Сальвадор Дали: самые известные картины. Дали: творчество

Великий и неординарный человек Сальвадор Дали родился в Испании в городе Фигерас в 1904 году 11 мая . Его родители были очень разные. Мать верила в бога, а отец наоборот, был атеистом. Отца Сальвадора Дали звали тоже Сальвадор. Многие считают, что Дали назвали в честь отца, но это не совсем так. Хоть у отца и сына были одинаковые имена, все же младшего Сальвадора Дали назвали в память о его брате, который умер не дожив до двухлетнего возраста. Это беспокоило будущего художника, так как он чувствовал себя двойником, каким-то отголоском прошлого. У Сальвадора была сестра, которая родилась в 1908 году.

Детство Сальвадора Дали

Учился Дали очень плохо , был балованным и неусидчивым, хотя способности к рисованию у него появились еще в детстве. Первым учителем Сальвадора стал Рамон Пичот. Уже в 14 лет его картины были на выставке в Фигерасе .

В 1921 году Сальвадор Дали уехал в Мадрид и поступил там в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась. Он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования. Он оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться с его товарищами. Там он познакомился с Федерико Гарсиа Лорка и Луисом Бунюэлем.

Учеба в Академии

В 1924 году Дали был исключен из академии за недостойное поведение. Вернувшись туда через год, его снова исключили в 1926 году без права на восстановление. Случай, повлекший за собой эту ситуацию, был просто поразителен. На одном из экзаменов профессор академию попросил назвать 3 самых великих художников в мире. Дали ответил, что не будет отвечать на подобного рода вопросы, потому что ни один преподаватель из академии не имеет право быть ему судьей. Слишком презрительно относился Дали к преподавателям.

А к этому времени Сальвадор Дали уже имел свою собственную выставку, которую посетил сам . Это было катализатором для знакомства художников.

Тесное общение Сальвадора Дали с Бунюэлем вылилось в фильм под названием «Андалузский пес», который имел сюрреалистический уклон. В 1929 году Дали официально стал сюрреалистом.

Как Дали обрел музу

В 1929 году Дали обрел свою музу. Ей стала Гала Элюар. Именно она изображена на многих картинах Сальвадора Дали. Между ними возникла серьезная страсть, и Гала оставила своего мужа, чтобы быть вместе с Дали. В момент знакомства со своей возлюбленной Дали жил в Кадакесе, где купил себе хижину без особых удобств. Не без помощи Галы Дали удалось организовать несколько отличных выставок, которые были в таких городах как Барселона, Лондон, Нью-Йорк.

В 1936 году случился очень трагикомичный момент. На одной из своих выставок в Лондоне Дали решил почитать лекцию в костюме водолаза . Вскоре он стал задыхаться. Активно жестикулируя руками он попросил снять с него шлем. Публика приняла это за шутку, и все обошлось.

К 1937 году, когда Дали уже побывал в Италии, стиль его работ значительно изменился. Уж слишком сильно повлияли работы мастеров Возрождения. Дали изгнали из общества сюрреалистов.

Во время Второй Мировой войны Дали уехал в США, где был узнаваем, и быстро добился успеха. В 1941 году для его личной выставки открыл двери музей современного искусства США. Написав свою автобиографию в 1942 году, Дали почувствовал что он действительно известен, так как книга разошлась очень быстро. В 1946 году Дали сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Конечно, смотря на успех своего бывшего товарища Андре Бретон не мог упустить шанс написать статью, в которой унижал Дали - «Salvador Dali - Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

В 1948 году Сальвадор Дали вернулся в Европу и поселился в Порт-Льигате, выезжая оттуда то в Париж, то обратно в Нью-Йорк.

Дали был очень известным человеком. Он занимался практически всем и был успешным. Все его выставки не сосчитать, но больше всего запомнилась выставка в галерее Тейт, на которой побывало около 250 миллионов человек, что не может не впечатлять.

Умер Сальвадор Дали в 1989 году 23 января после смерти Галы, которая скончалась в 1982 году.

В статье — картины Сальвадора Дали с названиями, а также — творчество Сальвадора Дали, его путь как художника и как он пришел к сюрреализму. Внизу ссылки на более полные сборники картин Сальвадора.

Да, я понимаю, абзац сверху выглядит так, чтобы у вас пошла кровь из глаз, но гугл с яндексом имеют несколько специфические вкусы (если вы понимаете о чем я) и им это зашло хорошо, поэтому что-то менять мне страшновато. Не бойтесь, там дальше хоть и не намного, но лучше.

Творчество Сальвадора Дали.

Cуждения, действия, картины Сальвадора Дали , все носило легкий налет безумия. Этот человек был не просто художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма .

» content=»«/>

Тем не менее, Дали пришел к сюрреализму далеко не сразу. Творчество Сальвадора Дали начиналось прежде всего с увлечения импрессионизмом и изучения приемов классической академической живописи. Первыми картинами Дали были пейзажи Фигераса, где еще не было и следов сюрреалистического видения мира.

Увлечение импрессионизмом постепенно сошло на нет и Дали начал пробовать себя в кубизме, черпая вдохновение из полотен Пабло Пикассо. Даже в некоторых сюрреалистических работах мэтра прослеживаются элементы кубизма. На творчество Сальвадора Дали огромное влияние оказала также живопись эпохи Возрождения. Он много раз говорил, что современные художники ничто по сравнению с титанами прошлого (а еще раньше водка была слаще и трава зеленее, знакомая песня).

Научитесь сначала рисовать и писать как старые мастера, а уж потом делайте, что хотите - и вас будут уважать. Сальвадор Дали

Формирование собственно сюррелистического стиля в картинах Сальвадора Дали началось примерно в одно время с исключением из академии и его первой выставке в Барселоне. Лишь на закате своей жизни Дали несколько отойдет от сюрреализма и вернется к более реалистичной живописи.

Несмотря на напряженные отношения Сальвадора Дали и собственно сюрреалистической тусовки того времени его образ стал олицетворением сюрреализма и всего сюрреалистического в сознании масс. Выражение Дали «сюрреализм это я» в современном мире стало правдой в глазах миллионов. Спросите любого человека на улице, кто у него ассоциируется со словом сюрреализм — практически любой ответит, не задумываясь: «Сальвадор Дали». Его имя знакомо даже тем, кто не совсем понимает значение и философию сюрреализма и тем, кто не интересуется живописью. Я бы сказал, что Дали стал своеобразным мейнстримом в живописи, несмотря на то, что философия его творчества многим непонятна.

Секрет успеха Сальвадора Дали

Сальвадор Дали обладал редким умением эпатировать окружающих, он был героем львиной доли светских бесед своей эпохи. О художнике говорили все, от буржуа до пролетариата. Сальвадор был, пожалуй, лучшим актером из художников. Дали смело можно было назвать гением пиара, как черного так и белого. Сальвадор обладал великолепным умением продавать и продвигать себя, как бренд. Картины Сальвадора Дали являлись воплощением экстравагантной личности, странные и сумасбродные, представляющие собой неконтролируемый поток подсознания и обладающие своеобразным узнаваемым стилем.

Кстати, ранние работы Дали очень похожи на картины Ив Танги, я бы не отличил. Кто у кого заимствовал — непонятно, система одна бабка сказала утверждает, что как раз Дали позаимствовал стиль у Танги (но это неточно). Так что — воруй убивай заимствуй с умом и ждет тебя успех. Впрочем, не столь важно кто был первым (а первым был в подобном стиле Макс Эрнст — именно он придумал тщательно выписывать шизоидные образы). Именно Сальвадор, благодаря своему художественному мастерству, развил и полностью воплотил идеи сюрреализма.

11 мая 1904 в 8 часов 45 минут в Испании в Каталонии (северо-восток Испании), Фигуэресе появился на свет маленький Дали. Полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч. Родители его дон Сальвадор Дали-и-Куси и донья Фелипа Доменеч. Сальвадор по-испански означает "Спаситель". Назвали Сальвадора в честь его умершего брата. Он умер от менингита за год до рождения Дали в 1903г. Так же у Дали была младшая сестра Анна-Мария, которая в будущем будет образом многих его картин. Воспитывали родители маленького Дали по разному. Поскольку уже с детства он выделялся импульсивным и эксцентричным характером, отец буквально приходил в бешенство от его выходок. Мама же напротив, разрешала ему абсолютно все.

Я пи сался в постель чуть ли не до восьми лет - только ради своего удовольствия. В доме я царил и повелевал. Для меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не молились на меня (Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим)

Желание к творчеству у Дали проявлялось с раннего детства. Лет с 4х он уже начина с усердием, не бывалым для ребенка, рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность во власти. Одев на себя маскарадный костюм короля, он получал огромное удовольствие от своего вида. Ну а первую картину он нарисовал, когда ему было 10 лет.Это был небольшой пейзаж в импрессионистском стиле, нарисованный масляными красками на деревянной дощечке. Затем Сальвадор стал брать уроки рисования у профессора Жуана Нуньеса. Таким образом, в 14 лет можно было с уверенностью видеть талант Сальвадора Дали в воплощении.

Когда ему почти исполнилось 15 лет, Дали выгнали из монашеской школы за плохое поведение. Но для него это крахом не было, он отлично сдал экзамены и поступил в институт. В Испании институтами назывались школы среднего образования. А в 1921 году он закончил институт с отличными оценками.
После он поступил в Мадридскую Художественную академию. Когда Дали было 16 лет, он начал увлекаться наравне с живописью и литературой, стал писать. Публикует свои очерки в самодельном издании "Студиум". И вообще ведет достаточно активную жизнь. Успел отсидеть сутки в тюрьме за участие в студенческих волнениях.

Сальвадор Дали мечтал создать собственный стиль в живописи. В начале 20х годов он восхищался работами футуристов. В это же время он заводит знакомства со знаменитыми поэтами того времени (Гарсиа Лорка, Луис Бонюэль). Отношения между Дали и Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки "Ода Сальвадору Дали", а в 1927 году Дали разработал декорации и костюмы для постановки "Марианы Пи-неды" Лорки.
В 1921 году умирает мать Дали. Отец позже жениться на другой женщине. Для Дали это выглядет как предательство. Позже в своих работах он отображает образ отца, желающего уничтожить своего сына. На творчество художника это событие положила свой отпечаток.

В 1923 году Дали очень заинтересовался работами Пабло Пикассо . Одновременно начались проблемы в академии. Его отстранили от занятий на год за нарушения дисциплины.

В 1925 году у Дали проходит первая его персональная выставка в галерее Далмау. Он представил 27 картин и 5 рисунков.

В 1926 году Дали совсем перестал прилагать усилия для учебы, т.к. разочаровался в школе. А выгнали его после инцидента. Он не соголасился с решением учителей относительно одного из преподавателей живописи, потом встал и удалился из зала. Сразу началась потасовка в зале. Конечно, Дали посчитали виноватым, хотя он даже не знал о случившемся, в итоге он оказывается в тюрьме, правда не долго. Но вскоре он вернулся в академию. В конце концов, поведение его привело к исключению из академии за свой отказ сдавать устный экзамен. Как только он узнает, что последний его вопрос - вопрос о Рафаэле, Дали заявил: "...я не знаю меньше трех профессоров, вместе взятых, и отказываюсь им отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе. "

В 1927 году Дали едет в Италию, чтобы ознакомиться с живописью Возрождения. Пока он еще не был в группе сюрреалистов, которую возглавлял Андре Бретон и Макс Эрнст, но позже он влился к ним в 1929 г. Бретон глубоко изучал работы Фрейда. Он говорил о том, что обнаружив скрытые на подсознании невыраженные мысли и желания, сюрреализм мог создать новый образ жизни и способ ее восприятия.

В 1928 году он уезжает в Париж, на поиски себя.

В начале 1929 года Дали попробовал себя в качестве режиссера. Вышел первый фильм по его сценарию Луиса Бонюэля. Фильм назывался "Андалузский пес". Что удивительно, сценарий фильма был написан за 6 дней! Премьера была нашумевший, так как фильм сам по себе был очень экстравагантным. Считается классикой сюрреализма. Состоял из набора кадров и сцен. Это был небольшой короткий фильм, задуманный чтобы задеть за живое буржуазию и высмеять принципы авангарда.

В личной жизни у Дали до 1929 года не было ничего яркого и знаменательного. Конечно, он гулял, были многочисленные связи с девушками, но они далеко никогда не заходили. И вот как раз в 1929 году Дали по-настоящему влюбился. ЕЕ звали Елена Дьяконова или Гала. Русская по происхождению, была старше его на 10 лет. Она была замужем за писателя Поля Элюара, но их отношения уже шли к распаду. Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность - это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни. Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови . (Тайная жизнь Сальвадора Дали)

Познакомились они, когда Дали вернулся в Кадакес для работы над выставкой своих картин. Среди гостей выставки был Поль Элюар со свой тогда еще женой Галой.Гала стала вдохновителем Дали во многих его работах. Он рисовал ее всевозможные портрет, а так же на основании их отношений и страсти различне образы."Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия" . Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого человека.

Дали писал в абсолютно неповторимом стиле. Вроде бы он рисовал образы, известные каждому: животных, предметы. Но компоновал он их и соединял совершенно немыслимым образом. Мог соединить туловище женщины с носорогом, например, или расплавленные часы. Дали сам назовет это "параноидально-критическим методом".

1929 год у Дали первая персональная выставка в Париже в галерее Гемана, после которой он начал свой путь к вершине славы.

В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как и "Постоянство памяти" . Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.

В 1932 году проходит премьера второго фильма по сценарию Дали "Золотой век" в Лондоне.

В Гала разводится с мужем в 1934 году и выходит замуж за Дали. Это женщина была на протяжении всей жизни Дали его музой, божеством.

Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин "Метамарфозы Нарцисса" , тут же появляется одноименная книга.
В 1939г Дали серьезно ссориться с отцом. Отец был недоволен связью сына с Галой и запретил Дали появляться в доме.

После оккупации в 1940 году из Франции Дали переезжает в США в Калифорнию. Там он открывает свою мастерскую. Там же пишет свою саму знаменитую книгу "Тайная жизнь Сальвадора Дали". После женитьбы с Галой Дали уходит из группы сюрреалистов, т.к. взгляды его и группы начинают расходиться. "Мне совершенно наплевать на сплетни, которые может распускать на мой счет Андре Бретон, он просто не хочет простить мне того, что я остаюсь последним и единственным сюрреалистом, но надо же все-таки, чтобы в один прекрасный день весь мир, прочитав эти строки, узнал, как все происходила на самом деле. " ("Дневник одного гения").

В 1948 году Дали возвращается на родину. Начинает увлекаться религиозно-фантастической тематикой.

В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.

В 1956 году у Дали начался период, когда вдохновителями в его вторчесвте была идея Ангела. Бог для него есть понятие неуловимое и не поддающееся никакой конкретизации. Бог для него не является и понятием космическим, ведь это накладывало бы на него определенные ограничения. Дали видит Бога в совокупности противоречивых мыслей, которые невозможно свести ни к какой структурированной идее. Но Дали действительно верил в существование ангелов. Об этом он говорил так: "Какие бы ни выпадали на мою долю грезы, они способны доставить мне удовольствие лишь в том случае, если обладают полной достоверность. Следовательно, если уж я испытываю такое наслаждение при приближении ангельских образов, то у меня есть все основания верить, что ангелы существуют на самом деле. "

Тем временем, в 1959 году, посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как "Загадка Вильгельма Телля" и "Вильгельм Телль".

В основном Дали работал по нескольким тематикам: параноидально-критический метод, фрейдистско-сексуальная тема, теория современно физики и иногда религиознае мотивы.

В 60х годах отношения между Галой и Дали дали трещину. Гала попросила купить другой дом, дабы съехать. После этого их отношения уже были лишь остатками прошлой яркой жизни, но образ Галы никогда не покидал Дали и продолжал оставаться вдохновитетем.
В 1973 году В Фигуэрасе открывается "Музей Дали" невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.
В 1980 году у Дали начались проблемы со здоровьем. Смерть Франко, главы государства Испании, потрясла и испугала Дали. Врачи подозревают у него болезнь Паркинсона. Отец Дали умер от этой болезни.

В 1982 году 10 июня умерла Гала. Для Дали это был страшнейший удар.В похоронах он не участвовал. Говорят, Дали вошел в склеп только через несколько часов. "Посмотри, я не плачу", - все что он сказал. Смерть Галы для Дали стала огромным ударом в его жизни. То что потерял художник с уходом Галы, было известно только ему. Он ходил в одиночестве по комнатам их дома, говорил что-то о счастье и о красоте Галы. Он перестал рисовать, часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.
Последняя работа "Ласточкин хвост" была закончена в 1983 году.

В 1983 году самочувствие Дали вроде как поднялось, он стал выходить прогуливаться. Но эти изменения были недолгими.

30 августа 1984г случился в доме Дали пожар. Ожоги на его теле охватили 18% поверхности кожи.
К февралю 1985 года самочувствие Дали снова пошло на поправку и он даже давал интервью в газету.
Но в ноябре 1988 года Дали положили в больницу. Диагноз - сердечная недостаточность. 23 января 1989 года Сальвадора Дали не стало. Ему было 84 года.

По его прошению, тело было забальзамировано и в течении недели находилось в его музее. Похоронили Дали в самом центре его же музея под простой плитой без надписей. Жизнь Сальвадора Дали всегда была яркой и насыщенной, сам по жизни отличался своим неординарным и экстравагантным поведением. Менял необычные костюмы, фасон усов, постоянно восхвалял свой талант в написанных книгах ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь Сальвадора Дали"). Был такой случай, когда он в 1936г читал лекции в Лондон Групп Румз. Она проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов.Дали появился в костюме водолаза-глубоководника.


Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Сальвадор Дали и Пабло Пикассо - два великих испанца - оставили в тени своей мировой славы многих мастеров искусства ХХ века. Ни о ком так много не писали, не говорили, не спорили, как о них; никто не может сравниться с ними по количеству книг, альбомов, брошюр, статей, опубликованных о творчестве этих двух титанов.

Казалось бы, ничто не предвещало в ранних работах молодого Сальвадора появления грандиозного таланта, затмившего своим эпатирующим, взрывным, чудодейственным искусством все, что можно было бы вообразить. Нет такой силы, которую и сейчас можно было бы противопоставить его фантасмагориям.

Первая ретроспективная выставка произведений Дали из собрания Фонда «Гала-Сальвадор Дали. Фигерас» в Москве, в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые так масштабно представила российской публике его творчество. Она стала праздником, открытием феномена выдающегося мастера для всех поклонников, адептов и даже недавних хулителей «сюрреализма».

О нем уже так много написано, что вряд ли кто-то возьмет на себя смелость прибавить к десяткам тысяч страниц уже напечатанных текстов что-то новое, но все же творчество Дали неисчерпаемо, оно остается загадкой, таинством «одного» гения. Для чуткого сердца и пытливого ума оно неиссякаемый источник фантазии и вдохновения. Еще не раз мы будем задаваться вопросом: в чем же феномен его искусства, судьбы, личности, — и каждый из нас будет искать свой собственный ответ.

Универсальный дар Сальвадора Дали, предназначение таланта оракула и мастерства демиурга повергали в смятение, вызывали восторг и гнев, вселяли одновременно надежду и разочарование.

Позволим себе некоторую вольность в ответе на бесконечное множество вопросов, возникающих по поводу этого Дон Кихота двадцатого столетия относительно его феномена, в чем же тайна, один из секретов гения Дали. Мне представляется, что в жизни великого каталонца самую значительную роль играла его Муза — Гала — Елена Дмитриевна Дьяконова (в девичестве). Именно ей, неординарной русской женщине он, по собственному признанию, был обязан всем, что сделало его одним единственным гением среди всех других современников. Своим появлением в жизни Дали она, Гала, как ее нарек первый супруг, поэт Поль Элюар, что в буквальном переводе с французского на русский означает «праздник», пробудила и обострила в нем сверхчувственную интуицию, помноженную на комплексы, вселила веру в его уникальную непревзойденность и мессианское предназначение. Вероятнее всего, она познакомила его с литературным наследием Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, о последующем влиянии которых можно лишь догадываться и выдвигать самые невероятные версии. Ей суждено было стать для гения не только моделью, матерью, женой и любовницей, но и его Alter Ego, полноценным соавтором, о чем красноречиво свидетельствует двойная подпись Гала-Дали, появившаяся на его картинах. Елена Дьяконова развивала в нем чудодейственный дар виртуозного рисовальщика, мастера композиции и цвета; возможно, многие мотивы, сюжеты и сценарии его полотен были подсказаны ею. Но это только предположение.

В нем органично уживались религиозный дух и рассудочное, материалистическое сознание; он был уникальным импровизатором и расчетливым прагматиком. Своими инсталляциями, арт-объектами, сценическими акциями, живописными и графическими образами Дали не развлекал публику, а гипнотизировал ее. В своих произведениях он превращал ироническую фабулу в гротеск. Несравненный колорист и рисовальщик постоянно удивлял зрителей неуемной фантазией и виртуозностью осуществления, всегда интригующего замысла. Он никому не льстил, за исключением той Музы, мадонны, которую боготворил всю жизнь, хотя в его окружении были самые достойные люди целой эпохи, такие как Пабло Пикассо, Луис Бунюэль, Гарсиа Лорка, Гийом Апполинер, Рене Магритт, Андре Бретон...

В микрокосме ранних, небольших, а порой миниатюрных по формату произведений Дали содержится необъятная, вселенская бездна чувств и мыслей автора, будоражущая фантазию множеством ассоциаций. Его творения — блестящий образец интеллектуальной игры в безрассудство и, вместе с тем, глубоко продуманные вариации и формулы особого философского смысла и масштаба.

На мой взгляд, один из ярких характерных признаков непревзойденного, филигранного профессионального мастерства художника служит для нас возможность не только мысленно, но и фактически увеличивать почти до невероятных пределов как миниатюрные изображения живописца и рисовальщика, так и мельчайшие детали его фантастических композиций.

Брутальность и хрупкость, эпатаж и смиренность — это все он, человек с чувствительной и нежной душой, для которого искусство было не просто формой абсолютного самовыражения, но и средством защиты от мракобесия и ханжества, всезнающего раболепия безнравственных нравственников и непогрешимых грешников. Его видимая дерзость не знала границ, он бросал вызов всему тому, что было ему чуждо, при этом оставаясь личностью легко ранимой. Испанский темперамент помогал ему бороться как с окружающий миром, так и со своими внутренними комплексами.

Автору этих строк посчастливилось первым из российских художественных критиков написать весьма скромные монографические работы, одна из которых была опубликована в 1989-м, другая — в 1992 году. Исключительно из-за смелости, проявленной издательством «Знание» и «Республика», и благодаря огромным, массовым тиражам для публикаций об искусстве, они получили достаточно широкую огласку. Одним из радостных ее результатов стало для меня заочное знакомство с родной сестрой Гала — Лидией Дмитриевной Дьяконовой (в замужестве Яролимек). Упоминаю об этом в знак памяти и благодарности, а также в связи с тем, что она сообщала мне в письмах о своих встречах с Дали и впечатлениях о нем.

Позволю себе дословно привести одну цитату из ее маленького послания, полученного из Вены, где проживала Лидия Дмитриевна: «Теперь появляется много всяких статей и брошюр, полных неправдоподобных историй, пользуясь тем, что он был личностью необыкновенно странной и вызывающей самые разнообразные реакции». В своих воспоминаниях о Дали сестра Гала отмечала его скромность, застенчивость и удивительную отзывчивость, которую он проявлял в семейной обстановке по отношению к немногим, но самым близким его сердцу людям. «При наших же встречах в Париже и в Италии он мог быть самым милым и простым человеком». В этих искренних словах не постороннего человека, как и в других ее высказываниях, она делилась со мной своими жизненными впечатлениями о неизвестном большинству, закрытом от любопытных глаз внутреннем мире Сальвадора Дали, что совпадало с моими домыслами о нем и его творчестве.

Содержание этого более чем скромного посвящения «одному гению» не предполагает описания графических и живописных произведений, представленных в московской экспозиции (кстати, в блестящей дизайнерской подаче Бориса Мессерера). В последнее время появилось немало переводных изданий о творческом наследии Дали, в том числе книг его ближайшего помощника, долгие годы работавшего с ним, основного биографа великого маэстро — Робера Дешарна, а также литературные труды художника в превосходных переводах Натальи Малиновской, которые в полной мере смогут удовлетворить интерес многомиллионной аудитории российских знатоков и любителей искусства.

Духовный, философский, символический смысл творчества Сальвадора Дали обладает магической притягательностью, выходит за условные границы конкретного времени не только потому, что мир созданных им образов обусловлен историческим масштабом художественного мышления, в котором пороки и достоинства человечества, добро и зло, красота и уродство сопрягаются, порождая неимоверную, всепоглащающую энергию провидения. Будучи подлинным творцом, гением, он обладал способностью предчувствовать и предвосхищать, создал свою эстетику смыслов, оживил искусство прошлых эпох и стал предтечей искусства будущего. Декларируя в этом тексте некие постулаты, не станем обольщаться в безукоризненности собственных чувств и восприятия мифа и реальности, отражающих противоречивую суть неведомого и известного.

Наследие Дали огромно, он проявил себя в разных эпостасях святости и грехопадения, в живописи, графике, скульптуре, кино и литературе, в декоративном искусстве и дизайне, стал всеобъемлющей драматической фигурой в художественной культуре ХХ века. Его творчество было, есть и будет непредсказуемым, неподвластным формальному, бесстрастному пересказу. В чем тайна феномена доктрины искусства Дали — покажет Время.

«Исторический сюрреализм» стал одним из самых заметных явлений художественной культуры минувшего столетия. В нем запечатлелась ярко выраженная тенденция к созданию новой мифологии; он изменил и расширил представления о возможностях и формах восприятия современного человека, оказал непосредственное влияние на эволюционные преобразования в искусстве, предвосхитил появление трансавангарда и новейших тенденций постмодернизма. Официальная хронология движения ограничивается 1924-1968 годами: от открытия «Бюро сюрреалистических исследований» и публикации «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона до «Пражской весны» - так, во всяком случае, определяют эти временные границы Ален и Одетт Вирмо.

В своем энциклопедическом исследовании «Мэтры мирового сюрреализма» они писали: «Сюрреализм, бесспорно, как ни одно другое течение, оставил глубочайший след в истории ХХ века. Его впитали в себя, порой невольно, несколько сменивших друг друга поколений, перешагнув рубеж мая 1968г., на всей нашей планете». О чем свидетельствует и творчество отечественных мастеров живописи, скульптуры и графики, которые отнюдь не являются эпигонами, безусловными приверженцами сюрреализма или носителями его постулатов. Применительно ко многим из них вообще неправомерно говорить о каком-либо непосредственном влиянии концепций «чистого психического автоматизма», «параноико-критических доктрин» или другой, условной атрибутики, характерной для оценок этого движения. Конечно, мы находим определенные переклички с наследием Сальвадора Дали, Марселя Дюшана, Рене Магритта, Поля Дельво, Виктора Браунера, Ман Рэя, Макса Эрнста, Хуана Миро в работах целого ряда российских художников послевоенного поколения, что отнюдь не означает их прямой связи с сюрреалистической традицией, а, напротив, свидетельствует о самостоятельной природе подобного феномена. Примером особого отстраненного параллелизма, независимого от зрительских ассоциаций и искусствоведческих сравнений, являются отдельные произведения таких наших мастеров, как Александр Рукавишников, Сергей Шаров, Андрей Костин, Игорь Макаревич, Андрей Есионов, Валерий Малолетков, Константин Худяков. Творчество каждого из них само по себе глубоко индивидуально и обособленно от общих, коллективных тенденций. Вместе с тем мы знаем многих интересных и самобытных авторов, продолжающих, утверждая свое амплуа, разрабатывать сюрреалистические идеи, следуя известным принципам и канонам, что отнюдь не умаляет достоинств их искусства. Это - Евгений Шеф (Шеффер), ныне живущий в Берлине; Виктор Кротов, работающий в Москве и Париже; Сергей Чайкун, Сергей Потапов, Олег Сафронов, Алла Бедина, Михаил Горшунов, Юрий Яковенко, Александр Калугин.

Предрасположенность к фантасмагориям, мистериям, буффонаде, игровой основе творчества позволяет говорить об определенном сюрреалистическом видении мира Александром Ситниковым, опосредованное восприятие действительности в работах Валерия Врадия иными нитями связывает художника с этим явлением в искусстве, как, впрочем, и Владимира Лобанова, но в совершенно другом ракурсе.

В художественной культуре России можно найти немало гениальных примеров сюрреалистического образного мышления, прежде всего в литературе, в наследии Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, Даниила Хармса. Возможно, именно здесь следует искать истоки, корни интерпретационного плюрализма, явившегося одной из побудительных причин возникновения сюрреализма как исторического явления на русской почве.

В отличие от зарубежных авторов, культивирующих различные аспекты, темы и приемы «исторического сюрреализма», у российских преобладают иные эмоционально-смысловые доминанты и ассоциативные ряды. Брутальность, агрессия - непременные составляющие метафизической, оккультной образности в творчестве западных представителей этого движения - у наших мастеров фактически сведены на нет. В работах российских носителей сюрреалистического мышления преобладают иные подсознательные мотивации, ощущения и предчувствия. Их сакральная метапсихоза сопряжена с особой романтической чувствительностью, особым интуитивизмом. В творчестве отечественных последователей сюрреализма, конечно же, присутствуют драматические метаморфозы, которые являются скорее подтверждением жертвенности не во имя, а вопреки установкам на мутацию духовного сознания, на разрушительный пафос агрессивного сопротивления всему сущему. У нас больше сентиментализма, самобичевания и отрешенности, нежели инстинктивного подчинения всех и вся некоей сверхзадаче.

Игровая культура, метафоричность и гротескность русского искусства привносят и в сюрреалистическую стратегию привкус несостоявшихся чувственных ожиданий и желаний, некую пассивную, потустороннюю созерцательность, хотя и не исключающую стихийного бесовства и куража.

Французский литературовед, семиотик, философ Ж. Деррида утверждал: «Буквального значения не существует, его «появление» есть необходимая функция - и ее следует анализировать как таковую в системе различий и метафор». Конечно, в большей степени эти слова относятся к исследованиям литературных текстов, и, все же литературоведческая, лингвистическая, философская методология изучения материала в данном случае представляется приемлемой для понимания наследия сюрреалистического искусства, ключом к толкованию произведений, созданных его родоначальниками и последователями.

В этой связи уместно вспомнить слова Сальвадора Дали. Великий мистификатор, миф и реальность искусства ХХ века писал: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену - получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейсонье. ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛСЯ ДАЛИ. Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит.

И я хочу, чтобы об этом знали. После Поп-арта и Оп-арта появится Арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой «Современным искусством».

Сюрреализм как новое явление художественной культуры стал логическим продолжением дадаизма, поисков особого метаязыка, с помощью которого можно было бы найти объяснение или дать анализ другого языка - предметного. Одна из главных исторических заслуг сюрреализма состоит в том, что он объединил вокруг декларированных идей выдающихся поэтов и художников, кинематографистов и музыкантов, которые олицетворяют великую эпоху «бури и натиска». Это Тристан Тцара и Антонен Арто, Филипп Супо и Андре Бретон, Андре Сури и Луис Бунюэль, Андре Массон и Альберто Джакометти, Ганс Арп и Эрик Сати, Ив Танги и Пабло Неруда, Франсис Пикабиа и Пабло Пикассо, Поль Элюар и Сюзе Такигуши, Сальвадор Дали и Рене Магритт, Макс Эрнст и Ман Рэй, Вильфредо Лам и Пауль Клее, Павел Челищев и Фриц Ван ден Берге, чьи имена воспринимаются как синонимы наиболее ярких светил на небосклоне искусства века минувшего, просиявших на горизонтах эгоистической глобализации собственного индивидуализма. К их числу мы относим и наших соотечественников, по искусствоведческой классификации они, впрочем, были далеки от сюрреалистических проповедей), таких как Василий Кандинский, Марк Шагал, Павел Филонов. «Не рожденное внутренним, - писал Кандинский, - мертворожденно». Именно этот тезис подтверждает жизнеспособность сюрреализма как явления вневременного, поскольку весь «авангард» ни что иное как интеллектуальная игра без правил.

Вспомним вновь Сальвадора Дали и его труды: время показало немеркнущий интерес к личности и творчеству испанского гения и в новом тысячелетии. Убедительным подтверждением стали выставки произведений мастера, которые посетили сотни тысяч зрителей. В их числе экспозиция в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве в 2011 году, крупнейшая ретроспектива произведений С. Дали в Центре Ж. Помпиду в Париже в 2012—2013 годах, парижская выставка 22 художников улиц (street art) из разных стран в музее Дали на Монмартре в 2014—2015 годах, на которой были представлены малоизвестные работы современных авторов Фрэда Калметса, Жерома Менаже, Арно Рабье, Валерии Аттинелли и других представителей уличного искусства.

Справедливы слова Андре Мальро: «Мы существуем, чтобы жить, искусство - чтобы оживать» - оживать в нашем воображении, подсознании, памяти, быть востребованным. Подобно тому как Дали вдохновлялся образами, созданными Бернини, Вермером Делфтским, Веласкесом, Мейсонье, Милле, так и новые поколения художников, для которых он остается кумиром, будут всегда восхищаться и удивляться его фантастическим миражам, мистериям, открывать в них для себя и для мира бесконечную глубину Гения.