С юлаев национальный герой башкирского народа. Пять интересных фактов и преданий о Салавате Юлаеве (2 фото)

16 июня – День рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Когда началась Крестьянская война, Салават в составе взбунтовавшегося сводного башкиро-мещерякского отряда из 1 200 человек, предназначенного властями для использования в операциях против войска Е. Пугачева под Оренбургом, перешел 10 ноября 1773 года на сторону повстанцев. Чем и как закончился этот решительный шаг для него и его войска – всем известно.

В честь дня рождения батыра мы решили вспомнить несколько интересных фактов и преданий, связанных с его именем.

Планета «Салават»

С именем Салавата Юлаева в Башкирии связано много географических мест и объектов. Его имя носят родной район героя, улицы и проспекты, хоккейный клуб, теплоход и многое другое.

Гордое имя батыра носит и один из городов республики. Мало кто знает, что в честь этого города названа малая планета № 5546, которая находится в 392 млн км от Солнца и в 200 млн км от Земли. Диаметр планеты около 11 км. Блеск в оппозиции 16 звездной величины.

Планета была открыта 19 декабря 1979 года бельгийским астрономом А. Дебеоном и названа им в честь г. Салават после посещения БАССР в 70-х годах. На территории Башкирии планету можно наблюдать с помощью телескопа.

Революционер с кличкой «Салават Юлаев»

Аугусто Лопес (около 1940, Манагуа – около 1980) – революционер. Примкнул к движению против диктатуры президента Никарагуа А. Сомосы в середине 1950-х годов. Член Никарагуанской социалистической партии, входил в состав Сандинистского фронта национального освобождения. Революционер носил партийную кличку «Салават Юлаев». В конце 60-х годов посетил Москву.
Клад Салавата

Согласно русскому преданию, записанному участниками экспедиций Челябинского педагогического института в 1949 году, Салават оставил на Южном Урале много кладов, но конкретное место не указывается: «Обычно он уходил с кем-нибудь из своих воинов и закапывал клад в укромном месте». Достать их было трудно, потому что все они были заговоренными («Не дайся клад двенадцати головам», т. е. первые 12 человек, нашедших клад, должны погибнуть, и только 13-й мог завладеть им) и охранялись духом воина, который мог воплощаться в разные образы. Обычно являлся в виде женщины в красном платье, которая бродит рядом с тем местом, где зарыт клад, а при приближении людей исчезает.

В другом предании говорится, что Салават, отступая, зарыл клад около д. Идельбаево Салаватского района РБ. «Перед смертью, – говорится в предании, –один из сопровождавших Салавата воинов рассказал сыну о кладе. Позже его потомки искали этот клад, но не нашли». Предание опирается на реальные исторические события, связанные с захватом заводов повстанцами, но исторических документов о закопанном кладе не найдено.

Жены и дети Салавата

В башкирском и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов Урала бытует множество преданий, в которых рассказывается о женах Салавата Юлаева и его возлюбленных. Согласно преданиям, у Салавата было две жены: Амина и Зулейха. По другим фольклорным материалам, жен батыра звали Амина, Зулейха, Гульбазир, Айхылыу, Маудия, Буранбикэ (последние три имени упоминаются в записях фольклористов один раз). В записях Ф. Нефедова (1880) названо два имени: Зулейха и Буранбикэ.

Мотив жен Салавата прослеживается и в предании «Как был пленен Салават». Существуют предания, где говорится, что во время восстания Пугачева Салават Юлаев полюбил русскую девушку, которая родила ему сына («Салават и Екатерина Михайловна»). Бытуют также предания о женитьбе Салавата на калмычке, чувашке, татарке. Эти сюжеты являются свидетельством симпатии к национальному герою других народов, участвовавших в повстанческом движении.

В произведениях самого героя, который был и поэтом, сведения о женах и возлюбленных встречаются в стихотворении «Зулейха» и песне-четверостишии, отразившей обычай левирата, согласно которому в случае смерти старшего брата младшего женили на енге (жене старшего брата).

Из сохранившихся документов следует, что у Салавата Юлаева было три жены. Еще до его ареста жены и дети были схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. Одна из жен с сыном находилась под стражей в городской комендатуре у полковника С. Мясоедова. Второго сына, по словам Салавата, «взял генерал, который на квартире стоит у секретаря (генерал-майор Ф. Фрейман). А прочие жены и дети разобраны большими (представителями местных властей и офицерами)». О дальнейшей судьбе членов семьи Салавата неизвестно. Имена жен и детей в документах не названы.

Салаватов ключ

Это русское предание записано в 1973 году В. Сидоровым от жителя города Сатка Челябинской области Г. Нестерова. В предании говорится о ключе, находящемся на склоне Пьяной горы, около Саткинского завода, у которого произошла встреча Салавата с Пугачевым. «Народ назвал этот ключ "Салаватовым" из-за любви к нему, ведь он русских не обижал», – говорится в предании, тем самым подчеркивается дружеское отношение русского населения к Салавату Юлаеву.

16 июня 1752 года в башкирском родоплеменном союзе Шайтан-Кудей, в семье потомственных аристократов-тарханов случилось прибавление. У одного из видных мужчин рода, Юлая Азналина , появился сын. Мальчик получил имя, означающее «хвалебная молитва». Звучит оно так: Салават . По отцу — Юлаев.

Слова и слава подследственного

Насколько точна эта дата, сказать трудно. О ней мы знаем только со слов самого Салавата Юлаева. Именно этот день он назвал днём своего рождения на первом допросе в Тайной экспедиции Сената Российской империи. По идее дату должны были перепроверить: в конце концов, перед следователями тогда предстала не мелкая сошка. А один из ближайших сподвижников Емельяна Пугачёва : последнего русского самозванца, который поставил государство почти что на край гибели.

Но до правды могли и не докопаться. Скажем, существует и другая дата рождения Салавата: 1754 г. Именно она сейчас вроде как считается официальной - 250-летний юбилей «Героя башкирского народа» праздновали в Уфе именно что в 2004 г.

Правдивость показаний на допросе — дело тонкое. Человеку в критической ситуации свойственно спасать свою жизнь: работает элементарный инстинкт самосохранения. Возможно, нечто подобное произошло и с Салаватом Юлаевым. Известно, что свою линию на следствии он начал с того, что сразу отрёкся от Пугачёва, который выдавал себя за императора Петра III. Юлаев же быстро принял правила игры, именуя бывшего своего соратника и предводителя не иначе как «злодей Емелька Пугачов». На вопрос о том, почему же служил «злодею» и воевал с ним рука об руку, отвечал так: «Из страха. Боялся учинить побег, и потому в той толпе злодейской и оставался». А насчёт военных действий заявил следующее: «Будучи в злодейской толпе, никого из своей воли и сам собою не умерщвлял». Старое как мир оправдание: «Я не хотел, меня заставили, я лишь выполнял приказ».

Надо сказать, что всё это было сказано если не вполне добровольно, то без пыток. Знаменитые 175 ударов кнутом, клеймение калёным железом и вырывание ноздрей были уже частью наказания: преддверием бессрочной каторги. В течение же 339 дней следствия применялись обычные, но многократные допросы и очные ставки. Последние были необходимы для окончательного изобличения. По словам следователей и по мнению главы Тайной канцелярии Степана Шешковского , Салават Юлаев был если не крепким орешком, то мастером изворачиваться: «На прямое признание упрям, а на уклонение от оного весьма скор и сметлив».

Именно очные ставки показали всю справедливость подозрений главы Тайной канцелярии. Салават Юлаев оказался вовсе не забитым исполнителем воли «злодея Пугачова», а очень даже активным деятелем, проявившим себя прежде всего в карательных операциях.

Громкие разорения

Вот лишь несколько донесений о боевом пути отрядов Салавата Юлаева, которые впоследствии были им подтверждены на очных ставках. Пишет генерал-поручик Иван Деколонг: «Башкирцы все генерально бунтуют и во многих местах, немалолюдными при озёрах и речках скопищами находясь, разсылают свои партии для разорения российских жительств и убийства многих людей».

Вот донесение коллежского асессора Ивана Мясникова: «Бунтующие башкирцы всякое заводское строение и крестьянские домы выжгли до основания. Мастеровых же и работных людей, окроме только спасшихся от их злодейских рук уходом, побили до смерти, забрав с собою и с малолетними детьми, погнали как скотов, в дальние леса и в свои башкирския кочевья».

Вот частное письмо в Москву: «Каслинской и Каштымской господина Никиты Никитича Демидова заводы оныя ж башкирцы все выжгли, как завод, так и селение, а с людьми что зделали — о том ещё здесь не слышно».

О том, «что зделали с людьми» говорит другой документ, подробно рассказывающий об уничтожении Симского завода (ныне - город Сим Челябинской области): «Тот Симской завод от собравшейся башкирской толпы под предводительством злодея Салаватки Юлаева и отца его Юлая весь вызжен, а люди мужска пола порублены, выключая тех, кои могли убратца в леса для спасения жизни… А про женский пол нам объявляют, что собраны де они теми башкирцами в одно место и вымучивают из них деньги, многих обнажили и чинят всякия надругательства».

«Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа». Рисунок Вакиля Шайхетдинова. Фото: Commons.wikimedia.org

Об открытых столкновениях Салавата Юлаева с регулярными войсками обычно пишут примерно следующее: «Правительственные отряды были лучше вооружены, и восставшим пришлось отступить». Реальность была несколько иной. По качеству вооружения обе стороны более или менее соответствовали друг другу: башкирам удалось захватить арсеналы некоторых небольших крепостей. По численности отряды Юлаева почти всегда превосходили правительственные войска. Результат же иной раз оказывался таким, как в донесении подполковника Ивана Рылеева: «Будучи ж в марше, повстречался со злодеем башкирцом Салаваткою, у которого было злодейской толпы до трёх тысяч человек, и имел с ними прежестокое сражение. Но храбрыми ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись. Оставивши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакого не было».

О том, какая память сохранилась об этом герое среди его соплеменников, можно судить по тому факту, что Салават Юлаев изображён на гербе Республики Башкортостан. А можно и по словам башкирского старшины Кулея Болтачеева : «Когда уже злодей Пугачёв был пойман и находился под караулом, а потом и все тамошние селения пришли уже в должное повиновение, то и тогда оный Салават от произведения своего злодейства не отказался. И, набрав подобных себе бездельников, чинил разорения, столь громкие, что имя его, Салавата, в тамошних местах везде слышно было».

Салават Юлаев (1752─1800) - герой башкирского народа, один из активнейших участников и предводителей Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. В народной памяти навсегда сохранится его борьба за права коренного населения Башкирии. Кроме того, Салават Юлаев оставил после себя творческое наследие в виде стихов, написанных на башкирском языке. Они являются важным лингвистическим источником по истории страны.

Ранние годы жизни

Салават Юлаев родился 5 (16) июня 1752 года небольшой деревушке Текеево Уфимской провинции Оренбургской губернии. После пугачевского восстания она была разрушена и не сохранилась до наших дней. Его род был довольно знатным и хорошо известным в Башкирии. Из него в каждом поколении происходили муллы, абызы или батыры.

Отец героя Юлай Азналин в молодости служил сотником в армии, участвовал в военных действиях Барской конференции, выступившей против российского влияния на Речь Посполитую. После этого он вернулся на малую родину и был назначен старшиной Шайтан-Кудейской волости.

Также Юлай был активным участником националистических выступлений и принимал участие в башкирском восстании, начавшемся в 1735 году. Основным мотивом протестных движений стала борьба против незаконного захвата земель башкир владельцами заводов, коих в это время строилось очень много. Отец Салавата всю жизнь прожил безграмотным, но настоял, чтобы его сын научился писать и читать. Вместе с этим в юноше воспитывали любовь и преданность своему народу и стране, что в будущем заметно проявится в его поступках.

Современники Салавата отмечали стройность его фигуры, легкость походки и вместе с этим большую сообразительность. В 19-летнем возрасте он занял должность старшины родной Шайтан-Кудейской волости.

Участие в Крестьянской войне. Начало восстания

Накануне крупнейшего антиправительственного восстания у Юлаевых случился новый виток обострения отношений с властями. Он был вызван насильственным захватом их земельных угодий под строительство Симского завода. В то время Юлай Азналин и Салават числились в составе карательного корпуса, которому была поставлена задача участвовать в боевых операциях против повстанцев. Но в октябре 1773 года большая часть подразделения решила добровольно перейти на сторону восставших, в результате чего они оказались сподвижниками Е. Пугачева. Уже 12 ноября башкиры появились в Бердской слободе, где тогда находился атаман.

Находясь в рядах восставших, Салават участвовал в борьбе против Оренбургского гарнизона, солдаты которого время от времени устраивали вылазки, затем осаждал Верхнеозерную крепость и Ильинское. Но в одном из сражений он был ранен, после чего был отправлен лечиться в родную деревню. Позднее Емельян Пугачев, помня о доблести и отваге храброго башкира, возводит его в чин полковника и поручает возглавить антиправительственное движение в районах Прикамья.

Апогей народного движения

Восстановив свое здоровье, Салават собрал собственный отряд из жителей русских поселений, расположенных в северо-восточной части Уфимской провинции, а также башкир, проживавших вдоль Сибирской дороги. С этим подразделением он выдвинулся в сторону Красноуфимска, который захватил в середине января 1774 года. Здесь в ряды восставших влились местные казаки, крестьяне, а также рабочие заводов, не желавшие терпеть усиление крепостного гнета. Далее путь башкирского героя лежал в сторону Кунгура, который отчаянно обороняли правительственные войска. Объединившись с другими атаманами (А. Бигашев, К. Усаев, М. Мальцев, И. Кузнецов, Б. Канкаев), Юлаев пытается взять прикамский городок. В течение нескольких дней шла осада, однако особого успеха восставшим она не принесла, к тому же Салават получил очередное ранение.

После того как царские войска отстояли Кунгур, они ринулись в контрнаступление и отбросили восставших обратно к Красноуфимску. Здесь в феврале─марте 1774 года развернулись тяжелые сражения, в которых принял участие только оправившийся от ран Юлаев. Он командовал русско-башкирским отрядом и зарекомендовал себя как талантливый руководитель, способный эффективно организовывать партизанскую войну против превосходящего в силе соперника.

Весной 1774 года он вместе со своим отрядом перемещается в район Уфы, где нашел большую поддержку в лице местных жителей. Подразделение Салавата неоднократно вступало в противоборство с крупным корпусом И. Михельсона. И хотя разгромить правительственные войска оно не сумело, каждый раз после боев Юлаеву удавалось избежать серьезных потерь. Несмотря на поддержку Пугачева действия башкирских отрядов имели несколько иной характер. В отличие от своих соратников, при захвате заводов они не заставляли отдавать пушки и плавить новые для своей армии, а попросту уничтожали взятые предприятия, таким образом возвращаясь к старине.

Начало конца

В начале июня 1774 года Салават присоединился к основной армии Пугачева, отправив в ее ряды 3 тысячи башкир. Спустя два дня Пугачев и Юлаев вели два ожесточенных сражения против Михельсона на берегу реки Ай. И если в первом они уступили, то второе не выявило победителя. После этого Пугачев стремительно направился на север в район Прикамья.

Отряд Салавата Юлаева двигался в авангарде войск восставших. Он участвовал во взятии Красноуфимска и новых боях около Кунгура. Не сумев взять эту крепость, повстанцы направились к городку Оса, который начали активно осаждать. Через несколько дней сюда подошли основные силы во главе с Пугачевым, и судьба крепости была предрешена: она пала 21 июня. Затем Пугачев направился к Казани, намереваясь идти далее к Москве. В это время подразделение Юлаева возвращается в Башкирию с твердым намерением взять Уфу. Однако царские войска провели перегруппировку сил и постепенно начали вытеснять восставших со своих позиций.

18 и 22 сентября 1774 года Юлаев терпит два болезненных поражения от корпуса подполковника И. Рылеева под Елдякской крепостью. Это вынудило Салавата отступить к Катав-Ивановску и прятаться в окрестных лесах. В середине ноября он предпринял попытку атаковать царский отряд под руководством Ф. Фреймана, но наткнулся на стойкое сопротивление, заставившее повстанцев бежать, бросив пушки.

25 ноября отряд Юлаева был настигнут в горах Каратау подразделением поручика В. Лесковского и поддержавших его мишарских старшин Абдусалимовых. После небольшой стычки Салават вместе со сторонниками был арестован. Еще ранее были лишены свободы его жены и дети. Юлаев пытался активно бороться против этого самоуправства, говоря: «Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семью отбирать, нет». Он просил направить жалобу в губернскую канцелярию, а если не поможет, то и в Сенат.

Пребывание в плену

После пленения Юлаева отправили в Уфу, затем перевезли в Казань, где он был посажен в тюремный острог. Здесь он был допрошен вместе со своим отцом и 16 марта 1775 года был приговорен к телесному наказанию и пожизненной каторге. Но, учитывая тот факт, что Юлаевы все время отвергали предъявленные им обвинения, в приговоре указывалась необходимость произвести дополнительное расследование на месте их «злодеяний». Для этого Салавата перевозят в Оренбург, а затем в Уфу.

Новое следствие вели чиновники Уфимской провинциальной канцелярии, которые подтвердили предыдущий приговор. В результате окончательный вердикт предусматривал по 175 ударов кнутом отцу и сыну, после чего им надлежало вырвать ноздри и поставить каторжные клейма, а затем отправить на бессрочную каторгу в Эстляндскую губернию на строившийся тогда порт Рогервик. Сюда же были сосланы бывшие соратники Юлаева и Пугачева И. Аристов, К. Усаев и некоторые другие. Всю оставшуюся жизнь герой башкирского народа проведет в местах заключения, где скончается 26 сентября 1800 года.

Поэтическая стезя

Кроме участия в Крестьянской войне, Салават Юлаев запомнился как талантливый поэт. До нас дошли около 500 строчек его стихов-импровизаций, записанных в XIX веке. В них прослеживается необыкновенная любовь к своему краю. Вот что он пишет в произведении «Мой Урал»:

Ай, Урал, ты мой Урал
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!

Главными темами, которые прославлял в своем творчестве Салават Юлаев, были родной край, башкирский народ, традиции и обычаи предков. Поэт писал свои стихи на башкирском языке, поэтому они представляют большой интерес как лингвистический памятник.

Имя национального героя навсегда останется в памяти башкирского народа. В честь Салавата Юлаева названы населенные пункты, улицы, учреждения культуры, в том числе несколько музеев. В 1967 году была основана премия (с 1992 года - Государственная премия им. Салавата Юлаева), которой удостаиваются лучшие деятели искусства республики. Во многих городах Башкирии установлены памятники прославленному герою. В честь Салавата Юлаева создана одноименная опера (авторы композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай), а также художественный фильм (режиссер Я. Протазанов).

Заметки на полях о башкирском герое

Сегодня, 12 июня, в Башкирии отмечается тройной праздник - День России, День Уфы и начало Дней Салавата Юлаева. Именно башкирскому национальному герою, имя которого продолжает вызывать бурные споры , посвятил сегодняшнюю авторскую колонку «Реального времени» уфимский историк Салават Хамидуллин. Колумнист раскрывает личность Юлаева не только как славного батыра, но и как поэта, духовного наставника и мусульманского мученика.

Салават - национальный герой Башкортостана. Его имя носят город, сельский район, хоккейный клуб, улицы и проспекты. О нем написаны десятки книг и научных статей. Однако многие из них грешат однобокостью, попытками подогнать исторический материал под современные им концепции. В царское время его изображали «вором и злодеем», в советское время - едва ли не революционером, а в либеральную эпоху 90-х гг. из него пытались вылепить банального . Но он не был ни тем, ни другим, ни третьим.

Русский бунт - бессмысленный и беспощадный?

Пугачевщина была антиправительственным движением. Как к этому должны относиться мы, ныне живущие? Осуждать восставших за то, что они осмелились выразить свой протест непарламентскими методами? Но ведь государство не оставило им иных средств, кроме как взять в руки оружие, чтобы донести свой глас до власть предержащих.

Симбирский купец Иван Грязнов, служивший у Пугачева главным полковником, писал: «Всему свету известно, сколько во изнурение приведена Россия, от кого же, вам самим небезызвестно. Дворянство обладает крестьянами, но, хотя в Законе Божием и написано, чтоб они крестьян содержали, как детей, но они не только за работника, но хуже почитали собак своих, с которыми гоняли за зайцами. Компанейщики завели премножество заводов и так крестьян работою удручили, что и в ссылках того никогда не бывало, да и нет...».

В просвещенный XVIII век Россия была единственной страной, в которой подавляющая часть коренного населения, а не привезенного из заграницы, подобно американским неграм, находилась в рабстве. Такое положение дел не могло не быть питательной средой для мятежей. Нужна была лишь соответствующая идеологическая платформа. И она нашлась.

Донской казак Емельян Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» царем Петром Федоровичем, и народ охотно в это поверил. Так что Пугачевщина, говоря словами А.С. Пушкина, была бунтом беспощадным, однако далеко не бессмысленным. Другое дело, что правящая элита государства сделала ошибочные выводы из произошедших событий - окончательно законсервировала крепостную систему вместо того, чтобы проводить реформы.

Допрос Салавата (1955 г.). Худ. А.А. Кузнецов

Идея башкирского восстания

«Неужели-то проклятая сволочь не образумится? Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование», - писал генерал А. Бибиков литератору Д. Фонвизину. Действительно, всеобщее негодование охватило все слои населения: крепостные крестьяне стонали под рабством, в которое они были окончательно ввергнуты вольностями, дарованными дворянству Екатериной II; горнозаводские рабочие - под тяжким игом подневольного труда; поволжские инородцы - татары, чуваши, марийцы, удмурты - страдали от национального угнетения. Однако не они были движущей силой, движения.

Секретарь Пугачевской военной коллегии Алексей Дубровский на допросе показывал: «Во всем возмущении и начатии дела состоят причиною яицкие казаки, которые, сообщась заедино думою с башкирцами, хотели отменить учиненную якобы им обиду от бояр...».

Чем были недовольны башкиры? Стремительная индустриализация, охватившая край, больно ударила по их интересам. В результате прямых конфискаций и неравноправных сделок, совершенных под административным давлением оренбургских губернаторов, башкиры лишились миллионов десятин земли и лесных угодий. К тому же еще не зажили раны прежних восстаний.

Писатель и этнограф XIX века Филипп Нефедов на примере отца Салавата Юлая Азналина, старшины Шайтан-Кудейской волости, описал настроения башкирской знати накануне восстания: «Юлай был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный <...>. Местные власти относились к башкирскому старшине с доверием; недаром же Юлай участвовал в погоне за калмыками и ходил в Польшу усмирять польских конфедератов <...>. Но башкирский старшина в действительности далеко не был тем, чем он так искусно умел казаться. На глазах у Юлая пылали башкирские селения, разорялся край; у него самого купцом Твердышевым отнята земля под Симский завод <...>. Истый башкир, горячо любивший родину, Юлай не мог оставаться равнодушным зрителем; он маскировал свои чувства, но в душе оставался недоволен и таил месть. От такого отца родился Салават».

Относительно истинного происхождения Пугачева башкиры ничуть не заблуждались. После войны сотник Бала-Катайской волости Упак Абзанов на допросе показывал: «Зная, что Пугачев из злейших разбойник, башкирские старшины повиновались ему единственно льстясь лестным его обещанием, что он может возвратить в здешних местах заселившую землю и что господ никого не будет, а всякий сделается самовластным», т. е. свободным и равноправным.

Башкирские воины. Худ. А.О. Орловский (posredi.ru)

«Салават наш был герой»

9 ноября 1773 года у деревни Юзеевой повстанческое войско, состоявшее из казаков и башкир, внезапно атаковав, разбило авангард корпуса генерала Кара, командующего войсками первой карательной экспедиции. В самый критический момент сражения, башкирская конница князя Уракова, шедшая на помощь Кару, в полном составе перешла на сторону противника близ деревни Биккулово. Среди них был молодой воин Салават Юлаев.

Получив от Пугачева чин полковника, он отбыл на родину, чтобы возглавить движение на Сибирской дороге Башкирии. Здесь он в короткие сроки собрал отряд и, двинувшись на север, 12 января 1774 года без боя взял Красноуфимскую крепость. Далее он отправился к Кунгуру, тогдашней столице Пермского края, и возглавил все повстанческие силы.

Одновременно с Салаватом к городу со своим отрядом прибывает табынский казак и пугачевский бригадир Иван Кузнецов, на дочери которого Оксане, по сценарию фильма Якова Протазанова «Салават Юлаев» (1941 год), якобы женился Салават-батыр. 23 января 1774 года пугачевцы предприняли генеральный штурм Кунгура: Кузнецов с одной тысячей крестьян и казаков при шести пушках двинулся с юга, а Салават, у которого было 3 тысячи башкир и 10 пушек, ударил с севера. В одном месте юлаевцам удалось пробить брешь в крепостной стене и ворваться в город, но гарнизон сумел отбить атаку башкир. Затем было еще несколько штурмов, но крепость устояла. Именно в дни яростной осады города среди местного русского населения родилась песня:

Салават наш был герой,
Смело он ходил на бой,
Три кольчуги надевал,
И к Кунгуру подступал,
Сорок пушек заряжал,
Да в Кунгур-крепость стрелял.

В это же самое время походный старшина Бурзянской волости и повстанческий главный полковник Каранай Муратов осаждал Мензелинск и Елабугу, а упомянутый Иван Грязнов с группой башкирских предводителей, среди которых были старшины Айлинской, Кара-Табынской, Бикатинской волостей Иса Токтагулов, Юламан Кушаев, Базаргул Юнаев и другие, захватил Челябинск. Таким образом, сложилось четыре повстанческих лагеря Оренбургский, Мензелинский, Кунгурский и Челябинский, действовавших автономно.

Обелиск в честь победы над Пугачевым в Кунгуе. Фото wikipedia.org

Пугачев и Салават

В марте 1774 года к Оренбургу, осажденному главной армией Пугачева, подошли войска второй карательной экспедиции под командованием генерала Бибикова. Узнав о планах Пугачева тайно бежать в Персию, башкиры заявили ему: «Ты нас уверял, что ты государь, и обещал, Оренбург взяв, сделать, чтоб губернии не быть, чтоб мы были оной не подвластны. А теперь хочешь бежать и нас оставить на такую же пагубу, которую за мятеж терпели отцы наши, которых казнили смертью. И так мы до того времени тебя никуда не упустим, покуда ты действительно не исполнишь своего обещания».

Они удержали Пугачева от бегства, поэтому восстание затянулось еще на целый год. По приглашению старшины Бушман-Кыпчакской волости Кинзи Арсланова «царь» ушел в глубь Башкирии, где в короткие сроки было собрано новое 10-тысячное войско. Начался второй этап Пугачевщины. А.С. Пушкин писал: «Башкирцы не унялись. Старый их мятежник Юлай, скрывшийся во время казней 1741 года, явился между ими с сыном своим Салаватом. Вся Башкирия восстала, и бедствие разгорелось с вящей силой».

Войска шести царских генералов - Щербатова, Фреймана, Станиславского, Деколонга, Голицина, Рейнсдорпа - были скованы действиями отрядов Караная Муратова, Каскына Самарова, Мурата Абралова, Аладдина Бектуганова, Юламана Кушаева и других башкирских предводителей. Это обстоятельство позволило подполковнику Санкт-Петербургского карабинерного полка И.И. Михельсону сосредоточиться исключительно на преследовании Пугачева. Идя к нему наперерез, 5 мая он встретился с Салаватом.

А.С. Пушкин писал: «Михельсон <...> продолжал путь, несмотря на всевозможные препятствия, и 5 мая у Симского завода настиг толпу башкирцев, предводительствуемых свирепым Салаватом...». Следующий бой с Салаватом произошел близ деревни Ерал.

Михельсон докладывал: «Жители объявили мне, что злодеи, собравшись в великом числе, имев несколько пушек, только мало пороху, от деревни в четырех верстах на поле меня ожидают <...>. Приближаясь к ним, они, начав стрельбу, прямо кинулись на моих передовых. Злодеи, не уважая нашу атаку, прямо пошли к нам навстречу, однако помощью божьей по немалом от них супротивлении были обращены в бег...».

3 и 5 июня объединенные силы Салавата и Пугачева дали два сражения Михельсону, об исходе которых каждая из сторон заявила как о своей победе. Так или иначе отряду Михельсона, потрепанному в череде боев, пришлось отступить в Уфу. Именно это обстоятельство дало возможность повстанцам уйти от погони и прорваться к Казани. На радостях Пугачев присвоил Салавату звание бригадира, т. е. бригадного генерала.

«Взятие Казани Пугачевым» (1847 г.). Худ. Ф. Моллер (cultobzor.ru)

И один в поле воин

Салават в казанском походе участия не принимал, так как был ранен под Осой и был вынужден отбыть домой для излечения. 10-тысячной башкирской конницей (из 20 тысяч человек всей пугачевской армии) при штурме губернского центра командовал повстанческий генерал Юламан Кушаев. По свидетельству участника тех боев башкира Айлинской волости Хамзы Баязитова, у стен Казани «башкирцы находились впереди пугачевской толпы, будучи чрезвычайно порублены». После сожжения города башкиры попрощались с «царем» и вернулись на родину, а Пугачев, переправившись через Волгу, двинулся дальше.

Пушкин писал: «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием». 24 августа 1774 года Михельсон разбивает Пугачева под Царицыном (ныне Волгоград, - прим. ред. ) и вскоре самозваный царь оказывается в плену. К осени 1774 года восстание почти прекращается.

Активное сопротивление продолжает лишь один Салават. 18 сентября близ села Бураево башкирский батыр внезапно атаковал отряд подполковника И.К. Рылеева, приведя его в смятение: «Дерзкий прожект столь был сделан с их злодейскими мыслями противу вверенных мне войск вреден, которых я от такого вероломного народу никогда не воображал, однако ныне видел в настоящем деле».

22 сентября у деревни Норкино отряд Рылеева вновь подвергся нападению, о чем тот сообщал: «Будучи ж на марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек».

18 октября 1774 года главнокомандующий карательными войсками генерал-аншеф П.И. Панин обратился к башкирам с последним ультиматумом, требуя в знак «своего истинного покаяния» выдать «главного между башкирским народом теперь возмутителя Салаватку». Однако это не подействовало.

Тогда 27 октября к нему от имени Екатерины II лично обратился начальник секретных комиссий генерал-майор П.С. Потемкин: «<...> башкирскому старшине Салавату Юлаеву. С крайним прискорбием извещаюсь я, что ты до сего времени в злобе и ослеплении погружаешься <...>. Я, будучи уполномочен всемилостивейшею ея величества поверенностию, уверяю тебя, что получишь тотчас прощение. Но если укоснеешь еще за сим вещанием, то никакой уже пощады не ожидай». Следует отметить, что правительство ни к одному из мятежников не обращалось с подобным предложением. Однако Салават отверг его. Как затем выяснило следствие, он и его ближайшие соратники дали клятву, «чтоб им до самой их погибели находиться в беспокойствии и не покоряться». 25 ноября 1774 года мятежный батыр был схвачен.

Лик Салавата

Факты биографии и боевого пути Салавата известны благодаря архивным документам, по которым трудно реконструировать его личность. Пушкин охарактеризовал его «свирепым Салаватом». Гораздо больше в этом отношении дают очерки историка и краеведа Руфа Игнатьева (1818-1886), а также уроженцев Урала писателей Филиппа Нефедова (1832-1902) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852-1912), которые писали, что называется по горячим следам, когда были живы, если не сами пугачевцы, то их дети и внуки. Именно поэтому их характеристики являются слепками с того образа Салавата, который сформировался в народном сознании и который, как нам кажется, наиболее близок к своему прототипу.

Филипп Нефедов писал: «…Мысль об освобождении родины не давала ему покоя и звала на дело, манила на подвиг. Освободить Родину! Сколько чарующего, обаятельного для многих умов в этой мысли; но выступить борцом за ее осуществление мог только поэт, каким был Салават. В своем религиозно-поэтическом настроении он не раз слышал самого Бога, повелевавшего ему восстать на врагов и освободить Родину».

В свое время Мустай Карим и Расул Гамзатов, народные поэты Башкортостана и Дагестана, воспевая образы героев своих народов, сравнивали друг с другом Салавата Юлаева и имама Шамиля. Однако мысль о схожести образов вождя горцев и вождя башкир впервые была высказана еще в XIX веке Руфом Игнатьевым, который, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот, вроде какого-нибудь Кази-муллы или Шамиля <...>. Пытки, наказания кнутом и ссылка придали Салавату эпитет мученика».

Таким образом, культ Салавата сформировался у башкир еще в XIX веке, хотя он не был самым знаменитым предводителем в период Пугачевщины, не говоря уже о вождях предыдущих башкирских восстаний XVII-XVIII веков. Ореол мученика, пострадавшего за весь народ, затмил собой образы остальных батыров прошлого. Мамин-Сибиряк в своих «Приваловских миллионах» описал сцену, вероятно, подсмотренную где-то во время его уральского детства: «<...> в тихом воздухе таяла и стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате...».

Руф Игнатьев, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот...»

Поэт Салават

Салават был поэтом, хотя оригиналы его стихов, по всей видимости, не дошли до нашего времени. Они сохранились лишь в виде русских подстрочных переводов, включенных в произведения Руфа Игнатьева, Филиппа Нефедова и других. В свою очередь названные авторы получили подстрочники от Абдуллы Давлетшина - подполковника, дворянина и бывшего начальника I кантона Башкирского войска. Куда подевались тексты стихов на языке тюрки, с которых осуществлялся перевод на русский язык, неизвестно. Нефедов писал: «Салават - представитель не одной грубой физической силы. Он - ученый и поэт. Он знает Коран и шариат, перед юношей почтительно склоняют головы старики, о нем все говорят, и начитанности его удивляются не только муллы, но даже сами ахуны...». Стихи Салавата проникнуты мыслью о божьей мудрости, создавшей этот прекрасный мир, а потому долг батыра - защищать свою родную землю. Судьба джигита - в руках Родины, а судьба Родины - в руках джигита.

Я гляжу на цепи гор
В нашем благостном краю,
И, вбирая их простор,
Божью милость познаю.
Песней небо раскололось -
Соловей поет в долу;
Как азан, звенит твой голос,
Богу вознося хвалу.
Не зовет ли на молитву
Верных мусульман?
Провожает меня в битву,
Мой Урал, родимый стан.

Проведя 25 лет на каторге в балтийском порту Рогервик (город Палдиски, Эстония, – прим. ред. ), Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года. Последними строками поэта-воина, приписываемыми ему, было стихотворение «Я не умер, башкиры!»:

Ты далёко, Отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!

Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры!

Салават Хамидуллин

Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин - историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990-1991 годы - корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991-1995 годы - редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года - корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

Юноша, произведенный в бригадиры его войска в 20 лет, стал не только исторической фигурой, но и легендой. Хотя батыр и поэт воевал меньше 2 лет и встретил смерть на каторге, без него башкирская культура выглядела бы совсем иначе.

Детство и юность

Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.

Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания / Википедия

Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.

Крестьянская война и восстание

Когда Емельян Пугачев поднял восстание и начал Крестьянскую войну, его сторонники вели агитацию в башкирских войсках. В результате 10 ноября 1773 года Салават Юлаев вместе с отрядом в 1200 человек не стал выступать против войска самозваного «Петра III», а перешел на его сторону. Так же поступил и отец будущего героя.