Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит (с). «Славная осень! Здоровый, ядрёный…» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»)

"Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит" – эти некрасовские строчки неплохо проговаривать утром в ноябре, когда холодно, сыро и темно… А если не помогает, то нужно находить сильные эмоции или будоражащие контрасты: яркий свет, ритмичную музыку… А ещё очень хороши книги: увлекательные сюжеты, неожиданные развязки, обаятельные герои и обворожительные героини.

Вы, конечно, уже слышали и наверняка читали самые громкие и удачные новинки проходящей осени: "И эхо летит по горам" Халеда Хоссейни и "Инферно" Дэна Брауна.

Но есть и другие книги, не только классные новинки, но и известные ранее бестселлеры, получившие неожиданно новый всплеск интереса и новую жизнь. Не пропустите ноябрьских книг!

Что роднит два великолепных маленьких романа "Будда на чердаке" и "Когда император был богом", помещенных под одной обложкой, кроме имени автора?

То, что это история чужих в чужой стране. Герои сталкиваются с одинаковой проблемой: им нужно пойти в чужой мир и сделать его своим, нужно выучить новый язык, приспособиться к новой культуре и осознать, что дети, родившиеся в Америке, отринут и своих предков, и свою историю. Это рассказ о переселенцах, неожиданно ставших чужими и для соседей, и для друзей, когда разразилась война. Это рассказ о том, что значит жить в Америке в неспокойные времена. Это повествование о людях, которые внешне невозмутимы, хотя в душе бушует буря.

Впервые на русском языке!

В романе французской журналистки главная героиня – современная деловая женщина.

На Жозефину наседает издатель, требуя от нее новую книгу. Но ей не до творчества: младшая дочь только что завела первый взрослый роман, старшая превращается в копию своей интриганки-бабушки; расположения Жозефины добивается красавец Филипп (но не так-то просто принять ухаживания мужа своей умершей сестры!), а лучшая подруга пребывает в депрессии и постоянно требует внимания и утешения.

Однажды утром Жозефина находит на помойке чей-то дневник. Она и подумать не могла, что именно в нем найдет утраченное вдохновение и вкус к жизни...

Десятая книга из серии о Харри Холе норвежца Ю. Нёсбе после долгого ожидания наконец-то переведена и вышла в свет.

Несбё любит называть себя рок-музыкантом, композитором, автором рок-текстов, профессиональным экономистом и только потом – писателем. Однако, он явно лукавит…

Эта книга – яркий, если не лучший образец детектива-триллера. Трупы множатся, загадки растут… Новые убийства совершены с невероятной жестокостью, а у полиции нет ни единой зацепки. И что хуже всего, они лишились своего лучшего следователя. А в это время в одной из больниц Осло лежит в коме тяжелораненый человек. Личность пациента хранится в секрете, его палату охраняет полиция...

Сергей Лукьяненко начинает новый проект "ПОГРАНИЧЬЕ". Авторов будет много, место действия – одно.

В первой книге Лукьяненко представляет Центрум – центральный мир Вселенной, окруженный лепестками других миров, среди которых и наша Земля. Когда-то Центрум был велик и силен, но катастрофа отбросила его в прошлое.

Здесь, на перекрестке тысяч и тысяч цивилизаций несет свою вахту Корпус пограничной стражи, охраняющий границы между мирами… Выбор у землянина, случайно оказавшегося в Центруме, невелик: стать контрабандистом или пограничником. А отличия между этими профессиями порой тоже невелики...

Но рано или поздно приходится решать: что такое для тебя пограничная служба? Потому что Земле грозит беда, когда-то пришедшая в Центрум…

Этой осенью на экранах кинотеатров шумит премьера "Игра Эндера" по легендарной книге Орсона Скотта Карда.

Земная цивилизация под угрозой. Уже семь десятилетий человечество ведет безвыигрышную войну с чуждой инопланетной расой, и шансы на победу всё тают. Но тут на Земле рождается гений, ребенок, которому суждено стать спасителем человечества. Имя его Эндрю Виггин, или Эндер, что значит победитель.

"Игра Эндера" – абсолютный шедевр современной фантастики, он завоевал в один год две высшие фантастические награды – премии "Хьюго" и "Небьюла". Одно из самых блестящих, самых запоминающихся произведений последних десятилетий.

В 2013 году также получил киновоплощение и ещё один бестселлер – культовый роман Тонино Бенаквиста "Малавита". Постановщиком одноименного фильма выступил Люк Бессон, главные роли исполнили Роберт Де Ниро, Мишель Пфайффер, Томми Ли Джонс.

Этот роман – увлекательный, полный тонкого юмора иронический детектив, сочетающий жесткость американского "Крестного отца" с тонким, чарующим французским шармом.

Итак, семейство Блейков с собакой Малавитой, оставив в Штатах роскошный дом, перебралось жить во Францию, в небольшой городок. На первый взгляд – обычная семья. Но на самом деле скромный писатель Блейк – бывший глава мафии, которого власти прячут здесь по программе защиты свидетелей. И вот в городок приезжают люди коза ностры…

Автор книги – профессиональный журналист, обладатель Пулитцеровской премии, а также награды National Magazine Award за документалистику. Когда Кэтрин Бу вышла замуж за индийца и переехала в Мумбаи, она была потрясена крайней бедностью обитателей трущоб. Три года Кэтрин жила среди них, проводя целые дни в кишащих крысами мусорных сараях и совершая с ворами ночные вылазки к новым терминалам аэропорта. Так и родилась эта книга – победитель 2012 года Американской Национальной Литературной Премии.

Герои книги живут в трущобах и хватаются за любую возможность вырваться из крайней нищеты, и их попытки приводят к невероятным последствиям…

Новая книга от французского писателя, мировую славу которому принес его дебютный роман "Между небом и землей".

Это роман о журналисте "Нью-Йорк таймс" Эндрю Стилмене, который пытается найти новую интересную тему для статьи. Случайно познакомившись с девушкой по имени Сьюзи, он вскоре понимает, что ее жизнь в опасности: девушка намерена пролить свет на старую семейную историю, но это совсем не нравится влиятельным политикам. Эндрю решает помочь Сьюзи, и вдвоем они начинают поиски, грозящие обоим гибелью.

Джон Миллер, Карен Миллер

Н.А. Некрасов:«Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит»...

Сейчас начало сентября.
Осень вступает в свои права, незаметно подкрадывается и проникает в скверы города, улицы парки. Особенно это чувствуется по утрам.
Выходишь на улицу и видишь первые опавшие желтые листочки под ногами. Они конечно уже с середины августа начинают желтеть золотистой проседью на деревьях, особенно на березах, но все думается, что это невзаправду, ведь еще лето на дворе. А сейчас смотришь и понимаешь: да, осень пришла.
Не знаю почему, но я полюбила утренние прогулки и даже пробежки. Теперь наслаждаюсь осенней меланхолией, которая дает мне сил и энергии больше, чем лето. Парадокс)))
Был стих один, который мне очень нравится, правда он про август. Смысл его в том, что когда живешь в деревне, то подмечаешь все приметы и перемены в природе. Город угнетает, и видимо поэтому хочется удрать уз него бегом. А осень усиливает это желание.
Е. Бондарева
Он ещё пройдёт степями рощами,
Ягоды отведает в лесу,
Отзывается песнями хорошими,
Выпьет с листьев спелую росу.
Он в полях заблудится, забудется
И уснёт по-детски крепким сном.
Утром встанет – и не налюбуется
В закрома засыпанным зерном.
Просто, без особенной отметины,
Август появился во дворе.
В городе его б и не заметили,
Если б не листок в календаре.

Вот и я живу в крупном мегаполисе, ничегошеньки не замечаю и уже долгие годы мечтаю выбраться на подольше на природу, в лес, в поле, на озеро, погулять в тихом одиночестве, подумать о жизни, подлечить раны, остановиться и оглянуться.

Многие люди, не только я, хотят сейчас наедине с природой посидеть, помолчать, посмотреть на нее, а она что бы посмотрела на тебя.

А вот слова Паустовского об осени, вы вслушайтесь!

Паустовский «Далекие годы»
«Был уже сентябрь. Приближались сумерки. Кто не видел киевской осени, тот никогда не поймет нежной прелести этих часов.
Первая звезда зажигается в вышине. Осенние пышные сады молча ждут ночи, зная, что звезды обязательно будут падать на землю и сады поймают эти звезды, как в гамак, в гущу своей листвы и опустят на землю так осторожно, что никто в городе даже не проснется и не узнает об этом.»

Месяц назад мы отключили с мужем интернет и весь август я не знала чем заполнить информационное пространство.

Читала газеты, журналы по вечерам, а потом обнаружила для себя прелюбопытнейшую вещь- в Окее (сеть магазинов) есть стеллаж при входе, где можно взять любую понравившуюся книгу или оставить свою, которая уже не нужна. И вот благодаря такому книговороту я прикоснулась к тем книгам, которые бы в других обстоятельствах никогда бы не попали ко мне в руки. Не потому, что они не моего формата, а просто в интернете есть столько всего, от чего глаза разбегаются, что уже не до советских старых книжек.

Взяла я к Окее книгу «Ты и я» (библиотека молодой семьи 1988 г). Такая несколько наивная книга для молодоженов, про любовь, про семейный быт.

И на первой странице открыла «прямо таки осенние» любовные письма Паустовского ,как раз под мое настроение и сразу ему позавидовала как классно он проводит время.

(Паустовский и Пришвин- два русских классика, которых мы проходили в школе. Они много писали про природу).

Так вот, сначала я пролистала эти письма мельком, потом остановилась и зачиталась.

Уехал Паустовский за вдохновением в глушь, в Рязанский край, а точнее в Солотчу. И вот пишет он своей ненаглядной Татьяне прекрасные письма. Про то как любит ее больше жизни и пр.

Смотрю дату- май 1945 г… Казалось бы, должны быть эти письма наполнены военной темой, ликованием победы, но нет и намека… Одна любовь, одно ощущение внутреннего состояния души. Где-то я вычитала парочку лет назад фразу, что в Ленинграде жила влюбленная парочка, которая не заметила Блокаду. Может быть настоящему ленинградцу- блокаднику это высказывание не понравится, но оно мне кажется очень емким.

«Четыре часа ночи, мертвая тишина, только стучат часы...24 сенября вечером я уехал в Солотчу. Я не хотел оставаться в Москве. Мне хотелось одиночества- глухого, полного.

Я получил его сверх всякой меры. Я живу один в пустом, заброшенном доме… Бесконечные холодные ночи… И все ночи почему-то не выходят из памяти стихи Сологуба:»В поле не видно ни зги. Кто-то зовет: «Помоги!»Что я могу? Сам я и бедени мал, сам я смертельно устал- как помогу?". … Сад за окнами уже опадает дождем, но остались еще какие-то маленькие трогательные цветы. Вот один из них. И осенние листья. Это совсем не сантименты. Там у вас нет нашей осени… Сейчас три часа ночи. Тьма, ветер. Я выходил в сад, там глухо, страшно, только огромные звезды в черном небе и шумит под ногами палая листва".


(Балдею от этой картины, хотя она больше августовская).

По-моему уехать из города и остаться на таком «островке» самим с собой это прекрасно!

«Третьего дня послал Вам вторую телеграмму. Потом я ушел в луга за старое русло Оки, на так называемый «Остров». (Ради бога, не бросайте в этом месте читать письмо,-дальше будет интересно.) Остров огромный, он со всех сторон окружен водой,- Окой и ее старым руслом. Было солнце, синий день, в тени лежал иней. И так как я все время думал об одной милой жен­щине, которая теперь так далеко, я пробродил до суме­рек. К вечеру я подошел к старому руслу и увидел, что моста нет, он затоплен и над ним на метр стремительно идет вода. Потом только я узнал, что на Оке в связи с кон­цом навигации открыли все шлюзы и начался обычный здесь поздней осенью второй разлив Оки. Вода прибыва­ла на глазах, я был один на острове, до Солотчи было да­леко. Стемнело, нагнало тучи, сорвался ветер, и пошел гу­стой снег. И не было вблизи ни одного стога. И холод был собачий. И я понимал, что влип в очень скверную исто­рию. И я все время думал о Вас. К счастью, у меня были спички, я с трудом развел костер, его издали вечером заме­тили с того берега, и за мной приехал на челне в темноте и буре рыжий мужичок Люхин. Он сказал мне: «Это ко­зырный случай, что я тебя заметил, а то к утру обязатель­но весь остров затопит».

Утром я посмотрел из окон мезонина - на месте остро­ва ходила валами серая окская вода, и мне задним числом стало страшно. Как же тут не задуматься о странностях жизни».

Как же он трепетно отзывался о своей третьей жене Татьяне: "Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было ещё на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь - чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьётся твое сердце, моё сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю... " Наверно только на природе рождаются такие вдохновенные мысли, рассказы, образы. В городе трудно сосредоточиться и что-либо писать.

Часто выезды за город я заменяю хорошей книгой (ибо уехать за город намного тяжелее, чем взять книгу с полки). Но сейчас пока дочка маленькая особо не почитаешь. Поэтому оглядываясь назад, хочу вспомнить, какие же мне книги нравились, что бы потом когда-нибудь перечитать их уже с дочей.

Прежде всего мне вспоминается осенью рассказ Леонида Андреева «Кусака». Я прочитала его в детстве и он мне запал в душу. Мне кажется детям полезно такое читать, это помогает сформировывает у них жалость и сострадание к братьям нашим меньшим.

(Собака, живущая на пустующей даче, всю жизнь видит от людей только плохое. На дачу приезжают хозяева. Собака привыкает к ним, но осенью они уезжают, вновь оставив её в одиночестве).

Так же осенним мне кажется рассказ Платонова «Корова», но это совершенно безысходный рассказ, поэтому не буду о нем тут говорить. Просто мне кажется его нужно прочитать когда-нибудь как классику. В школе кажется в 7 классе мы проходили Платонова и этот рассказ меня потряс.

Ну и конечно же осень это Пришвин и моя любимая «Кладовая Солнца». Про двух самостоятельных брата и сестру. Брат угодил в болото и чуть не погиб но все закончилось хорошо.

Пока искала иллюстрацию нашла чудесную картину Рахмановой Инессы «Кладовая солнца».

Мамулька-красотулька читает ребятенку Пришвина.

У Пришвина много коротеньких рассказов по временам года, в частности и про осень.

«Короткие рассказы о природе осеннего времени года Пришвина Михаила Михайловича в форме заметок передают то трогательное настроение романтики и приятной грусти, которое витает в природе осенью. Первые желтые листочки, прекрасное время золотой осени и наступление холодов, события, через которые проходит осенняя природа, с любовью описанная в строках писателем русской природы.»

Так же про природу писал Виталий Бианки, Гарин-Михайловский и многие другие.

Конечно же осеннее настроение передается мне и в прозе Астафьева, но тут поменьше лирикиии больше приключений.

Особенно красочные картины природы в фильме «Таежная повесть» (по мотивам произведения Астафьева). Акимка приезжает на природу, на зимовку в маленьких домик, а там лежит умирающая городская девица. Акимка выходил ее, но на это понадобился не один месяц. А кругом нет лекарств и помощи… тайга матушка...

В любом случае, осень это пора мечтаний, хочется больше теплоты и любви. «Чем холоднее и беспросветнее темнота снаружи, тем уютнее кажется тёплый мягкий свет в квартире. И если лето - это время убегать из дома навстречу несбыточным мечтам, то поздняя осень - время возвращаться». © Аль Квотион

«Славная осень! Здоровый, ядрёный…» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»)

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр…

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Из книги Русский советский научно-фантастический роман автора

Дорога в сто парсеков Новые имена и направления. «Дальняя» тематика - новый этап науки. Человек и машина. Кибернетический рассказ А. Днепрова. Философско-фантастическая повесть Г. Гора. Союз «мифов» и «чисел». «Анти»фантастическая новелла И. Варшавского. Фантастический

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Дорога никуда Александр Грин, человек, боiльшую часть своей недолгой жизни балансировавший между двумя мирами - «сбывшимся» и "несбывшимся", - по недоброй иронии судьбы вошел в историю русской литературы как автор "Алых парусов", единственного его романа, который

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Дорога Тускло месяц дальний Светит сквозь тумана, И лежит печально Снежная поляна. Белые с морозу, Вдоль пути рядами Тянутся березы С голыми сучками. Тройка мчится лихо, Колокольчик звонок, Напевает тихо Мой ямщик спросонок. Я в кибитке валкой Еду да тоскую: Скучно мне

Из книги Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Книга первая. Фантастика - особый род искусства автора Бритиков Анатолий Федорович

Дорога Глухая степь – дорога далека, Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман – мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Как кони ни бегут – мне кажется, лениво Они бегут. В глазах одно и то ж - Все степь да степь, за нивой снова нива - «Зачем, ямщик, ты песни не

Из книги Научная фантастика - особый род искусства автора Бритиков Анатолий Федорович

Дорога в сто парсеков Новые имена и направления. «Дальняя» тематика - новый этап науки. Человек и машина. Кибернетический рассказ А.Днепрова. Философско-фантастическая повесть Г.Гора. Союз «мифов» и «чисел». «Анти»фантастическая новелла И.Варшавского. Фантастический

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Дорога в сто парсеков Новые имена и направления. "Дальняя" тематика - новый этап науки. Человек и машина. Кибернетический рассказ А.Днепрова. Философско-фантастическая повесть Г.Гора. Союз "мифов" и "чисел". "Анти"фантастическая новелла И.Варшавского. Фантастический

Из книги Лесковское ожерелье автора Аннинский Лев Александрович

Из книги Волшебно-сказочные корни научной фантастики автора Неёлов Евгений Михайлович

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

Путь-дорога Известно, что образ дороги принадлежит к числу универсальных, «вечных» образов фольклора и литературы. «Значение хронотопа дороги в литературе огромно, - подчеркивает М. М. Бахтин, - редкое произведение обходится без каких-либо вариаций мотива дороги».

Из книги Милосердная дорога автора Зоргенфрей Вильгельм Александрович

Из книги В спорах о России: А. Н. Островский автора Москвина Татьяна Владимировна

II. МИЛОСЕРДНАЯ ДОРОГА Александру Блоку …Имею на тебя то, что оставил ты первую любовь твою. Откров. св. Иоанна Помнит месяц наплывающий Все, что было и прошло, Но в душе, покорно тающей, Пусто, звонко и светло. Над землею - вьюга снежная, В сердце - медленная

Из книги Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика [Сборник статей] автора Борисова Ирина

Здоровый - больной Островский написал сорок семь оригинальных пьес и имел рекордное для великого русского писателя количество детей (десять; четверо, от Агафьи Ивановны, рано умерли). Исключительная и опять-таки универсальная плодовитость. «Вы наш богатырь», - напишет

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Сильвия Зассе «Мнимыи здоровый»: театротерапия Николая Евреинова в контексте театральной эстетики

Из книги Очерки по истории английской поэзии. Поэты эпохи Возрождения. [Том 1] автора Кружков Григорий Михайлович

Мужичок с ноготок (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети») Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В

Из книги автора

«Весело сияет…» (отрывок из стихотворения «Зимняя ночь в деревне») Весело сияет Месяц над селом; Белый снег сверкает Синим огоньком. Месяца лучами Божий храм облит; Крест под облаками, Как свеча, горит. Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занесло. Тишина

Из книги автора

Третья дорога Путь Тома-лунатика – улет из мира реальности. Любовь, безумие – лишь отделяющиеся части той многоступенчатой ракеты, с помощью которой он обрывает узы земного тяготения, отрывается от несчастий и забот.Том в балладе – предводитель войска буйных

Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

Н. Некрасов

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -

Как венец на новобрачной.

Лик березы - под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

Б. Пастернак

Осыпаются сливы в саду,

Угощение знатное осам...

Желтый лист искупался в пруду

И приветствует раннюю осень.

Он представил себя кораблем,

Ветром странствий его раскачало.

Вот и мы вслед за ним поплывем

К неизведанным в жизни причалам.

И ведь знаем уже наизусть:

Через год будет новое лето.

Отчего же вселенская грусть

В каждой строчке в стихах у поэтов?

Оттого ль что следы на росе

Смоют ливни и выстудят зимы?

Оттого ль что мгновения все

Мимолетны и неповторимы?

Л. Кузнецова

"Осень. Тишина в поселке дачном..."

Осень. Тишина в поселке дачном,

И пустынно-звонко на земле.

Паутинка в воздухе прозрачном

Холодна, как трещина в стекле.

Сквозь песочно-розовые сосны

Сизовеет крыша с петушком;

В легкой дымке бархатное солнце -

Словно персик, тронутый пушком.

На закате, пышном, но не резком,

Облака чего-то ждут, застыв;

За руки держась, исходят блеском

Два последних, самых золотых;

Оба к солнцу обращают лица,

Оба меркнут с одного конца;

Старшее - несет перо жар-птицы,

Младшее - пушинку жар-птенца.

Н. Матвеева

Ночлег

Октябрь!.. Деревья ожидают снега,

Разливы рек притихли взаперти...

Себе стожок я выбрал для ночлега

Там, где застала ночь меня в пути.

Как светляки на дремлющем болоте,

Дрожали звезды в черной вышине;

Земля, продрогшая в своем ночном полете,

Во сне прижалась ласково ко мне.

А я, накрыв сухой соломой ноги

И подложив под голову ружье,

Согрелся сам и вскоре понемногу

Согрел собой огромную - ее...

Текла заря в разрывы туч свинцовых,

На целый день, на много-много лет

Земля мне солнце подарила снова,

Из ночи темной

В рассвет!

ТРОПЫ - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

ЭПИТЕТ - это образное определение, отве­чающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выра­женное именем прилагательным. Эпитет отличается от обычного определения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём.

Сквозь волнистые туманы проби­рается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин)

Спит земля в сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого, выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.

Лед неокрепший на речке студе­ной, словно как тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов)

МЕТАФОРА - перенос свойств с одного пред­мета на другой на основании их сходства

В основе метафоры лежит срав­нение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес прозрачное стекло;

Багровый костер заката (И.А. Бу­нин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)

МЕТОНИМИЯ - иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

В) название места действия заме­няет название людей, находя­щихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наимено­вания человека.

Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин) (то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.)

Я три тарелки съел (И,А. Крылов)

Выпил всю бутылку.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).

Я прочи­тал всего Тургенева.

Ликует буйный Рим (М.Ю. Лер­монтов)

Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот

А) единственное число употреб­ляется вместо множественного;

Б) множественное число упот­ребляется вместо единственного;

В) родовое понятие вместо видо­вого;

Г) видовое понятие вместо родо­вого.

И слышно было до рассвета, как ли­ ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)

Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)

Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)

ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

Раздирает рот зевота шире Мекси­ канского залива (В.В. Маяковский)

В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский).

ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

ИРОНИЯ - скрытая насмешка; употребле­ние слова или выражения в смысле, обратном буквальному

Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва? (обращение к ослу в басне И.Крылова).

ПЕРИФРАЗА - Описательный оборот речи, замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указани­ем на характерные черты. Ис­пользуется для того, чтобы избе­жать речевого повтора.

Царь зверей (вместо лев) Братья наши меньшие (вместо животные)

Приёмы - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (часто фигуры речи ):

АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - резкое противопоставление поня­тий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с по­мощью антонимов.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матуш­ка-Русь! (Н. Некрасов)

ИНВЕРСИЯ - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, обратный порядок слов.

Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ - последовательное расположение слов или выраже­ний в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием или убыванием зна­чимости.

Светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза.

Все грани чувств, все грани прав­ды

Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

ОКСЮМОРОН - контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души, живой труп, гру­стная радость, сладкая горечь воспоминаний

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения, намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более.

А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А. С. Грибоедов)

Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.

АНАФОРА - единоначатие, повтор слов в начале строк или в начале предложений.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, ко­гда снега метут,

Жди, когда жа­ра,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

ЭПИФОРА - повтор слов в конце строк или в конце предложений.

Я не знаю, где граница

Между Се­вером и Югом,

Я не знаю, где гра­ница

Меж товарищем и другом! (М. Светлов)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ЭЛЛИПСИС - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.

Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же слова или словосочета­ния для усиления эмоционально­сти, выразительности высказыва­ния.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ - форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕ­СКИЙ ПАРАЛЛЕ­ЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Люди учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди учатся Совести. (По Ю. Лотману)

ЦИТИРОВАНИЕ - использование в тексте цитат.

Есть такое красивое изречение: "Терпение красиво" (По Н. Горлановой)

Синтаксические средства выразительности:

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - один или несколько рядов однородных членов в предложении.

Например, в предложении "А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания" два ряда однородных членов: 1) сказуемые: "шли и уносили", 2) обстоятельства: "быстро и неслышно"

ВВОДНЫЕ СЛОВА - слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением.

Например, в предложении "Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» " вводное слово - итак - указывает на связь мыслей в тексте.

ОБРАЩЕНИЕ - слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь.

Например, в предложении "Ребята, не Москва ль за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением является слово"ребята".

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - не только называет того, к кому обращаются с речью, но и одновременно может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения.

Например, в предложении "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) риторическое обращение - мечты, мечты (неодушевлённое существительное)

или в предложении "Что вьёшья, ласточка , к окну, что, вольная , поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка", "вольная", называют того, кто не ответит на обращение к нему.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, которые произносятся с особой восклицательной интонацией.

Например, "Дуэль!"

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вопросительные по цели высказывания предложения, произносящиеся с особой вопросительной интонацией.

Например, "А как же Пушкин? "

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.

Например, "Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь?" (А. Сумароков)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ - одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком.

Например, "Чёрные, как смола, тени легли на траву" (А.Н. Толстой)

РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ характерны для разговорной речи, чаще это неполные предложения или построенные с нарушением синтаксических норм.

Например, "Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то...Смеётся... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн)

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - односоставные предложения, в грамматической основе которых только один главный член предложения - подлежащее.

Например, "А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. Праведников Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой. Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл. сержант. Родионов Н.И., рядовой... " (Е. Носов)

Фонетические средства выразительности.

Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Не красов)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)

Лексические средства выразительности:

СИНОНИМЫ - близкие по значению слова.

Мой ласковый и нежный зверь.

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).

Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

АНТОНИМЫ - слова с противоположным значением.

Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, которые противопостав­лены по значению только вданном тексте.

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).

Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ном смысле.

За тридевять земель, работать спустя рукава.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - би­рюком.

В оврагах водились козюли . (= змеи) (По И.С. Тургеневу)

ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В художественной литературе термины употребляются чаще как средство создания речевой характеристики героев.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (В. Солоухин)

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) - слова, которые являются словотворчеством писателя или поэта. Они создаются с определённой стилистической целью, составляют лексикон писателя. Их следует отличать от собственно неологизмов.

Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (Д. Гранин) ПРОСТОРЕЧИЯ - слова, характерные для разговорного стиля речи, часто грубые слова, не соответствующие нормированной литературной речи.

Почему я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём , что ли!" (С. Львов)

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – слова высокого стиля. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность, долг…