Сценарий к юбилею шварца для детей. Игра в начальной школе

24.10.2016

21 октября в библиотеке-филиале № 6 состоялся литературный час «Старые добрые сказки Шварца» , которое было проведено с 3б классом школы №24 и посвящено юбилею писателя. В начале мероприятия библиотекарь Н.В. Левыкина познакомила ребят с выставкой книг писателя. Она обратила внимание на портрет Е. Шварца: какой это добрый, искренний человек с приветливым взглядом.


Затем библиотекарь рассказала детям, как Шварц пришел в литературу, о его знакомстве с К. Чуковским, у которого он работал секретарем, с С.Я. Маршаком, который помог ему печататься в журналах «Чиж» и «Еж». Библиотекарь перечислила самые известные сказки писателя: «Два клена», «Марья – искусница», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени». Была отмечена необычность в сказках Е. Шварца: сказочник перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены. Так в «Золушке» появляется Паж с известным ныне всем высказыванием: «Я не волшебник, я только учусь». А король обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, а душу большой, а сердце справедливым». Дети узнали, что многие сказки Шварца экранизированы. Потом Надежда Владимировна предложила ребятам отгадать загадки. И все они оказались о Времени! Учащимся было предложено подумать над смыслом пословицы: «Делу время – потехе час». Подходит ли она к «Сказке о потерянном времени», которую они должны были прочитать к мероприятию?

Также дети поработали над текстом:

— Как назывались часы, которые весели в доме злых волшебников (часики, ходики?)
— Ходики – что за часы?
— Подберите синонимы к слову «хмурый».
— Антонимы к словам «состариться», «трудиться».

Ребята с удовольствием послушали отрывки из сказки. А затем посмотрели мультфильм по ней. В конце мероприятия дети указали на отличие произведения Е. Шварца от мультфильма. Пришли к выводу, что книга оказалась интереснее и полнее мультфильма, а, следовательно, надо не только смотреть фильмы, но и читать, чтобы стать умнее. И главный вывод из услышанного и уведенного – нельзя терять драгоценное время на пустяки, глупости и безделье.






Данная презентация является демонстрационным материалом к конференции по творчеству Е.Л.Шварца - русского драматурга 20 века. Она способствует наглядному познакомству учащихся с личностью Е.Шварца, раскрывает своеобразие творчества драматурга и и показывает богатые возможности жанра сказки.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Составила: учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 3 О.В.Маслова
Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь".А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. Е.Л.Шварц русский драматург. Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Е.Шварца прошло в г.Майкопе. Е.Шварц не окончил юридический факультет Московского университета, где учился в первые годы после Октябрьской революции 1917, поскольку начал играть в театрах-студиях – сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 в Петрограде, в «Театральной мастерской». В рецензиях на спектакли «Театральной мастерской» критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он оставил сцену в начале 1920-х годов и работал литературным секретарем К.И.Чуковского, а в 1923–1924 – журналистом различных изданий г.Донецка, в том числе журнала «Забой» и известной за пределами Донбасса газеты «Кочегарка», для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом Дед Сарай. Сотрудничал с журналом «Ленинград». В 1924 Е.Шварц вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам, многие из которых вспоминали о том, что Е.Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая таким образом новичкам прояснить их индивидуальные возможности и намерения.
ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) - 1924 – 1943 г. В эти годы Е.Шварц был близок к группе ОБЭРИУ. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж» (Рассказ старой балалайки, 1925, и др.), издавал детские книги. Вспоминая общественную обстановку тех лет, Е.Шварц писал: «Противники антропоморфизма, сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что, по их мнению, разрешалось делать детским писателям, это создавать некоторые необязательные довески к учебникам». В такой атмосфере рождалась драматургия Е.Шварца. В 1929 Е.Шварц написал свою первую пьесу "Ундервуд". Сюжет ее прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им. Детский образ, воплощающий в себе дружбу и самоотверженность, благодаря которым развеиваются силы зла, стал сквозным образом пьес Шварца – подобно Марусе из "Ундервуда" и девочке Птахе, героине пьесы "Клад" (1933). В 1934 режиссер Н.Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса "Похождения Гогенштауфена" – сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении, где управделами Упырев оказывался настоящим упырем, а уборщица Кофейкина – доброй феей. Пьеса "Тень" (1940), написанная, как и некоторые другие пьесы Шварца, по мотивам сказок Х.К.Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Шварца к современной теме с «идеологически выдержанных позиций» и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы "Брат и сестра" (о спасении детей со льдины) и "Наше гостеприимство" (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда "Одна ночь" (1942), в которой также не было элементов сказки. В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой "Дракон" (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962. Содержание пьесы не сводилось к победе доброго рыцаря Ланцелота над злым правителем Драконом. Могущество Дракона было основано на том, что он сумел «вывихнуть людские души», поэтому сразу после его смерти началась борьба за власть между его приспешниками, а народ по-прежнему довольствовался своим убогим существованием. Ознакомившись с режиссерской экспозицией "Дракона", сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе... Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, – оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, – зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен». Читатель и зритель пьес Шварца мог делать выводы о позиции автора, исходя из конкретных образов и ситуаций, из последовательного раскрытия драматургом психологии персонажей. При наличии глубокого философского подтекста, пьесы Шварца "Голый король" (1934), "Красная Шапочка" (1936), "Снежная королева" (1938), "Золушка" (1946), "Обыкновенное чудо" (1954) и другие антидидактичны; необыкновенное, сказочное сочетается в них с реальным, узнаваемым. По аналогии с «комедиями характеров» критики называли их «сказками характеров». После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его "Автобиография", написанная в 1949 и изданная в 1982 в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли – и в СССР, и за рубежом.

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) «Обыкновенное чудо», «Золушка», «Тень», «Убить дракона» - любимые всеми с детства кинофильмы, снятые по пьесам Евгения Шварца, «главного сказочника» нашей страны. Его сочинения, созданные в самые мрачные годы советской истории, только притворяются сказками. При внешнем неправдоподобии Шварц с поразительной точностью вскрывает суть миропорядка и человеческих отношений. Автор словно смотрит на человека сквозь увеличительное стекло, поражая читателя насыщенностью действия и мысли, сжатостью диалогов и пронзительной точностью оценок – и все это на фоне безобидных сюжетов андерсеновских сказок. Проживут ли лучшие произведения Шварца еще сто лет? Его сказки – не просто политическая сатира на тоталитарный режим. Шварц писал аллегорически, без политических привязок, что и делает его автором на все времена. И.Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». В.Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». Шварц написал около 25 пьес, не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы "Первоклассница", "Золушка", "Дон-Кихот", в которых снимались блистательные актеры Э.Гарин, Я.Жеймо, Ф.Раневская, Н.Черкасов, Ю.Толубеев и др. Пьесы и сказки:"Обыкновенное чудо" "Дракон""Голый король""Тень""Повесть о молодых супругах""Снежная Королева" "Два клёна""Золушка" "Красная Шапочка" "Два брата" "Сказка о потерянном времени" "Рассеянный волшебник"
Стихотворения: «Бессмысленная радость бытия…» Бессонница («Томит меня ночная тень…») В трамвае («Глядят не злобно и не кротко…») «…Прощай, дерево…» Случай («Был случай ужасный - запомни его…») Страшный суд («Поднимается в гору…») Юрию Герману («Ты десять лет назад шутил, что я старик…») «Я прожил жизнь свою неправо…»
Литературное наследие Е.Л.Шварца. "Приключения Шуры и Маруси" (1937); "Чужая девочка" (1937); "Новые приключения Кота в сапогах" (1937); "Красная Шапочка" (1937); "Золушка" (1938); "Снежная королева" (1938) «Сказка о потерянном времени» (1940); «Сказка о храбром солдате» (1946); «Два клёна» (1953).
Сказки для детей Е.Л. Шварца.«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом» Мальчики и девочки, маленькие лентяи и бездельники, теряли понапрасну время. Злые волшебники, ой, как хотели помолодеть. И вот свершилось злое колдовство – мальчики и девочки стали старичками, а старые волшебники помолодели. Когда дети столкнулись с жизненными вопросами: те, кто стар, уже мудр, чего-то добился в жизни, а они могли так и остаться неучами, растерять всех друзей, все прелести школьной поры и молодой жизни, пришлось бороться за то, чтобы вернуть себе украденные годы.Конец у сказки поучительный и добрый: пришлось детям найти друг друга и успеть к полночи добежать до лесной избушки, перевести стрелки назад. Школьники вернули свою молодость, и получили настоящий урок для дальнейшей жизни.
"Сказка о потерянном времени"(1940). Фильм на все времена.«Ска́зка о поте́рянном вре́мени» - фильм по мотивам сказки Евгения Шварца. Снят в 1964 году. Фильм на все времена. Сценарии, созданные Е.Л.Шварцем. 1930 - Настоящие охотники. 1931 - «Товарный 717». Немой фильм. Соавтор В.Петров. 1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым).1936 - На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым).1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым).1938 - Доктор Айболит.1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского.1947 - Золушка (сценарий 1945 года).1948 - Первоклассница.1957 - Дон-Кихот.1959 - Марья-искусница.1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с Николаем Эрдманом).1966 - Снежная королева. Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Шварц. Его сказки - добрые и открытые людям, как и сам писатель - знает каждый, фильмы, по его сценариям, с детства любимы и вызывают только восторг. Николай Павлович Акимов, первым поставивший все лучшие шварцевские пьесы, говорил, что «у них такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». И это действительно обыкновенное чудо, совершенное необыкновенным человеком и писателем Евгением Шварцем.
В 40-х годах судьба связала Шварца с театром Комедии. Именно для театра Комедии он пишет свои пьесы, которые с колоссальным успехом ставит Николай Акимов. «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» стали одними из лучших спектаклей театра. Сам Акимов старается всячески способствовать написанию новых произведений. Иногда Николаю Павловичу приходилось запирать Шварца в комнате, чтобы тот, от рождения немного ленивый и неторопливый, а главное, не любивший ничего планировать, садился и писал новые пьесы. «Шварц - явление исключительное и драгоценное, - говорил Акимов. - Это я заключил рано и тогда же понял, что иметь с ним дело трудно из-за его неорганизованности - он не признавал плана и не умел его сочинить. План рождался по мере писания диалога, и тогда же возникали непредусмотренные логикой ходы и даже персонажи».
Е.Л.Шварц и театр. Е.Л.Шварц и театр. "Странности, забавности текста Шварца были плодом его непрерывных устных упражнений с друзьями. Он был лентяем - писал по необходимости. Обожал болтать и пить чай с друзьями. Будучи очень целомудренным человеком, не был ханжой. Все поколения обожали его" - такую характеристику дает великий режиссер Шварцу. Евгения Львовича постоянно просили создавать советские пьесы. Он пытался, но ничего путного не получалось, так как, видно, Шварц не был способен описывать жестокую действительность, она никак не входила в рамки его широкой фантазии, дара все воспринимать сказочно и необыкновенно. Наверное, поэтому Шварц нашел такое соприкосновение с сказками Андерсена. «Тень» открыла собой жанр философской сказки, а спектакль по этой пьесе стал своеобразным символом театра Комедии, как в свое время «Чайка» во МХАТе. Шварц умел увидеть ироничное и забавное в любой ситуации. Это роднило его с Акимовым, обладавшим ясным и острым умом. Именно Акимову принадлежит идея создания самых любимых и знаменитых сказок - «Тень» и «Дракон». С Акимовым Шварца также объединяет общая работа над фильмом «Золушка», инициатором создания и художником которой был сам Николай Павлович. Я «не волшебник, я только учусь», - эти слова Шварца навсегда запечатлелись в нашем уму. На кинопленке запечатлены и другие произведения по сценариям Шварца. Это любимые всеми фильмы «Снежная королева», «Убить дракона», «Тень», «Обыкновенное чудо». Из всего сказанного о Шварце можно заключить следующее: «Великая объединяющая сила сказочного мира не слабеет… Он сам собою, по всем законам, сказочным и жизненным, включился в борьбу… За силы созидающие - против сил разрушительных» - эти слова, когда-то сказанные Шварцем о Г.Х. Андерсене, с полным правом можно отнести и к нему самому. Театральные постановки. Ленинградский ТЮЗ1929 - Ундервуд - режиссёры А. Брянцев и Б.Зон.1933 - Клад- режиссёр Б. Зон.1939 - Снежная королева - режиссёр Б. Зон Кот в сапогах - режиссёр П. Вейсбрём. 1954 - Два клёна - режиссёр П. Вейсбрём.Театр Комедии1940 - Тень - режиссёр Н. Акимов.1941 (12 августа) - Под липами Берлина - режиссёр Н. Акимов.1962 - Дракон - режиссёр Н. Акимов.Центральный детский театр1948 - Снежная королева – режиссеры О. Пыжова, Б. Бибиков.Снежная королева - режиссёр А. Некрасова. Театральные постановки. Московский Театр киноактёра1956 - Обыкновенное чудо - режиссёр Э. Гарин.Московский театр «Современник»1960 - Голый король - режиссёр О. Ефремов.Московский драматический театр имени К. С. Станиславского1960 - Снежная королева - режиссёр Е. Завадский.Московский театр музыки и драмы Стаса НаминаСнежная королева - режиссёр Г. Карпов.«Свободный Театр»2003 - «Голый Король» - по сказкам Ганса-Христиана Андерсена и пьесе Е. Шварца, режиссёр А. Артименьев. Театральные постановки. Театр «МЕЛ»1994 - Снежная королева (спектакль театральной студии).2005 - Снежная королева - режиссёр Е. Махонина.2006 - Сказка о потерянном времени - режиссёр Е. Махонина.2010 - Голый король - режиссёр А. Асташкина (спектакль театральной студии).Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой2006 - Дракон - режиссёр В. Мирзоев.Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова2008 - Тень - режиссёр А. Назаров.2011 - Золушка - режиссёр А. Назаров.Немецкий театр1947 - Тень - режиссёр Густаф Грюндгенс. Экранизации произведений Е. Л. Шварца. 1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро.1959 - Марья-искусница - режиссёр Александр Роу.1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга».1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Эраст Гарин и Хеся Локшина.1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария Владимир Лифшиц, режиссёр Александр Птушко.1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский.1971 - Тень - авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, режиссёр Надежда Кошеверова.1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров.1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brьder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клена».1988 - Убить дракона - авторы сценария Григорий Горин, Марк Захаров, режиссёр Марк Захаров.1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн.1991 - «Тень, или Может быть, все обойдется». По мотивам пьесы «Тень». автор сценария и режиссёр Михаил Козаков, композитор Владимир Дашкевич. Пьеса Е.Шварца "Дракон" (1942-1944). Это история о странствующем рыцаре Ланцелоте - чудаке без шлема и шпаги - бесстрашном и одержимом идеей совершать подвиги во благо человечества, снова вышедшем на тропу войны с силами зла. Но вся суть в том, что непонятно, кто все же стоит в этот раз у него на пути - трехглавое чудовище, 400 лет терроризирующее город, или же сами люди - жители этой мрачной местности, чьи сердца совсем недавно бились хоть неровно, но трепетно, хоть и сбивчиво, но «человечно», ну а теперь поглощены безразличием и отшлифованы лицемерием Дракона. Вопросы для обсуждения. 1.Перечитайте диалог Эльзы, Шарлеманя и Ланцелота за ужином.- Как ведут себя Шарлемань и Эльза в самые страшные часы своей жизни?- Как понимаете реплику Кота: “Самое печальное в этой истории и есть то, что они улыбаются”?2. Перечитайте эпизод вызова Ланцелотом Дракона на бой.- Почему Шарлемань вмешивается в диалог Ланцелота и Дракона?- Как речь и поведение характеризуют Шарлеманя?3. Перечитайте диалог Эльзы и Генриха в финале 1-го действия, в начале 2-го действия.- Как ведет себя Эльза в ответ на предложение убить Ланцелота?- Почему она берет отравленный нож с собой?- Какую роль в развитии драматического конфликта и выстраивании характера Эльзы играет эпизод, когда она на глазах ошеломленного чудовища выбрасывает нож в колодец? Вопросы для обсуждения. 3. Сделайте вывод: Как Эльза и Шарлемань относятся к власти Дракона? - Как горожане относятся к власти Дракона? -Как ведут себя горожане накануне боя? Что говорят? Как это их характеризует?- Как встретили горожане победу Ланцелота? Что говорят? Как это их характеризует?- Как горожане относятся к власти Дракона? Что случилось с их душами?-Как Генрих и Бургомистр относятся к власти Дракона? 4. Как ведут себя Генрих и Бургомистр после победы над Драконом? Как это их характеризует?2. На чем держалась власть Дракона? Почему горожане не сопротивляются абсурду, неправде, несправедливости? Пьеса "Тень" (1940), написанная
Пьеса "Тень" (1940), написанная по мотивам сказок Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире.
Пьеса "Тень" (1938-1940). Это история о том, как Тень ушла от Ученого и начала головокружительную карьеру, в конечном счете получив власть. Завладев Принцессой - невестой Ученого - оклеветав его и заставив отвернуться от него друзей, Тень так и не смогла победить чистую и наивную, добрую и честную душу Ученого. Это сказка о том, как доброта и любовь могут победить бездушное и нечеловечное в любом из нас.
Пьеса "Тень" (1938-1940). Вопросы для обсуждения. Кто главный герой пьесы "Тень". Имеет ли значение, что второе действующее лицо названо "тень"? Какими средствами создается характер героя драматического героя? Какой главный? Почему? Имеет ли возможность сам автор дать своему герою характеристику в пьесе. Почему? Почему пьеса так называется? Что вынесено в заглавие идея или тема? Пьеса "Обыкновенное чудо" (1944-1945). Волшебное чудачество таково: превратить медведя в прекрасного юношу, да и посмотреть, чем дело кончится. А что, если его полюбит принцесса? Но где это видано, чтобы единственная наследница престола, дочь взбалмошного короля-отца, всегда окруженная свитой, взращенная в богатстве и атмосфере дворцового лицемерия, влюбилась, да еще и в... медведя?! Ведь если полюбит заколдованного юношу кто-то из племени человеческого, то придется возвратиться ему в царство зверей. Что же может спасти ситуацию? Элементарно! Нужно всего лишь обыкновенное чудо! Афоризмы Евгения Львовича Шварца. Деревья и те вздыхают, когда их рубят. Все мы запутались в своей собственной паутине. Есть вещи более сильные, чем деньги.Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди! Мы, настоящие феи, до того впечатлительны, что стареем и молодеем так же легко, как вы, люди, краснеете и бледнеете. Горе старит нас, а радость - молодит. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! Любовь помогает нам делать настоящие чудеса. Е.Л.Шварц – великий русский драматург. В последние годы писатель жил в Комарово под Ленинградом. Незадолго до смерти переехал в Ленинград, где и умер 15 января 1958 года. Похоронен на Богословском кладбище, рядом в 1963 году была похоронена его жена - Е.И. Шварц (1903-1963). Могилу драматурга отыскать непросто, особенно не зная, как выглядит надгробие. В дальнем конце Богословского кладбища, прямо на узенькой Невской дорожке, находятся два одинаковых белых креста - могилы Е.Л. Шварца и его жены.

Еще одна статья, посвященная нетрадиционным урокам литературы в форме литературной гостиной, представляется Вашему вниманию на страницах . Если в предыдущей статье мы обсуждали сценарий литературной гостиной - , то здесь речь пойдет о методической разработке мультимедийного занятия и презентации к нему на тему .

В этом году исполнилось 55 лет со дня смерти выдающегося сказочника, писателя и драматурга Е.Л. Шварца. К сожалению, о творчестве Шварца Евгения Львовича в современной школьной программе упоминается лишь вскользь, когда изучается обзорная тема, посвященная литературному процессу 30-50 гг.

Евгений Львович Шварц
(1896—1958)

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — краткое описание

На вступительном этапе организационного момента, учитель приветствует присутствующих на мероприятии и объявляет тему занятия под музыку из кинофильма «Обыкновенное чудо» .

Теперь можно предоставить слово ведущим, которые расскажут, заранее подготовившись, о жизни Евгения Шварца, поведав самые важные факты из биографии драматурга. После рассказа внимание класса переключаем на вальс, который подготовит пара учащихся, обладающая танцевальными навыками.

Произведя эмоциональное воздействие на учащихся музыкальным номером, переходим к фрагменту из пьесы-сказки «Тень» , созданной Шварцем в преддверие Великой Отечественной войны в 1940 году, и имевшая большой успех.

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — о сказке «Дракон»

Актуальным на этом этапе урока является продолжение рассказа о жизни Шварца, о его попытке записаться в ряды народного ополчения в начале войны, о жизни в блокадном Ленинграде, эвакуации вместе с Театром комедии Н. Акимова в Таджикистан, где и написал он сказку «Дракон» .

Однако в послевоенные годы эту пьесу играть запретили, усмотрев в ней антисоветскую сатиру. Играть разрешили только в 1962 году, уже после смерти автора. Знакомим ребят с отрывком из пьесы «Дракон» , демонстрируя некоторые особенности сатирических образов Евгения Шварца.

В этой пьесе автор рассказывает об отвратительном Драконе, который принимает различные облики и владычествует над городом более четырехсот лет. Многие считают сейчас, что пьеса «Дракон» — сатира на Сталина. Другие, отмечают, что Шварц никогда не решился бы смеяться над Сталиным и повествует о человеческой натуре, в которой изначально заложена возможность существования тоталитаризма.

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — о пьесе «Обыкновенное чудо»

Ведущие продолжают рассказ о жизни Шварца, описывая его деятельность в послевоенные годы. Самым примечательным в этот период становится начало его работы над произведением, которое больше всего похоже на судьбу автора. На протяжении целых десяти лет Евгений Шварц работал над «Обыкновенным чудом» , и лишь в 1956 году пьеса была поставлена.

Кадр из фильма-сказки «Сказка о потерянном времени» (1964)

После исполнения «Песни волшебника» и отрывка из пьесы «Обыкновенное чудо» , читается стихотворение Шварца Евгения Львовича «Меня Господь благословил идти...» .

В заключение необходимо перечислить самые значимые произведения из литературного наследия замечательного драматурга и писателя. Это и пьесы, и стихи, и сказки, на одной из которых останавливаем внимание школьников – «Сказка о потерянном времени », поскольку наверняка с ней они все знакомы и сама история весьма поучительна, в принципе, как и большинство произведений Шварца.

Эпилогом занятия выбраны афоризмы, взятые из многочисленных произведений Евгения Львовича, также не потерявшие актуальность в сегодняшний день. В начале статьи Вы можете скачать полный текст сценария литературной гостиной и саму презентацию к ней. Увидеть же презентацию «Литературная гостиная: Творчество Е.Л. Шварца» можно ниже ↓

\ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий для школы "Сказка о потерянном времени" (Е. Шварц)

Сценарий разработала и прислала: Галина

Действующие лица:

Волшебники:

  • Василий Перфирьевич-(В.П. )
  • Михаил Михайлович-(М.М. )
  • Мария Ивановна-(М.И. )

Дети:

  • 1 мальчик-(1м. )
  • 2 мальчик-(2м. )
  • девочка-(Д. )

Другие:

  • Милиционер-(Мил. )
  • Женщина-(Ж.)
  • Дедушка-(Дед. )
  • Таня-(Таня)
  • Коля-(Коля)

Действие 1.

(Сказочный лес. Волшебники идут друг за другом и поют песню.)

Песня волшебников.

Кое-где кое-кто с кой-каким портфелем Шёл однажды кое-как в кой-какую школу, Шёл однажды кое-как и ловил ворон, А за ним - тик-так, тик-так - времени вагон! Припев: А мы всё время убиваем время, Проматываем, прожигаем время. А где берём всё время это время - Об этом мы не скажем никому! И пока ловил ворон кое-кто с портфелем, Кое с чем украл вагон кое-кто с бородкой, А бородку-то ему дал на память он, Чтобы было кой-кому чем ловить ворон! Припев.

(Волшебники шепчутся.)

В.П . - Сверим часы. Пошли!

(Расходятся в разные стороны.)

Действие 2.

Перед школой. Звонок на урок. Ученики бегут в школу.

1 м . - Зубрилы побежали!

(1м. и девочка расходятся в разные стороны. Девочка играет в классики.)

М.И. подглядывает за девочкой.

Появляется 2 м. и разбивает стекло из рогатки. Старик (М.М. ) подглядывает.

1м. кривляется перед витриной. К нему подходит В.П.

В.П. - Ты чего тут делаешь?

1 м. - Я? Ничего.

В.П. - Совсем ничего?

1 м. - Совсем.

В.П. - Совсем, совсем, совсем ничего не делаешь?

1 м. - Да ничего я не делаю.

В.П. - Вот и хорошо. Вот и отлично. Спасибо тебе, мальчик, большое спасибо.

В.П. жмёт руку 1 м. и они превращаются друг в друга.

1 м. - Вот это да! Дяденька, вы фокусник?

В.П. - Фокусник, фокусник. А ну, закрой глаза - ещё не то увидишь!

(1 м. закрывает глаза. В.П. уходит.)

1 м. - Пора? Дяденька, пора?

Пора - не пора, открываю глаза! (замечает бороду)

Ой! Что это? Ой!

(Бежит к милиционеру)

1 м. - Дяденька, кто я?

Милиционер - Простите, дедушка, не понял?

(1 м. разворачивается и уходит, плача. Садится на скамейку. К нему подходит М.И. - девочка.)

М.И. - Что, допрыгался?

1 м. - Дяденька, это Вы?

М.И. - Дяденька? А с тобой который работал?

1 м. - Где он, который худой?

М.И. - Слушай меня. Ты как ленился? Я спрашиваю - время ты как профукивал?

1м. - Да ничего я не делал! Я с отражением играл.

М.И. - Да ты что! А во что?

1м. - Во всё. Язык ей показывал.

М.И. - Надо-же! Талантливо! А моя бездарь - на одной ножке скакала.

(Бежит девочка, превращенная в старуху.)

Д. - А ну, держи её! Держи, кому говорю?

(М.И. из-за угла)

М.И. - Привет бабушке!

Д. - Лопух! Растяпа!

1м. - Ты чего?

Д. -Расчевокался! Кричали тебе - держи.

1м. - А чего она такого сделала?

Д. - Тебе-то ничего, а мне - чего. Я какая? Видишь?

1м. - Противная.

Д. - Что?

1м. - А какая?

Д. - Старая. А какая была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Нормальная - молодая. А какая она была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Старая! А какой сделалась?

1м. - Слушай! Мой тоже стариком был. И тоже молодым стал. А я?

Д. - Я? Я? Давай - за мной!

(Уходят)

Д. - Умные какие - детей в стариков превращать! Со мной такие фокусы не пройдут!

1м. - Точно! И у меня фокусник был.

(Подходят к забору. За ним - стройка. Смотрят в дырку в заборе. Разбивается стекло. Бежит М.М. с рогаткой. За ним милиционер. М.М. пролезает в забор.)

Мил. - Где мальчик?

1м. - Там. В лесу.

Д. - Какой он мальчик? Он один из них. Ловите его.

(Мил. смотрит через забор - стройка.)

Мил. - Да где ж там лес-то? Эх, старость - не радость.

(Дети проверяют)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Дошло.

Д. - А до меня - нет. Лезь за мной.

1м. - Страшно!

Д. - Ну, где ты там? Давай быстрее сюда. Ты что, хочешь навсегда стариком остаться?

(1м. перелезает через забор. Они оказываются в сказочном лесу)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Нет.

Д. - Они здесь живут.

Видишь, как намусорили? Что, у них, дежурных что ли нету?

(Подходят к часам, которые идут в обратную сторону)

Действие 3.

(В доме волшебников)

В.П. - Вы меня просто удивляете, Марь Иванна! Какое легкомыслие - подойти и выболтать все наши секреты.

М.И. - Да будет Вам, Василий Парфирьич.

М.М. - (поет) А мы всё время

Убиваем время…

В.П. - Михал Михалыч, ну прекратите, наконец, своё дурацкое пение.

Вы, Марь Ивана, простите, только о себе думаете. Вы же ему подсказали, что мы его время украли. Более того - Вы ему самую суть раскрыли.

М.И. - Это какую же, какую?

М.М. - (поет) А вот какую (2 раза)

Я вот кукую (2 раза)

В.П. - Это я или Вы спрашивали его - как он ленился? Это я или Вы дали ему возможность догадаться, что только у лентяев и можно украсть время?

М.М. - (поет) Только у лентяев (2 раза)

Можно времечко украсть.

В.П. - Михал Михалыч, да прекратите Вы своё пение или нет?

М.М. - (поет) Лопнуло терпение -

Прекращаю пение. (разбивает стекло в домике)

В.П. - Намёк я Ваш понял, Михал Михалыч, но между прочим колотить стёла и витрины лучше в лесу, а не в городе, где мы с вами работаем, и где сегодня Вы троих навели на наш след. А что, если они сюда заявятся? А?

М.И. - Ну и зануда Вы, Василий Парфирьич.

В.П. - А. Так, по-вашему я - зануда?

М.И. - Да, да!

В.П. - А знаете ли вы, что лентяи сейчас на вес золота? Это вам не 10 лет назад! Лентяй другой пошёл. Он для чего с уроков удирает? Чтобы в окна из рогатки стрелять? Нет, дорогие, нет! Он теперь хобби занимается.

М.И. - Ха-ха-ха! Хобби!

В.П. - Разве с таким лентяем поработаешь? Он тебе ни минуты не даст.

М.И. - Да ну Вас! В кои-то веки я с лоботрясом поговорила - а уж крику-то, крику! Что же по-вашему - они вот так прямо и догадались, что надо найти третьего, попасть в кой-какой тупик, кой на что влезть, и кой куда заглянуть. Найти в кой-каком лесу кой-какую избушку и кой-какие часы перевести в кой-какую сторону. Тьфу! С Вами сама занудой станешь.

М.М. - А пробьёт 12 (2 раза)

Их время станет нашим навсегда! (разбивает стекло)

Д. - Попасть в кой-какой тупик.

1м. - Попали.

Д. - Залезть кой-куда.

1м. - На забор.

Д. - Кой-куда спрыгнуть.

1м. - В лес.

Д. - Найти кой-какую избушку.

1м. - Нашли.

Д. - И кой-какие стрелки перевести в кой-какую сторону. За мной!

1м. - Куда?

Д. - Искать третьего.

(убегают)

Действие 4.

(В городе)

Подходят к женщине.

1м. - Простите, дедушка…

Ж. - Кто? Дедушка? Какой я вам дедушка? Ещё скажите - бабушка! Нахальство какое.

Подходят к дедушке.

Д. - Дедушка, Вы настоящий или с Вами тоже работали?

Дед. - Простите, что значит - настоящий? А какой же я, по-вашему, деревянный?

1м. - Настоящий.

Д. - Да.

2м. - (в виде дедушки) А, ну-ка, мальчик, переведи меня через дорогу.

Коля - Пожалуйста.

2м. - Молодец! Иди - уроки учи. Отличником будешь.

2м. - (смеётся) А, ну-ка, девочка, переведи меня на другую сторону.

Таня - Сейчас, дедушка.

2м. - Эх, старших не уважаешь! Торопишься куда-то. С ноги сбиваешься. Веди назад!

(Подходят 1м. и Д. )

Д. - Дедушка шутит. Ты иди, девочка, иди. Мы сами его переведём.

2м. - Эй, старики, вы чего?

(Разговор на скамейке)

2м. - Нет, старики, это не для меня. Кое-куда идти, кое-чего переводить. А для чего? Снова уроки зубрить, контрольные писать, диктанты! Да мне это вот как надоело. Давайте, старики, так - время каждый сам терял - пускай каждый сам себе его и возвращает.

(Все молчат)

Мы что - в молчанку играем?

Ну, как хотите.

Ну, старики, не жмите на психику.

В общем - я пошёл, старики. (Встаёт, делает 2 шага вперёд - оборачивается)

Нет, я серьёзно. Я ведь уйду. Ну, чего расселись - сидите, а время-то не ждёт. Айда в ваше кой-куда!

Действие 5.

(Сказочный лес)

В доме волшебников -

В.П. - (в телефонную трубку) Алло! Вася, это я Парфирьич.

М.И. - (крутит обруч)

М.М. -(бегает с пистолетом) Та-та-та-та-та!

Дети подходят к часам и поворачивают стрелки в обратную сторону. В доме все замирают на месте. Часы бьют 12 раз. Волшебники превращаются в стариков, а дети - в детей.

Дети - (хором) УРА!

Действие 6.

Перед школой. Звенит звонок. Школьники бегут в школу. Сзади идут 2м. , Д, 1м. 1м. останавливается перед витриной и начинает по привычке кривляться. Вдруг видит в отражении бороду.

1м. - Ой! Ой-ой-ой! (бежит в школу) Машет рукой.

22 ноября 2016 года в Детском отделе МБУК «Орловская МЦБ» прошла викторина по «Сказке о потерянном времени», посвящённая 120-летию со дня рождения Е.Л. Шварца.

Каждый знает, что время нужно беречь, а не проводить его впустую. Вспомнить о необходимости бережного отношения к своему времени библиотекари пригласили ребят из 2 «Б» класса МБОУ ОСОШ №1 (классный руководитель Самойленко С.Н.). А помогла им задуматься об этом «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

Заведующая Детского отдела Ичева И.В. познакомила учащихся со сказочником и настоящим волшебником, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Участники встречи рассказали, что они прочитали многие сказки этого писателя, а также ответили на вопрос: «За что вы любите сказки Шварца?» Ребята собирали пословицы, отвечали на вопросы викторины и сделали для себя главный вывод: не нужно понапрасну терять время.

Е.Л. Шварц в книге «Сказка о потерянном времени» соединил мир фантазии и реальности. Ребята активно обсуждали темы, актуальные во все времена и согласились, что данная сказка повествует о детях, которые пренебрежительно относились к своему времени, и практически потеряли его. Ребята рекомендуют прочитать эту сказку всем школьникам, она многому может научить.

Сказки Е.Л. Шварца воспевают самые прекрасные свойства души - верность, доброту, благородство, умение любить близких людей, ценить время.

Большой интерес вызвал просмотренный ребятами мультфильм по сказке Шварца «Два клена».

Ребята с удивлением узнали, что в пьесе Е.Л. Шварца «Красная Шапочка» волк в лесу поставлен на перекрестке, как милиционер-полицейский, чтобы смотреть за порядком, а заяц превращается в преданного рыцаря. Обзорно читатели познакомились с повестями Е.Л. Шварца «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси».

Многие ребята не захотели расставаться с героями произведений Шварца и взяли для самостоятельного прочтения его сказки, что бы вновь оказаться в стране волшебства и приключений.

Заведующая Д.О. Ичева И.В.