Сочинение по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс

План

1. Введение

2.Основные действующие лица

3.Проблема комедии заявлена в самом названии

4.Заключение

Комедия Грибоедова « » - выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения - А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий - единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов - чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж - Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Жалок или страшен Молчалин? (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибредова внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Писатель показал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть и безумное расточительство дворян. В «Горе от ума» отражена борьба двух непримиримых идейных позиций: прогрессивной и реакционной. Представителем последней и является Молчалин.
Молчалин и Чацкий. Две противоположности в комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, уделено ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
Задумаемся, что же представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?

Вначале мы знакомимся с ним благодаря характеристикам, которые даны ему другими персонажами пьесы. Доволен им Фамусов, препоручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей. Влюбленная Софья отмечает, что он
Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких.
Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность – главные его таланты. И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
Конечно, в нем нет этого ума…-
Имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого. Но как ошиблась героиня! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой. Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, раскрывая свою жизненную позицию:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин? Угодничество – вот главное в его философии. Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной им самому себе.
Он находчив и осторожен: старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение. Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин скоро переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует.
Любовь использует Молчалин как средство для своей карьеры, он не только не влюблен, он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…
И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе отвечает:
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.
Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели: хорошо, мягко, сладко устроиться в жизни. И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо. Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.
Итак, поражение Молчалина, по всей вероятности, временное. Его простят. И достижение жизненной цели станет еще заманчивее.
Молчалин – оппонент Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которому пойдут люди после окончания войны с французами: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины – смирение и покой.
Некого оказалось жалеть: не жалкий, а хитрый, умный и страшный Молчалин перед нами. Так литературный герой первым проложил путь, по которому двинулась огромная масса реально существующих приспособленцев, начисто лишенных интереса к общественной жизни, беспринципных и равнодушных. Ничто не интересует их, кроме собственного маленького благополучия. И, оглянувшись вокруг, можно увидеть немало современных молчалиных.

Комедия “Горе от ума” появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года.

Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия “произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами”.

“Горе от ума” - комедия социально-политическая. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной службе, о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному, народному.

В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем “века нынешнего” является Чацкий, а “века минувшего” - фамусовское общество.

Чацкий - выразитель идей декабристов. Он выступает против устоев фамусовского общества, против крепостного права, “Несторов негодяев знатных”, “зловещих старух”.

Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет своих верных слуг (и “честь и жизнь его не раз спасали”) на “борзые три собаки”. Он обрушивает свой гнев на того “любителя” искусства, который “на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей”, а затем распродал их поодиночке.

Чацкий обличает “век минувший”, “век покорности и страха”, тех, кто является идеалами фамусовского общества, - Максима Петровича (который “не только на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах езжал-то вечно цугом”), Кузьму Петровича (“с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат”).

Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах своих, Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов говорит, что при нем “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. У Фамусова даже такой обычай: “подписано - так с плеч долой”.

Именно поэтому Чацкий, который готов служить “делу, а не лицам”, отказывается от службы: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности “чины добыть” и “сгибаться вперегиб”. Недаром Лиза говорит:

Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами.

Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он “и золотой мешок, и метит в генералы” и “выгод тьму по службе получил”.

Фамусовщина - это косность, реакция, рутина, болото, которое поглощает все новое, передовое. Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: “Они тотчас: разбой! пожар!” Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Они считают, что “уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь”.

Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого “карбонарием”, вольнодумцем, “опасным человеком”, “вольтерьянцем ”. Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.

Здесь больше всего боятся молвы (“грех не беда, молва нехороша”).

Молчалинство - вот типичная черта этого прогнившего общества. Молчалин - воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему “угождать всем людям без изъятья”.

И в этот мир, где “Молчалины блаженствуют на свете”, врывается Чацкий с его тревогами, мечтами о будущем России...

Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту национальной культуры. Чацкий - горячий патриот. Вернувшись домой, он не находит ничего, кроме торжества пороков, позорного раболепия перед “французиком из Бордо”. “Воскреснем ли когда от чужевластья мод?!” - с горечью восклицает Чацкий.

Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель!

Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы.

Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные черты романтизма).

Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типические образы.

Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей - Фамусовых и Чацких.

Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде “Мильон терзаний” (1871 г.). Он отмечал наличие в пьесе двух “пружин”, которые движут развитием действия: в первой части - это любовь Чацкого к Софье, а во второй - сплетня о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.

Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку “с”, когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом “с” выражается стремление угодить.

Язык Чацкого - язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля.

Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов (“Мы с нею вместе не служили”, “За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею”).

Пушкин отмечал особенности языка “Горя от ума”, подчеркивал, что половина стихов комедии “войдет в пословицы и поговорки”. Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками (“Счастливые часов не наблюдают”, “Злые языки страшнее пистолета” и другие).

Эту особенность подчеркнул и Гончаров, говоря, что “грамотная масса... обратила мильон в гривенники”, выучив “Горе от ума” наизусть.

Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента ее создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости.

Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших театров. Она поистине бессмертна!

Жил в настоящее время, то его назвали бы вундеркиндом. В семь лет мальчика отдали в Московский университетский пансион, а уже в одиннадцать лет он стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Но на этом Александр Сергеевич не успокоился, окончив учебу на философском факультете, он поступил на юридический факультет университета и получил диплом кандидата права.

Домашнее образование позволило мальчику выучить английский, французский, немецкий и итальянские языки, а в годы учебы он овладел арабским, персидским и турецким языками. Кроме того, он был музыкально одарен, играл на фортепьяно и флейте, сочинял музыку.

Служение Александра Грибоедова

Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.

Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.

В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел. С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова

Его бессмертную комедию «Горе от ума» проходят в старших классах средней школы. Содержание известно всем, но каждый раз прочитывая ее, можно открыть что-то новое для себя, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений сталкиваются друг с другом.

Там Фамусов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше. Он ни во что не ставит моральные качества человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает за людей, тем более равными себе. С сильными мира сего он лебезит и знает, как лестью к ним подобраться. Для единственной дочери он желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.

Фамусовское общество

В школе, задавая сочинение по «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы делят на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамусовское общество», название которой уже стало нарицательным.

И сейчас людей, объединенных подобными идеями, называют «фамусовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, для них важно уничтожать вольнодумство, покорно подчиняться начальству и быть материально обеспеченными. Лишь в деньгах они видят смысл жизни и уважают и ценят сильных мира сего. В своей ограниченности они не видят ничего предосудительного, наоборот, в образовании они замечают лишь недостатки, отрицательные стороны и всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу.

Герой своего времени

Помимо «фамусовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — противостоит этому социуму. Действительно, комедия начинается с приезда к Фамусовым их друга Александра Чацкого. Это блистательный человек с огромными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом лишь с одной целью — увидеть Софью — дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно. Сначала Чацкий не понимает в чем дело, но узнав истинную причину, остается в недоумении.

Софья Фамусова в комедии Грибоедова

Сочинение на тему «Софья. Горе от ума» любят писать девочки. Но не все из них до конца понимают, как образованная, остроумная Софья Фамусова (не зря же в нее влюбился главный герой) предпочла недалекого Молчалина Чацкому. Софья в комедии - это один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она ближе всех по духу к Чацкому, с другой — она является причиной его бегства из «фамусовского общества».

Софья образована, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь зла…

Сочинение «Горе от ума. Образы главных героев комедии»

Софья влюбляется в тихого Молчалина, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но по неопытности принимает его двуличие за чистую монету, за настоящие чувства. Ведь Молчалину выгодно жениться на ней, у него все продумано и расписано. Девизом Молчалина является «умеренность и аккуратность». То, что Софья предпочла Молчалина Чацкому, становится понятно потом, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло не оставить на ней отпечатка. В ее кругу доминировал матриархат, женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила свой выбор на том, кем могла бы помыкать (тем более что он беден).

Сочинение по «Горе от ума» с позиции Софьи писать наиболее трудно, так как ее образ наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, который острит по поводу Молчалина. Именно она распространяет слух о сумасшествии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Лишь случай помогает ей разоблачить Молчалина, увидеть его низкую натуру. Однако и с Чацким она была бы несчастна, ее сильному характеру нужен муж, который стал бы ей во всем угождать и слушаться.

Сочинение на тему «Горе от ума. Чацкий» — это любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «чад», показывая, что он находится в чаду собственных идеалов и потрясений.

Характер Чацкого

Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

Темы школьных сочинений

Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.

Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:

  • «Век нынешний и век минувший».
  • «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
  • «Фамусовская Москва».
  • «Автор и его герой».
  • «Герой и эпоха».
  • «Чацкий и Софья».
  • «Смысл названия комедии».
  • «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».

Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.