Драгунский Виктор Юзефович - русский писатель детских повестей и рассказов. Наше сообщение про него составлено для детей с целью ознакомления с жизнью известного автора. Кратко изложена биография писателя, описано его творчество.
Детские годы
В. Драгунский появился на свет 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Его мама - Драгунская Рита Лейбовна, папа - Перцовский Юза Фалькович. Они переехали в мегаполис из Белоруссии перед тем, как родился сын. Когда Драгунскому исполнился годик, родители маленького Виктора решили вернуться в родную страну.
Счастливое детство мальчика длилось недолго. К сожалению, когда ему было всего пять лет, в 1918 году его отец умер от страшной болезни. Спустя некоторое время его мать вышла замуж ещё раз, но и тут семью поджидала беда. Отчим мальчика погиб в 1920 году. Не желая растить сына без отца, Рита Драгунская находит избранника в третий раз - актёра театра Менахема - Мендла Рубина.
Спустя некоторое время новая семья переехала в Москву. В 1924 году у них появился ещё один ребёнок - мальчик Леонид. Виктор был рад братику. Он всё время заботился о малыше и защищал его. Но вскоре после рождения Лени отчим бросил семью и уехал работать в Америку.
Забота о матери и брате легла на плечи Виктора очень рано, но он всегда оберегал и опекал свою семью. В 17 лет он пошел работать и начал обеспечивать мать, брата и себя. Одновременно стал посещать литературный кружок.
Драгунсий - актёр
В 17 лет Драгунского привлёк театр. Кроме кружка писателей он начал ходить ещё и в театральную студию. Талант Драгунского проявился рано и сразу был замечен окружающими. По его сценариям в театре начали ставить различные представления. Писатель сам принимал участие в шоу, а однажды устроился на работу в цирк. Развивая свой актерский талант, Виктор Драгунский смог попасть в мир кино. Он снялся в кинофильме «Русский вопрос».
Драгунский также состоял в театральной труппе пародий «Синяя птичка».
Литературная деятельность
Как было сказано выше, одновременно с театральной студией Виктор Драгунский посещал литературный кружок. Очень часто он находился в кругу писателей. С их произведений брал пример и черпал вдохновение. Вскоре он начал создавать свои труды. Писал юморески, короткие рассказы, сценарии забавных сценок и клоунад.
- Заколдoванная буква;
- Девoчка на шаре;
- Пoхититель собак;
- Друг детства;
- Вoлшебная сила искусства;
- 20 лет пoд кроватью.
«Денискины рассказы» вышли внушительным тиражом в издательстве, и были «на ура» восприняты публикой. После такого феерического успеха Драгунский продолжил работу над сборником. В 1970 году он дополнил «Денискины рассказы» новыми произведениями:
- Приключение;
- Красный шарик в синем небе;
- Первый день;
- Разноцветные рассказы.
Все эти рассказы так понравились детям, что по их историям сняли несколько фильмов.
Семья
Драгунский был женат дважды. От первого брака с Леной Корниловой у него родился сын Лёня, которого назвали в честь младшего брата писателя. Корнилов - писатель, журналист.
Второй женой героя нашей статьи стала Алла Драгунская. В этом браке родилось двое детей - Ксения и Денис.
Смерть
6 мая 1972 года В. Ю. Драгунский скончался. Прах его покоится в Москве на Ваганьковском кладбище.
Писатель прожил недолгую, но плодотворную жизнь. Его творчество подарило детям много позитива, улыбок и впечатлений.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя
Класс: 4
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Место урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
- учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;
- способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.
Развивающие:
- пробуждать чувство сопереживания, учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;
- способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям В.Ю. Драгунского).
Оборудование: плакаты с пословицами, рисунки по рассказам В.Ю. Драгунского, портрет В.Ю. Драгунского. Тематическая выставка книг «Мастер улыбки», Слайд по теме: «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского».
Ход урока
I. Активизация внимания.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1
Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. Он автор замечательных рассказов о Дениске и его друге Мишке, а зовут его Виктор Драгунский.
III. Настройка» на восприятие .
(включить презентацию «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского»).
Слайд 2
Родился Виктор Драгунский 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Однако в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем. Слайд 3
После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком. С 1931–1936 годы учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских» студии А. Дикого. С 1935 года началась его актерская биография: он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (1948–1958 г.). Слайд 4
Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках. Слайд 5
Был он так же клоуном в цирке на Цветном Бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.
Слайд 6
Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней.
Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряженную и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь – быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.
Слайд 7
Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».
Слайд 8
Первые рассказы о Дениске были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959 году, а первая книжка из 16 рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста веселых рассказов.
Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Отец в этих рассказах – сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, и в нем трудно найти черты прежнего мальчишки, который мог самозабвенно полюбить «Девочку на шаре» и врать про «Пожар во флигеле». В его рассказах светлое и нежное чувство всегда одерживает победу над плоской и тяжеловесной житейщиной.
Слайд 9
«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоят: пытливый и деятельный Дениска, и его друг мечтательный, медлительный Мишка. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать все узнанное и осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым, и наделить долгой жизнью. Так оно и сталось!
Его книги читают не только у нас в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.
Слайд 10
Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы». А сейчас, мы с вами поговорим о некоторых рассказах В.Ю. Драгунского. Первый рассказ – «Он живой и светится …».
IV. Проверка знаний, закрепление.
Слайд 11
1. Рассказ «Он живой и светится …».
- Почему Виктор Драгунский так назвал этот рассказ? Ответ: в этом рассказе речь идет о живом светлячке, который лежал в глубине коробочки и светился.
- Дорог ли для Дениски был его новенький игрушечный – самосвал? Почему? Ответ: самосвал был новый. Он сам сваливал песок, у него была ручка, которую можно вертеть. Этот самосвал подарил Дениске папа.
- Ну, была – не была! Знай мою доброту! Мишка протянул Дениске спичечный коробок с маленьким светло-зеленым огоньком. Действительно ли Мишка был таким добрым? Ответ: Мишка просто хотел любым способом заполучить от Дениски новенький самосвал.
- Как вы думаете, почему так поступил Денис? Почему он самосвал поменял на светлячка? Ответ: мальчик не думал о выгоде, он думал о светлячке. Потому что он живой! И светится… И, это не прихоть мальчика – это его победа над твердым расчетом приятеля.
Это подтверждают слова из текста:
Мама: «Но всё-таки как ты решил отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? Чем же он лучше?»
Я ответил: «Как ты не понимаешь?! Он живой и светится!..»
Вывод: нереальное сияние светлячка, похожего на звездочку, горит где-то в непостижимой дали и вместе с тем, лежит здесь, на ладони, – это сияние оказывается стократ дороже такой ценной вещи, как новенький игрушечный самосвал. Почему светлячок лучше? Потому что он живой! И светится…
И это не прихоть мальчика, заждавшегося в темном дворе своей мамы. Это победа над твердым расчетом приятеля, для которого жизнь есть свод правил арифметики: за самосвал он отдает одну марку Гватемалы, две Барбадоса и лопнувший плавательный круг в придачу.
Слайд 12
2. Рассказ «Тайное становится явным»
(Чтение отрывка текста).
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– … Тайное становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным?»
– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама.
– Понял?..
Денис лег спать и все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?
– Однажды Денис вылил из окна тарелку манной каши, и она попала на шляпу дяденьке, который шел фотографироваться. Почему это случилось и что было потом, вы уже знаете.
После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.
- Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?
- Может быть, стоило Дениске прочитать мораль и объяснить, что так поступать больше не стоит?
- Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?
Ответ: Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.
Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?
Слайд 13
Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?
Можно ли соотнести данную пословицу с рассказом «Тайное становится явным»?
Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?
Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.
Слайд 14
3. Рассказ «Главные реки»
– Сейчас мы поговорим ещё об одном рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки», который, поможет вам избавиться от других недостатков.
- Какое настроение вызвало у вас чтение рассказа «Главные реки»? Ответ: чтение данного рассказа вызвало интерес к самому рассказу, чувство юмора, смех и желание прочитать рассказ до самого конца.
- Почему с Дениской в школе случилась такая скверная история? Ответ: Дениска так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Он думать перестал про какие-то там уроки.
- Какую он клятву дал себе? Ответ: и я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
- Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву? Почему так считаете? Ответ: думаю, что эту клятву Дениска обязательно исполнит, т.к. этот урок он запомнит на всю жизнь.
- Какой отрывок из рассказа вам показался наиболее смешным? (Прочитать отрывок текста).
– Кораблёв! Что же ты? Иди к доске.
И я бодро завёл: Зима!.. Крестьянин торжествуя,…
– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.
– Да, – сказал я.
– Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса Раиса Ивановна.
Это Мишка таким хитрым способом умудрился мне подсказать.
- Помогли ли Дениске подсказки друзей? Ответ: подсказки друзей нашему герою не помогают, т.к. он дома совершенно не брался за уроки. Подсказкой можно воспользоваться только тогда, когда ты учил уроки и просто немного забыл, или потерял главную мысль рассказа.
- Случались ли с вами или с вашими знакомыми подобные истории?
- Над чем вас может заставить задуматься данная история? Ответ: этот нелепый случай, который произошел с Денисом Кораблевым, может заставить задуматься каждого ребенка. Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно.
- Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?
Вывод: Дениску Кораблёва, случившаяся с ним история, научила всегда выполнять уроки.
Это подтверждают слова самого Дениса Кораблёва:
– Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.
Слайд 15–17
Конкурс первый «Чей это портрет?»
1. «…она, наверное, и есть Дюймовочка, какая она была маленькая, милая и необыкновенная».
Ответ: Танечка Воронцова. «Девочка на шаре».
2. – Довольно! Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. Исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова.
– Назови мне самую большую реку Америки. Скажите, кого так отчитывала учительница Раиса Ивановна и за что?
Ответ: Дениса Кораблёва, который не выучил уроки. «Главные реки».
3. Как называется этот рассказ? Назовите имя девочки.
– Пять лет девочке, а говорит «сыски».
– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…
Ответ: Алёнка. «Заколдованная буква».
4. Он любит много разных разностей: булки, плюшки, батон и кекс. Очень любит пельмени, ватрушки, кильку, сайру. Бутерброды прямо, с чем попало, про халву говорить не буду. Всей душой люблю мороженое.
– Ты любишь целый продуктовый магазин? – спросил Борис Сергеевич.
– А люди? Кого ты любишь? Или из животных?
– Ой, чуть не забыл!
– Ещё котят! И бабушку!
Чей это портрет? Как называется этот рассказ?
Ответ: Мишка. «Что любит Мишка».
Конкурс второй. «Кто самый внимательный?»
- На что Дениска выменял светлячка? Ответ: на самосвал. «Он живой и светится».
- Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ: Зеленые, как крыжовник. «Тайное становится явным», «Гусиное горло».
- Какая буква заколдована и почему? Ответ: буква «Ш» «Заколдованная буква».
- Фамилия Мишки? Ответ: Слонов.
- Что купил Дениска в магазине, прежде чем попал в цирк? Ответ: помидоры, сметану.
- Назовите цирковые рассказы В. Драгунского. Ответ: «Мотогонки по отвесной стене», «Девочка на шаре», «Не хуже вас, цирковых», «Слониха Лялька», «Ровно 25 кило».
- Фамилия Дениски? Ответ: Кораблёв.
- Стихотворение, какого поэта, не выучил Дениска? Ответ: Н.А. Некрасова. «Главные реки»
– Да, нелепый случай, произошел с героем рассказа «Главные реки» Денисом Кораблевым и Дениска извлёк из этого положительный урок.
– Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего? (Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно).
– Думаю, что этот урок может пригодиться каждому из нас.
Слайд 18
V. Подведение итогов урока.
– о жизни и творчестве, какого писателя мы сегодня говорили на уроке?
– Назовите рассказы, о которых мы говорили сегодня на уроке;
– назовите, какие рассказы В.Ю. Драгунского вы прочитали дополнительно, о которых мы не говорили на уроке;
– какой из рассказов В.Ю. Драгунского вам понравился больше всего и почему?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ» пст. Первомайский
Проектно - исследовательская работа
«Жизнь и творчество
Виктора Драгунского»
Работу выполнила
Костромина Анастасия
руководитель: Смирнова Елена Ивановна
1.Введение
2.Цели и задачи. Этапы работы.
4.Заключение
5.Литература
«Смех - это радость. Я даю его двумя руками.
Карманы моих клоунских штанов набиты смехом.
Дети должны жить, они должны радоваться…»
В.Ю. Драгунский
Введение.
В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Имя этого писателя известного многим детям и взрослым.
Узнав об этом, я решила познакомиться с произведениями Виктора Юзефовича и прочитала много рассказов этого писателя.
Цель моей работы узнать, как удалось Виктору Юзефовичу Драгунскому заинтересовать своим творчеством столько поколений детей.
Задачи моего исследования:
Изучить литературу по биографии и творчестве В. Драгунского, воспользовавшись, интернет и печатными изданиями.
Оформить проект
Подготовить выступление перед ребятами из своего класса.
Свою работу я построила по следующему плану:
Сбор информации.
Обработка полученной из разных источников информации, выделение самой интересной.
Оформление проекта.
Выступление на классном часе.
Изучив большое количество литературы о творчестве и биографии Драгунского, я столкнулась с тем, что эти данные очень малы и отрывочны. Но первое, что меня заинтересовало, это было то, что день рождения Виктора Юзефовича Драгунского в семье неизменно отмечали не 30 ноября — по паспорту, а 1 декабря — по факту. Дело в том, что он родился в 1913 году в Нью-Йорке, а в России в этот день уже начался декабрь
Каковы же этапы жизни этого замечательного писателя?
Детство
В 1913 году в крупнейшем городе США, в еврейской семье эмигрантов из Гомеля , прибывших в Америку и поселившихся в Бронксе незадолго до рождения сына — Юды Фалькович Перцовского (1894—1918) и Риты Лейбовны Драгунской(она была дочкой социал-демократов, он был сыном владельца лавки секонд-хенда) появился на свет мальчик, которого назвали Виктором. Тяжело жилось молодой семье. Молока не было, денег тоже не было. Кормили ребенка толчеными бананами.
Жизнь в Америке не удалась и в июле 1914 года семья вернулась обратно в Гомель за несколько дней до Первой мировой войны. В 1918 году умирает от тифа отец Виктора (по другим данным, погиб при невыясненных обстоятельствах).
После смерти отца, в семье появляется отчим - ревком города Ипполит Иванович Войцехович, красный комиссар , который в 1920 году погибает.
http://hrono.ru/biograf/bio_d/dragunski_yuri.php
Предлагаю вам ознакомится с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского, советского писателя, одного из знаменитых новеллистов, автора множества рассказов и ярких сборников. Одно из самых его популярных творений – «Денискины рассказы», на которых выросли все, пожалуй, дети советского союза. Они даже вошли в фундаментальную классику русской литературы, стали почвой для подражания и развития новых авторов, а также для формирования множества последователь, как личностей.
Родился писатель 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Происходит Виктор Драгунский из еврейской семьи, а сами его родители были эмигрантами из Гомеля, затем попали в США, где обосновались в Бронксе. Виктор рано лишился отца – в 1918 году он скончался от тифа по одним данным, но также есть информация о тайне смерти отца Драгунского, мол, скончался он по тайным, неопределенным обстоятельствам. В семью вошел новый человек – отчим, красный комиссар, но и его постигла неприятная участь, а следующий отчим был актером театра. Частые гастрольные поездки привели семью с юным Драгунским в Москву.
Виктор Драгунский работал с очень раннего возраста, а также посещал литературно-театральные мастерские. В 1935 году стал выступать в качестве актера Театра транспорта (сейчас он носит название театра имени Гоголя).
Свои актерские дни он совмещал с писательским делом – обрабатывал юморески и фельетоны, а также активно общался с богемной тусовкой, отчего заимел множество контактов с российскими актерами. Благодаря связям, основал свой собственный клуб, который просуществовал с 1948 по 1958 годы, а также стал руководителем своего собственного ансамбля под названием «Синяя птица», которые специализировались на литературно-театральной пародии. Клуб разрастался и становился очень популярным, в нем принимали участие различные молодые дарования, а также известные актеры.
В период Великой Отечественной войны пребывал в ополчении. В 1943 году погиб его брат, что заметно сказалось на нем, как и на многих тех, кто понес утраты в это ужасный период.
В 1959 году Драгунский переквалифицировался и начал писать детские рассказы, что принесло ему огромную популярность. Среди прочих, есть такие популярные рассказы, как «Девочка на шаре» (конечно же, вы слышали хотя бы название этого рассказа), а также «Друг детства», «Двадцать лет под кроватью», «Волшебная сила искусства».
В 1970 году Драгунский выпустил новый цикл рассказов: «Разноцветные рассказы», которые принесли ему заметную популярность, «Красный шарик в синем небе», «Приключения» и прочие.
По мотивам его рассказов, к слову, были проведены сьемки фильмов, а также отснято несколько короткометражек (например, «Капитан», «Где это видано, где это слыхано», взяты многие истории в качестве сюжета для Ералаша).
Также писал Виктор Драгунский и стихотворения, однако, изданы они были только после его смерти уже вдовой. Умер Виктор Драгунский в возрасте 58-и лет в 6 мая 1972 года.
Его творчество и жизнь были полны и разнообразны. Взрослым он подарил веселые детские воспоминания, а детям – чудесные истории. Кроме того, его перу принадлежит и достаточно взрослый рассказ «Он упал на траву», который повествует о самых первых днях войны. Также Драгунского считают отцов отечественного цирка, поэтому его рассказ «Сегодня и ежедневно» о цирковых реалиях также завоевал популярность среди советских читателей.
(Пока оценок нету)
Первый сборник вышел в 1961 году под названием «Он живой и светится».
Свои рассказы В. Драгунский не объединял в цикл, при этом единство создают:
сюжетные и тематические связи;
образ центрального персонажа ‒ Дениски Кораблева (поэтому все произведения Драгунского часто объединяют одним названием «Денискины рассказы»);
второстепенные персонажи (папа и мама Дениски, его друзья, знакомые, учителя) также переходят из рассказа в рассказ;
форма повествования, которое ведется от лица самого Дениски.
Возраст героя в рассказах остается неизменным - это младший школьник. Драгунский остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность и своеобразную логику, «общедетскую» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию. «Чего я люблю» и «…И чего не люблю!» ‒ два знаменитых рассказа Драгунского, в названии которых на первое место выдвинуто собственное мнение ребенка. Это утверждается в перечислении того, что любит и чего не любит Дениска. «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо». Денискины «люблю»-«не люблю» часто полемичны по отношению к предписаниям взрослых («Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами»).
В образе Дениски много типично детского: это наивность, склонность к выдумке и фантазии, иногда простодушный эгоизм. Свойственные детскому возрасту «промахи» оказываются предметом юмора и шуток, как всегда бывает в юмористическом рассказе. С другой стороны, в герое Драгунского есть черты, которые свидетельствуют о вполне сложившейся личности: Дениска решительно противится всякой фальши, он восприимчив к красоте, ценит доброту. Это дало право критикам увидеть в образе главного героя автобиографические черты самого Драгунского. Сочетание лирического и комического - главная особенность рассказов В. Драгунского о Дениске.
Содержание «Денискиных рассказов» связано с происшествиями из обычной жизни ребенка - это случаи на уроках, домашние заботы, игры с друзьями во дворе, походы в театр и цирк. Но их обычность только кажущаяся - комическое преувеличение обязательно присутствует в рассказе.
Драгунский - мастер создания самых невероятных ситуаций на материале житейском, даже обыденном. Основанием для них служит часто парадоксальная логика детей и их неисчерпаемая фантазия. Дениска и Мишка, опоздав на урок, приписывают себе невероятные подвиги («Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»), но оттого, что каждый фантазирует по-своему, следует неизбежное разоблачение. Мальчишки увлеченно строят во дворе ракету, при запуске которой Дениска улетает не в космос, а в окно домоуправления («Удивительный день»). Дети, в отсутствии маляров, решают помочь им красить, но в самый разгар игры обливают краской управдома («Сверху вниз, наискосок!»). Дениска не хочет есть манную кашу и выбрасывает ее за окно, которая попадает на шляпу случайного прохожего («Тайное становится явным»). Все эти немыслимые совпадения и происшествия иногда просто смешны, иногда предполагают моральную оценку, иногда рассчитаны на эмоциональное сопереживание.
Парадоксальная логика, которой руководствуются герои Драгунского, это путь к пониманию ребенка. В рассказе «Зеленчатые леопарды» дети комично рассуждают о всевозможных болезнях, находя в каждой из них достоинства и выгоды («болеть хорошо! Когда болеешь, всегда что-нибудь дарят»). За, казалось бы, абсурдными рассуждениями детей о болезнях стоит трогательная просьба о любви: «когда болеешь, все тебя больше любят». Ради такой любви ребенок готов даже заболеть.
Детская иерархия ценностей кажется писателю глубоко человечной. В рассказе «Он живой и светится…» Драгунский словами ребенка утверждает важную истину: ценности духовные выше материальных. Предметным воплощением этих понятий в рассказе являются железная игрушка, обладающая материальной ценностью, и светлячок, способный излучать свет (символ мечты и любви одновременно). Дениска совершил неравноценный с взрослой точки зрения обмен: он променял большой самосвал на маленького светлячка. Рассказу об этом предшествует описание длинного вечера, во время которого Дениска ожидает маму. Вот тогда-то мальчик в полной мере ощутил мрак одиночества, из которого его спасла «бледно-зеленая звездочка» в спичечном коробке. Поэтому на вопрос мамы, «как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка», Дениска отвечает: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..».
Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» ‒ папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства. Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу.
Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, то смысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в «Денискиных рассказах» очень важны. В рассказе «Рабочие дробят камень» Дениска хвастается тем, что сможет прыгнуть с водной вышки. Снизу ему кажется, что сделать это «легче легкого». Но на самом верху у мальчика от страха захватывает дух, и он начинает искать оправдания для своей трусости. Борьба со страхом происходит на фоне неумолкаемого звука отбойного молотка - там внизу рабочие дробят камень при строительстве дороги. Казалось бы, эта деталь мало связана с происходящим, но на самом деле она убеждает в необходимости упорства, перед которым отступает даже камень. Так же отступила трусость перед твердым решением Дениски совершить прыжок.
Во всех своих рассказах, даже там, где речь идет о ситуациях драматических, Драгунский остается верен юмористической манере. Смешными и забавными кажутся многие высказывания Дениски: «Федька к нам приехал по делу - чай пить» («Мотогонки по отвесной стене») или «Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской» («Синий кинжал»).
Но часто детская речь (с оговорками, ею свойственными) звучит очень трогательно: «Очень люблю лошадей, у них красивые и добрые лица» («Что я люблю») или «Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно…»(«Друг детства). Сочетание грустного и комичного в прозе Драгунского напоминает нам клоунаду, когда за смешным и нелепым видом клоуна скрывается его доброе сердце.