Социальный портрет класса. Учебный проект портрет в изобразительном искусстве Проект учащегося по изо портрет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Рябинушка»,

общеразвивающего вида

г.Улан – Удэ

Воспитатель Чеботарева О.Ю.

Проект по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Портрет человека»

Актуальность: " Рисование человека" является центральной темой в изобразительном искусстве. И это понятно: человек, его труд, его преобразующая природу и мир деятельность, всегда определяли общественное, социально - историческое значение произведений изобразительного искусства. Не случайно в первых же рисунках детей человек занимает центральное место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и сестренка, и папа, и любимые сказочные герои.

Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт, чтобы грамотно и выразительно его изобразить.

Проблема: дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются не использовать этот вид художественного творчества в самостоятельной деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей способам и приемам изображения человека.

Цель: научить детей разнообразным способам изображения человека. Задачи:

1. Познакомить с видами портрета, его особенностями.

2. Научить детей передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение, помочь освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

3. Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, его характер, настроение.

4. Закрепить понятие «автопортрет», продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь.

5. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы.

Предполагаемый результат: дети должны научиться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Длительность проекта: 2 -3 месяца.

Реализация проекта:

1-2 неделя: знакомство с живописью, техникой рисования портрета, изобразительными методами и приемами. Прежде всего необходимо познакомить детей с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

Затем могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам.

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.

Беседы о портретной живописи строятся на основе трех групп вопросов.

Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: "Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?". При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: "О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?". Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: "Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую "тайну" в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?".

Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): "Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?".

Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием "вхождения" в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.

Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая раз ные по настроению произведения, дети обращают внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.

Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у дете й чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.

Используя прием "вхождения" в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.

Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.

Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета ("Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем"; "Определи, к какому портрету подходит эта музыка"; "Придумай свое название портрету"; "Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)

Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором.

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Методы и приемы: рассматривание репродукций картин художников портретного жанра, выделение особенностей изображения (стиль, позы, временные промежутки в создании портрета, свет, цвет), смешивание красок до нужного оттенка, создание шаблонов и трафаретов – головы, прически (мужских и женских); подбор различных художественных материалов.

3 –4 неделя: практическая работа по освоению работы с шаблонами и трафаретами, фоном, средствами изображения.

5 - 6 неделя – рисование портретов папы, дедушки, братьев (ко Дню защитников Отчества).

7-8 неделя – рисование портретов мамы, бабушки, сестер (к Международному Женскому дню).

Примерный конспект занятия по рисованию в старшей группе

"Портрет мамы".

Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке черты её облика (цвет глаз, волос). Продолжать учить правильно располагать части лица. Воспитывать любовь и нежное отношение к маме.

Словарная работа: Портрет, погрудный, жизнерадостная, доброжелательная длинноволосая, круглолицая, чернобровая, большеглазая.

Материал: Плакат с женским погрудным портретом, мел. У детей лист бумаги (А-4), простой карандаш, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание разных портретов, рисование простым карандашом портретов.

Дидактические игры: " Какая", " Скажи ласково".

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня будем рисовать портрет мамы, самого любимого для вас человека.

Будто бирюза, мамины глаза-

Ясные и чистые, добрые, лучистые.

Словно звёздочки все вокруг, и со мною говорят.

Мама - мой любимый друг!

Прежде, чем рисовать, мы с детьми вспоминаем, какой формы голова? (обводим пальцами голову), вспоминаем, где расположены у человека глаза и какой они формы? (глаза расположены ниже лба, и они овальной формы с острыми уголками).

Рисую мелом на доске овал и посередине его глаза. Затем объясняю детям, что надо рисовать только кончик носа, а от кончика носа до конца лица находятся губы. Напоминаю, что шея уже, чем лицо, а плечи шире, чем голова.

Дидактическая игра "Какая?"

Если мама радуется жизни, то она - какая? - жизнерадостная;

Если мама желает добра, то она - доброжелательная;

Если у мамы длинные волосы - длинноволосая;

Если у мамы круглое лицо - круглолицая;

Если у мамы большие глаза - большеглазая;

Если у мамы чёрные брови - чернобровая;

Дидактическая игра "Скажи ласково".

Мама- мамочка, нос- носик, губы- губки, глаза - глазки, брови- бровки, щека - щёчки, лоб- лобик.

А теперь, ребята, вспоминайте мамины глаза, мамин цвет волос, мамин взгляд, мамину улыбку, мамины любимые бусы и начинайте рисовать. Звучит детская песня про "Мамонтенка".

Кто затрудняется , оказываю помощь.

В конце занятия выставляю все детские рисунки на доске и дети анализируют свои рисунки.

Работа с родителями: организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета.

8-9 неделя – изготовление рамок для портретов, организация выставки.

Итог проекта: выставка детских работ «Наши любимые, родные, близкие»

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.

3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательных школ. М., "Педагогика", 1994.

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224 с.

6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. -- М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2007. - 208 с.

7. И. Селютин "Как нарисовать фигуру человека", из серии "Волшебный карандаш", - М., АСТ-издательство, 2007.

8. Казакова Т.Г. "Детское изобразительное творчество" Москва, Карапуз - Дидактика, 2006.

9. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996.

10. Казакова Т.Г. Развив айте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005. - 146 с.

11. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. М.: Изд-во: "В. Шевчук", 2006. -- 208 с.ил.

13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. -- 242 с.

14. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М., "Просвещение", 1978.

15. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Педагогика, 1965.

16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

17. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 "Преподавание черчение и изобразит. искусства". - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.: ил.


Паспорт проектной работы Тема: «Портрет –зеркало души. Руководитель и консультант проекта – Малинина Галина Павловна, учитель технологии МБОУ СОШ 10 Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: ИЗО Учебные дисциплины близкие, к теме проекта: история, литература, искусство, МХК. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: лет Авторы проекта: Ученица 6 класса Абашина Светлана, учащиеся 7 класса Дзюба Мария, Пожарова Алина. Тип проекта: творческий Продукт проекта: написание портретов ученицей 6 класса МБОУ СОШ 10 Абашиной Светланой.


Познакомиться с историей возникновения портрета Познакомиться с историей возникновения портрета Сформировать свое отношение к портрету Сформировать свое отношение к портрету Формировать отношение к увиденному Формировать отношение к увиденному проанализировать литературу по данной теме определить основные этапы работы над портретом Теоретический экспериментальный


Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. Портре́т (фр. Portrait) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии). Портре́т (фр. Portrait) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).фр.живописи графики гравюры скульптуры фотографии полиграфии фр.живописи графики гравюры скульптуры фотографии полиграфии




Виды портрета Автопортрет Автопортрет Портрет – картина, жанровый портрет Портрет – картина, жанровый портрет Парадный портрет Парадный портрет Камерный (психологический портрет) Камерный (психологический портрет) Семейный портрет Семейный портрет Исторический портрет Исторический портрет ВИДЫ ИСКУССТВ: ВИДЫ ИСКУССТВ: живопись, графика, скульптура живопись, графика, скульптура


Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно- магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей- фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно- магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей- фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур.


Без всякого сомнения, ее можно назвать одной из самых известных женщин древности, воплотившей в своем нетленном образе идеалы женственности. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками, вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.


Фаюмские портреты созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте IIII веков н. э Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики энкаустики погребальные портреты Римском Египте IIII веков н. ээнкаустики погребальные портреты Римском Египте IIII веков н. э


ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).




Западная Европа Рембрандт 1654 Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк и испанский художник Диего де Сильва Веласкес.


Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова Ивана Петровича Аргунова ШереметеваМосковской губернии классицизма Ивана Петровича Аргунова ШереметеваМосковской губернии классицизма


Боровиковский Владимир Лукич Боровиковский Владимир Лукич Портрет М.И.Лопухиной 1797 Боровиковский Владимир Лукич. Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать


Николай Заболоцкий ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.


Крамской И. «Христос в пустыне» "На сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для своего последнего Крестного пути -- собственным страданием искупить грехи людей. "На сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для своего последнего Крестного пути -- собственным страданием искупить грехи людей. Так повествует Евангелие. Картину "Христос в пустыне" И.Н.Крамской считал главным своим произведением. Так повествует Евангелие. Картину "Христос в пустыне" И.Н.Крамской считал главным своим произведением. Он поставил перед собой "дерзкую" задачу -- переосмыслить традиционное воззрение на образ Христа. "Это моя первая вещь. которую я работал серьезно, писал слезами и кровью... Она глубоко выстрадана"". Он поставил перед собой "дерзкую" задачу -- переосмыслить традиционное воззрение на образ Христа. "Это моя первая вещь. которую я работал серьезно, писал слезами и кровью... Она глубоко выстрадана"".


Вывод: «В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи». Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир. Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир.


«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» Латур Латур

Галина Наумова
Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека»

Постановка проблемы:

Дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения.

Цель проекта:

Познакомить с видами портрета, его особенностями.

Передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение. Помочь детям освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

Задачи:

Дети:

Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека его характер, настроение;

Закрепить понятие «автопортрет»; продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования гуашевые краски.

Родители:

Создание в семье благоприятной атмосферы, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети должны научаться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, волос, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта:

педагог дополнительного образования,

дети старшего дошкольного возраста,

родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 4 недели.

Реализация проекта:

1. Ориентировочно – мотивационный: 1 неделя

Дети:

Цель: Эмоциональный настрой, пробуждение интереса к данному виду деятельности, осознание цели работы.

Родители:

Цель:

Помочь детям в наблюдении за возрастными изменениями лица, рассматривая семейные альбомы с фотографиями бабушек и дедушек в молодости, в зрелом возрасте и в старости.

Педагог:

Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;

Разработка схем и пособий, определение предполагаемого результата.

2. Оперативно - деятельный (технологический) : 2 недели

С детьми:

На втором этапе проводятся беседы с детьми по репродукциям картин художников по теме портрет, закрепляется понятия одиночный портрет и групповой. Дается понятие: автопортрет, возраст человека.

Игра с детьми «Составь портрет».

Занятия с детьми по изображению лица человека, в том числе с передачей возрастных особенностей.

С родителями:

Организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета человека.

Дети в совместной деятельности с педагогом выбирают материал для изображения портрета (гуашь, пастель, восковые мелки) и цвет фона. Самостоятельно решают, чей портрет они будут изображать (мамы или бабушки).

На этом этапе необходимо повторить правила работы с красками и другими художественными материалами, особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

После этого дети приступают к самостоятельной работе. Те дети, которые справились с работой по изображению одного портрета (например, мамы, могут приступить к изображению второго (бабушки).

3. Заключительный: 1 неделя.

На заключительном этапе осуществляется оформление подарка по желанию детей: изготовление украшений для мамы (бабушки): бусы, шляпки, серьги и т. д., изготовление рамочки для портрета.

Портреты

Слайдов: 13 Слов: 31 Звуков: 0 Эффектов: 2

Виктор Астафьев. Борис Валентинович Ширшов. Евгений Андреевич Пермяк. Лев Иванович Кузьмин. Бианки Виталий Валентинович. Валентина Телегина. Тумбасов Анатолий Николаевич. Трутнева Евгения Фёдоровна. Лев Иванович Давыдычев. Ирина Петровна Христолюбова. Домнин Алексей Михайлович. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Владимир Иванович Воробьёв. - Портрет.ppt

Портрет ИЗО

Слайдов: 14 Слов: 626 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характерный портрет. Урок изобразительного искусства 6 класс. Давайте вспомним, что такое портрет? Джоконда Леонардо да Винчи. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Диего Веласкес – Портрет Папы Иннокентия Х. Карл Брюллов - И. Крылова. Валентин Серов – портрет Мусоргского. Василий Суриков – этюд к картине Боярыня Морозова. Уильям Хогарт – Девушка с креветками. Посмотрите, как с помощью цвета передаем выразительность глаза человека. Посмотрим, как нарисовали портрет другие ребята. Нарисовать портрет человека, который вам дорог, симпатичен, близок… - Портрет изо.ppt

Жанр портрет

Слайдов: 18 Слов: 458 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ человека – главная тема искусства. А. С. Пушкин. Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Из истории возникновения портрета. Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. И. Н. Крамской «Мина Моисеев». - Жанр портрет.pptx

Портрет человека

Слайдов: 19 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 68

Портрет. Художественное изображение человека. Поясной портрет. Погрудный портрет. Портрет в рост. Характер портрета. Автопортрет. Групповой портрет. Семейный портрет. Дорогой человек. Античное искусство. Уголки губ. Спокойствие. Попробуйте и вы. Портрет мамы. Нарисовала подругу. Рисуем портрет. - Портрет человека.ppt

«Портрет» 6 класс

Слайдов: 17 Слов: 397 Звуков: 0 Эффектов: 95

Портрет в изобразительном искусстве. Академия художеств. Знаменитые портреты великих художников. Определите вид портрета. Можно ли передать внутренний мир человека, его настроение. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Владимир Лукич Боровиковский. В.Л. Боровиковский. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Валентин Серов. «Портрет Юсупова». В. Серов. Выражение лица. - «Портрет» 6 класс.ppt

Искусство портрета

Слайдов: 41 Слов: 1373 Звуков: 1 Эффектов: 41

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Портрет. (От франц. – Изображать, передавать «черта в черту»). или группы людей, Реально существующих, либо существовавших в прошлом. Основные принципы развития портретного жанра. История портрета. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. Самый древний портрет. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. - Искусство портрета.pptx

Портрет в живописи

Слайдов: 14 Слов: 1613 Звуков: 0 Эффектов: 0

Портрет. Средний Возраст. «Подлинную красоту воспринимает только чистая прекрасная душа. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. Портретная живопись является самым сложным в изобразительном искусстве. Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. О ком рассказывает портрет. Развивать воображение и образное мышление. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов. - Портрет в живописи.ppt

Виды портретов

Слайдов: 12 Слов: 300 Звуков: 0 Эффектов: 67

Виды портрета человека. Виды портрета. Парадный портрет. Камерный портрет. Социальный портрет. Психологический портрет. Портреты различаются по формату. Портреты различаются по формату (скульптурные). Пропорции изображения головы человека. Проверь себя. - Виды портретов.ppt

Разновидности портретов

Слайдов: 29 Слов: 1050 Звуков: 0 Эффектов: 39

Портрет- зеркало души. Отношение к портрету. Великие умы человечества. Разновидности портрета. Виды портрета. Из истории развития портретного жанра. Древний Египет. Идеалы женственности. Фаюмские портреты. Древняя Греция. Римский скульптурный портрет. Леонардо да Винчи. Западная Европа. Россия. Портрет неизвестной крестьянки. Боровиковский Владимир Лукич. Николай Заболоцкий. Христос в пустыне. Михаил врубель. Сходство изображения с моделью. Черты. Наблюдательный глаз художника-портретиста. Подготовительный рисунок. Лица. Пастель. - Разновидности портретов.pptx

Парадный портрет

Слайдов: 19 Слов: 379 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что такое «парадный портрет». Что мы хотим выяснить. Наши предположения. Гипотеза. Что означает понятие «парадный портрет». План наших действий. Что удалось выяснить. Изображение людей в картинах художников 18 века. Иван Петрович Аргунов. Картины В.Л.Боровиковского. Портрет Д.Г. Левицкого. Портрет Е.А. Нарышкиной. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Картины А.П.Антропова. Кто рисовал портреты знатных людей. Портрет был достоянием в основном придворных кругов. Портрет Екатерины второй. Картины Д.Г. Левицкого. Искусство портрета. - Парадный портрет.ppt

Фаюмский портрет

Слайдов: 20 Слов: 363 Звуков: 0 Эффектов: 84

Фаюмский портрет. ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Название «Фаюм»происходит от египетского «Па-Йом», что значит «море». В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. - Фаюмский портрет.ppt

Портрет автора

Слайдов: 9 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 4

Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. А. Моруа. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. Дагерротипные портреты Л. Толстого. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. И. Крамской И. Репин. Н. Ге. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина. К. Сомов А. Блок 1907 г. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… Иннокентий Анненский. - Портрет автора.ppt

Изображение головы человека

Слайдов: 11 Слов: 286 Звуков: 0 Эффектов: 44

Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобье ликующих песен. Н. Заболоцкий. Цели урока: Лицо и эмоции человека. Пропорции лица человека. Рисунок головы человека. Изображение черт лица. Изображение черт лица человека. - Изображение головы человека.ppt

Художники-портретисты

Слайдов: 15 Слов: 1058 Звуков: 0 Эффектов: 14

Портрет. Цели и задачи. Что такое портрет. Портрет есть во всех видах изо искусства. Русские художники-портретисты. Левицкий Д.Г.(1735-1822). Григорий Кириллович. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский живописец. Тропинин Василий Андреевич. Кипренский Орест Адамович. Брюллов Карл Павлович. Репин Илья Ефимович. Крамской И.Н. Серов Валентин Александрович. Скульптурный портрет. -

Тема:

Выполнила: учащаяся 6 «Б» класса МОУ Катуаровская СОШ Финаева Юлиана
Руководитель: Чиквасова Екатерина Александровна
2018 год
  1. Введение
  2. Загадочная «Джоконда»
  3. Практическая работа
  4. Выводы
  5. Список используемых источников
Введение
Цель проекта:
Написать «живой» портрет
Задачи проекта:
  • изучить историческое развитие жанра «портрет»;
  • изучить феномен произведения Л. Да Винчи «Мона Лиза»;
  • выяснить художественные приёмы позволяющие портрету «ожить»;
  • попытаться написать «живой» портрет;
  • подведение итогов проделанной работы в форме защиты проекта.
Возникновение жанра «портрет»

Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.

(В.В. Стасов в письме к Репину)

Становление жанра «портрет» происходило на протяжении нескольких веков. Самыми первыми предпосылками изображения открываются для человека ещё в Древнем мире. Однако портрет в привычной для нас форме появляется спустя многие тысячелетия. Первыми изображениями являются религиозные образы. Основным видом изобразительного искусства является икона.

И конопись - (икона и пис а ть) - иконописание, богословие в красках - вид религиозной живописи, основанной на Предании Христианской Церкви и Священного Писания. Иконопись создает священные изображения, которые призваны молящихся возводить от образа к первообразу, от сюда и частое название иконы - образ , говоря современным языком, проекция духовного мира в материальном.

Иконопись зародилась ещё в апостольские времена. В первом веке от Рождества Христова, по преданию Церкви, первая икона была написана самим апостолом Лукой на простой деревянной столешнице. Этот образ стал именоваться образом Вышгородской, а затем Владимирской иконы Божией Матери Умиление, названной так после перевезения иконы св. князем Андреем Боголюбским во Владимир. С первых веков Христианства, ещё во время гонений, христиане начали изображать символами основы своей веры. Свидетельством тому являются росписи в римских катакомбах, дошедших до наших дней.

К XVIII веку иконопись начала претерпевать стилистические изменения. Появилась тенденция к большей реалистичности, за стремлением иконописцев преодолеть иконописную условность и подчинить композиции реалистическим законам, начала ускользать духовная составляющая иконописных образов. Появились так называемые парсуны - иконописное изображение живых людей, прародители портрета.

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII в. парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи. К концу XVII в. обязательным для художников становится сходство человека с нарисованным образом. Художники начинают писать портреты с натуры, а не как раньше по памяти. Художники начали рисовать людей с их переживаниями и эмоциями, а не только святых угодников. И церковь с этим смирилась. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Следующим этапом развития становится портрет, который активно развивается в XVIII в. В этот период особенно усиливается интерес к человеческой личности. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя. Портрет – образ определённого реального человека. Смысл портрета – в интересе именно к личности, наделённой индивидуальными качествами, а не чинами, званиями и титулами. Именно в портретном жанре были достигнуты подлинные вершины художественности. Далеко не сразу были найдены приёмы изображения, отличные от парсунной живописи. В этот период решается проблема сходства и индивидуализации в портрете. Во второй половине века становятся разнообразными портреты, в которых мы уже можем видеть изображения человека в привычной для него домашней обстановке. Портрет того времени начинает решать роль не сословного различия, а воплощает внутренний мир и общечеловеческие достоинства…

Для нас всегда важно «похож» или «не похож» человек. Соответствуют ли воспроизведённые черты лица пропорциям, принятым в художественном мире. Переданы ли особенности поведения изображаемого, его темперамент, манера, поза… Ещё важнее сходство внутреннего мира, то есть характер портретируемого – вдумчивого или деятельного, властного или робкого. Радуется ли этот человек или грустит, любит или наоборот ненавидит? В портрете виден чувственный мир человека, и художник понимает его по-своему, не относится безучастно, равнодушно. Раскрывая портретный образ, художник раскрывается сам. Художник своим чувством организует язык изобразительного искусства, строит свой образ при помощи эмоций, стремиться воплотить свои представления о портретируемом и находит нужные средства выразительности. Это и есть основная задача создания образа.

Загадочная «Джоконда»

Как-то мы с классом изучали творчество Леонардо да Винчи. Мы знакомились с картиной «Мона Лиза (Джоконда)». Это очень загадочная, живая картина. Настроение Джоконды меняется на глазах: изначально её взгляд нам кажется сосредоточенным, задумчивым или напряжённым, иногда даже рассеянным. Если смотреть на нее хмурым взглядом –она посмотрит так же, а вот если улыбнуться ей –она улыбнется в ответ. На смену лёгкой иронии приходит открытая доброжелательность и участие. Все это очень настораживает. Мы смотрели на фотографию картины, и возникает вопрос: «Что тогда вытворяет настоящая картина?»

В портрете художник смог передать образ, эпоху и самую загадочную улыбку. Над портретом Л. да Винчи работал четыре года. Во время работы он приглашал шутов, певцов и музыкантов. Это было необходимо, чтобы художник мог увидеть эмоции и смену настроении на лице Моны Лизы.

В портрете Леонардо изобразил человека, лицо которого передаёт чувство собственного достоинства. Многие до сих пор думают – в чём секрет неувядающей славы этого произведения? Учёные догадываются, что тайну в себе скрывает загадочная улыбка Джоконды. В уголках рта на портрете мы замечаем лёгкие тени создающие иллюзию, то появляющейся, то исчезающей улыбки.

Во всей живописи в мире, я думаю, что нет подобного образа, создающего улыбку «живых» глаз. Глядя на картину, мы замечаем загадочную смену настроения Моны Лизы. Художник обладал особой техникой изображения портрета маслом. Приём заключался в том, что он наносил поверх высохшего масляного слоя несколько десятков слоёв прозрачных и полупрозрачных красок. От этого создавался эффект воздушной дымки и неясной размывчатости, который создавал образ загадочности. Так же я прочитала, что на особое восприятие картины влияет композиция и колорит картины. Ведь Мона Лиза сидит на фоне прекрасного пейзажа, который богат своим разнообразием. И из-за просторного изображения на дальнем плане сам портрет воспринимается большим по размеру, чем он есть на самом деле.

Я вдохновилась необычайной красотой картины и хочу сама попробовать нарисовать «живой портрет».

Практическая часть

В качестве натурщицы я выбрала свою маму, потому что в мое свободное время она была дома, и можно было легко заниматься живописью с натуры. Свою работу я начала с легких штрихов простым карандашом, затем начала прорисовывать контуры и черты лица (это был первый день моей работы). С каждым днем я дорисовывала черты лица, делая их конкретнее. Вскоре я закончила графический эскиз. Затем я начала накладывать краски. Сначала наложила фон, позже закрасила волосы. В следующий день мне пришлось накладывать базовый цвет кожи лица и шеи. На модели я разглядела свет и тень, все это я нанесла на картину. Так поэтапно я писала картину. Как мне кажется самой интересной и загадочной частью лица были глаза, которые я рисовала постепенно, всматриваясь в их блеск и радужку, чтобы правильно наложить цвет.

Вскоре базовые оттенки были нанесены, и я приступила к наложению второго слоя. Нужно было разглядеть мельчайшие детали, как вдруг появились трудности с освещением. Оно должно было быть одинаковым, но сделать это не получалось, потому что я писала портрет в домашних условиях. Вскоре я нашла решение этой проблемы и продолжила свою работу. После того, как я наложила второй слой, осталось нарисовать ресницы и наложить блики.

Наконец моя работа была закончена!

В заключении хочется сказать, что написание картины было довольно сложным и утомительным, но я справилась. У меня все получилось! Я очень горжусь этой длительной работой, а главное результатом!

Вывод:

На основе сделанного проекта я узнала историю возникновения портрета. Приблизилась к отгадке известнейшей работы Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» и какие техники живописи применял художник для передачи «живого» образа. Все это помогло нарисовать мне «живой портрет». Мне было интересно изучать новый материал, а главное ставить перед собой новые цели и реализовывать их.

Список использованных источников
  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура 10 класс. От истоков до XVII века – М.: изд-во Дрофа, 2011.
  2. Живопись XIX – начала XX веков из собрания музея-заповедника «Абрамцево». Каталог выставки. – М.: изд-во «Феория», 2010.
  3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175с.: ил.

    http://magisterikon.ru/istoriya-ikonopisi