Славянские суеверия: Лихо одноглазое. Славянская мифология

В статьях, о которых сказано выше, говорилось о том, что в глубокой древности, скорее всего, во времена праиндоевропейцев, когда языческие верования имели свою единую форму, существовало поверие в одноглазых богов, в частности, бога дня, света и жизни с одним глазом — Солнцем, и богом ночи, тьмы и загробного мира с одним глазом — Луной. Впоследствии, когда единый народ расселился по всей земле и заметно видоизменил языческие верования, данный атрибут приобрел разнообразные формы, однако сохранил особую связь с одним глазом-солнцем и глазом «плохим», лунным глазом или даже мертвящим глазом. В Греции такими оказались великаны циклопы, в Египте бог Солнца Хор, в скандинавских странах — одноглазый Один. В этих статьях, затрагивая тему одноглазых богов в культурах мира, мы рассматривали Кощея-Чернобога и его последующую ипостась в двоеверии — Святого Касьяна. При этом совсем забыли упомянуть про такое мифологическое существо, которое явно является одним из образов бога «тёмного» мира, как Лихо одноглазое .

Лихо одноглазое можно назвать тем самым недостающим элементом, который мы пытались найти в предыдущих статьях, описывая языческих богов различных стран мира и пытаясь найти их взаимосвязь со славянскими богами. В сказках Лихо предстаёт женщиной-великаншей с одним глазом. В одной из русских народных сказок говорится, что к великанше приходит кузнец. Лихо принимает гостя и просит его сковать ей второй глаз, на что кузнец, почуяв, что великанша может его съесть, хитростью выкалывает ей и второй глаз, после чего, развернув тулуп шерстью наружу, прикидывается бараном и сбегает. Как же можно расшифровать эту сказку, которая, по всей видимости, является преобразованным языческим мифом, дошедшим до нас в виде детской страшилки?

Во-первых, здесь мы опять же имеем дело с или путешествием героя в подземный мир, который часто наблюдается в различных культурах мира. Главный герой отправляется в тёмный лес, где встречает хозяина этого тёмного леса. Если вспомнить теорию катабасиса, судя по которой, с ходом времени путешествие главного героя переместилось из подземного мира в тёмный и непроходимый лес, то здесь мы можем увидеть как раз этот случай, сравнимый с другими сказками, где главный герой отправляется на встречу с хозяйкой тёмного леса (подземного мира) Бабой Ягой () или с Кощеем Бессмертным (Чернобогом). Сюжет путешествия практически идентичен, так что можно уверенно сказать, что Лихо является властительницей подземного мира, то есть той самой Мораной.

Стоит также сказать и про образ героя, который является кузнецом. Во многих сказках главными героями-победителями являются именно кузнецы, так что, скорее всего, в сказке сокрыт некий древний миф о боге-кузнеце и подземной владычице Моране.

В хитросплетениях взаимосвязи богов различных стран мира можно легко запутаться, однако здесь мы попробуем сравнить греческий миф со сказкой о Лихо одноглазом и с предположением, что Морана являлась одной из трёх богинь-судьбы. В древнегреческой мифологии описана история Геркулеса, который крадёт единственный глаз у богинь-судьбы мойр. Не правда ли, это очень схожий сюжет?! В одной из предыдущих статей « » мы пришли к мнению, что одной из богинь судьбы как раз является Морана — богиня подземного мира, богиня смерти, которая обрезает нить жизни. Если предположить, что эти рассуждения верные, то здесь мы увидим тесную взаимосвязь двух языческих верований, поверий в одноглазую богиню, у которой крадут последний глаз, которая является хозяйкой подземного мира мёртвых и одной из богинь-прях судьбы.

Лихо одноглазое, по причине того, что кузнец выкалывает ей последний глаз, стало синонимом неразборчивости бед, несчастий и смертей, когда божество, причиняющее различные страдания и забирающее в свой мир души людей, не разбирает, кому причиняет несчастья и кого забирает в мир мёртвых. Таким образом, «Лихо одноглазое» — одно из наименований Мораны, которое означает, что иногда богиня причиняет беды людям, которые достойны счастья, тогда как злые люди продолжают радоваться жизни, и забирает жизни людей, достойных дальнейшего существования, тогда как настоящие злодеи и преступники продолжают ходить по земле, как ни в чём не бывало.

Сайт «Fun Gun Net» создан специально для поклонников Counter Strike. Рулетка кс го для бомжей поможет вам быстро приобрести необходимые для игры вещи. Помимо этого, есть возможность игры на вещи для Dota 2 и TeamFortress.

Ж ил один кузнец. «Что, - говорит, - я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо». Взял и пошёл, выпил хорошенько и пошёл искать лихо. Навстречу ему портной.

Здравствуй!

Здравствуй!

Куда идёшь?

Что, брат, все говорят: лихо на свете есть: я никакого лиха не видал, иду искать.

Пойдём вместе. И я хорошо живу и не видал лиха; пойдём поищем.

Вот они шли-шли, зашли в лес, в густый, тёмный, нашли маленькую дорожку, пошли по ней - по узенькой дорожке. Шли-шли по этой дорожке, видят: изба стоит большая. Ночь; некуда идти.

Сём, - говорят, - зайдём в эту избу.

Вошли; никого там нету, пусто, нехорошо. Сели себе и сидят. Вот и идёт высокая женщина, худощавая, кривая, одноокая.

А! - говорит. - У меня гости. Здравствуйте.

Здравствуй, бабушка! Мы пришли ночевать к тебе.

Ну, хорошо; будет что поужинать мне!

Они перепугались. Вот она пошла, беремя дров большое принесла; поклала в печку, затопила. Подошла к ним, взяла одного, портного, и зарезала, посадила в печку и убрала .

‎ Кузнец сидит и думает: что делать, как быть? Она взяла - поужинала. Кузнец смотрит в печку и говорит:

Бабушка, я кузнец.

Что умеешь делать-ковать?

Да я всё умею.

Скуй мне глаз.

Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя верёвка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз.

Она пошла, принесла две верёвки, одну потоньше, а другую толще. Вот он связал её одною, которая была потоньше.

Ну-ка, бабушка, повернися!

Она повернулась и разорвала верёвку.

Ну, - говорит, - нет, бабушка! Эта не годится.

Взял он толстую верёвку да этою верёвкою скрутил её хорошенько.

Повернись-ка, бабушка!

Вот она повернулась - не порвала. Вот он взял шило, разжёг его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернется - и разорвала верёвку, да и села на пороге.

А, злодей, теперича не уйдёшь от меня!

Он видит, что опять лихо ему, сидит, думает: что делать? Потом пришли с поля овцы; она загнала овец в свою избу ночевать. Вот кузнец ночевал ночь. Поутру стала она овец выпускать. Он взял шубу, да вывернул шерстью вверх, да в рукава-то надел и подполз к ней, как овечка. Она все по одной выпускала; как хватит за спинку, так и выкинет её. И он подполз; она и его хватила за спинку и выкинула. Выкинула его, он встал и говорит:

Прощай, Лихо! Натерпелся я от тебя лиха; теперь ничего не сделаешь.

Она говорит:

Постой, ещё натерпишься, ты не ушёл!

‎ И пошёл кузнец опять в лес по узенькой тропинке. Смотрит: в дереве топорик с золотой ручкой; захотел себе взять. Вот он взялся за этот топорик, рука и пристала к нему. Что делать? Никак не оторвёшь. Оглянулся назад: идёт к нему Лихо и кричит:

Вот ты злодей, и не ушёл!

Кузнец вынул ножичек, в кармане у него был, и давай эту руку пилить; отрезал её и ушёл. Пришёл в свою деревню и начал показывать руку, что теперь видел лихо.

Вот, - говорит, - посмотрите - каково оно: я, - говорит, - без руки, а товарища моего совсем съела.

Тут и сказке конец.

В этой старой сказке почти все так же, как в легенде о странствиях Одиссея: «...Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:

— Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едала.

Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого...» («Лихо одноглазое». Сказка в пересказе К.Д. Ушинского).

По всему выходит, водились в наших среднерусских лесах и горах великаны не хуже греческого Полифема, а может, даже и покруче, раз столько источников буквально в один голос описывают эту то ли гигантскую бабу, то ли мужика.

Да и не только в наших просторах: это явление, похоже, индоевропейское, раз братья Гримм написали свою сказку «Разбойник и его сыновья», не пытаясь переделывать гомеровские свидетельства, а Кастрен в XIX в. слышал подобное в русской Карелии (см. «Вестник Русского Географического Общества», 1856, V).

«Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами “беда”, “горе”, “несчастье”».

Взглянем на восток. Тарданак — богатырь алтайских инородцев, входит в сказки на классическую тему о Полифеме или русские про Лихо одноглазое. Роль чудовища-великана играет Ельбегем, роль Одиссея или Ивана Царевича, избегающего опасности быть сваренным и съеденным, — мальчик Тарданак.

Сказка о Тарданаке — один из многих вариантов широко распространенного сказания о великане-людоеде (см. Вербицкий. Алтайские инородцы. С. 156—157). А третье путешествие Синдбада в «Стране мохнатых»? Там приключение, похожее на мыканья Одиссея с Полифемом.

Лихо одноглазое — зло, беда; персонификация злой доли, горя; нечистая сила... Фольклористы, понятное дело, не могли указывать на конкретные биологические объекты, на находки огромных черепов с дыркой посередине лба, только на поверья: «Зло, беда в поверьях может предстать живым существом, которое преследует человека и губит его, такой образ, однако, более характерен для сказок, а не для бытующих поверий.

Облик “зла-лиха” (появляющегося чаще всего в сказочных повествованиях) очерчен не вполне определенно. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Оно может быть одноглазым (“кривым, неправедным”); предстает огромным великаном; худой женщиной с одним глазом...»

На Смоленщине Лихо Одноглазое представляли существом огромного роста, пожирающим людей. Чаще всего это худощавая, кривая, одноокая женщина огромного роста или же одноглазый великан.

Подытожим немногое. Живёт в большой избе, что стоит в густом и тёмном лесу. Часто также поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей: по некоторым сведениям, это создание не брезгует людоедством и способно сожрать любое живое существо, подвернувшееся ему под руку.

Иногда Лихо изображается совершенно слепым, но этот вариант встречается в сказках редко. Обладает некоторым волшебством. Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю.

Не следует искать встречи с Лихом из простого любопытства. В отличие от других недобрых созданий, которые иногда проявляют расположение к человеку и могут наградить его, от Лиха можно ждать только неприятностей.

В одной из сказок про Лихо почти полностью повторяются приключения Одиссея на острове Циклопов. В этом и трех других случаях герои ослепляют людоедов, протыкая глаза или обливая их кипящим маслом.

Как будто специально для того, чтобы героям было легче, людоеды одноглазы и лишь великаны Синдбада и братьев Гримм двуглазы. В первых трёх случаях даже способ ухода героев от ослеплённых чудищ одинаков — прикинуться овцой и выйти вместе со стадом.

Итак, кузнеца поймали.

«...Кузнец смотрит в печку и говорит:

— Бабушка, я кузнец.
— Что умеешь делать-ковать?
—Да я всё умею.
— Скуй мне глаз.
— Хорошо, — говорит, — да есть ли у тебя верёвка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз...

Взял он толстую верёвку да этою верёвкою скрутил её хорошенько... Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернётся — и разорвала верёвку, да и села на пороге...» («Лихо одноглазое». Русская сказка в обработке А.Н. Афанасьева).

Аримаспы — мифический народ, живший на крайнем северо-востоке древнего мира. По Геродоту, это были одноглазые люди (что и означает слово «аримасп» на скифском языке), постоянно сражающиеся с грифами, у которых они хотели отнять охраняемое ими золото.

То есть реальный народ. Источником сведений об аримаспах послужила недошедшая эпическая поэма Аристея сына Каистробия с Проконнеса «Эпос об аримаспах» (или «Аримаспия»), о содержании которой даёт некоторое представление «Скифский рассказ» Геродота («История». IV. 13—16). Аристей, вдохновлённый Аполлоном, якобы прибыл в страну исседонов и там записал рассказы об их северных соседях — аримаспах, грифах (грипах или грифонах) и гипербореях.

Согласно Аристею, аримаспы живут к северу от исседонов, а севернее их сам их живут стерегущие золото грифы, и аримаспы воюют и с теми и с другими. Причём аримаспы изгнали исседонов из их страны, те, в свою очередь, изгнали скифов, а те киммерийцев.

Геродот же приводит и объяснение (видимо, оно взято также из поэмы Аристея) слова «аримасп», что Аримаспы упоминаются и другими античными писателями (как географами, так и трагическими поэтами), но все их сообщения прямо или опосредованно восходят к Аристею Проконнесскому и ничего нового к сообщению Геродота они не добавляют. Исключение — Эсхил, сообщающий, что аримаспы «живут у златоносного Плутонова потока» («Прикованный Прометей», 805—806). Позднеантичные писатели начинают отождествлять аримаспов и гипербореев.

Еще одни кандидаты на реальных обитателей Земли — верлиоки . О них есть в восточнославянской народной сказке об одноглазом существе, возможно, мифологического происхождения.

По типичному сюжету сказки, Верлиока (иногда, для простоты, его заменяют на медведя) убивает старуху и двух её внучек, а старик, селезень, рак, веревочка и жёлудь наказывают его за убийство. Согласно примечанию А.Н. Афанасьева, сказка была записана Тихорским в «южной России». Русских вариантов — 3, украинских — 7, белорусских — 1.

Иллюстрация из сказки про Верлиоку

Образ Верлиоки творчески переосмыслил в сказочной повести В. Каверин «Верлиока» (1982). Верлиока, согласно описанию, «ростом высокий, об одном глазе, нос крючком, борода клочком, усы в пол-аршина, на голове щетина, на одной ноге — в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется». Разумеется, выступает в качестве разрушителя и убийцы.

Филолог О.А. Черепанова интерпретирует Верлиоку как сохранившийся в сказочном сюжете древний образ мирового зла. Что вполне оправдано, ведь не может же сотрудник РАН написать: Верлиока — прямое отражение существования на нашей планете расы великанов.

На украинском есть слово «вирлоокий, пучеглазый» — так это слово записал Гоголь в свой «Лексикон Малороссийский».

И наконец тепегёз , или Депе-Гёз — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз».

Образ Тепегёза восходит к персонажу огузского героического эпоса «Китаби Деде Коркут». Пастух Сары встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёзом из-за единственного глаза на лбу.

Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Пастух Сары отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у хана Аль Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Аль Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом.

Басат убивает Тепегёза

Глава, описывающая Тепегёза, была переведена и опубликована в 1815 г. немецким востоковедом Генрихом Фридрихом фон Дицем, который обнаружил её в рукописи «Книга моего деда Коркута на огузском языке», датированной XVI в. и хранящейся в Дрезденской библиотеке.

Так что вон сколько у нашего лиха нашлось родственников по всему миру! И не из гомеровского циклопа все они вышли, как мы из гоголевской шинели, а он из них. Миф о Полифеме лишь отражение более ранних и полных преданий о столкновениях «нашего» человечества с представителями человечества «иного», совсем не похожего на нас с вами.

Лихо – в мифологии восточных славян комплексная аллегория неблагоприятного стечения обстоятельств, основанного на человеческих проступках. До наших дней дошла поговорка «Не буди лихо, пока оно тихо», которая великолепно отражает всю сакральную сущность этого образа. Лихо – это дух зла, который активизируется только тогда, когда сам человек поступает не правильно, говорит лишнее или делает что-то в вразрез с установленными традициями.Фактически Лихо является нежитью, но его функции в этом отношении строго ограничены.

Это существо – метафора Вселенской справедливости, которая определяет, что каждый человек обязан отвечать за свои поступки, как за хорошие, так и за плохие. Ведь по легендам Лихо само по себе никогда не нападет, они лишь отвечает на сторонние воздействия. И совсем не зря местом обитания Лиха наши предки определили болото. Ведь болото у славян считалось местом нечистым, опасным, имеющим в себе максимальную концентрацию отрицательной энергии. А если учесть, что болото обычно образуется в низине, которая легко может оказаться результатом карстовых пустот, то негативная специфика этого места становится абсолютно очевидной. Человеку в таком месте делать нечего, если, конечно, он не является служителем какого-либо культа Дасуней. То есть болото – это запретное место, где человеку находиться не следует и если он нарушает установленные правила, то к нему рано или поздно приходит расплата, сконцентрированная в образе того самого Лиха болотного.

В физическом плане разные легенды изображают Лихо по-разному. В одних говорится, что это огромных размеров великан, рост которого превышает высоту самых высоких деревьев. Это очень сильное, свирепое и мстительное существо, встреча с которым почти всегда означает неминуемую гибель. Кроме того, Лихо способно проклинать человека, насылая на него череду неудач, также способную в конечном итоге привести к летальному исходу. То есть это чудовище плюс ко всему вполне определенно обладает магическими способностями.По другим легендам Лихо – страшная высокая сутулая, но очень сильная женщина-нежить, которая наряду с нечеловеческой силой и реакцией обладает чрезмерно развитым обонянием. В связи с постоянной в болоте или в непосредственной близости от него цвет кожи и волос Лиха имеет грязно-зеленый оттенок.При этом все легенды сходятся в одном – Лихо имеет всего один глаз. Поэтому очевидно, что зрение этого создания оставляет желать лучшего, чем герои легенд и пользовались для победы над этим чудовищем. Хотя, строго говоря, одолеть Лихо никому никогда не удавалось, лишь немногие смогли скрыться от него. Вероятно, это существо неуязвимо для земного оружия.

Так или иначе, но человек всегда сам виноват в появлении Лиха. Чаще всего причина заключается в его слабости, лени, не желании что-то менять. То есть для людей сильных и волевых вероятность встречи с Лихом сведена к минимуму.

Зло, беда, неудача всегда пугали людей, вызывали у них чувство отторжения и неприязни. Восточные славяне даже персонифицировали эти понятия, создав демонический образ под названием Лихо Одноглазое. Оно стало олицетворять собой злую долю и несчастье, а перед людьми представало в образе худой одноглазой старухи. Бродили та по земле, привязывалась к людям и обрушивала на них беды, болезни, нищету, иногда убивала несчастных или лишала их каких-то частей тела.

Вот такую жуткую сущностью придумали славяне, а её похождения отразили в сказках. В самой популярной из них главным героем является деревенский кузнец. Загорелся он как-то желанием увидеть Лихо. Решил пойти в лес и там поискать это демоническое существо. Но один идти побоялся и взял себе в напарники портного. И пошли они вдвоём в самую что ни на есть лесную чащу.

Долго продирались они среди кустов и веток деревьев, пока не вышли на большую поляну. Посреди неё увидели большую избу. Обошли её вокруг, никого не обнаружили, а тут и смеркаться начало. Зашли путешественники внутрь и решили переночевать в избе. Только устроились на ночлег, как услышали, что кто-то снаружи ходит. Выглянул кузнец в окно и увидел худую одноглазую старуху.

Вошла та в дом, увидела гостей и довольно заулыбалась. Сказала, что очень им рада, так как теперь не надо думать, что на ужин готовить. Затопила старуха печь, схватила портного да и сунула прямо в пламя. Поджарила его и съела. Перепугался кузнец, сидит ни жив ни мёртв, ругает себя последними словами, что решил на Лихо посмотреть.

А старуха насытилась и подобрела. Стала кузнецу вопросы задавать, расспрашивать о деревенской жизни. Как узнала, что гость её – кузнец, оживилась и стала просить выковать ей железный глаз, так как уж больно неудобно перед людьми без одного глаза появляться. Гость обречённо согласился, взялся за работу и выковал новенький железный глаз. Любо дорого на него было посмотреть: таким красивым и ладным он получился.

Дело за малым осталось, вставить глаз в пустую глазницу. Попросил кузнец старуху сесть на скамью, раскалил в печи гвоздь, якобы для того, чтобы с его помощью железный глаз в глазницу загнать. Но лишь только гвоздь покрылся красным цветом, схватил его кузнец клещами, поднёс к здоровому глазу старухи и ударил по раскалённому железу молотком. Вошёл гвоздь в зрячий глаз, а Лихо Одноглазое взвыло страшным голосом.

Хотело схватить оно кузнеца, но куда там. Увернулся гость от ослепшей старухи и выбежал вон из избы. Бросился он в лесную чащу, побежал куда глаза глядят. Бежит по лесу, на ветки и кусты внимания не обращает. И вдруг видит, в стволе дерева сидит глубоко вонзённый топор. Хотел кузнец пробежать мимо, да вдруг понял, что не простой это топор, а из чистого золота сделанный. Остановился человек, схватился за топорище, потянул дорогое изделия на себя. Но не поддалось то, а рука намертво прилипла к ручке.

Тут за спиной раздался зловещий смех. Понял кузнец, что приближается Лихо, а золотой топор – это его западня. Забился человек в ужасе, закричал страшным голосом, а руку оторвать не может: въелось в неё топорище и стало с рукой единым целым. Что тут делать? Вытащил кузнец из кармана нож, отрезал кисть и освободился.

Бросился он бежать ещё быстрее, чем раньше. Оглянулся один раз и увидел, что Лихо Одноглазое преследует его. Но только теперь у худой, полностью ослепшей старухи появился глаз на лбу. И такую злобу он источал, что преследуемый побежал так быстро, как раньше никогда не бегал. Через некоторое время выбежал человек из леса и увидел вдалеке родную деревню. Добежал он до неё, пошёл по улице, и стал всем встречным изуродованную руку показывать, говоря, что видел он Лихо, и вот чем эта встреча закончилось.

Эта народная сказка прекрасно характеризует демонический образ, сеющий вокруг себя зло и горе. Он не только несёт неудачу, но ещё и является людоедом, поедающим людей ради забавы. Вот такое мифологическое существ придумали наши предки, наделив его самыми отвратительными и ужасными чертами, какие только можно себе представить.