Шведские имена и фамилии женские. Шведские имена

Представьте: приходит к вам гость и дарит коробочку. Вы её открываете - а в коробочке череп. На черепе - ваше имя, и сам он такой весёленький, разукрашен цветочками и звёздочками. А в это время ваши детишки вовсю уплетают сахарные гробики и шоколадных мертвецов… В этом нет ничего странного: наверное, ваш гость мексиканец или недавно вернулся из Мексики с целой кучей сувениров.

Смерть приручённая, смерть своя

Крылатые песочные часы в костлявой руке обозначают, что время летит слишком быстро. Вот и смерть пришла

В Европе со смертью не шутят. Это смерть шутит со всеми, пляшет на погостах, скалит зубы и машет костлявыми руками. Смерть в Европе неопрятна, ходит в истлевшем саване или, в лучшем случае, в чёрном балахоне. Она может разъезжать на коне или в телеге, стреляя в людей из лука. Она правит бал, она триумфатор. В руках у Смерти меч, коса, песочные часы, иногда гроб.

В каждой стране смерть представляют по-своему. Влияют на это и традиции, и язык. Так, в Англии и Германии смерть мужского рода - Мрачный Жнец, скелет, всадник, победитель. Он не прочь позаигрывать с красавицей-девицей, но шутки его грубы и холодны. Да и незачем мертвецу думать о делах амурных, у него другие интересы. Он пришёл из страны, где нет ни времени, ни любви, ни радости, ни покаяния - всё это остаётся на земле. Мрачный Жнец приходит внезапно - и скашивает людей, как колосья, вырывает их из привычной жизни, тащит плясать с собой, несмотря на слёзы, мольбы, отчаяние.

В России, Испании, Франции и Италии смерть женского рода. Впрочем, суть всё та же: форма черепа ничуть не смягчается, кости не становятся привлекательнее.

Ужас перед смертью давил на европейскую культуру не всегда. Когда-то смерть была неотъемлемой частью жизни. Всякий родившийся должен вырасти и умереть, это так же нормально, как зима после осени. Человек прощался с домашними, складывал с себя обязанности и засыпал до пробуждения в конце времён. Такую мирную кончину историк Филипп Арьес в своём труде «Человек перед лицом смерти» называет «приручённая смерть».

Всё меняется в XII веке. На могилах появляются эпитафии, заказываются заупокойные мессы, умирающий подробно объясняет, как и где его хоронить. Арьес называет этот период «смерть своя». Благодушие прежних веков подошло к концу, грешные души нуждаются в искуплении. Человек уже не покоится в ожидании воскресения, когда все, кроме отъявленных злодеев, отправятся в рай. Он со смертного одра приходит на неизбежный и справедливый суд к Богу. Есть от чего прийти в панику и заранее умолять о снисхождении, есть от чего просить помощи у живых. Пусть родные и друзья молятся усерднее за того, кто сам молить о милосердии уже не сможет.

Скорбное шествие. Впрочем, скелеты не выглядят печальными

Но настоящий смертный ужас Европа узнала в 1347 году, когда в средиземноморские порты прибыли с Востока заражённые чумой корабли. Эпидемия распространялась с огромной скоростью, люди умирали за считанные дни. Чума двинулась в победное шествие по Европе, а за ней следовали голод, война и смерть - всадники Апокалипсиса не ездят поодиночке. Истощённые люди были бессильны перед болезнью, масштабы бедствия росли. Деревни горели, города не вмещали всех нуждающихся в укрытии. Трупы по много дней валялись непогребёнными - некому было хоронить.

В живописи и словесности того времени царит один сюжет: пляска смерти. Её называли Totentanz в Германии, danse macabre во Франции, danza de la muerte в Испании. Вереницу людей ведут весёлые скелеты, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, из гробов поднимаются всё новые жуткие плясуны в развевающихся саванах. За смертью следуют плачущие дети, женщины, короли, законники, кардиналы и сам папа, уличные музыканты, бродячие торговцы, благородные дамы и рыцари - никто не может избежать участия в мрачном карнавале.

Первые картинки с вереницами плясунов пришли из немецкого города Вюрцбурга в 1350 году и с тех пор кружили по всем странам. Популярность этого сюжета связана с его универсальностью и некоторой садистской справедливостью: ты мог жить богато или бедно, быть красавцем или уродцем, но конец твой неотвратим. Картинки охотно раскупали, ими украшали рукописи, фрески с вереницами плясунов сохранились на зданиях. Иногда рисунки сопровождались стихами: покойники жаловались, что их надежды и мечты пошли прахом, им уже не исправиться, смерть подсекла их косой, и впереди только Страшный Суд. А Смерть либо дула в дудку и колотила в барабан, либо невозмутимо возглавляла процессию. Её посланники-скелеты смиряли сопротивляющихся, вовлекая их в строй.

Не вполне понятно, откуда пошло слово «макабр». Возводят его то к арабскому maqabir (гробы), то к ветхозаветным воинам Маккавеям. Крестоносцы завезли слово или ещё какими путями оно пришло в Европу - уже неважно. Оно прижилось - и понеслись сплошные «данс макабры». Кстати, слово danse в Средние века означало, помимо танца, ещё драку и бойню.

Итак, смерть перестала быть чистой и честной. На смену строгим каменным гробницам и благообразным статуям пришло отвратительное месиво обнажённых тел, вздутых, лопнувших, истекающих сукровицей и гноем, с разверстыми внутренностями, где кишат черви. Такова она, смерть, которой не избегнет никто.

Нельзя сказать, что средневековье прежде не видало трупов. На кладбищах в те времена было людно, тут жили, гуляли, торговали, в том числе собственным телом, и даже пекли хлеб. Никого не смущали груды костей из разрытых могил, тяжёлый запах и трупы, ожидающие погребенья. Но именно во времена чумных пандемий человечество по-новому увидело страшную картину пляшущей и хохочущей смерти - и с тех пор так и не оправилось от шока. Тут уж не до смеха - ты жалок и бессилен перед всесокрушающей поступью Смерти, и куда она поведёт грешников - это уж её дело.

Смерть перевёрнутая

Вот так веселятся скелеты

Войны и катаклизмы ХХ века научили человека новому отношению к смерти. По выражению Арьеса, человечество вступило в новую фазу - «Смерть перевёрнутая», смерть, которую прячут, словно бы стыдясь. Ещё в XIX веке смерть была делом социальным, публичным, сопровождалась тщательно прописанными ритуалами типа посещения умирающего, похорон, поминок, траура. Теперь же общество старается скрыть факт смерти. Как пишет Арьес, «смерть больше не вносит в ритм жизни общества паузу. Человек исчезает мгновенно. В городах всё происходит так, словно никто больше не умирает».

Общество не желает помнить о смерти, она - грубая, грязная, безобразная и физиологичная - скрыта. Это проявляется даже на языковом уровне. Интересно, что в русском языке слова «покойник» и «мертвец» относятся к категории одушевлённых, а более новое слово «труп» - нет. Язык ставит чёткую границу: труп - это не «кто», даже не «бывший кто». Труп - это «что», это вещь. К жизни он не имеет никакого отношения. Смерть становится неприличной темой, как до недавнего прошлого - секс. Мир Запада отказывается иметь перед глазами назойливое свидетельство того, что все смертны. Если кончина известного человека хоть как-то удостаивается внимания общественности, то смерть обывателя касается лишь его родственников, коллег и знакомых, а соседи по подъезду могут и не узнать, что жилец 25-й квартиры переселился в мир иной. Носить траур уже не принято, избыточно предаваться скорби - тоже. Смерть в XIV веке бросалась в глаза, хватала людей за подол, напоминая о себе. Смерть в ХХ–ХХI веках решительно изгоняется из домов. Всё больше народу умирает не в своей постели, а в больницах и домах престарелых.

При этом мы живём в мире, где смерть повсюду. В кино и играх мы встречаем самые жуткие её облики - куда там средневековью против современных «живых мертвецов». Оживший труп - это враг, он приходит, чтобы убить тебя, ну или хотя бы внести разлад и хаос в нормальное течение жизни. Но реальной смерти при этом как будто не видно. Она спрятана, стёрта, табуирована. Её убрали, выгнали, как пытались выгонять из городов в Средние века, сжигая чучело Смерти.

Даже вспоминая о трагических страницах истории - например, о Великой Отечественной войне, - на первый план выносят подвиги героев. О жертвах войны говорят редко, среди радостного праздника предаваться скорби как-то неловко. Смерть как бы остаётся за кадром. Этому способствуют и её масштабы - человеку просто не под силу осмыслить чудовищность потерь, а раз так, то и осмыслять нечего. Это не политика, а недопущение смерти в свой мир. Её смакуют в фильмах, играх, книгах - где угодно, но вне обыденности.

Наши любимые мертвецы

Афиша праздника мёртвых. Ни намёка, что будет грустно

Мексика - не Европа. Это другое духовное пространство из совсем иного мира. И хотя мексиканцы говорят по-испански, культура Мексики питается не от испанских корней. Европа тут словно бы и ни при чём: перед нами Мезоамерика. Стоит ли удивляться, что мы настолько не схожи?

Все, кто был в Мексике или знаком с мексиканцами, в один голос говорят: это очень весёлый и открытый народ. Несколько непунктуальный, шумный, яркий. Но при этом мексиканец может быть очень чопорным, особенно с иностранцем. Мексиканцы страстно преданы семье, мать для мексиканца - святое. Привилегированным классом в Мексике считаются дети - с точки зрения европейца они здесь очень избалованы. Детей в семьях много - это католическая страна, где аборты и гормональная контрацепция запрещены. Жизнь в Мексике привольная, радушная, в Международном индексе счастья Мексика находится на 23-м месте (для справки: Россия, увы, на 172-м).

При этом смерть в Мексике не постыдная семейная проблема, не болезнь, которую прячут от посторонних глаз. Филологи насчитали в мексиканском испанском 20 000 слов и выражений, обозначающих смерть. Со смертью мексиканец давно свыкся, идея смерти накрепко прописана в языковой картине его мира, и никакого дискомфорта он по этому поводу не испытывает.

Смерть прекрасна и разнообразна (Larry Lamsa / Flickr | CC BY)

Особенно это видно во время традиционного мексиканского праздника - Дня мёртвых (Dia de los Muertos). 1 и 2 ноября вся Мексика расцветает и вскипает бесчисленными процессиями, жутковатыми и едва ли не шокирующими на вкус заезжего гринго. Красотки в пышных платьях кокетливо выглядывают из-под огромных шляп; всюду рассыпаны ярко-оранжевые цветы - бархатцы (да-да, они родом из Мексики); продают лакомства; играет музыка; прямо на мостовых создаются чудесные насыпные картины из фасоли, крашеного песка, цветных опилок, гороха и соли. Столики уличных торговцев буквально ломятся от сластей, сувениров и разнообразной праздничной символики. Продаётся всё, что только может понадобиться на весёлом карнавале. Горят свечи - целые вереницы свечей. Гуляют нарядные дамы и щеголеватые кабальеро. Всё это посвящено мертвецам. Лица красоток загримированы: белые, с чёрными впадинами вокруг глаз. Сласти тоже весьма характерны - сахарные черепа, сладкие гробики из цветной помадки и могилки с марципановыми цветочками и червячками, особый круглый «хлеб мёртвых». А музыканты - весёлые скелеты в национальной одежде. И все хохочут, веселятся, лакомятся, танцуют. А что до бархатцев - то это признанные цветы мёртвых: их высаживают на кладбищах, ими украшают памятные алтари в честь умерших членов семьи. Интересно, думают ли об этом наши садовники, высаживая их где попало?..

Ну и что? Наши петушки на палочке тоже могут показаться странными (Razi Marysol Machay / Flickr / CC BY)

Первый день этого праздника, 1 ноября, - День Ангелочков. Поминают мёртвых детей. Для нас словосочетание «мёртвый ребёнок» буквально кричит, это что-то кощунственное, неправильное, невозможная трагедия. А в Мексике города и села в этот день засыпают игрушками, сластями, одеждой-обувью - всем, что может порадовать малыша (мы же помним: радовать детей в Мексике умеют). День Ангелочков - это и вправду праздник для детей, и не так уж важно, на том или на этом свете они пребывают. Что с того, что эти дети умерли? Им тоже полагаются вкусности и маленькие детские радости. А на следующий день приходит черёд взрослых - и тут карнавал бушует вовсю.

Надо сказать, что в Мексике отношение к смерти не просто будничное. Мексиканец с ней запанибрата. Его можно понять - он слишком часто с ней сталкивался в прошлом, он сделан из другого теста, его не пугает скелет, стучащий в окошко. Мексиканцы, народ приветливый и вежливый, скорее всего, спросят, чем они могут помочь уважаемому костлявому кабальеро. Ну или спровадят гостя восвояси, если тот окажется слишком уж назойлив.

Типичная для Мексики картина. То есть для Мексики в самом начале ноября Miguel Tejada-Flores / Flickr / CC BY)

В городе Гуанахуато, например, есть музей мумий. Вход в него недорогой - около 50 песо. История этого музея показательна: в XIX веке власти города ввели налог на захоронения. Власти можно понять: в это время в Мексике шла ожесточённая гражданская война, мятежников массово расстреливали. Умирали люди и от голода, и от болезней. Место на кладбище стоило дорого, и старые заброшенные могилы огорчали городское руководство. Родственники умерших, конечно, в эти времена существенно пополнили казну города, но, как всегда, нашлись злостные неплательщики. Часть мертвецов оказалась не востребована, а за кого-то родня не пожелала платить. Так что отцы города распорядились очистить кладбище от должников и передать их могилы платёжеспособным мертвецам. И тут выяснилась интересная деталь. Вместо праха, остатков костей и волос на поверхность из могил подняли почти нетленные останки. Поверить, что все эти люди при жизни поголовно были святыми, горожане не могли. А уничтожать отлично сохранившиеся трупы рука ни у кого не поднялась. Их просто сложили в помещение при кладбище, и туда, прознав про это чудо, потянулись любопытные. За несколько песо зевак стали пускать осмотреть коллекцию и насладиться необычным зрелищем. Так родился музей мумий, одна из видных городских достопримечательностей.

Фото может показаться шокирующим

Гуанахуатский музей мумий. Покой этих людей был недолгим (Russ Bowling / Flickr / CC BY)

Разгадка чуда оказалась проста: химический состав почвы Гуанахуато и особенности местного климата способствовали мумификации покойников. Не разлагались даже одежда и обувь. Налог на похороны действовал почти 100 лет, с 1865 по 1958 год, и за это время в коллекции музея собралось 111 мумий. Здесь есть дети, люди, умершие насильственной смертью, есть даже одна женщина, похороненная заживо во время летаргического сна, и одна беременная. Она умерла на позднем сроке, и её нерожденный ребёнок стал самой маленькой мумией в мире - он выставлен в одной витрине с мамой. Дети одеты в свои лучшие одежды, по моде сентиментального XIX века: девочки - в белых платьицах, мальчики - в костюмчиках. Их тоже называют «Ангелочками», и мексиканцы считают, что малыши выглядят очень трогательно. Там же на стенах развешаны фотографии: члены семьи фотографировались со своими покойниками. На снимках братья и сёстры окружают мёртвого младенчика. Что делать, жизнь такова. Никто не падает в обморок перед входом в этот музей. Ну мумии, ну мёртвые… Все там будем.

Не стоит искать в этом ожесточение души, цинизм, пренебрежение к смерти. Уникальность мексиканского подхода в том, что, несмотря на горечь разлуки с дорогим и любимым существом, несмотря на скорбь, которую испытывает каждый человек, смерть не считается чем-то конечным, навсегда отрезающим покойного от живых. Семья любит своего мёртвого брата, сына, отца так же, как любила его живым. Удивительным образом для мексиканцев не существует ужаса и позора «перевёрнутой смерти». Покойный остаётся родственником, а не врагом, не кошмарным выходцем с того света.

Свечи, бархатцы, фрукты, сахарные черепа и фотография покойного родственника - типично мексиканский натюрморт. Наша традиционная поминальная рюмка водки, накрытая хлебушком, кажется особенно аскетичной на фоне этого буйства красок (Ute / Flickr / CC BY)

Так как же не устроить праздник родным, как не порадовать их вкусной едой, цветами и подарками, алтарём, на котором лежат их тщательно сохранённые любимые вещи? Как не провести дорожку из свечей от кладбища до дома, чтобы они не заблудились? Так же почитают мексиканцы и тех, кем они по праву гордятся. Великие мексиканские художники Фрида Кало и Диего Ривера - почётные гости на празднике мёртвых. Да и не только они. Порой здесь можно встретить самых неожиданных гостей.

Королева бала

Самая шикарная и обворожительная дама на мексиканском карнавале мёртвых - Катрина Калавера. Катрина вовсе не производное от Екатерины. В переводе с испанского её имя означает «Череп-щеголиха». Катрина - хозяйка бала мёртвых, её изображения так распространены, что стали одной из визитных карточек Мексики.

Весёлая красотка в затейливой шляпе - воплощение праздника смерти

Происхождение Катрины самое будничное: в 1913 году гравер и художник Хосе Гваделупе Посада вырезал гравюру с весёлой нарядной дамой-скелетом. Незатейливая картинка свела с ума Мексику, образ щеголихи Калаверы попал в самую точку. Позже великий Диего Ривера (самый известный художник Мексики после Фриды Кало) увековечил Катрину на своём полотне «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». А в недавнем мультфильме Гильермо Дель Торо «Книга Жизни» именно нарядная Катрина Калавера управляет страной мёртвых.

Жертвы великому солнцу

Это, конечно, имитация. Но в Средние века головы были настоящими

Если посмотреть повнимательнее, то мы увидим: начало ноября практически во всём католическом мире - время памяти об умерших, и здесь католическая Мексика не выделяется среди прочих стран. Но именно Мексика поминает своих мертвецов настолько уникальным способом, что в 2003 году ЮНЕСКО включило его в список нематериального культурного наследия человечества. Это вам не превращённый в детский утренник Хэллоуин с его традиционными ведьмами и тыквами. Но это и не кельтский Самайн - когда накануне зимы мир мёртвых проносится через мир живых, и не дай бог оказаться у него на пути. На самом деле этот день не имеет отношения к христианству - он намного древнее, чем первый миссионер на мексиканской земле, - и к европейской мифологии (в самом деле, с чего бы?). Только под влиянием церкви День Мёртвых перенесли на 1 ноября, как и во всём католическом мире.

Изначально праздник отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, с 24 июля по 12 августа. Смерть сопровождала ацтеков постоянно, поэтому с ней надо было поддерживать хорошие отношения. Праздники продолжались весь месяц, сопровождались играми, множеством ритуалов и, конечно, жертвоприношениями. Кровь была необходима богам, чтобы двигаться дальше; таким образом, жертва поддерживала жизнь Вселенной. В жертву приносили животных, птиц, насекомых. Иногда ацтек добровольно жертвовал богам свою кровь, нанося себе раны, или свои страдания, уязвляя тело шипами.

Но высшей формой жертвоприношения было человеческое. Кожу жертвы красили синим мелом. На верхней площадке огромной пирамиды располагалась каменная плита, на которую укладывали жертву, и начинался ритуал. Живот жертвы разрезали ритуальным ножом из обсидиана (грудную клетку сложно вскрыть каменным ножом, а мягкие ткани живота - вполне), после чего жрец погружал руки внутрь ещё живого человека, вынимал его сердце и показывал Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу. Череп, отполированный до блеска, занимал своё место в цомпантле - «башне черепов».

В жертву могли приносить и другими способами: пытать до смерти, топить, расстреливать. Всё зависело от того, кому из богов предназначалась энергетическая помощь. Правда, учёные не могут поверить в заявленный размах этих обрядов: очевидно, число жертв завышали ради пропаганды. Но даже если их были не сотни тысяч, а тысячи, кровавые обряды не становятся менее кошмарными.

В жертву обычно приносили военнопленных, но случалось, что ацтек предлагал себя в жертву добровольно. Как это объяснить? Лучшее посмертие в суровом мире ацтеков ожидало воина, павшего на поле брани, и человека, который окончил жизнь на алтаре под ножом жреца. Ещё бы, ведь его кровью напитались боги! Даже враг, принесённый в жертву, на равных входил в это боевое братство.

В Восточном Раю, в Доме Солнца, эти счастливцы жили в садах, наполненных цветами, состязаясь друг с другом в силе и ловкости. На них была возложена почётная обязанность: они сопровождали Солнце в его пути по небу, от рассвета и до середины пути, несли его на носилках из драгоценных перьев птицы кетцаль. В зените их встречали женщины, умершие при родах. Они окружались не меньшим почтением, чем жертвы и воины. Женщины эти жили в Западном Раю, в Доме Зерна, и сопровождали Солнце от середины пути до горизонта. Там Солнце отправлялось в подземный мир, а на следующий день всё повторялось. Таких женщин называли сиуапипилътин. Их изображали с черепом вместо головы и с когтями на руках и ногах. Прядь волос и средний палец левой руки женщины, умершей при родах, делали воина непобедимым - достаточно было прикрепить их к щиту.

Южный Рай находился под юрисдикцией бога дождя, грома, воды и сельского хозяйства. Бога звали Тлалок, а его страну - Тлалокан. Он забирал к себе убитых молнией, утопленников, самоубийц, а также умерших от водянки, ревматизма или проказы. Ему приносили в жертву рабов и детей, которых для этого топили. Южный Рай был страной вечной весны. Там всегда цвели цветы, там всегда можно было есть досыта, что при жизни удавалось далеко не всем. Судя по сохранившимся кодексам, души в Тлалокане веселились и предавались развлечениям: плавали в реке, ловили бабочек и пели песни.

На мексиканском карнавале богиня Миктлансиуатль вполне сошла бы за свою

Души возвращались на землю через четыре года. Они могли стать колибри или яркими бабочками. Те же, кто не умер героической смертью и не попал в руки Тлалока, обречены были отправляться на Север, в Миктлан, где их ждали Миктлантекутли (Хозяин Миктлана) и его супруга Миктлансиуатль с лицом-черепом и в юбке из гремучих змей. Дорога в Миктлан занимала четыре дня, была трудна и опасна, да и жить в Северной Преисподней было далеко не так весело и почётно, как в Домах Солнца и Зерна и в Тлалокане. Души в Миктлане проводили дни в отчаянии, скуке, холоде и голоде. В течение четырёх лет в праздник Мёртвых душам приносились дары: табак, куропатки, благовония, лепёшки - всё, что могло бы их порадовать и поддержать. Через четыре года душа должна была окончательно упокоиться в Миктлане - и жертвоприношения прекращались.

Когда испанские солдаты Кортеса увидели статуи богов и осознали, как именно поклоняются этим чудовищам, то признали их дьяволами, чем глубоко оскорбили ацтекского правителя Монтесуму. В 2006 году на раскопках в селении Текуак, недалеко от Мехико, были найдены кости одного из последних ацтекских массовых жертвоприношений - 550 человек из каравана Кортеса. В караван входили как конкистадоры, так и дружественные им индейцы, в том числе женщины и дети. Их приносили в жертву, вспарывая грудную клетку и вырывая сердце (по крайней мере, именно такие повреждения были у найденных скелетов). При этом на оставшихся костях есть следы зубов и ножей. Эти находки - ещё одно подтверждение, что ацтеки практиковали ритуальный каннибализм.

Смерть не остановила лучадора Хуана из игры Guacamelee! - он сам упокоил немало живых мертвецов, чтобы спасти дочь Эль Президенте

Да, белым людям, пришедшим из-за моря, приведшим с собой страшных невиданных животных - собак и лошадей, - многое в размеренной и упорядоченной жизни ацтеков могло показаться невыносимым и отвратительным. Два мира оказались столь несхожими, что на полюбовное согласие рассчитывать не приходилось. На стороне конкистадоров были ружья, пули, пушки и невиданная пассионарность. Победа осталась за ними. Но через несколько веков в огромном плавильном котле, именуемом Мексикой, образовалась новая культура, соединившая ацтеков и европейцев.

Святая Смерть неизменно находит своих поклонников

Культ Святой Смерти (Санта-Муэрте) в последнее время набирает популярность как в Мексике, так и за её пределами. В этом образе слились Дева Мария Гваделупская, покровительница Мексики и всей Латинской Америки, и древние ацтекские божества мёртвых - персонификации Смерти, помогающей живым. Католическая церковь этот культ не одобряет: поклонников Санта Муэрте обвиняют в чёрной магии или причисляют к сатанистам. Сами же они считают себя добрыми христианами: разве может Святая Смерть нарушить волю Господа, её создавшего?

Культ зародился в середине ХХ века в самых тёмных низах общества. К Святой Смерти обращаются с теми просьбами, с которыми не пойдёшь в церковь. В самом деле, неловко просить Деву Марию об устранении конкурента, благополучной продаже партии наркотиков или успехе в работе на панели. А Святая Смерть поможет: ей не привыкать, для неё все равны - и проститутка, и наркобарон, и подросток-оборванец, удравший из дома. Святая Смерть не спросит, как тебе не стыдно просить о таких нехороших вещах. Святая Смерть не поставит никаких условий, не потребует от тебя исправиться. У Святой Смерти множество имён - от Тощей до Невесты. Подарить ей можно что угодно - яблоко, конфеты, пулю, деньги или сигары. Любая жертва будет милостиво принята. По всей Латинской Америке можно встретить фигурку скелета в просторном одеянии. В руках у скелета глобус, песочные часы или коса. Наряд Святой Смерти может быть самых разных цветов - в зависимости от того, что ты просишь.

(Maurice Marcellin / Wikimedia | CC BY)

Святая Смерть неприхотлива. Только не надо с ней ссориться - и всё будет отлично

Традиционный цвет накидки - белый, ведь самые популярные имена Святой Смерти - Белая Девочка и Белая Сестра. Но накидка может быть и красной, и золотой, и зелёной - в зависимости от просьбы, с которой пришёл почитатель. Медальоны с изображением Святой Смерти, картинки, специальные листочки с молитвами и самое главное - цветные обетные свечи - продаются повсюду. Обетные свечи покупают особенно охотно: они бывают любого размера, на них может быть написана просьба к Крёстной (ещё одно имя Святой Смерти), а может быть украшение из черепов. Самая распространённая свеча - белая, это угодная жертва Белой Девочке, она означает чистоту, обещание, защиту и покровительство. В проведении публичных ритуалов белые свечи используют чаще всего. Ну а для каждого конкретного случая пользуются особенными свечами. Символика цветов, как правило, понятна, но опытный продавец всегда даст подсказку начинающему адепту. Если надо помочь в делах сердечных, свечи для Сантиссимы (так её тоже называют) выбирают цвета крови - чем красней, тем лучше. Фиолетовые (лавандовые) свечи помогают исцелиться, свечи кофейного цвета служат для обретения нового знания (их используют студенты, желающие преуспеть во время экзамена). Зелёный уладит проблемы с законом, восстановит справедливость, золотой или жёлтый принесёт финансовое благополучие, а чёрный поможет в трудных жизненных ситуациях, особенно таких, что относятся к «тёмной стороне» культа. Сантиссима в радужной накидке - её ещё называют «Санта Муэрте Семи Королевств» - означает «хочу всё сразу». В радужной свече отражены все аспекты - и любовь, и справедливость, и исцеление, и богатство. Но семицветная свеча, кроме того, зачастую носит название «На погибель моим врагам» - и это очень сильное колдовство. На время Чемпионатов мира по футболу Святую Смерть наряжают в зелёный, белый и красный - цвета мексиканского флага, а в руки ей вкладывают футбольный мяч: пусть Белая Девочка принесёт удачу сборной.

Алтарь для Святой Смерти делается очень просто: в середине ставят фигурку Санта Муэрте, вокруг раскладывают дары для неё, зажигают свечи нужных цветов - и готово, можно приступать. Впрочем, стоит помнить: Санта Муэрте ревнива, ничьих изображений, кроме её собственного, рядом быть не должно. Ну разве что икона апостола Иуды Фаддея, которому молятся во всех сложных случаях, - он тоже крайне популярен в Мексике.

Статуэтки Санта Муэрте - от крохотных, в ладонь величиной, и до огромных, которые и не поднимешь, - продаются в «недобрых» кварталах практически везде. Ведь чем хуже живётся, тем больше нужна надежда. И Святая Смерть охотно выручает своих почитателей.

* * *

Поэт, писатель, нобелевский лауреат Октавио Пас недаром писал: «Слово “смерть” непроизносимо в НьюЙорке, Париже, Лондоне; оно обжигает губы. А мексиканец со смертью знаком близко; он шутит о ней, ласкает её, прославляет, спит с ней; это одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей». Современные мексиканцы - наследники испанских конкистадоров и индейцев. Их отношение к смерти, шокирующее европейцев, во многом обусловлено слиянием воззрений ацтеков и католиков. Весёлый праздник мёртвых с его особым хлебом и дорожками из свечей, «скелетные святые», помогающие живым изза незримой черты во всех делах, не различая доброго и недоброго, обетные свечи на алтаре и молитвы к Святой Смерти, прямо повторяющие формы католических новенн (молитв, читающихся в течение девяти дней подряд), - всё это очень похоже на обрядовую сторону католического христианства, по крайней мере, на его «народную» разновидность. Но ведь и у нас, навещая мёртвых в урочные дни Радоницы, православные христиане оставляют на могилах не только цветы, но и крашеные яйца, конфеты, различную снедь, чтобы побаловать своих покойников. В России память о дохристианских богах забылась, стёрлась, а в Мексике - жива. И ацтекские боги до сих пор нет-нет, да и промелькнут на общем празднике жизни, то есть смерти.

Что и говорить - смерть для мексиканцев и вправду своя. Не приручённая, не спрятанная за семью засовами, не конец всех путей - но родная, привычная, как порог собственного дома. Там, где мы скажем «я - тёртый калач», мексиканец улыбнётся: «Я уже умирал и теперь знаю, что такое вечность».

Существует одна таинственная и древняя традиция, внесенная ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества и вдохновившая многих художников, историков и антропологов, наблюдавших ее. Это День мертвых в Мексике. Узнайте больше об этой волшебной дате, а также о том, где лучше всего встретить этот праздник.

Истоки Дня мертвых восходят к доиспанским временам. В древних мексиканских культурах ацтеков, майя, пурепепеча и тотонака идеи жизни и смерти всегда были взаимосвязаны, одна не могла существовать без другой. Исходя из этого возникло множество обычаев.

Например, индейские народы сохраняли черепа умерших и использовали их в своих церемониях как символы смерти и перерождения. Смерть присутствовала во всех формах самовыражения и эта традиция сохранилась до сих пор.

Во времена ацтеков праздник отмечали на протяжении месяца в августе. Богиня Миктлансиуатль была королевой мертвых, аналогом нынешней Катрины (женского скелета, олицетворяющего смерть). Фестиваль был посвящен памяти ушедших родственников и детей.

Когда в XVI веке сюда прибыли испанские конкистадоры, они отнеслись к празднику с уважением, но перенесли ее на начало ноября, что совпадало с католическим Днем Всех Святых.

День Всех Святых наступает сразу после Хеллоуина, празднества, произошедшего от кельтского Самайна, также связанного с мертвыми. Таким образом, испанские евангелисты объединили все эти традиции, из которых и получился современный День мертвых.


Тем не менее празднования в разных регионах страны отличаются друг от друга. Поскольку Мексика — мультикультурное государство, то каждый город, народность и социальная группа добавляет ко Дню мертвых собственные элементы. Именно поэтому его нельзя назвать единым католическим праздником, это скорее результат смешения европейской и коренных культур, которых на территории страны неисчислимое множество.

Согласно верованиям, души детей возвращаются в наш мир 1 ноября, но основные празднования проходят на следующий день, когда приходят души взрослых. Ранним утром семьи идут на кладбища, чтоб украсить могилы родственников поразительными алтарями, которые, по преданиям, помогают душам вернуться на верный путь.

Алтари и могилы украшают свечами и цветами календулы, чтоб души не блуждали в темноте. Также мексиканцы приносят предметы, связанные с покойными: любимые игрушки детей, картины, любимые блюда, напитки, цветы и т. п.

Зачастую на алтаре можно найти сахарные черепа с именами умерших и традиционный “хлеб мертвых”, который сделан из сладкого теста с полосками, символизирующими кости. Многие семье также устанавливают алтари дома и там чествуют своих покойных близких.

Кроме того, мексиканцы пишут стихи-калаверы, в которых Катрина высмеивает живых, отмечая их недостатки, и обрекает их на смерть. Каждый год в газетах печатают стихи, посвященные политикам и прочим знаменитостям.

В целом отношение к смерти в Мексике многогранно. Она торжественна и празднична, и несмотря на многочисленные шутки, к смерти относятся с уважением и религиозным почтением. Все это можно увидеть во время Дня мертвых.


В Мехико праздник принято отмечать с размахом, и лучше всего делать это в Сан-Андрес-Мишкик или Сочимилько. Первый — это маленький и древний городок к югу от столицы. На местное кладбище 1 и 2 ноября съезжаются тысячи людей со свечами, цветами, сахарными черепами и вкусной едой. Для поднятия настроения с ними приезжают и марьячи. Мексиканцы открывают двери домов, чтоб души умерших могли проникнуть в помещение и утешиться алтарями в свою честь.

В Сочимилько проходит прекрасное представление, насладиться которым можно с борта традиционной деревянной лодки трахинеры.

Вечером нужно проплыть по каналам к маленькому острову, на котором играют популярную мексиканскую легенду про Плакальщицу. По пути вы увидите, что дворики домов украшены свечами и яркими алтарями, и услышите ароматы цветов и “хлеба мертвых.


Помимо прочего, алтарями украшены улицы, площади, музеи и церкви. В это время проходит множество конкурсов на лучший алтарь и разного рода выступлений. В начале ноября всю Мексику заполоняют Катрины, цветы календулы, разноцветные флажки, черепа, скелеты и прочие предметы, связанные с праздником.

И это лишь несколько причин, по которым не стоит пропускать древнее празднество в столице Мексики. Это один из самых сюрреалистических фестивалей мира, самый оживленный праздник смерти не нужно пытаться представить, его стоит видеть.

А вы бывали когда-нибудь на дне мертвых в Мексике? Расскажите об этом в комментариях к статье.

И подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропустить следующую интересную статью.

ДРУГИЕ СТРАНЫ (выбрать из списка) Австралия Австрия Англия Армения Бельгия Болгария Венгрия Германия Голландия Дания Ирландия Исландия Испания Италия Канада Латвия Литва Новая Зеландия Норвегия Польша Россия (Белгородская обл.) Россия (Москва) Россия (сводное по регионам) Северная Ирландия Сербия Словения США Турция Украина Уэльс Финляндия Франция Чехия Швейцария Швеция Шотландия Эстония

выберите страну и нажмите на неё – откроется страница со списками популярных имен


Швеция, 2014

ВЫБРАТЬ ГОД 2014 2008–2010

Государство в Северной Европе. Находится на Скандинавском полуострове. Столица – Стокгольм. Население – 9 828 655 (2015 г.). Граничит с Норвегией и Финляндией. В этнической структуре преобладают шведы (85%). Живут также саамы, финны и др. Официальный язык – шведский. Также представлены саамский, меянкиели, финский, цыганский, идиш и др. Религиозный состав: лютеране (82%), католики, православные и баптисты. Часть саами исповедуют анимизм. Живут также иммигранты-мусульмане.


В Швеции обработка статистики имен находится в компетенции Центрального статистического бюро – Statistiska centralbyrån (SCB). На его сайте размещены разнообразные материалы по именам и фамилиям в стране. При этом данные в шведской и английской версиях сайта полностью дублируют друг друга. Вся антропонимическая информация может быть условно разделена на три группы: имена всего населения страны; имена новорожденных по годам (с 2002 г.); фамилии (100 самых распространенных в Швеции).


Имена всего населения делятся на данные при рождении (given names) и обычно используемые (normally used names). Так как при рождении в Швеции ребенку нередко дают больше одного имени, то частотность имен из группы given names зачастую бывает выше. Например, самые частые given names в 2014 г. – мужское Karl (337 793 носителя) и женское Maria (447 393). Среди же обычно используемых имен они встречаются реже – Karl у 72 062, Maria у 83 861. Лидеры среди normally used names на 31.12.2014 Lars (93 993) и Anna (107 210).


В отдельной таблице представлен топ-10 имен девяти десятилетий, начиная с 1920-х гг. Эти данные наглядно показывают изменения тенденций в развитии выбора имен.

Ценнейшим материалом являются сводные алфавитные списки имен, которыми называли больше 10 детей. В них обобщены сведения с 1998 г. по текущий год и показывается, сколько раз то или иное имя выбиралось в течение каждого года периода.


К ожидаемым материалам относятся списки топ-100 имен года. Они размещаются на сайте строго в соответствии с заявленной датой. Так, был анонс об их появлении 20 января, и они появились именно 20 января. В топ-100 имена даны двумя списками – по убывающим частотам и по алфавиту. Рядом с каждым именем показано, сколько раз его давали в предыдущем году и какое место оно тогда занимало.


Отдельно на сайте приведены имена из топ-100, чья популярность в текущем году по сравнению с предыдущим росла или падала. При этом показано, на сколько процентов и на сколько раз каждое из рассматриваемых имен давали чаще/реже.


Есть также раздел с интерактивной формой How many are named...? Введя имя, можно узнать, сколько человек его в Швеции носит. Я не удержался, чтобы узнать число своих тезок. Их на 31.12.2014 г. оказалось 174, для 50 оно – основное имя. Есть в Швеции и Владимиры (причем один Vladimir – женщина), и Дмитрии. Даже Ленины (43 мужчины) и Сталины (18 мужчин) и одна женщина Сталина.


Предлагаю ознакомиться с наиболее свежими данными по 20 самым частым именам новорожденных. Более подробные сведения смотрите на сайте SCB (ссылку см. внизу страницы).

Топ-20 имен новорожденных мальчиков


Место Имя Частотность
1 Lucas 860
2 William 851
3 Oscar 805
4 Oliver 754
5 Liam 728
6 Elias 721
7 Hugo 696
8 Vincent 641
9 Charlie 634
10 Alexander 630
11 Axel 594
12 Ludvig 580
13 Elliot 566
13 Noah 566
15 Leo 565
16 Viktor 562
17 Filip 553
18 Arvid 551
19 Alfred 549
20 Nils 518

Топ-20 имен новорожденных девочек


Место Имя Частотность
1 Elsa 850
2 Alice 806
3 Maja 732
4 Agnes 673
5 Lilly 646
6 Olivia 626
7 Julia 610
8 Ebba 603
9 Linnea 594
10 Molly 579
11 Ella 578
12 Wilma 576
13 Klara 572
14 Stella 552
15 Freja 544
16 Alicia 540
17 Alva 534
18 Alma 533
19 Isabelle 525
20 Ellen 519

Шведские имена звучат особенно мелодично и благозвучно. Они необычны для славянского уха, но от этого не становятся менее привлекательными. Мало кто знает, но жители Швеции не могут называть детей, руководствуясь своим желанием. Согласно законодательству этой её граждане имеют право нарекать новорожденных только официально зарегистрированными именами. Таких в государстве насчитывается около одной тысячи. Список достаточно велик, поэтому выбрать есть из чего. Но если родители желают назвать своего ребёнка каким-либо экзотическим именем, не входящим в перечень зарегистрированных, тогда им необходимо получить на это разрешение в судебном порядке.

Шведские имена для семьи короля

По традиции, в Швеции детей нарекают двойными или тройными именами. Но и это ещё не предел. Практически все представители шведской королевской семьи носят длинные имена, состоящие из четырёх частей. К примеру, монарха этого государства нарекли при рождении Фолке Хубертусом. Полные имена его детей звучат не менее необычно. Шведских принцесс зовут Виктория Ингрид Элис Дезире и Мадлен Терез Амели Йозефина, а принца — Карл Филипп Эдмунд Бертиль.

Особенности шведских имён

Главным у шведов является первое имя. Его выбирают с особым трепетом. Вторые и последующие имена часто даются в честь родственников по материнской или отцовской линии. В этом проявляется почитание скандинавами своих предков.

Все шведские имена подбираются очень тщательно. Они должны не только красиво звучать, но и иметь хорошую трактовку. Многие имена в Швеции ассоциируются с властью, силой, отвагой, победой. Они возникли во времена воинственных викингов, проводивших практически всю свою жизнь в бесконечных битвах. Кроме этого, часть имён связана с религией и природой.

Как называют сегодня шведских детей?

Как и в любой другой стране, в Швеции существует свой перечень распространённых имён. В последние годы для мальчиков выбирают такие имена, как: Карл (значение — свободный человек, мужчина), Эрик (вечный правитель), Ларс (награждённый лавром), Андерс (мужественный), Йоханнес (Яхве милостив), Улаф (предок), Нильс (победитель народов). Не менее модно, если ребёнка зовут Магнус (большой), Ульрик (могущественный, богатый), Рудольф (славный волк), Эмиль (соперник), Микаэль (похожий на Бога), Пер (камень). Самые популярные двойные шведские имена мужские выглядят следующим образом: Ян-Эрик, Ларс-Эрик, Пер-Улаф, Карл-Эрик, Ян-Улаф и Свен-Эрик.

Лучшими сегодня считаются Элис (благородный род), Бригитта (сильная), Анна (благодатная), Эмма (огромная), Мария (желанная), Линнея (произошло от названия цветка), Кристина (сторонница Христа). Не сдают своих позиций Хельге (священная), Ингеборга (находящаяся под защитой бога плодородия Ингвио), Маргаретта (жемчужина), Ульрика (могущественная), Юлия (кудрявая), Катарина (чистая), Элисабет (почитающая Бога), Эва (дышащая, живая). Модные двойные шведские женские имена — это и Бритт-Мария. Такие сочетания считаются у скандинавов самыми благоприятными.

Шведские родители с особой ответственностью выбирают имя для своего ребёнка. Они уверены: если малыша назвать правильно, его судьба сложится удачно. По этой причине у шведов никогда не имеют отрицательной трактовки.

Шведские имена и фамилии указывают, в числе других признаков, на идентитет шведов. Традиционные шведские имена, а особенно, фамилии подчеркивают тесную связь человека с окружающей природой.

Имена шведов мелодичны, наполнены смыслом, имеют многовековую традицию, прекрасно адаптированы к шведскому языку.

Традиционные мужские шведские имена

Некоторые шведские мужские имена, имеющие многовековую историю
Имя Значение Первое упоминание/популярно
Amund/ Амунд острый, незащищенный
1361
Arvid/ Арвид дерево, лес 17 -18 века
Ask/ Аск (Аскер) копьё
1000 г
Björn/ Бьёрн
медведь 1000 г
Bore/ Боре
северный ветер 1000 г
Gunnar/ Гуннар
воин 800 г

Традиционные женские шведские имена

Примеры шведских женских имен с давними традициями

Список таких традиционных имен превышает 1000. Однако, сейчас наибольшую популярность приобретают другие имена, которые представлены в следующих таблицах.

Шведские женские имена

15 самых популярных шведских женских имен, их происхождение и количество женщин, их носящих в 2017 году
Шведское имя Происхождение Значение Kоличество женщин, их носящих в 2017 г.
Alice/ Алиса франко-английская форма немецкого Adelheid благородного происхождения 38026
Lilly/ Лилия Распространено с 18 века чистота и непорочность
13260
Maja/ Мая Скандинавская форма греческого Maia, распр.с 13 века
принцесса 24230
Elsa/Ельса сокр, от Elisabet Бог - это совершенство 44925
Ella/ Элла сокр.от Gabriella и Eleonora Богиня
20103
Alicia/ Алисия испанский вариант Алис благородного происхождения 11531
Olivia /Оливия от латинского "оливковое дерево"
миролюбивая 23200
Julia/Юлия от мужского Юлий юная 38268
Ebba/Эбба от мужского Эббе медведь богов 26650
медведь богов 26650
Wilma/Вильма от немецкого Vilhelmina, популярно с 18 века
13057
Saga/Сага древнее скандинавское та, которая видит 14688
Agnes/Агнес происхождение - греческое, популярно с 12 века любвеобильная, добрая 22516
Freja/Фрея древнее скандинавское
господствующая 6382
Alma/Альма латинское происхождение мягкая, достойная любви 14368
Astrid/Астрид древнее скандинавское божественно красива
40094

Шведские мужские имена

Самые популярные в стране мужские имена в 2016 году
Шведское имя Происхождение Значение Количество
Oscar/Оскар кельтское единственный Бог
35801
Lucas/Лукас от латинского Lucius, популярен последние годы свет
13870
William/Вильям от английского Vilhelm король земли
42670
Liam/Лиам ирландские корни крепкий защитник
12621
Oliver/Оливер английские корни спокойный, миролюбивый
20128
Hugo/Хюго сокращенное от немецкого Hubert понимающий
29533
Alexander/Александр греческие корни властитель мира
79484
Elias/Элиас еврейское мой Бог
28264
Charlie/Шарль франко-английские корни
свободный мужчина 9123
Noah/Ноах библейское царственный
8436
Adam/Адам библейское царь, человек 27503
Ludvig/Людвиг от немецкого Hludwig ищущий 15669
Filip/Филип греческие корни силач, царь
26632
Adrian/Адриан от латинского Hadrianus темный (смуглый)
10877
Axel/Аксель скандинавское
отец покоя, мира 58930

Двойные шведские имена

Такие имена были очень популярны в Швеции с тридцатых по шестидесятые годы прошлого столетия. Интересно, что сейчас популярность их вновь возрастает. Они образуются путем сложения нескольких имен.

Причем написание их может быть как «через черточку», так и просто путем последовательного перечисления. Особенной популярностью двойные имена пользуются среди представителей шведской королевской династии: Carl-Johan/ Карл-Юхан, Carl-Gustaf/ Карл-Густав, Carl-Philip/ Карл-Филипп, Gustaf-Adolf/ Густав-Адольф и так далее.

Среди представителей королевской семьи наиболее популярны следующие имена:

Девочек: Alice/Алисе, Astrid/Астрид, Désirée/Десирея, Eleonora/Элеонора, Ingrid/Ингрид, Sibylla/Сибилла, Kristina/Кристина, Sophia/София, Louise/Лоиса, Margaretha/Маргаретта, Elisabeth/Элизабет.

Мальчиков: Gustav/Густав, Adolf/Адольф, Bertil/Бертил, Oskar/Оскар, Magnus/Магнус, Philip/Филипп, Wilhelm/Вильгельм, Erik/Эрик, Carl/Карл, Fredrik/Фредрик.

Шведские имена правящего королевского дома, список:

Carl XVI Gustaf Folke Hubertus — король Швеции
Silvia Renate — королева
Victoria Ingrid Alice Désirée — наследная принцесса
Olof Daniel — ее муж
Estelle Silvia Ewa Mary — дочь Виктории
Oscar Carl Olof — сын Виктории
Carl Philip Edmund Bertil — принц, сын Карла и Сильвии
Sofia — его жена
Alexander Erik Hubertus Bertil — сын Карла и Софии
Madeleine Thérèse Amelie Josephine — принцесса, дочь Карла и Сильвии
Chris O’Neill — ее муж
Leonore Lilian Maria — дочь Маделен и Крисса
Nicolas Paul Gustaf — сын Маделен и Крисса

Последние годы все больше новорожденных в стране получают двойные шведские имена. По данным за 2016 год самыми востребованными оказались:

Популярные двойные шведские имена мальчиков

Список популярных двойных шведских имен для новорожденных мальчиков
Порядковый номер Имя
Количество носителей
1 Jan-Erik/ Ян-Эрик
7 905
2 Lars-Erik/ Ларс-Эрик
7 637
3 Per-Olof/ Пер-Улоф 6 942
4 Jan-Olof/ Ян-Улоф
5 085
5 Lars-Göran/ Ларс-Ёран
5 009
6 Karl-Erik/ Карл-Эрик 4 912
7 Sven-Erik/ Свен-Эрик
4 373
8 Carl-Johan/ Карл-Юхан
4 188
9 Per-Erik/ Пер-Эрик
3 914
10 Lars-Olof/ Ларс-Улоф 3 760

Самые популярные двойные шведские имена девочек

Список популярных двойных шведских имен для новорожденных девочек
Поряд. номер Имя Количество носителей
1 Ann-Christin/ Анн-Кристин 15 320
2 Ann-Marie/ Анн-Мари
15 159
3 Britt-Marie/ Бритт-Мари 13 781
4 Ann-Charlotte/ Анн-Шарлот
10 364
5 Anna-Karin/ Анна-Карин 9 402
6 Maj-Britt/ Май-Бритт 8 831
7 Ann-Sofie/ Анн-Софи 8 375
8 Marie-Louise/ Мари-Луисе
7 295
9 Anna-Lena/ Анна-Лена
7 284
10 Rose-Marie/ Роз-Мари
7 228

Зачастую шведы с помощью специальной компьютерной программы собирают сведения о членах своей семьи.

Затем рисуют генеалогическое древо и могут долго рассказывать гостям об обладателе имени из каждой его «ячейки».

Шведские фамилии

Шведские фамилии сначала образовывались посредством прибавления частички — sson для указания родственной связи между отцами и детьми. Так сын Gunnar человека по имени Peter назывался Gunnar Petersson, Гуннар, сын Петера.

Первыми, как это часто встречается, фамилиями, передающимися по наследству, обзавелись представители высшего сословия, начиная с 12 века. Так, один из самых известных шведских государственных деятелей 15 века, король Gustav Vasa/ Густав Васа до вступления на трон назывался Gustav Eriksson/ Густав Эрикссон.

Постепенно, обладателями «постоянных» фамилий становятся простые жители страны. На протяжении 18 века многие шведские мужчины, находившиеся на военной службе, получали там новые, часто «укороченные» фамилии, так как их старые очень часто повторялись.

Основным принципом образования новых фамилий стало использование слов шведского языка, связанных с военными или природными свойствами, объектами, предметами.

Примерами могут служить: Rask/ Быстрый, Lustig/ Радостный, Spjut/ Копьё, Hjelm/ Шлем, Lind/ Липа, Björk/ Береза, Holm/ Холм. После окончания военной службы мужчины сохраняли свои новые фамилии.

Жители городов, особенно на севере страны, брали себе фамилии, состоящие из нескольких слов, связанных с природой. Например такие: Lindström/ Липа + течение, Bergström/ горный поток, Strömbäck/ бурный ручей.

Лично мне такие шведские фамилии очень напоминают фильмы об индейцах, носящих связанные с природой имена, например, Чингачгук — Большой змей.