Символика мифа о европе и быке. Похищение европы в искусстве старом и новом

Однажды финикийской красавице царевне, Европе, приснился очень странный сон. Будто стоит она перед двумя женщинами, а они друг перед другом оспаривают право на нее, Европу. И будто знает девушка, что первую женщину зовут Азил, которая вскормила и вырастила ее. Но другая, незнакомая чужестранка, утверждает:
- Мне Европа будет подарена самим громовержцем Зевсом, и я стану называться ее именем! - и притягивает девушку к себе, ласково обнимает.

В смятении проснулась царевна. Но уже вскоре запамятовала она это, особенно когда за окном весна, природа расцвела, птички поют. Отправилась Европа с своими подругами на побережье песни петь и резвиться. Одна из девушек стала собирать благовонные нарциссы, другая - фиалки. А Европа собирала ярко алые розы в позолоченную корзинку, изготовленную самим искусником Гефестом. И так прекрасны были цветы в чудесной кошнице, что ими залюбовался сам Зевс, потом обратил внимание и на прекрасную девушку в пурпурном одеянии. Тут же сердце его пронзила стрела шалуна Амура (Эрота), сына богини любви Афродиты. Это именно она послала царевне вещий сон и теперь задумала осуществить его с помощью громовержца.

Вспыхнуло страстью сердце Зевса. Решил он похитить юную красавицу. Но чтобы не напугать ее, а заодно избежать гнева ревнивой супруги Геры, принял он облик чудесного быка. Шерсть его отливала золотом, рога походили на молодую луну, а светлые очи блистали горячей страстью. Девушка приметила в стаде животное необычной красоты, подошла, чтобы лучше разглядеть его и погладить. Бык начал ластиться к Европе, склонил перед нею колени. Нечего не боясь, уселась царевна к нему на спину. Тут бык внезапно вскочил и помчался к морю. Вступив в его воды, он поплыл, подобно дельфину. Все дальше оставался родной берег. Дрожащая от страха девушка цеплялась за рога быка, взывала о помощи.

И вдруг из морских волн явился на своей колеснице брат Зевса Посейдон. Широким трезубцем усмирил он волны и указал путь. А рядом с Европой теперь плыли прекрасные нереиды верхом на дельфинах. На двух тритонах, запряженных в золотую раковину, скользила по морской глади сама Афродита, осыпая царевну розами.
Царевна успокоилась и улыбнулась, заслышав, как тритоны бездны играют на длинных трубах из раковин брачные песни. И вообще ей все это так напоминало веселое свадебное шествие! Забыла Европа о покинутом доме, о горюющих родителях и подругах.

Наконец вдали показался берег цветущего острова Крит. Сюда, в грот, где сам Зевс рос и мужал, привез он свою возлюбленную и вновь принял человеческий образ. Подарил он молодой жене ожерелье из золота и драгоценных камней.

Спустя положенное время родила Европа троих сыновей - Миноса, Радоманта и Сарпедона. Впоследствии их усыновил критский царь. И дети Зевса стали членами правящей на острове династии.

Легенда о Европе связала зарождение европейской цивилизации с островом Крит. Ее имя приобрело географическое значение. Во времена Гомера Европой называли уже всю Среднюю Грецию. А позднее именем финикийской принцессы стали называть весь материк.

Однажды, когда Европа, дочь царя Сидона Агенора, гуляла со своими подругами на берегу моря, играя и собирая цветы, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с загнутыми рогами в виде полумесяца. Кажется, его привлекли забавы девушек, и он сам готов с ними поиграть. Мирно помахивая хвостом, он подходит к Европе и подставляет ей свою широкую спину. Ничего не подозревая, дева усаживается на спину мирного животного. Но бык внезапно становится бешеным. Его ласковые, любопытные глаза наливаются кровью, и он стремительно бросается в волны. Европе не остается ничего другого, как крепко держаться за рога.
В открытом море, с появлением дельфинов и других морских тварей, поднявшихся со дна, чтобы приветствовать и сопровождать быка, у Европы не осталось ни малейшего сомнения, что облик ее похитителя принял бог. Но какой? В отцовском доме она видела множество гостей из заморских стран, посещавших Сидон по торговым делам, и научилась различать по одеждам ассирийца от египтянина, египтянина от ливийца, ливийца от обитателя богатого острова Кефтиу (Крита). "Очевидно, и боги одеваются так, как их почитатели? - думала девушка. - И не потому ли этот хитрый бог принял облик быка, чтобы отец, узнав от подруг, кто меня похитил, не догадался, где искать?"
Она с силой схватила клок шерсти, надеясь, что под ним скрывается какая-нибудь из знакомых ей одежд. Но шерсть была плотной, и в ладони осталось лишь несколько волосков, золотившихся на солнце. Бык повернул голову, и Европа не уловила в его огромных, светлых от морской синевы глазах ярости. Они стали почти человеческими и напомнили ей глаза юноши-простолюдина, приходившего на берег моря и издали молча смотревшего на нее долгим взглядом.
Вдали показался гористый берег. Бык стал плыть быстрее, словно чувствуя за спиной погоню. Но море опустело: морские твари отстали, не в силах плыть с быком наравне.
"Нет, это не Египет, - думала девушка. - Отец рассказывал, что берег у места впадения Нила в море плоский, как ладонь, поросший во многих местах камышом. - Значит, это остров? Но какой? Мало ли в море, простирающемся до столпов Мелькарта, островов, к которым захотел бы пристать бык?"
Бык выбрался на берег и, дав Европе спуститься, отряхнулся. Ослепленная градом холодных брызг, девушка стала вытирать лицо ладонями, когда же отняла их, то увидела, что на месте быка стоит юноша с узкой, осиной талией и широкими плечами. На голове у него диадема, которую носят только на Кефтиу.
"Бог Кефтиу!" - сообразила она в то мгновение, когда юноша подхватил ее и с быстротой молнии повлек в видневшееся в скалах черное отверстие пещеры... От этого союза Европа родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. (

Валентин Серов в 1907 году путешествовал по Греции, изучая различные памятники античной культуры, и в частности Кносский дворец, вернее его развалины. Во время изучения критской культуры художник заинтересовался ее необычайной мифологией и эпосом.

Существует несколько авторских вариаций картины , однако все они являются весьма далекими от установленных правил и академических норм. Поэтому ее сложно определить в какие-либо стилистические рамки, можно даже сказать, что художник сам того не ведая стал основоположником нового стиля. Отличаются между собой варианты преимущественно по цветовым гаммам.

Картон, темпера. 71×98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Миф о похищении

Сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс узрел великолепную красоту обыкновенной девушки, которая являлась дочерью финикийского царя, и воспылал к ней пламенной любовью. Пойдя на хитрость и приняв облик быка, Зевс обманом заставил Европу сесть к нему на спину и уплыл с ней на остров Крит. Таким образом девушка стала женой верховного бога Олимпа, и у них родилось трое детей.

Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса , однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.

Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти.


Холст, темпера. 138×178 см. Русский музей.

Картина «Похищение Европы»

Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.

На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.


Смысл картины

Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.

Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.

Считается, что Серов создал 6 вариантов картины, также существует несколько набросков более скромных, чем оригинал размеров.

Некоторые из вариантов полотна находятся в Государственной Третьяковской галерее, остальные варианты находятся в Русском и других музеях, а так же в частных коллекциях.

Однажды финикийской царевне, пышно-косой красавице Европе, приснился странный сон. Будто стоит она перед двумя женщинами, каждая из которых отстаивает свое право на нее, Европу. И будто знает девушка, что одну из женщин зовут Азил, которая вскормила и вырастила ее. Но другая, незнакомая чужестранка, утверждает:
— Мне Европа будет подарена самим Зевсом, и я стану называться ее именем! — и притягивает девушку к себе, ласково обнимает.

В смятении проснулась царевна. Но девичьи сомнения быстротечны, особенно когда за окном весна, поют птицы и расцвели цветы. Отправилась Европа с подругами на побережье песни петь и резвиться. Одна из девушек стала срывать благовонные нарциссы, другая — фиалки. А Европа собирала алые розы в позолоченную корзинку, изготовленную самим искусником Гефестом. И так хороши были цветы в чудесной кошнице, что ими залюбовался сам Зевс, а затем обратил внимание и на прекрасную девушку в пурпурном одеянии. Тут же сердце его пронзила стрела шалуна Эрота, сына богини любви Афродиты. Ведь это она послала царевне вещий сон и теперь задумала осуществить его с помощью громовержца.
Вспыхнуло страстью сердце Зевса. Он решил похитить юную красавицу. Но чтобы не напугать ее, а заодно избежать ярости ревнивой супруги Геры, принял он облик чудесного быка. Шерсть его отливала золотом, рога походили на молодую луну, а светлые очи блистали горячей страстью. Девушки приметили в стаде необычное животное, подошла, чтобы получше разглядеть его и погладить. Бык начал ластиться к Европе, склонил перед нею колени. Безбоязненно уселась царевна к нему на спину. Но бык внезапно вскочил и помчался к морю. Вступив в его воды, он поплыл, подобно дельфину. Все дальше оставался родной берег. Дрожащая от страха девушка цеплялась за рога быка, взывала о помощи.
И вдруг из морских волн явился на своей колеснице брат Зевса Посейдон. Широким трезубцем усмирил он волны и указал путь. А рядом с Европой теперь плыли прекрасные нереиды верхом на дельфинах. На двух тритонах, запряженных в золотую раковину, скользила по морской глади сама Афродита, осыпая царевну розами.
Успокоившись, улыбнулась царевна, заслышав, как тритоны бездны играют на длинных трубах из раковин брачные песни. И вообще ей все это так напоминало веселое свадебное шествие! Забыла Европа о покину том доме, о горюющих родителях и подругах.

Наконец вдали показался берег цветущего острова Крит. Сюда, в грот, где сам Зевс рос и мужал, привез он свою возлюбленную и вновь принял человеческий образ. Подарил он молодой жене ожерелье из золота и драгоценных камней.
Спустя положенное время родила Европа троих сыновей — Миноса, Радоманта и Сарпедона. Впоследствии их усыновил критский царь. И дети Зевса стали членами правящей на острове династии.

Легенда о Европе связала зарождение европейской цивилизации с островом Крит. Ее имя приобрело географическое значение. Во времена Гомера Европой называли уже всю Среднюю Грецию. А позднее именем финикийской принцессы стали называть весь материк. Образ Европы волновал воображение многих художников. В Третьяковской галерее висит картина В. Серова «Похищение Европы». На этот сюжет писали свои полотна А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Рембрандт и многие другие.


Изображение Зевса, который похищает Европу, на древнеегипетской ткани, IV—VII век н. э., музей Думбартон-Окс, Вашингтон

Петер Пауль Рубенс. 1630

Рембрандт.1632

Корнелис Шут I. 1640-1642

Франческо Альбани. 1645

Шарль-Жозеф Натуар. 1731

Франсуа Буше.1732-1734


Франческо Дзукарелли.1740-1750

Франсуа Буше. 1747

Французская школа. XVIII век

Себастьяно Конка

Клод Лоррен. 1667

Лука Джордано. 1675-1677

Джованни Доменико Ферретти. 1720-1740

Если верить мифам, могущественному Зевсу не сидится на Олимпе. И он постоянно спускается на землю, чтобы встретиться с приглянувшимися ему нимфами и смертными женами. Честолюбивые земные правители, желая пользоваться уважением своих подданных, сочинили множество историй, будто их бабушек и прабабушек тайно посещал сам Зевс . Наиболее известная из этих историй сделала возлюбленной Зевса прекрасную финикиянку Европу .

Однажды, когда Европа, дочь царя Сидона Агенора, гуляла со своими подругами на берегу моря, играя и собирая цветы, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с рогами, загнутыми в виде полумесяца. Кажется, его привлекли забавы девушек, и он сам готов с ними поиграть. Мирно помахивая хвостом, он подходит к Европе и подставляет ей свою широкую спину. Ничего не подозревая, дева усаживается на спину мирного животного. Но бык внезапно становится бешеным. Его ласковые, любопытные глаза наливаются кровью, и он стремительно бросается в волны. Европе не остается ничего другого, как крепко держаться за рога.

В открытом море, с появлением дельфинов и других морских тварей, поднявшихся со дна, чтобы приветствовать и сопровождать быка, у Европы не осталось ни малейшего сомнения, что облик ее похитителя принял бог. Но какой?

Похищение Европы (резьба по камню)

В отцовском доме она видела множество гостей из заморских стран, посещавших Сидон по торговым делам, и научилась различать по одеждам ассирийца от египтянина, египтянина от ливийца, ливийца от обитателя богатого острова Кефтиу (Крита). «Очевидно, и боги одеваются так, как их почитатели? – думала девушка. – И не потому ли этот хитрый бог принял облик быка, чтобы отец, узнав от подруг, кто меня похитил, не догадался, где искать?»

Она с силой схватила клок шерсти, надеясь, что под ним скрывается какая-нибудь из знакомых ей одежд. Но шерсть была плотной, и в ладони осталось лишь несколько волосков, золотившихся на солнце. Бык повернул голову, и Европа не уловила в его огромных, светлых от морской синевы глазах ярости. Они стали почти человеческими и напомнили ей глаза юноши-простолюдина, приходившего на берег моря и издали молча смотревшего на нее долгим взглядом.

Вдали показался гористый берег. Бык стал плыть быстрее, словно чувствуя за спиной погоню. Но море опустело. Морские твари отстали, не в силах плыть с быком наравне.

«Нет, это не Египет, – думала девушка. – Отец рассказывал, что берег у места впадения Нила в море плоский, как ладонь, поросший во многих местах камышом. Значит, это остров? Но какой? Мало ли в море, простирающемся до столпов Мелькарта, островов, к которым захотел бы пристать бык?»

Бык выбрался на берег и, дав Европе спуститься, отряхнулся. Ослепленная градом холодных брызг, девушка стала вытирать лицо ладонями, когда же отняла их, то увидела, что на месте быка стоит юноша с узкой, осиной талией и широкими плечами. На голове у него диадема, которую носят только на Кефтиу.

«Бог Кефтиу!» – сообразила она в то мгновение, когда юноша подхватил ее и с быстротой молнии повлек в видневшееся в скалах черное отверстие пещеры.

О ненасытности и изобретательности этого критского божка, ставшего верховным богом Олимпа, знали отцы всех дочерей на берегах Внутреннего моря. Какие бы они ни применяли уловки, чтобы уберечь от него своих дев, Зевс все равно добивался своего. Один отец запрятал свою дочь в башню, а окно занавесил такой тонкой решеткой, что через нее не пролететь и комару. А Зевс прошел золотым дождем!

Примечания:

Делос – центральный из Кикладских островов, древнейший центр островного союза.

Легенды часто указывают на место первоначального почитания бога. Многие тексты рядом фактов связывают Зевса с Критом: появление на свет и соединение с Европой, чьи сыновья становятся правителями Крита. И в историческое время на Крите его образ отличался от общепринятого олимпийского облика – он воспринимался в местной традиции как божество умирающей и воскресающей природы, и критяне показывали не только пещеру, где Зевс родился, но и его могилу. Не случайно в мифе о похищении Европы Зевс предстает в облике быка, а в цикле мифов об его сыне Миносе фигурирует полубык-получеловек Минотавр – поклонение богу-быку, супругу богини-матери, как олицетворению производящих сил природы засвидетельствовано на Крите II тысячелетия до н. э. Отголоски той же первоначальной ипостаси земледельческого бога, кроме Крита, сохранились также в Аркадии, с которой традиция, обработанная эллинистическим поэтом Каллимахом, связывала рождение Зевса, и в Додоне, где ему поклонялись как божеству плодородия, супругу Геи, непрерывно ее оплодотворяющему.