Школа игры на гармони для начинающих. Игра на гармошке для начинающих

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и, может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.


Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.


Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич, а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.


Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения - зачем. А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.


Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.


А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность.

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык - это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота - расположение на нотном стане и движений пальцев - нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Подготовительные действия:

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Кстати: ноты написанные на линии расположены на ряде клавиатуры дальнем от меха, а между линий – на ряде клавиатуры ближе к меху

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет "раз", но вслух произносить это не надо) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

"Мантра" для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре - до

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.


Кстати В школе, когда задавали выучить стихотворение, я учил его весь вечер - а запомнить не мог, а утром легко рассказывал его, без запинки. Поэтому и упражнения я делал не долго, т.к. сколько бы не повторял, все равно ошибался.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.

Курсы игры на гармони

Всем знакомы кадры из старых фильмов, в которых народные гуляния проходили под звуки гармони. Игра на этом музыкальном инструменте популярна и в наше время. Не потеряли актуальности и курсы обучения игры «на гармошке», с каждым годом все больше учеников записываются на уроки к репетиторам или в музыкальную школу.

Чтобы не искать опытного учителя по всей Москве, предлагаем приехать в школу «Виртуозы», где собраны лучшие педагоги столицы, а расписание обучения строится с учетом ваших мероприятий.

Что вы получите на уроках игры на гармошке в школе «Виртуозы»?

  • Вы узнаете, что существуют различные техники игры на гармони: от самой простой игры по цифрам до техник, которые используют профессионалы. Мы докажем, что не стоит бояться нот и аккордов, что понять и выучить их совсем не сложно!
  • Обучение игре на гармони в нашей школе в Москве включает и практику, которая начинается с исполнения простых отрывков. В процессе учебы вы будете играть на гармошке все более сложные произведения.
  • Наша школа предлагает на выбор удобные курсы игры на гармошке, различающиеся по количеству уроков. Чем больше часов обучения вы выбираете, тем больше опыта и знаний приобретете на уроках игры на гармони.
  • Курсы игры на гармони в школе «Виртуозы» - это творческая атмосфера, ведь здесь собраны ваши единомышленники, увлеченные музыкой преподаватели. Также у нас регулярно проводятся концерты. Согласитесь, располагающая к учебе обстановка играет не последнюю роль в качестве образования?

Хотите ощутить все преимущества обучения игре на гармони в «Виртуозах»? Запишитесь на пробное занятие , оно бесплатно.

Индивидуальные курсы

Запись

ПРОБНЫЙ УРОК

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 30 минут

1 ПОСЕЩЕНИЕ

1 занятие = 600

Запись

Абонемент Rubato

Посещения в свободном графике

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 месяца обучения

максимальный срок абонемента

8 занятий = 14 300

Запись

Абонемент Presto

48 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

48 занятий = 67 680

Запись

Абонемент Vivo

24 занятия

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

24 занятий = 35 280

Запись

Абонемент Accelerando

12 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

12 занятий = 18 360

Запись

Абонемент Allegro

8 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

8 занятий = 12 930

Запись

Абонемент Adagio

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

планируемая посещаемость

4 занятия = 6 900

Запись

Абонемент Uno

Для тех кому нужно здесь и сейчас

1 Занятие

1 занятие = 55 минут

1 посещение

1 занятие = 1 900

Не верится, что можно научиться играть на гармони даже без знания нот? Оказывается, при большом желании можно все, даже научиться играть на гармошке буквально за полчаса.

Как научиться играть на гармошке

Даже если вы не знаете нот, не трудно их вспомнить, ведь ноты всегда на слуху. Со школьной скамьи каждый ребенок запоминает простое сочетание: до-ре-ми, фа-соль-ля-си, и последняя нота – до. Вот и все знания, просто и легко.

Правило первое: чтобы научиться играть на гармошке, учим назубок ноты. Пропеваем их сначала по порядку, потом в обратном порядке. Петь нужно сколько угодно, главное – чтобы вы запомнили все ноты. И сами того не подозревая, у нас получилось выучить гамму.

Что поможет быстрее научиться играть:

  • Чтобы не путать ноты, их можно быстро выучить так: отметить рабочие клавиши, а те, что пока не нужны для простых мелодий, можно заклеить. Или наоборот, выделить наклейками нужные клавиши. Как раз рекомендуем выделить основные ноты: это нота «Фа» и нота «Соль». Они делят клавиатуру гармони на 2 части. Получается, что в нижнем ряду будет 5 кнопок, ну и в верхнем столько же. Это 4 сектора.
  • Берите в руки гармонь, сядьте поудобнее, чтобы ничего не мешало. Если рост не позволяет, поставьте под ноги маленькую подставку или скамеечку, для баланса.
  • Теперь на каждый сектор нужно поставить все 5 пальцев. Получится, что пальцы находятся на нотах, через одну.
  • Отсчитывая от ноты «Фа» и «Соль» снизу, нажимаем на клавиши. Слушаем звучание, запоминаем расположение пальцев.
  • Отработали, переходим к следующему: прорабатываем сектора от 1 до 4, располагая пальцы на каждом. Чтобы закрепить эту часть урока, пригодится специальная таблица, на которой обозначены столбцы и строки, а также числа и обозначения нот. Как пишутся ноты – лучше выучить сразу, чтобы не было путаницы: «До – С , Ре – D , Ми – E , Фа – F , Соль – G , Ля – F , Си – H ». Если сосредоточиться, то за пару минут легко выучить все ноты.
  • Для закрепления выученного материала можно вооружившись фломастерами разных цветов, нарисовать нотный стан, обозначить ноты. Чтобы не путаться, нотный стан лучше нарисовать светлыми фломастерами, линии должны быть тонкими.
  • Следующие 5 линий – другого, более яркого оттенка. Итого: 11 линеечный нотный стан, основа – 5 линий+скрипичный ключ.
  • На верхней линии нужно поставить 2 ноты: «Фа» и «Соль», запомнить их расположение, чтобы потом проработать ноты и закрепить этот навык на гармони.
  • Остается применить и отработать полученные знания, научиться воспринимать ноты на нотном листе и находить их пальцами на гармони. Когда все будет получаться без пауз, можно сказать, что вы практически научились играть.
  • Дальше – все просто, берете ноты с простым произведением для новичка – пробуете играть.
  • учиться играть на гармони нужно каждый день, выделяйте на уроки хотя бы по 15 минут. Лучше всего играть 10 минут утром и столько же вечером;
  • не спешите, осваивайте нотную азбуку постепенно;
  • первое задание нужно отработать досконально: выучить гамму «До-мажор», можно играть не по нотам, а на слух. Обязательно тренироваться на гаммах;
  • исполняя мелодию, мех не нужно дергать рывками, ведите его плавно. До конца меха не растягивают, это лишнее;
  • пальцы должны быть задействованы все – поставьте их на клавиатуру, даже если пока сложно играть всеми пальцами, нужно привыкать постепенно к новым движениям;
  • если осваиваете этот музыкальный инструмент без помощника, тогда слушайте аудиозаписи, видеоуроки, запишите свою игру, чтобы посмотреть на себя со стороны и отметить ошибки.

.


Самоучитель игры на двухрядной гармонике
документ удален по просьбе правообладателя
для информации, только описание

1. От автора
2. Установка инструмента
3. Постановка левой руки
4. Схема «Частушки»
5. Ноты в басовом ключе
6. Схема левой клавиатуры гармоники
7. Нотный стан
8. Басовый ключ
9. Аккорд (мажорный, минорный, септаккорд)
10. Октава
11. Названия основных звуков
12. Добавочные линейки
13. Такт
14. Тактовая черта
15. Размер, метр
16. Сильные и слабые доли
17. Длительности
18. Составные части ноты
19. Аппликатура
20. Расшифровка аккордов левой клавитуры
Упражнения для левой руки
21. №1
22. №2
23. №3
24. №4
25. №5
26. №6
27. Постановка правой руки
28. Скрипичный ключ
29. Схема расположения нот на правой клавиатуре
30. Ноты в скрипичном ключе
31. Частушка
32. Цыганочка
33. Во саду ли, в огороде
34. С горки на гору ходила
35. Диез
36. Энгармонизм
37. Тон, полутон
38. Частушка
39. Цыганочка
40. Весёлая карусель
41. Пауза
42. Весёлые гуси
43. Цыплята. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
44. По малину в сад пойдём. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
45. Подружка моя
46. Синкопа
47. Реприза
48. Вольта
49. Нота с точкой
50. Чешская полька
51. Наш березник листоватый
52. Светит месяц
53. Подружка моя
54. Лига
55. Чёте надо?
56. Штрихи
57. Терешанские припевки
58. Октавный перенос
59. Залигованные ноты одинаковой высоты
60. Динамические оттенки
61. По Дону гуляет казак молодой
62. Игра по слуху
63. Аккорды от основных ступеней
64. Схема аккомпанемента №1
65. Хорошо на Волге жить!
66. Как пошли наши подружки
67. Котик
68. Стоит орешина кудрявая
69. Пойду ль я, выйду ль я
70. Схема аккомпанемента №2
71. Ёлочка
72. Перевоз Дуня держала
73. Когда б имел златые горы
74. Миленький ты мой
75. Куманёчек
76. Из-за острова на стрежень
77. Крыжачок
78. Мишка с куклой, м. Качурбина
79. В лесу родилась ёлочка , Л. Бекман
80. Схема аккомпанемента №3
81. Коробейники
82. Мой костёр
83. Перепёлочка
84. А я по лугу
85. Школа бальных танцев
86. В лунном сияньи
87. Схема аккомпанемента №4
88. Отговорила роща золотая. Музыка Г. Пономаренко
89. Огонёк
90. Вологда. Музыка Б. Мокроусова
91. Одинокая гармонь . Музыка Б. Мокроусова
92. Кому это надо?
93. Одинокая ветка сирени
94. Я ОДИН. Слова и музыка С. Друцкого
95. Схема аккомпанемента №5
96. Сулико
97. Матаня
98. По диким степям Забайкалья
99. На горе то калина
100. Ой, матаня, матанёк
101. Схема №6
102. Сиреневый туман
103. Подмосковные вечера . Музыка В. Соловьёва-Седого
104. Схема №7
105. Лезгинка
106. Раскинулось море широко
107. Ходила младёшенька по борочку
108. Выйду ль я на реченьку
109. Барыня
110. Некоторые приемы варьирования мелодии

Нотное приложение
111. Милка, цё?
112. У ворот, ворот
113. Что, гармошка, не играешь?
114. Самарка
115. Частушки-коротушки
116. Матаня
117. Заиграй, моя волынка
118. Ухарь - купец
119. Ёлочки -метелочки
120. Отдавали молоду
121. Ты воспой в саду, соловейко
122. Смоленский гусачок
123. Мы на лодочке катались
124. Переменный размер
125. Касимовские припевки
126. Сормовские частушки
127. Произвольные длительности. Триоль
128. ОЙ, ТОПНИ, НОГа (Сербиянка)
129. Ёлочки, сосёночки
130. Сеньо
131. Досада
132. Рязанские прибаутки
133. Череповецкие плясовые припевки
134. Девки, пойте
135. А говорят, мы боевые
136. Кесовогорская кадриль
137. Полька простая
138. Полька «Гусачок»
139. Форшлаг
140. Тонкая рябина
141. Краковяк
142. Тирольский вальс
143. Вот кто-то с горочки спустился
144. Утушка луговая. Обработка Г. Тышкевича
145. А ты, зимушка - зима. Обработка Г. Тышкевича
146. Пересохни, Волга-речка
147. Калина красная . Музыка Я.Френкеля
148. Там вдали, за рекой
149. Окрасился месяц багрянцем. Обработка Г. Тышкевича
150. Над ОКОШКОМ месяц. Музыка Е. Попова
151. А Я люблю женатого. Музыка К. Молчаного
152. Катюша . Музыка М. Блантера
153. Называют меня некрасивою
154. Когда весна придет - не знаю ... Музыка Б. Мокроусова
155. Семеновна. Обработка С. Привалова
156. Во лесочке комарочки
157. Гопак
158. Лезгинка
159. Частушечные наигрыши. Наигрыши В. Завражнева
160. Неаполитанские НОЧИ. Д. Ботари. Обработка Г. Тышкевича
161. Матаня. Упрощенный вариант В. Огурцова
162. Раскинулось море широко. Обработка В. Огурцова
163. СОН Степана Разина. Обработка В. Огурцова
164. Хас-Булат. Обработка В. Огурцова
165. Мурка. Обработка В. Огурцова