Сложное предложение. Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс) Упражнения по теме тире в бсп

Упражнение 282. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

1. Небо очистилось замелькали звезды становилось

уже светло (Акс.). 1. Бледные щеки впали глаза сделались

большие губы горели (Л.}. 3. Герасим схватил Муму стис-

нул ее в своих объятиях она в одно мгновение облизала

ему нос глаза усы и бороду (Т.). 4, Было жарко душно в

закрытые двери стучался ветер в печке гудело слыша-

лись вздохи из кухни вздохи зловещие (..).

Д л я с п р а в о к. Между независимыми предложениями,

объединенными в одно сложное бессоюзное предложение," ста-

вится запятая, если такие предложения тесно связаны между

собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на

темный дол, взошла заря (П.).

Если же части бессоюзного сложного предложения более

отдалены друг от друга по смыслу или значительно распростра-

нены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится

точка с запятой: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы

были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты со-

ломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую

рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тя-

нулась через неподвижные поля (Т.).

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части

(группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то

между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей про-

стые предложения разделяются запятой: Лесной запах усиливает-

ся, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас за-

мирает (Т.); Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то

мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели лис-

тья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.).

Упражнение 283. Перепишите, ставя, где это подходит по

тексту, точки и точки с запятой.

1. Еще амуры черти змеи на сцене скачут и шумят

еще усталые лакеи на шубах у подъезда спят еще не

перестали топать сморкаться кашлять шикать хлопать

еще снаружи и внутри везде блистают фонари а уж

Онегин вышел вон домой одеться едет он (Я.). 2. Небо

сверкало звездами воздух был наполнен благовониями

от засыхающих степных трав речка журчала в овраге

костер пылал и освещал людей (Акс.). 3. От угара все

валяются вповалку по постелям слышится оханье сто-

ны один обложит голову огурцами и повяжется поло-

тенцем другой положит клюквы в уши и нюхает хрен

третий в одной рубашке уйдет на мороз четвертый про-

сто валяется без чувств на полу (Гонч.). 4. Налево черне-

ло глубокое ущелье за ним и впереди нас темно-синие

вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями

снега рисовались на бледном небосклоне еще сохраня-

ющем последний отблеск зари (Л.)-. 5. Легкая пыль жел-

тым столбом поднимается и несется по дороге далеко

разносится дружный топот лошади бегут навострив уши

(Т.). 6. Овод жужжит и кусает смертная жажда томит сол-

нышко серп нагревает солнышко очи слепит спинушка

ноет с натуги руки и ноги болят красные желтые круги

перед очами стоят (Я.). 7. Обед кончился большие по-

шли в кабинет пить кофе а мы побежали в сад шаркать

нотами по дорожкам покрытым упавшими желтыми

листьями и разговаривать (Л. Т.). 8. Каждый день погро-

мыхивал дальний гром парило было похоже на дождь

(Ч.). 9. Изумрудные лягушата прыгают под ногами меж-

ду корней подняв золотую головку лежит уж и стережет

их (М. Г.). 10. Некоторые бутоны ландышей раскрылись

бурые листья осин стали нежно-зелеными взошедший

овес зелеными солдатиками расстилался по черному

полю (Пришв.). 11. Когда-то учебники стояли на этажер-

ке синий чертеж был аккуратно наколот на стене мат-

рац застелен белым одеялом (Фед.). 12. Жители ушли

мужчины старики подростки стали партизанами (Эренб.).

сыревающей пылью и дымом костров (Фад.). 14. Парти-

заны не дают врагу ни сна ни покоя они смелы дерзки

и неотступны (Сурк.). 15. Злые собаки лаяли на задвор-

ках не решаясь выбежать навстречу бричке должно быть

отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саян.).

16. Был тихий мороз заря догорала высоко лежали пухо-

вые снега (Пан.). 17. Затрещали кусты заметались вер-

шины маленьких сосенок заскрипел оседая наст (До-

лее.). 18. Лицо ее посуровело выцвел на щеках румянец

проступили побледневшие углы скул упрямо выдался

подбородок (Мальц.).

Упражнение 284. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

I. 1. На ярмарке случилось странное происшествие

все наполнилось слухом что между возов появилась крас-

ная свитка (Г.). 2. На кухне опять трещит огонь опять

раздается дробный стук ножей готовится ужин (Гонч.).

3. Об одном прошу вас стреляйте скорее (Л.). 4. Приятно

после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвиж-

но на сене тело нежится и томится легким жаром пы-

шет лицо сладкая лень смыкает глаза (Г.). 5. Сделай план

квартиры как расположены комнаты где двери окна где

что стоит (М. Г.). 6. Одеты они были кое-как на одних

желтели деревенские старенькие шубы на других бол-

тались отцовские стеганые пиджаки подпоясанные ве-

ревкой (Гладк.). 7. Темный лес хорош в яркий солнеч-

ный день тут и прохлада и чудеса световые (Пришв.).

8. Про себя Данилов сформулировал задачу так из док-

тора Белова надо сделать начальника поезда (Пан.).

9. Тут его осенила мысль партизаны должны быть где-то

поблизости (Полев.). 10. В избе у нее всегда было опрятно

стены чисто побеливались висели на окнах натянутые

гармошкой белые шторки на подоконниках стояли оран-

жевые горшочки с цветами крашеный пол пеленали

домотканые половички (Мальц.).

II. 1. Обломов очнулся перед ним наяву не в галлю-

цинации стоял настоящий действительный Штольц

(Гонч.). 2. Мы проехали мимо пруда на грязных и отлогих

берегах еще виднелись ледяные закрайки (Акс.). 3. Я под-

нял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в поло-

сатом платье с распущенными волосами (Л.). 4.- Я погля-

дел кругом торжественно и царственно стояла ночь (Т.).

5. Однажды проснулся он и видит прямо против его норы

стоит рак (С.-Щ.). 6. Помню также она любила хорошо

одеваться и прыскаться духами (Ч.). 7. Я понимаю вам

трудно сейчас сказать о целях которые преследует ли-

тература (М. Г.). 8. Он видел вставала земля из пепла

непокоренная земля неистребимая жизнь (Горб). 9. Лу-

кашин остановился посмотрел во рву скапливалась вода

снег был как мокрый сахар (Пан.). 10. Люди знали где-то

очень далеко от них идет война (Аж.).

нет выхода из бесконечных тундр (Гонч.). 2. Он покрас-

нел ему было стыдно убить человека безоружного (Л.).

3. Хорошо что Лемм нас не слышал он бы в обморок

упал (Т.). 4. И Жилин приуныл видит - дело плохо

(Л. Т.). 5. Он даже испугался так было темно тесно и

нечисто (..). 6. Науку надо любить у людей нет силы

более мощной и победоносной чем наука (М. Г.). 7. Сте-

пан боялся подойти к обрыву скользко (Шишк.). 8. В Мек-

сике похвалить вещь в чужом доме нельзя ее заворачи-

вают вам в бумажку (Маяк.). 9. Иногда лошади провали-

вались по брюхо почва была очень вязкой (Фад.). 10. Осень

и зиму Павел не любил они приносили ему много фи-

зических мучений (Я. О.).

Д л я с п р а в о к. Двоеточие в бессоюзном сложном пред-

ложении ставится в следующих случаях.

1. Если вторая часть (одно или несколько предложений)

разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в пер-

вой части (между обеими частями можно вставить слова а имен-

но), например: Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемо-

го стакана (П.); Тут открылась картина довольно занимательная:

широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченных стол-

ба, была полна народа (Л.).

2. Если в первом предложении при помощи глаголов видеть,

смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п.. делается предуп-

или какое-нибудь описание, например: Я знаю: в вашем сердце

есть и гордость и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то

пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.).

Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, поню-

хал: пахнет медом (Ч.) (пропущено: и почувствовал, что).

Если первое предложение произносится без оттенка предуп-

реждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля

задрожала (Н.).

3. Если вторая часть указывает основание, причину того, о

чем говорится в первой частк (между обеими частями можно

вставить союз потому что), например: Всю дорогу до хутора мол-

чали: говорить мешала тряская езда (Ч.).

В указанных случаях чаще всего основная часть высказыва-

ния (соответствующая главному предложению в сложноподчи-

ненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного

сложного предложения, а во второй части (соответствующей

придаточному предложению в сложноподчиненных предложе-

ниях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой

Упражнение 285. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

1.1. Обычай мой такой подписано так с плеч долой

(Гр.). 2. Но решено заутра двину рать (Я.). 3. Дубровский

приставил фитиль выстрел был удачен одному оторва-

ло голову двое были ранены (П.). 4. К сукнам холстам и

домашним материям страшно было прикоснуться они

обращались в пыль (Г.). 5. Ни к одной лежанке ни к од-

ной печке нельзя было приложить руки того и гляди

вскочит пузырь (Гонч.).~6. Меня поразило однако одно

слепой говорил со мной малороссийским наречием а

теперь изъяснялся чисто по-русски (Л.). 1. Луны не было

на небе она в ту пору поздно всходила (Т.). 8. Над Гера-

симом однако глумиться не все решались он шутить не

любил (Т.). 9. Я поднял голову перед огнем на опроки

нугой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим

охотником (Т.). 10. Не нагнать тебе бешеной тройки кони

сыты и крепки и бойки (Я.). 11. В продолжение утра и

середины дня Оленин весь был погружен в арифмети-

ческие расчеты сколько он проехал верст сколько оста-

ется до первой станции сколько до первого города до

обеда до чая до Ставрополя и какую часть всей дороги

составляет проеханное (Л. Т.). 12. Одного только я не

понимаю как она могла тебя укусить? (Ч.). 13. Возбужде-

ние старика прошло и теперь сказывалось утомление

язык его заплетался голова тряслась глаза слезились

(Кор.). 14. Ты мне лучше вот что скажи правда что к

Маякину сын воротился? (М. Г.). 15. Ей представлялась

картина хрупкая ладья несется по течению (Верес.).

16. До сих пор удивительным и неразгаданным остается

кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с

караула? (Фурм.). 17. Окна в бараке то освещались то гасли

кто-то чиркал спички (Фад.). 18. Сила у него медвежи-

ная за что ни возьмется кипит у него в руках (Шол.).

19. Я ехала сейчас говорила с вами и все думала почему

они/не стреляют? (Сим.). 20. Я прошел к калитке по мок-

рой траве испытывая тревогу кто же рассмотрит пер-

вый трактор в таком непроглядном тумане? (Пере.).

II. 1. Дубровский узнал Кирилу Петровича и ужасное

смятение изобразилось на лице его багровый румянец

заступил место обыкновенной бледности глаза засвер-

кали он произносил невнятные звуки (П.). 2. Через час

явилась возможность ехать метель утихла небо проясни-

лось и мы отправились (Я.). 3. Василиса Егоровна не

умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами кто

мои родители живы ли они где живут и каково их со-

стояние? (П.). 4. Насчет главного предмета Чичиков вы-

разился очень осторожно он не назвал души умершими

а только несуществующими (Г.). 5. Я не мог заснуть пе-

редо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми гла-

зами (Л.). 6. Не таю мне стало страшно на краю грозя-

щей бездны я лежал (Л.). 1. Две тяжелые слезы выкатились

вдруг из глаз Герасима одна упала на крутой лобик со-

бачки другая в щи (Т.). 8. С ранней молодости Татьяну

держали в черном теле работала она за двоих а ласки

никакой никогда не видела (Т.). 9. Одно было несомнен-

но назад он не вернется (Т.). 10. Птиц не было слышно

они не поют в часы зноя (Т.). 11. Вдруг я чувствую кто-

то берет меня за плечо и толкает (Т.). 12. Только у мель-

ницы злится река нет ей простора неволя горька (Я.).

13. Я это сделаю так выкопаю подле самого камня боль-

шую яму землю из ямы развалю на площади свалю ка-

мень в яму и заровняю землею (Л. Т.). 14. Плотник Ели-

заров о каждом человеке или о вещи судил только со

стороны прочности не нужен ли ремонт? (У-)-15. Во всем

селе было только два порядочных домика в одном по-

мещалось волостное правление в другом жил Цыбукин

епифановский мещанин (..). 16. Берегов не видать их

скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны раз-

лива (М. Г.). 17. Лицо у Вавилы ежеминутно меняется

оно и грустно и нахмурено то сурово то мягко и блед-

неет и загорается румянцем (М. Г.). 18. Где-то на краю

села занялось полымя загорелся стог или изба (Фад.).

19. Я тебе определенно скажу у тебя есть талант (Фад.).

20. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному

одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно

помалкивали (Шол.).

Упражнение 286. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

I. 1. Иван Иванович подошел к воротам загремел

щеколдой изнутри поднялся собачий лай (Г.). 2. Вдруг

дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас

кубарем скатилась с лестницы (Т.). 3. Упадет луч солнца

на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Г.).

4. Метелица был уже совсем близко от костра вдруг кон-

ское ржание раздалось во тьме (Фад.). 5. Семь раз отби-

вался штыком Железняк семь трупов оставил разгром-

ленный враг (М. Голодный).

II. I . Прошла неделя месяц он к себе домой не воз-

вращался (Я.). 2. Он мучительно провел глазами по по-

толку хотел сойти с места бежать ноги не повиновались

(Гонч.). 3. До десяти часов шныряли мы по камышам и

по лесу нет зверя (Л.). 4. Шестнадцать лет служу такого

со мной не случалось (Л. Т.).

III. 1. Я умираю мне не к чему лгать (Т.). 2. Не было

никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто

будто идет на двор и шмыгнул в огород (Фад.). 3. Достав

из кармана одновременно и спички и зажигалку Край-

нев зажег шнуры они вспыхнули (В. Попов).

IV. 1. Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уез-

жаю обратно эту рожь люди едят (Пришв.). 2. Победим

каменный дом построишь (А. Н. Т.). 3. Был партизан честь

ему за это; кулаком стал врагом сделался раздавить (Шол.).

V. 1. Будет дождик будут и грибки; будут грибки бу-

дет и кузов (П.). 2. На глаз" поверишь криво отмеришь

(М. Г.). 3. Ругаться будут не бойся (Гладк.). 4. Нравится

рисовать рисуй на здоровье никто не запрещает {Пан.).

VI. 1. Молвит слово соловей поет (Л.). 2. Посмотрит

рублем подарит (Н.)

Для с п р а в о к. Тире в бессоюзном сложном предложении

ставится в следующих случаях.

1. Если во второй части содержится неожиданное присоеди-

нение, указание на быструю смену событий, например: Вдруг

мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал

(Н.); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Ч.).

2. Если во второй части содержится резкое противопоставле-

ние по отношению к первой части, например: Дуб держится -

к земле тростиночка припала (Кр.); Косили версту - выкосили

грош (М. Г.).

3. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из

того, о чем говорится в первой части, например: Хвалы приман-

чивы - как их не пожелать? (Кр.).

4. Если в первой части указывается время совершения дей-

ствия, о котором говорится во второй части (можно добавить

союз когда), например: Пашню пашут -руками не машу т (поел.);

Лес рубят - щепки летят (поел.).

5. Если первая часть обозначает условие совершения дей-

ствия, о котором идет речь во второй части (можно добавить

союз если), например: Любишь кататься - люби и саночки во-

зить (поел.); На печи лежать - трудодней не видать (поел.).

6. Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем

говорится в другой: Молвит слово - соловей поет (Л.).

В большинстве случаев тире в бессоюзном предложении ста-

вится тогда, когда основная часть высказывания (соответствую-

щая по смыслу главному предложению в сложноподчиненных

предложениях) содержится во второй части, а первая часть (со-

ответствующая придаточному предложению сложноподчинен-

ных предложений) имеет подчиненное по смыслу значение (ука-

зывает условие, время, причину, уступление). Ср.: Пора вста-

вать: уже семь часов (основное высказывание содержится в пер-

вой части, во второй - указывается причина); Уже семь часов -

пора вставать (причина указывается в первой части, во второй -

следствие).

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессо-

юзного сложного предложения является неполным предложе-

нием: Я думал - волк.

Упражнение 287. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Шить сядет не умеет взять иголку ее бранят она

себе молчит (П.). 2. Прошла неделя другая вдруг въезжа-

ет ко мне на двор коляска (П,), 3. Дайте ему только нож

да пустите его на большую дорогу зарежет за копейку

зарежет (Г.). 4. Я хвать за пояс пистолета нет (Л.). 5. Я

стал звать хозяина молчат стучу молчат (Л.). 6. Мы хоте-

ли отворить ворота заперты зашли с другой стороны к

калитке тоже заперта (Л.). 7. Пройдет молодец приоса-

нится пройдет девица пригорюнится а пройдут гусляры

споют песенку (Л.). 8. Пропади ты совсем плакать о тебе

не будем (..). 9. Дунул ветер все дрогнуло ожило и зас-

меялось (М. Г.). 10. Он гость я хозяин (Багр.). 11. Бой не

нашею волей начат нашей славой закончим его (Ас.).

12. Не сумку у Мишки украли последнюю надежду по-

хитили (Нее.). 13. Это не усталый больной солдат шел с

фронта это шел строитель (Горб.). 14. В сказках Андерсе-

на обретают дар речи не только цветы ветры деревья в

них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Па-

уст.). 15. Биться в одиночку жизни не перевернуть

(Я. О.). 16. В полдень пройти по мертвой улице человека

не встретишь (Zffa/z.). 17. Но рябина не только отцвела на

ней успели вырасти эти богатые и нарядные гроздья

(Буб.). 18. Сергей Петрович забежал вперед и толкнул

вагонетки они не сдвинулись с места (В. Попов). 19. Сме-

лые побеждают трусливые погибают (поел.). 20. Назвался

груздем полезай в кузов (поел.).

Упражнение 288 (повторительное). Перепишите, ставя нуж-

ные знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации

в бессоюзном сложном предложении.

1. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь

(П.). 2. Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключ-

ник чем ключница ключница по крайней мере не бреет

бороды а этот напротив того брил и казалось довольно

редко потому что подбородок с нижней частью щеки

походил у него на скребницу из железной проволоки

какой чистят на конюшне лошадей (Г.). 3. Сегодня Илю-

ша ты не поедешь учиться в четверг большой праздник

стоит ли ездить взад и вперед на три дня (Гонч.). 4. Была

особенная причина почему я не любил и боялся дедуш-

ки я своими глазами видел один раз как он сердился и

топал ногами (Акс.). 5. Пополз я по густой траве вдоль

по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков вы-

езжает из него на поляну (Л.). 6. Максим Максимыч имел

глубокие сведения в поваренном искусстве он удиви-

тельно хорошо зажарил фазана удачно полил его огу-

речным рассолом и я должен признаться что без него

пришлось бы остаться на сухоядении (Л.). 7. Зато никог-

да немой так не усердствовал как в тот день вычистил и

выскреб весь двор выполол все травки до единой

собственноручно повыдергал все колышки в заборе па-

лисадника чтобы удостовериться довольно ли они крепки

и сам же их потом вколотил словом возился и хлопотал

так что даже барыня обратила внимание на его радение

(Т.). 8. Стану я пса кормить пес животное умное сам най-

дет себе пропитание (Т,). 9. Нигде не темнеет не густеет

гроза разве.кое-где протянутся сверху вниз голубова-

тые полосы то сеется едва заметный дождь (Т.). 10. Лест-

ница была высокая крутая но Беликов докатился дони-

зу благополучно встал и потрогал себя за нос целы ли

очки? (Ч.). 11. Маленькая кукла сделала почти чудо Ма-

руся давно уже не сходившая с постели стала ходить

водя за собой свою белокурую дочку и по временам даже

бегала по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами

(Кор.). 12. И земля горит и вся природа обширной рус-

ской равнины встает на врагов лес предает их болота

засасывают ветер несет им навстречу огонь пожаров

(Карав.). 13. В криках солдат в их шуме было столько ве-

селого добродушия что Гаврик понял не будет ниче-

го унизительного если он возьмет у них хлеба (Кат.).

14. Смотри смотри упорно и сурово скрипят арбы встает

за станом стан над водами подъемлет флаг багровый

республика свободных молдаван (Багр.). 15. С давних пор

на Тихом мысе был установлен обычай меню обеда за-

казывает каждый по очереди (Горб.). 16. Упустишь огонь

не потушишь (поел.). 17. Взялся за гуж не говори что не

дюж (поел.). 18. Волков бояться в лес не ходить (поел.).

19. Пожалеешь лычка отдашь ремешок (поел.). 20. Смерти

бояться на свете не жить (поел.).

^ ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Упражнение 289. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

ния. Объясните их постановку.

1. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу

матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого

огорчения (П.). 2. Дамы тут же обступили его блистаю-

щею гирляндою и нанесли с собой целые облака всяко-

го рода благоуханий одна дышала розами от другой не-

сло весной и фиалками третья вся насквозь была про-

душена резедой (Г.). 3. Находя во мне живое сочувствие

отец и Евсеич с увлечением предавались удовольствию

рассказывать мне о весне как сначала обтают горы как

побегут с них ручьи как спустят пруд разольется полая

вода пойдет вверх по полям рыба как начнут ловить ее

сетями как пролетит летняя птица запоют жаворонки

проснутся сурки и начнут свистать стоя на задних дап-

ках по своим норкам как зазеленеют луга оденется лес

кусты и зальются защелкают в них соловьи (Акс.). 4. Река

Белая в этом месте понравилась мне более чем под го-

родом песков было менее русло сжатее и берег гораздо

живописнее (Акс.). 5. Ты сам заметил день ото дня я вяну

жертва злой отравы (Л:). 6. Опрометью поскакали мы на

выстрел смотрим на валу солдаты собрались в кучу и

указывают в поле а там летит стремглав всадник и дер-

жит что-то белое на седле (Д.). 7. Крепость наша стояла

на высоком месте и вид с вала был прекрасный с од-

ной стороны широкая поляна изрытая несколькими

оврагами оканчивалась лесом который тянулся до са-

мого хребта кой-где на ней дымились аулы ходили та-

буны с другой бежала мелкая речка и к ней примыкал

частый кустарник/ покрывавший кремнистые воз-

вышенности которые соединялись с главной цепью

Кавказа (Л.). 8. Герасим соорудил кровать из дубовых

досок на четырех чурках истинно богатырскую кровать

сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы

(Т.). 9. Около господской усадьбы стоявшей к улице за-

дом происходило что обыкновенно происходит около

господских усадеб девки в полинялых ситцевых платьях

шныряли взад и вперед дворовые люди брели по грязи

останавливались и задумчиво чесали свои спины при-

вязанная лошадь десятского лениво махала хвостом и

высоко задравши морду глодала забор курицы кудахта-

ли чахоточные индейки беспрестанно перекликались (Т.).

10. В дверях была давка всякий спешил захватить шайку

которых не хватало по крайней мере для третьей части

учеников вследствие чего они должны были сидеть око-

ло часу дожидаясь пока кто-нибудь не освободит (По-

мял.). 11. Страшнее всего для Каштанки было то что это-

то чужого нельзя было укусить так как он был невидим

и не имел формы (Ч.). 12. Ничто не изменилось в тихой

усадьбе. По-прежнему шумели буки в саду только их

листва будто потемнела сделалась еще гуще по-прежне-

му белели приветливые стены только они чуть-чуть по-

кривились и осели по-прежнему хмурились соломенные

стрехи и даже свирель Иохима слышалась в те же часы

из конюшни только теперь уже сам Иохим предпочитал

слушать слепого на дудке или на фортепьяно безраз-

лично (Кор.). 13. Теперь Маруся совсем уже не выходила

на воздух и серый камень темное молчаливое чудовище

подземелья продолжал без перерывов свою ужасную

работу высасывая жизнь из маленького тельца (Кор.).

14. Лучше всего задремать но не мог то прислушивался

не идут ли за ним тащить на допрос к атаману то беспо-

коили мысли что мальчишка заробеет (А. Н. Т.). 15. При-

ми ж завещанье когда я уйду от песен от ветра от роди-

ны ты начисто выруби сосны в саду ты выкорчуй куст

смородины (Багр.). 16. В полку Стеньки Разина были два

героя в боях потерявшие ноги они ползли на култыш-

ках и ни один не хотел оставить свой многославный

полк каждый за счастье почитал когда приезжавший

Чапаев скажет ему хотя бы несколько слов (Фурм.). 17. Я

понимал что выручить нас может только случайность

или вода внезапно перестанет прибывать или мы на-

ткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Пауст.).

18. В течение нескольких секунд пастушонок и Метели-

ца смотрели прямо в глаза друг другу Метелица с де-

ланным равнодушием пастушонок со страхом сочувстви-

ем и жалостью (Фад.). 19. Тишина была такой полной и

угрюмой а небо таким душным что мальчику казалось

раздайся хоть один резкий звук и в природе произойдет

что-то страшное смерч ураган землетрясение (Кат.).

20. Не мудрено голову срубить мудрено приставить (поел.).

Упражнение 290. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Счастлив тот народ, который в трудные и опасные

минуты умеет найти надежное руководство и вверить

ему свою судьбу!

В 1812 году русский народ нашел Кутузова. Всем было

известно, что Кутузов - любимый ученик Суворова;

знали, что Кутузов одарен спокойной храбростью, до-

ходящей до героизма; помнили о блистательном пове-

дении его при штурме крепости Измаила и о тяжелых

ранениях, полученных им в разное время. Солдаты лю-

били его, звали «Дедушкой» и твердо верили в его воен-

ный гений. Знали его и за границей. Даже Наполеон по

поводу выгодного для России мира с Турцией, заклю-

ченного Кутузовым, не мог воздержаться от лестного,

хотя грубого мнения, назвав Кутузова «старой русской

И вот, когда разнеслась весть о гибели Смоленска,

когда французская пУестисоттысячная армия неудержи-

мо устремилась к древней русской столице, взоры всех

с надеждой обратились на великого полководца. И как

ни противодействовало правительство, пришлось все-

таки ему уступить общественному мнению и назначить

Кутузова главнокомандующим русской армии. И народ

не ошибся в своем выборе.

В самом деле, высоко одаренный полководец, изу-

мительно тонкий дипломат, государственный человек,

проницательный политик - в ком другом, кроме Куту-

зова, могли счастливо сочетаться столь редкие и цен-

ные качества? Сверх того (и это главное), Кутузов был

русским патриотом в самом полном, в самом возвы-

шенном смысле этого слова. Россия, ее интересы, ее

честь и слава, ее историческое прошлое и ее полити-

ческое будущее - вот что всегда жило в его душе, вот

что возбуждало его мысль, управляло его чувствами,

направляло его волю.

(По Е. В. Т а р л е)

Упражнение 291. Напишите текст поя диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой.

Все так и впились в него глазами. Когда же наконец

Яков открыл свое лицо, оно было бледно, как у мерт-

вого; глаза его мерцали сквозь опущенные ресницы. Он

глубоко вздохнул и запел...

лось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то

издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим

первым звуком последовал другой, более твердый и

протяжный, но все еще, видимо, дрожащий, как стру-

на, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем,

она колеблется последним, быстро замирающим коле-

банием; за вторым - третий, и, понемногу разгорячась

и расширяясь, полилась заунывная песнь. «Не одна во

поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам слад-

ко становилось и жутко.

был слегка разбит и звенел, как на|рреснугый; он даже

сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была

и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила,

и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, груст-

ная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и

дышала в нем и так и хватала за сердце, хватала прямо

за его русские струны.

Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладе-

ло упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему

той едва заметной внутренней дрожью страсти, кото-

рая стрелой вонзается в душу слушателя, и, беспрес-

танно крепчая, твердел и расширялся.

(По И. С. Т у р г е н е в у)

Упражнение 292. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не

менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня.

Заслышав крики, вы бежите к мосту, причем на лице у

вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту

совершается убийство или дневной грабеж.

Свесившись через перила, вы глядите на реку и -

какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но

ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума,

похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищ-

ной ломки, столкновений и дружного натиска, вы ви-

дате безмятежно лежащие, неподвижные груды изло-

манного льда, наполняющего всю реку от берега до

берега. Поверхность ретси изрыта и взбудоражена, точ-

но по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим

громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только

лед, лед и лед...

Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кру-

жится голова, и кажется, что мост вместе с публикой

куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упершись о

бык, долго не пускает мост бежать от нее; но вдруг, как

живая, начинает ползти по быку прямо к вашему лицу,

словно хочет проститься с вами, но, не выдержав сво-

ей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает.

Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают,

что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страш-

ную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, об-

ратятся в ничто.

(По А. П. Чехову)

Упражнение 293. Расставьте знаки препинания. Объясните

их постановку.

Донецкая дорога. Невеселая станица одиноко беле-

ющая в степи тихая со стенами горячими от зноя без

одной тени похоже без людей. Поезд уже ушел покинув ч

вас здесь и шум его слышится чуть-чуть и замирает на-

Около станции пустынно и нет других лошадей кро-

ме ваших. Вы садитесь в коляску это так приятно после

вагона катите по степной дороге и перед вами мало-

помалу открываются картины каких нет под Москвой

громадные бесконечные своим однообразием. Степь

степь и больше ничего вдали старый курган или ветряк

везут на волах каменный уголь. Птицы в одиночку низ-

ко носятся над равниной и мертвое движение их кры-

льев нагоняет дремоту. Жарко. Прошел час другой а все

степь степь и все курган вдали. Ваш кучер рассказывает

что-то часто указывая кнутом в сторону что-то длинное

и ненужное и душой овладевает спокойствие о прошлом

не хочется думать... Степь, степь... Лошади бегут солн-

це все выше и кажется что тогда в детстве степь не бы-

вала в июле такой богатой такой пышной травы в цвету

зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой

земли идет аромат и какие-то странные синие птицы

по дороге... А на душе спокойно сладко и кажется со-

гласился бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь

бесконечную однообразную но манящую и чарующую.

Вдруг неожиданно глубокий овраг поросший моло-

дым дубом и ольхой потянуло влагой должно быть ру-

чей внизу. У самого края оврага вспорхнула с шумом

стая куропаток. Вы вспоминаете что когда-то к этому

оврагу ходили по вечерам гулять... Да это конечно тот

же овраг значит усадьба близко. Вдали уже виднеются

тополя в стороне черный дым. Вам идут навстречу кто-

то машет платком.

(По А.П. Ч е х о в у)

Упражнение 294. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

К двум часам дня в колонии все готово: в саду, вок-

руг фонтана, накрыты парадные столы; над столовой

повисли тонкие зеленые гирлянды, сделанные из не-

жных березовых побегов; на столах, в кувшинах, буке-

ты снежных королев.

Сегодня можно с уверенной радостью видеть, как

выросла и похорошела колония. В парке широкие, по-

сыпанные песком дорожки подчеркивают зеленое бо-

гатство трех террас, на которых каждое дерево, каждая

группа кустов, каждая линия цветника проверены в

ночных раздумьях, политы трудовым потом «сводных

отрядов», как драгоценными камнями украшены забо-

той и любовью коллектива. И десяток деревянных сту-

пенек, и березовые перильца, и квадратный коверчик

цветов, и узенькие витые дорожки, и платформа набе-

режной, усыпанная песком, - все это еще раз доказы-

вает, насколько умнее и выше природы человек, даже

вот такой босоногий.

И на просторных дворах этого босоногого хозяина,

на месте глубоких ран, оставленных ему в наследство,

он, пасынок старого человечества, тоже коснулся везде

рукой художника. Двести кустов роз высадили здесь ре-

бята еще осенью, а сколько здесь астр, гвоздики, лев-

коя и других, еще неизвестных, еще не названных цве-

тов! Хорошо, уютно, красиво и разумно стало в коло-

нии, и я, видя это, горжусь долей своего участия в ук-

рашении земли.

Но ни цветы, ни дорожки ни на одну минуту не

заслоняют от меня вот этих мальчиков в синих трусиках

и белых рубашках. Вот они, горьковцы! Они стройны и

собранны, у них хорошие подвижные талии, мускулис-

тые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела

и свежие красногубые лица. И у каждого из них есть

свой путь.

(По А. С. М а к а р е н к о)

Упражнение 295. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

На окраине Москвы стоит двухэтажный дом, при-

крытый с улицы зеленым палисадником, а с тыла -

большим красивым садом, почти парком. Все тут сохра-

нено с величайшей, заботой, и даже если засохнет де-

рево в саду, то на его место будет посажено точь-в-точь

такое же по возрасту и по породе.

Здесь жил великий писатель Лев Толстой. Здесь он

написал свой роман «Воскресение», рассказы «Смерть

Ивана Ильича», «Хозяин и работник», пьесы «Плоды

просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп» и множе-

ство статей.

толстовскую усадьбу пачками 34 зажигательных бомбы.

Запылали в саду сложенные дрова, загорелась трава,

затлела занавеска в самом доме. Старый, сухой, дере-

вянный, он, конечно, сгорел бы, как свеча, и челове-

чество лишилось бы с ним одного из своих замечатель-

ных культурных памятников, если б не пятеро людей,

дежуривших в ту ночь.

Это была ночь труда и самопожертвования... Но вот

пришел розовый московский рассвет, прозвучал отбой.

Тихо качались в небе, как далёкие корабли в море, аэро-

статы заграждения... В саду Льва Толстого дотлевали за-

пущенные головешки. Все было цело - усадьба не по-

страдала. Закопченные дымом, с кровью на лице и ру-

ках от царапин и ожогов, переглянулись счастливые пять

человек... Нет больше радости, как отстоять на посту

народную ценность!

(По М. Ш а г и н я н)

^ ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Двоеточие в БСП

Цель: формирование умений правильно устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять смысловые особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение знаков препинания в простом предложении; подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: таблицы, мультимедийная система, карточки с индивидуальными заданиями, справочники.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Подготовка к малому ЕГЭ

Работа по карточкам с последующей коллективной проверкой

Вставьте пропущенные буквы

I вариант

  1. смотришь, лечишь, вертим, играешь,
  2. (они) клеят, борются, будят, платят
  3. (они) окончат, морщат, отыщут, тащат
  4. обидит, хочешь, бреешь, стелем
  5. (они) гонят, сеет, ропщут, мучат
  6. (они) ищут, мочат, кличут, колышут
  7. зыблется, колышем, наполните, накроешься,

Вставьте пропущенные буквы

II вариант

  1. увяжем, перемелется, пожинаешь, терпит,
  2. ропщешь, мокнешь, вышлешь, вытрешь,
  3. ноешь, узнаешь, тронешь, светишь
  4. обуваешь, дышишь, готовишься, носишь,
  5. наточим, отмеришь, ненавидишь, отмеряем,
  6. выручаешь, выхватишь, встретишь, перестелет
  7. подставишь, держим, (если) назначите, упомнишь

III. Проверка домашнего задания

Упр.

IV. Повторение

Запись с объяснением постановки знаков препинания

Петр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром»

Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетнёву.

V. Новый материал

1. Чтение теоретического материала на стр. , анализ примеров параграфа

VI. Работа по опорным таблицам

Спишите предложения, объясните постановку двоеточия. Устно произведите синонимическую замену СПП.

  1. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз. А именно. (раскрывает содержание первой части.)
  2. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Потому что, так как, ибо (причина)
  3. Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ. И увидел, и услышал, и почувствовал и др. (добавочное сообщение)

VII. Закрепление

1. Объяснительный диктант.

После обеда подали чай с каким-то оригинальным запахом; гляжу: на дне гвоздичная головка.(И. Гончаров) Я смотрел на лодки, на японские батареи: нигде никакого движения.(И. Гончаров) Я говорил себе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду…(М. Лермонтов) Очень требовательный к себе, Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. Он поднял глаза: маленькое облачко неприметно неслось по небу. Должен признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам. (И. Репин)

2. Упр.

VIII. Итоги урока.

- С чем работали на уроке?

Какие смысловые отношения возможны между частями БСП при постановке двоеточия?

IX. Домашнее задание:

1 группа – мини – сочинение «Для чего в предложении ставится двоеточие?»

2 группа - упр.

Вставьте пропущенные буквы

I вариант

Вставьте пропущенные буквы

II вариант

Вставьте пропущенные буквы

I вариант

  1. смотр…шь, леч…шь, верт…м, игра…шь,
  2. (они) клее…т, бор…тся, буд…т, плат…т
  3. (они) оконч…т, морщ…т, отыщ…т, тащ…т
  4. обид…т, хоч…шь, бре…шь, стел…м
  5. (они) гон…т, се…т, ропщ…т, муч…т
  6. (они) ищ…т, моч…т, клич…т, колыш…т
  7. зыбл…тся, колыш…м, наполн…те, накро…шься,

Вставьте пропущенные буквы

II вариант

  1. увяж…м, перемел…тся, пожина…шь, терп…т,
  2. ропщ…шь, мокн…шь, вышл…шь, вытр…шь,
  3. но…шь, узна…шь, трон…шь, свет…шь
  4. обува…шь, дыш…шь, готов…шься, нос…шь,
  5. наточ…м, отмер…шь, ненавид…шь, отмеряя…м,
  6. выруча…шь, выхват…шь, встрет…шь, перестел…т
  7. подстав…шь, держ…м, (если) назнач…те, упомн…шь

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема: Запятая и точка с запятой в БСП.

Цель: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторить правописание пре- и при-; подготовка к малому ЕГЭ.

Оборудование: мультимедийная система, таблицы, карточки для индивидуальных заданий, справочный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение

  1. По таблице вспомните правописание безударных личных окончаний глагола.
  2. Выполнение элемента тестового задания.
  1. Проверка по слайдам.

III. Проверка домашнего задания.

  1. Опрос:

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Какие знаки препинания могут стоять в БСП?

2. Упр. («по цепочке» с обоснованием постановки знаков препинания.)

IV. Орфографическая работа

Приоритетные направления в исследованиях, беспристрастный взгляд на юного аккомпаниатора, беспрецедентный случай, преходящее явление, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма.

V. Знакомство с новым материалом

1. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, провести наблюдения над интонационными особенностями предложения.

В дали голубой столбом уж кружился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки.

Обратить внимание уч-ся на то, что части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё невысокие, тоже распаханные холмы.

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

Точка с запятой требует значительной паузы и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются медленнее, спокойным и несколько пониженным голосом.

Определите тип речи в этих предложениях.

Что позволило вам определить их как описание?

VI. Анализ текста. (Элемент подготовки к малому ЕГЭ)

1. Слово учителя.

БСП часто используются художниками слова в описаниях природы.

2. Запись текста с объяснением выбора знаков препинания и отработкой интонации.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляют вас за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

(И. Тургенев)

Определите тип и стиль текста.

Одинаково ли настроение во всём тексте?

Как разделяются его части что помогает нам почувствовать настроение каждой части?

Какие ещё средства выразительности (тропы) использовал Тургенев?

VII. Закрепление.

  1. Чтение материала п.
  2. Упр. (устно, выборочно)

VIII. Итог урока.

  1. С чем познакомились на уроке?
  2. От чего зависит выбор знака препинания в БСП?
  3. Когда БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

IX. Домашнее задание

  1. 1 группа – сочинение-миниатюра «Для чего в предложениях ставятся запятые и точки с запятой»;

2 группа – упр.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Цель уроков: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, показать основное различие в употреблении двоеточия и тире в указанных конструкциях.

Ход уроков

Диктант

Все, помню, действовало на меня: новое лицо, какое-нибудь событие, песня в поле, рассказ странника, таинственные лощины за хутором, легенда о каком-нибудь беглом солдате, едва живом от страха и голода и скрывавшемся в наших хлебах, ворон, все прилетавший к нам на ограду и поразивший моё воображение особенно тем, что жил он, как сказала мне мать, ещё, может, при Иване Грозном, предвечернее солнце в тех комнатах, что глядели за вишнёвый сад на запад.

(И. Бунин.)

Дополнительные задания.

Можно ли считать данное высказывание текстом? (Это завершённое высказывание, предложение, части которого сочетаются по законам синтаксиса. Признак текста - членимость. Данное высказывание нельзя разделить на самостоятельные предложения.)

Найдите вводные предложения, определите их тип. (Помню - определенно-личное, нераспространённое.Как сказала мне мать - двусоставное, распространённое.)

Определите вид придаточных в составе данного сложного предложения.

2. Укажите предложения с обобщающим словом (устно), составьте их схемы.

1) В лесу, в полях, на озерах все ждет весны.

2) Всё волновало нежный ум:

Цветущий луг, луны блистанье,

В часовне ветхой бури шум,

Старушки чудное преданье. (А. Пушкин.)

3) И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая река - все было так прелестно в это милое утро. (И. Бунин.)

4) Всё вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава - было покрыто этой шершавой пылью. (К. Паустовский.)

Подведение итогов работы.

Сделайте вывод о постановке двоеточия в простом предложении.

4. Работа с учебником - чтение теоретического материала на стр. 61 (98).

Кратко сформулируйте основное правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

(Для двоеточия характерна разъяснительно-пояснительная функция.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что первые части предложений, в которых стоит двоеточие, отличаются предупредительной интонацией.

Упражнение 143 (221).

6. Упражнение 144 (222) (устно).

Объяснительный диктант.

ДОМ ПУШКИНА.

В доме много хорошего псковского льняного белья: скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат, прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станках.



Вещи из льна обладают удивительным свойством: там, где они, всегда пахнет свежестью. Ученые говорят, что лен сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, почти никогда не хворает простудой. Редко болел и Пушкин. У него кругом был лен.

(По С. Гейченко.)

8. Упражнение 143 (221) (повторная работа).

Как изменятся смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, если поменять порядок их следования?

Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось несколько минут - до отправления поезда оставалось несколько минут - пассажиры спешили и т. п.

Учащиеся отмечают, что после перестановки первая часть содержит пояснение, указывает на причину того, о чём говорится во втором предложении, а вторая заключает в себе вывод, следствие. Меняется интонация: первая часть произносится с нарастающим повышением тона, после неё - пауза.

Вывод: на письме такие смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения обозначаются постановкой тире.

9. Чтение теоретического материала на стр. 64(102).

10. Слово учителя .

Судьба тире в русской пунктуации очень интересна и стремительна. Этот знак появился позже других, во второй половине ХVIII века (в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова тире не отмечено), но быстро завоёвывает позиции в пунктуационной системе, ведет себя наступательно по отношению к другим знакам, в частности, заметно вытесняет двоеточие.

Применение знака имеет широкий диапазон:

1) тире означает всевозможные пропуски, например:

Солотча - извилистая, неглубокая река. (К. Паустовский.)

В недрах - уголь, золото и медь. (С. Щипачёв.)

Лето припасает - зима поедает. (Пословица.) - Лето припасает, а зима поедает;



2) в бессоюзном сложном предложении тире имеет смысловую функцию, передает значение условия, времени,сравнения, следствия, когда эти значения не выраженысоюзами - это тоже фиксация своеобразных пропусков:

Настанет утро - двинемся в путь;

3) тире является знаком «неожиданности» - смысловой,интонационной - и передает быструю смену событий:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов.)

4) тире выступает как своеобразный ограничитель припрямой речи, репликах диалога, при однородном перечислении с обобщающим словом: Юные деревца всехпород: ель и сосна, осина и береза - растут дружно итесно. (К. Паустовский.)

Итак, двоеточие в современном его употреблении можно охарактеризовать как знак, имеющий достаточно конкретноеи узкое применение, тире - широкое.

11. Упражнения 152 (231) (устно), 153 (232) (письменно).

Домашнее задание . § 11, 12, (16, 17) упражнения 157(234, 240).

Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Формирование умений:

  • устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
  • определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
  • правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
  • определять синонимию БСП и СПП, ССП,
  • составлять БСП и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.

Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.

Примеры :

  1. Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
  2. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
  3. У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
  4. А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.

Ответы : “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.

Примеры:

  1. Работа – лучшее лекарство.
  2. Задача науки – постигать законы природы.
  3. Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
  4. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
  5. Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
  6. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  7. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
  8. Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах. (Пауст.)

II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.

1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.

Печален я: со мною друга нет. (П.)

На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?

Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”

2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.

В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)

При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)

3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.

Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)

Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?

Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)

В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.

III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.

1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)

2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)

3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)

5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)

6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)

IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.

1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”

2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.

Волков бояться – в лес не ходить.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”

3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”

4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.

Слово молвит – соловей поет.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”

5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.

Не спеши языком – торопись делом.

Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”

6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)

Какой конструкции синонимично данное предложение?

Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”

Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.

V. Материал для отработки постановки тире в БСП.

1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)

2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)

3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)

4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)

5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)

6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)

7. Светает – пора вставать.

VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..

1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)

2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)

4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)

5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)

6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)

7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)

VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.

  1. Я помню чудное мгновенье... (П.)
  2. Идет направо...налево... (П.)
  3. Там чудеса... (П.)
  4. Сыр выпал... (Крыл.)
  5. Служить бы рад... (Гриб.)
  6. Чин следовал ему... (Гриб.)
  7. А потому обычай мой такой...подписано... (Гриб.)
  8. Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
  9. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)

VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.

В подборке представлены материалы, которые помогут учителю организовать работу по изучению темы «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП»: программа-тренажёр, тест, задание на распределение и текстовый материал.


«9кл-бсп»

9 класс. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Он смотрит вдаль там лес пестреет тут поля и горы.

По небу знойный день катится от скал горячий пар струится.

Лето припасает зима поедает.

Он прилёг усталость давала о себе знать.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Занавес поднялся раздались дружные аплодисменты.

Сильный дождь льёт с утра выйти невозможно.

Случилась беда селевой поток размыл железнодорожные пути.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Погода в январе непостоянна морозы сменяются оттепелями.

Все вышли на террасу в доме было душно.

Мать видела побледневшее лицо Павла она невольно двинулась вперёд расталкивая толпу.

Гуси высоко летят воды будет много.

Я понял маленького друга хотели лишить первой и последней радости в её недолгой жизни.

Замела метель дорожки пробираться нелегко.

Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.

Ровной синевой залито всё небо одно лишь облачко на нём не то плывёт не то тает.

Но Дубровский уже её не слушал боль раны и сильные волнения души лишили его сил.

Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.

Слава греет позор жжёт.

Только видит вьётся вьюга снег ложится на поля вся белёшенька земля.

Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

Солнце жгло по-вчерашнему воздух был неподвижен.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Дожди перестали поля высохли.

В лагере спокойно ни суеты ни говора людского даже трубы над палатками не дымят.

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят орлы пролетают кулики и чибисы.

В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.

Печален я со мною друга нет.

Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды мигали слабым светом.

В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был.

Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошади фыркали.

Не хочешь ехать оставайся.

Заря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары.

Весь мир знает первый искусственный спутник Земли посланец нашей страны.

Кругом ярко светит солнце поохотиться ещё можно.

Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_1»

ВАРИАНТ 1.

Задание

Ответы

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 1.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

2) Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки

3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы

4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом.

5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело.

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_2»

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле

2) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты

3) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

4) Назвался груздем полезай в кузов

5) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля1»

Лист контроля.

Вариант 1.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина)

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. (перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля2»

Лист контроля.

ВАРИАНТ 2.

1) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против.)

2) Истинные таланты на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (2ч - причина)

3) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце. (перечисл)

4) Назвался груздем - полезай в кузов. (1ч - условие)

5) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«аннотация»

В подборке представлены материалы, которые помогут учителю организовать работу по изучению темы «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП».

Весь материал разбит на две части. В первой части размещена презентация. Во второй – программа-тренажёр, тест, задание на распределение и текстовый материал.

В файле БСП-презентация. ppt представлен теоретический материал. Система гиперссылок позволит организовать процесс изучения в соответствии с замыслом учителя.

Проверить уровень усвоения теории поможет тест (пусковой файл БСП-тест. exe находится в одноимённой папке).

Файл bsp - rasp . xls направлен на организацию работы, связанной с формированием представления о значении частей бессоюзного сложного предложения. Учащиеся должны распределить предложения в соответствии со значением их частей. Предусмотрена система контроля, а также даны «шпаргалки».

Отработать навыки постановки знаков препинания в БСП можно в мини-программе, которая находится в папке «тренажёр» (пусковой файл – БСП-старт. exe , файл справки – SPK . HLP ). В программе представлены три вида заданий. Во втором задании (работа над ошибками) предусмотрена система пошагового контроля. После выполнения и проверки первого и третьего задания даются комментарии.

Папка «Текст-файлы»

Если в школе налажена локальная сеть, можно организовать работу с взаимопроверкой. Для этого формируются отдельные папки для 1 и 2 варианта (1 вариант - файлы «Вариант_1. doc » и «Лист_контроля2» ; 2 вариант – файлы «Вариант_2. doc » и «Лист_контроля1. doc » ). Учащиеся выполняют свою работу, расставляя знаки препинания в предложениях первого столбца таблицы (файлы «Вариант_1(2).doc ); сохраняют выполненную работу, а затем открывают (через локальную сеть) файл представителя другого варианта, копируют во вторую колонку таблицу материал из файла «Лист_контроля1(2)» и выполняют взаимопроверку. В файле «редактирование. doc » даны предложения различной структуры, их необходимо перестроить в БСП; используются приёмы копирования, удаления и вставки.

Проверить, насколько хорошо сформированы навыки постановки знаков препинания в БСП, помогут карточки-задания, приведённые в файле «9кл-бсп.doc ».

Ваши замечания и предложения прошу направлять на e -mail : mousch 2- n @ yandex . ru .

С уважением, Камаева Т.В.

Просмотр содержимого документа
«редактирование»

ЗАДАНИЕ

Исходный вариант

Перестроенное предложение

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.