Сообщение о творчестве житкова.

Русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь . Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Биография Борис Житков родился в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать – отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли.

О.Ладыгин «Утро на море»

Из воспоминаний К. Чуковского(друга дества): «Мы были однолетки, учились в одном классе Одесской второй гимназии. Мне импонировал его важность, ибо я сам был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности. Он учил меня всему: французскому языку, завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, плаванию, ловле тарантулов…

Корней Иванович Чуковский

…И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал: -Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка! Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился, что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» …И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал: -Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка! Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился, что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» К. И.Чуковский Юношество В 1900 году будущий писатель поступил в Новороссийский университет - с подачи отца - на математическое отделение, в 1901 - перевелся всё-таки на естественное. Вскоре многообещающий студент сделался членом яхт-клуба, водил яхты, дубки и специфически одесский весельно-парусный транспорт под названием "чертопхайка". В годы студенчества Житков побывал со своей командой в Варне, в Марселе, в Яффе, в Констанце и сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. Когда началась революция 1905 года, Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Дома студент приготовлял нитроглицерин для бомб втайне от отца с матерью. Этими бомбами вооружались не только для устрашения черносотенцев, но и для столкновений с полицией. Когда началась революция 1905 года, Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Дома студент приготовлял нитроглицерин для бомб втайне от отца с матерью. Этими бомбами вооружались не только для устрашения черносотенцев, но и для столкновений с полицией. В 1906 году на фоне революционной деятельности Борис окончил Новороссийский университет, а в 1909 сделался студентом снова: поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петербурге. Летом 1912 года, во время морской практики, Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; в 1909 году руководил экспедицией, изучавшей фауну Енисея и исследовавшей его течение до самого устья; в 1914 работал на кораблестроительном заводе в Николаеве; в 1915 году проверял исправность судов перед их выходом в море в Архангельске; в 1916 принимал авиамоторы для русских самолетов, изготовлявшиеся в Англии; после революции преподавал на рабфаке в Одессе математику и черчение, заведовал техническим училищем... Произведения о Житкове

  • Геннадий Черненко. «Две жизни Бориса Житкова»
  • Чуковский К.И. «Борис Житков»
  • Чуковская Л. «Борис Житков"
  • Черненко Г. Т. Вечный Колумб: Биографический очерк (О Б. С. Житкове)
«Я… был очень обрадован, когда ко мне на Кирочную в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через 30 лет после нашей размолвки, вдруг пришёл он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него измождённый, измызганный вид! Жёлтые, впалые щеки, обвислая, истрёпанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость… Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу… он разговорился с моими детьми и… стал рассказывать им о разных морских приключениях… Они…, когда он заканчивал свой рассказ, … кричали: «Ещё!»…. когда он собрался уходить, я сказал: – Слушай, Борис, а почему бы не сделаться «Я… был очень обрадован, когда ко мне на Кирочную в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через 30 лет после нашей размолвки, вдруг пришёл он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него измождённый, измызганный вид! Жёлтые, впалые щеки, обвислая, истрёпанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость… Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу… он разговорился с моими детьми и… стал рассказывать им о разных морских приключениях… Они…, когда он заканчивал свой рассказ, … кричали: «Ещё!»…. когда он собрался уходить, я сказал: – Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй, опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»

К.И. Чуковский

С. Маршак «Почта» - Заказное из Ростова Для товарища Житкова! - Заказное для Житкова? Извините, нет такого! В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра. … Заказное для Житкова. - Для Житкова? Эй, Борис, Получи и распишись! Мой сосед вскочил с постели: - Вот так чудо в самом деле. Погляди, письмо за мной Облетело шар земной, Мчалось по морю вдогонку, Понеслось на Амазонку. Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей.Именно здесь,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека. Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей.Именно здесь,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека. Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других. О храбрости и трусости написаны «Морские истории» Житков – мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего своё дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Житков – мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего своё дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Что я видел « Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает. Ещё раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала». А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» . Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» . Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. А там, в клетке, мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие». А там, в клетке, мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие». Из рассказа «Зоосад»

«Я увидел большую клетку, а в ней ходит зверь, и у него волосы были до половины.

А сзади коротенькая шерсть. Только он очень большой

и жёлтый, а не чёрный. И он очень сердито смотрел…

Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких" Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких" Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой «для четырехлетних граждан» - энциклопедией «Что я видел», опубликована которая была лишь посмертно. Цель этого произведения писатель сам определил как попытку ответить на многочисленные детские «почему» и помочь «почемучкам».Она построена как путешествие, а повествование ведётся от имени четырехлетнего любознательного мальчугана Алёши. Книги Житкова намного пережили своего автора, а гуманизм их, будем надеяться, и сегодня не вытиснится Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой «для четырехлетних граждан» - энциклопедией «Что я видел», опубликована которая была лишь посмертно. Цель этого произведения писатель сам определил как попытку ответить на многочисленные детские «почему» и помочь «почемучкам».Она построена как путешествие, а повествование ведётся от имени четырехлетнего любознательного мальчугана Алёши. Книги Житкова намного пережили своего автора, а гуманизм их, будем надеяться, и сегодня не вытиснится «модной» литературой, в которой, помимо «экшн», ничего большего не просматривается. Борис Житков скончался в Москве 19 октября 1938 года. Интернет-ресурсы

  • ru.wikipedia.org/wiki/Житков,_Борис_Степанович
  • http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Zhitkov.htm
  • http://www.ruscenter.ru/612.html
  • http://www.bookmate.com/books/vMvJb9dj

11 сентября исполняется 131 год со дня рождения знаменитого путешественника и детского писателя Бориса Житкова (1882-1938).

"Если я начну писать про то, чего не знаю, – это вот будут подлинные враки" , – говорил он.

И писал о том, что знал: о дальних странах, о честных моряках, о работящих слонах и храбрых мангустах, о том, как люди летают на Северный полюс и строят электростанции. Житков сумел написать настоящую энциклопедию для четырёхлетних малышей – книгу "Что я видел" , где рассказывается и о метро, и о семафоре, и об огороде, и о зверях в зоологическом саду.

Житков закончил естественное отделение Новороссийского университета, служил моряком, штурманом на парусном корабле, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Учился на кораблестроителя.

"Он мог ответить на все вопросы: о скрипках, кораблях, математике, – вспоминал о Житкове писатель Борис Ивантер, – языках, литературе, оружии, живописи, привычках зверей, сопротивлении материалов, плаванье, аэродинамике.

С карандашом в руке он доказывал вам законы остойчивости корабля и "дальнобойности" скрипки, строил композиции обложки или иллюстраций и объяснял, почему горы не могут быть высотой в 50 километров".

Самуил Маршак восторгался фразой Житкова "Воздух словно звоном набит". Это описание ночной тишины. Таков был его язык – парадоксальный, контрастный, динамичный. И очень сжатый.

"В Аравии солнце до того яркое, что тень кажется ямой". "Во время тайфуна в Тихом океане пальмы на острове ложатся, как трава, воздух становится твёрдым, словно доска, держит, если ты обопрешься на него".

В день рождения писателя "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.

    Житков учился в одном классе одесской гимназии с мальчиком по имени Коля Корнейчуков. Боря, отличник, племянник адмирала, сидел на первой парте. Коля, безотцовщина, хулиган, сын прачки, обитал на "камчатке" и страшно ему завидовал.

    "Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем всё, даже эта надменность", – вспоминал Коля спустя много лет, когда уже стал знаменитым писателем Корнеем Ивановичем Чуковским.


    Коля мечтал свести с Борей знакомство, но робел. Помог случай. Услышав от учителя русского языка, что слово "отнюдь" скоро отомрёт, Коля и его друзья с "камчатки" решили спасти его – употреблять как можно чаще, вставлять в ответы на все вопросы.

    За это Колю наказали – заставили два часа после уроков сидеть в классе, без обеда. Потом Коля побрел домой, и на улице встретил Борю. Мальчики молча шли рядом, и вдруг Боря ни с того ни с сего спросил: "Грести умеешь?". "Отнюдь... То есть нет, не умею...", – пролепетал Коля. "А править рулём?.. А гербарий собираешь?".

    Коля даже не знал, что такое гербарий. "А какой сейчас дует ветер? Норд? Или вест? Или ост?". Видимо, дерзость хулигана с "камчатки" привлекала Борю, с этого дня началась их дружба. Житков стал учить Колю морскому делу, гребле, гальванопластике, французскому языку, причем обращался с ним деспотично и сурово.


    Весной 1897 года 15-летний Борис предложил Коле совершить пеший поход из Одессы в Киев, где жила его сестра Вера Степановна.

    Перед отправлением Коле пришлось подписать контракт с обещанием беспрекословно подчиняться Житкову как командиру. На пыльной жаркой дороге Коля потерял самообладание и, не дожидаясь очередного привала, улегся отдыхать в канаву. Житков ушёл вперёд один. Коля бросился его догонять, и на телеграфном столбе у поворота заметил бумажное объявление, приклеенное воском от свечки: "БОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ НЕ ЗНАКОМЫ".

    В Киеве Коля и Боря встретились. "Он заговорил со мной как ни в чем не бывало, очень дружелюбно, без тени обиды (…).

    Но едва мы очутились наедине и я вздумал продолжать разговор, как вдруг, к моему ужасу, услыхал от Бориса: "Я разговариваю с вами только там, за столом, так как не хочу унижать вас перед Верой Степановной, но вообще – я уже заявил вам об этом – мы больше не знакомы".

    Во время революции 1905 года Борис, студент Новороссийского университета, вместе с боевым отрядом защищал еврейский квартал от погромщиков. Его поразил знакомый еврейский юноша Лёва – слабый и трусливый в обычное время, в бою он оказался храбрее всех.

    Потом Борис узнал, что погромщики зверски убили его сестру – забросили её в горящий дом. "У него в ушах стоял крик сестры", "Это стояло сзади, и на это опирался его дух", – написал много лет спустя Житков в рассказе "Храбрость". Погромам 1905 года посвящён и его роман "Виктор Вавич" .

    Житков отличался великолепной способностью к языкам. Помимо европейских, которые изучались в гимназии, он знал новогреческий, арабский, румынский, польский, татарский, датский, турецкий. Он быстро схватывал особенности местного произношения.

    Однажды в Лондоне он зашёл в лавочку, где часто покупал папиросы. Хозяин спросил: "Что-то вас долго не было видно, сэр... А-а, вы были в Дерби!". "Как вы узнали об этом?", – спросил Житков. "Родной говор услышал, сэр. Я ведь сам из Дерби".

    В 1923 году Житков приехал в Петроград, больной и без денег. У него украли документы, нужные для поступления на работу. В отчаянии он явился к своему школьному другу Чуковскому. Целый вечер развлекал его детей рассказами о своих путешествиях и морских приключениях.

    Чуковский предложил ему написать на этой основе рассказ. И через несколько дней Житков принес ему тетрадку с новеллой "Шквал" .

    "Каждая страница была сложена вдвое, текст занимал лишь одну половину, другая оставалась свободной, именно для того, чтобы я, как "профессиональный писатель", имел наибольший простор для внесения нужных поправок (…) Я (…) с удивлением убедился, что редакторскому карандашу здесь решительно нечего делать, что тот, кого я считал дилетантом, есть (…) законченный мастер, с изощрённой манерой письма, с безошибочным чувством стиля, с огромными языковыми ресурсами".

    В 1924 году в петроградском издательстве "Время" вышла первая книга Житкова "Злое море" .

    Евгений Шварц вспоминал, что Житков любил загадывать приходящим в редакцию журнала "Воробей" научные загадки. Например, "какая фигура получится, если угол комнаты и потолок пересечь плоскостью?". "Ответить надо было быстро, не глядя в потолок".
    После развода с женой Житков поселился у Шварца. "В новом своем обиталище завел он корабельную чистоту, варил настойки и наливки по особым, своим собственным рецептам и рисовал на них акварелью этикетки".

    Однажды жена Шварца пожаловалась, что ни в одном магазине не может найти сахарных щипцов. "Утром на другой день принесли от Бориса письмо и свёрток. Он писал Катерине Ивановне, что нашел в комиссионном магазине щипцы, к сожалению, мельхиоровые, которые просит принять временно, пока он их не заменит серебряными.

    В характере Житкова методичность и терпение сочетались с одержимостью. В конце 1920-х годов он увлекся игрой на скрипке (хотя, по воспоминаниям Чуковского, обучался ей и в детстве, ещё в гимназические годы). "Я играю по 4 часа в день, – писал он Чуковскому 18 марта 1927 года. – …С китайским терпеньем я прохожу этот курс. И я твердо знаю, что я не музыкант.

    И вот подите – страсть и наважденье". Из-за усиленных занятий он даже отказывался от интересных поездок по стране. По словам Шварца, "на скрипке Борис учился играть потому, что ноту надо было на этом инструменте находить своими силами.

    По его мнению, клавиши рояля действовали на ученика развращающе, изнеживающе. В сочетании уже существующих тонов имелась кем-то найденная правильность, (…) чего не могла допустить свободолюбивая душа Бориса".

    Такая же страстность проявилась и в работе над романом "Виктор Вавич", которая шла с 1926 по 1931 год.

    Однажды Житков позвал в гости знаменитого детского поэта Николая Олейникова, чтобы тот послушал очередную главу. Встретил его у трамвайной остановки, сунул рукопись и приказал: "Читай! Я поведу тебя под руку!".

"Если я начну писать про то, чего не знаю, – это вот будут подлинные враки" , – говорил он. И писал о том, что знал: о дальних странах, о честных моряках, о работящих слонах и храбрых мангустах, о том, как люди летают на Северный полюс и строят электростанции. Житков сумел написать настоящую энциклопедию для четырёхлетних малышей – книгу "Что я видел" , где рассказывается и о метро, и о семафоре, и об огороде, и о зверях в зоологическом саду.

Житков закончил естественное отделение Новороссийского университета, служил моряком, штурманом на парусном корабле, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Учился на кораблестроителя.

"Он мог ответить на все вопросы: о скрипках, кораблях, математике, – вспоминал о Житкове писатель Борис Ивантер , – языках, литературе, оружии, живописи, привычках зверей, сопротивлении материалов, плаванье, аэродинамике. С карандашом в руке он доказывал вам законы остойчивости корабля и "дальнобойности" скрипки, строил композиции обложки или иллюстраций и объяснял, почему горы не могут быть высотой в 50 километров".

Самуил Маршак восторгался фразой Житкова "Воздух словно звоном набит". Это описание ночной тишины. Таков был его язык – парадоксальный, контрастный, динамичный. И очень сжатый. "В Аравии солнце до того яркое, что тень кажется ямой". "Во время тайфуна в Тихом океане пальмы на острове ложатся, как трава, воздух становится твёрдым, словно доска, держит, если ты обопрешься на него".

В день рождения писателя "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.

1. Житков учился в одном классе одесской гимназии с мальчиком по имени Коля Корнейчуков. Боря, отличник, племянник адмирала, сидел на первой парте. Коля, безотцовщина, хулиган, сын прачки, обитал на "камчатке" и страшно ему завидовал. "Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем всё, даже эта надменность", – вспоминал Коля спустя много лет, когда уже стал знаменитым писателем Корнеем Ивановичем Чуковским .

2. Коля мечтал свести с Борей знакомство, но робел. Помог случай. Услышав от учителя русского языка, что слово "отнюдь" скоро отомрёт, Коля и его друзья с "камчатки" решили спасти его – употреблять как можно чаще, вставлять в ответы на все вопросы. За это Колю наказали – заставили два часа после уроков сидеть в классе, без обеда. Потом Коля побрел домой, и на улице встретил Борю. Мальчики молча шли рядом, и вдруг Боря ни с того ни с сего спросил: "Грести умеешь?". "Отнюдь... То есть нет, не умею...", – пролепетал Коля. "А править рулём?.. А гербарий собираешь?". Коля даже не знал, что такое гербарий. "А какой сейчас дует ветер? Норд? Или вест? Или ост?". Видимо, дерзость хулигана с "камчатки" привлекала Борю, с этого дня началась их дружба. Житков стал учить Колю морскому делу, гребле, гальванопластике, французскому языку, причем обращался с ним деспотично и сурово.

3. Весной 1897 года 15-летний Борис предложил Коле совершить пеший поход из Одессы в Киев, где жила его сестра Вера Степановна. Перед отправлением Коле пришлось подписать контракт с обещанием беспрекословно подчиняться Житкову как командиру. На пыльной жаркой дороге Коля потерял самообладание и, не дожидаясь очередного привала, улегся отдыхать в канаву. Житков ушёл вперёд один. Коля бросился его догонять, и на телеграфном столбе у поворота заметил бумажное объявление, приклеенное воском от свечки: "БОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ НЕ ЗНАКОМЫ". В Киеве Коля и Боря встретились. "Он заговорил со мной как ни в чем не бывало, очень дружелюбно, без тени обиды (…). Но едва мы очутились наедине и я вздумал продолжать разговор, как вдруг, к моему ужасу, услыхал от Бориса: "Я разговариваю с вами только там, за столом, так как не хочу унижать вас перед Верой Степановной, но вообще – я уже заявил вам об этом – мы больше не знакомы".

4. Во время революции 1905 года Борис, студент Новороссийского университета, вместе с боевым отрядом защищал еврейский квартал от погромщиков. Его поразил знакомый еврейский юноша Лёва – слабый и трусливый в обычное время, в бою он оказался храбрее всех. Потом Борис узнал, что погромщики зверски убили его сестру – забросили её в горящий дом. "У него в ушах стоял крик сестры", "Это стояло сзади, и на это опирался его дух", – написал много лет спустя Житков в рассказе "Храбрость". Погромам 1905 года посвящён и его роман "Виктор Вавич" .

5. Житков отличался великолепной способностью к языкам. Помимо европейских, которые изучались в гимназии, он знал новогреческий, арабский, румынский, польский, татарский, датский, турецкий. Он быстро схватывал особенности местного произношения. Однажды в Лондоне он зашёл в лавочку, где часто покупал папиросы. Хозяин спросил: "Что-то вас долго не было видно, сэр... А-а, вы были в Дерби!". "Как вы узнали об этом?", – спросил Житков. "Родной говор услышал, сэр. Я ведь сам из Дерби".

6. В 1923 году Житков приехал в Петроград, больной и без денег. У него украли документы, нужные для поступления на работу. В отчаянии он явился к своему школьному другу Чуковскому. Целый вечер развлекал его детей рассказами о своих путешествиях и морских приключениях. Чуковский предложил ему написать на этой основе рассказ. И через несколько дней Житков принес ему тетрадку с новеллой "Шквал" . "Каждая страница была сложена вдвое, текст занимал лишь одну половину, другая оставалась свободной, именно для того, чтобы я, как "профессиональный писатель", имел наибольший простор для внесения нужных поправок (…) Я (…) с удивлением убедился, что редакторскому карандашу здесь решительно нечего делать, что тот, кого я считал дилетантом, есть (…) законченный мастер, с изощрённой манерой письма, с безошибочным чувством стиля, с огромными языковыми ресурсами". В 1924 году в петроградском издательстве "Время" вышла первая книга Житкова "Злое море" .

7. Евгений Шварц вспоминал, что Житков любил загадывать приходящим в редакцию журнала "Воробей" научные загадки. Например, "какая фигура получится, если угол комнаты и потолок пересечь плоскостью?". "Ответить надо было быстро, не глядя в потолок".

8. После развода с женой Житков поселился у Шварца. "В новом своем обиталище завел он корабельную чистоту, варил настойки и наливки по особым, своим собственным рецептам и рисовал на них акварелью этикетки". Однажды жена Шварца пожаловалась, что ни в одном магазине не может найти сахарных щипцов. "Утром на другой день принесли от Бориса письмо и свёрток. Он писал Катерине Ивановне, что нашел в комиссионном магазине щипцы, к сожалению, мельхиоровые, которые просит принять временно, пока он их не заменит серебряными.

9. В характере Житкова методичность и терпение сочетались с одержимостью. В конце 1920-х годов он увлекся игрой на скрипке (хотя, по воспоминаниям Чуковского, обучался ей и в детстве, ещё в гимназические годы). "Я играю по 4 часа в день, – писал он Чуковскому 18 марта 1927 года. – …С китайским терпеньем я прохожу этот курс. И я твердо знаю, что я не музыкант. И вот подите – страсть и наважденье". Из-за усиленных занятий он даже отказывался от интересных поездок по стране. По словам Шварца, "на скрипке Борис учился играть потому, что ноту надо было на этом инструменте находить своими силами. По его мнению, клавиши рояля действовали на ученика развращающе, изнеживающе. В сочетании уже существующих тонов имелась кем-то найденная правильность, (…) чего не могла допустить свободолюбивая душа Бориса".

10. Такая же страстность проявилась и в работе над романом "Виктор Вавич", которая шла с 1926 по 1931 год. Однажды Житков позвал в гости знаменитого детского поэта Николая Олейникова , чтобы тот послушал очередную главу. Встретил его у трамвайной остановки, сунул рукопись и приказал: "Читай! Я поведу тебя под руку!".

Русский советский писатель. В 1905 в Одессе принимал участие в революционных событиях. Был ихтиологом, капитаном научно исследовательского судна, штурманом парусника, рабочим металлистом, морским… … Большая советская энциклопедия

- (1882 1938) русский писатель, один из зачинателей современной детской литературы. Повести и рассказы (сборники Злое море, 1924, Морские истории, 1925 37), пьесы, научно художественные книги для подростков (Пароход, Рассказы о животных, обе… … Большой Энциклопедический словарь

Житков, Борис Степанович - ЖИТКОВ Борис Степанович (1882 1938), русский писатель. Повести и рассказы (сборники “Злое море”, 1924, “Морские истории”, 1925 37), пьесы, научно художественные книги (“Пароход”, “Рассказы о животных”, обе 1935) для подростков. Повесть… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Автор многочисленных книг для детей. Инженер судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. п. Лит ую деятельность начал в 1923 сборником рассказов "Злое море", сотрудничал также в … Большая биографическая энциклопедия

- (1882 1938), русский писатель, один из зачинателей современной детской литературы. Повести и рассказы (сборники «Злое море», 1924; «Морские истории», 1925 37), пьесы, научно художественные книги для подростков («Пароход», «Рассказы о животных»,… … Энциклопедический словарь

Борис Степанович Житков Дата рождения: 30 августа (11 сентября) 1882(18820911) Место рождения: Новгород Дата смерти: 19 октября 1938 Место смерти: Москва … Википедия

ЖИТКОВ Борис Степанович - (1882—1938), русский советский писатель. Рассказы для детей «Черная махалка», «Дяденька» (оба — 1925), «Джарылгач» (1926), «Про обезьянку» (1927), «Кружечка под елочкой» (1929), «Белый домик» (1935), «Мангуста» (1935), «На льдине»… … Литературный энциклопедический словарь

Житков, Борис Степанович - (1882 1938) писатель, один из зачинателей современной детской литературы. Повести и рассказы (сборники Злое море, 1924; Морские истории, 1925 1937); пьесы, научно художественные книги для подростков (Пароход, Рассказы о животных, обе… … Педагогический терминологический словарь

Не следует путать с Житков, Борис Степанович. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Житков. Борис Михайлович Житков Дата рождения: 20 сентября 1872(1872 09 20) Место рождения: с. Михайловка (Поляны), Ардатовский у … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Житков. Житков, Борис: Житков, Борис Степанович (1882 1938) русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Житков, Борис Михайлович (1872 1943) зоолог,… … Википедия

Биография

ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882−1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное - Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.

Печатался с 1924 - сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб. Злое море, 1924; рассказы для детей Черная махалка, Дяденька, оба 1925; Джарылгач, 1926; Про обезьянку, 1927; Кружечка под елочкой, 1929; Белый домик, Мангуста, оба 1935; На льдине, 1939; циклы Морские истории, 1925−1937, Рассказы о животных, 1935; повести Удав, Черные парус, обе 1927; пьесы Пятый пост, 1927; Семь огней, 1929; сказочная повесть Элчан-Кайя, 1926; научно-художественный книги Про эту книгу, Свет без огня, обе 1927; Пароход, 1935, книжки-самоделки, в т. ч. Одень меня, 1928). Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т. ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова - повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе На воде, нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе Погибель, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах Вата, Компас, Пекарня), доброжелательно-назидательный - в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т. п.). Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги История корабля, цикла Рассказы о технике, адресованного молодежи, романа для взрослых Виктор Вавич (кн. 1−2, 1929−1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л. Н. Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В. В. Бианки и Е. И. Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938.

Борис Степанович Житков родился в 1882 г. в Новгороде. Его родители - учитель математики и пианистка. В детстве жил в Одессе, где дружил с Чуковским. Был активным участником революционных событий в 1095 г.

В 1906 г. окончил Новороссийский университет (естественное отделение), а в 1916 г. получил второе (кораблестроительное) образование в Петербургском политехническом институте.

Житков за свою жизнь сменил множество профессий - работал штурманом парусника, был капитаном научно-исследовательского корабля, рабочим-металлистом, ихтиологом, инженером-судостроителем, пробовал себя в преподавательской сфере, руководил техническим училищем. Очень много путешествовал.

Впервые печататься начал в 1924 г. Сначала ориентировался на взрослую категорию читателей, но со временем перешёл к детской литературе. Его произведения выходили в разных журналах и газетах: «Чиж», «Юный натуралист» «Ёж», «Новый Робинзон», «Ленинские искры» и др.

Произведения Житкова отличаются богатством жизненных наблюдений, значительной познавательной ценностью, чёткостью в определении добра и зла, интересными сюжетами, динамизмом повествования, необычностью и остротой нравственных коллизий, романтической верой в победу справедливости, настоящей и трогательной любовью к этому миру, умением удивляться красоте жизни и будить сочувствие к слабым. Писатель организовал теневой театр и написание специальных книг для малограмотных. Его творчество оказало огромное влияние на детскую литературу следующих лет.

Умер Борис Степанович в Москве в 1938 г. Уже посмертно была издана повесть-энциклопедия «Что я видел», которую многое считают вершиной творчества писателя.