Сообщение о творчестве кандинского. Кандинский Василий Васильевич

Я вообще не поклонница абстракционизма. Но сейчас так много говорят о Кандинском, на его творчестве много сюжетов было сделано на открытии, закрытии Олимпиады, Паралимпиады, что я решила серьёзнее познакомиться с его картинами и его биографией. И вам напомнить, мои дорогие друзья. Давайте вместе пройдемся по его творчеству и вообще по его жизни. Коротко. Из обилия информации в интернете я выбрала на мой взгляд самое основное.

Творчество Василия Васильевича Кандинского — уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.


Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта.

В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой.


Площадь баварского города Вайльхайм.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно.

До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончил в 1893 г. юридический факультет Московского университета.

Это одна из самых знаменитых картин Кондинского. "Гребля"

Резкие черные линии изображают весла и являются ключом к картине, стиль которой немало удивляет зрителей.

Но отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках в России.

«Дома в Мюнхене»

были написаны В.Кандинским в 1908 году тем живым цветом, который впоследствии стал его «визитной карточкой.

Кандинского волновала и вдохновляла русская художественная традиция:

иконы, древние храмы, сказочные персонажи.

В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих

поисков Кандинского:именно линия и цветовое пятно,

а не сюжет являются носителями духовного начала

В «Композиции IV» (1911)

черные линии в сочетании с контурными обозначениями предметов образуют вполне абстрактную композицию, составленную из блоков чистого цвета.

Цветовые пятна и линии у Кандинского образуют захватывающую

дух стихию движения и приблизил природу живописи к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.

«В сером» - одна из немногих больших картин масло, сохранившихся от «русского периода» (1915-1921) Кандинского.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский вернулся в Москву. Но пребывание Кандинского в России было недолгим, уже в конце 1921 г. он навсегда покинул страну.

Эта работа Кандинского, продана в Нью-Йорке за 17 млн долларов

В 1933 г., после прихода к власти нацистов художник эмигрировал во Францию.

Умер в 1944 году

Самая дорогая картина Кандинского

«Эскиз к импровизации №8″, которая выставлялась в Москве в октябре 2012г. и была продана на аукционе за 23 млн 42,5 тыс. долл.


Почти 17 лет картина «Фуга» — импровизация Василия Кандинского 1914 года—

держала абсолютный ценовой рекорд для русского искусства.

Была продана за 19 млн.

Великий русский живописец Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Во всем мире знают Кандинского как одного из основоположников абстракционизма. В детстве живописец много путешествовал с родителями по России и странам Европы. В 1871 году семья переехала на постоянное место жительства в Одессу, здесь Василий получил художественное и музыкальное образование.

Василий Кандинский учился в университете на юриста, но вынужден был на время прервать обучение в связи с ухудшением здоровья. Заниматься живописью Кандинский решил относительно поздно – на тот момент начинающему художнику было уже 30 лет. В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, и вплоть до 1914 года Германия стала его второй родиной. Сегодня туристы, заказывающие в Мюнхен туры, имеют редкий шанс посетить места, где когда-то жил и работал великий мастер абстракции.

Творчество Василия Кандинского

Родившийся в обеспеченной семье с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование - родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами.

Изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картины излишне вольной.

Горный пейзаж с церковью Железная дорога Страшный суд

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост.

— Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи.

Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна - отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:

«Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью».

Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей. Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации. Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.

«Мы уверены: Кандинский взывал к слуховому восприятию, хотя не знаем, был ли он сам синестетом», – заявил на недавней конференции британских нейробиологов доктор Джейми Уорд.

По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.

Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке. Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. - М.: Галарт, 1994. - 238 с. - 5000 экз. - ISBN 5-269-00880-7.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». - М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. - 160 с. - ISBN 978-5-4350-0011-5.

Статьи

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. - ISBN 3-8297-1004-6
  • Schulz,Paul Otto.Ostbauern.Köln:DuMont, 1998 - ISBN 3-7701-4159-8
  • Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М.: УРСС, 1998. - ISBN 5-88417-145-9 С. 66-71.
  • Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М., 1998.
  • Раппапорт А. Кандинский в Лондоне // Rossica. - 2002.- Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem.
  • Валерий Турчин. Кандинский в России. М.: Художник и книга, 2005. - 448с. - ISBN 5-9900349-1-1
  • Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. С. 189-249.
  • Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. - М.: Праксис, 2007. - С. 258-294.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mosintour.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Юрист по образованию, стать художником Василий Кандинский решил в 30 лет. Шёл 1895 год, и в Москве проходила выставка импрессионистов. Одной из экспонируемых картин был «Стог сена» Клода Моне, который-то и потряс Кандинского до глубины души: о том, что изображено на полотне, будущий реформатор художественного языка догадался лишь после прочтения названия работы. Воодушевлённый и заражённый новыми идеями, он отправился в Мюнхен - один из центров европейского искусства того времени.

Оказавшись в Европе, Кандинский познакомился с Алексеем Явленским, Иваном Билибиным, Кузьмой Петровом-Водкиным, Игорем Грабарем. Первые навыки в построении композиции, работе с формой и цветом он получил в частной студии Антона Ажбе, после этого учился в Мюнхенской академии художеств. Несколько раз он участвовал в выставках общества «Бубновый валет», а в 1909 году вместе с Францем Марком основал знаменитое общество «Синий всадник», целью которого было освободить искусство от строгого академизма. Название союза Кандинский объяснял так: «Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников…»

Вернувшийся на родину Кандинский Октябрьскую революцию поначалу принял восторженно: в первое время большевики активно поддерживали левые течения в искусстве. Художник даже пробовал сотрудничать с советской властью, но вскоре понял, что ему - потомку дворян и космополиту - не по пути с пролетарской диктатурой. В 1921 году он вернулся в Германию, а в 1933 эмигрировал по Францию, где и провёл остаток жизни.

Первым нефигуративным произведением Кандинского, положившим начало целому направлению в искусстве, стала акварель «Без названия», созданная в 1910 году. Сегодня она хранится в парижском Центре Помпиду.

Кандинский был синестетиком: цвета ассоциировались у него с совершенно конкретными звуками. Так, он говорил, что «синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме - низкие звуки органа», красный «звучит как труба или как удары литавр», а белый «действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам». Возможно, именно благодаря этому дару Кандинскому удавалось сочинять настоящие цветовые симфонии.

Картину «Без названия» мы уже вспоминали, но укажем ещё несколько полотен, без которых немыслимо ни творчество Кандинского, ни абстракционизм в целом. «Композицию VI» живописец изначально хотел назвать «Потоп», и, возможно, в некоторых формах действительно угадываются очертания обломков корабля и тонущих предметов. Впоследствии художник говорил, что неправильно было задавать работе конкретный мотив, ведь внешнее всё равно растворилось во внутреннем. «Композицию VII» многие специалисты считают пиком творчества Кандинского. В водовороте образов переплетаются сразу несколько тем - от воскрешения из мёртвых до Судного дня. «Композиция VIII» заметно отличается от предыдущих работ художника со схожими названиями, ведь в ней он впервые обратился к чётким геометрическим формам. Кстати, именно при описании этой картины Кандинский сравнивал цвета со звуками. Эти полотна - конечно, лишь вершина творческого айсберга мастера.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» - «Der Blaue Reiter ». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве ».

В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз », где подружился с другим творческим авангардистом - Паулем Клее.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.

Живопись Василия Кандинского:

1. «Последовательность», 1935 год

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.

2. «Синий всадник», 1903 год

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства - Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

4. «Осень в Мурнау», 1908 год

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

6. «Гора», 1909 год

Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.

7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год

Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.

8. «Импровизация 10», 1910 год

Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.

9. «Лирическое», 1911 год

В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».

10. «Композиция IV», 1911 год

Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.

11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год

Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений - импровизации и композиции.

12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год

Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.

13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год

Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.

14. «Композиция VI», 1913 год

После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.

15. «Москва», 1916 год

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Художник на фоне картины «Маленькие радости». 1913 год

В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.

Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.

С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты - писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

Одесса. Порт. 1898. Государственная Третьяковская галерея

Ахтырка - Темное озеро. 1901. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Лебаххаусе

Изар около Grosshessolohe. 1901. Мюнхен, Германия, Городская галерея в Ленбаххаусе

Синий всадник. 1903. Цюрих. Частная коллекция

«Синий всадник». 1911–1914

Так называлась картина, написанная Кандинским в 1903 году, альманах и художественное объединение, которые появились в 1911-м. Его вдохновители - друзья-художники Василий Кандинский и Франц Марк. Теперь «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера» , - писал живописец.

Мастерская художника стала научной лабораторией, в которой ставились опыты, ради получения нового знания. Не будем забывать, что Кандинский был ученым и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и современного искусства были очень важны для него. Эти опыты вылились в книгу Кандинского «О духовном в искусстве» - первый труд художника, посвященный абстракции.

«Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись - это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».

В. Кандинский. «О духовном в искусстве»

Кандинский и революция. 1914–1921

С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.

Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход. Живописец критиковал их в ответ: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом» .

Проникновение социалистической идеологии в искусство Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.

Мурнау. Сад. 1909. Швейцария, коллекция Мерцбахера

Картина с тремя пятнами.1914. Мадрид, Испания. Коллекция баронессы Тиссен

Смутное. 1917. Государственная Третьяковская галерея

Белая линия. 1920. Кёльн, Германия. Музей Людвига

Баухаус. 1922–1932

Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил Кандинского возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции.

В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее: она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них…»

В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус - и чета Кандинских переехала во Францию.

Парижские годы. 1933–1944

Парижские мастера живописи восприняли приезд Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили, во-первых, иностранцев, а во-вторых, абстракционизм. Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски на его картинах бледнеют, а формы становятся биоморфнее. Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством» .

Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук». Последняя считалась самой значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году.

В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене. По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет, пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь 12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.