Сказка как учили играть на музыкальных инструментах. Стихи и рассказы о музыкальных инструментах


В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный» - говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
- « А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:
- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-« Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник
- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-« Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.
-« Но, что ты будешь строгать?» -
Почти хором спросили топор и пила
-« Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!
- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке
- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-« А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола
- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-« Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – « Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».
Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.

В недрах Little Stories кипит работа: мы вовсю рисуем маленькую историю с . Если вы уже знакомы с прошлыми книжками серии, то эта будет чуточку другой - мы поэкспериментировали и сделали не просто интерактивную книжку-малышку, а интерактивную и музыкальную!

Ладно, с маленькими новостями пока закончим. Сегодня мы с заботой приготовили для вас очередное приключение - в мир сказок, где правят ноты и музыка! Нестареющая классика, для разных возрастов.

Чудаковатый музыкант

Братья Гримм

Народная сказка в обработке Якоба и Вильгельма Гримм. История о находчивом скрипаче, который обманул лесных зверей - с помощью музыки и собственной смекалки..

Соловей

Г.Х. Андерсен

Сказка о китайском императоре, который променял песни живого соловья на звуки механической птицы - и был наказан.

Бременские музыканты

Братья Гримм

Конечно же, не обошлось и без самой знаменитой истории о музыкантах. История оригинальной сказки заметно отличается от той, что мы привыкли видеть в отечественном мультфильме Инессы Ковалевской.

Два скрипача из Стартспи

Шотландская народная сказка

Необычный сюжет для российского читателя (но привычный для английского): история о друзьях-музыкантах, которые попали в мир эльфов. Время в сказочной стране летит быстрее, чем в царстве людей - тем сильнее будет удивление героев по возвращению домой.

Гамельнский крысолов

Немецкая народная сказка

Еще одна классическая история, на этот раз о коварном дудочнике, который избавил город от крыс, а когда жадные градоначальники не сочли нужным расплатиться - отомстил горожанам. История тесно переплетается с европейскими легендами, так что даже взрослым будет интересно ее перечитать.

Музыкальный магазин

Люцина Легут

Необычная сказка польской писательницы Люцины Легут о музыкальном магазинчике братьев-сверчков: пана Тэофаса и пана Боло, и одной очень надоедливой мухе.

Песнь мельничного колеса

Густав Сандгрен

Сказка о юноше, который мечтал научиться играть на флейте, но не получал одобрения своего учителя. Тогда будущий музыкант сам отправляется к колесу водяной мельницы - под которым, по слухам, живет дух, лучше всех на земле играющий на флейте.

Дудочки и кувшинчик

Валентин Катаев

Всем знакомая с детства сказка о девочке Жене, которой очень не хотелось собирать землянику. Она встречает в лесу Старика-боровика, который предлагает ей обменять её кувшин на волшебную дудочку, от звуков которой земляника сама выглядывает из-под листвы.


Волшебные музыкальные инструменты в сказках народа мира

Руководитель проекта: Титтель С.В.

учитель МБОУ СОШ №12 г.Пушкино


Цели и задачи: 1 Познакомится со старинными народными инструментами, встречающиеся в текстах сказок народов мира; 2 Познакомится со звучанием народных инструментов; 3 Подготовить электронную версию для выступлений перед младшими школьниками


Русская народная сказка «Садко»

Как начал играть Садко

В гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь

морской во синем море.

Как расплясался царь морской


Русский народный инструмент гусли

Гусли -являются древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Слово «гусли» свойственно славянским наречиям



Карельская народная сказка « Матти - весельчак »

Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит: - Эй, парень! Научи меня на кантеле играть! - Можно,- говорит Матти-весельчак.- Отчего не научить? Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам - ох, как скверно играет! - Нет,- говорит Матти,- плохо ты играешь!


Карельский музыкальный инструмент кантеле

Ка́нтеле - карельский и финский щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны


Кантеле

У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его.


Грузинская народная сказка « Чонгурист »

Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста


Грузинский народный инструмент чонгури

Грузинский 4-струнный щипковый музыкальный

инструмент. Традиционный женский инструмент, однако ныне на нём играют и мужчины; служит главным образом для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный



Сказка народов Ашанти (западная Африка) « Барабан Осэбо »

Когда-то у леопарда Осэбо был большой барабан, которым восхищались и звери, и боги. Восхищались-то все, но никто даже и подумать не смел, чтобы завладеть этим барабаном, потому что Осэбо был самым сильным из зверей на земле и его все боялись.



Беларусская сказка « Волшебная дудка »

Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет-гуляет от села к селу, от края до края. А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает


Беларусский народный инструмент дудка- поршневка

Белорусский народный духовой инструмент. Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движением поршня, которые определяют высоту звука


Чешская народная сказка « Гонза и Скрипка »

Хотелось бы мне еще скрипку, - сказал Гонза, - но не простую, а такую, что, если на ней заиграть, все бы пустились в пляс... - Три,- произнес старик, а на левом плече Гонзы уже висела скрипка на алом шнуре.

А на скрипке Гонза и теперь играет, когда людям хочется повеселиться и поплясать.


Чешский народный инструмент скрипка дынды

Скрипка -смычковый струнный музыкальный инструмент. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI в, получила широкое распространение в XVII в. Смычковые инструменты были известны очень давно. В древней Греции смычка еще не было.


Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия первых веков нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо , ведущая происхождение от старинных виол


Монгольская народная сказка « Дамдин- музыкант »

Ушел Дамдин от отца, три года пропадал, на четвер­тый - вернулся: Спрашивает отец:

Чему научился? Рассказывай.

Научился на моринхуре играть, - отвечает Дамдин. Рассердился отец:

У других отцов сыновья железо ковать умеют, ло­шадей объезжать могут, а ты только на моринхуре играешь! Ка­кая польза от такого уменья?

Ответил Дамдин:

Кто мою игру слушает, тому жить легче становит­ся, у того сердце веселее бьется.


Монгольский народный инструмент моринхур

Моринхур, или монгольская скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент, традиционный инструмент монголов. Верх инструмента вырезан в виде конской головы. Именно поэтому инструмент получил свое название



Индийская народная сказка « Гутила-музыкант »

Гуттила оборвал одну струну, продолжая играть на шести. Оборванный конец струны зазвучал, как божественная музыка. Мусила тоже оборвал струну, но она не издала никакого звука. Тогда учитель оборвал вторую струну, потом третью и так до последней, седьмой струны. И когда он заиграл на одном дереве, звуки его вины разнеслись по всему Бенаресу


Индийский народный инструмент вина

Вина - старинный индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Имеет форму лютни. Звук у вина мягкий, богатый оттенками. Вина - концертный инструмент, который также используется в качестве сопровождения к вокальной музыке и классическому танцу


Латышская народная сказка « Волшебная стабуле »

Пожалел старичок сироту, подумал и достал из своей сумы стабуле-свирель. "Ничего другого я дать не могу, – говорит, – только эту стабуле. Может, она тебе когда-нибудь пригодится. Как заиграешь на ней, все, кто её услышит, прыгать начнут". Отдал старичок сироте стабуле и тут же исчез. Взял паренёк стабуле и заиграл на ней. Только он заиграл, все овцы и коровы запрыгали


Латышский народный инструмент стабуле

Свирели были известны уже во II тысячелетии до н.э. Это духовой инструмент. Свирели изготавливали из дерева или кости. Имеет пять - шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину


Бирманская народная сказка « Приключения музыканта Ча Тан Пхо »

Давным-давно в одной деревне жила вдова. У неё был сын по имени Ча Тан Пхо. Ему уже исполнилось 16 лет, но ни с кем он не дружил, а целыми днями играл на палвэ – бирманской флейте, да так, что каждый, кто слушал его игру, забывал обо всём на свете, даже про еду и питьё. Не только люди, но и лесные звери заслушивались его игрой


Бирманский народный инструмент

Фле́йта - общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка


Сербская народная сказка « У царя трояна козлиные уши »

Выросла бузина и дала три красных побега, прямых, как стрела. Пастушата срезали один прут и сделали из него свирель. Но только начали на ней играть, как она запела: - У царя Трояна козлиные уши!


Сербский народный инструмент Фрула

С давних времен черногорцы мастерили музыкальные инструменты, с помощью которых можно было воспроизвести прекрасные звуки природы: пение птиц, журчание родника, отголоски горного эха, шелест листьев. Один из любимых музыкальных инструментов местных жителей – фрула – черногорская свирель, напоминающая по своему звучанию соловьиные трели. Слушая неповторимую гамму мелодий фрулы, сердце наполняется спокойствием и радостью


Японская народная сказка « Флейтист Санта »

Жил один юноша по имени Санта. Никто во всей Японии не умел лучше его играть на флейте. Заиграет веселую песню - каждый в пляс пустится.


Японский народный инструмент Рютэки

Рютэки («драконовая флейта») - бамбуковая японская поперечная флейта с семью игровыми отверстиями. Звучание рютэки изображает драконов, летающих в небесном свете, за которыми наблюдают люди


Казахская народная сказка « Мастер Али »

А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом. Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.


Казахский музыкальный инструмент домбра

Домбра казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями


Эскимосская народная сказка « Чудесный бубен »

Взяла женщина бубен, застучала по нему, запела. И так ладно запела, что запомнила девочка каждый звук, каждое движение.

А девочка вышла на середину яранги, взяла бубен и запела. А как запела, снаружи шум послышался. Всё ближе и ближе. Скоро у входа волны заплескались, в сени вода хлынула. Тут девочка по бубну стала быстрее поколачивать, волны откатились, и – о чудо! – в сенях много вкусных водорослей осталось


Эскимосский музыкальный инструмент бубен

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги небольшого животного


Гвинейская народная сказка « Кора Гассира »

И вот однажды ночью на привале, Гассир сидел один у костра и как будто прислушивался. Наконец сон одолел и его. Внезапно он пробудился и вскочил на ноги. Он услышал музыку, и эта музыка, казалось, звучала внутри него. Гассир задрожал: это пела кора! Дрогнуло сердце храброго воина, и он впервые заплакал. Понял Гассир, что все его подвиги преходящи, и лишь музыка может вознестись над жизнью и смертью. Так Гассир стал великим певцом


Гвинейский народный инструмент кора

Ко́ра - струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми


Китайская народная сказка « Музыкант Вэнь »

Великий Сян спросил: "Как твоя игра на цине?" Вэнь ответил: "Я постиг её. Прошу вас проверить меня". Тогда была весна, но Вэнь коснулся струн Осени. Неожиданно поднялся холодный ветер, и рост деревьев и трав завершился. Наступила осень. Вэнь коснулся струны Весны, и закружился теплый ветер, деревья и травы зацвели. Наступила весна, но Вэнь коснулся струны Зимы. Пошел снег и выпал иней, внезапно замерзли реки и водоемы. Наступила Зима. Тогда Вэнь коснулся струны Лета. Жар яркого солнца сразу растопил крепкие льды


Китайский народный инструмент цинь

Цинь или китайская цитра, является одним из самых древних китайских щипковых инструментов. Практически все представители высших сословий и знати в Древнем Китае умели играть на цине. Этот инструмент также называли «отцом национальной музыки» и «инструментом мудрецов». Инструмент используют для аккомпанирования, сольного и оркестрового выступления. В основном исполняют спокойные, плавные мелодии


Узбекская народная сказка « Юноша с карнаем »

Юноша взял карнай и пошел из кишлака в кишлак,

Играя на праздниках и торжествах


Узбекский народный инструмент карнай

Карнай - один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. . Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров. В настоящем времени Карнай используется во всём Узбекистане как геральд празднования и развлечения, сопровождая народ и показы цирка, лошадь участвует в гонках и другие спортивные игры.


Проект подготовили под руководством учителя музыки Титтель С.В. Борисенко Екатерина, Жильцова Мария, Титтель Эдгар МБОУ СОШ № 12 г. Пушкино Спасибо за внимание!

Мышонок вылез из футляра и сообщил:

– Там прячется какой-то зверь. Туловище у него закругленное, с выемками по бокам. Шея длинная и узкая, а головка изогнутая, и с каждой стороны по два ушка.

Так много ушей? Наверное, слух у этого зверя лучше мышиного, – заметил папа мышь.

Я забыл сказать, что на шее у зверя натянуты железные жилки. А рядом с ним лежит палочка с волосками, – добавил мышонок.

Ой, неужели он будет драться своей палочкой?! – воскликнула мама мышка.

Пусть попробует, я его… – запищал папа мышь, но его перебили старые часы.

Глупые, мыши. Это же скрипка, музыкальный инструмент.

Тут вдруг раздался щелчок, футляр открылся, и все увидели скрипку.

Она огляделась и тихо прозвенела:

– Здравствуйте, как долго я спала. Надеюсь, вы любите музыку?

А что такое музыка? – спросил любопытный мышонок.

Как, вы не знаете, что такое музыка? – застонала скрипка.

Нет, не знаю, у нас на чердаке нет музыки, – ответил мышонок.

Музыка – это, когда я пою, а мои струны звенят. В общем, музыку надо слушать, а не рассказывать о ней, – взволнованно объяснила скрипка.

Дорогая скрипка, исполните нам что-нибудь. Пусть мышки хотя бы раз в жизни услышат настоящую музыку, – попросили часы.

Хорошо, – прозвенела скрипка и напряглась, но кроме тихого звона ничего не получилось. Она снова напряглась, и снова раздался еле слышный звон струн.

Ничего особенного нет в этой музыке, – сказала мама мышка, и все согласились с ней.

На скрипку перестали обращать внимание, и она лежала несчастная и молчаливая. Через некоторое время смычок тихо прошелестел:

– Струны, почему вы разучились петь? Может, вы заболели или потеряли музыку?

Мы не заболели, – обиженно прозвенела первая струна.

И не разучились петь, – откликнулась вторая струна.

Между прочим, струна была первым музыкальным инструментом. Когда охотник отпускал натянутую тетиву, она звенела. Так человек впервые понял, что в струне живет музыка, – обстоятельно объяснила третья струна.

Это ты, смычок, заболел, ослаб и потерял музыку, – колко заметила четвертая струна.



Вовсе нет. Пусть я маленький и хрупкий, но внутри у меня огромная сила музыки. Конский волос, натянутый на меня, даже вибрирует от нетерпения и желания извлечь чудесные звуки музыки, – обиженно просипел смычок.

Вы зря спорите. Я думаю, вам не хватает самого главного – человека, – скрипнули часы. – Только человек может оживить вас и заставить звучать.

Меня, впрочем, тоже может завести только человек, – вздохнули часы.

Дорогие часы, давайте позовем человека, – попросила скрипка.

Бесполезно, сюда уже давно никто не приходит, – ответили часы.

Я не могу жить без музыки, давайте попробуем, – взмолилась скрипка и тихо зазвенела. Часы попытались качнуть маятником, их шестеренки повернулись, и раздалось одиночное «бом». Шкаф заскрипел дверцей, а мыши запищали.

– Куда ты меня тащишь, внучка? В моем возрасте тяжело по чердакам лазить.

Бабушка, там кто-то живет. Я слышала шум, но боюсь одна идти, – ответил голосок девочки.

Дверца в полу заскрипела, и бабушка с внучкой поднялись на пыльный чердак.

Ой, бабушка, смотри, скрипочка! Неужели она может играть? Какой маленький смычок, – щебетала девочка.

Это же моя первая детская скрипка, – с улыбкой ответила старушка.

Она взяла скрипку в руки, ласково протерла ее и подкрутила колки. Положив скрипку на плечо, старушка прижалась к ней подбородком и взмахнула рукой со смычком. Нежные хрустальные звоны рассыпались по чердаку.

Бабушка, это настоящая музыка, – восхищенно прошептала девочка.

Да, это настоящая музыка, – откликнулись часы.

Так вот, что такое музыка, – пропищали мышки под старым диваном.

С тех пор струны и смычок снова трудятся вместе. Они учат маленькую девочку играть на скрипке. Иногда скрипку берет в руки бабушка, и весь дом наполняется щемящими сердце нежными звуками музыки.

Тогда мышки спускаются с чердака послушать пение скрипки. А часы, которые теперь переселились в комнату, назидательно тикают:

– Тик-так, вы слышите, тик-так, это музыка! Она живет не только в струнах, смычке или скрипке. Настоящая музыка живет в человеке.

Знакомьтесь ребята. Инструмент по имени Фортепиано. У этого инструмента очень интересная история. Давайте послушаем, что расскажет фортепиано.

Все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.

О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?

Смотрите же!

Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом.

Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много - и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.

Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах - то поодиночке, то группами. И струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями.

И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают. . .

Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?

- Имя мое, - объяснил инструмент, - от двух итальянских слов: форте и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.

До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете!

Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.

Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной!

Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:род Струнных, род Клавишных и род Ударных.Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной - благородный Клавесин.

Он царил в музыкальном мире в XVII- XVIII веках.От Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце - клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно - от щипка струн перышками.

«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».

Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка. Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка . Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.

«Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».

«Ой!» - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов . Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Тема: «Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк»

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажут о Пете и Волке,

Флейта, валторна, кларнет, и фагот.

Запрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

В 1936 году С. Прокофьев сочинил сказку, которая призвана помочь детям познакомиться с тембрами симфонического оркестра.

Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке. Но сказка Прокофьева кардинально отличалась. Во-первых, композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя.

Во-вторых – это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева - это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру.

Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: Птичка - флейтой, утка - гобоем, кошка - кларнетом стаккато в низком регистре, дедушка - фаготом, Волк - тремя валторнами, Петя - струнным квартетом, выстрелы охотников - литаврами и большим барабаном.

Музыка С. Прокофьева живописно изображает беззаботное щебетание птички, неуклюжие движения переваливающейся с боку на бок утки и её кряканье, вкрадчивую походку и жеманные движения кошки, мрачный образ голодного Волка.

Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года, оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка "Петя и волк" стала необыкновенно популярной во всём мире.

Тема: «Сказочные сюжеты в музыке»

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет налево, песнь заводит,

Направо, сказку говорит…

Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь? А какие ваши самые любимые сказки и сказочные герои?

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего, заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: ""Алёнушка’ ‘Богатыри"", «Иван - Царевич на сером волке».

А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов.

Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, русалку, лешего, колдуна, серого волка и т.д.

Обратимся конкретно к какому-нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных.

Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется "Баба - Яга". В этой пьесе изображается ворчливая Баба - Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым "колючим" взглядом.

С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы - Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу - Ягу называется "Избушка на курьих ножках", эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие "Картинки с выставки". Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба - Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный, сказочный лес, избушка Бабы - Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы - Яги.

Действительно, многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Известного композитора Н.А.Римского–Корсакова, сказка А.С.Пушкина вдохновила на создание оперы «Сказка о царе Салтане …»

Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их? (Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь столицу царя Гвидона.И - самое наиглавнейшее - чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди).У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов.

А теперь, проявите свою творческую фантазию. Представьте, что вы – композиторы! Вам нужно изобразить полет шмеля, какие музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности вы бы использовали? Молодцы! Настоящие композиторы!

А сейчас послушайте, как замечательный русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков нарисовал «полет шмеля» в своем музыкальном произведении.

Тема: «Животные, птицы и рыбы в музыке. Музыкальный зоопарк».

Сегодня я предлагаю вам отправиться в зоопарк. Хотите? Кого вы там можете увидеть? Спешу вас обрадовать тем, что сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Давайте вспомним, что карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный, потому что многое расскажет нам музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.

Как водится, любой праздник обычно открывают самые знатные гости.

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост-с кисточкою длинный хвост

Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.

Ведь не зря он - царь зверей

В жаркой Африке своей.

Конечно, это Лев.Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке, которая называется «Королевский марш Льва». Её в один голос («унисон») мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит грозно и устрашающе, в ней проскальзывает улыбка. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки - это Лев подает свой голос, он рычит.

А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса? Конечно, в очень медленном. Причем за основу взята мелодия… канкана из оперы «Орфей в аду» Оффенбаха, только в несколько раз медленнее.

А «Слон» на карнавале танцует вальс….

Вот «Кенгуру». Кто бы мог подумать, что фортепиано может так «прыгать»!

А в «Аквариуме» в звуках флейты, струнных слышатся переливы воды, изящные движения рыбок.

«Персонаж с длинными ушами» - это именно тот, о ком вы подумали: крики «иа» забавно переданы «взвизгивающими» скрипка.

И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Песнь виолончели как мгновение ностальгии по сияющей синеве неба, по полету белоснежных крыльев, по самой Красоте.

Рассказ о музыкальных инструментах

арфа

Арфа – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. На египетских фресках xv в.до н.э. изображались арфы, напоминающие лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издавала мелодичный звук. Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована французским мастером Эраром. Она представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Тембр арфы нежный, серебристый, звук несильный, постепенно замирающий. В симфоническом оркестре появление арфы придаёт звучанию нарядность, красочность.

Альт – лишь чуть больше скрипки, но тембр более глуховатый, матовый оттенок. Альт – участник симфонического оркестра, смычкового квартета. Как сольный инструмент выступает редко.

барабаны

Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов без определённой высоты. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по дереву, глиняным кувшинам. В современных симфонических и духовых оркестрах применяются два типа барабана – большой (инструмент низкого звучания, на нём эффектно звучат отдельные удары) и малый (играют на нём двумя деревянными палочками, выбивая дробь).


балалайка

балалайка

валторна

Валторна – медный духовой инструмент.

Далёким предшественником валторны был охотничий рог, о чём свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».

Валторна входит в состав симфонического, духового оркестров, в различные камерные ансамбли как сольный инструмент.

Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и тёплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием.

виола

виолончель

Виолончель – струнный смычковый инструмент. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Своим созданием и совершенством обязана выдающимся скрипичным мастерам: братьям Маджини,

Г. да Сало, Амати, Страдивари. Виолончель, более чем какой-либо другой инструмент из семейства смычковых, подходит для выражения силы, глубины чувств. Виолончель большего размера, чем скрипка. Её звучание мужественно, но ей доступны и нежные, воздушные краски, лиризм, сосредоточенность, напевность


Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он входит также в состав духового оркестра, в различные камерные ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр.

Изобретение гобоя относят ко второй половине XVII века и приписывают это французским мастерам Филидору и Оттетеру. Впервые гобои нашли применение в балете Люлли «Большой Амур» в 1657г. и после этого стали широко использоваться в оркестре.

Музыкальные образы, создаваемые гобоем, разнообразны. Ему лучше всего удаётся выразить лирические настроения, простые, чистые чувства, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Разновидность гобоя – английский рожок (звучит несколько ниже гобоя, тембр немного гнусавый, «утиный»). Такой тембр выбрал С.С.Прокофьев для изображения утки в симфонической сказке «Петя и волк»


гитара

домра

Домра – струнный щипковый инструмент. Предки домры были известны ещё в IV в. до н.э. в Древней Ассирии. Инструмент назывался «танбур». Домра была одним из любимых инструментов скоморохов – бродячих актёров и музыкантов. К концу XVII века домра вышла из употребления. В 1895 году в Вятской губернии обнаружили небольшой струнный инструмент с овальным корпусом, он попал в руки В.В.Андреева, который в ту пору занимался восстановлением старинных народных музыкальных инструментов. Он разработал и сконструировал целое семейство трёхструнных домр, создав из них (совместно с балалайками и гуслями) первый оркестр русских народных инструментов.


Этот древний инструмент, предшественник гобоя , и сейчас широко известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане.

Как правило, один зурначи (так называют исполнителя на зурне) играет мелодию, а другой вторит ему долгими протяжными звуками. Есть в этом ансамбле и третий музыкант: он выбивает сложный, прихотливый ритм на ударном инструменте.


Кларнет вместе с флейтой, гобоем и фаготом входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Изготовляют кларнет из твёрдых пород дерева (пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы. Появился кларнет ок. 300 лет назад, когда нюрнбергский мастер Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо. По словам Г.Берлиоза, «кларнет - скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный (отсюда название кларнета, от латинского «кларус» – «ясный»), светлый, очень гибкий и выразительный.

В передаче чувств он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет часто звучит в музыке композиторов-романтиков.


клавесин

клавесин

лютня

лютня

Маракасы

Маракасы - ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания латиноамериканского происхождения. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, и наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая таким образом звонко-шуршащий звук.


Орган – клавишный духовой инструмент. На сцене виден фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, распологаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят в глубину обширного помещения. У современных органов количество труб доходит до

30 000. Самые большие высотой более 10 м, самые маленькие – 10 мм. Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр. В самом деле диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра. Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесибию, жившему в III в. до н.э. Это был водяной орган – гидравлос.


От обычного голоса – певческий отличается тембровым богатством и силой. Это дар природы, но, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Скрипач или пианист подолгу разучивают гаммы, чтобы стать виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте.


В 1709г. Итальянский мастер Б.Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название «фортепиано ». Целая система молоточков ударяет по струнам с любой быстротой и силой. Среди многочисленных предшественников фортепиано – клавесин и клавикорд.

В наше время существует две основные разновидности фортепиано: рояль , предназначенный для концертного исполнительства, и пианино , используемое для домашнего музицирования.


Скрипка – струнный смычковый инструмент. Далёким её предком был народный инструмент славянского происхождения: долблёное деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста. На Руси смычковые были известны издавна. В северной башне Софийского собора в Киеве, построенного в XIв., есть фреска с изображением музыканта, играющего на смычковом инструменте. Современная скрипка один из главных инструментов симфонического оркестра.


саксофон

саксофон


свирель , сопель и цевница

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа – свирель , сопель и цевница . По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слово “свирель ” более древнее, чем “сопель “, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси “свирцом”, “свирянином” называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы – “трубачея”.


Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времён пастухам, охотникам, воинам. Задолго до н.э. трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе, в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввёл итальянский композитор К.Монтеверди, когда в 1607г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей». В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба – самый высокий по диапазону инструмент. Именно она придаёт звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость.

туба

фагот

фагот

цитра

Цитра - (нем. Zither) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XIX в. Струны (в некоторых разновидностях до 40) натягиваются над грифом и вне грифа над декой.

челеста

Самый молодой ударно-клавишный инструмент – челеста – имеет форму маленького пианино с металлическими, а иногда стеклянными пластинками вместо струн. Клавиатура – как у фортепиано. Челеста была сконструирована в 1886 году французским мастером О.Мюстелем на основе «камертонового клавира» (набор камертонов). Тембр её очень красив. Челеста самый тихий и нежный инструмент симфонического оркестра. Первым её применил в оркестре П.И.Чайковский.