Скачать фильм обломов на урок литературы. Работа со словарем С.И








































Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Постарайтесь найти положительные и отрицательные моменты жизни в Обломовке, выделяя три аспекта повествования: отношение обломовцев к миру, природе и человеку; философия жизни; принципы воспитания ребёнка




Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Философия жизни (+) Размеренная, спокойная жизнь, без забот и происшествий. Нет места злу. Философия жизни (-) Жизнь – механическое повторение еды и сна. Неумение трудиться. Отношение к труду как к наказанию, надежда на «авось».


Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Принципы воспитания ребёнка (+) Любовь родителей к Илюше. Формирование поэтического начала в ребёнке при помощи сказок, фольклора. Принципы воспитания ребёнка (-) Излишняя опека, совершенно ограждающая от деятельности. Сказки рождают пустые мечты о чуде, о том, что всё можно получить без труда. Отсутствие положительного примера родителей, воспитание «по-обломовски»





























Чувства Обломова Обломов вдруг жаждет «слёз, страсти, охмеляющего чувства». Он любит глубоко и искренне, но любовь для него – составная часть обломовского идеала жизни, «вечное и ровное течение чувства». Любовь пробудила Обломова ото сна, но не изменила сущности его характера.





Урок 71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Роман «Обломов»

С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.

Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!

Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.

Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.

Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы :

1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.

3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)

4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)

5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?

6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.

7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?

8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.

9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?

10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?

11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?

12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)

Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.

Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)

Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.

Домашнее задание.

2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)

Уроки по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,

Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

Л.Н.Толстой.

3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

Комментированное чтение 1 части, 1 главы.

Кластер.

Обломов род занятий

портрет интерьер

вещи

Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.

- выражение лица, халат; тапочки, диван, слуга Захар, паутина, пыль, лежанье, мечты, бывший чиновник

Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»

(« Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

    Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? (Староста ворует и лжет)

2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5. Рефлексия. Синквейн.

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?

Варианты ответов.

    Обломов.

    Ленивый, добрый (апатичный)

    Лежит, мечтает, сибаритствует

    Обломов – главный герой романа.

    Помещик.

6. Домашнее задание.

Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра романа. Условия воспитания маленького Обломова.

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки.

(В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными

неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они

сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина - неподвижность - еда – сон, подобный смерти – тишина …..счастливые люди!?

Вопрос для размышления. Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия»

Урок по роману « Обломов» (продолжение).

Тема: « Или я не понял этой жизни,

Или она никуда не годится».

Цель урока: выяснить «что такое обломовщина» и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.

Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Проверка д/з.

    Ознакомить учащихся с темой урока и целью.

    Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».

    Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?

Чтение части 2, гл.3,4,5.

Андрей Штольц

Он весь в делах, нет свободного времени; смысл жизни – деятельность. Он беспрестанно в движении.

Илья Обломов

Мечтает о тихой семейной жизни: еда – спокойствие – сон, нега; ноты, книги, рояль, изящная мебель. Жизнь есть поэзия.

Синквейн.

    Штольц.

    Настойчивый, целеустремленный;

    Учится, работает, служит.

    Он шел твердо, бодро.

    Немец (друг, агент)

    Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги». Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.

«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?» «Обломовщина!» (диагноз) Теперь или никогда!

Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»

Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»

    Д/З. Чтение ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.

Урок по роману Гончарова «Обломов» (продолжение).

Тема: Обломов и Ольга.

Цель: рассмотреть, какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не

состоялась любовь двух героев.

Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.

Оснащение урока: художественный текст.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Беседа по дом.зад.

Вопросы:1) Какие перемены произошли в Обломове? (Обломов встал с дивана).

2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?

(музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

4) Это любовь? (Да)

3. Учитель: Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся

найти ответ по мере дальнейшего чтения романа.

Радькова Ю.Н.

учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения , умение характеризовать образ главного героя произведения, сопоставлять его с образами других героев.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- «…Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару — и к ней. Сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию или прямо в Париж…» - такое необычное письмо получил от И.А.Гончарова из Мариенбада его друг Лоховский летом 1857 г. Вы заинтригованы? Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь шла о главной героине нового романа писателя - Ольге Ильинской. Летом 1857 г. Гончаров переживал самые счастливые дни своей жизни. Куда только подевалась его обычная апатия и медлительность! Гончаров вставал в 6 часов утра, пил лечебные воды и с 9-ти часов до обеда работал не отрываясь - писал начатый десятью годами раньше роман «Обломов». Вечерами подолгу бродил по лесным тропинкам, обдумывая очередную сцену или эпизод. Там же, в Мариенбаде, Гончаров прочитал свой новый роман И. С. Тургеневу и А. Фету, которые высоко оценили работу писателя, а когда «Обломов» был опубликован в России («Отечественные записки», 1859г.), грянул успех, который Л.Толстой назвал «капитальным».

Чем же был интересен этот роман современникам? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Жизнь и судьба главного героя романа «Обломов» - Ильи Ильича Обломова - заставляют размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»; о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова — это допустимый, возможный, законный ее вариант?

Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Отстранённый наблюдатель, не навязывающий своего мнения, Гончаров неторопливо ведёт повествование. Настолько неторопливо, что Н.А.Добро-любов в статье «Что такое обломовщина» пишет о сюжете и композиции романа: «Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и всё».

Всё ли? Конечно, нет: образ Обломова дан в развитии, автор раскрывает судьбу героя и окружаю-щую его жизнь, быт на протяжении 37 лет, с семилетнего возраста до смерти. Кто же такой Илья Ильич Обломов? Какое представление дают о герое его фамилия, имя и отчество?

Фамилия «Обломов» ассоциируется со словами «обломок», «обломанный» - человек. Сломленный жизнью, пасующий перед ней. Имя и отчество героя - Илья Ильич - самозамкнуты: образ жизни предков находит в Обломове своё завершение.

Каким предстаёт перед нами Обломов? Дайте его портретную и социально-психологическую характеристику.

Обломов - дворянин, коллежский секретарь в отставке, двенадцатый год живёт в Петербурге на Гороховой улице, это «человек 32 - 33-х лет от роду…» (цитата, с.17).

Огромную роль в создании образа героя, в раскрытии его характера играют предметные детали. Какие предметы окружают Обломова? Какие вещи особенно дороги ему? Как они характеризуют героя?

Домашний костюм Обломова - просторный азиатский халат (цитата, с.17 - 18) - является символом стиля жизни героя, знаком принадлежности к барскому миру.

Комната героя (с.18 - 19, цитата) говорит, с одной стороны, о том, что у Обломова есть вкус, внутренняя потребность окружить себя дорогими и красивыми вещами, но, с другой стороны, свидетельствует о безразличии Обломова к своему быту, нежелании поддерживать чистоту и красоту кабинета.

Книги, страницы которых пожелтели и покрылись пылью, прошлогодняя газета, чернильница, из которой, «если обмакнуть в неё перо, вырвалась бы разве только … испуганная муха» - символы интеллектуального и духовного застоя, «сна души» героя.

Кроме того, Гончаров подробно описывает Захара - слугу Обломова. Почему? Сопоставьте их образы.

Обломов и Захар как братья-близнецы, который один без другого просто существовать не могут, причём Захар - карикатура на своего барина (цитата, с.69 - 74).

Гончаров подчёркивает, что Обломов и Захар психологически во многом родственные типы, Обломов не может обойтись без Захара, а Захар - без Обломова, и, хотя один хозяин, а другой слуга, рабство их взаимно. В социальной перспективе это мысль о том, что обломовщина - не то чтобы чисто «помещичье» явление, а вообще национально-русское.

В начале романа мы видим Илью Ильича лежащим полдня в постели, и даже многочисленные гости не могут заставить его подняться. Кто приезжает к герою? Почему автор делает этих людей представителями разных социальных слоёв?

Светский щёголь Волков; бывший сослуживец, а теперь начальник отделения Судьбинский; преуспевающий литератор Пенкин; безликий, ни во что не вмешивающийся Алексеев; наглый и шумный пройдоха Тарантьев зовут Обломова с собой, упрекают его в бездействии. У каждого из них свои приманки в жизни (у Волкова - балы, балет, женщины; у Судьбинского - карьера и деньги4 у Пенкина - желание прославиться), которыми они стремятся привлечь и Обломова, но Илья Ильич противопоставляет их суете свою философию: «А жить-то когда?», «Где же человек-то? Человека дайте мне, любите его (с.35).Эти фразы адресованы равнодушным людям, живущим ради преуспевания, богатства, а Обломов сторонится этого.

Однако было время, когда и Обломов мечтал о преуспевании. К чему он готовил себя? Какие представления о жизни, службе были у героя? (глава 5, с.59 - 60).

«…Он был полон разных стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли — прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе; наконец, в отдаленной перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастие».

« Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины… он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.

Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью,… что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.

О начальнике он слыхал у себя дома, что это отец подчиненных, и потому составил себе самое смеющееся, самое семейное понятие об этом лице. Он его представлял себе чем-то вроде второго отца, который только и дышит тем, как бы за дело и не за дело, сплошь да рядом, награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях.»

Почему же не осуществились юношеские мечты Обломова? (с.60 - 64).

Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть по крайней мире землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу…

Еще более призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной … ; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались…

Раза два его поднимали ночью и заставляли писать «записки», несколько раз добывали посредством курьера из гостей — все по поводу этих же записок. Все это навело на него страх и скуку великую.

С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног, иные обдергивались, опасаясь, что они не довольно хороши как есть, чтоб показаться начальнику…

Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе…

- «Что же он делал дома? Читал? Писал? Учился?» - этими вопросами начинает Гончаров 6-ю главу. Какие же ответы даёт на них автор? (с.64 - 69).

Мысленно составлял план устройства имения и управления крестьянами; мечтал о подвигах на благо человечества

Итак, мы видим, что Обломов не способен чем бы то ни было заняться в жизни, поскольку обо всём имеет весьма отдалённые представления и не желает по-настоящему никакой деятельности. Проекты подвигов на благо человечества - просто пища для его воображения, мечтательность - свойство его натуры, ведь он с детства привык жить вымышленными, сказочными, воображаемыми событиями. Обломов, в сущности, удовлетворён своим положением. Всякое стремление что-то активно изменить в жизни кажется ему суетой, в которой человек теряет себя, а он хочет сохранить свою личную независимость и свободу. Лень, апатия, мечтательная созерцательность, неспособность к действию - вот его качества. Отчего же Обломов такой? Социальные и национальные корни характера своего героя раскрывает писатель в главе «Сон Обломова» , которая переносит нас в тот «благословенный уголок земли», где прошло детство Ильи Ильича . Почему же именно так - «благословенный уголок земли» - воспринимают родную Обломовку жители? Как они живут? (цитаты, с.95 - 100).

Мир, взрастивший Обломова, предстаёт как «благословенный уголок земли», как маленькое, укромное пространство, заботливо оберегаемое ласковыми объятиями неба «от всяких невзгод». Жизнь Обломовки, вписанная в природный круг, извечно повторяется , возвращается «на круги своя»: «одни лица уступают место другим, дети становятся юношами… женятся, производят себе подобных…». Так жили деды и прадеды обломовцев, так живут и они, старательно оберегая себя от внешнего мира с его дорогами, письмами, чужими людьми. Обломовский мир даёт своим обитателям ощущение безопасности в огромном и неизвестном окружающем пространстве. Здесь царят тишина, покой, патриархальные нравы и обычаи. Труд обломовцы воспринимают как наказание, душевных тревог и издержек ненужной им образованности не знают. Их неторопливое и размеренное существование заполняют забота о пище и всеобщий, похожий на глубокий обморок послеобеденный сон, страшные предания и волшебные сказки.

Рассказывала сказки Ильюше няня. Каких сказочных персонажей вспоминает в своём сне Обломов? Случайно ли это? (с.110 - 112)

Упоминание Ильи Муромца, просидевшего 33 года на печи, и Емели, не желающего вставать со своей печки, не случайно: многие критики и литературоведы сравнивают с этими персонажами самого Обломова, только вместо печи у него диван.

Каким предстаёт перед нами маленький Ильюша? Как его воспитывают в семье? (с.101 - 110)

В чём привлекательная сторона такого воспитания и чем оно пагубно для ребёнка?

Ребёнок растёт в любви, поэтому он чуток, добр, искренен, он видит в жизни только хорошее, а к трудностям и разочарованиям не готов.

Пагубно то, что пытливость, любознательность ребёнка не развиваются, а заглушаются; родители стараются недопустить ни малейшего усилия Ильюши, и всё потому, что труд в Обломовке воспринимается как наказание.

Так что же такое Обломовка - чудом уцелевший «благословенный уголок земли», обломок рая, или точка отсчёта нравственного падения героя, начало его гибели?

Патриархальная идиллия Обломовки вполне определяется понятием «жизнь есть сон». «Сон - увертюра всего романа», - писал И.А.Гончаров, и этот сон трансформируется в сознании героя в представление об идеале.

Обломовка - Обломов - обломовщина - вот идейный стержень романа Гончарова, не случайно главный герой утверждает: «Наше имя - легион…». Обломов - не просто герой, а герой-тип, имя которого стало нарицательным. Писатель показывает социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

4. Д/З: прочитать 2-ю часть романа: 1)Методы воспитания в семье Обломовых и в семье Штольцев. Каких людей сформировало это воспитание?

2)Идеал, смысл жизни для Обломова и для Штольца.

3) Почему столь разные люди дружат?

Литература: И.А.Гончаров. Обломов. - М.: АСТ, 2001.

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 1 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

План открытого учебного занятия по русскому языку и литературе

Преподаватель: Туз Наталья Владимировна

Тема учебного занятия : «Господин де Лень» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Группа: ТО 16-1о

Продолжительность: 45 минут

Вид занятия: урок-размышление

Тип занятия:обобщающий (закрепление изученного материала)

Обучающие цели:

формирование завершенного представления о романе и его герое , формирование активной жизненной позиции обучающихся;

Развивающие цели:

развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения; развитие ассоциативного, критического мышления;

Воспитательные цели:

формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.

Ожидаемые результаты:

Студент должен знать :

Основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь :

Анализировать и интерпретировать художественное произведение;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

Участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование общих компетенций

Формируемые компетенции

Показатель оценки результата

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе.

Материальное обеспечение учебного занятия:

демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова "Обломов", рабочие тетради обучающихся, тексты притч.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный .

Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия;создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия;

Межпредметные связи: русский язык, логика, этика, философия, обществознание.

Внутри предметные связи: Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. С. Тургенев.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие!

Добрый день, всем-всем!

Друзья мои! Я очень рада
Войти в уютный кабинет.
И для меня уже награда
Вниманье ваше как отрада.

Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Сейчас будем рассуждать,
Будем думать и вникать.

Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».

2.Определение темы и целей занятия:

Мотивация и актуализация темы: слайд 1

Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезло одно слово. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!

От трудаздоровеют,а от …болеют.

- Молодцы, правильно! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень, здороветь-болеть? Антонимы! Эта пословица будет эпиграфом, который мы запишем позже. Вспоминается ещё одна пословица «Труд кормит, а лень портит». Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова – слайд 2 . «Обломов» - это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая персонажей, Гончаров подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет запоминается надолго.

Попробуйте узнать персонажа по портрету : «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Это Илья Обломов – слайд 3.

Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

Тема занятия: «Господин де Лень ». (слайд 4). Выбор такого названия неслучаен, поскольку именно так прозвали Гончарова друзья за его медлительность и малоподвижность, в образе Ильи Ильича мы видим некоторые события из жизни самого автора, создателя романа.

Запишите тему и эпиграф! Слайд 4-5

Давайте вместе определим цели занятия? (высказывания студентов)

Примерные ответы: раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро, радость или же это зло, безнравственность, самый большой порок?

Как вы понимаете такое простое слово «лень»? (ответы студентов)

Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию «лень» (слайд № 6). Каждый студент называет слово!

Лень: апатия, покой, бездействие , тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость.

Из записанных слов подчеркните самое страшное. Произнесите его!

С этим страшным словом необходимо бороться? Как?

- В продолжении разговора о лени предлагаю притчу , которую прочтёт Антон, а мы потомпроанализируем! (Слайд № 7-8-9)

(Текст читает подготовленный студент)

Скажите, пожалуйста, какие черты присущи герою притчи?

Кого напоминает этот человек? Лежебоку, тунеядца. К чему привело бездействие?

(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности). Это хорошо или плохо?

Вывод: Мы сами иногда позволяем себе лениться, бездельничать, бить баклуши, хотя осознаем, что это нехорошо! Анализируя образ жизни Обломова, мы поняли, что лень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в «придаток халата и дивана», то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической. Текст притчи как раз подтверждает это! Каковы истоки лени и апатии Обломова? На какой почве взращён характер? Об этом расскажет МустакимовВакиль!

Сообщение подготовленного студента – 2 минуты (слайд 10)

Друзья, что повлияло на формирование характера героя?

Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.

Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!

Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?

Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!

Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.

Давайте вспомним одну из встреч с Ольгой – приезд Обломова к Ильинским! 4-й эпизод – 2 минуты 40 секунд

Из данного фрагмента какие перемены в герое вы заметили?

Обломов прислушивается к Ольге, увлекается искусством, жизнь проводит в движении, он расцвёл, стал мыслить, чувствовать, ходить на свидания, выполняет много действий, которых ранее не делал! Он активен. Значит человек способен меняться под влиянием другого! Но пробуждение длится недолго. Почему? Что его возвращает на диван?

Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь возвращается на свой диван. Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.

Мы больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные! Оформим в тетрадях таблицу (слайд 11)

Каждый по очереди называет какую-либо черту характера.

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться.

Какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации. )

Слайд 12

Задание творческого характера:

1) Почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Что помешало ему?

2)Почему Обломов выбрал в жёны Агафью? Какой образ жизни они вели? Что в их семье было главным? (конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних, жить в покое и сытости, тихое спокойное счастье. Агафья ничего не требовала в отличие от Ольги). Как человек должен относиться к недостаткам своего любимого? Исправлять, переделывать или смириться?

3)Кто виноват в смерти Ильи Обломова?

(обсуждение ответов обучающихся)

Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова : слайд 13

«Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...». «Есть, - сказал он чуть слышно...Какое слово он произнёс? Обломовщина!

Составьте в тетрадях синквейн к словам обломовщина и Обломов, посмотрим, чем они различаются (слайд 14)

Чтение синквейнов. Оценивание по критериям.

Илья Ильич – это, действительно, Господин де Лень?

Вернёмся к эпиграфу. Правдива ли пословица?

Изучив произведение Гончарова, какой вывод, мы сделали? Какие качества необходимы любому человеку, чтобы прожить жизнь не зря?

(трудолюбие, настойчивость, отзывчивость, честность, толерантность)

Вывод преподавателя: Гончаров показал честную душу русского барина, но "обломовщина" погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие –источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Вспомним стихотворение Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Рефлексия. Выставление оценок!

Этап занятия

Цели и задачи

Действия преподавателя

Деятельность студента

Результат

Организационный момент.

Организовать обучающихся

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу

Рабочая обстановка на занятии

Эмоциональный настрой.

Настроить на позитивные эмоции и деятельность

Предлагает определить свое эмоциональное состояние

Показывают свой настрой

Позитивный эмоциональный настрой обучающихся

Актуализация знаний и практических умений.

Вовлечь в формулирование темы и целей учебного занятия

Вводит в проблему занятия

Подводит обучающихся к самостоятельному определению целей. Корректирует их, задаёт вопросы, выбирает помощников.

Отвечают на вопросы

Формулируют цели

Слушают притчу

Формулирование целей

Ответы на вопросы притчи

Систематизация и обобщение знаний при выполнении практических заданий и аналитической беседы.

Способствовать деятельности студентов по включению в работу

Способствовать правильному выполнению самостоятельной работы

Инструктирует о ходе занятия, показывает видеофрагмент

Объясняет задание, корректирует работу

Просматривают видеофрагмент ипрезентацию.

Составляют таблицу, делают синквейн, отвечают на вопросы.

Ознакомление с порядком деятельности на занятии и заданием

Готовность к работе, заполняют таблицу

Составление

синквейнов

Обобщить знания

Слушает работы студентов, вносит уточнения, дополнения.

Читают полученные синквейны

Синквейны к словам Обломов и обломовщина

Информация о домашнем задании.

Предлагается студентам выполнить домашнее задание.

Инструктирует о выполнении домашнего задания

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Оценить эмоциональное состояние в конце занятия

Предлагает в четверостишии указать эмоциональноесостояние

Отмечают эмоциональное состояние в нужной строке стиха

Позитивный эмоциональный настрой

обучающихся

Завершение учебного занятия

Дать качественную оценку работы группы

Анализ уровня достижения поставленных задач

Оценивает, хвалит работу

Анализирует уровень достижения поставленных задач

Подчеркивает важность приобретенных знаний и умений в дальнейшейжизни, в процессе самореализации.

Озвучивают свои результаты

Оценивание работы на занятии