Салон олениных. Прогулка по Фонтанке

В свое время . Однако напротив этого дома, на противоположной стороне Пушкинской улицы, находится еще один дом (Пушкинская ул., 1/ Дворцовая ул., 17), также тесно связанный с историей русской поэзии и культуры.

Изначально дом был построен в 1828-м году по проекту архитектора В. М. Горностаева для придворного истопника Агафонова. Здание в то время имело только один этаж.


В 1831-м году дом приобрел президент Академии Художеств и директор Публичной библиотеки А. Н. Оленин.


В гостях у него бывал А. С. Пушкин (в свое время он сватался к дочери Оленина Анне, но получил отказ).


Позднее, в 1845-м году дом надстроили до двух этажей с мезонином.


В 1907-м году здесь разместилась санатория Свято-Троицкой общины сестер милосердия. В нее принимались нуждающиеся в отдыхе после перенесенных ими незаразных болезней 50 детей, в том числе 30 - бесплатно. Здание для размещения санатории было еще раз перестроено, а мезонин заменили на купол.


Во время Первой Мировой войны в здании размещался лазарет, а после ее окончания снова заработал санаторий. Летом 1921 года здесь проживала Анна Ахматова. Именно здесь она узнала о смерти Николая Гумилева. Вот как описывает эти события в своем дневнике П. Лукницкий:

«АА говорила о том ужасе, который она пережила в 1921 году, когда погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека - А. Блок, Николай Степанович и Андрей Андреевич Горенко.

Через несколько дней после похорон Блока я уехала в Царское Село, в санаторию. Рыковы жили в Царском Селе тогда, на ферме, и часто меня навещали, — Наташа и Маня. Я получила письмо от Владимира Каземировича из Петербурга, в котором он сообщал мне, что виделся с А. В. Ганзен, которая сказала ему, что Гумилева увезли в Москву (письмо это у меня есть). Это почему-то все считали хорошим знаком».

Ахматова рассказывала о том, как она получила известие о смерти Н.С. Она была в Ц.С., в санатории; сидела на балконе с М.B.Рыковой. Перед балконом — изгородь, за ней дорога.

«Ко мне пришла Маня Рыкова, сидели на балконе во втором этаже. Увидели отца, Виктора Ивановича Рыкова, который подходил, - вернулся из города и шел домой к себе на ферму.

Адресная книга 1809 г. (№ 123) называет владельцем этого дома, тогда № 125 в 3-й Адмиралтейской части, действит. ст. сов. Алексея Оленина.

"Указатель жилищ и зданий" 1822 г. (№ 121) называет владельцем дома, тогда № 166 в 3-й Адмиралтейской части, тайного советника А. И. (так, несомненно ошибочно) Оленина.

Н. И. Греч вспоминал о визите к Оленину, состоявшемся в мае 1801 г.: "А. Н. Оленин жил тогда в собственном доме своем у Обухова моста, отделенном ему из имения тещи его, знаменитой тиранки Агафоклеи Александровны Полторацкой. Он выстроил себе посреди двора отдельный флигель с итальянскими окнами, странный и неуклюжий. Взбираться к нему должно было по тесной каменной лестнице забегами (теперь все это перестроено). Мы нашли его, как я находил его потом в течение сорока лет, за большим письменным столом, заваленном бумагами, книгами, рисунками, бюстами и пр." (Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.. 1990. Сю 130-131). (Liz)

До недавнего времени сведения об адресах Олениных в различных изданиях приводились неточные и неполные. Впервые вопрос этот был научно исследован В. М. Файбисовичем (Шубин [В. Ф.], Файбисович [В. М. К литературной жизни пушкинского Петербурга // Русская литература.1982. № 3]. С. 155-156) . Как выяснилось, д. 101, построенный в 1790-1793 гг., Оленины занимали до 1813 г. В это время в д. 97 жили братья Е. М. Оленниной - Алексей и Александр Полторацкие. С 1813 г. и этот дом стал собственностью Олениных и местом их жительства вплоть до 1819 г. Здесь, а не в д. 101, бывал у них Пушкин после окончания Лицея" (Попова Н.. Шубин В. [Примечания] // Яцевич А. Пушкинский Петербург / послесл. и примеч. Н. Поповой, В. Шубина. - СПб.. 1993. С. 386).

Чертежи дома вдовы генерал-лейтенанта П. И. Гербель по наб. реки Фонтанки номер 101 с указанием предшествующих владельцев (жена генерал-майора М. А. Лутковская, С. И. Штерич, жена купца П. И. Кучеряева). ... Военный инженер В. В. Витт, архитекторы А. Васильев, А. И. Мельников. ... 1843-1901. (ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9948.)

Серафима Ивановна Штерич, как писал в вышеназванной книге А. Яцевич, владела домом с 1823 г. Она была дама известная, о ней писали в своих воспоминаниях А. П. Керн, жившая в ее доме в 1827, А. В. Никитенко, М. И. Глинка и немало других. Она показана владелицей дома в издании 1836 г. (Нумерация домов в СПб.), а в "Книге адресов СПб. на 1837" К. Нистрема о ней говорится: "Штеричева Серафима Ивановна, вдова статского советника, по Фонтанке № 82. - 3 ч. 3 кв. № 166" (в этом издании давались и новые и старые адреса).

Здесь у Штерич жила ее внучка княгиня Мария Алексеевна Щербатова (Лермонтов - "На светские цепи...") Вторым браком Щербатова была за Лутковским. Так что, возможно, в архивном описании перепутана последовательность владелиц, потому что, как пишет А. Яцевич, Штерич завещала дом любимой внучке.

Дом Олениных был широко известен в Петербурге как место, где собирались виднейшие представители художественной интеллигенции - писатели, художники, актеры - разных направлений; в этот салон стекались все новости культурной жизни столицы. Постоянными посетителями оленинских вечеров были Крылов, Жуковский, Гнедич, Батюшков, Озеров, Кипренский, Семенова, Яковлев...

Литературно-художественный салон Оленина посещали А.С.Пушкин, Н.А.Вяземский, М.И. Глинка, О.А. Кипренский.

Елизавета Марковна Оленина, урожденная Полторацкая, приходилась теткой Анне Петровне Керн. Именно в ее салоне произошла первая встреча Пушкина с Анной Керн. Впечатление от этой встречи поэт выразил в известных всем нам стихах: "Я помню чудное мгновенье..." (добавил -

Петербург. Салон Алексея Николаевича Оленина (1763–1843)

Дочь Марка Федоровича Полторацкого - Елизавета Марковна стала женой просвещенного человека, президента Академии художеств, директора императорской Публичной библиотеки, члена Государственного совета А.Н. Оленина.

"В ноябре (1814 г.) Алексей Николаевич и Елизавета Марковна Оленины возвратились из Приютина и открыли дом свой… Подобного дома трудно было бы сыскать тогда в Петербурге, ныне невозможно, и я думаю услужить потомству, изобразив его. Начн. м с хозяина. Принадлежа по матери к русской знати, будучи родным племянником князя Григория Семеновича Волконского, Оленин получил аристократическое воспитание, выучен был иностранным языкам, посылаем был за границу. Древность дворянского рода его и состояние весьма достаточное не дозволили, однако же, ему, подобно знатным, ожидать в праздности наград и отличий, подобно им быть знакому с одною роскошью и любезностью гостиных. Вероятно, он это почувствовал, а может быть, по врожд. нной склонности стал прилежать к наукам, приучать себя к трудам; он прослужил целый век и приобр. л много познаний, правда, весьма поверхностных, но которые в его время и в его кругу заставили видеть в н. м уч. ного и делового человека… В н. м можно было найти тонкий ум, вес. лый нрав и доброе сердце. Он не имел пороков, а несколько слабостей, светом извиняемых и даже разделяемых. Он имел притязания на звание литератора, артиста, археолога… Сам Александр, шутя, прозвал его Tausendkuenstler, тысячеискусником… Нигде нельзя было встретить столько свободы, удовольствия и пристойности вместе, ни в одном семействе - такого доброго согласия, такой взаимной нежности, ни в каких хозяевах - столь образованной приветливости. Всего примечательнее было искусное сочетание всех приятностей европейской жизни с простотой, с обычаями русской старины. После смерти графа Строганова Оленин был назначен президентом Академии художеств и директором императорской Публичной библиотеки. Она помещена была в прекрасном закругл. нном здании, построенном при Екатерине на углу Невского проспекта и Садовой улицы. С приобрет. нными прежде и вновь приобретаемыми творениями число книг было довольно значительно, но все они, неразобранные, лежали грудами. Заботливый Оленин составил новое положение и новый штат для заведения сего, и они были утверждены в начале 1812 года, после чего книги кое-как приведены в некоторый порядок" (Ф.Вигель).

Дом Оленина считался одним из центров просвещения светского Петербурга того времени. "Дом Оленина всегда оставался центром соединения писателей русских. Из Москвы переселившись в северную столицу, Карамзин, Жуковский, Батюшков и - по выходе из лицея - Пушкин там встречались друг с другом часто. Или уже по крайней мере по воскресеньям. Знаменитые иностранцы (например, барон А.Гумбольдт), приезжая в Санкт - Петербург, тут находили лучшее русское общество литераторов, уч. ных и художников… Кроме просвещ. нного и радушного хозяина там было существо - олицетвор. нная доброта и участие, Е.М.Оленина, урожд. нная Полторацкая" (П.А.Плетн. в). Замечательный портрет хозяйки дома написал В.Боровиковский.

"Мне очень нравилось бывать в доме Олениных. Потому что у них не играли в карты… но зато играли в разные занимательные игры и преимущественно в charades en action, в которых принимали иногда участие и наши литературные знаменитости - Иван Андреевич Крылов, Иван Матвеевич Муравь. в- Апостол и другие… У Оленина ужинали на маленьких столиках, без церемоний и, разумеется, без чинов. Да и какие могли быть чины там, где просвещ. нный хозяин ценил и дорожил только науками и искусствами" (А.П.Керн).

Яркие воспоминания о вечерах у Олениных оставила А.М.Каратыгина, дочь знаменитой балерины Евгении Ивановны Колосовой: "У них бывали часто домашние спектакли, в которых участвовали, кроме членов их семейств, И.А.Крылов, П.А.Каратыгин, М.Е.Лобанов и моя мать". Каратыгина отмечает "два замечательных представления: "Хвастуна", комедии в стихах Княжнина, у Олениных, в которой роли хвастуна и его дяди играли в совершенстве П.А.Катенин и И.А.Крылов; и у Бакуниных - "Модной лавки", комедии И.А.Крылова, в которой роли Сумбурова и его жены играли сам Иван Андреевич и В.И.Бакунин неподражаемо".

Младшая дочь Олениных - Анна была жемчужиной литературных вечеров. Все отмечали е. образованность, музыкальность, необычайную подвижность, изящество. Ей поклонялись, посвящали стихи.

Из фрейлин лучшая Оленина Анета!

Я поздравляю вас, поздравьте вы меня,

Мы оба родились теперешнего дня,

Какое счастие для вашего поэта! (Гнедич)

Постоянно посещали дом Оленина Державин, Жуковский, Вяземский, Крылов, молодой М.И.Глинка и многие другие. Михаил Иванович Глинка был частым гостем у Олениных в Петербурге и на даче в Приютине, близ Петербурга. Из дневника А.А.Олениной: "Стали приезжать гости. Приехал премилый Сергей Голицын (Фирс), Крылов, Гнедич, Зубовы, милый Глинка, который после обеда играл чудесно и в среду придет дать мне первый урок пения. Приехал, по обыкновению, Пушкин…" Глинка - гениальный композитор, высокообразованный человек был непременным участником литературно- музыкальных вечеров у В.Д.Одоевского, Мих. Ю. Виельгорского, Н.Кукольника, М.Шимановской.

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Великосветский салон. Акварель неизвестного художника. 1830-е

Из книги Кто стоял за спиной Сталина? автора Островский Александр Владимирович

Петербург - Краков - Петербург А пока еще только-только начинали поиски И. В. Джугашвили в Томске, он уже был в Петербурге. Считается, что сюда он вернулся 12 сентября{1}.И на этот раз одним из первых, с кем он встретился здесь, стал С. И. Кавтарадзе. Встреча произошла на

Из книги Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. автора Логинов Владлен Терентьевич

«МАРКСИСТСКИЙ САЛОН» Попытка сформулировать общие задачи рабочего социализма в России, предпринятая Ульяновым в «Друзьях народа…», привлекла внимание всей социал-демократической публики. А поскольку марксизм начинал все более входить в моду, то вскоре после выхода

Из книги Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883 автора Креспель Жан-Поль

Глава вторая Салон - бастион сопротивления За двадцать лет борьбы, с 1863 по 1883 год, импрессионистам не удалось отвоевать себе место на художественном Олимпе, и в искусстве по-прежнему господствовала мелочная и непоследовательная, сектантская диктатура Салона или, точнее

Из книги Кругом измена, трусость и обман [Подлинная история отречения Николая II] автора Мультатули Петр Валентинович

«Манифест» Императора Николая II об отречении от престола в пользу своего сына Наследника Цесаревича Алексея Николаевича Когда Н. В. Рузский сообщил М. В. Родзянко, что Государь согласился даровать манифест об Ответственном министерстве, то в ответ от председателя Думы

Из книги Государевы вольнодумцы. Загадка Русского Средневековья автора Смирнов Виктор Григорьевич

Глава 8. Салон Федора Курицына Душа самовластна - заграда ей вера. Ф. Курицын Новгородский попик Самсонка не солгал: еретики действительно собирались в богатом московском доме Федора Курицына, превратившемся в штаб-квартиру ереси. Присутствие высокопоставленных лиц, а

автора

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН НЕЗАВИСИМЫХ Впервые - «Киевская мысль», 1911, 5 июня, № 153. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 125-132. В дощатом бараке, протянувшемся вдоль знаменитой Орсейской набережной и разделенном на пятьдесят зал, помещается двадцать

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН ЮМОРИСТОВ Впервые - «Киевская мысль», 1912, 1 апр., № 90. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 141 -146. Начинается весна и в Париже. Уже открылось несколько Салонов, между ними сумасшедший Салон Независимых. Но в этом году я не буду

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

ДЕСЯТЫЙ ОСЕННИЙ САЛОН В ПАРИЖЕ Впервые - «Киевская мысль», 1912, 22 окт., № 293. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 147-153. Парижские Осенние салоны, созданные анархистом–архитектором Францем Журденом и другими смелыми

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН ФРАНЦУЗСКИХ АРТИСТОВ Впервые - «День», 1913, 28 мая, № 141. Печатается по тексту газеты. Принципиальной разницы между двумя большими парижскими Салонами - Французских артистов и Национального общества изящных искусств - сейчас нет. Правда, сосиетеры «Артистов»

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

ТРИДЦАТЫЙ САЛОН НЕЗАВИСИМЫХ АРТИСТОВ Впервые - «Киевская мысль», 1914, 6 марта, № 65. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 213-218. Печальнее всего, когда отчет о новой выставке приходится начинать привычными словами: нынешний Салон -

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Император Николай II как человек сильной воли автора Алферьев Е. Е.

X. Рождение Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Гемофилия. Тяжкое бремя Августейших Родителей и Их мужественная борьба с болезнью. В первый год Русско-Японской войны, 30 июля/12 августа 1904 года, в России совершилось, наконец, долгожданное радостное событие: рождение

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Полные решения зодиака МР: 1785 или 1843 год Лучшее решение - 11–12 августа ст. ст. 1843 года н. э Для того, чтобы выделить из пяти найденных нами предварительных решений зодиака МР полное решение и определить тем самым дату, записанную на зодиаке, необходимо проверить все эти

Из книги Алексеевы автора Балашов Степан Степанович

К 125-летию Петра Сергеевича Оленина 16 февраля (1 марта по новому стилю) 1995 года исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося оперного режиссера и певца-актера П. С. Оленина, жизнь и деятельность которого близко соприкасалась с Л. В. Собиновым, Ф. И. Шаляпиным, С. И.

Есть дача за Невой, Верст двадцать от столицы, У Выборгской границы, Близ Парголы крутой; Есть дача или мыза, Приют для добрых душ, Где добрая Элиза И с ней почтенный муж,

С открытою душою

В свой маленький приют

Друзей из Петрограда

На праздник сельский ждут, -

писал о Приютине К.Н. Батюшков.

Приютино - один из крупнейших усадебных ансамблей в окрестностях Петербурга. На рубеже XVIII-XIX веков оно принадлежало известному художнику, писателю и археологу, президенту Академии художеств и директору Публичной библиотеки Алексею Николаевичу Оленину (1763-1843).

При нем обширное и благоустроенное имение включало в себя двухэтажный кирпичный дом, такой же флигель («людской»), кухню, дом для прислуги, скотный двор, погреба, оранжереи, конюшни и кладовые. Часть этих сооружений сохранилась до наших дней. Многие характерные черты в облике господского дома в Приютине позволяют говорить о том, что автором его проекта мог быть известный архитектор Николай Александрович Львов - близкий друг семьи Олениных.

Большой пейзажный парк, разбитый в долине речки Лубьи, создан, по-видимому, в начале XIX столетия. Центром паркового ансамбля является большой пруд. В парке было проложено множество прихотливо извивающихся дорожек и аллей, обсаженных лиственницами, елями и дубами. Из некогда многочисленных парковых сооружений сохранились круглая беседка, своим обликом напоминающая римский Пантеон, солнечные часы и памятник-мавзолей, сооруженный А.Н. Олениным в память о своем старшем сыне Николае, павшем смертью героя на Бородинском поле в 1812 году.

«В известном многим Приютине жизнь текла тихая, мирная, аккуратная, простая, деревенская и казалось по образу жизни верст за 5000 от Петербурга. Все было весело, радушно, просто, свободно», - вспоминала старшая дочь А.Н. Оленина, Варвара Алексеевна. Как и петербургский салон Олениных, Приютино было местом встреч многих выдающихся деятелей русской культуры и искусства.

«В городском доме Олениных или в подгородней даче Приютино почти ежедневно встречалось несколько литераторов и

художников русских, - писал об этих встречах современник. - Предметы литературы и искусств занимали и оживляли разговор... Сюда обыкновенно привозились все литературные новости: вновь появлявшиеся стихотворения, известия о театрах, о книгах, о картинах, - словом, все что могло питать любопытство людей, более или менее движимых любовью к просвещению». В Приютине бывали Г.Р.Державин, A.C. Пушкин, К.Н. Батюшков, A.C. Грибоедов, Адам Мицкевич, Н.И. Гнедич и П.А. Плетнев, историк Н.М. Карамзин, баснописец И.А. Крылов, драматург В.А.Озеров, композиторы М.И. Глинка, А.Н. Верстовский, A.A. Алябьев, живописцы А.П. и К.П. Брюлловы, O.A. Кипренский, В.Л. Боровиковский, А.Г. Венецианов, А.О. Орловский, скульптор И.П. Мартос. Побывал здесь и знаменитый немецкий ученый и путешественник А. Гумбольдт, который в шутку сказал, что он объездил оба полушария Земли и везде ему приходилось только говорить самому, а в При-ютине он впервые с удовольствием слушал.

Археолог и живописец Ф.Г. Солнцев, неоднократно приезжавший в Приютино на рубеже 1820-1830-х годов, вспоминал: «Гостить у Олениных, особенно на даче, было очень привольно: для каждого отводилась особая комната, давалось все необходимое и затем объявляли: в 9 часов утра пьют чай, в 12 - завтрак, в 4 часа - обед, в 6 часов полудничают, в 9 - вечерний чай; для этого все гости сзывались ударом в колокол; в остальное время дня и ночи каждый мог заниматься чем угодно: гулять, ездить верхом, стрелять в лесу из ружей, пистолетов и из лука... Как на даче, так и в Петербурге игра в карты у Олениных никогда почти не устраивалась, разве в каком-нибудь исключительном случае; зато всегда, особенно при Алексее Николаевиче, велись очень оживленные разговоры... Несмотря на глубокую ученость Алексея Николаевича, при нем все держали себя свободно».

Дольше всех, иногда на все лето, в Приютине оставались гостить Н.И. Гнедич и И.А. Крылов - оба холостяки, они обрели здесь семейный очаг. В память о посещениях Приютина Иваном Андреевичем Крыловым один из парковых павильонов назывался «Крыловской кельей» - здесь баснописец любил отдыхать и работать. В Приютине Крыловым написаны басни «Крестьянин и овца», «Плотичка», «Паук и гром», «Осел и заяц» и другие.

Мечтает там Крылов Под сению березы О басенных зверях И рвет парнасски розы В приютинских лесах... -

писал о жизни Крылова в Приютине К.Н. Батюшков.

«Басни свои, - вспоминал современник, - как известно, Иван Андреевич писал на разных лоскутках, которые и таскал иногда с собою в кармане... чуть ли не каждую басню прочитывал Алексею Николаевичу по нескольку раз...» У Олениных любили играть в шарады, и И.А. Крылов пользовался в этой игре неизменным успехом, изображая героев своих басен.

Н.И. Гнедич работал в Приютине над переводом «Илиады» Гомера. В своем стихотворении «Приютино», посвященном жене хозяина усадьбы Елизавете Марковне, Гнедич писал:

Еще я прихожу под кров твой безмятежный, Гостеприимная приютинская сень!

Я, твой старинный гость, бездомный странник прежний, Твою приютную всегда любивший тень.

В Приютине устраивались музыкальные вечера и концерты, ставились спектакли. Здесь играл на фортепьяно А.С. Грибоедов, исполнял свои романсы М.И. Глинка.

Весной и летом 1828 года частым гостем Приютина был А.С. Пушкин. В эту пору он был страстно влюблен в дочь хозяина усадьбы, двадцатилетнюю Анну Алексеевну Оленину, которой посвятил множество стихотворений, самое известное из них - короткое, всего в восемь строк, полное печали стихотворение «Я вас любил», написанное год спустя, когда роман с Олениной уже был завершен, а отношения поэта с ее семьей утратили сердечность и искренность. Памятью об этой несчастной любви Пушкина на полях пушкинских рукописей остались выведенные рукой поэта инициалы Анны Олениной, ее профили. На автографе одного из стихотворений, посвященного Олениной («Пустое «Вы» сердечным «Ты» она, обмолвясь, заменила...»), осталась пометка, сделанная рукой поэта: «30 мая 1828 года, Приютино». Несколько раз Пушкин, движимой тайной мечтой, вывел на полях: «Annette Pouchkine» - Анна Пушкина... Однако этим мечтам было не суждено осуществиться: осенью 1828 года Пушкин просил руки Анны Олениной, но получил отказ: отец его избранницы был категорически против этого брака.

В Приютине Пушкин встречался с А.С. Грибоедовым. Во время одной из встреч Грибоедов сыграл на фортепьяно для него мотив песни, которую слышал в Тифлисе. Этот грузинский мотив так понравился Пушкину, что через несколько дней он написал созвучные ему стихи «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных». Присутствовавший при этом М.И. Глинка переложил впоследствии эти стихи на музыку.

В 1841 году, вскоре после смерти жены, Е.М. Олениной (урожденной Полторацкой), скончавшейся за три года до этого, А.Н. Оленин продал Приютино доктору Адамсу.

С 1974 года в Приютине действует историко-художествен-ный музей.

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Первый по Пушкинской улице и следующий за костелом дом по правой стороне Дворцовой улицы, занимает угловой дом - Пушкинская 1 / Дворцовая 17 - (фотоальбом)

(вдовы действ. статс. советника Варвары Алексеевны Олениной).

Дом был построен в 1828 году по проекту перестраивался в 1845 - ; и в 1912.

Дом, возведенный для придворного истопника Агафонова, впоследствии длительное время принадлежал семье Олениных. В Атласе Цылова в 1858 году его владелицей указана Оленина Варвара Алексеевна, вдова дсс., адрес дома указан как Кузьминская 4 / Колпинская 2.

В марте 1812 г., когда лицеисты восторженно и с завистью провожали проходившую через Царское Село гвардию, семнадцатилетний прапорщик Петр Оленин и его старший брат Николай находились в рядах Семеновского полка. А, в 1831 году семья Олениных становится владельцами дома.

Пушкин бывает в царскосельском доме Олениных по старой памяти; когда-то был влюблен в дочь Алексея Николаевича - и даже сватался. Старик не прочь бы отдать руку дочери поэту, да жена Елизавета Марковна - на дыбы…

Все же "старик Оленин созвал к себе на обед своих родных и приятелей, чтобы за шампанским объявить им о помолвке своей дочери за Пушкина. Гости явились на зов; но жених не явился. Оленин долго ждал Пушкина и, наконец, предложил гостям сесть за стол без него. Александр Сергеевич приехал после обеда, довольно поздно. Оленин взял его под руку и отправился с ним в кабинет для объяснений, окончившихся тем, что Анна Алексеевна осталась без жениха."

Позже, уже связав себя узами Гименея, поэт все же по привычке не забывает радушную семью, заходит один, экспромтом, любуется "детской простотой" и "томным выраженьем" девичьих глаз. Президент - в Петербурге, по делам Академии. Елизавета Марковна - в цветнике, лелеет изумительные розы "Поцелуй Амура". Пушкин и Анна Алексеевна проводят полчаса тет-а-тет, охваченные токами безмолвных и нежных воспоминаний. "Я вас любил; любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем…"

В 1845 г. для его наследницы вдовы действительного статского советника В.А. Олениной дом надстроили деревянным верхом с мезонином по проекту

Оленин принял участие в судьбе и другого великого человека. связанного с Царском Селом - . Именно он помог архитектору получить проект

В 1907 году здесь разместилась для которой здание неоднократно переделывали, перестроив мезонин в башню с куполом. по проекту инженера Лундберга.

Рядом, в деревянном доме был открыт приют для Престарелых сестер милосердия и санаторий для выздоравливающих. В санаторию принимались нуждающиеся в отдыхе после перенесенных ими незаразных болезней 50 детей, в том числе 30 -бесплатно.

Это один из немногих сохранившихся царскосельских адресов поэтессы, здесь ее настигли ужасные вести о гибели мужа и брата:

Из дневника П.Лукницкого от 3.03.1925: «АА говорила о том ужасе, который она пережила в 1921 году, когда погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека - и .

Через несколько дней после похорон Блока я уехала в Царское Село, в санаторию. жили в Царском Селе тогда, на , и часто меня навещали, — Наташа и Маня. Я получила письмо от Владимира Каземировича из Петербурга, в котором он сообщал мне, что виделся с А. В. Ганзен, которая сказала ему, что Гумилева увезли в Москву (письмо это у меня есть). Это почему-то все считали хорошим знаком».
Ахматова рассказывала о том, как она получила известие о смерти Н.С. Она была в Ц.С., в санатории; сидела на балконе с М.B.Рыковой. Перед балконом — изгородь, за ней дорога.
«Ко мне пришла Маня Рыкова, сидели на балконе во втором этаже. Увидели отца, Виктора Ивановича Рыкова, который подходил, - вернулся из города и шел домой к себе на ферму.
Он увидел дочь и позвал ее. Та встает, идет. Он ей что-то говорит, и АА видит, как та вдруг всплескивает руками и закрывает ими лицо. АА, почувствовав худое, ждет уже с трепетом, думая, однако, что несчастье случилось в семье Рыковых. Но когда М.В., воз вращаясь, направляется к ней... (М.В. подходит и произносит только: «Николай Степанович...») — АА сама уже все поняла.
Отец прочел в вечерней "Красной газете"».

В 1999 году в дни празднования 200-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина, на куполе здния был укреплен флюгер в виде золотого петушка, который городу подарили организаторы

Источники:

  1. Атлас Цылова Н.И., 1856 г.
  2. Малинский Д.А., Малинская Е.Е. Пушкин. Справочник-путеводитель по городу. СПб., 2004.
  3. Семенова Г.В. Царское Село:знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  4. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк - путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  5. "Царскосельская газета" №40 пятница 3 октября 1914 года
  6. Кунките М.И. Петроградские общины сестер милосердия в первые годы советской власти: к вопросу о правопреемственности современных ЛПУ и средних медшкол Петербурга Общинам сестер милосердия // Юбилейный сборник: в 2 ч. Ч. 1. Научно-исследовательская работа Музея истории сестринского дела в Петербурге: 2007-2011 / ред.-сост. М.И. Кунките. - СПб.: С.-Петерб. гос. образоват. учр. проф. сред. образования «Медицинский техникум № 2», 2010. С. 32.
  7. «Мои первый воспоминания - Царскосельские...». Анна Ахматова в Царском Селе. Сост. Е.В. Абарова. Серия «Прогулки по городу Пушкину». СПб.: Серебряный век, 2008.