начал публиковаться. В это же время ему довелось путешествовать на восток, после чего в 1912 году он поступил в университет Лондона. Английским языком Маршак владел превосходно, так что в свободное от учёбы время увлёкся переводами.

Молодому поэту покровительствовали Максим Горький и Фёдор Шаляпин, а сам он с юных лет помогал детям: участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам - жертвам Первой мировой войны, в 1917 организовал и возглавил «Детский городок» - комплекс детских учреждений (библиотека, школа и творческие мастерские), куда вошёл и один из первых советских театров юного зрителя.

С именем Маршака связан расцвет детской литературы в 20-30-х годах.

В 20-х годах Маршак создал первые стихотворные книжки для самых маленьких, в 30-х - сатирические произведения для детей, пьесы и пр. Литературно-педагогическая деятельность Маршака получила теоретическое осмысление в его докладе «О большой литературе для маленьких» (http://s-marshak.ru/works/prose/prose06.htm) на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), многочисленных выступлениях и статьях. Искусство детской поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль «большой» литературы, а в одном ряду с ней. Произведения Маршака для детей были отмечены Государственной премией СССР (1946,1951), Ленинской премией (1963).

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА С.Я.МАРШАКА

Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры - Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. А его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир.

Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло - фольклор разных стран и народов.

В поэзии для детей и в его переводных произведениях, в сатирической надписи и в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе - везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение подстать народной педагогике. Фольклором пронизано всё творчество поэта, начиная от идейного содержания и кончая стилистической инструментовкой произведений.

В поэтическом творчестве С.Я.Маршака отражены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д.Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» - это только немногое из написанного в 20-е годы.

Стихотворения цикла «Детки в клетке» - лаконичные, юмористические, игровые. Они невелики по объёму: две, четыре, редко восемь строк. В них даются конкретные, чёткие черты облика или повадок животных. В своих стихах, адресованных детям, Маршак развивает их чувства и разум.

Тема счастливого детства в творчестве Маршака - магистральная, потому что она объединяет основные проблемы: проблемы ребёнка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы С.Маршака в детской литературе. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).

Образ движения, роста - характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему счастливого детства. Умение видеть перспективу жизни совсем ещё маленького ребёнка, проследить связь детства, отрочества, юности со зрелостью - отличительная черта стихотворений Маршака, посвящённых теме счастливого детства. С именем С.Маршака в детской литературе связано утверждение активной позиции лирического героя - ребёнка.

Кто не знаком с удивительной сказкой «Двенадцать месяцев»? Кому родители не читали в детстве «Кошкин дом»? Или «Багаж» для школьного возраста, на финальных словах которого «Однако за время пути собака могла подрасти» улыбаются и взрослые, и дети? А ещё «Умные вещи», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Сказка об умном мышонке» и другие. Наверняка, многие из Вас, уважаемые читатели, вспомнили эти чудесные стихи. А как не любить его стихи - загадки?

ЗАГАДКИ МАРШАКА

Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.

Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.

Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей - это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака именно маленькие читатели отгадывают намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки. Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.

Стиль Самуила Маршака как бы подражает тому, что обычно используют в народных загадках. Только в последних речь идёт, как правило, о человеке, природе, природных явлениях… Загадки Маршака включают самые обычные вещи, которые человек может использовать в быту: очки, молоток, зеркало, входная дверь, мяч, часы, спички, тапочки, велосипед… Автор старался описать их как можно проще, но чтобы малышам было интересно.

Загадки Самуила Яковлевича Маршака с ответами могут предоставить только маленький намёк, используя который, малыш, для того чтобы отыскать правильный ответ, подключает всю свою фантазию, логическое мышление, весь словарный запас, которым он владеет, и все свои небольшие (для взрослого, но значительные для ребёнка) знания.

Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

РЕЧЬ МАРШАКА НА СЪЕЗДЕ ПИСАТЕЛЕЙ «О БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ»

Измерение роста писателей - дело читателей.
Объяснение социального значения
произведения литературы - дело критики.
М.Горький

В советской литературе вплоть до конца 80-х годов ХХ в. I Всесоюзный съезд советских писателей оценивался исключительно положительно. Так, Ершов Л.Ф. считал, что этот съезд продемонстрировал идейное содружество художников слова:

«Это была блестящая победа нашей партии (ВКП (б) - наше прим.) в одной из сложнейших областей идеологии - в области литературы».
Важный шаг на пути создания ССП (Союз советских писателей) был сделан 23 апреля 1932 года, когда увидело свет Постановление ПБ ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Этим постановлением ликвидировались ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП) и намечался курс на объединение всех писателей, поддерживавших платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей. Было принято также решение о разработке мер по проведению этого решения в жизнь.

Первый Всесоюзный съезд писателей проходил с 17 августа по 1 сентября 1934 года. За это время прошли 26 заседаний, на которых были заслушаны и обсуждены доклады А.М. Горького о советской литературе, С.Я Маршака о детской литературе, К. Радека о современной мировой литературе и задачах пролетарского искусства, В.Я. Кирпотина, Н.Ф. Погодина, В.М. Киршона о советской драматургии, Н.И. Бухарина о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР, В.П. Ставского о литературной молодежи страны, К.Я. Горбунова о работе издательств с начинающими писателями, П.Ф. Юдина об уставе союза советских писателей. Было проанализировано состояние литературы в национальных республиках.

Разнообразным был жанровый состав участников писательского форума: прозаиков насчитывалось около 33%, поэтов - 19,2%, драматургов - 4,7%, литературных критиков - 12,7%, очеркистов - 2%, журналистов - 1,8%, детских писателей - 1,3% и т.д.

Творческим методом советской литературы и советского искусства был объявлен «социалистический реализм».

Содокладчик М.Горького - Самуил Маршак рассказал делегатам о наказах от детей и напомнил, что для юных читателей нужно писать самые разные книги: научные, документальные, художественные.

«I съезд писателей, доклад Маршака и его обсуждение обогатили теорию детской литературы новыми представлениями, расширили сферу дискуссии и послужили стимулом для более углубленного исследования многих вопросов детской литературы.» (Е.О. Путилова «Очерки по истории критики советской детской литературы»).
Приведём некоторые тезисы из его доклада « О большой литературе для маленьких»:

«Вопрос о детской литературе поставлен в ряду первых и важнейших вопросов на Первом Всесоюзном съезде писателей. И это, конечно, недаром. Книги, которые воспитывают наше будущее, заслуживают первоочередного внимания… нас растёт сильное и одаренное поколение. И писать детские книжки - великая честь для наших литераторов…
Мы должны, конечно, дать нашим ребятам прошлое, даже далекое прошлое, начиная с пещерного человека, но вместе с тем мы хотим показать им жизнь и с другого конца - с нынешнего, а то и с завтрашнего дня….
Ребятам нужна художественно-научная, географическая, историческая, биологическая, техническая книжка, дающая не разрозненные сведения, а художественный комплекс фактов…
Дети для нас - не предмет утомительных забот и невинных семейных радостей. Это - люди, которым предстоит много сделать и которых для этого надо хорошо подготовить…
Что можем сделать для подготовки нового человека мы - не педагоги, не инструктора физкультуры, а литераторы - прозаики и поэты? Казалось бы, ответ простой: дать побольше хороших книг. Ведь ребята - это самые усердные, самые постоянные читатели. Они читают не на сон грядущий, не в амбулатории в ожидании зубного врача, не в выходные дни, а ежедневно - также, как обедают и ходят в школу…
Не всякая понятная книжка любима детьми. Очевидно, дело не в доступности, а в каком-то подлинном соответствии книги с мироощущением ребенка…
Задача наша не в том, чтобы потрафить всем разнообразным интересам и вкусам читателя. Мы должны знать эти интересы и вкусы, но знать для того, чтобы направлять и развивать их…
От своей литературы дети ждут помощи, одобрения, научных и житейских фактов, утверждающих в них новое, ещё только складывающееся мировоззрение…
Детская литература должна быть делом искусства…
В лучших литературных и народных притчах и сказках была своя тенденция - борьба за справедливость, сочувствие обездоленным, -- но эта тенденция никогда не переходила в назойливую назидательность.
Исторических книг для детей у нас мало. Если наш ребенок прочтёт даже самый полный их комплект, вся мировая история расположится в его сознании приблизительно таким образом: Спартак - Иван Грозный - Петр Первый -- Пугачевский бунт - декабристы - Николай Первый - Николай Второй - 1905 год - 1917 год. Получается лестница, которая должна вести на десятый этаж, а состоит всего-навсего из девяти ступенек, или, вернее, из тысячи зияющих провалов. А может случиться ещё хуже. Все ступеньки перепутаются.
Дать ребятам историческую перспективу может только школа. Даже для того, чтобы понять и оценить исторический роман, ребята должны располагать хотя бы минимумом представлений и сведений…»
С полным текстом выступления можно ознакомиться по ссылке (http://s-marshak.ru/works/prose/prose06.htm).

Как видно, писателями в те годы перед собой была поставлена цель - подготовка всесторонне развитого человека посредством многообразия детской литературы, при этом писатели не отрывали себя, как некоторая современная творческая интеллигенция (сопоставьте данное выступление с выступлением К.Райкина), от общества, от конкретного человека.

К сожалению, в последние годы многие частенько возмущаются книжной продукцией, которая предназначена для детей. В том числе, продукция эта продаётся в сетевых магазинах. В принципе, сейчас идёт не воспитание, а, в определённой степени, развращение детей, с самого юного возраста. Например, злые считалочки, которые воспитывают неуважение к старшим, к родителям. И многое другое. Вот это самое страшное, потому, что история мировой цивилизации показала, что та страна, где дети не уважают своих родителей, бабушек и дедушек, не уважают своих предков, - такая страна рушится. В истории цивилизации это бывало неоднократно. Детей надо воспитывать, и поэтому на вопрос: «Детская книга - воспитание или развлечение?», ответ должен быть однозначным, как это решали в Советском Союзе - первично: воспитание. Безусловно, должна быть и развлекательная литература, но при этом книги должны быть добрыми, а не злыми. Книга в первую очередь определяет воспитание ребёнка.

Тематическое видео: Самуил Маршак. Гении и злодеи.

Длительность записи: 26 минут

Маршак Самуил Яковлевич (1887 - 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям.


Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.

Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах. Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.

В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.

В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводит с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавляет один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собираются талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М.Горького, создавшего Издательство детской литературы (Детгиз).

Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.

В 1930-е пишет сатирический памфлет "Мистер Твистер", стихотворение "Рассказ о неизвестном герое" и др. В годы Отечественной войны активно сотрудничает в газетах - его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивают и обличают врага. В послевоенные годы выходят книжки стихов - "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я". Много занимается переводами сонетов Шекспира и песен Р.Бёрнса, переводит стихотворения Дж.Китса, Р.Киплинга, У.Водсворта и др.

Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". В 1961 вышел сборник статей "Воспитание словом" - итог большого творческого опыта писателя.

В 1963 вышла "Избранная лирика" - последняя книга писателя. С.Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.

Биография и эпизоды жизни Самуила Маршака. Когда родился и умер Самуил Маршак, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, поэта, драматурга, переводчика, фото и видео.

Годы жизни Самуила Маршака:

родился 3 ноября 1887, умер 4 июля 1964

Эпитафия

«В столицу бессонную путь мой лежит.
Фонарь за домами затерян.
Но знаю: он вечный покой сторожит,
Всю ночь неотлучен и верен».
Из стихотворения Маршака

Биография

Его стихи знает почти каждый ребенок, и сложно найти в России человека, который бы написал и сделал для детей больше, чем Самуил Маршак. Биография Маршака - история невероятного трудолюбия и любви к своей семье и работе.

Маршак родился в обычной еврейской семье - отец работал на мыловаренном заводе, мама была домохозяйкой. В детстве Маршаку пришлось много переезжать - Воронеж, Санкт-Петербург, Ялта. Однажды он познакомился с Горьким, который сразу же разглядел в юноше талант и даже пригласил пожить у него на даче. Вскоре Маршак выпустил первый сборник своих стихотворений, затем снова много путешествовал - как корреспондент петербургских газет. Высшее образование Маршак получил в Англии, куда отправился уже вместе со своей молодой женой. Там, в Англии, он много изучал народный фольклор, и по сей день считается одним из лучших авторов, переводивших на русских язык английские сказки, баллады и стихи. Маршак был не только великолепным детским автором, но и серьезным переводчиком. Именно Маршак познакомил русских читателей с произведениями шотландского поэта Роберта Бернса, за что ему присвоили почетное звание гражданина Шотландии.

Маршак никогда не сидел долго на одном месте. В Екатеринодаре (старое название Краснодара) он стал инициатором открытия первого детского театра, для которого писал пьесы. В Петрограде - организовал детский журнал «Воробей», одновременно руководя детскими и молодежными редакциями и ведя литературный кружок при Дворце пионеров. Даже во время войны Маршак продолжал писать и занимался благотворительностью. Тем не менее Маршак постоянно был под наблюдением у советских властей - успешный автор еврейского происхождения, которого любят и ценят за границей. Когда в 1960-х годах сыну Маршака, выдающемуся физику, была присуждена Золотая медаль Дюпона, очень почетная премия, его не выпустили за рубеж. Мол, могут быть провокации и попытки «опорочить имя Маршака». Но на самом деле, власть просто боялась, что тот не вернется обратно в СССР.

Самуила Яковлевича Маршака не стало 4 июля 1964 года. Последние годы жизни Самуил Маршак прожил в Москве, причиной смерти Маршака стала острая сердечная недостаточность. В день его похорон к дому литераторов в Москве, где проходило прощание с писателем, выстроилась огромная очередь из его поклонников и друзей. Могила Маршака находится на Новодевичьем кладбище.

Линия жизни

3 ноября 1887 г. Дата рождения Самуила Яковлевича Маршака.
1906 г. Переезд Маршака из Ялты в Петербург.
1907 г. Выход первого сборника стихотворений «Сиониды».
1912 г. Брак с Софьей Мильвидской.
1912-1914 гг. Жизнь в Лондоне, учеба в Лондонском университете.
1917 г. Рождение сына Иммануила.
1919 г. Выход сборника «Сатиры и эпиграммы».
1920 г . Жизнь в Екатеринодаре, создание Маршаком первого детского театра в городе.
1923 г. Выход первых детских стихотворных книг Маршака.
1925 г. Рождение сына Якова.
1943 г. Выход сказки «Двенадцать месяцев.
1946 г. Смерть сына Якова.
1960 г. Выход автобиографической повести «В начале жизни».
4 июля 1964 г. Дата смерти Маршака.
9 июля 1964 г. Похороны Маршака.

Памятные места

1. Воронеж, где родился Маршак.
2. Дом Маршака в Острогожске, где он жил в 1898-1902 гг.
3. Лондонский университет, где учился Маршак в 1912-1914 гг.
4. Дом Маршака в Воронеже, где он жил в 1915-1917 гг.
5. Дом Маршака в Санкт-Петербурге, где он жил в 1922-1927 гг.
6. Дом Маршака в Санкт-Петербурге, где он жил в 1927-1938 гг.
7. Дом Маршака в Москве, где он жил в 1938-1964 гг.
8. Музей Маршака в педагогическом колледже № 13 им. С. Я. Маршака в Москве.
9. Новодевичье кладбище, участок № 2, где похоронен Маршак.

Эпизоды жизни

Однажды Чуковский и Маршак, два великих детских поэта, встретились на дне рождения академика Евгения Тарле, специалиста по французской истории. Чуковский решил подразнить Маршака и сказал, что даже такой великий мастер как Самуил Яковлевич не сможет подобрать хорошую рифму к фамилии их друга. Но Маршак тут же ответил экспромтом:
«В один присест историк Тарле
Мог написать (как я в альбом)
Огромный том о каждом Карле
И о Людовике любом».

Как-то Маршак в шутку спросил своего сына Якова: «Чьи сказки тебе нравятся больше всего - мои или Пушкина?» Мальчик задумался, тогда Самуил Яковлевич решил пошутить: «Говори смело, Пушкин не обидится», на что Яков, оценив шутку отца, ответил в том же духе: «Тогда обидишься ты».

Иммануэль, старший сын Маршака, вспоминал, что в 1923 году он сильно болел и врачи посоветовали отцу отвезти мальчика в Евпаторию. Денег у семьи не было даже на дорогу, и тогда Маршак за одну ночь написал «Сказку о глупом мышонке», чтобы отправить сына на курорт.

Маршак очень любил своего младшего сына Якова. Когда тот скончался от туберкулеза, Маршак очень тяжело переживал потерю. Его первая дочь тоже погибла очень маленькой - перевернула на себя самовар с кипящей водой. Единственным ребенком Маршака, пережившим отца, стал его старший сын Иммануэль, сделавший отца дедушкой в тот же год, когда скончался Яков. Мальчика тоже назвали Яковом.

Завет

«Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет».


Документальный фильм о Самуиле Маршаке «Обыкновенный гений»

Соболезнования

«Всего лишь за две недели до смерти, уже едва видя написанный текст, он читал нам новые стихи, делился замыслами…»
Из некролога в журнале «Новый мир»

«Невероятно велика и удивительно прекрасна дорога, которую он прошел. И если бы представить себе всех, кого он встречал на этой дороге, все страны, в которых он искал драгоценные жемчужины слова, чтобы отдать их людям, если бы представить всех, у кого он учился, кого он учил, если бы собрать всех героев его произведений — картина получилась бы грандиозная. Мир продолжает существовать - и этому миру продолжает светить добрая звезда Маршака».
Николай Михайлов, государственный деятель

Через несколько лет, в 1912 году, для завершения образования Самуил Маршак уехал в Англию. Сначала учился в политехникуме, затем - в Лондонском университете.

Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни.

В начале 1920-х годов Маршак учавствовал в организации детских домов в Екатеринодаре. В созданном им детском театре началось его творчество как детского писателя. В 1923 году, вернувшись в Петроград, Самуил Яковлевич написал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Пожар", "Почта", "Сказка о глупом мышонке". Он перевёл с английского несколько детских народных песенок, в том числе "Дом, который построил Джек". С.Я. Маршак возглавил один из первых советских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели.

Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки". Этот сборник неоднократно переиздавался и был переведён на многие языки мира.

В годы Великой Отечественной войны С.Я. Маршака активно сотрудничал в газетах.

В послевоенные годы вышли книги стихов "Почта военная" и "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Весёлое путешествие от А до Я". Самуил Маршак снова побывал в Англии. Много занимался переводами сонетов, песен и стихотворений. Среди драматургических произведений Самуила Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".

В 1963 году вышел сборник "Избранная лирика" - последняя книга писателя.

Самуил Яковлевич Маршак - детский писатель и поэт; родился 22 октября 1887 года в Воронеже, в семье заводского мастера. Умер в 1964 г.
Фамилия «Маршак» кратко переводится с еврейского языка как "Мой учитель".

Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей и замечательным детским писателем . Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Маршак показал, что детскими стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и сказки, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года пробует писать детские стихи. В 12 лет он пишет целые поэмы.

В самых первых стихах Маршака для самых маленьких, например, "Великан", "Мяч", "Усатый-полосатый", "Ванька-встанька" и другие, предметом изображения являются самые простые и знакомые вещи: игрушки ("верный конь и слон домашний"), игры, домашние животные. В героях этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка, и знакомится с окружающим миром через игру. Особое место в стихах у Маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, Маршак показывает своему читателю множество человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор показывает ребёнку необходимость уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность.