Сколько лет прожил пабло пикассо. Пабло Пикассо - биография, личная жизнь художника: Я умру, никогда никого не полюбив

Пабло Пикассо - испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.

Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки - Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.

Учеба

В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников , и . Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.

Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.


В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. , где и находится до сих пор.


Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.


Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» . Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.


Светлый период жизни отразился и на творчестве художника - на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Сюрреализм

Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.


Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.

Военный период

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.


В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.

Послевоенное время

Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.


Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого - Веласкеса, Гойи, .

Личная жизнь

С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.


Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.


Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.

Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.


После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети - сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Смерть

В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.


Памятник Пабло Пикассо

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Картины

  • «Первое причастие», 1895-1896 гг.
  • «Девочка на шаре», 1905 г.
  • «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
  • «Девушка в сорочке», 1905 г.
  • «Семейство комедиантов», 1905 г.
  • «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
  • «Авиньонские девицы», 1907 г.
  • «Молодая дама», 1909 г.
  • «Мать и ребенок», 1922 г.
  • «Герника», 1937 г.
  • «Плачущая женщина», 1937 г.
  • «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
  • «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
  • «Объятия», 1970 г.
  • «Двое», 1973 г

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) (1881 - 1973) великий французский художник испанского происхождения, основоположник кубизма. Помимо живописи и рисунка он также занимался графикой, скульптурой, керамикой и дизайном. Пикассо оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Его идеи получили развитие в работах большого числа подражателей. Пикассо считается одним из самых плодовитых художников в истории. Список его работ составляет более 20 тысяч наименований.

Творческий путь Пикассо весьма разнообразен. Были в нем и периоды уныния, и периоды радости, периоды увлечения различными художественными техниками, цветовыми экспериментами и стилистическими формами живописи. Но самое главное, что он во всем и всегда был новатором, выражая свое удивительное и неповторимое видение мира.

С ранних лет Пабло продемонстрировал интерес к живописи. Любовь к изобразительному искусству ему привил его отец Хосе Руис Бласко, который был учителем рисования. Уже в 8 лет Пикассо пишет свою первую картину «Пикадор». С этой работой он не расставался до конца своей жизни.

В возрасте 13 лет он поступает в школу искусств в Ла-Корунье, а в 14-летнем возрасте - в школу изящных искусств Ла-Лонха, куда, несмотря на возраст, блестяще сдает вступительные экзамены на конкурсной основе. Затем он учится в Мадриде в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. В 1898 году Пикассо возвращается в Барселону, где вступает в художественное общество «Els Quatre Gats».

С началом XX века в творческой жизни художника наступает, так называемый, «голубой» период (1901-1904). В это время он вместе со своим другом Карлосом Касахемасом (Carlos Casagemas) уезжает в Париж, где его друг кончает жизнь самоубийством. Это трагическое событие сильно потрясло художника. Искусство и реальная жизнь для Пикассо всегда имели прочную связь. В его работах этого периода преобладает сине-зеленая палитра. Их наводняет тематика старости, смерти, нищеты, уныния и меланхолии. Возникают образы стариков, слепых, несчастных матерей, проституток и алкоголиков. Ярким примером «голубого» периода является работа «Любительница абсента» (1901).

За «голубым» следует «розовый» период (1904 - 1906). В это время на смену унынию приходят более жизнеутверждающие, романтические, цирковые и театральные образы. В работах появляются розово-золотистые и розово-серые тона. Героями их становятся акробаты, танцовщицы, клоуны и бродячие артисты (пример, «Девочка на шаре», 1905).

На смену экспериментам с цветом и настроением приходит увлечение необычными формами, найденными в работах Сезанна и африканской скульптуре. Пикассо всерьез экспериментирует с деструкцией и деформацией, отвергая традиции натурализма. Новое увлечение приводит его к созданию совершенно нового направления в изобразительном искусстве - кубизму. В своих работах Пикассо представляет пространство и объекты в виде простых геометрических фигур (пример, «Фабрика в Хорта де Эбро», 1909).

В 1916 - 1919 годы Пикассо принимает участие в постановке новаторского «Русского балета» Сергея Дягилева. На протяжении этих лет он увлеченно занимается сценографией, создает декорации и костюмы. Скандальная слава балета приносит Пикассо большую популярность в широких кругах парижского бомонда.

В это время он знакомится с балериной «Русского балета» Ольгой Хохловой. Через некоторое время они женятся. Успех и семейное счастье возвращают в творчество художника классическую технику исполнения. В работах вновь появляются ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица.

В середине 20-х Пикассо проникается идеями сюрреализма . В мир его картин входят образы бессознательного. Воображение мастера, распаленное неурядицами семейной жизни, порождает то абсурдных и бесформенных монстров, то орущих или разорванных людей, то каких-то агрессивно-эротических человекоподобных существ (пример, «Фигуры на берегу моря», 1931).

В начале 30-х годов Пикассо серьезно увлекается скульптурой. Он творит величественные бюсты и женские ню, сюрреалистические фигурки, животных и полуабстрактные формы, среди которых особое место занимают гравюры к «Метаморфозам» Овидия (1930).

Во время гражданской войны в Испании (1936 - 1939) художник сопереживает республиканцам, борющимся с режимом Франко. В 1937 году после бомбежки и разрушения города Герника в провинции Бескайя (Испания), он пишет свою знаменитую картину «Герника». Громадное полотно, созданное для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Послевоенный творческий период Пикассо можно назвать счастливым. В это время он сближается с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой переезжает жить на Средиземноморское побережье Франции. Работы, созданные с середины 40-х до середины 50-х, отличаются атмосферой идиллии и гармонии с природой. В них появляются образы обнаженных девушек, фавнов, кентавров и сказочных существ. Помимо написания картин в это время Пикассо увлекается восстановлением традиционного народного мастерства. Он активно занимается скульптурой, изготовлением статуэток животных, декоративных блюд и тарелок, кувшинов и пр.

В 1944 году Пикассо вступает в коммунистическую партию Франции и активно поддерживает пацифистские идеи. Его произведения пользуются огромным успехом. Среди поздних работ Пикассо наибольшую известностью имели: эмблема «Голубка Пикассо» (1949) - самый узнаваемый символ мира, прообразом которого послужила его же картина «Голубь мира»; статуя «Человек с ягненком» (1943 - 1944); живописные панно «Война» и «Мир» (1952); панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1956 - 1957); ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе; вариации на темы картин «Менины» Диего Веласкеса (Diego Velázquez), «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи (Francisco Goya), «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (Édouard Manet) и др.

Умер Пикассо 8 апреля 1973 года. Похоронен, в соответствии с собственным завещанием, во дворе принадлежавшего ему замка Вовенарт.

Пабло Пикассо настолько легендарен, что это даже не обсуждается. Настолько, что многие с готовностью ответят на вопрос «кто это?», но, если обратиться к подробностям личности и творческого пути Пабло — выяснится, что познания о художнике носят крайне ограниченный и фрагментарный характер. Нет, разумеется, найдутся и такие, кому даже тематическая статья известной всем энциклопедии покажется маленькой и скучной, но наш материал создан для всех остальных. Потому что Пабло Пикассо — действительно легенда, вне всяких сомнений, и с ее (легенды этой) содержанием стоит познакомиться каждому.

Свою долгую и насыщенную событиями жизнь Пикассо начал в 1881-м году, в испанском городке Малага в семье дона Хосе Руиса Бласко и доньи Марии Пикассо Лопе. Сложносоставное имя, данное Пабло при крещении — следствие тяжелых родов. Согласно бытующей легенде, младенец появился на свет мертворожденным, точнее, об этом поспешила сообщить Марии акушерка. Но дядя Пабло, брат его отца, принимавший роды, выдохнул в лицо новорожденному струйку дыма гаванской сигары, на что младенец отреагировал кашлем и плачем протеста. Несчастная мать, еще не отошедшая от родов, была сперва ошарашена новостью о смерти первенца, а после — его чудесным «воскрешением», за которое она начала благодарить всех святых, о которых вспомнила в тот момент. Их имена и дали Пабло при крещении — Пабло Диего Хосе Франсиско де Па́ула Хуан Непомусе́но Мария де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо. Мать считала, что это станет оберегом для ее сына.

Сказка это или нет — не суть важно. Вокруг выдающихся личностей всегда клубится целая уйма «информационной пыли», состоящей из слухов, домыслов, мифов и легенд. Все это, несомненно, украшает биографию, но нисколечко не влияет на факты. А в случае с Пабло, факты заключаются в том, что его становление, как художника, произошло благодаря непосредственному участию его родителей. Отец Пабло был художник-анималист и на момент рождения первенца он работал преподавателем в местной школе ИЗО. Именно отец обучил маленького Пабло азам живописи, которые тот воспринял «на ура». Предрасположенность к изобразительным искусствам разглядела в сыне и Мария Пикассо, которая всячески поощряла и способствовала его развитию именно в этом направлении. На столь благодатной почве талант Пабло расцвел во всей красе.

Согласно другой легенде, успехи сына настолько впечатлили Хосе Руиса, что он отдал Пабло свою палитру и зарекся писать картины впредь. Однозначно можно сказать лишь о том, что Пабло действительно достиг удивительных успехов для своих лет. Свою первую серьезную картину маслом он написал уже в 8-милетнем возрасте — это был «Пикадор», сопровождавший художника всю последующую жизнь. А в 14 Пикассо, несмотря на недостаточный возраст, с блеском сдал вступительные экзамены для учебы в школе изящных искусств Ла-Лонха. А еще через 3 года он поступил на учебу в мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо — самое престижное художественное учебное учреждение Испании.

«Пикадор», 1889.


Впрочем, в Мадриде его более интересовала коллекция Музея Прадо — там он «учится» у старых мастеров, в частности Веласкеса и Эль Греко, картины которых копирует, а также пишет собственные полотна в стиле старых мастеров. Разумеется, не по годам развитый Пикассо не видит ничего увлекательного и нового в академической программе Королевской академии и бросает ее спустя полгода, после поступления, еще более углубляясь в изучение работ старых мастеров. Подобный поворот в развитии сына не обрадовал Хосе Руиса, а дальнейшее обращение Пабло к художественному авангарду и вовсе разочаровало его, так что вплоть до самой смерти в 1913-м их отношения были натянутыми.

Ирония в том, что именно отец невольно способствовал тому, что Пабло открыл для себя Мадрид, музей Прадо, Веласкеса, Эль Греко и прочих старых мастеров, а также решил поступить в Академию. В 15-16 лет Пикассо под руководством отца написал первые серьезные академические полотна: «Первое причастие» и «Знание и милосердие» (мужской образ на обоих — образ отца Пабло). Эти работы выставлялись на многочисленных выставках, заслужили признание и были отмечены престижными наградами, что и открыло Пабло путь в Мадрид. Но, пытаться загнать гения в какие-то рамки — дело безнадежное, тем более гения в период юношества.

«Знание и милосердие», 1897.



«Первое причастие», 1896.


С матерью у Пабло отношения были теплыми до самой ее смерти в 1939-м году. Своим темпераментом он походил более на нее, нежели на отца. Да и материнская вера в непременный успех сына не могла не сказаться на его будущих успехах. Уже переехав во Францию Пабло часто приглашал мать в гости, водил ее по ресторанам и, разумеется, дарил свои картины. Творческий прием «эмоции одного дня» он тоже перенял у матери — в детстве она рассказывала ему сказки, придумывая их на ходу, используя для этого переживания минувшего дня.

Ретроспектива в отношения Пабло Пикассо с его родителями призвана показать, что своим успехом он во многом обязан именно им. Ну и своей безумной работоспособности. Пикассо прожил достаточно долгую жизнь — он умер в возрасте 91-го года. И всю жизнь он творил, постоянно развиваясь и находясь в неустанном поиске нового. В качестве творческого наследия Пикассо оставил около 20-ти тысяч работ, попробовав свои силы во многих направлениях ИЗО. Ну а тот факт, что его картины — самые дорогие из когда-либо продаваемых/покупаемых или тот, что его картины чаще всего воруемы — это вам наверняка известно и без нас.

Но возвратимся в начало XX века, чтобы проследить творческую эволюцию Пабло Пикассо. Стоит сразу заметить, что мы «пробежимся» по ней буквально вскользь, потому как уж больно насыщенна и многогранна судьба художника — отдельным периодам его творчества посвящают диссертации, так что пытаться уместить весь его жизненный путь в одном материале, с претензией на полноту картины — было бы просто кощунственно, да и непременно ввело бы вас, уважаемые читатели, в откровенное заблуждение. Но если вскользь — нам это вполне по силам.

В Барселоне, после ухода из Академии, Пикассо задержался еще примерно на полгода, с энтузиазмом осваивая и осмысляя мастерство классиков. В 17 лет он возвращается в Барселону, где вписывается в жизнь творческого объединения «Els Quatre Gats», названного так по имени заведения, в которой заседали молодые художники. Там в 1900-м году проходят две персональные выставки Пикассо, там он знакомится с Карлосом Касахемасом, с которым в том же 1900-м отправляется в Париж, на Всемирную выставку, где знакомится с импрессионизмом, который сразу же начинает активно осваивать. В следующем году Касахемас совершает самоубийство, а сам Пабло столкнулся с естественными трудностями — парижские критики воспринимали его доброжелательно, но попрекали в отсутствии собственного стиля. Его картины не покупали, средств для существования не было. Пикассо жил в Барселоне, у родителей, время от времени посещая Париж, куда он возил свои новые картины. Но ни вторая, ни третья поездки не увенчались успехом. Пикассо был в депрессии, но это было крайне продуктивное состояние — в нем он очень много писал, буквально сотни полотен, которые позже будут отнесены к «голубому периоду», станут настоящими жемчужинами мирового искусства, будут продаваться за баснословные деньги и выставляться в крупнейших музеях мира.

0 /0




«Голубой период»

Четвертая поездка в Париж стала для Пабло переломной, что художник предчувствовал, забрав с собой все свои работы. Он поселился в небольшой комнатушке общежития художников Бато-Лавуар на Монмарте и вскоре встретил Фернанду Оливье, в которую влюбился всерьез и надолго. «Голубой» период сменился «Розовым» — в течении нескольких лет он пишет преисполненные изящества, утонченности и очарования картины, используя жизнерадостные тона — по большей части оттенки красного, оранжевого, розового и серого цветов.

А в 1907-м Пикассо создает полотно «Авиньонские девицы» — первое его творение в стиле кубизма, основателем и главным апологетом которого Пикассо стал. Именно с кубизмом ассоциируется его имя в массовом сознании. Кубизм Пикассо имеет несколько периодов, и начался с протокубистского или «Африканского периода». В это время Пабло познакомился с архаическим искусством Африки, что и нашло отражение на его полотнах. Более того, он стремился к максимальной простоте и примитивизации, постепенно упрощая форму, а пространству придавая ощущение плотности.

«Авиньонские девицы», 1907.


Далее были аналитический и синтетический кубизм. Пикассо стремился показать мир таким, каков он есть, писать «не то, что вижу, а то, что знаю». С этой целью он активно экспериментировал с цветом, вплоть до ухода в монохромность и обратно к жизнерадостным ярким тонам, работал с фактурой и материалом изображаемого, отказался от перспективы, использовал элементы коллажа, символы и вполне реального вида объекты.

Кубизм выполнял более философскую, чем изобразительную функцию, не демонстрируя, но обозначая. Это была попытка отразить внутреннюю суть предметов и пространства — своеобразная революция в изобразительном искусстве. В отсутствии индивидуального стиля Пикассо никто упрекнуть более не смел. А со временем перестали и насмехаться над странностью его стиля — осталось лишь удивление, постоянно подкрепляемое самим художником, который не стеснялся объяснять что, зачем и почему он изображает. Стоит отметить, что в становлении кубизма сыграл не малую роль и Жорж Брак, в паре с которым работал Пикассо.

Примеры аналитического кубизма (1909-12)

Примеры синтетического кубизма (1912-17)


Параллельно Пикассо начинает участвовать в оформлении театральных постановок «Русского балета» Сергея Дягилева. Первая же постановка, «Парад», произвела большой скандал в Париже, но Дягилев именно такой реакции и добивался. В течении десяти лет Пикассо участвовал в оформлении шести балетных постановок, а также познакомился со своей первой женой — балериной Ольгой Хохловой, родившей ему сына. Данный период ознаменовался отходом от кубизма в сторону «классицизма», но и элементы кубизма появлялись во многих более поздних работах Пабло, да и «классицизм» его был очень характерным, можно даже сказать фирменным.

«Две женщины, бегущие по пляжу», 1922.


В середине 20-х на смену «классицизму» приходит «сюрреализм» — данный период ознаменован внутренними терзаниями художника, разладом в личной жизни и процессами в Европе того времени. В своих полотнах этого периода Пикассо выплескивает внутреннее напряжение, конвульсивное и истеричное, ирреальное и полное странных образов, которые иначе, чем галлюцинациями не назовешь. Он активно обращается к образу женщины, неизменно наделяя его достаточно устрашающими чертами, которые соседствуют с экстравагантной чувственностью.

Примеры периода сюрреализма (1909-12)


Впрочем, в отношении творчества Пикассо — все относительно. Ситуативность и настроение художника, его «эмоции одного дня» — все это находило свое отражение на полотнах. Пабло щедро выплескивал внутреннее вовне, оставляя на полотнах отпечаток собственного состояния здесь и сейчас.

В 37-м году он в течении 2-х месяцев создает титанического полотно «Герника», отражающее трагедию, произошедшую в этом небольшом баскском городке, разбомбленном сторонниками режима Франко, противником которого Пикассо являлся. Творчество предвоенного и военного периода наполнено мрачными красками и выражает безысходность, трагичность и внутреннее смятение художника.

«Герника», размеры полотна 349 × 776 см


Удивительная черта Пикассо — писать в любом состоянии. Войну он пережил в оккупированном Париже, не прекращая своей деятельности, а в 44-м году он вступает в компартию Франции. Захватившие его идеи гуманизма и всеобщего мира выражаются в нарисованной им «Голубке мира» — символе Всемирного конгресса сторонников мира. Данный символ имел в будущем множество интерпретаций, многие из которых создал сам Пикассо.

«Голубка мира», 1952.


Послевоенное творчество Пикассо никак не классифицируется. В период с 1945-го по 1955-й годы он жил с Франсуазой Жило на юге Франции. От этого союза у Пабло осталось двое детей и целая серия жизнерадостных картин, пропитанных солнечным духом средиземноморья. После разрыва с Франсуазой художник в присущей ему манере «отчитывался» на полотнах о собственных переживаниях, попутно добавляя в свои работы сожаление о неотвратимой старости и даже некий скепсис в отношении самой живописи.

После он был еще раз женат, писал собственные интерпретации известных полотен, обращался к различным сюжетам и создавал в целом разноплановые произведения. И все они неизменно отмечены его уникальным состоянием, так что изучая работы Пикассо вы, по сути, можете прикоснуться к его внутренним переживаниям.


«Лежащая обнаженная и голова», 1973 (последняя картина Пикассо)


Творил Пабло Пикассо до самой смерти. Ныне признан величайшим художником XX века. Что, кроме прочего, выражается и в цифрах — его картины неоднократно били рекорды стоимости. Последний, на данный момент, был установлен 11 мая 2015 года — картина «Алжирские женщины (версия О)» была приобретена на аукционе «Кристис» за $179 365 000.

«Алжирские женщины (Версия O)» 1955.


P. S. Маэстро, собственной персоной.

Пабло Руис Пикассо (1881 - 1973) - испанский художник, скульптор, график, керамист, дизайнер. Основоположник кубизма(объемное тело изображалось в оригинальной манере как ряд совмещённых воедино плоскостей) совместно с Жоржем Брак(французский художник).

Пикассо признан экспертами, как самый дорогой художник. В 2008 году сумма продаж от его картин составила 262 миллиона долларов. Картина "Обнажённая, зелёные листья и бюст" была продана на аукционе Кристис 4 мая 2010 года за 106,482 миллиона долларов и стала самым дорогим творением искусства когда-либо проданным в мире.

По результатам социологического опроса проведенным газетой "The Times" году Пикассо был назван лучшим художником среди живших за последнее столетие. Его картины занимают первое место по "популярности" среди похитителей.

Пикассо родился мертвым. Не совсем так. Роды были тяжелыми, и ребенок родился настолько слабым, что акушерка посчитала его мертвым. Она оставила его на столе и пошла сообщить матери плохую новость. Спас племянника его дядя, Don Salvado. Увидев неподвижного ребенка на столе, он пустил в лицо мальчику сигаретный дым. Новорожденный начал плакать.

Полное имя художника Пабло Руис Пикассо. Не совсем так. Согласно испанской традиции, он получил две фамилии, по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое художник получил при крещении: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

Пикассо очень рано начал писать картины. Да, это так. В 9 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, "Пикадор", с которой он не расставался в течение всей жизни. На картине был изображен всадник на лошади, который принимал участие в корриде. В 15 лет Пикассо створил свой первую "академическую картину" - на ней были изображены его родные у алтаря. Других талантов у мальчика не было. Даже к концу обучения в школе читал и считал он плохо. Зато рисунки юного художника приводили всех в восторг.

Пикассо был ужасным студентом. Да это так. Отец отдал Пабло учиться в Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо. Пикассо превосходил по таланту своих сокурсников и даже старшекурсников. Но был раздражительным, не терпел указов со стороны преподавателей. За что часто был наказан и сидел в особом изоляторе "calaboose". Это была абсолютно белая комната, чтобы ничто не отвлекало провинившегося от размышлений о своем поведении. Пабло очень нравилось там находиться - ведь в этой комнате никто не мешал ему рисовать. Однако академию он в скорости бросил и отправился покорять Париж.

Пикассо украл "Мону Лизу". Нет, это не так. В 1911 году известная картина "Мона Лиза", принадлежащая кисти Леонардо да Винчи, была украдена из Лувра. Полиция арестовала поэта и друга Пикассо, Гийома Аполлинера (французский поэт, настоящее имя Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий). И тот указал на Пабло. Пикассо был допрошен. Но так как информация не подтвердилась, его отпустили. На самом деле "Джоконду" украл столяр Винченцо Перуджа, который работал в музее. Он вынес картину, спрятав ее под одеждой. Полотно нашли в 1913 году. Произведение хранилось в чемодане с двойным дном, похитителю не удалось ее продать.

Художник боялся стричься. Да, это так. В зрелом возрасте Пабло не любил стричься и разговоры о стрижке приводили его в панику. Чем длиннее отрастали волосы, тем сложнее Пикассо было решиться на поход в парикмахерскую. Заканчивалось тем, что он запирался в комнате и обрезал себе волосы сам. Остриженные волосы и ногти никогда не выбрасывал, а хранил, так как считал это божественной частью себя.

Пикассо был труслив. Чтобы не идти в армию он упросил отца дать взятку чиновнику. Когда началось восстание на Кубе, художник сбежал в горы, чтобы пересидеть там пока все не утихнет. Больше всего Пабло боялся заболеть раком. И Франсуазе Жило, одной из его близких спутниц, приходилось его каждый день разубеждать в этом. Боялся быть осмеянным (фигура была непропорциональной), потому трусил ходить к портным, а одежду часто изнашивал до дыр.

Пабло Пикассо был суеверен. Да, это так. Вот некоторые из примет, в которые верил мастер кисти. Он никогда не дарил никому свои вещи, веря в то, что может превратится в того человека, которому их отдал. Верил, что раскрытый зонт в доме приносит беду. И если кто-то открывал зонт, художник заставлял беднягу ходить по комнате со сращенными пальцами рук и кричать "Лагарто! Лагарто!". Брошенная на кровать шляпа для Пикассо была верной приметой того, что кто-то в доме вскорости умрет.

Художник вел беспорядочную сексуальную жизнь. Посещать бордель Пикассо начал с 14лет. Не блистая внешними данными, он пользовался успехом у дам. Он обладал неким сексуальным магнетизмом и всегда этим пользовался. В борделях "лупоглазый коротышка" (рост 158см), так его там называли, познал все виды развратной любви. Такой образ жизни привел к тому, что в 20 лет Пабло заполучил сифилис и проблемы с потенцией. Последовало долгое лечение, художник стал работать до изнеможения. Венерическая болезнь оставила свой отпечаток на мировосприятии художника. Пабло стал писать на полях своих рисунков изображающих "ню" фразу("Cuando tengas ganas a joder, jode" ("Когда хочешь <...>аться, - <...>ись")), которые многие биографы интерпретируют, как жизненный принцип сексуально озабоченного Пабло Пикассо.

"Священный монстр" - так называли Пикассо. Да это правда. Его любовь к женщинам была жестокосердной с садистскими наклонностями. Многие любимые Пикассо кончали жизнь самоубийством, либо свихнулись. Мария-Тереза Уолтер - повесилась, Жаклин Рок - ушла в монастырь, а в скорости застрелилась, Ольга Хохлова - сошла с ума. Он любил страстно, но его любовь убивала женщин. Когда одна из последних любовниц Женевьев Лапорт, ушла от гения, Жан Кокто сказал ей, что та вовремя приняла такое решение и это решение, возможно даже, спасло ей жизнь. Для Пикассо существовало два вида женщин: богини и тряпки для вытирания ног. Вначале они все были богинями, но не долго. Стоило только женщине забеременеть или заболеть, "монстр" сразу же терял к ней интерес. Например, Франсуазу Жило, которая родила ему двух детей - сына Клода и дочь Палом, Пабло постоянно третировал. Когда она заболела, художник все время повторял, что ненавидит больных женщин. Он с легкостью вычеркивал жен и любовниц из своей жизни. И считал, что всякий раз меняя жену, нужно "сжигать" предыдущую.

Пикассо изобрел кубизм. В 1906 - 1907 годах Пабло Пикассо вместе с другом Жоржем Браком (художник, график, сценограф, скульптор и декоратор) создают новое авангардистское направление в живописи - "кубизм" (рисуемые объекты представляют в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса). Первая картина Пикассо в этом стиле "Авиньонские девицы" (1907). Термин "кубизм" возник и прочно закрепился благодаря художественному критику Луи Воселю (1908 г.), после того как тот назвал картины Брака "кубическими причудами" (фр. bizarreries cubiques).

Художник еще при жизни был сказочно богат. Пабло Пикассо говорил, что ему все равно, станет ли он когда-нибудь богатым или нет. Главное для него было жить как миллионер. Пикассо ежегодно зарабатывал миллионы долларов. Был трудоголиком, за свою жизнь создал 1 885 картин, 1228 скульптур, 7 089 рисунков, 30 000 графических работ, 150 альбомов с набросками и 3 222 изделий из керамики. После смерти (1973 г) он оставил недвижимость, которая была оценена в 1,1 миллиарда долларов. Практически всю свою творческую жизнь (а успех пришел к нему уже в 13 лет) Пикассо наслаждался роскошью и знаменитостью. Его картины бесценны и сейчас.

Пабло Пикассо отличался необычной скупостью. Свое богатство и славу художник не хотел ни с кем делить. Он никогда никому не давал взаймы, не занимался благотворительностью. Редко его удавалось уговорить помочь очень близким людям. Марина Пикассо, внучка художника (мемуары "Пикассо. Мой дедушка") вспоминала, как однажды, когда ей было девять лет, ее повели к врачу. Марина тогда заболела от истощения. Доктор был удивлен, что внучка столь состоятельного деда истощена и направил ее в медицинский центр. За лечение дед заплатил, но уговаривать его пришлось очень долго. Пикассо расстался с первой женой Ольгой Хохловой в 1935 году, но до ее кончины (1955г) брака не расторг. Дабы в результате развода ему не передавать жене половину совместно нажитого с 1918 года имущества. Пикассо не оставил завещания.

Пикассо не любил продавать свои картины. Пикассо покупал себе дом, где жил и трудился, пока не заполнял его полностью работами. Затем дом закрывал на замок и переезжал в новый. Свои дома он превращал в склады, которые не охранялись. Никто никогда не пытался обокрасть эти дома. Таких домов было около десяти. Из своих эскизов он часто делал затычки для бутылок. После смерти команда оценщиков два года ездила по стране, открывая заброшенные жилища, и описывая произведения искусств. Когда поверенному Пьеру Цекри предоставили колону бронированных грузовиков и все работы впервые, были собраны воедино (в хранилище Национального банка), присутствующие испытали ужас. Горы бесценных творений, и все это создано одним человеком.

У Пикассо было много жен, четверо детей. Не совсем так. Официальных браков было два. Первый раз художник женился в 1918 году на русской танцовщице Ольге Хохловой. Единственный законный сын от первого брака - Пауло. Вторая законная жена - Жаклин Роке с 1961 по 1973-й (год смерти художника). От второго брака детей не было. Романов же у Пикассо было множество. Одним из первых серьезных увлечений Пикассо был роман с прачкой Фернандой Оливье. В творчестве наступил новый период - "розовый". Художник восхищался своей музой и требовал от нее, чтобы та ничего не делала, а создавала чувственную обстановку в мастерской. С ней он прожил 9 лет. Следующей любовницей стала Марсель Умбер. Познакомились они в 1911 году в парижском кафе "Эрмитаж". В 1915 году Марсель заболела и умерла. Состоя в браке с Ольгой Хохловой, Пабло Пикассо заводит роман с юной Марией Терезой Вальтер. Мария Вальтер - его спутница до 1939 года. О романе становится известно после рождения дочери Майи. С Дорой Маар Пабло Пикассо познакомился в 1935году. Она стала соавтором знаменитого полотна "Герники". Об этом свидетельствуют сотни негативов и контактных отпечатков, найденных в ее личном архиве. Их роман продлился семь лет. Франсуаза Жильо - его официальная незаконная жена с 1943 по 1953 год. Родила художнику сына Клода и дочь Палому. История Франсуазы Жило уникальна тем, что после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожила яркую жизнь.

Пикассо испытывал к России особую привязанность. Да, с Россией художника многое связывало. Это был плодотворный союз. Начало этому положила встреча со Щукиным (московский купец и коллекционер). Он был первым и основным покупателем картин мастера. Сергей Иванович Щукин сразу купил два полотна тогда еще не известного никому художника, заплатив приличную по тем временам сумму. Благодаря этому Пикассо смог снять новую мастерскую на Монпарнасе, вблизи от прославленного кафе "Ротонда". Всего в коллекции Щукина насчитывалось свыше полусотни картин знаменитого мастера. Сергей Иванович стал своего рода "крестным отцом" Пикассо. Поэтому художник стал чувствовать особую привязанность к русскому меценату, а так же ко всему, что касалось России. Тешили самолюбие мастера и одобрительные высказывания в его адрес русских искусствоведов и философов. Популярность Пабло Пикассо обрел после скандальной премьеры дягилевской пьесы "Парад", которая состоялась в 1917 году. Для пьесы Дягилев (критик, театральный и художественный деятель) впервые заказал специальный занавес, который нарисовал Пабло Пикассо. Имя художника стало появляться на всех программах и афишах "Русского балета". Пикассо стал работать и над другими декорациями для спектаклей "Пульчинелла", "Треуголка" и др. Художник интересуется выставками русского искусства в Париже, читает произведения русских драматургов (Льва Толстого, Достоевского, Гоголя, Лермонтова и др.), посещает выступления русских трупп в Париже. Пабло Пикассо неплохо говорил по-русски. Первая жена художника была тоже русской.


Имя: Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

Возраст: 91 год

Место рождения: Малага, Испания

Место смерти: Мужен, Франция

Деятельность: испанский художник

Семейное положение: был женат

Пабло Пикассо - биография

Все, что касается Пикассо, никогда не было просто... Его необычная судьба - биография была запрограммирована с самого момента появления на свет: 25 октября 1881 года в доме 15 на площади де ла Мерсед в Малаге. Ребенок родился мертвым. Присутствовавший при родах его дядя, доктор Сальвадор, в этой, фаматической ситуации поступил самым шокирующим образом - он спокойно закурил гаванскую сигару и выдохнул едкий дым в лицо младенца. Все вскрикнули от ужаса - в том числе заорал и новорожденный.

Пабло Пикассо - детство

При крещении младенец получил имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис-и-Пикассо. По испанскому обычаю родители включили в этот перечень имен всех своих дальних предков. Среди них в этом обедневшем дворянском роду были и архиепископ Лимы, и вице-король Перу. Художник в роду был один - отец Пабло. Хосе Руис, впрочем, не добился на этом поприще сколько-либо значительных успехов. В конце концов он стал смотрителем муниципального музея искусств с мизерной зарплатой и кучей вредных привычек. Поэтому семья держалась в основном на матери маленького Пабло - энергичной и волевой Марии Пикассо Лопес.

Судьба не баловала эту женщину. Ее отец, дон Франсиско Пикассо Гвардена, считался в Малаге богатым человеком - он владел виноградниками на склоне горы Хибральфаро. Но, наслушавшись рассказов об Америке, он оставил жену с тремя дочкамк в Малаге и отправился делать деньги на Кубу, где вскоре скончался от желтой лихорадки. В итоге его семья была вынуждена зарабатывать на жизнь стиркой и шитьем. В 25 лет Мария вышла замуж за дона Хосе, через год родился первенец Пабло, за ним - две сестры, Долорес и Кончита. Но любимым ребенком все равно оставался Пабло.

По словам доньи Марии, «он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него нельзя было отвести глаз». Именно мать и сформировала в характере Пабло непоколебимую самоуверенность, что сопровождала его всю жизнь. «Если ты будешь солдатом. - говорила она малышу, - то непременно дослужишься до генерала, а если монахом - то станешь Папой». Это искреннее восхищение ребенком разделяли с матерью и его бабушка, и две тетки, перебравшиеся жить в их дом. Пабло, воспитанный в окружении обожавших его женщин, говорил, что с детства привык к тому, что рядом всегда должна быть любящая женщина, готовая исполнить любой его каприз.

Еще одним детским впечатлением в биографии Пабло, коренным образом повлиявшим на всю жизнь Пикассо, было землетрясение 1884 года. Половина города была разрушена, более шестисот горожан погибли тысячи - ранены. Пабло на всю жизнь запомнил зловещую ночь, когда отец чудом успел вытащить его из-под развалин родного дома. Мало кто догадывался, что рваные и угловатые линии кубизма - это отзвук того самого землетрясения, когда привычный мир рассыпался на части.

Рисовать Пабло начал в шесть лет. «Дома в коридоре стояла статуя. Геркулес с дубиной, - рассказывал Пикассо. - Вот, я сел и нарисовал этого Геркулеса. И это не было детским рисунком, это было вполне реалистично». Разумеется, дон Хосе тут же увидел в Пабло продолжателя своего дела и принялся обучать сына основам живописи и рисунка. Жесткую муштру отца, днями напролет «ставившего руку» сыну, Пабло запомнил на долгие годы. В возрасте 65 лет, побывав на выставке детских рисунков, он горько заметил: «Когда мне было столько лет, сколько этим детям, я умел рисовать, как Рафаэль. Потребовались долгие годы, чтобы я научился рисовать, как эти дети!»

В 1891 году 10-летний Пабло стал посещать курсы живописи в Ла-Корунье. куда его устроил отец, получчвший там же должность преподавателя. Пабло проучился в Ла-Корунье недолго. В 13 лет он считал себя уже достаточно самостоятельным, чтобы жить без родителей, которым очень не нравились его многочисленные романы, в том числе и с молодыми преподавательницами школы. Тем более что учился Пабло плохо, и отцу приходилось упрашивать директора школы, его знакомoro, не выгонять сына. В конце концов Пабло сам оставил школу и отправился в Барселону поступать в Академию художеств.

Поступил не без труда - преподаватели не верили, что представленные им на просмотр картины нарисовал не взрослый мужчина, а мальчик, которому шел 14-й год. Пабло очень злился, когда его называли «мальчик». Уже в 14 лет он был завсегдатаем публичных домов, которых в ту пору было много рядом с Академией художеств. «Секс с младых ногтей был любимейшим моим занятием, - признавался Пикассо. Мы, испанцы, - это месса утром, коррида после полудня и бордель поздно вечером».

Как позже вспоминал из биографии того времени его однокурсник Мануэль Пальярес, однажды Пабло неделю прожил в одном из домов терпимости и в качестве оплаты за постой расписал стены борделя фресками эротического содержания. При этом ночные походы по борделям ничуть не мешали Пабло посвящать все свои дни религиозной живописи. Юному художнику даже заказали несколько картин для украшения женского монастыря. Одна из них - «Наука и милосердие»- была отмечена дипломом на Национальной выставке в Мадриде. К несчастью, большая часть этих полотен погибла во время гражданской войны в Испании.

И еще, вспоминали сокурсники биографию своего приятеля, Пабло был постоянно в кого-то влюблен. Его первую любовь звали Росита дель Оро. Она была более чем на десять лет старше его, работала танцовщицей в популярном барселонском кабаре. Росита, как позднее многие женщины Пикассо, вспоминала, что Пабло поразил ее своим «магнетическим» взглядом, буквально загипнотизировал ее. Этот гипноз» действовал целых пять лет. В памяти Пикассо Росита осталась единственной женщиной, которая после расставания не говорила о нем гадостей.

Они расстались, когда Пабло отправился в Мадрид, чтобы поступить в Академию художеств Сан-Фернандо, считавшуюся на тот момент самой передовой школой искусств во всей Испании. Поступил туда он очень легко, но продержался в Академии всего 7 месяцев. Преподаватели признавали талант юноши, но не могли сладить с его характером: Пабло всякий раз впадал в ярость, когда ему указывали, как и что рисовать.

В итоге первые полгода обучения он большую часть времени провел «под арестом» -в Академии Сан - Фернандо был специальный карцер для провинившихся студентов. На седьмой месяц своего «заточения», за время которого Пабло подружился с гаким же, как он, строптивым студентом, Карлесом Касагемасом, сыном консула Соединенных Штатов в Барселоне, типичным представителем «золотой молодежи» , к тому же бравирующим своими гомосексуальными наклонностями, он решил уехать из страны.

Живи Сезанн в Испании, - говорил он,-его, наверно, вообще расстреляли бы...» Вместе с Касагемасом они отправилсь в Париж - на Монмартр, где, как говорили, царят настоящие Искусство и Свобода.

Пабло Пикассо - Париж

Деньги на поездку Пабло, 300 песет, дал отец. Он сам когда-то собирался покорять Париж и очень хотел, чтобы фамилию Руис узнал весь мир. Когда до него дошли слухи, что, оказавшись в Париже. Пабло стал подписывать свои работы девичьей фамилией матери - Пикассо у Хос Руиса случился сердечный приступ.

«Можете вы себе представить, чтобы я был Руис? - много лет спустя оправдывался Пикассо, - Или Диего-Хосе Руис? Или Хуан-Непомусено Руис? Нет, фамилия матери мне всегда казалась лучше, чем фамилия моего отца. Эта фамилия казалась странной, и в ней было двойное «с», редко встречающееся в испанских фамилиях, ведь Пикассо - это итальянская фамилия. А кроме того, вы когда-нибудь обращали внимание на двойное «с» в фамилиях Матисса, Пуссена?»

С первого раза покорить Париж Пикассо не удалось. Касагемас, с которым Пикассо делил квартиру на улице Колечкур, уже на второй день после приезда, позабыв про весь свой «гомосексуальный шик», без памяти влюбился в натурщицу Жермен Флорентин. Та не спешила ответить взаимностью пылкому испанцу. В итоге Карлес впал в жуткую депрессию, и молодые художники, позабыв о цели своего приезда, провели два месяца в беспробудном пьянстве. После чего Пабло сгреб своего приятеля в охапку и отправился с ним назад, в Испанию, где попытался было вернуть его к жизни. В феврале 1901 года Карлес, ничего не сказав Пабло, отправился в Париж, где пытался застрелить Жермен, а потом покончил жизнь самоубийством.

Это событие настолько потрясло Пабло, что, вернувшись в апреле 1901 года в Париж, он первым делом отправился к роковой красавице Жермен и безуспешно пытался уговорить ее стать его музой. Именно так - не любовницей, а музой, поскольку у Пикассо элементарно не было денег даже на то, чтобы накормить ее обедом. Денег не хватало даже на краски - как раз тогда и родился его гениальный «голубой период», а синяя и серая краски навсегда стали для Пабло синонимом нищеты.

Жил он в те годы в ветхом доме на площади Равиньян, прозванном Бато-Лавуар, то есть "Баржа прачечная". В этом сарае без света и гепла ютилась коммуна нищих художников, в основном эмигрантов из Испании и Германии. Двери в Бато-Лавуар никто не запирал, все имущество было общее. Общими были и натурщицы, и подруги. Из десятков женщин, деливших тогда постель с Пикассо, сам художник вспоминал только двоих.

Первой была некая Мадлен (ее единственный портрет хранится ныне в Галерее Тейт в Лондоне). Как говорил сам Пикассо, в декабре 1904 года Мадлен забеременела, и он всерьез обдумывал вопрос о женитьбе. Но из-за вечного холода в Бато-Лавуар беременность закончилась выкидышем, а Пикассо вскоре влюбился в статную девушку с зелеными глазами, первую красавицу Бато-Лавуар. Ее все знали как Фернанду Оливье, хотя ее настоящее имя было Амели Лат. Ходили слухи, что она была внебрачной дочерью ечень знатного человека.

В Бато Лавуар, где она зарабатывала на жизнь, позируя художникам, Фернанда попала в пятнадцать лет после смерти матери.

Их сближению помог опиум. В сентябре 1905 года Пабло пригласил Фернанду отметить продажу одной из своих картин - его работгми начали интересоваться галереи - в литературный клуб на Монпарнасе, где собирались как будущие гении, так и преуспевающие бездарности. После абсента Пабло предложил девушке выкурить по трубочке модного в то время наркотика, а утром она обнаружила себя в постели Пикассо. «Любовь вспыхнула, переполняя меня страстью, - записала она в своем дневнике, который много лет спустя издала в виде книги "Любить Пикассо". - Он покорил мое сердце печальным, умоляющим взглгядом своих огромных глаз, который пронзил меня помимо воли...

Заполучив Фернанду, ревнивый Пикассо первым делом обзавелся надежным замком и, уходя из Бато Лавуар, всякий раз запирал любовницу в своей комнате. Фернанда не возражала, поскольку у нее не было туфель, а у Пикассо не было денег чтобы ей их купить. Да и трудно было во всем Париже найти человека ленивее, чем она. Фернанда могла неделями не выходить на улицу, лежать на диване, заниматься сексом или читать бульварные романы. Каждое утро Пикассо воровал для нее молоко и круассаны, которые разносчики оставляли у дверей добрых буржуа на соседней улице.

Нищета отступила, а депрессивный «голубой» период в творчестве Пикассо мягко перешел в более спокойный «розовый», когда картинами молодого испанца заинтересовались богатые коллекционеры. Первой была Гертруда Стайн, дочь американского миллионера, сбежавшая в Париж ради прелестей богемной жизни. Впрочем, денег за картины Пикассо она платила мало, зато познакомила его с Анри Матиссом, Модильяни и другими художниками, задававшими тон в искусстве.

Вторым миллионером был русский, купец Сергей Щукин. Познакомились они в том же 1905 году на Монмартре, где Пабло за пару франков рисовал шаржи на прохожих. Они выпили за знакомство, после чего отправились в мастерскую Пикассо, где русский гость приобрел пару картин художника - за сто франков. Для Пикассо это были огромные деньги. Именно Щукин, регулярно скупая картины Пикассо, окончательно вытащил его из нищеты и помог ему встать на ноги. Русский купец собрал 51 картину Пикассо - это самая большая в мире коллекция работ художника, и именно Щукину мы обязаны тем, что подлинники Пикассо висят и в Эрмитаже, и в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.

Пабло Пикассо - кубизм

Но с достатком пришел конец семейному счастью. Фернанда недолго наслаждалась жизнью в роскошной квартире на бульваре Клиши, где был настоящий рояль, зеркала, служанка и кухарка. Причем первый шаг к расставанию сделала сама Фернанда. Дело в том. что в 1907 году Пикассо увлекся новым направлением в искусстве - кубизмом, и представил публике свою картину «Авиньонские девушки». Картина вызвала настоящий скандал в прессе: «Это холст, натянутый на подрамник, довольно спорно, но уверенно испачканный краской, и назначение этого холста неизвестно, - писали парижские газеты. - Нет ничего, что могло бы заинтересовать. Можно угадать на картине грубо нарисованные женские фигуры. Для чего они? Что они хотят выразить или хотя бы продемонстрировать? Для чего автор сделал это?»

Но еще больший скандал вспыхнул дома у Пикассо. Фернанда, которая нисколько не интересовалась модными течениями в искусстве, восприняла эту картину как издевательство над собой лично. Дескать, использовав ее в качестве модели для картины. Пабло специально, «из ревности гадко изуродовал ее лицо и тело, которым восторгались столько художников». И Фернанда решила «отомстить»: она стала тайком уходить из дома и позировать художникам в Бато Лавуар в обнаженном виде. Нетрудно представить ярость ревнивца Пикассо, который не допускал и мысли, чтобы его возлюбленная позировала для другого художника, когда он увидел на Монмартре портреты своей подруги в жанре «ню».

С тех пор их совместная жизнь превратилась в непрекращающийся скандал. Пикассо старался как можно реже бывать дома, большую часть времени проводя в кафе -Эрмитаж», где он познакомился с польским художником Людвигом Маркуссисом и его подружкой, миниатюрной 27-летней Евой Гуэль. Она - в отличие от Фернанды - к современной живописи относилась спокойно и охотно позировала Пабло для его портретов в стиле кубизма. Один из них, который Пикассо назвал «Моя красавица», она и восприняла как признание в любви и ответила на него взаимностью.

Так что когда в 1911 году Пикассо и Фернанда Оливье расстались, хозяйкой в новом доме художника на бульваре Распай стала Ева Гуэль. Впрочем, в Париже они бывали редко, лишь когда гам проходили выставки, в которых все чаше приглашали участвовать Пикассо. Они с большим удовольствием путешествовали по Испании и Англии, жили то в Сере, у подножия Пиренеев, то в Авиньоне. Это было, как они говорили, «бесконечное предсвадебное путешествие». Оно закончилось весной 1915 года, когда Пабло и Ева решили пожениться, но не успели. Ева заболела туберкулезом и умерла. «Моя жизнь превратилась в ад. - писал Пабло в письме к Гертруде Стайн. - Бедная Ева мертва, я испытываю невыносимую боль...»

Пабло Пикассо - русский балет

Пикассо тяжело переживал смерть любимой. Он перестал следить за собой, беспробудно пил, курил опиум и не вылезал из борделей. Так продолжалось почти два года, до тех пор, пока поэт Жан Кокто не уговорил Пикассо принять участие в его новом театральном проекте. Кокто уже давно сотрудничал с Сергеем Дягилевым, хозяином прославленного «Русского балета», рисовал афиши для антреприз Нижинского и Карсавиной, сочинял либретто, но потом придумал балет «Парад», странное действо без сюжета, да и музыки в нем было меньше, чем уличных шумов.

Пикассо до того дня к балету был равнодушен, но предложение Кокто его заинтересовало. В феврале 1917 года он отправился в Рим, где в тот момент спасались от ужасов Гражданской войны русские балерины. Там, в Италии, Пикассо обрел новую любовь. Это была Ольга Хохлова, дочь офицера русской армии и одна из самых красивых балерин труппы.

Пикассо увлекся Ольгой со всем присущим ему темпераментом. После экстравагантной Фернанды и темпераментной Евы Ольга привлекла его своим спокойствием, приверженностью традиционным ценностям и классической, почти античной красотой.

«Осторожно, - предупредил его Дягилев, - на русских девушках надо жениться».

«Вы шутите», - ответил ему художник, уверенный, что он всегда останется хозяином ситуации. Но все вышло так, как и сказал Дягилев.

Уже в конце 1917 года Пабло повез Ольгу в Испанию, чтобы познакомить ее с родителями. Донья Мария тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с ее участием и однажды предупредила ее: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». Но Ольга не вняла этому предостережению.

12 июля 1918 года в православном соборе Александра Невского в Париже прошла церемония бракосочетания. Медовый месяц они провели в объятиях друг друга в Биаррице, забыв о войне, революции, балете и живописи.

«По возвращении они обосновались в двухэтажной квартиюе на улице Ла Боэси, - описывал их жизнь друг Пикассо, венгерский фотограф и художник Дюла Халас, более известный как Брассай, в книге «Встречи с Пикассо». - Один этаж Пикассо отвел под свою студию, другой был отдан жене. Она превратила его в классический светский салон с уютными канапе, портьерами и зеркалами. Просторная столовая с большим, раздвигающимся столом, сервировочный столик, в каждом углу - по круглому столику на одной ножке; гостиная выдержана в белых тонах, в спальне - отделанная медью двуспальная кровать.

Все было продумано до мельчайших деталей, и нигде ни пылинки, паркет и мебель блестели. Эта квартира совершенно не вязалась с привычным стилем жизни художника: здесь не было ни той необычной мебели, которую он так любил, ни одного из тех странных предметов, которыми ему нравилось окружать себя, ни разбросанных как придется вещей. Ольга ревниво оберегала владения, которые она считала своей собственностью, от влияния яркой и сильной личности Пикассо. И даже висящие картины Пикассо кубистского периода, в больших прекрасных рамах, выглядели так, словно они принадлежат богатому коллекционеру...»

Сам Пикассо понемногу превращался в преуспевающего буржуа со всеми приличествующими этому положению внешними атрибутами успеха. Он купил лимузин «испано-сюиза», нанял шофера в ливрее, стал носить дорогие костюмы, сшитые известными парижскими портными. Художник вел бурную светскую жизнь, не пропуская премьер в театре и в опере, посещал приемы и званые вечера - всегда в сопровождении своей красивой и изысканной жены: он был в зените своего «светского» периода.

Венцом же этого периода стало рождение в феврале 1921 года сына Паоло. Это событие взволновало Пикассо - он делал бесконечные рисунки сына и жены, помечая на них не только день, но и час, когда он их нарисовал. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества. Ольга гоже относилась к ребенку с почти болезненной страстью и обожанием.

Но с течением времени эта красивая, размеренная жизнь стала казаться Пикассо его проклятием. «Чем больше он богател, тем сильнее он завидовал тому, другому Пикассо, который носил когда-то робу механика и ютился с Фернандой в продуваемом ветрами Бато-Лавуаре, - писал Брассай - Скоро Пикассо покинул верхнюю квартиру и переселился жить в свою мастерскую на нижний этаж. И, без сомнения, никогда еще ни одна «респектабельная» квартира не была так нереспектабельна.

Она состояла из четырех или пяти комнат, в каждой - по камину с мраморной доской, над которой красовалось зеркало. Мебель из комнат была вынесена, а вместо нее громоздились картины, картоны, пакеты, формы от скульптур, книжные полки, кипы бумаг... Двери всех комнат были распахнуты, а может быть, и просто сняты с петель, благодаря чему эта огромная квартира превратилась в одно большое пространство, разбитое на закоулки, каждый из которых был отведен для выполнения определенной работы.

Паркетный, давным-давно не натиравшийся пол покрыт ковром окурков... Мольберт Пикассо стоял в самой большой и самой светлой комнате - без сомнения, когда-то тут размещалась гостиная; это была единственная хоть как-то обставленная комната в этой странной квартире. Мадам Пикассо никогда не заходила в эту мастерскую, и, поскольку за исключением нескольких друзей Пикассо никого туда не пускал, пыль могла вести себя как ей вздумается, не опасаясь, что женская рука примется наводить порядок».

Ольга чувствовала, как ее муж постепенно возвращается в свой внутренний мир - мир искусства, в который она не имела доступа. Время от времени она устраивала бурные сцены ревности, в ответ Пикассо еще больше замыкался в себе. «Она слишком многого от меня хотела, - позже сказал Пикассо об Ольге. - Это был наихудший период в моей жизни». Свое раздражение он стал вымещать в живописи, изображая жену то в виде старой клячи, то - злобной мегеры. Тем не менее Пикассо не хотел развода.

Ведь, тогда, по условиям их брачного контракта, пришлось бы делить поровну все их состояние, а самое главное - его картины. Поэтому Ольга до самой своей смерти оставалась официальной женой художника. Она утверждала, что не переставала любить Пикассо. Тот отвечал ей: «Ты любишь меня, как любят кусок курицы, стараясь обглодать его до кости!»

Мари-Тереза стала его «женщиной по четвергам» - Пикассо приходил к ней лишь один раз в неделю. Так продолжалось до 1935 года, когда она подарила ему дочь Майю. Тогда он привел Мари-Терезу с дочерью в дом и представил Ольге: «Этот ребенок - новое произведение Пикассо».

Казалось, после такого заявления разрыв был неизбежен. Ольга покинула их квартиру, переехав в пригород Парижа на виллу. Много лет спустя Пикассо утверждал, что масла в огонь в их конфликте с женой добавила политика - в те годы в Испании разворачивалась гражданская война, и художник стал поддерживать коммунистов и республиканцев. Ольга же, как и положено дворянке пострадавшей от большевиков, была на стороне монархистов. Тем не менее до развода так и не дошло. Своего обещания перед Мари-Терезой Пикассо также не выполнил - Майя так и не получила фамилию своего отца, и в ее свидетельстве о рождении в графе «отец» остался прочерк. Впрочем, через некоторое время Пикассо согласился... стать крестным Майи.

В 1936 году в биографии личной жизни Пикассо произошла очередная перемена. Его новой любовницей стала Дора Маар - фотограф, художница и просто богемная тусовщица. Они познакомились в кафе "Две кубышки". Пикассо залюбовался ее руками - Дора развлекалась тем, что, положив ладонь на стол, быстро вонзала нож между растопыренными пальцами. Несколько раз она задевала кожу, но, казалось, не замечала крови и не чувствовала боли. Пораженный Пикассо тотчас же влюбился по уши.

Кроме того, Дора была единственной из всех женщин Пикассо, кто понимал толк в живописи и искренне восторгался картинами Пабло. Именно Дора создала уникальный фоторепортаж о творческом процессе Пикассо, фиксируя на камеру все атапы создания эпохального полотна «Герника», посвященного уничтоженному фашистами городку в Стране Басков.

Потом, правда, выяснилось, что, наряду с этими и другими достоинствами. Дора имела и один, но весьма существенный недостаток -она была до крайности нервна. Чуть что - разражалась слезами. «Я никогда не мог написать ее улыбающейся, - вспоминал позже Пикассо, - для меня она всегда была Плачущей Женщиной».

Поэтому и без того склонный к депрессии Пикассо предпочитал держать новую любовницу на расстоянии. Домом Пикассо заправляли мужчины - его шофер Марсель и институтский друг Сабартес, ставший личным секретарем художника. «Те, кто полагал, что за светской жизнью художник позабыл о молодых годах, тогдашней независимости, о радостях дружбы, глубоко ошибались, - писал Брассай. - Когда проблемы обступили Пикассо, когда он изнемог от постоянных семейных скандалов до такой степени, что даже перестал писать, он позвал Сабартеса, который уже давно вместе с женой перебрался в Соединенные Штаты. Пикассо попросил Сабартеса вернуться в Европу и поселиться у него, с ним...

То был вопль отчаяния: художник переживал самый тяжелый кризис в своей жизни. И в ноябре Сабартес приехал и приступил к работе: начал разбирать книги и бумаги Пикассо, перепечатывать на машинке его написанные от руки стихи. С этого времени они стали неразлучны, словно путник и его тень...»

Втроем они пережили и Вторую мировую войну. Несмотря на то, что нацисты называли его картины «упаднической» или же «большевистской мазней», Пикассо решил рискнуть и остаться в Париже. «В оккупированном городе жизнь была тяжела даже для Пикассо: он не мог достать бензин для машины и уголь, чтобы протопить мастерскую. - писал Сабартес. - И ему, как и всем остальным, пришлось приспосабливаться к военной действительности: стоять в очередях, ездить на метро или в автобусе, которые ходили редко и всегда были набиты битком. По вечерам почти всегда его можно было встретить в жарко натопленном «Кафе де Флор», в кругу друзей, где он чувствовал себя как дома, если не лучше...

В «Кафе де Флор» Пикассо и познакомился с Франсуазой Жило. Он подошел к ее столику с большой вазой, полной черешни, и предложил угощаться. Завязался разговор. Выяснилось, что девушка бросила обучение в Сорбонне ради занятий живописью. За это отец выгнал ее из дома, но Франсуаза не унывала. Она зарабатывала на жизнь и учебу, давая уроки верховой езды. «Такая красивая женщина никак не может быть художницей», - воскликнул мэтр и пригласил ее к себе... принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью. «Впрочем, -добавил он. - если вам -больше, чем помыться, хочется посмотреть мои картины, то лучше сходите в музей».

Пикассо очень настороженно относился к поклонницам своего таланта. Но для Франсуазы он сделал исключение. Брассай писал: «Пикассо был покорен маленьким ртом Франсуазы, пухлыми губами, густыми волосами, обрамлявшими ее лицо, огромными и чуть асимметричными зелеными глазами, тонкой талией подростка и округлыми очертаниями форм. Пикассо был покорен Франсуазой и позволял ей боготворить себя. Он любил ее так, словно чувство впервые пришло к нему... Но всегда жадный и всегда пресыщенный, как севильский соблазнитель, он никогда не позволял женщине поработить себя, освобождаясь от ее власти в творчестве. Для него любовное приключение было не самоцелью, а необходимым стимулом для реализации творческих возможностей, которые тут же воплощались в новых, картинах, рисунках, гравюрах и скульптурах.

Уже после войны Франсуаза родила Пикассо двоих детей: сына Клода в 1947 году и дочь Палому - в 1949-м. Казалось, 70-летний художник наконец обрел свое счастье. Чего нельзя было сказать про его подругу, которая со временем обнаружила, что все предыдущие женщины по-прежнему продолжают играть определенную роль в жизни Пабло. Так, если они летом ехали на юг Франции, то отдых обязательно оживлялся присутствием Ольги, осыпавшей ее потоками брани. В Париже четверги и воскресенья были днями, когда Пикассо ходил в гости к Доре Маар или сам приглашал ее на обед.

В итоге в 1953 году Франсуаза, забрав детей, ушла от художника. Для Пикассо это было полной неожиданностью. Франсуаза заявила, что ей «не хочется провести остаток жизни с историческим памятником». Эта фраза скоро стала известна всему Парижу. Над Пикассо, который хвастался тем, что «ни одна женщина не покидает таких мужчин, как он», стали посмеиваться.

Спасение от позора он нашел в объятиях новой фаворитки - Жаклин Рок, 25-летней продавщицы из супермаркета в курортном городке Валлорис, возле которого находилась вилла художника. Жаклин одна воспитывала 6-летнюю дочь Катрину и. будучи весьма рациональной женщиной, понимала, что такой шанс, как стать спутницей уже немолодого и богатого художника, она не должна упустить. Она не была ни такой чувственной, как Фернанда, ни такой нежной, как Ева, в ней не было грациозности Ольги и красоты Мари-Терезы, она не была такой умной, как Дора Маар, и такой талантливой, как Франсуаза. Но у нее было одно огромное преимущество - ради жизни с Пикассо она была готова на все. Его она называла просто Богом. Или Монсеньор - как епископа. Она с улыбкой выносила все его капризы, депрессии, мнительность, следила за диетой и никогда ничего не просила. Для измученного семейными распрями Пикассо она стала настоящим спасением. И его второй официальной женой.

Ольга умерла от рака в 1955 году, освободив Пикассо оа обязательств брачного контракта. Свадьба Жаклин Рок была сыграна в марте 1961 года. Церемония отличалась скромностью - пили только воду, ели суп и курицу, оставшуюся со вчерашнего дня. Дальнейшая жизнь четы, протекавшая в имении Нотр-Дам-де-Ви в Мужене, отличалась той же скромностью и уединенностью. «Я отказываюсь видеть людей, -говорил художник своему приятелю Брассаю. -Чего ради? Зачем? Никому даже злейшим врагам не пожелал бы такой известности. Я страдаю от нее психологически, защищаюсь как могу: возвожу настоящие баррикады, хотя двери днем и ночью заперты на двойной замок». Жаклин это было на руку - делить своего гения она ни с кем не собиралась.

Постепенно она настолько подчинила себе Пикассо, что почти все решала за него. Сначала она поссорила его со всеми друзьями, потом ей удалось внушить мужу, что дети и внуки только и ждут его смерти, чтобы получить наследство.
последние годы
Последние годы биографии художника запомнились его родственникам как настоящий кошмар. Так, внучка художника Марина Пикассо в своей книге -«Пикассо, мой дед» вспоминала, что вилла художника напоминала ей неприступный бункер, окруженный колючей проволокой: «Отец держит меня за руку. Молча подходим к воротам дедушкиного особняка. Отец звонит в колокольчик. Как и раньше, в меня вселяется страх. Выходит сторож виллы. «Месье Поль, у вас назначено рандеву?» --Да», -бормочет отец.

Он отпускает мои пальцы, чтобы я не почувствовала, как его ладонь стала влажной. «Сейчас узнаю, сможет ли хозяин вас принять». Ворота захлопываются. Накрапывает дождь, но мы должны ждать, что скажет хозяин. Как это уже было в прошлую субботу. А до этого в четверг. Нас охватывает чувство вины. Ворота снова приоткрываются, и сторож роняет, отводя глаза: «Хозяин не может принять сегодня. Мадам Жаклин просила передать, что он работает...» Когда же после нескольких попыток отцу удавалось увидеть его, он просил У деда деньги. Я стояла перед отцом. Мой дед доставал пачку купюр, а отец, точно вор, брал их. Внезапно Пабло (мы не могли называть его «Дедушка») начинал кричать: «Ты не в состоянии сам позаботиться о своих детях. Ты не можешь заработать себе на жизнь! Ты ничего не можешь сделать сам! Ты всегда будешь посредственностью».

Уже через несколько лет эти походы прекратились - Пикассо утратил всякий интерес к детям и внукам. Впрочем, и к Жаклин Рок он тоже стал относиться холодно. «Я умру, так никогда никого неполюбив», - признался он однажды.

«Мой дед никогда не интересовался судьбой своих близких. Его волновало только его творчество, от которого он страдал или был счастлив. Детей он любил только за их невинность на его картинах, а женщин - за сексуальные и людоедские импульсы, которые те в нем возбуждали... Однажды, мне тогда было девять лет. я упала в обморок от истощения. Меня повели к врачу, и доктор очень удивился, что внучка Пикассо находится в таком состоянии. и написал ему письмо с просьбой отправить меня в медицинский центр. Мой дед не ответил - ему было все равно».

Пабло Пикассо - конец жизни художника

Утром 8 апреля 1973 года Пабло Пикассо скончался от воспаления легких. Незадолго до смерти художник сказал «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку».

Так и произошло. Его внук Паблито, несмотря ни на что сохранивший к деду безграничную любовь, просил разрешить ему присутствовать на похоронах, но Жаклин Рок ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном - обесцвечивающей химической жидкостью, и сжег себе внутренности. «Он скончался через несколько дней в больнице, - вспоминала Марина Пикассо. - Мне оставалось только найти деньги на похороны. Газеты уже сообщили о том, что внук великого художника, живший в нескольких сотнях метров от его виллы в полной нищете, не смог пережить смерть деда. Нас выручили товарищи по коллежу. Не говоря мне ни слова, они из своих карманных денег собрали сумму, необходимую для похорон».

Через два года умер сын Пабло, Паоло - он сильно пил, переживая смерть собственного сына. В 1977 году повесилась Мари-Тереза Вальтер. Скончалась и Дора Маар - в нищете, хотя в ее квартире было найдено много картин, подаренных ей Пикассо. Она отказывалась их продавать. В воронку оказалась затянута и сама Жаклин Рок. После смерти своего Монсеньора она стала вести себя странно - все время разговаривала с Пикассо так, как будто он был жив. В октябре 1986 года, в день открытия выставки художника в Мадриде, она вдруг поняла, что Пикассо уже давно нет, и пустила себе пулю в лоб.

Марина Пикассо предположила, что, если бы ее дед узнал об этих трагедиях, он бы не очень переживал. «Каждая положительная ценность имеет свою стоимость в отрицательном выражении». - любил повторять Пикассо.