Сергей васильевич рахманинов и его творческий путь. Краткая биография рахманинова самое главное

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»).

Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий Александрович, учившийся у Джона Фильда, был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений было издано в 18-м столетии. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одарённости. Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырём годам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом.

Когда будущему композитору было 8 лет, его семья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности были достаточно заметны, и в 1882 году его приняли в Петербургскую консерваторию, в младший фортепианный класс В. В. Демянского. В 1885 году Рахманинова прослушал в то время очень молодой, но уже известный музыкант, двоюродный брат Сергея Васильевича, А. И. Зилоти. Убедившись в даровании своего кузена, Зилоти увозит его в московскую консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева. Проучившись у Зверева, а затем у Зилоти (т.к. Зверев занимался только с детьми), на старшем отделении консерватории Рахманинов начинает заниматься под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского композицией. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с П. И. Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами. Через некоторое время П. И. Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним закончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям (Скрябин закончил как пианист). На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Он высоко ценил творца «Пиковой дамы». Ободрённый первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории сочиняет ряд произведений. Среди них - симфоническая фантазия «Утёс», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».

Происхождение и образование Рахманинова

Род Рахманиновых - старинный, уходящий своими корнями в далекий XIV век. Семья жила недалеко от Новгорода в фамильном имении Онег. Сергей был четвертым ребенком и воспитывался в семье, где умело играли на различных музыкальных инструментах (дата появления на свет 2 апреля 1873 года). Талант Сережи был замечен рано. Мама Любовь Петровна стала первым педагогом мальчика.

В 1881 году в довольно нелегкое время в Петербург приезжает семья штаб ротмистра в отставке Василия Аркадьевича Рахманинова. Переезд был связан с необходимостью дать детям образование. С 1882 Сергей занимается в течение нескольких лет в начальных классах Петербуржской консерватории. Как только все дети получили места в казенных учебных заведениях, отец Василий Рахманинов уходит из семьи. Родственник хлопочет о судьбе талантливого ребенка и увозит его в частный пансион в класс Н.С. Зверева. В этой школе была строгая дисциплина. Жизнь у «зверят» была напряженной. В школе произошла первая встреча с П. Чайковским. В дальнейшем его педагогами станут Танеев, Аренский.

Раннее творчество

В 1890 году влюбленный в Наталью Скалон юноша едет В Петербург, где жила семья девушки. Но генеральскую дочь посчитали не парой бедному музыканту Рахманинову. В 1892 году закончилась учеба маэстро в консерватории Москвы. В девятнадцатилетнем возрасте за свою выпускную работу «Алеко» по мотивам А. Пушкина «Цыгане» молодому композитору вручили большую золотую медаль. Опера была написана за 17 дней. Ее Сергей посвятил любимой женщине - цыганке Анне Ладыжинской. Любовь была безответна. Анна уже была замужем. Вскоре опера прозвучала на сцене Имперского оперного театра. Наставник Зверев даже подарил своему ученику золотые часы. После хвалебных отзывов музыкальных критиков о композиторе и пианисте заговорили почти сразу во многих городах, в том числе в среде творческой элиты Москвы и Петербурга.

О руках пианиста слагали легенды, будто он даже в летнее время носит перчатки, а на своих концертах руками гипнотизируют публику.
В 1897 году долгожданная премьера симфонии. Но она провалилась, после чего автор сжег ее. Композитор так переживал душевные муки, что заболел. Сестры Скалон первое время ухаживали за больным юношей. Целых три года Сергей Васильевич не притрагивается к инструменту. За помощью талантливый и в то же время непонятый автор обратился к психотерапевту Н. Далю. Лечение вернуло композитору любовь к музыке. И появился Второй фортепианный концерт из двух частей.

Неизвестный молодой юноша с музыкальными талантами, из-за нехватки денег, обучал музыке девиц в Мариинском училище. Неожиданно Сергей согласился на место второго дирижера в русской опере предпринимателя Саввы Мамонтова. Там в усадьбе мецената начинается дружба Рахманинова с певцом Федором Шаляпиным. Первый солидный дирижерский опыт оказывается успешным. Работа не прекращалась. Сергей Васильевич создает спектакли «Пан воевода», «Русалка», «Орфей», «Кармен». Уже во время концертов в Крыму общается с творческой элитой Н. Буниным, А. Чеховым. Начало двадцатого века - рассвет творчества Рахманинова: «Утес» (1893), «Весна» (1902).

Личная жизнь

Весной 1902 года Сергей Рахманинов тайно обвенчался с Наташей Сатиной. Она была влюблена с юности в пианиста и до последнего вздоха осталась его верной подругой. Медовый месяц молодожены провели в швейцарском городе Люцерне. Поселились в гостинице на горе с чудесным видом на озеро. Через 30 лет недалеко от этого места Рахманинов построит себе виллу, которую вместе с женой назовут «СеНаР». В браке родились дочери Ирина и Татьяна.

По наблюдениям родных и знакомых в профессиональной жизни Сергей Васильевич являлся для коллег человеком замкнутым, суровым, холодным и несколько отстраненным. Одновременно с этим очень дисциплинированный и ответственный человек.Обладал феноменальной памятью. Всегда начинал свой рабочий день в 7 утра и продолжал работу до 12. Трудолюбивого музыканта заметили и пригласили работать дирижёром в Большом театре в Москве. Там взор музыкального гения был обращен к опере. Зрителям полюбились работы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (1904). Многие отмечали, что даже Чайковскому не удавалась так виртуозно дирижировать своими операми.

Революции - в стране и в творчестве

События 1905 года захлестнули и композитора. Не задумываясь, он выступает за права артистов Большого театра. Бури революции испугали знаменитого пианиста. Людям в России было не до музыки. Целых три года жизни проводит в тихом и спокойном Дрездене. Там появилась симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909). Совершенствуется в концертной деятельности. Предвестниками кризиса в русской классической музыке Рахманинова стала поэма «Колокола» (1913).

После событий 1917 года пианист уезжает с близкими в гастрольный тур в скандинавские страны и больше в России не появляется. Вопрос об отъезде было предрешен заранее. Предвестниками кризиса в музыке Рахманинова и всей русской музыкальной классике стали симфоническая поэма «Остров мертвых», написанная в 1909 году, чуть позднее поэма «Колокола» для хора с оркестром. Людям в России было не до музыки.

Иммиграция Рахманиновых

1 января 1918 года из Норвегии семья композитора отплыла в Нью-Йорк. В Америке ему предлагают место главного дирижера сразу в двух городах. Но он отказывается от дирижерской карьеры. Продолжительное время Сергей Васильевич ничего не сочиняет.

В течение 1926–1927 годов появляются такие произведения как 4-й концерт и несколько русских песен. Со всего мира посыпались предложения выступить с концертами. Это дало возможность сочинять. Таких предложений было много. Усердно гастролируя, Рахманинов становится первым пианистом мира. В Париже он возглавляет русскую консерваторию, куда приглашает русских педагогов.

За рубежом Сергей Рахманинов еще больше увлекается автомобилями. Покупал он много разных машин. В тысяча девятьсот сорок первом году было создано финальное сочинение «Симфонические танцы». Рахманинов заболел, но продолжил поездки с концертами. Великий композитор XX века скончался 28 марта в возрасте 69 лет. Захоронен вблизи города Нью-Йорка.

Сергей Рахманинов (творчество и биография которого изучаются во всех музыкальных учебных заведениях не только нашей страны, но и мира) - это великий русский композитор, а также пианист и дирижёр. Он является автором огромного количества произведений различных жанров - от этюдов до опер. Музыка С. Рахманинова пропитана романтикой, энергией, лирикой и свободой.

Вкратце о композиторе

Сергей Васильевич Рахманинов, биография, фото которого представлены в данной статье, был выдающимся композитором. Сам Пётр Ильич Чайковский, когда впервые услышал студента консерватории С. Рахманинова, предсказал ему великое будущее. Композитор обладал необычайно прекрасным слухом и отменной музыкальной памятью. Первая опера, написанная С. Рахманиновым, «Алеко» была поставлена в Большом театре, когда автору было всего лишь 20 лет. С 1894 года С.В. Рахманинов начал педагогическую деятельность. В годы Революции эмигрировал из страны и оставшуюся жизнь прожил за границей, где очень тосковал по родине, но вернуться ему было не суждено.

Детство и юность

Биография Рахманинова интересна начиная с его детских лет. Родился композитор 1 апреля 1873 года. Место рождения точно не установлено. Но всё своё детство Сергей Васильевич провёл в имении под названием Онег под Новгородом, которое принадлежало его матери. Хотя в некоторых источниках можно встретить утверждение, что родился он в Старорусском уезде, в усадьбе Семёново. Сергей Васильевич был не единственным ребёнком в семье. Всего у его родителей было шестеро детей. У него было два брата - Аркадий и Владимир, и три сестры - Варвара, София и Елена. Музыкой С. Рахманинов занимался с 5 лет.

Биография Рахманинова С.В. связана с такими именами, как В.В. Демянский, Николай Зверев и С.И. Танеев. Это три великих педагога, у которых обучался Сергей Васильевич. Высшее музыкальное образование композитор начал получать в Санкт-Петербурге. Но через 3 года обучения он переехал в Москву. Далее обучался уже в столичной консерватории на двух отделениях: композиции и фортепиано. Окончил Сергей Васильевич консерваторию с золотой медалью. Концертировать С. Рахманинов начал ещё в студенческие годы. Пётр Ильич Чайковский присутствовал на экзамене у Сергея Васильевича и поставил ему пять с тремя плюсами.

Родители композитора

В семье военного и пианистки родился композитор Сергей Рахманинов. Биография его матери Любови Бутаковой известна не слишком хорошо. Она была дочерью генерала. Родилась в 1853 году, скончалась в 1929 г. Она окончила консерваторию по классу фортепиано. Её педагогом был Антон Рубинштейн. У неё было богатое приданое - пять имений с большими участками земли. Одно имение было родовым, остальные же были получены её отцом в качестве награды за службу.

Биография Рахманинова Василия Аркадьевича - отца великого композитора - связана с армией и музыкой. Родился он 1841 году и умер в возрасте 75 лет. Он был офицером, гусаром, при этом был одарённым музыкально. Поступил на службу в возрасте 16 лет в чине унтер-офицера. Через год стал юнкером, а ещё через год - прапорщиком. Потом побывал в чинах: подпоручика, корнета, старшего адъютанта, штабс-ротмистра, поручика. Несколько раз уходил в отставку по семейным обстоятельствам и снова возвращался в ряды военных.

Окончательно был уволен со службы по состоянию здоровья в 1872 году. После чего был назначен при нескольких уездах Новгородской губернии посредником земельного размежевания. За годы военной службы был награждён: крестом за покорение Кавказа, Серебряной медалью за покорение Чечни и Дагестана, медалью за усмирение Польского мятежа и серебряной медалью за покорение Западного Кавказа.

Супруга Сергея Васильевича

Биография Рахманинова С.В. была бы не совсем полной без рассказа о его любимой супруге. В личной жизни композитора произошли изменения в 1902 году. Со своей будущей женой Натальей Сатиной он провёл практически все свои подростковые годы, они были очень дружны. Композитор посвятил ей свой знаменитый романс «Не пой, красавица, при мне».

29 апреля 1902 года состоялось венчание влюблённой пары в маленькой церквушке на окраине Москвы, после которого молодожёны сразу же уехали на вокзал и отправились в путешествие. В Россию они вернулись только через несколько месяцев.

Вскоре родилась их старшая дочь Ирина. Сергей и Наталья были родственниками - двоюродными братом и сестрой. В то время было запрещено вступать в брак близким родственникам, для этого нужно было получить разрешение от самого императора, а давал он такие разрешения только в особо исключительных случаях. Сергей Рахманинов подал прошение царю, но поженились влюблённые, не дожидаясь от него ответа. Всё обошлось. Через несколько лет у них родилась вторая дочь.

Потомки великого композитора

Любящим отцом был Сергей Рахманинов. Биография его потомков тоже связана с музыкой. У композитора было две замечательных дочери, которые очень любили своего отца и трепетно хранили память о нём. Ирина училась в США, в совершенстве владела двумя языками - английским и французским. Долгое время жила в Париже. Была женой князя П. Волконского. Брак продлился всего лишь 1 год, супруг скончался, хотя ему было всего 28 лет. Вторая дочь С.В. Рахманинова, Татьяна, также училась в Америке. В 30-е годы 20 века переехала в Париж. Её мужем был Борис Конюс - сын скрипача, композитора и педагога, который учился в консерватории на одном курсе с её отцом - С. Рахманиновым.

Александр Рахманинов-Конюс — сын дочери композитора Татьяны. Он единственный внук Сергея Васильевича. Он унаследовал письма деда, его архив и автографы. Александр занимался организацией конкурсов имени своего великого деда, а также проводил торжества, посвящённые С.В. Рахманинову в Швейцарии.

Самые знаменитые опусы

Огромнее количество произведений написал Сергей Рахманинов. Биография и творчество этого великого русского композитора значимы для нашей страны. Он оставил огромное наследие для потомков.

Произведения Сергея Рахманинова:

  • Оперы: «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Алеко».
  • Соната для виолончели и фортепиано.
  • Концерты для фортепиано с оркестром.
  • Вокализ для голоса в сопровождении фортепиано (посвящение солистке оперы А. Неждановой).
  • Симфонии.
  • Рапсодия на тему Паганини.
  • Поэмы: «Остров мёртвых», «Колокола» и «Князь Ростислав».
  • Сюита «Симфонические танцы».
  • Кантата «Весна».
  • Фантазия «Утёс».
  • Пьесы-фантазии для фортепиано.
  • Сонаты для фортепиано.
  • Каприччио на цыганские темы.
  • Пьесы для виолончели и фортепиано.
  • Произведения для хора a-capella: «Всенощное бдение» и «Литургия Иоанна Златоуста».
  • Русские песни для хора с оркестром.
  • Пьесы для фортепиано в 4 руки.

А также большое количество романсов, прелюдии, русские песни, этюды и многое другое.

Дирижёрская деятельность

Композитор Рахманинов, биография которого не ограничивается только исполнительской и сочинительской деятельностью, с 1897 года начал дирижёрством. Он занимал пост капельмейстера в оперном театре известного мецената Саввы Мамонтова. Здесь Сергей Васильевич познакомился с Фёдором Шаляпиным, с которым был всю свою жизнь в дружеских отношениях. В 1898 году Сергей Рахманинов был на гастролях в Крыму с оперным театром, там произошло его знакомство с Антоном Павловичем Чеховым. Через год дирижёр С. Рахманинов впервые выехал на гастроли за рубеж - в Англию.

Эмиграция

Во время революции 1917 года Сергей Васильевич Рахманинов уехал на гастроли за границу. В Россию композитор больше не вернулся. Сначала семья поселилась в Дании, а через год переехала в Америку. Там Сергей Васильевич и прожил до самой своей смерти. Он очень тосковал по родине и мечтал вернуться. Долгое время, живя в эмиграции, он не писал новых произведений. Только через 10 лет муза вновь посетила его, он продолжил композиторскую деятельность, но как дирижёр выступал крайне редко. Большинство произведений, написанных Сергеем Васильевичем за границей, пропитаны тоской о родной стране. В Америке С. Рахманинов имел огромный успех. Скончался композитор 28 марта 1943 года. Похоронен под Нью-Йорком.

В данной статье дана полная биография Рахманинова - от детских лет и до последних дней жизни.

Человеком увлечённым, честным, требовательным к другим и к себе был С. Рахманинов. Биография, интересные факты из которой об этом свидетельствует, была нами рассмотрена в данной статье. Но мало кто знает о том, что:

  • в детстве Сергей Васильевич очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов;
  • дедушка композитора был пианистом-любителем, брал уроки у Джона Фильда, писал музыку и несколько его произведений были изданы;
  • в 4 года Сергей Васильевич уже умел играть в четыре руки в дуэте с дедом;
  • первой любовью композитора была Вера Скалон, она тоже влюбилась в юного С. Рахманинова, он посвятил ей романс «В молчанье ночи тайной» и ещё несколько произведений, писал ей трогательные письма;
  • Сергей Васильевич был очень пунктуальным;
  • когда композитор злился, то лицо его становилось страшным;
  • у С.Рахманинова был очень тихий голос;
  • композитор не любил фотографироваться;
  • предпочитал русскую кухню;
  • любимые развлечения С. Рахманинова - верховая езда, коньки, плаванье, автомобили и моторные лодки, сельское хозяйство.

Композитор, пианист, дирижер Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1873 года в дворянской семье в имении Онег Новгородской губернии (по другим данным - в усадьбе Семеново Новгородской губернии, ныне - Новгородская область). Рос в музыкальной семье . Его дед, Аркадий Рахманинов, пианист, известен как автор салонных романсов.

С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.

Среди произведений, написанных в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (первая редакция, 1891), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма "Князь Ростислав" (1991).

В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году - как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера "Алеко" (1892) по поэме Александра Пушкина "Цыганы". В 1893 году она была поставлена в Большом театре. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста .

Среди его произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия "Утес" (1893), "Музыкальные моменты" для фортепиано (1896) и ряд романсов. Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году было создано Элегическое трио "Памяти великого художника".

В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой в 1897 году обернулась крупным провалом. Сильное потрясение привело Рахманинова к творческому кризису. На несколько лет он отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности .

В 1897-1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская карьера. Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898-1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.

К началу 1900-х годов Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Первые крупные произведения этого периода - Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901) и Соната для виолончели и фортепиано (1901). Радостным, весенним мироощущением проникнута кантата "Весна" (1902) на стихи Некрасова.

В 1904-1906 годах Рахманинов работал дирижером в Большом театре, где его "специальностью" были оперы русских композиторов XIX века. Тогда же он написал две одноактные оперы - "Франческа да Римини" (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и "Скупой рыцарь" (1904) по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода - "Монна Ванна" по одноименной пьесе Мориса Метерлинка осталась неоконченной.

Крупные инструментальные опусы 1900-х годов - Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма "Остров мертвых" (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.

С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910-1911 годах играл в Англии и Германии.

В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции - Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма "Колокола" на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.

Богато и разнообразно представлены в его творчестве 1900-1910-х годов и малые формы: романсы (в том числе знаменитые "Сирень" на слова Екатерины Бекетовой, "Здесь хорошо" на слова Галины Галиной, "Маргаритки" на слова Игоря Северянина и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий и две тетради "Этюдов-картин").

Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая нарастала в связи с разворачивающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором настороженно. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы, поэтому композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США.

В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры , внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.

Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков - Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, ответственном отношении к деталям.

Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения.

В 1926 году он закончил Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов). Затем появились "Три русские песни" для хора и оркестра (1926), "Вариации на тему Корелли" для фортепиано (1931), "Рапсодия на тему Паганини" для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935-1936) и "Симфонические танцы" для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.
В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

Введение

рахманинов вокальный романс поэзия

Романсы Рахманинова относятся к самым замечательным страницам не только творчества этого композитора, но и всей русской музыки конца XIX -- начала XX века. В это время романс был едва ли не самой распространенной и любимой формой музыкально-поэтического общения. Как жанр, предназначенный для выражения интимных переживаний, он оказался идеальной формой для выражений самых разных образов. Любовная трагедия и упоение радостью бытия, светлая пейзажная лирика -- вот только несколько тем романсов Рахманинова.

В настоящее время камерно-вокальному творчеству Рахманинова посвящено немало музыковедческой литературы. Список исследований на данную тему продолжает пополняться, что свидетельствует о постоянном осмыслении этой великой и поистине неисчерпаемой музыки. В данной работе мы ограничимся лишь краткой характеристикой камерно-вокального творчества Рахманинова и подробнее остановимся на раннем романсе «О, не грусти» ор. 14 №8 на слова А. Апухтина, написанном в 1896 году.

Камерно-вокальное творчество Рахманинова: общая характеристика

Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают, пожалуй, лишь с его фортепианными произведениями. В течение жизни композитором написано около 80 романсов, большинство из которых сочинено на тексты русских поэтов- второй половины XIX - начала XX веков. Гораздо меньшую долю (всего лишь немногим более десятка) занимают романсы на стихи поэтов первой половины XIX века: Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе и других.

К разряду общеизвестных фактов относятся свидетельства о пристальном внимании Рахманинова к текстам своих сочинений. На эту тему написано немало воспоминаний друзей, родных, учеников, сохранилось множество писем. Постоянный поиск текстов был общим состоянием окружения композитора; сам Рахманинов думал об этом непрестанно. Особый интерес в этом ключе представляет переписка с Мариэттой Шагинян; по её совету он написал целый ряд романсов, среди которых романсы на стихи поэтов-символистов: В. Брюсова, Ф. Сологуба.

Рахманинов был восприимчив к поэзии необычайно. Для романсного творчества Рахманинова крайне важным моментом было начало романса. Нередко именно оно определяло и формировало всю композицию музыкального целого. Зачастую начальная фраза максимально вбирала в себя все напряжение душевных токов. Вспомним некоторые строфы, открывающие романсы Рахманинова, которые в обозначенном аспекте представляются весьма показательными:

«О нет, молю, не уходи!»

«Люблю тебя!» («Утро»)

«Я жду тебя!»

«Пора! Явись, пророк!»

«О, не грусти по мне!»

Принято считать, что тексты, к которым обращался Рахманинов, зачастую “далеки от шедевров”, и относятся к поэзии “второго плана”. Действительно, романсы на стихи Лермонтова, Тютчева, Фета, Бальмонта, Гейне соседствуют у Рахманинова с сочинениями на тексты малоизвестных поэтесс Е. Бекетовой, Г. Галиной, М. Давидовой или модного в конце XIX века С.Я. Надсона, которого уже в 1906 году В.Я. Брюсов критиковал за «невыработанный и пестрый язык, шаблонные эпитеты, скудный выбор образов, вялость и растянутость речи». Такой выбор композитора на первый взгляд может показаться парадоксальным, тем более если учитывать упомянутую выше необыкновенную. чуткость композитора к поэтическому тексту. Думается, Рахманинов просто иначе оценивал поэзию, ставя во главу угла музыкальность стиха. В результате то, что могло пройти незамеченным в поэтическом сборнике, словно “оживало” с музыкой Рахманинова, приобретало новые художественные качества.

Напомним, что Рахманинов трактовал романс как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. В отличие от Даргомыжского или Мусоргского, эпические, жанрово-бытовые, комедийные или характеристические образы у него почти не встречаются.? В вокальных произведениях Рахманинова доминирует драматическая тематика. Роковые противоречия чаще всего живут в душе самого героя: горькое сознание невозможности счастья и, несмотря ни на что, неудержимое стремление к нему - основное настроение большинства драматических романсов Рахманинова. ? Особенно ярко это ощущается в opus"ах 21 и 26, написанных соответственно в 1902 и 1906 году и являющих собой примеры зрелого рахманиновского стиля. В поздних представителях жанра, например в цикле на слова русских поэтов-символистов ор.38 усложняется музыкальный язык, драматизм приобретает некоторую отстраненность («Крысолов»), тесно переплетается лирико-психологическое начало и образы опоэтизированной природы («Маргаритки»).

Совершенно особую группу составляют несколько романсов на духовные темы. Кроме известных сочинений «Из Евангелия от Иоанна» (1915), «Воскрешение Лазаря» (ор. 34 №6, стихи А.С. Хомякова) к этой группе относятся «Две духовные песни» (“Two Sacred Songs”), написанные на стихи К. Романова и Ф. Сологуба в 1916 году и посвященные Нине Кошиц. Эти сочинения были изданы в США и совсем недавно стали известны российским музыкантам Подробнее об этом: Гусева А.В. Неизвестные страницы вокального творчества Рахманинова. Две духовные песни (1916) //Грань веков. Рахманинов и его современники. Сб. статей. - СПб., 2003. С. 32 - 53.. Несмотря на непохожесть всех четырех романсов, каждый из них представляет собой горячую молитву «от первого лица». Лирическая сфера вновь остаётся главенствующей.

Среди многочисленных особенностей камерно-вокального стиля Рахманинова следует отметить исключительнe. роль фортепианного сопровождения. Рахманинов, будучи не только композитором, но и одним из лучших пианистов мира, в своих романсах в равной степени обращал внимание как на голос, так и на фортепиано. Пианист тут -- полноценный партнер вокалиста, и партия фортепиано в романсах требует не только ансамблевой тонкости, но и большого виртуозного мастерства.

Фортепианная партия романсов Рахманинова настолько выразительна и индивидуализирована, что невозможно назвать просто аккомпанементом. В этой связи интересно привести замечание композитора по поводу романса "Ночь печальна": "...собственно, не ему [т. е. певцу] нужно петь, а аккомпаниатору на рояле". И действительно, в этом романсе (как и во многих других) голос и рояль сливаются в вокально-инструментальный ансамбль-дуэт. Очень часто фортепианная партия образует полиритмическое соединение с мелодией (двоичный метр в мелодии - троичный в аккомпанементе), что придает фактуре некую зыбкость и вместе с тем ощущение пространства, живость и свободу. В романсах Рахманинова встречаются образцы концертно-виртуозной, декоративной и пышной фортепианной фактуры, наряду с прозрачным камерным изложением, требующим от пианиста исключительного звукового мастерства в передаче ритмических и полифонических деталей музыкальной ткани, тончайших регистровых и гармонических красок.

Присущее Рахманинову чувство формы ярко проявилось в выпуклой и напряженной динамике его романсов. Они отличаются особой драматической остротой, "взрывчатостью" кульминаций, в которых с необычайной силой раскрывается внутренняя психологическая коллизия, главная мысль произведения. Не менее типичны для вокальной лирики композитора и так называемые "тихие" кульминации - с использованием на нежнейшем pianissimo высоких звуков.

Такие кульминации, при всей внешней сдержанности, обладают огромной эмоциональной напряженностью и производят неизгладимое художественное впечатление, являясь выражением самых сокровенных мыслей и чувств автора.